'Вопросы к интервью
19 мая 2019
Z Интервью Все выпуски

Петербург. Воскресенье. Как заработать на жизнь в Instagram


Время выхода в эфир: 19 мая 2019, 16:05

И. Штейнерт Добрый день. Это программа «Петербург. Воскресенье». Меня зовут Иван Штейнерт. Напротив меня – Елена Шейдлина, Instagram-блогер, фотохудожник… Я не знаю, как правильно, Лена, сразу скажи.

Е. Шейдлина Можно просто digital artist.

И. Штейнерт Digital artist. Возможно, не все наши слушатели понимают, что это такое. Ты можешь пояснить, что это значит? И Instagram-блогер, и фотохудожник, и digital artist. Чем занимаешься ты?

Е. Шейдлина Я художник мультимедийный. Занимаюсь тем, где в принципе присутствует арт. Могу заниматься видео, могу заниматься фото, масляной живописью, 3D-модели создавать, быть режиссёром, писать музыку и всё, где можно включить свой креатив и фантазийное мышление. Но в принципе начинала я всегда с фоторабот, из-за чего я стала популярной именно в Instagram.

Но когда меня спрашивают, как же свой Instagram сделать популярным, я ответить на этот вопрос не могу, потому что часть подписчиков у меня пришли из «ВКонтакте», когда в начале своей творческой карьеры я рисовала граффити «ВКонтакте», и люди стали подписываться из-за необычного образа. На тот момент «подписываться» — такого слова не было, они просто добавлялись в друзья, так что в какой-то момент у меня было ограничение в 10 тысяч друзей и куча комментариев: «Что же ты ещё такое придумаешь?».

И когда я завела Instagram, мой любимый человек сказал: «Тебе нравится воплощать идеи? Давай попробуем это сделать в фотографии. Немного постараемся». Так что digital художник и digital artist. Мне нравится слово artist в английском, потому что это как раз мультимедийность: ты можешь быть под этим словом кем угодно. Кем ты себя возомнил, в хорошем смысле этого слова.

И. Штейнерт Я просто хотел напомнить нашим слушателям, что Лена не просто популярный Instagram-блогер. Если я правильно помню – а если неправильно, то ты меня поправишь – то у тебя более 4 миллионов 200 тысяч подписчиков в Instagram, более 2 миллионов подписчиков в Youtube и «ВКонтакте» было тоже довольно много.

Е. Шейдлина Да, был миллион. Потом я удалилась из «ВКонтакте»…

И. Штейнерт Мы об этом, кстати, ещё обязательно поговорим.

Е. Шейдлина …С условием того, что я не хотела видеть негатив в социальных сетях в виде тех же новостных лент.

И. Штейнерт Я понял. Я думаю, ещё частично мы это затронем. Я видел из твоих последних Stories в Instagram, из последних фотографий, что ты была в Соединённых Штатах, фотографировалась там, кстати, даже с персонажами «Игры Престолов», было очень прикольно. А что ты там делала?

Е. Шейдлина Отлично, хороший вопрос. Я туда поехала с BMW, мы поехали туда в виде коллаборации, потому что они являются основными спонсорами Frieze – это такая ярмарка искусства, где любые художники могут показать свою работу. Именно работу, которую они проделали в течение года. И я зажглась: «Хочу! Хочу показать себя, наконец, артистом!» Так что моя главная мысль сейчас – вынести творчество из Instagram. Ты не задумывался о том, что… Ты знаешь хоть одного художника, кто вышел сейчас из Instagram?

И. Штейнерт Если честно, я вообще знаю довольно мало художников. И, пожалуй, на твой вопрос могу ответить: «Нет, я не знаю».

Е. Шейдлина И я не знаю!

И. Штейнерт А, то есть и ты не знаешь?

Е. Шейдлина Да! Я подумала, что это интересная концепция. Что мне уже не нужно зарабатывать аудиторию, но мне нужно её зарабатывать в реальной жизни, потому что я их не вижу. Я не знаю, кто ты – тот человек, который пишет мне сообщение: «Ты такая классная». Но что за этим стоит?

Я подумала, что я поеду с этой концепцией на Frieze, покажу свои масляные работы, фотоработы, сделаю перформанс, где я в реальной жизни буду рисовать ту картину, чтобы люди видели, что есть этапы становления моих работ. Сначала я взяла работы масляной живописи, которые я делал в 2014 году, потом в 2016, потом в 2018, потом в 2019 и дополнила между ними историей, что я делала в эти промежутки, почему картин так мало. А я делала фотоработы и, как ни странно, можно было видеть, что когда я в первый раз бралась за работу… Я, кстати, уточняю: я не училась в художественном, я самоучка. И людям видно, что из-за того, что я делала фотографии на художественную тематику, моя масляная живопись тоже по уровню увеличивалась.

И это было интересно смотреть, потому что история не заканчивается, а встаю я и продолжаю рисовать, и рисунок намного лучше, чем первый. Но не лучше в плане даже техники, а в плане её прозрачности, в плане как я веду себя над этим холстом, потому что холст – это, вроде, часть художника, часть его мира, на которой он просто показывает свою фантазию.

И. Штейнерт Я правильно понимаю, что ты хочешь постепенно переходить от только Instagram к выставкам, каким-то перформансам, ещё каким-то вещам?

Е. Шейдлина Да, да.

И. Штейнерт И насколько это успешно пока получается?

Е. Шейдлина Я ни разу не сотрудничала с галереями, но Frieze и вообще эта поездка в Нью-Йорк и знакомство с мировыми галеристами дало мне понять, что, когда я показываю им работы, они мне дают свою визитку с личным их номером, и это хороший знак.

И. Штейнерт Безусловно. Хотел тоже спросить. Я смотрел на твои фотографии и даже в интернете не смог найти ответ на то, что это за стиль. Я находил какие-то предположения о том, что это некий baby art. Возможно, это не так. Для меня это… Я посмотрел, это какая-то психоделическая была немного… фантазияи, что ли. Ты сама как-то называешь стиль своего творчества?

Е. Шейдлина Начнём с того, что я не очень знакома с множеством художников и их стилистиками, но первое, к чему я была привязана – это к сюрреализму, безусловно. К арт-фотографии в виде того, что это соединение сна и реальности. Но посмотрев документальный фильм о Рене Магритте, художнике, который чем-то похож на меня, с условием того, что я не читала его биографию, но он как-то произнёс такую фразу, что «стакан – это не стакан». И я всегда играла на предметах, я смотрела на их внутренности изнутри, забывая, что этот предмет что-то значит. Я забываю, что мяч – это мяч, придумываю ему новое назначение. И тем самым… Он называл этот стиль «магический реализм». Так что пусть моя стилистика будет магическим реализмом.

И. Штейнерт Окей. Также есть разные утверждения, что ты вдохновляешься Энди Уорхолом и Мариной Абрамович. Это действительно так? Давай я сформулирую так: ты изучала каких-то художников, каких-то людей, которые устраивали разные перформансы, или у тебя это получилось вне зависимости от того, что ты смотрела, читала о них?

Е. Шейдлина Вне зависимости. Художники встречаются на определённом моём пути. Это как знакомые, которые приходят и уходят из твоей жизни, и так я знакомлюсь и с этими людьми. С Энди Уорхолом я познакомилась… Звучит здорово!

И. Штейнерт Да!

Я безумный визуал

Е. Шейдлина С Энди Уорхолом я познакомилась на свой день рождения, когда мне подарили большую книгу. И так как у меня есть маленькая библиотека собранных книг со всего мира именно искусства тех художников, которые меня вдохновляют… Хочу заметить, что эти все книги состоят только из картинок. Потому что я безумный визуал, я запоминаю, какого цвета шляпка, как наложены мазки. И когда люди меня начинают спрашивать: «Каких художников ты любишь?», если я их смотрела слишком давно, я даже имя не назову, но я смогу описать эту работу. И в данном случае я «познакомилась» так с Энди Уорхолом.

С Мариной Абрамович я познакомилась из-за того, что ко мне пришла подруга и сказала: «Слушай, я хочу посмотреть документальный фильм о девушке, о женщине, которая создавала перформансы на холсте в виде её тела». Я сказала: «Здорово». Мне всегда интересно послушать мнения разных людей, разные точки зрения, что такое для них искусство, потому что ещё никто не придумал точное определение. Да его и не существует. Но что я поняла точно: что, всё-таки, ты действительно можешь быть художником, любой человек может быть художником. Но задаётся встречный вопрос: а тогда кто будет зрителем? А я чувствую себя так: я захожу в галерею – я не художник, выхожу в свою галерею – я уже художник. Значит, художник смотрит на художника, но он уже становится зрителем.

И вот для меня те же все артисты, и Марина Абрамович, которая вдохновляет тем, что она – человек искусства, как человек, который делает на себе перформансы. И я это переношу в свои фотографии, потому что я перемещаюсь сквозь разные истории, я их придумываю, и мне нужно прожить лишь одну фотографию. Мы делаем одно фото, которое мы можем готовить неделю, либо месяц, в зависимости от сложности реквизита и бюджета. Конечно, бренды помогают это воплощать, но некоторые идеи всё равно откладываем мы в полочку.

И. Штейнерт То есть, серьёзно, одну фотографию для своего Instagram можно готовить один месяц? Как это технически выглядит? Возможно, многие слушатели, и я в том числе, не понимают, как можно одну фотографию готовить целый месяц. Допустим, нужен какой-то реквизит, ты его находишь, а что происходит дальше?

Е. Шейдлина Ну, помимо реквизита нужна идея.

И. Штейнерт Безусловно!

Е. Шейдлина Есть отдельный элемент, но ты понимаешь, что история ещё не закончена. Ты недоволен этой идеей, ты понимаешь: элемента не хватает. Вот просто понимаешь, чувствуешь и просто ждёшь, пока что-то сойдётся. Безусловно, этот месяц ты не сидишь и не ждёшь, пока ты выполнишь эту идею. Ты делаешь какие-то другие проекты параллельно, каждый раз возвращаясь к этой задумке. И в конечном счёте, когда идея полностью сложилась – ты нашёл локацию, нашёл стиль, нашёл образ, твоя мимика лица…Несмотря на то, что, возможно, просматривая мои изображения, ты думаешь, что моё лицо в принципе похоже, с открытым ртом, что-то милое, то чаще всего на внешность я обращаю внимание в самый последний момент. Я обращаю внимание лишь на то, размазано моё лицо или нет. Не размазано – пойдёт.

И как-то раз мой муж спросил: «Лена, но ты тут получилась намного хуже». Я говорю: «Зато фон получился офигенно». Потому что мне важно, чтобы в изображении… Поставили любого человека – и эта фотография так же здорово смотрелась при определённом свете. Но в то же время, если стоит другой человек, то скорее я немного перефразирую эту задумку для того, чтобы всё смотрелось гармонично, и вытащить его уже, как меня, было невозможно.

И. Штейнерт А какой может быть бюджет у одной фотографии, например?

Е. Шейдлина Мне кажется, в пределах 20 тысяч. Если это что-то лёгкое, из ткани…

И. Штейнерт Речь идёт о какой валюте?

Е. Шейдлина Рублей.

И. Штейнерт 20 тысяч рублей?

Е. Шейдлина Ну да. Я же…

И. Штейнерт Это немного.

Е. Шейдлина С условием того, что я это делаю своими руками. Создание реквизита может как раз занимать неделю без внедрения каких-то других дел. Если я начинаю работать над проектом-фотографией, то меня не трогать. Я не могу параллельно заниматься несколькими делами. Я должна в это погрузиться, потому что где-то какой-то элемент я могу упустить.

Как мы работаем с мужем: он отвечает не только за техническую часть, он отвечает за часть зрителя. Он отвечает за часть, когда он может перефразировать мою полную идею. Я ему говорю идею, а он шуткой мне говорит другую, я понимаю, что моя вообще идея никуда не годится, «слушай, давай делать твою», хотя я к этому могла готовиться две недели, и реквизит уже закончен. И такое бывает. Я просто понимаю, что… «Ну, окей, потренировалась, хватит». Но в то же время, я всегда пытаюсь доделывать эту идею. Тренировка всегда может перейти в что-то новое, если нужно что-то дополнить. И всё так сумбурно наворачивается слоями, как блинный торт.

И. Штейнерт Я правильно понимаю, что сперва твои фотографии понравились… Не то, чтобы не только россиянам, в первую очередь не россиянам, а на Востоке – японцам, китайцам. Почему? Ты сама как-то себе это объясняешь?

Е. Шейдлина Наверное, это потому, что сначала я именно всегда сотрудничала не с людьми. Люди в России узнали меня от блогеров, в большей степени. Когда я в первый раз пришла на Youtube-фестиваль, с помощью которого я и создала своё первое видео на Youtube… Потому что я не хотела быть ютубером. И я подходила к людям, именно к блогерам, я спрашивала: «Привет! А кто ты?» – «Привет, Лена! Я тот-то и тот-то». Я поняла, что все топовые блогеры меня знают, а я нет, и нужно это дело исправлять. Они наделали кучу фотографий, опубликовали меня, и тогда у меня выросла… На миллион подписчиков в два дня.

И. Штейнерт А почему японцы, например, так любят твои фотографии?

Е. Шейдлина Да, я, кстати, перескочила эту тему. Первоначально, перед тем, как прийти на фестиваль, я сотрудничала с множеством именно брендов одежды. И чаще всего это была одежда из Азии, это крупные бренды, но именно дизайнеров, эксклюзивные.

В Японии и вообще на Востоке, в Азии очень хорошо продвигают молодых талантов. Они берут их концепцию и начинают продвигать, создавая маленькие магазинчики в реальной жизни, не только в интернете. И они подключают инфлюенсеров – человека, который ещё и это транслирует на себе. Трендсеттеров. Я делала фотографии в своей необычной стилистике, и они стали публиковать в своих профилях, на которых уже было 500 тысяч, а у меня… Я помню, первая моя публикация рекламная, которую я сделала – не рекламная, мне отправили вещи…

И. Штейнерт Просто за вещи. Бартер.

Е. Шейдлина Да, бартер. 32 тысячи подписчиков, я прекрасно помню это число, и мне первый бренд отправил вещи, выложил у себя в профиле, и постепенно у меня стала набираться эта аудитория, и они уже стали следить. Кто-то делится, кто-то выкладывает на своём профиле, многие художники рисовали мои образы. И я набирала свою аудиторию. Так проще сказать.

И. Штейнерт Я бы ещё хотел поговорить о том, как монетизируется Instagram. Наверняка многие люди не подозревают, что в Instagram можно работать, и в целом, хорошо работая в Instagram, не…

Е. Шейдлина Работать вообще.

И. Штейнерт Да, не нужно работать, что называется, на обычной работе. Я так понимаю, что Instagram и Youtube, наверное, в частности, даёт тебе возможность сейчас не работать и в целом жить в своё удовольствие, правильно? А можешь рассказать, какими способами происходит… То есть, как можно зарабатывать деньги, публикуя фотографии в Instagram? И о каких суммах может идти речь?

Е. Шейдлина Хорошо. Я начну рассказ с того, что когда я начинала создавать Instagram и все социальные сети, не то что никто не знал, что это можно монетизировать – даже бренды об этом не знали, и даже не подозревали, что такое вообще будет возможно.

И. Штейнерт Твои родители, например, когда-нибудь могли подумать, что твоё увлечение фотографией будет приносить тебе деньги не потому, что ты будешь снимать свадьбы, а потому, что ты просто будешь выкладывать свои фотографии?

Мама мне всё время помогала воплощать эти задумки.

Е. Шейдлина Как ни странно, мама мне всё время помогала воплощать эти задумки. И я помню свою первую рекламную интеграцию, за которую мне заплатили 10 тысяч рублей именно в Instagram. Я рекламировала приложение. И тогда я могла показывать не маме, а именно папе: «Папа, отстань от меня, у меня уже есть 10 тысяч рублей».

Несмотря на то, что, когда я приехала в Петербург, я ни капельки денег не просила уже у родителей, потому что у меня есть от мамы эта жилка – я обожаю продавать какие-то предметы. Я очень всегда мечтала открывать разные филиалы одежды, аксессуаров, работать именно в торговле. Мне так казалось. Но получилось так, что всё-таки арт мне нравится больше. Своего рода, это тоже такая площадка открытая.

И как зарабатывать на фотографиях – мне кажется, нужно выработать свой собственный стиль, и бренды уже приходят к тебе не как площадка, а как к артисту, потому что… Что делают бренды, когда они берут блогеров? Конечно, они хотят увеличить узнаваемость. Но в то же время они берут тебя как лицо.

И. Штейнерт Ну вот, например…

Е. Шейдлина Почему они говорят «амбассадор»? Потому что ты вносишь своим стилем в их бренд что-то новое, и они платят больше тебе за это деньги. Значит, если ты развиваешь Instagram либо социальные сети, они рассматривают: как площадка – раз, ты сам, как личность – два, и третье – они надеются, что в дальнейшем ты будешь развиваться, и тем самым… И ты был представителем их бренда, что ещё положительно на будущее, на много лет вперёд складывается на их беззаботной жизни.

И. Штейнерт Я правильно помню, что ты – амбассадор Nike? Но ведь вряд ли такой компании, как Nike, нужно, чтобы о них больше узнавали. Наверняка про неё и так все знают.

Е. Шейдлина Из-за этого они берут артиста, который может что-то внести в их бренд. В виде даже представительства из России. Я была амбассадором в России, именно Nike, который представлял нашу страну. И они первый раз взяли человека, который не был заинтегрирован в спорте.

Меня спросили, хочу ли я заниматься бегом. Я сказала, что бег – это самое нелюбимое, что у меня есть, и из-за этого я хочу. Потому что я помню историю, когда я бегала быстрее всех. И сейчас я понимаю, что произошло, хотя я всем говорила, почему я перестала бегать именно в детстве – что мне сделали прививку, я разучилась бегать. А потом мама рассказала такую историю, что у меня всё сошлось. У меня были небольшие эпилептические приступы…

И. Штейнерт Я читал об этом и хотел, кстати, как раз спросить. Тебе не мешает ли это? Я так понял, это была достаточно серьёзная какая-то болезнь.

Е. Шейдлина Да. Эпилепсия не переросла в эпилепсию, потому что это до определённого возраста. До 8 лет не проходит – то это уже эпилепсия. А так это судороги называется.

И. Штейнерт И у тебя прошло?

Е. Шейдлина У меня прошло. Но они меня долго лечили, и у меня прошли судороги, и тут мне делают прививку, и у меня опять начинаются те приступы, когда при большой температуре тебя начинает трясти, если не открыть рот, то ты можешь просто задохнуться.

И. Штейнерт Да, я сталкивался.

Е. Шейдлина И, получается, они смогли вылечить это, и после этого я говорила, что после прививки мне нельзя…

И. Штейнерт Бегать.

Е. Шейдлина Я не могу бегать, да. У меня как будто заканчивалось дыхание. Но тут мы стали заниматься с профессиональным тренером, и я понимала, что я могу гораздо больше, чем умею и чем представляю, и поборола вот этот детский страх, который шёл от непонимания того, что это связано с болезнью.

И мы сняли прикольное видео… Как вообще работа с этим видео происходила: они взяли концепты моих фотографий, которые были в моём Instagram, и их просто анимировали. В конечном итоге меня в Америке, когда я приезжала, узнавали именно по этому видео. Так что Nike были международной такой компанией, и это был прикольный опыт – что я не только избавилась от своего страха, не то, что я вообще вернулась к спорту, а это больше то, что я и захватила немножко американский и европейский рынок. Так что через бренды… Не знаю, кто кому больше даёт.

И. Штейнерт Я читал, что… Про это писало издание Glamour, что ежемесячно доход от Instagram и разных соцсетей тебе приносит от 3 до 5 тысяч долларов. Я не хочу сейчас спрашивать…

Е. Шейдлина Да я могу ответить.

И. Штейнерт А, ты можешь?

Е. Шейдлина Это неправда.

И. Штейнерт Это неправда? Скажи, назови правду.

Е. Шейдлина Больше. Намного больше.

И. Штейнерт Больше? Это было в 2018 году, и тогда было больше?

Е. Шейдлина Намного больше, да.

И. Штейнерт Ещё я видел видео, вы с мужем Женей снимали из своей квартиры… Из своей квартиры?

Е. Шейдлина Да, всё верно.

И. Штейнерт Это квартира в центре Петербурга, она очень красивая, кстати, могу сделать комплимент.

Е. Шейдлина Спасибо.

И. Штейнерт То есть, этих денег, которые ты получаешь с Instagram, достаточно для того, чтобы, например, за несколько лет накопить на квартиру.

Е. Шейдлина Нам потребовалось, чтобы накопить на квартиру 8 лет.

И. Штейнерт Это довольно много.

Е. Шейдлина Много, да. Скажу, что в 2018 был правда довольно-таки большой заработок, который покрыл нашу свадьбу, отвозить всех родственников туда…

И. Штейнерт А где это было?

Е. Шейдлина Это было на Санторини, Греция. Оформить брак, который будет не только на бумажке, он официально действует по всему миру – это тоже отдельная оплата. Сделать полностью ремонт и ещё отдать долг родителям, которые ещё нам добавили на эту квартиру. Наша квартира стоила 9 миллионов рублей. Я не считаю, что это так много для центра, потому что у нас почти что 100 квадратов, 4 метра потолки и…

И. Штейнерт Это недалеко от Исаакиевского собора, если я правильно понял.

Е. Шейдлина Зачем разглашать эту информацию!

И. Штейнерт Недалеко!

Е. Шейдлина Недалеко, много места там, возле Исаакиевского собора.

И. Штейнерт Я понял.

Е. Шейдлина Так что, да. Но вообще главный заработок сейчас не на публикациях в Instagram, а именно на креативном продюсировании. Люди платят мне за идеи, а я продюсирую этот проект для брендов.

И. Штейнерт То есть, если у компании, например, нет какой-то классной идеи для рекламного ролика, то они могут обратиться к креативному агентству Елены и Евгения Шейдлиных, и вы придумаете им идею.

Е. Шейдлина Да.

И. Штейнерт Просто продаёте им идею.

Е. Шейдлина Да. Если они хотят, чтобы моё имя фигурировало, то это стоит дороже. Если они просто покупают креативный проект, можно даже в анонимном виде, мы спродюсируем этот проект.

И. Штейнерт Почему ты оказалась в Петербурге? Я знаю, ты родилась в Саратове. Что тебя сподвигло уехать из Саратова в Петербург?

Е. Шейдлина Я никогда не думала, что я оттуда уеду, но я познакомилась с Женей…

И. Штейнерт Тебе там нравилось?

Е. Шейдлина У меня никогда не было «нравилось – не нравилось», я вообще человек был без цели, я всё скидывала на маму. «Мам, куда пойдём учиться», «мам, чего будем делать, кем буду работать», «мам, что мне одеть». И так получилось, что когда она уже решила за меня, что всё, ты не остаёшься 10-11 класс, с 9 уходишь в колледж, я закончила издательское дело и связь с общественностью…

И. Штейнерт Это помогло, кстати, как-то?

Е. Шейдлина Да, я изучила Photoshop, Corel…

И. Штейнерт А, то есть именно так.

Е. Шейдлина Да, это было всё в момент колледжа. Но, безусловно, больше времени я проводила уже дома. Просто сказали, что есть такой Photoshop, а там изучайте дома, как хотите. Не было такого прямо направленного изучения на программы, но в большей степени я полюбила именно обложки.

Возможно, от этого тоже произошла моя стилистика одной фотографии в Instagram и почему я выбрала именно эту площадку для публикации. Потому что мне всегда нравилось, чтобы в изображении была цельная история. Я не люблю это описывать, несмотря на то, что у меня есть, как я считаю, два таланта: это писать и говорить. Мне очень нравится текст, мне нравится, как он может передавать эмоцию, что ты можешь сам представлять что угодно. Но если ты уже сделал изображение, то текст не нужен.

И. Штейнерт Лена, мы сейчас прервёмся ненадолго и после перерыва продолжим.

НОВОСТИ

И. Штейнерт Еще раз здравствуйте, мы продолжаем эфир. Меня зовут Иван Штейнерт, напротив меня – Елена Шейдлина, Instagram-блогер, очень популярный. Еще раз скажу – более 4 миллионов подписчиков в Instagram, более двух миллионов – на Youtube. Лена, посмотрев один из твоих последних роликов на Youtube, я увидел, что ты пытаешься, в силу своих возможностей, бороться с буллингом. Буллинг, если по-русски говорить, это – травля. Почему именно буллинг?

Е. Шейдлина Я сделала на этом акцент, потому что это касалось меня, моего друга. Когда я начинала Instagram – люди не сразу приняли это, люди вообще не сразу принимают что-то необычное, для них это кажется какой-то издевкой над самим собой. Из-за этого ко мне была долго приклеена кличка «тамблер гёл», но это не потому, что я была популярна в Tumblr-сети. Кстати, оттуда очень много пришло восточных НРЗБ.

И. Штейнерт А что значит «тамблер гёл»?

Е. Шейдлина Была такая стилистика, когда ты облеплялся блестками, был весь такой радужный, как единорожек, делал рожечки. Это определенный стиль – как, я не знаю, emo girl, либо гот. Вот и tumbrl girl – стиль, который стал очень трендовым, который взорвался просто в России, все пытались делать. И родоначальником этого была именно я. Потом стали создаваться мемы разные, фотокарточки, где брались девочки, и их оскорбляли – из-за того, что они просто решили ярко одеться.

И я подумала, что мне нужно показывать своими фотографиями больше провокация, я вообще провокации очень люблю, чем больше негатива – тем лучше. Потому что так я вызвала эмоцию, а потом уже из этой эмоции я могу слепить, как из пластилина то, что мне нужно. Они заметили, дело пошло в нужное русло.

Потом это как-то накладывалось историями, что «одеваюсь плохо, выгляжу плохо, щеки, рост…Кто ты? Модель?! Какой у тебя рост? 150 с кепкой, как ты можешь называть себя моделью?!» Все модели ополчились против меня, потому что я сказала, что быть моделью просто, если у тебя есть камера, и с помощью интернета ты можешь быть, кем ты захочешь, потому что эта площадка дает неограниченные возможности. Получила hate от всех, кого можно, от каких-то блогеров, мальчикам не нравилась – и все из-за того, что как-то я «ненормально» выгляжу, и крашу волосы в яркие цвета. Я такая: «Ну ладно».

Потом происходит история с тем, что я знакомлюсь с подругой, Джи Джи – я думаю, что ты понимаешь, о ком я говорю.

И. Штейнерт Да, да.

Е. Шейдлина Это та девочка, которая, в принципе, была моим учителем в арт-фотографии, и которая…

И. Штейнерт И она умерла.

Е. Шейдлина Умерла, да. Покончила с собой. Когда она приехала в Россию, первое, что она рассказала мне – как во Вьетнаме люди реагируют. Не только в интернете высказывается, к тебе могут подойти на улице и побить – из-за того просто, что ты выглядишь необычно, у тебя могут быть розовые волосы, синие. Я думаю, что эта проблема, с которой люди сталкиваются на разных этапах своей жизни – это вещь, о которой нужно рассказать, что это не только происходит, чтобы они не думали, что это нормально.

И. Штейнерт У меня еще один вопрос: в одном из видео вы с Женей…точнее, Женя, твой муж, говорил о том, что он не носит слишком яркую одежду в России, потому что многие люди оборачиваются и как-то косо смотрят. Я мог заметить, что ты носишь яркую одежду в России, ощущаешь ли ты на себе какое-то давление окружающих? Идут люди после работы после работы, а ты идешь в разноцветной, яркой – они как-то реагируют на это?

Е. Шейдлина Я думаю, что у меня есть защита в виде моего милого лица, и когда они как-то грубо смотрят – я им просто улыбаюсь, и у них как-то проходит эта агрессия. А насчет Жени я готова ответить так: он просто не любит внимания. Просто такой человек, чтобы пройти мимо – и остаться незаметным. И иногда он меня тормозит. Запрещает мне надевать какие-то вещи, но только отвернется – я уже на улице в этой одежде! Меня это никогда не смущало.

Но иногда, когда я надеваю что-то новое, броское, то мне хочется, конечно, перебить этот страх. Потому что иногда бывает что-то треплется. И ты выходишь – и тебе становится так хорошо и здорово, что ты все-таки пересилил. Потому что ты же нравился себе в зеркале, ты выглядишь классно, стильно, и в конечном счете, если люди будут видеть больше таких людей, сами начнут превращаться в таких же особей.

И. Штейнерт Еще один вопрос, буквально по лекалам вашего с Женей видео-блога: в одном из видео Женя говорил, что если у вас будет ребенок нетрадиционной сексуальной ориентации, например, сын гей – то вам придется покинуть эту страну. Ты согласна с Женей? «Эту страну» — я имею в виду Россию, конечно же.

Е. Шейдлина Да, я согласна. Потому что до этого мы обсуждали, что девочке немного проще, почему-то некоторые люди считают, что это более…возможно. А если мальчик, то…Мы просматривали какие-то блоги, где мальчик выдавал себя за гея и провоцировал других людей в чат-рулетке, и мы видели, сколько у них было агрессии! И нам стало страшно. Страшно за нашего ребенка.

Потому что, как я сказала – я там не договорила фразу – но у нас очень много друзей именно геев, лесбиянок, и они вообще не отличаются от обычных людей. Я не лезу в их личную жизнь, но мне всегда интересно послушать, с какими трудностями они встречаются, и как они с этим борются. Чтобы, если у меня произойдет подобная ситуация, я уже знала, как действовать либо кому-то помогать. И в конечном счете я, безусловно, готова продвигать эту тему свободы. Свободы во всех пониманиях. Это тоже буллинг, это тоже травля. Общество объединяется, но объединяется не там, где нужно.

И. Штейнерт Хотел еще такой тебе вопрос задать, тоже связанный с нашей страной. В последнее время у нас часто не ладятся отношения с многими другими странами – с Соединенными Штатами, Великобританией, странами Евросоюза. Это как-то влияет на твою работу? Помимо того, что курс рубля, он, понятно, влияет на всех, наверное. А в плане отношения, какие-то большие бренды, которые не хотят сотрудничать с россиянами – такого нет?

Е. Шейдлина Нет, никогда не встречалась с подобным. Даже когда я знакомлюсь с разными артистами либо брендами за границей, и они спрашивают: «Откуда ты? Из России?» И все странно позитивно реагируют: «О, здорово! Из России, здорово! Я знаю, там очень много талантливых людей». Все судят человека по его поступкам, а не по поступкам государства.

И. Штейнерт Слава Богу, пока это так. А еще хотел спросить – почему ты все-таки ушла из «ВКонтакте»? Ты в начале немного затронула эту тему. У тебя там был довольно популярный аккаунт, который, наверное, можно было как-то монетизировать, но ты решила…

Е. Шейдлина И монетизировали.

И. Штейнерт И монетизировали, тем более. Но ты решила удалить его. С чем это связано?

Е. Шейдлина С тем, что в тренде стали появляться больше новости негативного характера, кто-то на кого-то наседает, вечные споры. А я человек, который любит, чтобы вокруг были, не знаю, сахарные облачка, чтобы всё было мило, чтобы я кошку держала мурлычущую. Я человек, который создает только в супер-спокойствии. Есть, конечно, художники, которые, если у них случается драма, они начинают быть великими. Я начинаю быть великой – в своем отношении, никто мне не вручил, не приклеил этот титул…Но, в конечном счете, было так много негатива, что мы подумали, что мы со всеми можем списываться в Telegram. А там – там прошлая Лена, которая решила двигаться дальше.

И. Штейнерт Но ты вообще читаешь новости? Я так понял, ты отказалась от новостной ленты «ВКонтакте».

Е. Шейдлина В твиттере всегда читаю, подписала в Telegram на разные каналы. «Эхо Москвы» слушаю.

И. Штейнерт «Эхо Москвы» слушаешь, ничего себе! Мы будем знать. Такой вопрос, наверное, уже последний… хотя может быть и не последний. Про политику. Ты ходила на выборы? Тебе уже 24 года.

Я ни разу не ходила на выборы.

Е. Шейдлина Я ни разу не ходила на выборы.

И. Штейнерт А почему? Это позиция? Или, скорее, безразличие, аполитичность?

Е. Шейдлина Нет, не безразличие. Я помню, что, я не попала – первый раз, когда мне 18 исполнилось, так как у меня день рождения в июне. И те ребята ходили, на 18 лет.

И. Штейнерт Вот мне тогда еще нельзя было.

Е. Шейдлина И я не успела. А они рассказывали, что им дали шоколадку. И я ждала, чтобы пойти, чтобы мне дали шоколадку. На тот момент я вообще не была знакома с политикой. «Что происходит?!» Все время была в абстракции. На самом деле, меня со всем знакомит мой муж, он мой главный промыватель мозгов, любит поговорить. Как в видео, ты видел — если у меня нет точки зрения, на фоне его информации я могу выразить свое мнение, и, даже если оно будет неправильным, у нас хотя бы будет диалог, чтобы он мне объяснил, и я больше поняла. Так что я прочитаю, могу даже пропустить что-то, но, когда он начинает говорить – мне есть, что ему ответить. Он думает, что я не осве…Ну, вы поняли.

И. Штейнерт Не осведомлена.

Е. Шейдлина Да. И я неплохо так действую. И, когда были…в том году?

И. Штейнерт Да, в 2018м.

Е. Шейдлина Когда были в том году выборы, я уже жила в другом месте, на съемной квартире, и мне было далеко в пункт ехать.

И. Штейнерт А, тебе было неудобно. Можешь назвать свои любимые места в Петербурге? Где тебе нравится больше всего находится, какие-то общественные пространства, исторические, может быть, места?

Е. Шейдлина Мне очень нравится Ладожское озеро.

И. Штейнерт Не Санкт-Петербург, но мне тоже.

Е. Шейдлина Петербург я люблю в целом. Мне нравится гулять, нет какого-то конкретного места, который оставил надрез в моем сердце. Мне просто нравится этот город, я люблю сюда возвращаться, не хочу выделять какие-то конкретные места. Скорее, есть две моих жизни: это вот на Ладожское озеро я приезжаю, и знаю, что буду там с друзьями, мы там погуляем, чаек попугаем, покушаем рыбку, грибочки пожарим. А Петербург – это место, где я построила свою студию, свое творчество, где оно выросло и где растет до сих пор. И я, безусловно, хочу сделать Петербург центром современного искусства.

И. Штейнерт Ты жила и в центре Петербурга, и на окраине, насколько я понимаю. Что все-таки лучше, центр?

Е. Шейдлина Одинаково.

И. Штейнерт Одинаково?

Е. Шейдлина Да. Потому что я не воспринимаю место… мы просто нашли подходящую квартиру. Если бы она была на окраине – мы бы взяли на окраине. Мы не искали центральные районы, мне нужны были высокие потолки большие окна, много света, чтобы рисовать, мы ее рассматривали, как мастерскую, в первую очередь, а не как дом для семьи, детей и будущей жизни. И получилось так, что я просто вычеркиваю жизнь города, когда я у себя дома. Это для меня отдельная планета.

И. Штейнерт И, уже один из последних вопросов: как ты думаешь, что нужно менять в Петербурге, как сделать его лучше? Я, например, видел, что у тебя есть…

Е. Шейдлина Подъезды.

И. Штейнерт Подъезды…Парадные!

Е. Шейдлина Да, вообще ужас. Мы сейчас боремся с этим. Соседи даже не хотят в это интегрироваться, мы будем сами оплачивать восстановление дверей, окон.

И. Штейнерт Все ужасно, да, выглядит?

Е. Шейдлина Да. Мы очень любим Варламова, когда он говорит, и пытается защитить Петербург. Дома настолько прекрасные, но они — как продукты, протухают просто. И мне хочется, чтобы все это привели в нормальный эстетический вид. Я уверена, что люди, которые там живут, большинство людей – делают хорошие ремонты внутри.

И. Штейнерт Наверняка.

Е. Шейдлина Но только у себя.

И. Штейнерт Там заканчивается зона комфорта их.

Е. Шейдлина Да! А если люди немного эту зону комфорта расширят, то Петербург расцветет!

И. Штейнерт Спасибо. Это была Елена Шейдлина. Программа «Петербург. Воскресенье». Меня зовут Иван Штейнерт. Елена, спасибо, что пришли к нам.

Е. Шейдлина Спасибо!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире