'Вопросы к интервью
13 мая 2019
Z Интервью Все выпуски

Для самых больших Куда пойти с ребёнком: театральная афиша


Время выхода в эфир: 13 мая 2019, 12:05

А. Петровская Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Для самых больших». Напротив меня – Юлия Клейман, преподаватель Российского института сценических искусств и главный редактор журнала «Петербургский театрал». Юлия, здравствуйте.

Ю. Клейман Здравствуйте.

А. Петровская Мы сегодня будем про петербургских юных театралов говорить с вами. Совсем скоро уже начинаются каникулы, для многих младших школьников, скажем так, время довольно расслабленное наступает. Если им ЕГЭ не сдавать и в институт не поступать, то уже можно и в театр отправиться. Мы сегодня с вами попытаемся афишу для родителей театральную составить: куда пойти в конце мая, может быть, в начале июня. Что самое главное, что нельзя пропустить?

Ю. Клейман В апреле в разгар учёбы произошёл целый ряд событий, которые связаны с театром для детей. Были вручены награды национальной премии «Золотая Маска» и награда национальной премии в области театра для детей «Арлекин». Здесь у нас много побед и, конечно же, спектакли-победители нужно посмотреть в первую очередь. Это, во-первых, спектакль Яны Туминой «Комната Герды», который идёт в театре «ОсобняК». Его жанр – «хоррор для всей семьи». Собственно, детям, начиная лет с 10, вполне можно погрузиться в эту атмосферу тревожного ожидания, поиска. Здесь на сцене одна актриса, которая взаимодействует с комнатой…

А. Петровская Моноспектакль.

Ю. Клейман Да. Но не совсем моноспектакль, потому что есть актриса, которая на сцене, и она то ли Герда, то ли девочка, то ли старушка. Иногда в руках у неё появляются куклы, с маской она взаимодействует. Но есть ещё второй актёр, который управляет комнатой, эта комната оживает самым таинственным и причудливым образом и кажется, что всё в этой комнате существует и двигается само по себе, но это – работа ещё одного актёра.

И ещё один триумфатор «Золотой Маски» — это спектакль «Птифуры» театра «Кукольный формат». История о старушках. Здесь много микро-историй, главными персонажами которых являются бабушки и дедушки. Здесь есть бабушка, которая по вечерам делает свой собственный театр, и это история о Маугли. Здесь много прекрасного, смешного, очень трогательного. И оказывается, что бабушки и дедушки только внешне чуть-чуть стареют, а внутренне остаются такими же озорными и готовыми на разные причуды.

А. Петровская Возрастной рейтинг какой?

Ю. Клейман Честно говоря, я смотрела со своей дочкой, которой не было трёх. Но и моя старшая, которой 13, тоже была в восторге.

А. Петровская Давайте теперь попробуем пойти по неким возрастным группам. И начнём, наверное, с малышей, которые, как мы с вами сказали, уже практически свободны от школы.

Ю. Клейман Одна из последних премьер «Большого Театра Кукол» – это «Никита и кит». История о том, как у мальчика появился вымышленный друг, как он пестовал и лелеял этого друга в отсутствие папы, которому всё время некогда. Мама в принципе не появляется на горизонте, папа всё время занят, и вот мальчик ведёт воображаемую игру с огромным камнем, которого он представляет в качестве кита, своего друга.

А. Петровская Это по книжке?

Ю. Клейман Да. Это моноспектакль, но здесь изобретательные куклы, механизмы и на сцене всё время что-то происходит, что интересно, конечно, и взрослым, которые считывают этот месседж об одиночестве, и маленьким детям, которым интересно наблюдать за манипуляциями, которые проводит актёр.

А. Петровская Маленькие дети – это сколько?

Ю. Клейман Я думаю, что лет с четырёх. С четырёх и дальше. И любопытно, что по той же самой книге вот-вот появится премьерный спектакль в театре «Karlsson Haus». О нём тоже кое-что известно, потому что был эскиз этого спектакля в рамках «БТК-ЛАБ». Там эта история развёрнута немножко по-другому, но мне кажется, что можно посмотреть оба спектакля. Они настолько по-разному сделаны, разными художниками, разными актёрскими командами, что не будет скучно, не будет повторения.

А. Петровская Хорошо. Такой вопрос, почему, вам кажется, этот сюжет настолько интересный и востребованный, что аж два спектакля буквально одновременно появляются на театральных сценах города?

Ю. Клейман Ответ, как мне кажется, очевиден. Наверное, среди нас не так много рыбаков, которые уходят в море, но довольно много взрослых, которые уделяют свободное время не ребёнку, а компьютеру, планшету, смартфону. И дети часто оказываются вроде бы рядом со взрослым, а на деле – изолированными, одинокими и ищущими какой-то контакт, пусть и с воображаемым другом. Потому что вопрос коммуникации и преодоления одиночества сегодня стоит довольно остро.

Я вспомнила ещё об одной постановке, которую мне хотелось бы рекомендовать как раз школьникам. Это спектакль «Всадник CUPRUM» тоже театра «Кукольный формат», и он будет играться не когда-нибудь, а 27 мая. Да, это спектакль не премьерный, это один из первых, если не самый первый спектакль этого театра. Но то, что он стоит в День города, совершенно не случайно, потому что это спектакль, который целиком основан на петербургской мифологии. Здесь в одной лодке катаются Пушкин и Евгений, здесь Пётр Первый вначале предстаёт как основатель города, а потом как Медный всадник, и всё это связано с историей любви. Мне кажется, что это прекрасный повод ещё раз поговорить об истории города.

Мне хотелось бы продолжить эту тему и сказать ещё об одном спектакле, который не позиционируется ни как детский, ни как подростковый. Он как будто ориентирован на взрослую аудиторию, но я прекрасно представляю там школьников, которые прослушали мало-мальски курс истории хотя бы 6-7 класса, ту самую историю Древней Руси. Это спектакль «Хорошо темперированные грамоты» «театра post». Ближайший показ будет 23 мая, на июнь нет пока расписания.

Это спектакль, где зрителям на входе предлагается принять одну из ролей: либо роль перформеров, участников, либо роль зрителей. Те, кто соглашаются быть участниками и располагаются на сцене, зачитывают фрагменты берестяных новгородских грамот. И главные герои этого спектакля – именно они, те самые грамоты, записки, которые хранятся в Новгородском Кремле. Спустя какое-то время им предложат по памяти воспроизвести этот текст, глядя на эти… иероглифы хочется их назвать, которые возникают на экране. В то же самое время, те зрители, которые выбрали роль зрителей, во-первых, видят изображение, во-вторых, получают в наушники некие исторические искусствоведческие комментарии, озвученные артистами этого театра.

И то, и другое ужасно интересно, и вот эти странные послания, которые возникают в грамотах, кажутся пришедшими не только из архаичного прошлого, но, может быть, из какого-то далёкого будущего. Знаете, такие послания из космоса. Но то, что это пробуждает интерес к нашему прошлому и к истории, которая в учебниках часто возникает мёртвым грузом – это совершенно несомненно.

А. Петровская У нас мало остаётся времени, давайте пойдём дальше. Что для старших школьников?

Ю. Клейман Ещё совсем недавно в нашем городе появился такой спектакль, который называется «Не зря». Его авторы – Борис Павлович и Дмитрий Крестьянкин. Спектакль идёт на новой сцене Александринского театра. Я точно знаю, что ближайший показ будет 20 июня. В этом спектакле участвуют и профессиональные актёры, и незрячие люди. Это спектакль, который построен на размышлениях о том, что такое цвет, что такое зрение, почему мы называем красный красным и что мы под этим подразумеваем, например. Или каково это – не видеть. А может быть, зрение – это далеко не всё, и никто из нас не может видеть всего?

И эта возможность, с одной стороны, увидеть мир других людей, которых мы называем людьми с ограниченными возможностями; с другой стороны, увидеть какой-то совершенно другой взгляд на мир и поставить под вопрос, может быть, то, что мы считаем привычным, и увидеть за зримым миром ещё очень много всего, мне кажется важной историей, правда интересной и взрослым, и подросткам. Иногда, мне кажется, важно подвергнуть всё какому-то сомнению – почему мы называем тот или иной цвет так или иначе?

А. Петровская Мы прощаемся, я надеюсь, ненадолго. Юлия Клейман, преподаватель Российского института сценических искусств и главный редактор журнала «Петербургский театрал» была у нас в гостях. Спасибо, Юлия.

Ю. Клейман Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире