'Вопросы к интервью
20 мая 2019
Z Интервью Все выпуски

Для самых больших Надо ли вовлекать ребёнка в благотворительность деятельность?


Время выхода в эфир: 20 мая 2019, 12:05

А. Петровская Добрый день, у  микрофона Александра Петровская. Это программа «Для самых больших». Сегодня напротив меня — Настя Дмитриева, журналист, руководители благотворительного проекта «Хурма», волонтер «Ночлежки». Настя, добрый день.


Н. Дмитриева Здравствуйте.

А. Петровская Мы сегодня решили с вами встретиться и поговорить о благотворительности. Мне кажется это инструмент который очень важен как для формирования эмоционального интеллекта и развития эмпатии у человека, но, в том числе., это важно и в таком глобальным разрезе, для создания в дальнейшем свободного гражданского общества. Как вы это видите?

Н. Дмитриева Ну, если мы говорим про отношения родитель-ребенок, и про детей в  благотворительности — это, конечно, такой знаете, как 2 пишем, 3  — в уме. Это родительская глобальная цель. Может быть, ребёнку он её не будет, скорее всего, проговаривать. Это будет в координатах совместного времяпрепровождения, но, в целом, конечно, если переходить на масштабы поколения: вот у нас было поколение осознанных родителей. У этих осознанных родителей подрастают осознанные дети, и приятно думать, что с какого-то момента становится нормой, вот не поводом встретиться и поговорить на радио, а  нормой жизни участие в благотворительности детей и взрослых.

А. Петровская Сегодня вы  уже видите этот качественный скачок изменения в обществе?

Н. Дмитриева Сложно сказать, потому что, моё окружение, мои друзья они, в целом вот из этой области. А как там вне, как другие мамы-папы? Приходят люди с детьми на акции? Сложно сказать…мои глаза показывают — да, этого очень много, но  может быть, я ошибаюсь.

А. Петровская У Вас есть личный опыт, я так понимаю. Своего собственного ребёнка вы воспитывается как раз в условиях принятия другого, заботы об обществе. Почему вы это делаете?

Н. Дмитриева Потому что — это гармонично встроено в мою жизнь и жизнь моей дочки. Ей  сейчас 6 половиной, и она со мной как волонтёр участвует с двух лет в разных проектах, и для неё это тоже не события. Это норма такая. Как сходить в театр или погулять с мамой, также мы куда-то можем ехать, например, на акцию связанную с помощью бездомным людям

А. Петровская Как вы это делаете?

Н. Дмитриева У нас нет такой серьёзной подготовки вроде там: «Давай, сейчас я тебе расскажу, как мы будем делать добро». Мы не настраиваемся специально. Часто я жду от дочки встречных вопросов. То есть уже прошли стадию понимания, что есть люди на колясках, люди незрячие, люди бездомные либо с какими-то диагнозами, движениями странными. Я ждала, в таких случаях Сашин вопрос: “ Мама, смотри, что это такое?”, грубо говоря. Рассказывала, что это такое. Не врала, без сказок каких-то, на понятном для неё уровне. Вот,у человека больные ноги, он едет на коляске, потому, что так удобнее.

А. Петровская Ну, поскольку, Вы волонтер ночлежки, давайте поговорим про подопечных этой организации. Всё-таки с людьми с ментальными особенностями, физическими какими-то недугами, там всё более или менее понятно. Как можно объяснить случаи с людьми бездомными — ведь часто, даже среди взрослых людей, встречаешь какие-то ярлыки и стереотипы.

Н. Дмитриева С ребёнком проще, может быть, потому что у него, как и нету ярлыков и  стереотипов. Дочкой узнала про ночлежку, как раз в 2 года, потому что я ходила в приют к бездомным и проводила занятия по оригами. И, поскольку, мама периодически куда-то пропадала, Саша спрашивала, куда я ухожу. Я и рассказывала, что хожу в приют для бездомных. Вот в том возрасте было очень просто объяснить, через пример с «Кошкиным домом», потому что в произведении Маршака кошка осталась без дома, получила стигматизацию в обществе, от нее отвернулись все. И  потом, часть общества, способная к эмпатии, помогла ей  ресоциализироваться. Так если грубо говорить. Для ребенка это было понятно.

Почему люди оказываются на улице?. Ну, потому что … И, я называла ровно те же причины, по которым статистически люди находятся на улице. Как они живут? Они живут на вокзалах, на чердаках и подвалах. И эти вещи их объясняешь так, как они есть. Другое дело, что когда мы говорим про благотворительность с ребенком — это попытка работы с болью и страданием, с несправедливостью в обществе. Конечно, ребенка хочется оградить от несправедливости нашего мира , но у нас не получится под стеклянный купол его поместить, он узнает что мир несправедлив, и  что в нём бывает зло.

В истории с благотворительностью получается, что мы даем инструмент, как с этой несправедливостью работать. То есть, да, человек может оказаться на улице, но мы с тобой можем его обогреть, связать ему шарф, как например люди в «Хурме» это делает. И, помимо знания, что в мире что -то не так, ребенок получает ещё и и возможность с этим самостоятельно справляться как-то. Работать, и становится активным по отношению к этому страданию, что— то  менять.

А. Петровская А вот о  результатах этого шестилетнего воспитания вашей дочки. В условиях, которые вы предложили, вы  видите, что это как-то меня ее человеческую сущность.

Н. Дмитриева Про меняет — не знаю, потому что, сложно сказать какая она изначально была. Но, точно совершенно, Сашка очень гибкая к тому, что люди и ситуации бывают разные— это первое, мне кажется, важное. А второе — это то, что ее не пугает большое количество вещей. Она знает, что если есть какая-то проблема, то можно искать ключ решения этой проблемы. Если есть проблема передвижения, то должно быть пандусы, например. Если есть проблема незрячести, то должен быть светофор со звуковым сигналом. С бездомностью тоже можно работать.

Для неё нормально, что люди болеют, для неё нормально, что могут повредить экологии: она очень за экологию переживает. В свои 6 лет она знает, что можно взять мусорный пакет, самой пойти и собрать мусор, выкинуть его в нужное место. Этот баланс всегда сохраняется: вижу, что что-то работает, не так и знаю, что можно подумать, что с этим делать. Мне кажется вот такой, как-бы промежуточный итог.

А. Петровская То есть, ответственность за общество в целом, а не только за себя, за свой собственный дом. Справедливость, баланс в обществе , безопасность в том числе экологическую, ответственность у нее уже к 6 годам сформировалась?

Н. Дмитриева Как раз не за общество в целом, мне кажется она может и не знает такого слова, а  за себя. За то, что от ее действий многое может зависеть. От того, как она действует, какие решения принимает, много может зависеть. Но в принципе, сумма до ответственности рождает гражданскую.

А. Петровская Как раз про гражданскую ответственность и про гражданское общество. То с чего мы начали. У меня складывается впечатление, что может, действительно новое поколение выросло? Всё больше людей, действительно, с вниманием и заботой относятся к окружающему миру. Когда люди отдают вещи в «Спасибо»— контейнер, а не выкидывают на свалку это уже тоже некий маленький шаг. Вот вы для себя, как человек, который работает в этой сфере, видите эти качественные изменения? Как далеко нам еще идти до совершенства?

Н. Дмитриева Я  их вижу, но, боюсь, сказать что они очень масштабные  — это сильно приукрасить реальность. То, что происходит — это капля в море. Мы вот только-только первый шаг делаем к тому, чтобы за пределами больших городов и за пределами Фейсбука, в котором распиариваются акции, правда что-то происходило. А пока, достаточно отъехать на 500 км от Петербурга в мой родной Петрозаводск, например, и там в газетах писали о девочке, которая появилась в магазине с эко— мешочками, вместо полиэтиленовых пакетов.

А. Петровская Есть ли вероятность, что всё больше родителей, которые воспитывают детей как раз в тех условиях, которые схожи с вашими, что их дети, уже будут более ответственным, и что, буквально уже через поколение, мы увидим этот качественный рывок.

Н. Дмитриева Мне хочется, конечно, в это верить.

А. Петровская Ещё момент в отношении того, как именно заниматься воспитанием, этой самой ответственности. Какие-то ваши советы родителям?

Н. Дмитриева Мне кажется самое важное, если мы говорим не про ответственность , а про благотворительность при участии детей, помнить ,что во-первых: человек имеет право отказаться. Вы можете быть по самую макушку в благотворительности, но ваш ребёнок может этого не захотеть. У  него должно быть на это право. Если мы это запомнили и  это, правда, какое-то его осознанное решение быть с вами вместе на акции, то тут важны технические моменты. Родителям, особенно не подростков, а  маленьких детей, было бы здорово позвонить координатору волонтеров, руководителю проекта благотворительного, в которой они хотят вписаться и сказать: «Я приду с ребенком, можно ли?» И, если можно, будет ли ему, действительно, настоящая задача?” Потому что дети считают, когда от них отмахнулась — позвали делать добро, а на самом деле, сказали: «Посиди здесь просто, или поперекладывай из одной кучки в другую. Они поймут, что это не настоящее дело. А вот если их нагрузить по их возрасту, по их возможностям настоящей, ответственной задачей, то вы проживете вместе( вы — родители и ваш ребёнок) очень классные опыты, Которые сближают вас и которые что-то осмысленное привносят в этот проект.
Конечно, ничего не получится, если у  родителей самих не встроены такие навыки в  систему ценностей. Да, есть какие-то трендовые идеи, надо делать добро, и в этот момент они идут и берут с собой детей. А  если этого как-то, не особо рефлексируя, просто происходит в течение жизни, например: вчера сходили в театр, а сегодня прочитали книжку про глухого ребенка, и как-то это обсудили. Потом, посмотрели есть-ли у нас вокруг глухие дети, допустим, — вот это будет само собой. Приходит огромное чувство тревожности и  количество вопросов: «А как же это так, учить детей благотворительности?» Они просто снимаются.

А. Петровская Настя Дмитриева, журналист, волонтер, руководитель благотворительного проекта «Хурма». Спасибо.

Н. Дмитриева Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире