30 апреля 2019
Z Интервью Все выпуски

Свободный формат: Петербург туристический: как город работает над своей туристической привлекательностью?


Время выхода в эфир: 30 апреля 2019, 16:06

А. Петровская В эфире Александра Петровская. Программа «Свободный формат» выходит в записи. Сегодня мы говорим о Петербурге туристическом. Как город работает над своей привлекательностью. Поговорим о высоком сезоне, о новом законе о хостелах и как это повлияет на туристический поток в городе. У нас в гостях Нана Гвичия, заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Здравствуйте, Нана Маргушевна!

Н. Гвичия Добрый день, уважаемые слушатели! Очень рада возможности туристов посетить наш замечательный город.

А. Петровская Давайте начнем разговор с сезонов. И есть ли такое понятие в туристическом Петербуге?

Н. Гвичия Да, есть понятие туристического высокого сезона, и низкого сезона. Но за последние годы высокий сезон расширяет свои границы и начинается уже с конца марта, а заканчивается ближе к концу октября. Раньше это было три-четыре месяца: май и летние месяцы. А сегодня мы можем говорить о том, что туристский высокий сезон расширяет свои границы.

А. Петровская А принятые законы, которые, если не ошибаюсь, будут реализованы в октябре, о хостелах и туризме. А к следующему туристическому сезону этот вопрос как-то встанет?

Н. Гвичия этот вопрос обусждается уже очень давно, и туристическая отрасль была готова к тому, что закон будет принят. Это не закон о хостелах, а закон о малых средстваях размещения, а их в нашем городе очень много. Петербург – лидирующий город по средствам размещения именно в центре города. У нас правда центр города исторический, и это осложняет нахождение их в жилых домах. И конечно классификация, которая проводилась в преддверие ЧМ позволила увидеть реальную ситуацию, котрая есть на рынке Санкт-Петербурга.

На сегодняшний классифицированных средсв размещения – 1415, из них почти 370 находятся в жилом фонде. Для среднего сегмента туристов, которые приезжают в наш город и пользуются этими малыми средствами размещения, это новая политика была ощутима. Но сказать, что это снизит поток туристов или заинтересованность в нашем городе, не правильно. У нас параллельно была запущена городская программа по предоставлению помещений для малого бизнеса для развития именно хостелов и трехзвездочных отелей, и мы вели эту работу уже несколько лет.

А. Петровская То есть сейчас вы пришли подготовленными?

Н. Гвичия Да, в отличие от многих регионов мы старались подготовиться к этому, понимая, что такой закон будет принят. С одной стороны, он негативно влияет на малый бизнес, но с другой, он защищает права жителей. Говорить о том, что все малые средства размещения одинаково беспокоят или не беспокоят соседей, очень сложно. Поэтому этот закон так лоббировался для того, чтобы быть принятым. Чемпионат позволил отодвинуть эти сроки, а представители малого бизнеса, которые легально работают на этом рынке, тоже постарались к нему подготовиться.

Сейчас мы совместно с общественными организациями, с Ассоциацией малых отелей, которым мы очень благодарны за их активную позицию и мы вместе отстаивали определенные позиции, что малые средства размещения необходимы туристической индустрии, и конечно готовятся помочь представителям малого бизнеса перевести их из нежилого фонда в жилой. Надеемся, что эти четыре месяца, хотя это высокий сезон, и для туристической области очень сложно совмещать и их непосредственную работу, и задачи которые перед ними стоят по нормативно-правовому регулированию, но помогут их перевести, где это возможно.

А. Петровская Еще один вопрос, чтобы закрыть тему принятого законопроекта. Комментарии, как раз от представителей малого бизнеса, такой: есть опасность, что эти малые средства размещения в жилых домах не просто будут ликвидированы и закрыты, а уйдут в тень. И возникнет ситуация, что гости будут размещаться в незарегистрированных средвах размещения. О них не будет поступать информация в органы власти, туристический сбор уплачиваться не будет (об этом мы еще поговорим), ну и так далее. Это повышает риски для безопасности и туристов, и горожан.

Н. Гвичия Всегда существует несколько секторов гостиничного рынка. Если вы сегодня зайдете на один из сайтов, то там сдаются квартир. Регистрация и для наших и для иностранных туристов – обязательна. Есть закон, который регулирует любую деятельность. Когда начиналась классификация и требования прописывались довольно жестские и для малого бизнеса, и для отельеров, все тоже говорили, что большинство уйдет в тень и не будет классифицироваться. Но время показало, что все, кто работает в рамках занонного поля, работают по тем требованиям, которые появляются в рамках законодательства. В ближайшее время мы увидим сколько останется классифицированных средств размещения, какие будут предложения в интернете, и конечно все должны понимать, что если отрасль регулируют, чтобы предоставлять качественные услуги и обеспечивать безопасность туристу, то понятно, что следующий шаг – регулирование тех средств размещения, которые не попадают под классификационные требования.

А. Петровская Посмотрим, как это будет реализовываться. О туристическом сборе. Я немного потерялась, когда он может быть введен и как это будет работмть? Если я не ошибаюсь, говорили про 20-й год, следующий.

Н. Гвичия Обсуждается введения сбора с 20-го года. Инициаторами были и Москва и Петербург. Такой курортный сбор уже экспериментально введен на террптории РФ. Мы были инициаторами для того, чтобы в городах федерального значения, таких как Москва и Петербург, эти собры были введены, потому что основной туристический поток проходим через города такого масштаба. И мы считаем, что туристический сбор это принятая практика. Для иностранных туристов это не будет сложно. Размер сбора – 100 рублей, и в переводе на евро, он не высок, и не отличается от европейского. А для нас очень важно, и мы эту позицию отстаивали, чтобы налогоплательщиком был именно турист.

Говорилось, что это будет нагрузкой для малого бизнеса, если налогоплательщиками будут отельеры, и мы в этом их полностью поддерживаем. Если мы приедем в любой из известных городов, допустим, Рим или Париж, Прага, то в любом отеле любого уровня мы платим туристический сбор. Есть практика, даже в Америке, в Нью-Йорке получается три туристических сбора: городской, и так далее, и цена отеля повышается в пределах 10-15%. А если мы посмотрим на часто обсуждаемые Мальдивы, которые тоже очень любят наши российские туристы, но если посмотреть на букинге, цена налога около 70% по сравнению с ценой номера за сутки. Наверное здесь больше вопрос подготовки бизнеса к тому, чтобы этот налог взимался непосредственно с туристов, проживающих в отеле.

А. Петровская Я правильно понмаю, если налог взимается с туристов, но при этом оператором будет являться отель?

Н. Гвичия Оператором должен являться конечно отель.

А. Петровская Это является какой-то нагрузкой?

Н. Гвичия С точки зрения оформления, но с учетом того, что они все равно регистрируют туристов, конечно это на такая сильная нагрузка. Но к этому нужно вести. Первый год у кого-то это может вызвать сложности. Учитывая, что они все равно регистрируют, ставят на миграцинный учет, получают счет от туристов, это не настаолько сложный вопрос. Главное, чтобы они не были налогоплательщиками.

А. Петровская Ходили разговоры, что это должен быть фиксированный налог, ставка, или плавающий в зависимости от стоимости отеля и так далее.

Н. Гвичия Приняли решение, что ставка должна быть 100 рублей. Сначала она вводится для иностранных туристов, потому что у нас в приоритете развитие внутреннего туризма, и мы понимаем, что семьи путешествуют в количестве четырех, пяти, шести человек, то для начальной стадии было принято решение, что в законодательстве должно быть написано, что налогоплательщиками будут и иностранные и российские туристы, чтобы не вызывать удивления среди иностранных туристов, но для начала предположительно будут платить иностранные туристы.

Но самое главное, этот сбор будет иметь целевое назначение. Исторический центр Петербурга внесен в список ЮНЕСКО, и он требует постоянной поддержки, и он сбор будет направлен на поддержку туристской инфраструктуры.

А. Петровская Будут какие-то конкретные отчеты по тому, как собранные деньги тратятся?

Н. Гвичия Сегодня мы имеем открытое пространство и есть возможность увидеть как используется целевое финансирование.

А. Петровская У меня возник вопрос, который меня мучил всегда. В кассе мы часто видим, что билеты часто стоят гораздо дороже, чем для российских граждан. Чем это вызвано?

Н. Гвичия Мы поддерживаем так россиян и это направлено на комфортное проживание жителей нашей страны. Такая практика существует в некоторых странах, но в основном цены в музеях фиксированные. Исаакиевский собор первым сделал единую фиксированную стоимость и для российских, и для иностранных туристов.

А. Петровская Мы идем к этому?

Н. Гвичия С нашей точки зрения это целесообразнее, потому что иностранцы пользуются дополнительными услугами. Они всегда заказывают экскурсии и без всякого осуждения платят высокую стоимость за экскурсионное обслуживание в музеях. Поэтому цена на билет должна быть единой и для россиян и для иностранцев, потому что у нас есть льготные категории и для них будет своя ценовая политика.

А. Петровская Буквально на днях были публикации о необходимости дополнительного лицензирования для гидов, которые не имеют соответсвующих аккредитаций. В первую очередь, это наверное касается групп, которые приезжают из Китая со всем своим. Или нет? Что это такое и как это будет работать?

Н. Гвичия Петербург давно уделяет большое внимание качеству услуг, предоставляемых туристам. Поэтому у нас есть внутреннее постановление регулирующее деятельность экскурсоводов. Аккредитацию наши экскурсоводы и гиды-передчики проходят уже давно, с 2000 года. И этот закон, который сейчас обсуждается, это инициатива большинства регионов. Экскурсионное обслуживание – это лицо любой территории Российской Федерации и здесь необходимо государственное регулирование. Лицензирование, о котором идет речь, это принятие закона на федеральном уровне. А в Петербурге аккредитацию уже проходят.

А китайские группы, о которых вы сказали, это проблема возникшая в последние годы. Обязательное лицензирование гидов-переводчиков должно привести к порядку на этом рынке. Сегодня существует двухсторонее соглашение по безвизовому режиму. Мы инициировали, чтобы в обязательном порядке было прописано непосредственно присутствие гида, чтобы мы видели, какой из гидов обслуживает эту группу, и в транспортном листе были прописаны и экскурсия и гид-переводчик, который с ними работает. Это должно привести к определенному урегулированию на этом рынке и повышению качества оказываемых услуг.

При всем глубочайшем уважении к нашим зарубежным коллегам и экскурсоводам из Китая, у них своя интерпретация истории нашей страны и нашего города, а мы бы хотели, чтобы они говорили о высокой культуре нашего города голосами петербуржцев и россиян.

А. Петровская Я правильно понимаю, что это никак не связано с экономичемской стороной вопроса? Очень часто говорят, что у нас много туристов из Китая, и при этом у  них здесь есть свои рестораны, в которые они ходят, свои гиды. Они не так много денег оставляют в городе, а не будем скрывать, туризм и для того, чтобы в город шли потоки денег! А в отношении гидов, это с экономикой никак не связано?

Н. Гвичия С гидами, нет, не связано. Это связано именно с качеством предоставляемых услуг.

А. Петровская Про визы. Сейчас идет развитие отношений с нашим северным соседом – Финляндией. Идет разговор о том, что с отдельными городами открываются паромно-круизные направления. Хотите ли вы заниматься лоббированием этого вопроса? Менять ситуацию двусторонних визовых отношений между Россией и Финляндией. Россией и Европейским Союзом.

Н. Гвичия Паромно-круизное направление, оно у нас и так безвизовое. 72 часа. Здесь вопрос об увеличении количества рейсов между нашими странами. Что касается визового режима, то правительство Петербурга всегда лоббировало интересы именно электронных виз. Мы не поддерживаем позицию отмены виз. Это невозможно. Визовый режим существуте во всем мире и это всегда отношения двусторонние.

А электронные визы очень важны для Петербурга, для увеличения туристического потока. Сейчас существует такая практика во Владивостоке. Будет пилотно запущена в Калининграде. Петербург все время выходил с инициативой, чтобы электронные визы были внедрены непосредственно на территории Санкт-Петербурга. Этот пилотный проект сейчас обусждается вместе с Москвой. При пересечении воздушной границы в Пулково рассматривать и предоставлять электронные визы до 8 дней для иностранных туристов. Список стран расширяется, рассматриваются такие возможности для туристов из стра Шенгена, и надеемся что этот вопрос будет решен с ближайшее время. Но мы все понимаем, что с 21-года электронные визы уже рассмотрены для Москвы и Петербурга для иностранных туристов.

А. Петровская А вы хотите, чтобы для Москвы и Петербурга это случилось бы раньше 21-го года?

Н. Гвичия Конечно!

А. Петровская И сбор также будет присутствовать?

Н. Гвичия Сбор за элекьтронную визу? Мы считаем, что электронная виза не может быть абсолютно бесплатной. Во всем мире виза стоит денег. Вероятнее всего это будет стоить или 50 долларов или 50 евро. Это пока обсуждается.

А. Петровская Это двусторонние отношения? И для российских граждан, которые будут отправляться в зарубежные страны, в том числе и в страны Шенгенского соглашения?

Н. Гвичия Нет, односторооие. Это позиция Российской Федерации для увеличения туристического потока, и чтобы показать насколько наша страна открыта для приема всех иностранных туристов.

А. Петровская Мы немного поговорили про Пулково и про авиасообщение. Речь идет об увеличении туристическго потока, а для этого необходима инфраструктура. Сегодня в «Коммерсанте» статья о реконструкции Пулково, и там есть такие интерсные цифры, что в 2018 году пассажиропоток Пулково достиг 18,1 миллиона человек при общей пропускной способности аэропорта в 18 миллионов. Фактически порог превышен. Там говорится, что возомжно увеличение до 23 миллионов человек пропускной способности за счет введения электронных билетов и стоек элекьтронной регистрации и прочего, но в целом все равно цифры не очень большие, если мы хотим увеличивать пассажиропоток, нужно что-то делать и с аэропортом. У вас какие-то планы есть?

Н. Гвичия Любопытная аналитика! Пропускная способность – однозначно до 25 миллионов. Это зависит от того, как выстраивается логистика всех рейсов, и такая возможность у Пулково есть, потому что когда реконструкция начиналась, все понимали что туристический поток должен только увеличиваться. Сейчас самое главное – увеличение рейсов, потому что при всем уважении к Москве, мы понимаем, что Москва стала огромным хабом, и все рейсы – через Москву. И в Российскую Федерацию чаще всего выбирают транзитные перелеты через Москву. У Пулково предыдущие два-три годы была льготная программа для перехода авиакампаний на территорию Пулково. Идет интенсивная работа над этим. Мы совместно с ними открывали рейсы и в Римини, и в Дрезден, и вы знаете, открыли в Катар, очень востребованное направление. Самое главное, чтобы приходили новые авиакампании на территорию Пулково. У них на несколько лет вперед четко расписана дальнейшая работа. И мы надеемся, что введение электронных виз позволит увеличить этот поток.

А. Петровская Вы назвали Римини, Катар, но это больше для выездного туризма? Эти напрвлению любят российские туристы?

Н. Гвичия Самое сложное – это ложное представление о туристической отрасли. Чтобы сюда приехали туристы из Катара, наша задача их сюда привлечь. Они не так много знают о Петербурге и России, как нам бы этого хотелось. Они могут читать историю, но не чувствовать себя безопасными в этом городе. И наша задача привлечь этих туристов. Катарцы – очень путешествующий народ. Это даже больше luxury-туризм. И мы сейчас совместно с представителями тур-отрасли создаем продукты luxury-туризма для того, чтобы продвигать на таких рынках как Катар.

НОВОСТИ

А. Петровская Продолжаем программу «Свободный формат». У нас в гостях Нана Маргушевна Гвичия, заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга.

Мы говорили о развитии инфраструктуры, которая может помочь увеличить туристический поток. Про Пулково поговорили, про новые рейсы поговорили. Хочу вас еще про круизные направления спросить. Сегодня из тех круизных лайнеров, которые осуществляют посадку пасажиров в Петербурге, у нас есть только одна круизная кампания, остальные кампании, которые к нам заходят, известные международные бренды, они не совершают посадки в Петербурге, а только заходят. Будет ли увеличено количество камипаний, которые будут осуществлять посадки? И таким образом туристический обмен будет расти.

Н. Гвичия Вы задали очень важный для нас вопрос, потому что с одной стороны это и увеличение туристического потока, поскольку мы являемся точкой отправления, а в другой стороны это для нас вопрос амбициозно-политический, что у Петербурга должны быть такие возможности. Поэтому правительство ведет работу над созданием единого российсого круизного оператора. Чтобы иметь такую возможность вместе с морским фасадом, это вопрос прорабатывается уже в течение двух лет. У нас есть поддержка. И мы надеемся, что в рамках стратегии развития туризма Росси йской Федерации такая возможность у Петербуга появится, и мы сможет стать точкой отправления для большинства туристов.

А. Петровская Пока это только планы?

Н. Гвичия Конкретики пока нет. Было несколько возможностей прихода одних операторов, других. Рассматривается экономическая составляющая и надеемся, что к концу года какое-то решение сможем озвучить.

А. Петровская А что мешает?

Н. Гвичия Это должны быть и суда, которые будут ходить под российским флагом, и много других составляющих, которые надо решить.

А. Петровская Давайте еще вернемся к вопросу об увеличении туристического потока. Какая ключевая задача на ближайшие год-два для Комитета, это количественное увеличение потока, или может быть его состав? Или работа над повышением комфорта пребывания туристов, которые и так уже прибывают?

Н. Гвичия У нас несколько задач. Санкт-Петербург – туристическая дестинация, где пребывание является безопасным, комфортным и повышение качества услуг для нас является очень важным направлением. Мы очень часто обсуждаем с отельерами, что последнее время в Европе, из-за того, что там очень большой поток, качество услуг падает, независимо от звездности отелей и уровня ресторанов, поэтому нам очень важно удержать наш уровень качества услуг. И мы понимаем, что он высокий, ЧМ показал, и «Independent» отметил, что у нас и стадион был одним из самых красивых подготовленных для приема туристов, и именно болельщиков», и сам город был признан одним из самых гостеприимных. И это очень важный показатель, потому что болельщики – самые привередливые туристы.

Второй вопрос – количество туристов, потому что это непосредвенное пополнение бюджета города. Мы все работаем для того, чтобы экономика, которая работает в рамках развития нашей отрасли, приносила доход нашему городу. Сегодня мы принимаем до 8,5 миллионов, из них мы фиксируем, что 4,2 – иностранные туристы. Это те туристы, которых мы фиксируем в гостиницах, в КСРах. Мы попытались воспользоваться методикой, которая практиковалась в последние три года в Москве, и мы поняли, что у нас количество туристов почти 15 миллионов! Это с учетом того, что 4,2 – иностранные туристы, а остальные – это российские туристы, которые путешествуют по своей стране. Они останавливаются не в гостиницах, а в квартирах, у родственников. Кто-то приезжает на экскурсию. И все это вклда в экономику города.

Мы хотим чтобы количство туристов увеличивалось, но нам очень важно, не контролировать, у регулировать этот рынок. Как к этому относятся? Бизнес иногда говорит, что становится сложно работать. Конечно, мы считаем, что повышение ндс для бизнеса туристической отрасли очень серьезное обременение, которое они получили в этом году, но консолидация рынка все-таки существует.

В экскурсионном обслуживании для нас было очень важно лицензирование туристских автобусов. Регулировались детские перевозки, а туристские никак не регулировались. Сейчас мы пришли к тому, что лицензирование должно быть и у экскурсионных автобусов. Это же безопасность человека! Должны соблюдаться определенные стандарты и быть определенный уровень развития туристичской отрасли у нас в городе.

А. Петровская Говоря о качестве сферы туристических услуг, хотелось бы спросить о таком «сожительстве» горожан и туристов, которые приезжают в наш город. Это касается безопасности и комфорта и тех, и других. А насколько город «резиновый», насколько он готов принимать туристов и есть ли какие-то пределы? И что нужно сделать, чтобы все чувствовали себя в этой среде комфортно?

Н. Гвичия Вечная дилемма туристических дестинаций! Главная тенденция и самая обсуждаемая тема во всем мире это комфортность жителей в тех городах, где пребывает большое количество туристов. В Петербурге, если мы говорим о том, что приезжает 15 миллионов, есть такая возможность. Мы ссылаемся на конкретизацию 8-9 миллионов, до 20-25 миллионов однозначно город принять может!

Но самое главное, чтобы мы с туристической отраслью смогли распределить эти потоки. У нас есть нескколько точек притяжения, которые являются мечтой каждого туриста, приезжающего в наш город. Если мы не сможем распределять туристические потоки и они полностью будут находиться в центре города, это вызовет определенные проблемы. И для жителей, и для самих туристов. Мы постоянно создаем новые маршруты, новые точки притяжения в городе, и вообще у туриста потребности меняются. Теперь они не только смотрят культурное наследие, кстати это происходит и в других странах мира, а именно наслаждаются атмосферой жизни самого города.

Бывают туры выходного дня. И люди, которые любят культуру, приезжают в театры, непосредственно на какие-то премьеры. Есть и событийный туризм. Здесь все зависит от того, как мы будем работать над распределением этих потоков и от профессионализма нашей туристической отрасли. А наши туроператоры давно работают на этом рынке и являются одними из самых опытных, потому что Петербург – это культурная столица, и мы даже в сложные экономические времена принимали самое большое количество туристов во всей России. И я надеюсь, что Программа развития туризма, написанная совместно с туристической отраслью позволит нам оставаться комфортным и безопасным городом и для туристов, и для жителей города.

А. Петровская Это наверное касается и инфраструктуры, давайте к ней вернемся! Это и общественный транспорт, развитие элекромобилей и каршеринг-системы, прокаты велосипедов и самокатов. Что там еще есть у них в Москве? Пока этого в Петербурге недостаточно не только для туристов, но и для жителей. Есть ли у вас в планах «влезть в вотчину» Комитета транспортной инфраструктуры и тоже заняться этим вопросом? Чтобы и таким образом разводить туристические потоки.?

Н. Гвичия Мы очень давно работаем совместно с Комитетом транспортной инфрастуктуры, и если вы посмотрите на развитие велосипеного движения, то мы совместно с ними разрабатываем велосипедные маршруты, чтобы не только жителям, но и туристам было удобно этим пользоваться. Мы надеемся, что в ближайшее время все дополнительные опции, которые вводятся в мире, и часто являются неотъемлемой часть путешествия, мы сможем внедрить. Но у нас сама инфраструктура центра города очень сложная. Даже если появляется какая-то идея, мы ею загораемся, на ее реализацию уходит гораздо больше времени, чем в Москве или других регионах, потому что исторический центр обременяет нас определенными обязательствами, и внеднерие дополнительных опций требуют и финансовых затрат, и изучения нагрузки на инфраструктуру именно центра города.

А. Петровская Еще одно направления для развития туризма в городе – деловой туризм. Кстати, про Арктический форум, который к нам так неожиданно переехал. Это тоже часть программы делового туризма? И развития туристического бренда города?

Н. Гвичия Да, Петербург стал восприниматься как деловая площадка и Арктический форум показал, что проведение здесь мероприятий такого большого уровня является неотъемлемой частью уже делового туризма Петербурга. У нас в последние годы деловому туризму уделяется большое значение, потому что это тоже пополнение экономики города. Деловой туризм приносит в экономику города гораздо больше, чем обычный. Наше подведомственное учреждение «Конгрессно-выставочное бюро» работает в этом направлении и создало программу амбассадоров. Это возможность именно профессионалам привлекать мероприятия на территорию нашего города. Это тоже мировая практика. Мы являемся пионерами по внедрению таких программ на территории России, но мы не являемся пионерами на международном рынке. Уже, наверное, к счастью, потому что мы считаем, что не тратим времени на придумывание чего-либо нового. Программа амбассадоров началась у нас в прошлом году. В этом году будет до 40 амбассадоров в разном направлении, и медицина, и наука, и новации. За рубежом во всем международных ассоцияциях всегда именно представительство определенной страны имеет очень большое значение перед принятием решения о проведении мероприятия, например ассамблеи, или форума на территории другой страны. Кончно, развитие делового туризма является для Петербурга своеобразным маркером ан международном рынке, потому что это говорит о том, что именно уровень развития туристической отрасли нашего города очень высокий, потому что у нас проводятся меропирятия очень высокого уровня.

А. Петровская Спасибо! Мы заканчиваем. У нас была Нана Гвичия, заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире