'Вопросы к интервью
13 августа 2019
Z Интервью Все выпуски

Пифагоровы штаны: Как создать шрифт, который может облегчить процесс чтения для дислексиков?


Время выхода в эфир: 13 августа 2019, 12:05

А. Петровская Добрый день, у микрофона Александра Петровская, это программа «Пифагоровы штаны», напротив меня Светлана Алексеева, научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований СПбГУ, кандидат филологических наук.
С. Алексеева Здравствуйте.
А. Петровская Вы занимаетесь созданием шрифта, который может помочь читать людям, страдающим дислексией. Как шрифт может повлиять на узнаваемость слов, на чтение: мы начинаем читать, происходит фиксация слова, от того, где эта фиксация происходит, мы быстрее или медленнее преодолеваем это слово и идем дальше? Расскажите подробнее.
С. Алексеева Многие считают, что когда мы читаем, мы читаем по буквам. На самом деле это не так. Мы делаем небольшие остановки, которые в области когнитивной психологии и психолингвистики называются фиксациями, и потом скачки, они называются саккадами. И чтение состоит из таких вот перемежающихся элементов: фиксаций и саккадов. И действительно считается, если мы зафиксировались на слове в центре, то это будет оптимальным для прочтения этого слова. Также стоит сказать, что некоторые слова мы фиксируем несколько раз. Обычно, это длинные слова. Связано это с тем, что у нашего глаза очень небольшая разрешающая способность, то есть за одну фиксацию глаз может воспринять четко только два-три символа. Чем дальше от фиксации, тем больше разрешающая способность падает, поэтому нам и нужно перемещать глаза, чтобы новая визуальная информация поступила на сетчатку, и мы могли прочитать слово. Еще один параметр движения глаз – рефиксация – повторная фиксация на слове или какой-то другой интересующей нас области. Соответственно, есть люди с дислексией. У них больше фиксации, больше регрессии, им требуется больше времени, чтобы прочитать текст. Я в своих исследованиях пытаюсь создать шрифт, который бы облегчил им чтение текстов. Для латинского алфавита существуют специализированные шрифты для людей с таким недугом. На кириллице до недавнего времени подобных шрифтов не было. У вас был вопрос, как шрифты могут повлиять на чтение текстов, так вот считается, что людям, у которых есть проблемы с чтением, проще читать шрифты без засечек. Соответственно, если мы возьмем шрифт типа готического английского, он считается гораздо сложнее, чем обычный Times New Roman.
А. Петровская Давайте пойдем дальше, к тому, как этот шрифт создавался. Все начиналось с того, как вы создавали некую базу букв, которые в большей степени вызывают сложности в силу своей похожести. Основываясь на этом, вы пошли дальше?
С. Алексеева Отличие от шрифта, который создается в нашей лаборатории, как раз заключается в том, что наш шрифт построен на объективных данных, полученных при помощи психолингвистического исследования. Шрифты для латинского алфавита создавались на основе интроспекций, то есть дизайнеры, которые сами обладали проблемами с чтением, решили создать шрифт, который помогал бы конкретно им. Так было создано несколько шрифтов для латинского алфавита. Мы провели дополнительные исследования, где попытались выяснить, какие буквы в русском алфавите путаются друг с другом. Во время этого эксперимента, людям на короткое время показывались буквы, они должны были их назвать. Если букву показать ненадолго, то возникают ошибки по оптическому сходству. И действительно, были обнаружены некоторые очевидные ошибки, типа Ш\Щ, Ь\Ъ, но были и неочевидные, например, путаются между собой буквы П и Ц. Но вообще, это объяснимо, если П перевернуть, то получится Ц без хвостика. После того, как у меня были сформированы пары букв, которые путаются, я обратилась в школу шрифтового дизайна. Там мне посоветовали Марию Головатюк, которая согласилась принять участие в этом проекте. Она создала шрифт, в котором попыталась нарисовать те пары букв, которые путаются, различным образом. Например, взять курсивную и печатную форму. Также стоит отметить, что при создании шрифта, она консультировалась с дислексиком. После того, как Мария создала несколько версий этого шрифта, эта девушка выбрала ту, которая ей нравится больше всего. Но, конечно, результат, полученный на основе одного человека, не является репрезентативным, с точки зрения науки, поэтому следующим этапом работ было найти группу детей и взрослых, на которых можно было протестировать шрифт. Это оказалось непростой задачей.
А. Петровская Шрифт уже готов и первые результаты есть: и эта девушка, и 7 детей, которые также испробовали этот шрифт. Но это все равно недостаточное количество примеров, чтобы окончательно запустить в работу созданный вами инструмент?
С. Алексеева Как вы уже сказали, мы протестировали 7 детей в Центре языка и мозга в Москве. Сотрудник этого центра – Светлана Дорофеева, овладела методикой диагностирования Корнева, а также разработала свои собственные тесты и на основе этих батарей различных задач, она протестировала некоторое количество московских детей, и часть из них приняли участие в моем исследовании. Кроме того, мы проводили тестирование в речевой школе №3 в Петербурге, а также обратились в 491-ю школу, она обычная. Для того, чтобы сравнить, как читают дети с речевыми проблемами и без них. Также я хотела сказать, что тестирование шрифта происходит объективным методом, при помощи оборудования, которое называется регистратор движения глаз. Ребенок садится перед компьютером, читает, а специальное оборудование записывает, куда он смотрит и как долго он это делает. Проведя исследование на этих 7 детях в Москве, а также на контрольной группе в Петербурге, мы получили, что в некоторых мерах движения глаз, созданный нами шрифт, действительно обгоняет стандартный шрифт русского языка.
А. Петровская Это уже результат! Я желаю вам удачи, чтобы довести это дело до конца!
С. Алексеева До свидания!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире