'Вопросы к интервью
12 августа 2019
Z Интервью Все выпуски

Для самых больших С чем связано нарушение развития речи у детей?


Время выхода в эфир: 12 августа 2019, 12:06

А. Петровская Добрый день, у микрофона Александра Петровская, это программа «Для самых больших». Сегодня мы говорим о детских логопедических проблемах. Напротив меня – практикующий логопед Марина Новикова. Марина, здравствуйте.

М. Новикова Добрый день.

А. Петровская Давайте начнем с первого актуального вопроса: откуда вообще суть проблемы? Известно ли сегодня науке, откуда берутся речевые проблемы у детей, есть ли некая связь нарушений речи с этапами развития ребенка, как в дородовой период, так и в первые годы жизни?

М. Новикова Безусловно. Речь – это высшая психическая функция, которая формируется у ребенка к трем годам. Это сложная психическая функция, и. с одной стороны, ребенок должен быть психически готов к тому, чтобы освоить речь. Она делится на два вида: импрессивная речь, то есть речь, которую ребенок понимает, и экспрессивная речь – то, что он начинает говорить, то, что мы произносим. Сначала, конечно, формируется импрессивная речь. Формируется она примерно к 9 месяцам. В дальнейшем – экспрессивная речь, то есть, умение уже что-то выразить. Но чтобы что-то выразить, надо, во-первых, иметь мотив, желание что-то сказать. Потом нужно подобрать средства, какими-то словами это выразить, так, чтобы близкие тебя поняли.

Речь – очень сложный механизм и он впрямую зависит от того, как развивался ребенок с самого рождения, и каким был период беременности мамы, то есть перинатальный период, как его ребенок переживал. Конечно, во время родов какая-то часть нервных клеток погибает, в любом случае, при любых родах. Но если роды сопровождались какими-то сложностями, то возникает гипоксия плода. Или в период беременности она уже может возникать, при обвитии пуповины, но это уже медицинские вопросы.

Это ведет к тому, что часть нервных клеток погибает, и соответственно, эта нейронная сеть, которая формируется у ребенка в первые три года жизни, она формируется хуже. Миелинизация нервных окончаний (это нейрофизиологическая проблема) происходит не в том темпе, который классически предопределен. За счет этого высшая психическая функция, речь, как раз страдает, как наиболее сложная, первая при родах.

А. Петровская То есть уже сразу после рождения ребенка, в родильном зале, можно уже задумываться о том…

М. Новикова Как развивать его речь, да. Как в дальнейшем она будет развиваться. Потому что это функция сложная и нужно весь доречевой период общий баланс нервной системы ребенка формировать так, чтобы функция эта возникла вовремя.

А. Петровская Сейчас к этому вернемся. Еще момент: вы сказали о том, что в связи с указанными факторами может быть некая задержка в развитии речи, в отличие от канонных представлений о том, когда ребенок должен заговорить. Кто вообще устанавливает эти каноны и насколько они подвижны могут быть?

М. Новикова Каноны, видимо, установлены практикой жизни, и были они установлены еще в советское время. Есть определенные периоды формирования речи. Первый период, с месяца до шести – это гуление, этап рефлекторного развития голоса ребенка. Собственно говоря, так младенцы говорят на всех языках мира, потому что у них звуки, которые нехарактерны для того языка, в котором в дальнейшем будет жить ребенок. То есть они могут быть какие-то гортанные, высокие, низкие, и оно есть даже у детей, которые не слышат речь, это такая рефлекторная деятельность нервной системы и голоса. К 6 месяцам оно затухает и уже возникает лепет, на основе тех звуков, которые слышит ребенок. И это уже слоговые ряды определенные, из которых в дальнейшем формируются первые слова.

Первое словечко, осознанное, появляется у детей где-то к году. Это может быть очень упрощенное слово, или даже своё слово. Мама должна отслеживать этапы формирования речи. И что ее должно беспокоить? Гуление было вроде как, а потом лепет стал затухать, и слов нет, ребенок замолчал. Или у ребенка начались первые словечки в год -1,2,3, а потом этап этот почему-то закончился. В течение четырех месяцев, даже полугода, можно еще подождать. Бывает, ребенок начинает, какой-то словарный запас у него появляется из 5-6 слов, а потом он как бы накапливает и позже начинает говорить более активно.

Все эти этапы речевого развития и одновременно этапы его взаимоотношений с миром надо очень внимательно отслеживать. Например, соска — до года она возможна, но когда ребенок спит, а постоянно сосать не надо, потому что это нервную систему как-то успокаивает, и ребенок находится немножко в состоянии приторможенности. То же самое с жвачкой, ее тоже нельзя очень долго жевать. Не больше 10 минут, говорят нейрофизиологи. Она тоже тормозит действие нервной системы.

Очень важно, конечно, чтобы ребенок получал грудное вскармливание, потому что оно очень активизирует мышцы, которые отвечают за артикуляцию: круговая мышца рта, нёбо-глоточный затвор, щеки, средняя спинка языка и задняя часть языка. Ребенок трудится, делает эти глотательные движения, которые ему потом очень помогут в артикуляции.

А. Петровская Когда приходит время идти к логопеду? Бывает ведь, что часть звуков – по крайней мере, в отношении нарушения звукопроизношения – с возрастом могут вставать на место.

М. Новикова Если родитель тревожный, то пора тогда, когда он это внутреннее беспокойство чувствует — хотя бы для того, чтобы проконсультироваться. Но в целом, беспокоиться нужно, во-первых – если ребенок в 2 года говорит не больше 20 слов, и у него нет фразы. Даже самая простая «Ия – бух!», значит «Ира упала» — это уже фраза. Вот если есть эта фраза, то беспокоиться не надо. Если в 3 года он говорит очень много, но практически непонятно, есть только несколько простых слов, которые родитель понимает, а всё остальное – какая-то тарабарщина на своем языке – это, конечно, тоже повод обратиться к логопеду. Если ребенок в 4 года очень плохо формулирует, структура речи с точки зрения смысла очень нарушена, неправильно выбирает слова, не может их подобрать – нужно идти к логопеду.

Что касается звукопроизношения, то тут особая история. Если вы видите, что ваш ребенок хорошо развит в целом, и говорит-то неплохо, но у него нарушено звукопроизношение – то тут надо уже конкретно думать, во-первых, о том, какие есть нормы формирования звуков, знать эти нормы, и не предъявлять ребенку требований больше, чем нужно. Вот пример: до трех лет должны быть сформированы простые звуки – «п», «б», «т», «д», «к», «х». А в три года должны быть сформированы звуки более сложные для артикулирования, которыми ребенок овладевает постепенно. Первый звук – это звук «с», это к трем годам.

К 3,5 4 годам должен быть сформирован звук «ль», примерно к 4,5, иногда к пяти – «ш», «ж», «ч», «щ». Звук «л» формируется позже, так как требуется поднять кончик языка, напрячь его. Он формируется где-то к пяти годам. А к 5,5-6 формируется вот этот вибрант, самый сложный – звук «р». Поэтому бессмысленно идти к логопеду с ребенком в 3,5 года и говорить: «Вы знаете, он у меня не произносит звук «л» и «р», а нам очень хочется». Надо немножко подождать.

А. Петровская То есть, есть вероятность, что эти звуки встанут сами?

М. Новикова Да, безусловно. Но есть один очень серьезный нюанс: если ребенок те звуки, которые не произносит, заменяет не на звуки, сходные по звучанию, а именно произносит дефектно, неправильно – оно не сформируется само собой потом, ребенок так и будет использовать этот неправильный дефектный звук. Тогда, конечно, логопедическое вмешательство необходимо. Ранее детство – это период формирования звукопроизношения. Где-то до школы должно быть звукопроизношение полностью сформировано. Если этого не происходит, то, конечно, надо заниматься. Но стереотип неправильного звукопроизношения, который уже выработался – будет мешать, он уже длителен, и перебороть его, несмотря на то, что человек уже более взрослый, почему-то сложновато.

А. Петровская Ох, правда. Марина, последний вопрос, завершая программу: насколько иностранный язык и его раннее изучение может как-то повлиять на формирование правильного звукопроизношения на родном языке?

М. Новикова Если мы берем английский язык, то для него характерно межзубное произношение многих звуков. И если у ребенка неправильно поставлен, например, звук «с», «з», «ц», и он его произносит межзубно, то не стоит погружать ребенка в другой язык, потому что неправильное произношение будет закрепляться изучением звуков другого языка. Во-вторых, если ребенок вообще неврологически очень ослаблен, у него развитие своего собственного языка плохо идет, то не стоит нагружать его изучением второго языка.

А. Петровская А если дети — билингвы?

М. Новикова В семьях, где родители говорят на разных языках, и ребенок нормально осваивает язык. Тогда это только приветствуется. Тогда два языка будут параллельно идти и формироваться.

А. Петровская Спасибо большое. На этом мы сегодня заканчиваем. Практикующий логопед Марина Новикова была сегодня у нас в гостях. Спасибо, и хорошего дня.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире