'Вопросы к интервью
06 августа 2019
Z Интервью Все выпуски

Пифагоровы штаны: Каковы возможности нейротехнологий для реабилитации, создания дополненной реальности и научных исследований?


Время выхода в эфир: 06 августа 2019, 12:06

А. Петровская Добрый день, у микрофона Александра Петровская, в эфире программа «Пифагоровы штаны». Нарпотив меня – Геннадий Коваленко – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Компьютерные и интеллектуальные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета. Геннадий, Добрый день.
Г. Коваленко Здравствуйте!
А. Петровская Мы с вами сегодня будем говорить об интересных вещах: как можно управлять третьей рукой, а также как можно заменить стандартную реабилитацию после травм головного мозга, инсультов, другими новыми технологиями, которые позволят это делать дома, без привлечения дополнительных специалистов и средств. Речь пойдет о вашей разработке, которую заметили и оценили. Вы – среди победителей, среди акселераторов Америки, и ваши технологии заметны не только в России, но и в других странах.
Г. Коваленко Мы действительно являемся победителями, это случилось 5-го февраля в американском акселераторе Файв хандрид, который был впервые привезен в полном составе в нашу страну из Сан-Франциско. И с 26 ноября по 5 февраля мы проходили акселерацию в российских стенах, полностью набитых американцами. Всего в акселерации участвовало 30 команд, победило 7 команд. Мы вошли в число этих победителей, которым были предоставлены билеты в Америку, он у меня лежит на кафедре.
А. Петровская Давайте собственно теперь про эту технологию, которую уже переманивают на Запад. Что вам удалось сделать, и в чем отличие от других нейротехнологий?
Г. Коваленко Надо сказать, что мы – не врачи. Мы – команда людей, часть из которых обладает – искусственным интеллектом. Командой руководит человек, который единственный в России является чемпионом мира по футболу среди автономных роботов. Вторая часть нашей команды – это наука. Наталья Шемякина, например, одна из учениц великой Бехтеревой (нейрофизиолог), третья часть – молодые программисты, магистры Политеха, четвертая часть – бизнес-профессионалы. Суть нашей технологии можно выразить буквально одним словом – мы умеем превращать воображаемое движение в реальность.
А. Петровская Это ключевой фактор, который необходим для реабилитации в формате виртуальных заданий. И также это вопрос о точных и запланированных верных движениях, которые могут позволить управлять как дополнительной роботизированной третьей рукой, так и умным домом. А также, возможно, еще и спортивное направление.
Г. Коваленко В принципе, вы правы. Однако, как говорят американцы, «чтобы быть успешным, нужно быть сфокусированным». Мы разработали технологию, а любая технология должна приносить конкретную пользу людям. Мы не делаем железо, мы разработали программное обеспечение.
А. Петровская Чтобы было понятно, вы используете гаджеты. Например, беспроводной энцефалограф, которые распространены в любом медицинском учреждении. То есть это – стандартные инструменты.
Г. Коваленко Скажем так, как класс аппаратуры, энцефалографы распространены. Мы действительно делаем упор на доступность. Чтобы клиент не был связан с каким-то отдельным производителем. Наш нейротренажер, который мы по кирпичикам собираем из разных деталей, это – стандартный ноутбук и «коробка от мужских ботинок», даже ее половина.
А. Петровская То есть секрет в интеллектуальной технологии нематериальный?
Г. Коваленко Совершенно верно.
А. Петровская Давайте теперь объясним, как это работает. Электроэнцефалограф считывает импульсы головного мозга, которые интерпретируются с помощью вашей программы и в дальнейшем преобразуются и передаются на любое устройство?
Г. Коваленко Абсолютно верно. Сначала идут датчики, с помощью которых снимается энцефалограмма, потом идет усилитель и потом уже полученный сигнал может быть использован для совершенно разных нужд. Мы его использовали для того, чтобы распознавать разные движения. Применительно к реабилитации: мы распознали сигнал и передаем его в игру, где человек видит отражение своего аватара. Это элемент геймификации, потому что это должно быть еще и интересно. Если человек воображает сжатие руки, например, срывает яблоко, мы его распознаем и отобразим на экране обычного ноутбука в игре. Рука у человека не работает, но он видит, что может сделать это движение. Этот элемент называется биологически обратная связь: мозг начинает обманываться, то есть человек вообразил и пошло движение, как у здорового человека. После того, как человек увидел, что его воображаемое движение, включается нейропластичность, когда мозг начинает передавать ответственность за передачу управления движениями на другой участок, неповрежденный. Если же повреждение не столь значительное, то путем многократных тренировок, можно нарастить нейронные связи и восстановить этот поврежденный участок. Эти вещи всем давно известны, существует куча публикаций на тему нейропластичности.
А. Петровская Геннадий, времени практически не остается, давайте поговорим о дополнительных возможностях программы, которая позволяет фиксировать и распознавать виртуальные движения.
Г. Коваленко 6 направлений использовано в нейротехнологии. Первое – это можно заместить управление протезом, второе – дополнить. Киберигра – он играет в 10 пальцев, двумя ногами и еще третьей роботизированной рукой. Можно расширить возможности при управлении автомобилем –распознать состояние человека задолго до того, как он начнет терять контроль над ситуацией. Дальше собственно – это реабилитация, восстановление. И научные исследования.
А. Петровская Геннадий, спасибо, до свидания!
Г. Коваленко До встречи.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире