'Вопросы к интервью
05 июля 2019
Z Интервью Все выпуски

Волшебная гора Как изменила и ещё изменит Петербург театральная Олимпиада?


Время выхода в эфир: 05 июля 2019, 13:05

Т. Троянская 13 часов 6 минут. В студии Татьяна Троянская. Это программа «Волшебная гора». Сегодня у нас в центре внимания Театральная олимпиада, которая проходит в Петербурге. Мы приветствуем наших гостей. Директор московского Фестиваля NET Филипп Вулах, а также Петербургского фестиваля «Точка доступа», который как раз проходит в рамках Театральной олимпиады. Добрый день, Филипп!

Ф. Вулах Здравствуйте!

Т. Троянская И Илья Мощицкий, тоже участник Театральной олимпиады и режиссер. Илья, привет!

И. Мощицкий Привет!

Т. Троянская Как я уже сказала «Точка доступа» и Фестиваль NET, все это проходит под короной Театральной олимпиады, Я не обманула наших слушателей? Филипп!

Ф. Вулах По отношению к «Точке доступа» — это совершенно справедливо. 100% программы этого фестиваля проходит в рамках программы Театральной олимпиады. А также Театральная олимпиада отдельной строчкой поддерживает образовательные активности фестиваля «Точка доступа». А Фестиваль NET участвует в Олимпиаде Петербургской частью своей программы.

Т. Троянская А московская отдельно?

Ф. Вулах Разумеется! Театральная олимпиада проходит в Петербурге и в других регионах России. Насколько я знаю, в Москве нет событий, которые проходят в рамках Олимпиады.

Т. Троянская Видимо Чеховский фестиваль немного объединяет Театральную олимпиаду и Москву.

Ф. Вулах Получается, что и не только Чеховский. Московской «экспансии» на Олимпиаде предостаточно. «Золотая маска» принимает участие, и в значительной части и Чеховский фестиваль.

Т. Троянская Давайте теперь про Театральную олимпиаду. 15 июня стартовала Театральная олимпиада, и это действительно событие. Огромное количество денег Министерство культуры выделило на проведение этой Олимпиады.

Ф. Вулах Поправлю! Не только Министерство культуры, еще и региональное правительство Санкт-Петербурга.

Т. Троянская И городской бюджет, да! И суммы приличные. Мы – люди театральные, у нас глаз немножко замылен. А у вас есть ощущение, что в городе проходит глобальное театральное событие? Что Театральная олимпиада – это круто!

Ф. Вулах Да.

Т. Троянская А как это выражается? Илья? А потом я выскажу свое мнение.

И. Мощицкий Нам радостно, что есть возможность все это посмотреть, и для этого не нужно ехать в Нью-Йорк или путешествовать по Европе, а нам все это привезли прямо домой. Мы благодарны, ходим и наслаждаемся. Было бы круто, если бы к этому событию привлекали как можно большее количество горожан, потому что это пройдет, и хрен они увидят Роберта Уилсона.

Т. Троянская Или, например, внучку Чаплина. Когда еще она к нам приедет!

А я провела соцопрос перед началом Олимпиады, я спрашивала людей, планируют ли они отправиться 15 числа на открытие Олимпиады? И слышала в ответ: «А какая это Олимпиада?», «А что это за Олимпиада?» И я даже понимаю этих людей. Если бы в условном Париже или Лондоне, или Амстердаме или где-то еще проходила Театральная олимпиада, то у нас все бы театральные тумбы были бы обклеены событиями этой Олимпиады. А кроме рекламы в фейсбуке я вообще…

Ф. Вулах Я видел одну рекламу на Моховой!

И. Мощицкий А я очень много рекламы видел! Может быть у меня маршруты какие-то специальные?

Т. Троянская А что это за реклама, расскажи?

Ф. Вулах Я точно адресную рекламу не воспроизведу наизусть, но я видел много наружное рекламы «Театральной олимпиады» и мне показалось, если критически оценивать маркетинговую кампанию Театральной Олимпиады, мне кажется, что они зря сделали упор на наружную рекламу. Нужно было и другие каналы коммуникации использовать.

И. Мощицкий Насколько я знаю, наружная реклама вообще перестала работать. Я разговаривал с людьми, которые пытаются продавать театр, и это тоже дело максимально неблагодарное.

Ф. Вулах А с другой стороны мы сейчас опасной темы касаемся. Илья, если сейчас выйти с Московского вокзала, и увидеть любой рекламный щит, на нем будет очень много маленьких объявлений. И говорят, они все работают!

Да, город испорчен дико, мы считаем, что клеить некрасиво, а есть люди, которые считают, что клеить наоборот красиво! И в итоге мы видим…

И. Мощицкий То есть, вместо «Жены на час» там должна быть реклама Олимпиады Чаплина?

Ф. Вулах Я считаю, что вообще не должно быть никакой наружной рекламы, уже десять лет как.

Т. Троянская А я только что из Лондона, и там пройдет 6 числа Прайд!

Ф. Вулах А в Лондоне – пожалуйста!

Т. Троянская И там все в радужных флажках! Это не реклама, то, о чем вы говорите, «приходите в театр!», а это имидж! Человек это видит, и у него складывается ощущение и впечатление – Сегодня! В Петербурге! Проходит Театральная олимпиада! Это как Чемпионат мира по футболу. Но про это знают все, а про Театральную олимпиаду знают люди, которые и так знают.

Ф. Вулах Но вместимость стадионов чуть больше!

Т. Троянская Согласна, согласна! Это более масшатбное событие, но хорошо, что мы здесь сидим, и информируем!

Ф. Вулах Да ладно вам, Театральная олимпиада, это очень хорошая инициатива. Есть куча хороших спектаклей, которые я не люблю, и наверное, никогда не пойду их смотреть. А есть спектакли, которые как будто специально для меня привозили. А еще есть спектакли, которые мы сами организуем в рамках Олимпиады. Это такой театральный праздник для всех. И бог с тем, что и название не все понимают…

Т. Троянская А я хочу, чтобы об этом все знали!

И. Мощицкий Я был 30-го числа на FC Bergman, там ну было ни одного свободного места! Есть ощущение, что полупустые залы… По слухам, места есть.

Т. Троянская Есть места, есть. Я сама видела. Были места в Балтийском доме, где был канадский цирк «Сны Босха».

Ф. Вулах Я не ходил на этот спектакль.

Т. Троянская Там были места.

Ф. Вулах Когда построили новую сцену Мариинского театра, там тоже места. Город «надломился», пытаясь заполнить собой пять тысяч зрительных мест ежевечерне. Мы любим строить новое и открывать новые большие масштабные проекты, игнорируя существование уже построенной инфраструктуры. Сделали – и пошла дальше.

В мире так часто происходит с олимпийскими объектами. Стадион строят, а потом в следующем месте строят, потом в следующем строят и их не всегда удается использовать нормально. Я наблюдал, как это происходило в Сочи, и мне кажется, что это положительный пример, как эта инфраструктура используется.

Т. Троянская Там все хорошо используется?

Ф. Вулах Я ну был в Сочи! Ни разу после Олимпиады. Но я смотрю программу, и там на стадионе таком или другом что-то происходит, там много событий и эти объекты живут, они продолжают существовать и не умирают. Это я вот к чему, сколько у нас в городе театров регионального подчинения? Сорок?

Т. Троянская Не воспроизведу!

Ф. Вулах И я не помню точную цифру, но театров очень много. И при этом мы в Год театра занимаемся новыми, неслыханными, масштабными проектами, в то время, как то, что уже создано, оно продолжает то скучновато, то повеселей, свою деятельность.

Т. Троянская Ты имеешь ввиду тот фундамент и те фундаментальные театры, которые уже существуют в Петербурге?

Ф. Вулах Конечно! И бог с ним, с Петербургом! Существуют регионы, где дела обстоят гораздо сложнее, в которых театры в более сложном экономическом положении находятся, у которых нет оборудования, нормального совсем, артисты получают совсем мало денег. Да и в столицах тоже, и в Москве и в Санкт-Петербурге есть определенные проблемы, кадровые и всякие другие. А все внимание в Год театра сфокусировано на экспресс-событиях, на специальных…

Т. Троянская Условно говоря, цирк уедет – и всё! И мы вернумся в ту ситуацию, в которой мы и находились.

Ф. Вулах Но есть и плюсы. Изменится и наша голова, я занимаюсь специфическим театром много, а спектакль FC Bergman мою голову все-таки перелопатил.

Т. Троянская Как печально, что я его пропустила!

Ф. Вулах Просто мало было рекламы!

Т. Троянская Нет, просто меня физически не было в Петербурге. Но ты же как директор московского Фестиваля NET, ты можешь сравнить вовлеченность публики московской и питерской в события подобного рода?

Ф. Вулах Могу попробовать. Мне кажется, что Москва в принципе чуть более театральный город, чем Петербург. Статистика, которой располагал я много лет назад, преподавательская деятельность как-то к ней обращала, и она говорит, что Москва – самый театральный город в мире. После нее в этом рейтинге вторую и третью строчку занимают Лондон и Париж, а дальше уже все остальные города. И Санкт-Петербург там тоже где-то есть.

Т. Троянская А что ты называешь театральностью?

Ф. Вулах Люди много ходят в театр.

Т. Троянская А может быть просто в Москве людей больше?

Ф. Вулах Но и театров больше в Москве. Многие говорят, что туристов больше в Москве. Не знаю, мне кажется, что Петербург по всем туристическим рейтингам достойное место занимает.

И. Мощицкий Для этих рейтингов 10 раз в день идет «Лебединое озеро».

Ф. Вулах А что ты, Илья, шутишь! Как будто это и не театр!

И. Мощицкий Это музэй!

Ф. Вулах Я сам тоже занимаюсь радикальными штуковинами, но «Лебединое озеро» в самых классических постановках, я считаю театром театровичем!

Т. Троянская Здесь вопрос вкуса. Для кого-то это – музейная реликвия…

И. Мощицкий А когда это воспроизведение традиции – это называется матрёшка. Можно посмотреть, как это было и даже самому попробовать вытащить из неё…

Т. Троянская Здесь я согласно с Ильей, об этом говорил Курёхин, который всю нашу классическую музыку называл академической музыкой. И если человек играет на скрипке 35 лет, он все равно научится хорошо играть. Но я не понимаю тех людей, которые приходят и слушают его очередную интерпретацию.

Ф. Вулах Так получилось, что сейчас в этой студии собрались люди, которые любят такое искусство, я обеими руками за это!

Т. Троянская А как же «Лебединое озеро»?

Ф. Вулах Не бывает такого искусства и другого! Бывает мумия, а бывает живое!

И. Мощицкий Перестань! Иди в филармонию! Все там нормально!

Ф. Вулах Да нет ничего нормального! Извините, пожалуйста, да, нео-академизма там мало! Сейчас происходит не то, что Филипп Вулах в студии «Эха Москвы» «топит» за консервативное искусство. Нет! Но я говорю о его праве на существование также и за нашим столом. И замечательно, что оно существует. И мне периодически не достает временя для того, чтобы, например, сходить на концерт академической музыки XIX века.

И. Мощицкий Академическая музыка, барочная музыка – прекрасно! Вопрос в том, что оркестр бывает жив, и бывает не жив.

Ф. Вулах И это правда.

И. Мощицкий И очень ни хочется произносить сейчас эту крамолу, но те оркестры, которые работают в Санкт-Петербургской филармонии, мертвы! Ты приходишь, и… Я как то по ошибке пришел и сел во второй ряд, и как раз приезжал молодой дирижер Емельянычев, который пытался, и всеми силами разбудить, возбудить, через него энергия проходила, и где-то там на второй скрипке она заканчивалась, потому что дальше сидели люди , которые весь концерт пытались проотрицать дирижера Емельянычева, потому что есть правила, традиция и как только живое сталкиваются с мертвым, идет… Ты смотрел «Игру престолов»?

Ф. Вулах Мертвые тоже имеют право на существование!

И. Мощицкий Мертвые имеют право существовать. И есть специальные места: морг и кладбище.

Ф. Вулах Когда я шел на программу о театре, я даже подумать не мог, что у нас будет такая дискуссия! Я хочу иметь право смотреть на сцене Мариинского театра смотреть Петипа!

Т. Троянская Но ты же различаешь мертвый оркестр от живого!

И. Мощицкий Но нужно напомнить, что у Филиппа Вулаха музыкальное образование!

Т. Троянская Да, и как вы думаете, например переезд Теодора Курентзеса в Петербург, и возможно это случится, может быть как-то возбудит и вспрыснет инъекцию оживления?

Ф. Вулах Для Петербурга это мечта конечно-же! Про Пермь я просто думаю, какого же будет тем пермякам, которую успели получить эту бациллу живого, как будет им трудно дальше. При всем уважении, я петербуржец и патриот своего города, и у нас много всего в городе происходит, а в Перми совсем мало остается.

И. Мощицкий На самом деле, в сфере живого, не так много! У нас есть прекрасные музеи, и очень много, и с точки зрения культурологической, действительно много, но не в сфере витального, живого и перформативного искусства.

Т. Троянская Вы говорите, что публик увидела живое, и не захочет видеть мертвое. Мы наблюдаем, я смотрю на Илью, поскольку вам родной отчасти театр имени Ленсовета…

И. Мощицкий Приемный!

Т. Троянская Приемный сын театра имени Ленсовета. Какое-то время назад он был живым театром, когда там был Бутусов, а сейчас театр умирает, то есть находится в стадии угасания, и в этот угасающий театр будет ходить публика, просто другая публика.

И. Мощицкий Публика будет ходить на что угодно. Я до эфира говорил, что был на концерта Евгения Вагановича Петросяна, и зал был полон. Там была прекрасная патриотическая программа. Он вспомнил о том, что есть такой жанр – патриотический фельетон – и все то прекрасное, что мы слышим по ТВ…

Т. Троянская Расскажи, ну расскажи!

И. Мощицкий Это монологи, касающиеся наших отношений с Западом, Европой, Америкой, и он выдает на гора километры этих шуток, что американцы доиграются, и что скоро мы Аляску назовем Айс-Крым. И там ха-ха-ха раскатывается!

Т. Троянская И ни единого возмущения?

И. Мощицкий Я просто валялся в истерике, а рядом сидели люди, которые сопереживали, даже с точки зрения этической. Он говорил: «Американцы? Никакие они нам не коллеги». А из зала: «А калеки!» И у них абсолютная связь. Это я к слову, что публика будет ходить на что угодно, и полный зал, никаких проблем маркетологических Евгений Ваганович Петросян не испытывает.

В прошлом году у меня было такое настроение в жизни, что я почему то за все, что происходит в Санкт-Петербурге, что у нас так плохо все с современным театром, я как то все власть ругал. А сейчас задумался, может и я в этом отчасти виноват? Есть же люди, которые и топить за это должны больше, и работать больше.

Т. Троянская Это происходит, просто видимо где-то зависает.

И Трудно. Когда такие как я, или подобные мне, а их немало, люди пытались, пытались приходить в такие театры как театр Ленсовета, или театр Акимова, или театр Комисаржевской, мне кажется, что там еще пять лет назад были попытки, а сейчас мне кажется, что там люди какого-то нашего склада подумали, что это невозможно, и надо искать какие-то другие варианты. Пусть это как оно есть, так и будет. Ничего не надо реформировать. Есть мир живых и есть мир мертвых. И пусть они не пересекаются.

Ф. Вулах У нас в «Точке доступа» в этом году была одна работа очень важная, ее делает голландский художник Дрис Верхувен, она называется Fare Thee Well!, по русски – Прощай! Эту работу он перевозит из города в город, и она как раз пронизана этим самым настроением, которое наша команда испытала в феврале, когда мы вернулись из Москвы, чтобы в Питере сделать «Точку доступа» и нам стало плохо от нехватки воздуха. Вы понимаете о чем я говорю. И те, я и слушателей имею ввиду, кого беспокоит эта штуковина, это настроение, какое-то всеобщее состояние усталости и депрессии. Сходите! Этот перформанс ни коим образом не обещает быть занимательным. Это очень медитативная и грустная штука. Она посвящена Петербургу. И она как рефлексирует эту идею.

Т. Троянская Когда это будет?

Ф. Вулах Через полторы недели.15 числа.

Т. Троянская 15 июля и открытие. Программу можно посмотреть непосредственно на сайе.

Ф. ВУЛАХ Да, точка доступа спб точка ру. Сайт тот же самый. У нас в программе будет четыре проекта, которые мы медленно и долго растили, месяцами, а некоторые даже и годами. Один из них мы делаем вместе с голландцами, другой – вместе со швейцарским коллективом. Это удивительная какая-то история, которая рассказывает о природе правоприменения в современном мире. Третий проект получился полумузыкального свойства. Он называется Jukebox 'Петербург', мы его делаем совместно с французской компанией «Энциклопедия слова».

И четвертый проект, мы возвращаем в Россию, если так нагло сказать, Антона Адасинского. Приглашаем его создать его работу здесь, и у Антона эта идея была давно. Он хотел порефлексировать о своем опыте взаимодействия с этим городом, и как он сам это называет – со своей молодостью. Поэтому четвертый проект основной программы – это проект Антона Адасинского «Город теней». Ну и свободная программа.

Т. Троянская А свободная программа, это у вас были интересная штука. Там был какой-то беспредел в хорошем смысле этого слова. Ты идешь и не понимая, что… Это как свидание в слепую.

Ф. Вулах Это похоже на свидание в слепую. Это придумали не мы, конечно. Мы это подглядели, то что называлось английским словом фринч лет 30 назад. В Авиньоне проходит такой фестиваль, который проходит в те же даты, что и основной. В нем имеет право принять участие любой коллектив который готов, который хочет, и который берет на себя ответственность, приняв участие в фестивале, и это особое условие.

У нас такая программа называется «Свободная программа», и действительно, любой театральный коллектив мог подать заявку.

Т. Троянская Прямо любой? Профессиональный и не профессиональный?

Ф. Вулах Теперь это очень сложный вопрос, у меня всегда стояло очень твердое разделение, что мы не работаем с не профессиональным искусством. Аматоры, любители, работают там, где работают аматоры, во дворцах культуры, где проходит любительское творчество. И при этом, если мы внимательно посмотрим на то, чем занимался Борис Павлович на протяжении месяцев с проектом «Квартира», мы понимаем, что с одной стороны у людей, которые принимают участие в этой штуке, у них нет профессионального образования, они на зарабатывают на постоянной основе себе на хлеб этим трудом, и формально это не профессиональный театр. А с другой стороны, это сильнейшее художественное впечатление. Правильно?

И. Мощицкий Сейчас в стороне непрофессионального театра все идут, потому что профессиональный театр сейчас такой!

Ф. Вулах Главное, чтобы сейчас не слышали того, что мы говорим органы власти.

И. Мощицкий Конечно! Это очень строго разделено.

Т. Троянская Это строго разделено, и там могут превратно понять.

И. Мощицкий Профессиональное учреждение культуры, эти щупальца, они сжимаются над горлом живого. Искусство – это громкое слово, а театр, то чем хочется заниматься, он как раз пытается правила разрушать. А государственное учреждение культуры пытается правила соблюдать. И в этом наши пути расходятся. Как уживаться в рамках одного пространства двум противоречащим друг другу системам, это сложнейший вопрос!

Т. Троянская Но есть же такие примеры, когда даже в государственном театре происходят какие-то живые вещи?

И. Мощицкий Это случается только тогда, когда приходит художественный руководитель и говорит: «Я делаю, а вы подстраивайтесь как хотите! У нас есть такие художественные задачи и давайте под них перестраивать нормативы, как-то сфокусируемся на художественном аспекте, а не наоборот!»

Т. Троянская Это наверное зависит от человека, который рулит театром?

НОВОСТИ

Т. Троянская Мы говорим о Театральной олимпиаде, поменяла ли она город, меняет ли, и имеет ли шансы поменять, поскольку Театральная олимпиада у нас продолжается до середины ноября. Я всех призываю, хотите! Смотрите спектакли, потому что только потом, увидев эти шедевры признанных мастеров, вы можете…

Ф. Вулах Понять как у нас все плохо!

Т. Троянская … быть прекрасным дилетантом, насмотренным зрителем. А это очень важно. Если человек никогда не был в театре и проходит на условные «Смешанные чувства» — это одно. А когда человек посмотрел Уилсона, посмотрел «Землю Нод» гуппы FC Bergman, тогда абсолютно другие ощущения. Мы как раз хотели поговорить о спектакле Ильи «Слепота», который будет в рамках «Точки доступа» 15 числа. Это спектакль, который я давно пытаюсь посмотреть, но его никто не видел, включая режиссера. Но на самом деле, он же был в Петербурге.

И. Мощицкий Да он уже идет года полтора!

Т. Троянская Но его никак не поймать. По каким-то непонятным причинам.

Ф. Вулах Его можно будет как раз поймать 15 июля на открытии Свободной программы фестиваля «Точка доступа».

Т. Троянская То есть, такое начало?

Ф. Вулах В Александринском театре, Новая сцена.

Т. Троянская Это спектакль, где ничего не видно?

И. Мощицкий Это спектакль экспериментальный, в темноте, не видно ничего, даже собственных ладоней, но это любопытно.

Т. Троянская А смысл в чем? В том, чтобы почувствовать себя незрячим человеком? Который слушает спектакль?

И. Мощицкий Смысл… Мне кажется, что вообще смысл театра, которым я занимаюсь, это войти в состояние измененного сознания. Выйти из того, к чему мы привыкли в пространство или в ситуацию, которая для нас новая и приходится в ней заново определяться, и как раз в этот момент мы становимся… Мы заново открываем себя самого. Не столько важен спектакль, столько важно существование зрителя в течение двух часов в этом пространстве абсолютной мглы. Да, там есть действие и в событийном плане, и в аудиальном плане, много всего в теле самого спектакля происходит, но главное здесь действительно выйти в состояние, в пространство нового опыта.

Т. Троянская Про новый опыт, мне очень понравилось как ты сказал. Ты рассказываешь, и я вспоминаю, мне удалось посмотреть пару серий проекта Хржановского «Дау». Это как раз то, о чем ты говоришь. Это проект, не буду говорить высокопарно искусство, а проект вводит тебя в несколько иное состояние. Это новый опыт. И мне кажется, что в XXI веке двухмерные спектакли – это непонятно для чего. Это может быть не столько плохо или хорошо…

Ф. Вулах Давай сейчас вернемся к вопросу, который мы полчаса назад проговаривали до выхода в эфир, когда мы вспоминали спектакль «Эйнштейн на пляже», который выпущен был в 75-м году, и когда ты видишь его сегодня, то воспринимаешь его как…

Т. Троянская Где он был выпущен, ты скажи!

Ф. Вулах В Нью-Йорке он был выпущен Робертом Уилсоном, и с тех пор раз в N лет новый продюсер в новой стране восстанавливает. Предыдущая редакция была, по-моему, в Париже. И по сей день ты смотришь эту постановку и воспринимаешь как ультра контемпорари высказывание. И при этом зрители сидят в зале и смотрят на сцену. Марина Давыдова по этому поводу говорила очень важные слова в одной из своих статей о том, что нонконвенциональный театр не равно современный театр. Очень много существует современного театра, который идет на сцене, артисты играют роли, а зрители аплодируют.

И. Мощицкий Но с другой стороны, после постановки в театре Ленсовета, мне кажется, вообще вне зависимости от театра Ленсовета, что эта практика – зрители сидят, а артисты играют, мы взяли произведение, поставили – вот вам, она постепенно уходит тоже в какую-то музейную сторону. Мне кажется, что люди которые нас слушают, они вообще не понимают, на фига? Зачем мне и смотреть какой-то спектакль, где непонятно…

Т. Троянская Нет! А можно, условно говоря, оставить зрителей в зале, артистов на сцене, и сделать такое, что ты помещаешься в это пространство.

И. Мощицкий Можно, можно! Но я не про это. Мы все время говорим про авангардный театр, про радикальный театр, про нонконвециональный театр, но зачем это нужно? Затем, что это пространство нового опыта необходимо для пересборки. Нас собрали до тех пор, когда мы стали сознательными. Мы не сами себя собирали. Мы были рождены в мир, до того момента как мы стали осознаны, мы уже получили культурологическую матрицу. Мы не знаем, где находится наше я, мы не знаем, где действительно я, а где культурологическая матрица, которую я ношу. И только этот новый опыт, радикальный выход…

Т. Троянская На самом деле, это мутация, которую мы часто боимся, а она приводит к изменениям совершенно нормальным. Мутация – это движение вперед. Но мы это часто воспринимаем как что-то страшное, новое.

Ф. Вулах Разве можно сегодня в 2019 году говорить о том, что сбивка отношений между сидящими зрителями в зале и артистами на сцене имеет какую-то иную формацию, это какое-то новое слово, и что-то свежее?

Т. Троянская Нет, конечно!

И. Мощицкий Как нет? Я только что слышал про это очень много от художественных руководителей театров!

Ф. Вулах Так это просто их характеризует! И всё!

И. Мощицкий Ну как так?

Ф. Вулах Просто эти художественные руководители не, которые так говорят, они не видели и не слыхали, что такой театр существует. Про торжество «Протокола» по всем городам, весям и странам, что в Петербурге было выпущено, страшно сказать, семь, нет, шесть лет назад, уже дети скоро в школу пойдут, которые родились в этот году!

Т. Троянская Филипп, не надо! Спектакль «Протокол», «Remote Петербург» вдохновил очень много режиссеров, и теперь очень популярны стали бродилки.

Ф. Вулах Сказать по секрету? Как раз те, кто нынче занимаются «Точкой доступа» и те, кто делали ее года три назад, четыре, как раз в тот пиковый бурный период развития фестиваля, когда мы пытались понять, правильные ли мы вещи делаем, вся команда, она как раз происходит из тех людей, которые занимались сознанием этого проекта внутри БДТ тогда. Это как раз и есть «Точка доступа», и есть продолжение «Remote Петербург».

Т. Троянская В общем да! Как круто! «Remote Петербург» был при БДТ, понимаешь? Государственный федеральный театр! И «Remote Петербург»!

Ф. Вулах Я помню, сколь революционно это было тогда. Но сейчас я о чем говорю, что сегодня иммерсивом не занимается только ленивый. Разве только в Большом театре нет…

Т. Троянская Вопрос в качестве иммерсива! Вопрос, как! Не стоит замыкаться на том, что мы изменим, условно, историю, когда зритель в зале, а артист на сцене, и все поменяется.

И. Мощицкий Если, действительно, нет какого-то содержательного идейного ядра, можно винтить спектакли хоть в шляпке гриба, и под микроскопом это рассматривать. Но в целом, конечно, это сложный вопрос. Важно ядро. Важно, чтобы это ядро, если оно реализуется в государственном театре, где есть определенные правила и нормативы, чтобы это ядро могла там прорасти, чтобы оно могло там случиться. Обычно, когда ты входишь в резонанс с определенными правилами, до зрителя доходит не совсем то, или совсем не то, что было задумано. Но правило, что, вот мы сейчас тут поменяем все и мы будем не в зале, а мы поедем не корабле, и там случится спектакль – это не краеугольное правило какого-то крутого художественного впечатления.

Т. Троянская Согласна. Но, Илья, ты – радикал!

И. Мощицкий Почему я радикал?

Т. Троянская Сейчас мы говорим, говорим, и я вспомнила недавнюю премьеру в Большом драматическом театре. Это спектакль «Волнение». Вы видели?

Ф. Вулах Я пропустил. Публично обещаю, посмотрю.

Т. Троянская «Волнение», это Вырыпаев поставил по собственной пьесе с Фрейндлих в главной роли.

И. Мощицкий Нет, я не видел.

Ф. Вулах Где «с париком»?

Т. Троянская Да, но это не важно. Ты приходишь, Большой драматический театр, сцена, абсолютно классические декорации, и только там Бэнкси, девочка с провалившимся шариком, тот самый портрет. Ты смотришь, казалось бы абсолютно антрепризный спектакль, поскольку Алиса Бруновна Фрейндлих – виртуозная актриса. Остальные все – прекрасные актеры. Но как из пульверизатора Вырыпаев какие-то атмосферные наводит штуки, и ты понимаешь, что это абсолютно современная штука, и она работает по-современному, хотя публика, которая привыкла к консервативному театру, тоже удовлетворена.

Одно дело, когда ты помещаешь публику и сразу ее пугаешь, и они уходят, пугаясь. А другое, когда ты их постепенно, щупальцами заманиваешь, и потом…

Ф. Вулах Как удивительно, как мастерски и незаметно Андрей Анатольевич Могучий стал мастером работы с тем, что в Европе называют «grand publiс», когда с массовой, большой, генеральной публикой, с массивной аудиторией, предлагая ей современное искусство под видом любимого.

И. Мощицкий Опять-таки, по поводу радикального. Вы видели спектакль Кристиана Люпа «Площадь героев»? Он был в Александринском театре на гастролях. Если не видели, там абсолютно конвенциальный театр, где артисты в декорациях разговоры разговаривают. Но это современный театр, он живой. К нему не возникает никаких вопросов по поводу жизни.

Т. Троянская Люпа ставит занудные спектакли, от которых не оторваться. Могу про себя сказать.

Ф. Вулах Мучительные и кайфовые.

Т. Троянская Мучительные, занудные, но при этом уйти невозможно! К сожалению, у нас закончилось время. Можно разговаривать бесконечно. Кстати, про «Remote Петербург». В сентябре же «Точка доступа» ? Или Олимпиада?

Ф. Вулах Это Олимпиада! Нас путают, мы родственники с Олимпиадой.

Т. Троянская На «Точке доступа» смотрите!..

И. Мощицкий Больше рекламы!

Т. Троянская Я постараюсь, что в моих силах, информировать людей.

Ф. Вулах С 15 по 30 июля в Санкт-Петербурге состоится 50-й международный летний фестиваль искусств «Точка доступа».

Т. Троянская Спасибо!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире