'Вопросы к интервью
02 сентября 2019
Z Интервью Все выпуски

Для самых больших Нужно ли в школе преподавать экономику?


Время выхода в эфир: 02 сентября 2019, 12:05

А. Петровская Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Для самых больших». Напротив меня – Данил Фёдоровых, преподаватель ВШЭ и президент Международной олимпиады по экономике. Данил, здравствуйте.

Д. Фёдоровых Здравствуйте.

А. Петровская В ближайшие 10 минут давайте поговорим о школьном экономическом образовании. Сейчас я всех поставила в тупик, потому как я думаю, что большинство родителей с удивлением узнали, что экономику могут преподавать в школе. Насколько вообще распространено присутствие этого предмета в наших общеобразовательных школах?

Д. Фёдоровых К сожалению, не так распространено, как могло бы быть – или, может быть, к счастью. Но в Москве, конечно, есть много хороших школ, где преподают экономику, и есть несколько регионов, в которых одна или две школы, которые стабильно показывают хороший результат на олимпиадах по экономике – значит, там есть хорошие преподаватели. Но, конечно, это не распространённая история.

А. Петровская Что-то про Петербург вы знаете отдельно, по присутствию?

Д. Фёдоровых В Петербурге есть несколько школ, которые периодически отправляют участников на заключительный этап, например, Всероссийской олимпиады. Однако по сравнению с тем, какое Петербург занимает место в общественной жизни и в экономике нашей страны, эта пропорция небольшая. Хотелось бы, чтобы она увеличилась.

А. Петровская То есть, присутствие Петербурга на ландшафте Международной олимпиады по экономике не столь значительно, как хотелось бы.

Д. Фёдоровых К сожалению, да. Вот у нас сейчас на Международной олимпиаде есть две команды из России по 5 человек, 10 участников всего, и среди них из Петербурга никого нет.

А. Петровская Всё-таки набирается со всей России ребят, которые могут претендовать на участие в Международной олимпиаде по экономике и на уровне соревноваться со школьниками из других стран. Кстати, что касается других стран: мы такие индивидуальные, или в других зарубежных странах, которые тоже участвуют в олимпиаде, такая же ситуация?

Д. Фёдоровых Вы знаете, по-разному. И тут, наверное, есть связь с тем, насколько централизована система образования, потому что в тех странах, в которых государство решает более-менее всё за школу, что ей нужно делать – например, в России – школьная экономика не очень распространена, потому что это система консервативная довольно-таки, не очень предрасположенная к изменениям. А в тех странах, где менее централизованная система, где типичная школа сама выбирает, чему учить детей – там это более распространённая история.

А. Петровская Интересная такая закономерность. Не так давно я общалась с директором 239 школы в Петербурге, Максимом Пратусевичем – возможно, вы знаете, это прекрасная физико-математическая школа.

Д. Фёдоровых Да.

А. Петровская И он говорил как раз о том, что у России есть амбиции, скажем так, воспитания учёных, в том числе будущих нобелевских лауреатов. Так вот хочется спросить: а где же наши амбиции в этих условиях тогда по воспитанию будущих нобелевских лауреатов по экономике?

Д. Фёдоровых Да, в России ни разу не было Нобелевской премии по экономике. В Советском Союзе была одна, но она была скорее за математический вклад, чем за то, чем экономика является в глазах обывателя.

И конечно, когда мы говорим о нобелевских лауреатах и о вообще науке очень высокого уровня, то тут главное дело не в школьном образовании, главное дело в высшей школе. В том, насколько много в данной стране (в России или в какой-либо ещё, которая претендует на Нобелевские премии) университетов мирового класса, в которых учёные занимаются исследованиями, и которые готовят студентов, которые потом смогут заниматься такими же исследованиями мирового уровня. Если посмотреть на мировые рейтинги университетов по экономике – например, QS World University Rankings – то там в ТОП-100 в мире есть только один российский университет: ВШЭ.

А. Петровская Это не реклама, я надеюсь.

Д. Фёдоровых Ну, это факт, вы можете проверить, что уж там. Но у нас есть ещё несколько очень сильных центров, которые заметны в мире, о которых знают за рубежом в том числе. Но, к сожалению, по сравнению с тем, как университеты такого уровня распространены в США и в Европе, этого недостаточно для того, чтобы в ближайшее время у нас появился нобелевский лауреат.

А. Петровская Но всё-таки кажется, что с учётом того, что школьная система образования меняется, сейчас всё больше говорят о том, что уже в старших классах планируется, скажем так, уделять внимание отдельным ученическим школьным проектам, которые могут потихоньку переходить уже в научные проекты в университетах, то в принципе кажется логичным появление экономики ещё на уровне школьного образования.

Д. Фёдоровых Ну что ж. Я, как один из организаторов и Российской олимпиады по экономике, и Международной, конечно, такое приветствовал бы – с той оговоркой, что перед этим должна пройти крупномасштабная подготовка учителей. Потому что мы уже сталкивались с опытом, когда экономика появлялась в школе, и преподавали её, прямо скажем, не экономисты, а те, кто ещё в прошлом учебном году были географами или историками. И при всём уважении к этим хорошим людям, преподавать экономику так не получится, просто за лето переквалифицировавшись вдруг в экономиста. Поэтому если будет организовано повышение квалификации учителей, то, конечно, экономика сможет в школе интегрироваться в проектную деятельность и во всё то хорошее, к чему мы стремимся менять систему школьного образования.

А. Петровская С другой стороны, может быть, это излишне? Ну правда очень загружены наши школьники, особенно в старших классах. Все эти ЕГЭ – это просто бесконечный стресс. Нужна ли им там экономика, или я зря за это агитирую?

Д. Фёдоровых Я, может быть, немножко предвзят, но мне кажется, что нужна.

А. Петровская Почему?

Д. Фёдоровых Дело в том, что тут, может быть, стоит говорить скорее не об экономике как науке. Это звучит как-то слишком пугающе, что вот, сейчас будем наших школьников пичкать ещё одной наукой, которую они раньше не видели. А о чём-то, что я бы назвал какой-то экономической или финансовой грамотностью. И в последнее время какие-то изменения в этом направлении есть. Минфин с Центробанком запустили большую программу по введению финансовой грамотности в школьную программу.

Но всё равно подобный подход довольно односторонний, потому что экономика заключается не только в финансовой грамотности, но и в понимании каких-то историй о том, как рынки работают. Например, почему, когда государство запрещает импорт каких-нибудь товаров из соседней страны, то от этого не только выигрывают отечественные производители, но и страдают отечественные потребители. Часто это упускается из виду.

А. Петровская Они знают и без этих отдельных курсов!

Д. Фёдоровых Они узнают потом на своём опыте. Но если посмотреть, какую поддержку имеют некоторые решения, которые очевидно вредят в перспективе отечественным потребителям, то мне бы хотелось, чтобы больше у людей было понимания с самого начала, как работают подобные экономические меры.

А. Петровская То есть, это вопрос всё-таки не науки, а просто об общей финансовой и экономической грамотности населения.

Д. Фёдоровых Школьная программа – особенно в средней школе, но и в старшей школе тоже – с моей точки зрения, не должна иметь целью какое-то массовое прививание науки в умы людей. Потому что учёными-исследователями всё равно станут далеко не все, но знать, почему совать пальцы в розетку нельзя, нужно всем. А также всем нужно знать, почему нельзя брать кредит в той валюте, в которой ты не зарабатываешь, брать ипотеку в долларах, если у тебя доходы в рублях. Но, как мы знаем, очень много людей уже наступили на эти грабли.

А. Петровская Хорошо, давайте обратно к школьному образованию вернёмся. Если у нас пока трудно рассказать, наверное, а может быть, вы и можете о каком-то успешном опыте внедрения экономики в школу, то как это работает в других странах?

Д. Фёдоровых Да, я правильный человек, чтобы задавать этот вопрос, потому что за то время, что я занимаюсь Международной олимпиадой – последние 2 года – я побывал более чем в 10 странах, специально чтобы узнать ответ на этот вопрос: как устроено там преподавание экономики, насколько оно распространено, как устроены олимпиады, если они есть. И, как я уже говорил, очень по-разному. Есть страны, причём весьма неожиданные – как, например, Польша, которая проводит соревнования по экономике для школьников на протяжении уже 30 лет. И тоже, конечно, она не во всех школах есть, но там, где есть, она преподаётся на таком уровне, что я не знаю, что потом эти люди делают в университете, потому что фактически это программа 1-2 курса, они её изучают уже в школе.

А есть страны, в которых буквально почти ничего не было ещё недавно. И в том числе с нашей помощью, нашими усилиями местные организаторы, имеющие или не имеющие отношение к государству, только запускают проекты, связанные со школьным экономическим образованием. Например, в Бразилии ещё 3 года назад не было ничего про школьное экономическое образование. А потом, когда мы постарались привлечь их к нашей Международной олимпиаде, там прошла своя олимпиада национальная, в которой несколько тысяч участников каждый год. И появляются какие-то курсы подготовки, появляются какие-то уроки онлайн и офлайн, на которые можно сходить. Что-то происходит, но это всё происходит очень по-разному.

А. Петровская Хорошо. Тогда ещё вопрос о трендах, может быть, каких-то, которые нам стоит перенять в первую очередь, если мы всё-таки решимся на внедрение экономики в школьную систему.

Д. Фёдоровых Тут я вряд ли что-то оригинальное скажу. То, что я наблюдал в наиболее гибких системах образования и наиболее самостоятельных школах, например, в Великобритании: сейчас все поняли в последние годы, что преподавать экономику по учебникам даже уже пятилетней давности – это не то, что нужно современному молодому человеку. Сейчас повсюду запускаются инициативы по интеграции экономического образования в проектную деятельность, в IT, взаимосвязь с анализом данных должна быть на школьном уровне.

И в России тоже это есть на уровне каких-то инициатив. Вот есть, например, летняя школа, где несколько сотен ребят со всей страны собираются каждый год, чтобы познакомиться с экономикой поближе – тоже к ВШЭ имеет отношение проект. Там специально мы ввели курс по анализу данных, хотя нам говорили: «Зачем вы это делаете? Это же математика, какая там статистика, это всё не экономика». Но на самом деле людям, которые работают в этой профессии не в образовании, а в науке и экономике, уже давно ясно, что никакие теоретические рассуждения без взаимосвязи с анализом данных не будут помогать понять, как устроен мир. А анализ данных – это IT, компьютеры, математика, подобного рода.

А. Петровская Спасибо. На этом мы сегодня заканчиваем. Данил Фёдоровых, преподаватель ВШЭ и президент Международной олимпиады по экономике сегодня был у нас в гостях. Хорошего дня.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире