'Вопросы к интервью
08 июля 2019
Z Интервью Все выпуски

Свободный формат: Католики и православные: поспособствует ли встреча президента России с Папой Римским дружбе двух христианских конфессий?


Время выхода в эфир: 08 июля 2019, 13:06

Т. Троянская 13 часов 5 минут, программа «Свободный формат», в студии Татьяна Троянская. Я приветствую нашу гостью, в студии у нас Анастасия Медведева, историк, и прихожанка базилики святой Екатерины. Добрый день, Анастасия!

А. Медведева Добрый день!

Т. Троянская Через некоторое время к нам по телефону из Москвы присоединится Игорь Ковалевский, генеральный секретарь конференции католических епископов России. Поводом нас встретиться нам послужила другая встреча, которая случилась на прошлой неделе, встреча Папы Римского и Президента России Владимира Путина. О ней очень много говорили, начиная с того, что Владимир Путин по обыкновению опоздал на эту встречу, и далее всяческие многочисленные версии, почему же он встречался с Папой Римским.

Чуть позднее мы услышим версию отца Игоря, а сейчас у меня вопрос к вам, Анастасия, так зачем все-таки? Что говорят прихожане?

А. Медведева Обычные католики также как и обычные православные, и обычные люди о мотивах встреч глав государств могут только догадываться. Конечно, существует общественное мнение, и этот вопрос обсуждается, и в сети обсуждается в католических группах и на форумах, но тут я скорее сошлюсь на мнение официального спикера русской православной церкви, который прокомментировал эту встречу как скорее визит межгосударственный. Ватикан – государство. И если мы посмотрим на повестку дня этой встречи Владимира Путина с Папой Римским Франциском, то там именно государственные вопросы обсуждались и говорить что был хоть сколько-нибудь религиозный акцент этого визита сложно.

Как мы знаем, было подписано медицинское соглашение о сотрудничестве между министерствами здравоохранения и знаменитой ватиканской больницей Бамбино Джезу, и мы знаем, что эта совместная работа продолжается. Папа Франциск очень сконцентрирован на всем протяжении своего понтификата на гуманитарных вопросах, на вопросах экологии и восстановления мира в регионах, где гражданское противостояние или какие-то военные конфликты происходят. Он очень много об этом говорит, всегда, и во время своих визитов и вообще.

Я думаю, что Путин для него важен как очень значительный игрок на этой сцене. В ватиканском пресс-релизе было упомянуто, что обсуждались вопросы событий в Сирии, на Украине и в Венесуэле. Все три этих пункта на карте мира, там везде так или иначе присутствует Россия как большая сила, и поэтому Папа хочет с нею разговаривать.

Зачем Владимиру Владимировичу Путину было нужно приезжать к Папе Римскому? Это не первый его визит, и Россия понимает, что мирные инициативы Папы тоже очень важны. Католическая церковь через своих дипломатических представителей ведет очень большую работу в этой области и России важно ее координировать с ним. Так что ничего удивительного в этой встрече нет.

Чего католики ждали от этой встречи? Российские католики. Там обсуждались некоторые аспекты жизни католической церкви в России, это для нас очень важно. У нас есть животрепещущие проблемы, и мы очень надеемся, что каждая такая встреча на любом уровне будет помогать эти вопросы решать.

Т. Троянская Сейчас мы говорим про проблемы католиков в России, но тем не менее вы говорили, что считаете, что это была встреча Путина не с духовным лидером а с главой государства Ватикан.

А. Медведева Я думаю, что здесь невозможно это разделить. Ни один из мировых лидеров, ни Президент Трамп, ни кто-либо другой, приезжая в Ватикан, не разделяет эти вещи, потому что Папа Римский действует в своем качестве соединяющем в одном лице эти два призвания.

Т.Троянская А эта встреча может способствовать дружбе этих двух конфессий? Католиков и православных.

А. Медведева Встречи российского Президента с Папой Римским с самого начала, как только они начали происходить, они все этому способствуют, но гораздо больше этому способствовала встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском в Гаване. Вот это была религиозная встреча, двух религиозных лидеров. И вот она-то и способствовала.

Т.Троянская А вы какие-то существенные изменения после этой встречи заметили?

А. Медведева В такой сфере, в сфере человеческого мировоззрения существенные изменения не происходят в один момент. Все такие процессы очень длительные в истории человечества, как мы знаем, и надеяться, что за два года произойдет какой-то коренной перелом, очень сложно. Особенно, когда мы имеем дело с большими общностями людей, с многомиллионным населением России православным, и с миллиардным числом католиков в мире. Но некоторые сдвиги, произошли.

Т.Троянская Например?

А. Медведева Издание совместной декларации, документ подписанный двумя церковными лидерами. В первый раз мы имеем такой совместный документ в истории. Это очень много. Его надо читать. Она опубликована на официальной странице московского патриархата. Она обсуждается, на нее ссылаются, и иерархи русской православной церкви тоже. Есть совместные культурные и социальные инициативы. Может быть кто-то хотел, чтобы эти изменения были сильнее, больше и резче, но надежды всегда больше, чем их воплощение, и это хорошо. Надеяться надо на большее.

Т.Троянская Вы сказали – миллионы православных в России и миллиарды католиков во всем мире. Здесь соотношение понятно в чью пользу. А в России католиков меньше одного процента. Может ли рассматривать с таким соотношением РПЦ малочисленных католиков в России как угрозу?

А. Медведева Я думаю – нет. Последние тридцать лет, время религиозного возрождения в России, причем это религиозное возрождение затронуло все вероисповедания традиционные для территории Российской Федерации, и эта история последних тридцати лет показала, и динамика прироста католических прихожан и православных, что никакой угрозы католическая церковь на территории Российской Федерации для православной церкви не несет. В этом можно было удостовериться и убедиться много раз.

На местах добрые отношения католических и православных администраторов, местных епископов православных и католических настоятелей во многих местах сложились и сложилось сотрудничество в социальной сфере. И тут динамика положительная, от страха перед прозелитизмом страшным начала 20-х годов и перед католическими деньгами, на которые якобы будут покупать себе верующих злые католики, уже в общем и целом ушли.

Т.Троянская Прозелитизм, здесь хотелось бы остановиться, поскольку до сих пор многие православные священники обвиняют католиков в этом. Для тех, кто не знает, что это такое, это обращение в свою веру. Условно говоря, католики пытаются переманить в католичество православных. Поясните!

А. Медведева У нас нет статистики. И надо понимать, что когда мы говорим «многие православные священники», мы имеем ввиду либо каких-то медийных персонажей, которые зачастую маргинальны.

Т.Троянская Сейчас вы конкретно о Чаплине говорите?

А. Медведева Нет, я говорю о ультра-консервативных православных священниках, объединенных вокруг определенных сетевых ресурсов. Они есть, есть православное крыло либеральное, есть консервативное. Также часто, как они католиков обвиняют в прозелитизме, они так же друг друга начинают обвинять в том, что они тайные католики, иерархи. Мы знаем, что те же самые православные консерваторы часто любят говорить о том, что экуменист, предположим, митрополит Илларион, так называемый министр иностранных дел Русской православной церкви, что он тайный католик, или он продался католикам. Это тоже ведь наносит рану внутри православной церкви, люди начинают между собой ссориться. Не надо забывать, что и католической церкви, в том числе и в России в малочисленной общине, есть свое традиционное крыло консервативное, которое тоже очень не любит православную церковь. И обвинениями в том, что вот, сосед-еретик – любят бросаться как те, так и другие. Это есть всегда, и будет всегда.

Т.Троянская Здесь зеркальный принцип, такие же разделения как в православии?

А. Медведева Конечно, есть люди, которые считают православных страшными еретиками и не хотят с ними иметь ничего общего, не делать никаких совместных проектов. Они обижаются на то, когда «вот, Папа Римский подарил частицу мощей Николая Чудотворца православным. Как он мог! Есть же католики, а он про них забыл!» Вот такие голоса тоже раздаются. Ну что делать!

Т.Троянская А давайте поговорим про проблемы католиков в России. В чем они заключаются?

А. Медведева Для нас сейчас основная проблема – эта проблема передачи храмов верующим, процесс, который для Русской православной церкви протекает более-менее безболезненно. Протекал во всяком случае. Сейчас начались сложности. Но мы понимаем, что уже в каждом городе храм есть. И не один. А в больших городах иногда и не один десяток. Для католиков, для которых исторически сейчас в каждом областном центре был только один храм, а проблема в том, что вот этот единственный храм до сих пор не передан – это живая проблема того, что людям негде молиться.

И до сих пор большие и малые храмы в таких городах как Смоленск, Красноярск, Барнаул, Киров, до сих не переданы и это тяжело, когда на целую область нет ни одного храма, это длинная история, тяжелая. Где-то идут суды.

Т.Троянская То есть, есть помещение, это храмовое помещение, но оно принадлежит городу?

А. Медведева Да. В двух случаях из перечисленных мною – это органные залы местной филармонии. Понятно, что акустика католического храма хороша для органного зала, и в Красноярске и Кирове, это концертные залы. И вопрос о их передаче тянется годами. И это может продолжаться бесконечно. В Смоленске это был областной архив, который сейчас в аварийном состоянии. Он из него выехал, но решения о передаче до сих пор нет. Мы знаем, что Ватикан через своих дипломатов пытается помогать этому процессу и мы надеемся, что встреча Президента с Папой Римским может сдвинуть в лучшую сторону этот вопрос. Конечно католики не хотели бы никого выгонять и выселять, но еще раз повторю, что это вопрос единственного храма на область. И если это двести человек, то у них должно быть какое-то место, куда они могли бы приходить. Эти храмы строили верующие 100-150 лет назад на собственные средства. И для нас этот вопрос очень важен.

Т.Троянская А если там филармония, возможно ли сочетание филармонической деятельности и существования этого здания как храма?

А. Медведева Конечно да! Просто речь идет о том, чтобы например католики могли служить там каждое воскресенье, а не только раз месяц или в праздник. Где-то в этих храмах орган при реконструкции в советское время устанавливался на месте алтаря. И здесь надо тоже как-то этот вопрос решать, потому что в католической церкви орган традиционно стоит на хорах сзади, а тут иногда его ставили для того, чтобы люди видели органиста, ставили его впереди не месте алтаря. И это тоже создает некоторые сложности, потому что получается, что богослужение проходит в концертном зале, и это не чисто совместное использование. Получается такое положение «в гостях».

Т.Троянская На западе концерты в храме – вполне распространное явление.

А. Медведева И у нас в Москве в кафедральном соборе постоянно проходят концерты и благотворительные фестивали. Существует благотворительный фонд «Искусство добра» в Москве, который проводит концерты, обучающие курсы, и фестивали с большим количеством приглашенных. Очень популярное место.

В Петербурге концерты в том числе и органные проходят в трех или четырех католических храмах. У нас в Санкт-Петербурге их сейчас семь, храмов переданных католической церкви, в трех или четырех постоянно проходят концерты органной музыки. И не только органной, но и хоровой, и инструментальной..

Т.Троянская В Петербурге с этим проблем меньше? В вопросе передачи храмов.

А. Медведева Петербург – это замечательное исключение. В Петербурге практически все храмы, на которые претендовала католическая общин, были переданы, но еще город помогает их восстанавливать, что тоже немаловажно. Недавний пожар на Минеральной улице, трагическая история. Храм был в очень плохом состоянии, и именно правительство города Петербурга, комитет по охране памятников выдел деньги на его реставрацию. Католики бы делали это несколько десятилетий, потому что, понятно, денег у католической общины мало. А город помогает, и огромное ему за это спасибо!

Т.Троянская А с чем это связано? Это инициатива местных властей? Они более самостоятельны? Почему в Петербурге дела идут лучше?

А. Медведева Да, они идут лучше именно из-за того, что городские власти, правительство Санкт-Петербурга с самого начала не ставило католиков в какое-то исключительное положение по сравнению с другими конфессиями. У нас в городе удивительно тактичное и толерантное отношение ко всем конфессиям. Я немного знакома с ситуацией с лютеранской церковью.

Т.Троянская Мы уже связались с Игорем Ковалевским. Отец Игорь, добрые день! Вы на связи?

И. Ковалевский Да, добрый день!

Т.Троянская А каково ваше мнение по поводу встречи Владимира Путина и Папы Римского? Кому важнее была эта встреча?

И. Ковалевский Обеим сторонам в одинаковой степени. Это уже не первая встреча и Папа Франциск открыт к диалогу со всеми здравыми силами по защите определенных ценностей. И Российская Федерация тоже заинтересована в налаживании стабильных отношений со Святым Престолом. И я бы не утверждал, что какой-то из сторон эта встреча была бы более важна.

Т.Троянская Вопрос связанный с медалью, которую Папа вручил Президенту Владимиру Путину. Сначала сказали, что это очень важная награда, медаль Ангела-хранителя, а потом выяснилось, что это такой почетный знак, который Папа вручает практически каждому при официальном визите.

И. Ковалевский Я не стал бы здесь сгущать краски в этом вопросе. По протоколу при встречах такого уровня вручаются памятные знаки и награды, и подарки. Это знак внимания, эту медаль прежде всего надо рассматривать как знак внимания и уважения.

Т.Троянская Но не как награду за особые заслуги?

И. Ковалевский Нет, это обычные подарки. Можно интерпретировать их по разному, и каждый может себе позволить любую интерпретацию, которую ему захочется. Но это прежде всего просто знак внимания.

Т.Троянская А эту встречу можно рассматривать как шаг к экуменизму, к объединению двух конфессий, или это из разряда необыкновенного.

И. Ковалевский Эта встреча глав двух субъектов международного права, Президента России и Главы Святого Престола. Здесь Папа Римский выступает как суверен, как глава субъекта международного права, а не как глава Римско-католической церкви. Трудно отделить первое от второго. И я бы не стал эту встречу интерпретировать исключительно в категориях экуменического диалога. Экуменический диалог – это прерогатива религиозных лидеров, и здесь стоит обратить внимание на встречу Папы с Патриархом Кириллом, не неоднократную встречу с патриархом Константинополя и другими христианскими лидерами.

Как раз эти встречи необходимо интерпретировать в контексте экуменического диалога, но не встречу с Президентом России.

Т.Троянская Пресс-служба РПЦ достаточно лояльно высказала свое отношение к этой встреч, а на ваш взгляд, может РПЦ ревностно к этой встрече относиться?

И. Ковалевский Абсолютно нет! Эта встреча затрагивала вопросы глобального характера, а не межхристианского диалога. И перед православными, и перед католиками, и перед представителями других религий, и перед атеистами, и перед всеми людьми доброй воли стоят в настоящее время иные вызовы, общие вызовы, которые и решать надо совместно. И я эту встречу интерпретировал бы в контексте попытки решения глобальных проблем, которые стоят перед человеческой цивилизацией.

Т.Троянская А вы можете выделить проблемы католиков, живущих в России?

И. Ковалевский Это те же самые проблемы, что и у других россиян. Католики ничем не отличаются от других граждан России. Я имею ввиду католиков граждан России, а не иностранцев. Системные проблемы российского общества связаны с коррупцией и бюрократией, с разной трактовкой законов. С этими проблема сталкивается каждый человек и мы здесь ни исключение. Какие-то специальные проблемы, именно для католической общины – это скорее внутренне проблемы, чем внешние. В некоторых местах у нас есть проблемы возвращения имущества религиозного назначения. Но это не только у католиков.

Т.Троянская Но у православных с этим, по-моему проблем нет? Или меньше.

И. Ковалевский Думаю меньше, но об этом нужно спрашивать у представителей православной церкви. Я говорю здесь только от имени своей конфессии.

А Отец Игорь, может быть вы знаете эти вопросы? Длительного возвращения нашего имущества. Могли они быть затронуты на встрече в Ватикане? Нет шансов, что Папа замолвил за нас слово?

И. Ковалевский Не могу ответить на этот вопрос, поскольку лично при этой встрече не присутствовал и комментировать не могу. Могу ссылаться только на тот пресс-релиз, который известен и находится в открытом доступе.

Т.Троянская Мы знаем, что католиков в России меньше 1 процента. А у вас есть точное число католиков, проживающих в нашей стране?

И. Ковалевский То, что меньше 1%, с этим я согласен. А более точную оценку проводить крайне сложно. У нас католики не только латинского обряда. У нас в России очень много и греко-католиков, армян-католиков и католиков иных обрядов, и это прежде всего иностранцы, проживающие в России. И очень трудно конкретно считать количество прихожан. Но судя по реальным цифрам, я бы считал, что латинских католиков от 200 тысяч до полумиллиона. Примерно такой разброс может быть по России.

Т.Троянская А количество меняется? В плюс или в минус?

И. Ковалевский Скорее количество не меняется. Все религиозные конфессии в России более-менее стабильны с точки зрения количества постоянных прихожан.

Т.Троянская Спасибо!

НОВОСТИ

Т.Троянская Мы говорили о том, что ситуация передачи храмовых помещений в Петербурге уникальна.

А. Медведева Она уникальна еще тем, что отдельно от Правительства РФ и Минкульта, Правительство Санкт-Петербурга из собственных средств адресных программ сохранения объектов культурного наследия помогает реставрировать эти храмы. И это достойно упоминания при каждом случае и огромной благодарности.

Т.Троянская Я знаю, что вы руководили процессом реставрации, и как раз базилики святой Екатерины.

А. Медведева На определенном этапе. Церковь святой Екатерины на Невском проспекте была передана католической общине в 1991 году и тогда не было денег ни у правительства города, ни у кого. Очень долго идет процесс реставрации. Это большой и роскошный храм, и мое скромное участие в этом процессе на протяжении четырех лет, относительно недавно, а до этого и после этого…

Т.Троянская Это был примерно 14-й год?

А. Медведева Примерно да, с 2013 по 2016 год.

Т.Троянская Семь храмов на Петербург. Это достаточно для католиков Петербурга? А может быть это много?

А. Медведева Сложно сказать, с одной стороны, наверное даже чуть больше, чем по силам привести их в приличное состояние. Католики самостоятельно, сами прихожане не могут поднять эти разрушенные огромные сооружения. Часть из этих объектов была передана религиозным общинам в ужасающем состоянии, просто в виде руин. И маленькие приходы не могут сами ничего с этим сделать. Приходится просить деньги, просить и у западных католических благотворительных организаций, и у правительства России, и у правительства Санкт-Петербурга, которое помогает чем может.

Но с другой стороны, это всего половина от того, что было. К 1917 году в Петербурге было 14 католических храма, не считая домовых и часовен в разных учреждениях. Хотелось бы и еще кое-где начать служить. Нам, католикам, хотелось бы, чтобы хотя бы иногда где-то еще проходили бы службы.

Т.Троянская А где?

А. Медведева Например, есть знаменитое знаменитая и прекрасно отреставрированная за счет Министерства Культуры Мальтийская капелла, многие ее знают по органным концертам, которые там одно время проходили при Воронцовском дворце на Садовой улице. Это же была резиденция Мальтийского ордена при Павле I, и там есть две церкви – православная и католическая. Католическая отдельно стоит отдельно за главным корпусом дворца, потому что православная церковь она находится внутри дворца. В православной церкви служат уже давно, во времена суворовского училища стали службы проводить.

Т.Троянская А она передана?

А. Медведева Нет, это же было суворовское училище! Это был домовый храм училища для курсантов, но туда можно было приходить с улицы, там служили. В католической капелле не служили, это был музей пажеского корпуса и клуб суворовского училища, а сейчас суворовское училище выехало из этого корпуса. И не очень понятно, что будет с помещением Мальтийской капеллы. Насколько я помню, там арбитражный суд или какая-то другая судебная инстанция будет сидеть, и им это помещение не нужно. И будет ли эта территория по-прежнему закрытой, как во времена принадлежности Минобороны.

Сейчас идет процесс приспособления этих помещений к тому, чтобы туда заехал суд. Как это все будет, какая конфигурация всего этого будет – не понятно! Но это замечательный памятник культурного наследия федерального значения, творение Кваренги, великолепное помещение с целым отреставрированным органом.

Т.Троянская Он использовался?

А. Медведева Как органный зал для концертов. Но там еще ни разу не служили с того момента, как это помещение было отреставрировано.

Т.Троянская А вы предпринимаете какие-то действия?

А. Медведева Насколько мне известно наши католические власти не предпринимают никаких шагов в сторону того, чтобы начать там какую-то сакраментальную жизнь, отчасти от того, что еще не понятно, что вообще будет со всем комплексом этих зданий.

Т.Троянская А в Москве как обстоит ситуация с передачей храмов и сколько там католических храмов?

А. Медведева Москва не была столицей Российской империи и католиков там исторически меньше, хотя первый католический храм в России был как раз основан в Москве в Немецкой слободе, деревянный. Исторически там было три католических храма. Все относительно небольшие, и сейчас на многомиллионную Москву, куда съезжаются люди из всех регионов всего бывшего Советского Союза, там католиков много.

Т.Троянская Больше чем в Петербурге?

А. Медведева Да, значительно больше. Этих исторических храмов не хватает. И один из них не был передан католической общине. Церковь Петра и Павла историческая, это здание было приватизировано в девяностых по закону о возвращении она не подлежала передаче. Был судебный процесс, который был выигран католиками. Настоятель прихода Петра и Павла – это как раз Игорь Ковалевский. Было выиграно дело о передаче приходских помещений прихода Петра и Павла общине. Но до сих пор, насколько мне известно, эти помещения общине не были переданы, судебное решение еще не исполнено.

Т.Троянская Там у католиков проблема…

А. Медведева С одной стороны – да. Правительство Москвы идет навстречу католикам. За последние год-два были приняты принципиальные решения. Первое – о разрешении строительства армяно-католической церкви. Армяно-католический приход святого Георгия в Москве.

Т.Троянская Это будет прямо строительство? Нового здания?

А. Медведева Да, у них не было своего храма, а теперь в Москве много армян-католиков и им нужен храм. Им дано разрешение на строительство.

И дано разрешение на строительство еще одного латинского католического храма, правда место для него еще выбрано. Есть сложности именно с выделением земельного участка под стройку. Но это будет где-то уже в большой Москве, чтобы люди не должны были тратить полдня на то, чтобы добираться до центра. Москвы все-таки по площади огромный город.

Т.Троянская Это правда. К вопросу взаимоотношений католиков с православными, я не могу не сказать, что у вас в семье и католик и православный.

А. Медведева Да, у меня муж православный.

Т.Троянская А как так случилось? Почему у вас нет перетягивания? И прозелитизма не наблюдается! Или наблюдалось когда-то?

А. Медведева Это забавная история. Когда мы познакомились, мы оба были убежденными в собственной правоте. Я, католичка, и мой юный муж тоже был довольно молодым православным, принадлежащий скорее к консервативным по тем временам кругам, и мы с большим недоверием относились к религиозному выбору другого, но так случается, что люди друг друга находят, и уже в процессе того, как мы собирались пожениться, мы решили друг друга уважать. Не оскорблять религиозных чувств друг друга. Но для нас было важно заключить брак совершенно и полностью официально.

Т.Троянская Конечно, венчание!

А. Медведева А для этого нужно было просить разрешения, и сейчас нужно, у надлежащих церковных властей. Мне нужно было просить разрешения епископа, будущему мужу нужно было просить разрешение митрополита Благословение на наш брак с православной стороны давал митрополит Ленинградский Иоанн Смычев, известный своим консерватизмом и традиционализмом пастырь. И я на собственном примере могу сказать, что это возможно, и это благословение было дано, но при обязательстве воспитывать детей в православной вере и благочестии. Наши дети крещены в православной церкви и мы стараемся им прививать… Не хочу говорить этого слова, но такие экуменические ценности, по крайней мере, уважение к тому, что ни одна из церквей из родителей не обладает монополией на истину.

Т.Троянская Получается, что вам пришлось крестить детей в православие?

А. Медведева Что значит пришлось? Верность – это древняя латинская добродетель, еще дохристианская, древнеримская, но вполне себе католическая. И подписав заявление на имя митрополита, сложно потом было это слово не сдержать. Для меня этой проблемы не было. В советские времена, когда на всю территорию РСФСР было только два католических храма, один в Москве, а другой в Ленинграде, многие тысячи католиков, если иметь ввиду, что их была не одни сотня тысяч, например в Сибири, она оставались верующими людьми, христианами. И лично я знаю примеры, как детей крестили в православной церкви, ходили в православную церковь.

Еще не было никаких встреч Патриарха с Папой, не было даже Второго ватиканского собора, но люди понимали, что, оставаясь христианами, им надо как-то свою веру выражать и принадлежать к какой-то общине. Мы не протестанты. И православные и католики нуждаются в таинствах, нуждаются в церковной жизни, они не могут просто закрывшись дома молиться богу. И это известный случай, и таких случаев много, я лично знаю людей, которые были родителями крещены в православную церковь и в уважении к православной церкви воспитаны из абсолютно католических семей, польских или литовских. И сейчас в церковь приходят молодые люди, которые об этом не знают вообще или у которых какое-то свое личное мнение на этот счет.

Но я застала времена начала религиозного возрождения, и поэтому для меня довольно естественна была атмосфера тогдашнего Ленинграда после митрополита Никодима, когда католики ходили на Пасху в Духовную академию, православные ходили в католическую церковь в Каменском переулке, все друг другу в гости ходили. Интеллигенция католическая и православная очень тесно общалась.

Т.Троянская Мне кажется, что среди нормальных людей так происходит и сейчас. Спасибо!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире