'Вопросы к интервью
24 мая 2019
Z Интервью Все выпуски

Книжная кухня Музей Бродского: музей, которого нет?


Время выхода в эфир: 24 мая 2019, 12:06

Н. Дельгядо Здравствуйте, с вами Наташа Дельгядо, мы на «Книжной кухне». Вчера в нашем городе открылся международный книжный салон. С 23 по 26 мая будут проходить встречи с писателями, издательства будут представлять свои новинки. Программу салона можно посмотреть на сайте bookunion.ru и сегодня, 24 мая в рамках книжного салона событие, которое называется «Бродский Fest». Это большой фестиваль, посвященный Иосифу Бродскому, и об этом фестивале и не только, а, в основном, о нашем великом соотечественнике, я хочу поговорить с нашим сегодняшним гостем.

24 мая — день рождения Иосифа Александровича Бродского, в этом году ему исполнилось бы 79 лет, в следующем году, я надеюсь, мы будем отмечать юбилей. И сегодня у нас в гостях историк, главный редактор портала «Бродский онлайн» Павел Котляр. Здравствуйте, Павел.

П. Котляр Здравствуйте.

Н. Дельгядо Давайте сразу о фестивале. Имеет ли отношение к этому фестивалю будущий музей Бродского или портал «Бродский онлайн»?

П. Котляр Да, мы являемся партнерами фестиваля и принимаем участие в нем, но сама инициатива исходит от Ирины Барметовой — это главный редактор журнала «Октябрь». Опытный человек в литературных кругах. Она выступила с инициативой провести литературный фестиваль посвященный, скорее Бродскому, как явлению в русской культуре. Это посвящение. Если посмотрите внимательно программу, то большинство мероприятий там связано, как раз с выступлениями замечательных писателей, поэтов. Многие приедут специально: Сергей Гандлевский, Бахыт Кенжеев, Максим Амелин, Игорь Волгин и многие другие. А есть часть программы, связанная напрямую, непосредственно с Бродским. И там, уже полюбившиеся петербуржцам театральные постановки, или конференции в «Полутора комнатах», или дискуссия на тему «олимп Иосифа Бродского». То есть, это такой сложносоставной праздник литературы, в широком смысле. Не только связанный с Бродским.

Н. Дельгядо Будущее музея Иосифа Бродского. Скажите, Павел, как один из кураторов , есть какие-то подвижки вот в этом проекте?

П. Котляр Ответ может быть долгим. Подвижек много, процесс активный идёт и мы, поставив для себя цель открыть музей к 80-летию Иосифа Бродского понимаем, что на сегодняшний день остается ровно год, для того чтобы этот амбициозный план осуществить. Мы со своей стороны, фонд создания музея Иосифа Бродского, возглавляемый Михаилом Исаевичем Мильчиком, при поддержке музея Ахматовой «фонтанный дом» и, лично Нины Поповой, работаем уже конкретно над проектом реставрации исторической, мемориальные квартиры 28, в доме Мурузи, и планами создания там первой экспозиции. Главное, что сейчас разговор уже идет о конкретных решениях. Что делать в реставрации? Что делать в экспозиции? А когда разговор переходит на конкретику — это уже вселяет оптимизм.

Н. Дельгядо Какие проблемы? Что мешает созданию этого музея?

П. Котляр Чего бы я опасался? Здесь есть три вещи: первое — это объективная сложность, профессиональные вызовы, которые этот проект делает. Это очень сложно сочиненная история. То есть, речь идет о том, чтобы, в общей сложности на 400 квадратных метрах, создать литературный музей какого-то нового типа, новой формации, если хотите. Площадь скромная — речь идёт квартире. Казалось бы, здесь все должно быть просто. Но как раз из-за этого, из-за того, что это памятник конца 19 века, из-за того, что там настроение жизни советского периода, коммунального быта, который надо сохранить, из-за того, что находится в жилом доме… но, это такое приятное препятствие, которое преодолимо.

А два других выражаются в возможной бюрократической инерции, скажем, в каком-то несогласовании каких-то юридических моментов вовремя. В частности, музей Ахматовой в фонтанном доме согласен предоставить на ответственное временное хранение какие-то предметы. Естественно, если будут соблюдены все условия температурно— влажностного режима. Эту передачу необходимо согласовать с комитетом по культуре. Возможно, с Министерством по культуре и эти процессы уже сейчас необходимо начинать, потому что логика бюрократической машины, она просто может не позволить нам успеть вовремя.

Третий момент, совсем кратко, — это уже упомянутое пребывание в жилом доме. То есть мы находимся в жилом доме, и, понятно, что я бы тоже, поставив себя на место жильцов, с некой настороженностью относился к идее музея. Потому что музей — это большое количество посетителей, ещё может быть какие-то сложности.

Н. Дельгядо А что касается коллекции? Как она собирается и что сейчас есть ?

П. Котляр У коллекции для будущих экспозиций может быть два источника : первый, самый очевидный — это фонды музея Ахматовой, где более 4000 единиц хранения, и это уникальный, удивительный случай, что и ленинградская часть и американская часть вещей сосредоточены в одной организации. Такое редко бывает. А другой источник — это частные коллекции. Есть предметы, связанные с Иосифом Бродском у его друзей и, опять-таки, на временное хранение, на временных выставках они вполне могут показываться. Но здесь главное — это то, что мы не стремимся к классической монографической такой выставке, рассказу о жизни Бродского от рождения до смерти в вещах. Это будут, всё-таки, какие-то конкретные, тематические высказывания, сменяемые. Хочется сразу все показать, многогранно как-то, ярко и так далее. Но надо где-то останавливаться, и, например первую экспозицию, с которой музей, дай Бог, откроется, посвятить конкретно «Полутора комнатам». Как тексту, как явлению и как, собственно, пространству, которое будет отреставрировано.

Н. Дельгядо При этом будет продолжаться существование портала “ Бродский онлайн”? Я так понимаю, что уже больше года он существует и как-то в связи с будущим музеем, с «Полутора комнатами» ,можно уже подвести какие-то итоги? Вот с момента начала рабочей деятельности до нынешнего момента?

П. Котляр Главный итог — это формирование исследовательской команды, которая станет основой научной, если говорить высокопарно, части коллектива будущего музея. Потому что, так как музей частный, надо очень четко понимать, что речь идет не только о частных инвестициях в реставрацию, приобретение новой площади, и так далее. Затем музей должен как-то функционировать, и функционирование музея как структуры невозможно без исследовательской лаборатории, без компетентных специалистов которые ищут новый ракурс разговора о Бродском. О каких-то проблемах, связанных с его жизнью и творчеством, готовят выставки, издания и другие формы музейной деятельности. Вот за время работы портала такая команда сформировалась. Можно сказать одно — что музей ждут. Очень многие ждут, не только петербуржцы, и это тоже вызов. Потому что у каждого есть своё видение: каким этот музей должен быть, и большие ожидания, которые нужно как-то оправдать, не теряя при этом собственную позицию.

Н. Дельгядо Что касается портала “ Бродский онлайн” ,какие главные успехи ваши за это время?

П. Котляр Осмысления каких-то артефактов, связанных с жизнью Бродского и поиск новых ракурсов. Ну, то есть, например то, что Иосиф Бродский находился первую блокадную зиму в Ленинграде — это известный факт, это не открытие. Мы написали о том, что Иосиф Бродский — единственный Нобелевский лауреат, который претендовал на медаль — житель блокадного Ленинграда. Мысль, какой-то ракурс, необычно поставленный вопрос, он и проходит как-то дальше. Или, например, мы взяли воспоминания, посвященные посещению британского парламента, их сравнили и что-то смогли написать о памяти, о том, как трансформируются эти воспоминания .

Н. Дельгядо Такие события, как большой фестиваль, посвященный Бродскому, Вам не кажется, что это профанация некоторая? Что, все-таки, чтение — такой интимный процесс, и подобные события не могут провоцировать интереса к чтению, скорее наоборот.

П. Котляр Надо посмотреть на то, как пройдет фестиваль и какой он вызовет интерес. Какой будет итог. То есть, если это будет способствовать приращению каких-то новых смыслов в теме Бродского, или обращению людей к творчеству других поэтов то это — к лучшему. Но, по крайней мере, услышать чтение собственных стихов тем же Сергеем Гандлевским, в Петербурге можно очень редко когда. И в этом смысле, фестиваль — хорошая возможность.

Н. Дельгядо Спасибо большое, Павел. С нами был историк, главный редактор портала “ Бродский онлайн”, будем надеяться, один из кураторов музея Бродского. Через год я смогу так вас представить, надеюсь на это — Павел Котляр. Мы говорили о проекте создания музея Бродского. Поздравляю всех с днем рождения Иосифа Александровича. Над программой работали журналист — Татьяна Троянская, звукорежиссер — Галина Курылёва и я, автор — Наташа Дельгядо. Всего доброго, читайте.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире