Е.Ройзман Максим, здравствуйте.

М.Ликсутов Евгений, добрый день.

Е.Ройзман Несколько вопросов у меня таких, достаточно простых. Вот, как вы считаете, вас в Москве любят или обожают?

М.Ликсутов Вы знаете, я не думаю, что «любят» или «обожают» – это правильно определение. Я думаю, что… Надеюсь точнее, потому что специально по отношению к себе никаких замеров не делаю и не считаю это правильным. Я думаю, что на сегодняшний день относятся с пониманием к тому, что делает транспортный комплекс и почему именно такие действия необходимы в настоящее время. Вот, рассчитываю на это.

Е.Ройзман Смотрите. На самом деле, кто-то понимает, автомобилисты чувствуют себя, ну, такими, достаточно поджатыми, то есть считают, что, ну, Ликсутов в принципе автомобилистов не любит. Я как раз эту ситуацию понимаю, что всё, что делается в городе, в городе отдается приоритет общественному транспорту и это единственный способ избавиться от пробок.

Но я хотел спросить о другом. Вы же родом с Эстонии? Там и бизнес начинали, и всё?

М.Ликсутов Совершенно верно, да.

Е.Ройзман Ну вот скажите, у Эстонии, у всей Эстонии бюджет, ну, на наши деньги, ну, чуть больше 700 миллиардов. Бюджет Москвы, ну, расходная часть – 2,6 триллиона. Вот, скажите, пожалуйста, почему Таллинн смог сделать бесплатный общественный транспорт, а Москва не может этого сделать? Просто чтобы люди поняли.

М.Ликсутов Тогда немножко поподробнее придется ответить, так как про Таллинн, Эстонию знаю многие цифры и детали. Сравнивать нельзя, потому что во всей Эстонии живет 1,5 миллиона человек. В Таллинне, по-моему, меньше 550 тысяч. Это первое.

Второе, решение, которое принималось по общественному транспорту сделать его бесплатным только для местных жителей, если у вас есть прописка, то здесь есть 2 вещи. Так как я неплохо знаком с нынешними транспортными властями города, то что получилось? Как только ушла доходная часть с билетов, общественный транспорт не стал так обновляться, как он обновлялся раньше. То есть замена парка автобусов-трамваев (там метрополитена нет) – она стала медленнее, чем была. Это из минусов сейчас скажу.

Второе. На самом деле, это решение, которое они приняли, оно не транспортное, как бы ни казалось, оно налоговое. Почему? Потому что…

Е.Ройзман Налоговое и политическое.

М.Ликсутов Во-первых, были выборы и предыдущий мэр господин Эдгар Сависар – он выбирался на очередной срок. И это было в моем понимании, все-таки, достаточно популистским решением. Но оказалось, что оно имеет очень хороший налоговый потенциал, и они (город Таллинн, я имею в виду) его получили.

Что привело к этому? Так как люди сказали «О, есть возможность, которые не были прописаны в Таллинне»... Чтобы понимали, Таллинн и границы Таллинна – это, ну, плюс-минус 3,5 километра. То есть это для Москвы, Петербурга и даже Екатеринбурга это пешеходная доступность, что называется.

М.Ликсутов: Городской транспорт должен быть доступнее и дешевле, чем личная машина
То жители, которые были прописаны вне границ Таллинна, они захотели прописаться в Таллинне, чтобы получить эту льготу. А как только гражданин прописался в Таллинне, он стал и налогоплательщиком в бюджет города. И город получил дополнительные налоговые поступления.

Е.Ройзман Причем приличные.

М.Ликсутов Причем приличные. Насколько я знаю, там рост примерно 15%. Ну, это огромные деньги с точки зрения бюджета.

Е.Ройзман 25.

М.Ликсутов Ну, значит, уже цифра другая. Но, вот, я когда следил за этим, цифра была 15 и она, на самом деле, уже большая.

Е.Ройзман Максим, скажите, ну, по этому пути пошла Вена. То есть у них евро в день, вот это 365 евро – все виды транспорта. И многие города Европы начинают смотреть за этой практикой. Неужели у Москвы нет подобных перспектив?

М.Ликсутов Объясню. Еще забыл, да? Там есть важная цифра в этом во всем помимо налогов – это сколько добавилось пассажиров городского транспорта. 3%.

Е.Ройзман В Таллинне?

М.Ликсутов В Таллинне 3%. То есть новых пассажиров, которые из-за дешевизны или, так сказать, из-за отсутствия стоимости билета пересели на городской транспорт, всего лишь 3%. Это эффект, который получила транспортная система. Я сейчас про налоговую – это отдельная вещь, она на транспорт и на пробки, и на загруженность не очень влияет. Это уже бюджет и прочие вещи.

Поэтому с точки зрения транспортного эффекта бесплатный транспорт добавил 3% новых пассажиров на городской транспортной системе. Согласитесь, это погрешность, в общем-то.

Е.Ройзман Но здесь есть очень сильный, красивый социальный момент – это отношение к своему народу, это отношение к своим жителям, к своим гражданам и это дорогого стоит.

М.Ликсутов Вы знаете, это… Ну, во-первых, бесплатно – это не значит хорошо. Во-вторых, я спрашивал у многих коллег своих из транспортной системы, например, зама мэра по транспорту Парижа или зама мэра по транспорту Лондона, Берлина, с которыми мы фактически там еженедельно как-то общаемся и созваниваемся. Так могу сказать, они для себя тоже этот вопрос анализировали, там, глобально даже в рамках европейских городов, как вообще к этому относиться и прочее.

И они для себя решили, что если будет… Транспорт должен быть городской доступнее и дешевле, чем личная машина. Но если он будет бесплатный, то многие автомобилисты… Они даже запросы специальные делали. ...они не будут ценить эту вещь как достаточное благо и сразу будут подозревать о том, что там перегрузки, потому что он бесплатный, и эта граница перехода с личной машины на городской транспорт – она возрастет. И они для себя приняли решение «Пусть он будет…» Они всегда оценивают его с точки зрения доступности. Лондон принял решение о том, что он вообще цены, насколько я помню, зафиксировал на каком-то уровне на несколько лет вперед. Но там разная инфляция – там инфляция, по-моему, один с небольшим процента.

Поэтому решение такое. Бесплатным не делать. Второе, цена на городской транспорт должна быть очень доступная. И она должна быть намного дешевле, чем пользование личной машины.

Е.Ройзман Я понимаю этот алгоритм. Мы с этим сталкиваемся все. И я хочу задать несколько вопросов. Есть вещи, которые раздражают москвичей и где-то я к этому присоединяюсь.

Первое, меня все спрашивают, меня просят спросить. Огромная проблема с парковкой у Первой Градской больницы, у Филатовской больницы, у Морозовской больницы и у центра Рошаля. Ну, вот, первое, что приходит в голову. И у людей еще одна досада. Там как стервятники постоянно пасутся эвакуаторы, и когда люди приезжают с больными, когда надо быстро, когда до конца не соображаешь и, действительно, особенно там, где детская травма, не успеваешь выйти – сразу подхватывают и увозят. А парковка не оборудована.

И вот это вот очень задевает всех, и я считаю, что Москва с ее возможностями может отнестись к людям с уважением и это сделать. Как вы считаете, можно это сделать?

М.Ликсутов Во-первых, это уже сделано. Я вам скажу, мы проделали с каждой из перечисленных больниц и лечебных учреждений достаточно большую персональную работу с каждым. К каким проблемам приводит хаотичная парковка около больницы? Очевидно, это невозможность иногда заехать «Скорой помощи», иногда физически подъехать к больнице, если это нужно сделать. Тем более, что въезды в лечебные учреждения за редким исключением у больниц… Въезд для «Скорой помощи» и для обычных посетителей разнесены.

Е.Ройзман Ну, конечно.

М.Ликсутов Не каждый себе это может позволить. У кого-то разнесены, у кого-то нет. Ну, просто, так сказать, из-за местонахождения и стесненных или не стесненных условий.

Поэтому с каждой больницей, с главврачом каждой поликлиники мы посмотрели, что из себя представляет парковка вокруг больницы. Мы просмотрели каждое место. Нам главврач сказал «Здесь оставьте парковку, здесь уберите». За редким исключением все городские больницы – они находятся в достаточно застроенной прилегающей территории, где есть торговые центры, где есть магазины.

Мы не против сделать бесплатную парковку. Вы поверьте, это не заработок города (платная парковка около больниц). Мы готовы ее сделать бесплатной. Пожалуйста. Но проблема сразу в чем начинается? Что рядом те торговые центры, офисные здания мгновенно эту парковку занимают на достаточно длинное время, там, на 6, на 5, на 7 часов. Стоят машины и никто не платит.

Е.Ройзман Максим, я как коллега хочу вам сказать. Если так происходит, значит, парковочных мест не хватает.

М.Ликсутов Смотрите, парковочных мест, если мы говорим о существующем здании, длина забора, тротуар больницы за счет какой территории сделать эту парковку? За счет какой? Срезать тротуар? Не дойти. Прирезать больше мест? Не доехать. Ну, мы с вами… У нас нет каких-то инструментов, которые мы можем с вами задействовать и которые мы не задействуем.

М.Ликсутов: Количество сбоев мобильного приложения–минимальное. То есть это, ну, на уровне просто погрешности
Я, вот, уверенно вам говорю, что по каждой больнице мы проводили исследования, рисовали схему, меняли даже схему организации дорожного движения вокруг, чтобы можно было где-то создать больше машиномест, где-то поменять въезды-выезды, разнести их как-то, чтобы вот эту проблему снять.

Е.Ройзман Значит, я просто хочу вам сказать, что это один из раздражающих моментов. То есть всё равно вы ориентируетесь на жителей города, и я со своей стороны говорю… То есть я, вот, сейчас мониторил: это один из раздражающих моментов. И второй момент, который подсказывают…

М.Ликсутов И чтобы закончить тему больниц. Если есть любая возможностью добавить места, создать какие-то более комфортные условия по подъезду либо заезду вовнутрь, мы всегда это делаем. И этот процесс – мы его не закрываем. Если будут какие-то идеи, предложения, пожалуйста, обращайтесь, мы каждому ответим по этому поводу. Мы заинтересованы в том, чтобы этой проблемы не было. Вот, говорю как есть.

Е.Ройзман Всё, услышал. И следующее. Людей задевает то, что раньше пауза между парковкой и оплатой была 15 минут. Сейчас пауза стала 5 минут, и при этом приложение… Где-то интернета сбой, где-то еще что-то. Приложение не всегда срабатывает, и людям приходят штрафы по 5 тысяч и они не могут ничего доказать. Потому что жизнь показывает, что добросовестных людей, на самом деле, гораздо больше, чем недобросовестных. И это задевает добросовестных. Вот этот момент можно как-то учесть?

М.Ликсутов Значит, мы сейчас готовим ряд изменений в мобильное приложение, которое позволит делать некоторые дополнительные вещи. Я бы сейчас не хотел об этом говорить – это тема отдельного разговора, и мы это, ну, в ближайшие несколько недель обязательно объявим. Сейчас заканчиваем тестировать просто эти сервисы.

Могу вам сказать следующее, что количество сбоев мобильного приложения у нас – оно минимальное. То есть это, ну, на уровне просто погрешности. Мало того, если вы как сознательный гражданин производили оплату и по какой-то причине эта оплата не прошла в силу отсутствия мобильной связи, наше приложение дает возможность учитывать. И как только связь у вас появляется, эта информация досылается в нашу систему, которая видит, что вы, на самом деле, в 17:25, например, пытались произвести оплату, по какой-то причине она не была сделана. Но деньги у вас были и вы машину ставили, и наша система это зафиксирует и штраф вам не придет.

А те, кто пытался ждать 15 минут, потом переставлял машину, чтобы не платить, в основном это водители на персональных машинах, вот этой лазейки они теперь лишены. И теперь они приравнены к обычным гражданам, у которых нет персонального водителя, которые ездят сами и которые управляют машиной самостоятельной.

Е.Ройзман Хорошо. Это совершенно понятный ответ. Но люди спрашивают еще об одной вещи. Все знают, что въезд транспорта в дневное время, ну, грузовых машин в Москву запрещен.

М.Ликсутов Без специального разрешения.

Е.Ройзман Да. Но одновременно с этим можно нагуглить прямо сейчас разрешения. Вместо того, чтобы стоять получать эти разрешения, потому что это затруднено (получение разрешений всё равно там канцелярская это история), за несколько десятков тысяч рублей можно получить. И у людей возникает вопрос, что мэрия специально затрудняет получение разрешения, чтобы вдруг появились фирмы-посредники полулегальные, которые за десятки тысяч рублей это делали. Вот, просто прокомментируйте.

М.Ликсутов Скажу так. Так как вы мой, так сказать, визави сейчас по разговору, если вы, используя Google, поисковые системы, обратитесь в какую-то организацию, которая вам в обход процедуры, установленной правительством Москвы, которая совершенно бесплатна и полностью автоматизирована (это всё делается в электронном виде), получит пропуск, вот, я обещаю вам передать эти материалы в правоохранительные органы для того, чтобы те провели проверку тех сотрудников, которые этим занимаются.

Могу сказать, что процедура эта проходит многоступенчатый контроль. То, что пишут организации, мы видим даже… Тоже отслеживая эту историю в интернете, мы видим, что вот предлагают такой сервис.

Мы даже просили какие-то логистические компании «Вы туда обратитесь. Что они? Как они обойдут эту процедуру, которая установлена законом?»

Е.Ройзман То есть вы с этим, все-таки, сталкивались?

М.Ликсутов Конечно. И просили даже компании логистические, которые, ну, большие на рынке работают (их все знают, они занимаются снабжением продуктами питания и прочим), которым мы пропуска выдаем и которые знают эту процедуру. И если у вас…

Еще раз. Чтобы получить пропуск, вещь простая. Если у вас есть термоприцеп, вы везете продукты питания, у вас срочная доставка, которая требует коротких сроков доставки, вам дадут пропуск – в этом нет никакой проблемы.

А если вы везете, не знаю, мебель на строительный магазин, то мой всегда вопрос «А почему это нельзя сделать ночью, когда меньше трафика и вы не загружаете? Тем более парта это или стол – он не испортится».

Так вот, отвечу. Дальше что получалось? Те звонили в эти компании, говорили «Мы хотим получить пропуск». Те говорили «Дайте предоплату, там не знаю, 10%». Дальше те им давали предоплату – на этом эти компании растворялись. Поэтому это не процедура получения пропуска, это мошенническая схема на то, чтобы вы дали тысячу, две-пять рублей и вам никакую услугу не окажут. Ну, попробуйте.

Е.Ройзман То есть, все-таки, жизнь показывает, что прямой путь – он всё равно самый прямой?

М.Ликсутов Во-первых, этот пропуск бесплатный и он полностью автоматизирован. Мало того, вы по разным этапам времени видите, где ваши документы находятся в информационной системе правительства Москвы и по каким основаниям вам отказали в пропуске.

Е.Ройзман Всё, понятно. У меня есть несколько таких вопросов, которые задевают москвичей, и я хочу их задать. Смотрите, короткая история. Когда появилась… Фиолетовую ветку состыковали с розовой. Начались очень большие пробки. То есть явно она не справляется. Ваши действия? Как вы собираетесь выходить из этой ситуации в ближайшее время?

М.Ликсутов Значит, вы говорите про Некрасовскую, видимо, линию и пересадку Лермонтовский проспект – Косино.

Е.Ройзман Угу.

М.Ликсутов: Держать неоткрытыми станции метро для жителей Некрасовки – я считаю, это было бы неверное решение
М.Ликсутов Значит, первое. Есть, так сказать, выбор – построить всю линию до Авиамоторной, либо запустить участок для того, чтобы люди, жители Некрасовки, которые находятся… Нет станции метро, перегруженная Выхино, Таганско-Краснопресненская линия, станция Выхино. И сказать «Вы знаете, жители Некрасовки, мы вам эти станции хоть и построили, но не откроем, потому что должны достроить… Еще потребуется, ну там, достаточно продолжительное время, чтобы закончить всю линию». Ну, вот, ваш ответ как человека, который управлял городской системой и понимаете, что можно сейчас решить проблему для нескольких сотен тысяч людей сейчас, либо отложить это на полгода?

Е.Ройзман Ну, вам придется тогда менять логистику.

М.Ликсутов Мы поменяли логистику. Мало того, я вам скажу даже в цифрах, так как отслеживаю их ежедневно вместе со своими коллегами из метрополитена.

Картина следующая. Количество пассажиров на Некрасовской линии, если брать все станции, В том числе и Лермонтовский проспект на сегодняшний день, 85 тысяч. Что мы имеем?.. Вот, 85 тысяч человек. Сколько из них новых пассажиров, которых не было раньше в метро? Их примерно на сегодняшний день от 5-ти до 8-ми тысяч человек.

Но что мы получили сейчас? У нас станция Выхино уже по факту разгрузилась более, чем на 20%. Потому что если житель Некрасовки сейчас ехал в Выхино и садился, то теперь он садится у себя рядом в Некрасовке.

И что получилось? То есть мы всего добавили новых пассажиров около 5-8 тысяч человек. Да, действительно, Лермонтовский проспект перегрузился, и мы стараемся сейчас делать за счет чего? За счет того, что часть поездов начали оборачивать по Выхино больше, и больше оборачивать стали поездов по Лермонтовскому проспекту пустых, чего мы раньше никогда не делали.

Поэтому эта система сбалансируется. Но держать неоткрытыми станции метро для жителей Некрасовки – я считаю, это было неправильно, это было бы неверное решение. Но мы в ручном режиме будем…

Е.Ройзман Ну, доводить, понятно.

М.Ликсутов Доводить, доделывать систему так, чтобы минимальный был ущерб для тех жителей. Но мы понимали, к сожалению, и понимаем сейчас, и открыто констатируем, что да, действительно, сложности определенные будут. Но разгрузка станции Выхино на 20 с лишним процентов – это уже отличный результат.

Е.Ройзман Максим, еще один вопрос, потому что город – это, конечно, в первую очередь люди, но город – это еще и традиция. Москва привыкла к своим троллейбусам, и сейчас началась замена троллейбусов с Садового там и дальше. Коротко, с чем это связано? Почему вы считаете, что это необходимо?

М.Ликсутов Значит, первое. У нас на сегодняшний день работает почти 110 электробусов. Электробус – это фактически электрический автобус, который не требует контактной сети, который работает на аккумуляторных батареях с быстрой зарядкой, которой требуется 7-8 минут.

Е.Ройзман Ну, короче, как троллейбус, только провода не нужны.

М.Ликсутов Соответственно, весь мир идет в систему электрического транспорта. Это будущее. Это то же самое, когда была сначала повозка, потом повозка перешла на рельсы, потом вместо лошадей получилась электрическая машина и дальше.

Как бы мы ни хотели… Я понимаю любителей троллейбусов, я сам к троллейбусу отношусь с большим уважением: это реально история городского транспорта. Мы все образцы бережно храним в нашем музее московского транспорта и дальше будем продолжать это делать.

Но процесс, эволюцию не остановить. Электробус – это будущее городского транспорта. Первые шаги – они, действительно, как во всем, что делается в первый раз, они достаточно сложные. Мы разделили риски, выбрав и КАМАЗ, и ГАЗ, российских производителей. Без Москвы электробусов бы никогда не появилось в Российской Федерации.

Сейчас у нас коэффициент выхода электробусов одного и второго производителя почти 0,93-0,95. Это отличный показатель, сравнимый с дизельным автобусом, которому много-много лет.

Е.Ройзман Не, ну это гораздо круче, чем Сухой Суперджет по выходу на линию.

М.Ликсутов Мало того, производитель взял на себя перед москвичами обязательство 15 лет обслуживать этот электробус вместе с контрактом.

Е.Ройзман Ну, это… Да, это серьезно.

М.Ликсутов Вы понимаете, что производитель тем более уровня ГАЗа и КАМАЗа сделает всё возможное, чтобы этот электробус выходил четко по графику, без всяких задержек. И это значит, что в течение 15-ти лет он перед нами несет огромную финансовую ответственность.

Поэтому как бы мы ни любили троллейбус… Еще раз, мы с огромным уважением относимся к истории к нашей, к электрическому транспорту. Но будущее городского транспорта – за электрическим транспортом, и это электробус.

Вопросы нам задают «Ну вот же там печка стоит, которая, вот, дизельная – она там чадит». Послушайте, расход топлива… И это только тогда, когда холодно, мы ее включаем, и думаем, что через какое-то время она нам вообще не потребуется за счет развития такого серьезного электрической батареи. Это минимальная история, которая только говорит про комфорт, но никак не про загрязнение.

Е.Ройзман Да не, есть другие печи и потихонечку это выстроится. То есть логика понятна.

Скажите, пожалуйста, будет ли у вас расширяться зона платных парковок и будет ли расти цена на парковку? Потому что 380 рублей для многих москвичей становится это болезненно.

М.Ликсутов: Процесс, эволюцию не остановить. Электробус – это будущее городского транспорта
М.Ликсутов Значит, парковка платная постепенно она и вчера, и позавчера она расширялась. Где-то одно место, где-то два места. Мало того, расширяется еще парковка каким образом? Мы платные места… Например, есть где-то, где есть сегодняшние платные места. Но мы видим, что жителям не хватает даже с учетом их резидентного разрешения этих мест, что они заняты даже за 380 рублей. Если к нам обращаются муниципальные депутаты, мы эти места оставляем, но выделяем их только для жителей города, то есть для жителей конкретных домов. Ставим там табличку, что это только для резидентов. Для них – бесплатно, любой другой не может там стоять, если у него нет специального разрешения.

Поэтому для нас не плата важна, а комфорт именно проживающих в конкретном месте людей. Будет это только для местных жителей, мы и на это идем, с удовольствием понимая, что делаем эту парковку в первую очередь для них.

Поэтому парковка – это нормальный регулятор количества автомобилей и нормальный регулятор того, сколько машина стоит, сколько она не стоит и как оборачиваемость этих мест происходит.

Поэтому с точки зрения величины стоимости парковки хочу сказать следующее. Что есть практика мировая, которая говорит о следующем, что примерно 15% парковочных мест должно быть всегда свободно. Если нет этих 15% даже платных мест свободных, это значит, что людям достаточно сложно найти свободные места, даже если вам нет другой альтернативы как поехать на личной машине. Потому что город Москва без личной машины – он не может работать, как бы нам ни хотелось как-то по-другому какой-то другой использовать опыт Сингапура, каких-то других. Вот, не может город работать без личных машин. Он будет.

Поэтому если количество парковочных мест меньше 15%, цену надо поднимать. Если 15%, цена нормальная. Сейчас процент примерно 17-18% свободных мест всё равно есть.

Поэтому мы открыто говорим об этом показателе, мы публикуем периодически данные по загруженности парковочных мест и делаем это публично. Никакой проблемы в этом нет.

Е.Ройзман Смотрите, 10 лет назад все опросы показывали, что москвичи считают основной проблемой наплыв мигрантов. Ну, особенно там со Средней Азии и так далее. Сейчас опросы показывают, что основной проблемой считают пробки и парковку. Что за последние годы сделано? Где вы видите позитивные изменения?

М.Ликсутов Первое. Значит, я опросы разные видел. И такие тоже, и другие, где проблемы москвичей несколько другие эскалируют.

Хочу сказать следующее. Если даже не брать эти задачи снижения загруженности дорог и развития городского транспорта… Они стоят лично передо мной и их ставит мэр Москвы. И, соответственно, транспортный комплекс обязан эти вопросы решать.

С 2010го года в Москве добавился 1 миллион машин. Это куплено автомобилей и зарегистрировано 1 миллион машин.

Е.Ройзман В процентах сколько это?

М.Ликсутов Я вам могу сказать, что если в Москве и в Московской области примерно 7,7 миллионов машин… Так как надо брать 2 региона вместе – это более корректный счет, потому что здесь, ну, факторов много такого, сквозного учета.

Е.Ройзман: 1215.

М.Ликсутов Да. То это огромная цифра, которая просто добавилась. Прибавить 15% дорог невозможно в условиях Москвы – вы это прекрасно понимаете.

Вторым ярусом Садовое кольцо нам жители никогда в жизни не разрешат это делать. Расширять улицы невозможно и не нужно, потому что есть куча узких мест, которые мы никогда не разошьем. На Садовом кольце, вы знаете, все проезды под Тверской улицей, под Новым Арбатом 3 полосы в одну сторону – мы ничего не сделаем с этим никогда. И не надо это делать, потому что это серьезно ухудшит качество жизни людей, которые живут в близлежащих домах.

Поэтому с этим количеством дополнительных машин мы, в общем-то, показатели скорости движения в городе не ухудшаем, а по некоторым моментам даже улучшаем. Поэтому сказать о том, что ситуация ухудшается, я не могу.

Е.Ройзман Восприятие меняется.

М.Ликсутов Восприятие меняется. Количество людей, которые пользуются городским транспортом, оно увеличивается. Это говорит о том, что, все-таки, часть людей переходит на городской транспорт, использует такси, которое доступно в Москве, использует каршеринг, который тоже достаточно доступен в Москве.

Е.Ройзман Две вещи. Первое, очень много претензий к мигрантам-таксистам, которые плохо водят, которые не знают русский язык и инцидентов куча – вы сами знаете. Есть какие-то возможности регулировать это?

М.Ликсутов К сожалению, закон федеральный не позволяет нам вводить какие-то дополнительные требования, которые нам хотелось бы предъявлять таксистам. Например, такие как знание города, прохождение каких-то обязательных курсов, связанных с вождением в Москве. К сожалению, мы здесь ограничены федеральным законодательством, которое не позволяет нам это делать.

М.Ликсутов: Практика мировая говорит, что примерно 15% парковочных мест должно быть всегда свободно
Но мы бы очень хотели, и предложения свои нашим коллегам в Государственную Думу мы дали. Надеемся, что в новом законе о такси какие-то вещи будут учтены, которые позволят сделать такси более надежным транспортом, которому больше доверяют, чем на сегодняшний день.

Е.Ройзман Смотрите, очень многим удобен каршеринг. Как с каршерингом ситуация в Москве? Будет ли он развиваться? У нас в Екатеринбурге сработало: у нас Делимобиль зашел в город, у нас сработало. То есть, есть, ну, очень низкие цены, которые ниже Убера, Яндекса.

М.Ликсутов Москва на сегодняшний день, Евгений, по количеству машин каршеринга №2 в мире после Токио. У нас 20 тысяч машин. К концу года… В Токио, по-моему, 21 или 22 тысячи. К концу года этого мы прогнозируем, что будет 25 тысяч и Москва будет №1 городом в мире по количеству автомобилей каршеринга.

Потребность рынка, которую мы оцениваем на сегодняшний день, если такая же будет ценовая палитра, такой же спрос и такая же динамика спроса, то это где-то 40-50 тысяч автомобилей каршеринга в Москве.

Одной машиной каршеринга в среднем по статистике за первый квартал этого года пользовалось 7 человек в один день. То есть это значит, что 7 машин в Москву не приехало, а приехала одна. Это отличный показатель.

Е.Ройзман Да, это решает ряд проблем. Максим, а скажите. Вот, я когда был главой города полуторамиллионного, у меня была зарплата 150 тысяч рублей. Вот, вы возглавляете Департамент транспорта, у вас какая зарплата?

М.Ликсутов Сопоставимая с той, которую вы получали. Даже меньше.

Е.Ройзман Слушайте, тогда объясните мне, в чем ваша мотивация?

М.Ликсутов Моя мотивация в том, чтобы решать те вопросы, которые стоят передо мной. Это огромная задача, которая вызов серьезный для меня лично. Так как я работал в бизнесе раньше и многие об этом знают, то, к счастью, заработная плата на сегодняшний день для меня не тот фактор, который является главным мотиватором работать в правительстве Москвы или не работать.

Но я считаю, что сама задача – она для меня мотиватор, который заставляет меня работать фактически, ну, 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Е.Ройзман Уважаемые москвичи, вот, при вас мы разговаривали с Максимом Ликсутовым. Он ответил на часть вопросов, которые наиболее часто вы задаете. Но вы сами оценивайте, как вы считаете, насколько емкие были ответы, удовлетворяют ли они вас.

А я хочу еще одну вещь спросить. У вас есть идея задействовать в Москве, интегрировать водный транспорт. Как вы себе представляете, как это будет выглядеть? И какую часть года он будет работать?

М.Ликсутов Первое. С конца отвечу, что смысл, если делать речной транспорт в современных реалиях Москвы, то это должен быть транспорт, который работает круглогодично. Это возможно в Москве, к счастью, потому что уже таких зим, которые полностью блокируют (там, толстый лед и прочее), их уже нет. Второе, есть корабли вот эти Рэдиссон, которые в Москве имеются, ледового класса, которые тоже в круглогодичном режиме фактически ходят. Третье, есть ледокольный флот, который есть в Москве. Во-вторых, который, в общем-то, не сложно на сегодняшний день добавить.

Е.Ройзман Что это дает Москве?

М.Ликсутов Это дает…

Е.Ройзман Кроме экзотики.

М.Ликсутов Это не экзотика. То есть мы рассчитываем, что это будет транспорт, который работает, повторюсь, в круглогодичном режиме, который фактически дополняет городской наземный транспорт и метро, который должен работать в режиме метрополитена и наземного транспорта, и который свяжет ряд маршрутов и сократит время перемещения москвичей, ну, в разы.

Мы сделали с Высшей Школой Экономики такой совместный проект, определили первый пилотный маршрут.

Е.Ройзман Откуда до куда?

М.Ликсутов Подробная информация вся есть на нашем сайте – я сейчас просто уже на память не скажу, в какую из какой.

Е.Ройзман Не, ну понятно, что по Москве-реке.

М.Ликсутов Это, поверьте, точно по Москве-реке. Значит, планируем, что этот маршрут запустится в 2021-м году. Мы сделали техническое задание для этих судов, которые будут ледового класса также. Это будет примерно судно на 40 человек, где будет и кондиционер летом, и отопление зимой. Это фактически будет дополнение городского транспорта, где будет работать городской билет Тройка и городской тариф, величина которого (это еще предмет отдельного обсуждения к 2021-му году) точно будет доступен так же, как и наземный городской транспорт.

Е.Ройзман Ну, это разумное, на самом деле, решение. Не использовать эту водную артерию – это, ну, нелепо. И хорошо, что до этого дошли.

М.Ликсутов Во-первых, он использовался и в советское время достаточно неплохо. Мало того, связывал даже… Были летние маршруты, были некоторые зимние маршруты, даже были там межрегиональные маршруты. К сожалению, эта инфраструктура – она осталась там в каком-то таком, полусостоянии. Но ее всю можно доделать и сделать. И мы полны энтузиазма это решить.

Е.Ройзман Скажите, стоит не москвичам ждать платного въезда в центр и москвичам тоже? Вот, просто как есть скажите, потому что это интересный вопрос.

М.Ликсутов Я думаю, что точно этот вопрос не стоит сейчас на повестке дня. Поэтому, скорее всего, это даже не сегодняшняя перспектива.

Е.Ройзман Да, но как я понимаю по выражению лица, к этому, в конце концов, всё равно придет.

М.Ликсутов Вы знаете, я считаю одно. Что такие вопросы – они всё равно должны решаться москвичами. Никаких решений сверху спущенных точно не должно быть. И еще раз повторю, чтобы не будоражить никого, это точно не вопрос сегодняшнего дня и не надо на эту тему беспокоиться, задавать каких-то лишних разговоров и дискуссий.

М.Ликсутов: Расширять улицы невозможно и не нужно, потому что есть куча узких мест, которые мы никогда не разошьем
Е.Ройзман Всё. Максим, вам огромное спасибо. Уважаемые москвичи, вы слышали все вопросы, все ответы. Ну, если что, присылайте или мне в передачу, или на «Эхо Москвы» дополнительные какие-то вопросы. Мы всё передадим Максиму Ликсутову.

М.Ликсутов Спасибо большое, Евгений, за интересные вопросы и интересную беседу. Спасибо.

Е.Ройзман Давайте. Удачи вам, всего хорошего.

М.Ликсутов Спасибо большое.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире