И.ХАНУКОВА: Для развития чувства языка было бы неплохо, если бы мы рассказывали иногда на диалекте каком-нибудь русском

А. Петровская Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Для самых больших», и сегодня мы будем говорить о школе, но школьной методике нестандартной, необычной. Вальдорфской педагогике 100 лет в этом году, и у меня в гостях Ханукова Ирина Ивановна, соучредитель и одна из основателей Центра искусств воспитания, объединяющего общеобразовательную Вальдорфскую школу и детский сад, дважды классный учитель, учитель русского языка и литературы. Ирина Ивановна, здравствуйте!

И. Ханукова Здравствуйте, Александра!

А. Петровская Чем, собственно, Общеобразовательная Вальдорфская школа отличается от тех школ, которые мы привыкли видеть в каждом микрорайоне города?

И. Ханукова Изначально Вальдорфская школа первая возникла в 1919 году под воздействием идеи немецкого гуманиста Рудольфа Штайнера, который предложил Эмилю Мольту, директору Фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте открыть школу для рабочих. Он открыл такую школу и, поскольку Рудольф Штайнер готовил учителей для этой школы, они прошли специальное образование перед началом учебного года. Основной идеей было, во-первых, сделать школу не только для каких-то элитных кругов и детей элитных семей, а сделать школу, которая могла бы быть народной, то есть, могла бы быть пригодной для людей любого социального статуса и их детей. Значит, эта школа имела задачу – рассматривать учащегося не только как человека, имеющего голову для приобретения каких-от знаний, но имеющего в виду человека целиком, с его душой и духом и, естественно, телом. Вальдорфская педагогика представляла собой такую антропологическую педагогику, основанную на духовной науке и на том, что человек должен быть задействован весь целиком. А поскольку в первом семилетии для развивающегося человека мир, скорее, добр, потому что маленькие дети – они всегда направлены на взрослых, а во втором семилетии, как раз школьном уже, когда ребенок приходит в школу, скорее, развивается душевная такая сфера, сфера чувств, то Рудольфом Штайнером для освоения разных знаний было предложено очень много того, что дети могут переживать воочию. Во-первых, с точки зрения воли, переживать волевым образом, при помощи разных техник рукодельных, и при этом еще и переживая в движении разные науки. Например, звуки речи или математические какие-то действия. Таким образом, человек получался задействованным целиком. И плюс еще переживание через наблюдение каких-то феноменологических таких явлений, природы, явлений нашей жизни. Поэтому, скажем, в средней школе он предложил очень большой практический опыт физики, химии и других естественнонаучных предметов для того, чтобы человек мог наблюдать сначала, каким-то образом переживать и затем прийти сам к закономерностям. И, наверное, это является основной такой закономерностью Вальдорфской школы – то, что человек через собственное и затем душевное чувственное переживание может прийти к какому-то умозаключению, к какому-то мыслительному такому поиску закономерностей. И тогда уже это отпечатывается настолько, что это знание становится своим. Интересно еще, что сразу он предложил, чтобы один учитель сопровождал ребенка с первого по восьмой класс, потому что все какие-то трудные, кризисные моменты, конечно, этот этап авторитета, который у маленьких всегда есть, потом трудный подростковый возраст, когда этот авторитет подвергается критике и сомнению, чтобы все-таки ребенок мог это пережить с одним человеком.

А. Петровская Пойдем уже в детали. Как это устроено. В нашей общеобразовательной школе, мы привыкли, есть учитель, который ведет все предметы с первого по четвертый класс, за исключением нескольких там, может быть, рисование, английский язык, это могут быть приходящие специалисты. Как это устроено в Фальдорфской школе?

И. ХАНУКОВА: Вальдорфская педагогика представляла собой антропологическую педагогику, основанную на духовной науке

И. Ханукова В Вальдорфской школе так же, только один учитель в идеале ведет все основные предметы. Но основные, кроме тех, которые вы тоже назвали, иностранные языки, рукоделие, например, могут быть под руководством учителей-предметников, а один классный учитель ведет все основные предметы. То есть, введение во все предметы, которые входят… русский, математика, затем, конечно, физика, химия. Все это мне тоже довелось вести, и я очень рада, что у меня есть такой опыт.

А. Петровская Когда я вас представляла, я сказала, учитель русского языка и литературы. То есть, по идее, нужно поставить запятую и продолжить.

И. Ханукова По идее, для любого человека, работающего в Вальдорфской школе всегда понятно, что, если это классный учитель, это значит, что он освоил очень много разных знаний, по той простой причине, что, конечно, мы тоже имеем, все, кто работают классными учителями, имеют дополнительное образование двух или четырехгодичное, в зависимости от того, оно пройдено с отрывом или без отрыва от непосредственной работы. И это значит, что мы освоили феноменологический метод. Во-первых, в Вальдорфской школе преподают блоками, эпохами так называемыми. Это значит, что основная интеллектуальная нагрузка приходится на первые два часа учебного дня. Это так всегда, потому что так строится учебные день, что сначала интеллектуальная нагрузка, потом такая ритмическая, где предметы должны быть повторяющимися, языки, например, иностранные или те же упражнения по русскому языку и математике дополнительные. И в конце дня такой художественный блок, потому что художественный способ преподавания предметов – это тоже одна из особенностей Вальдорфской школы.

А. Петровская Еще вопрос, что касается изменений, потому что, когда мы говорим о столетии, то сразу представляешь себе, что есть какой-от процесс развития. В то же время, когда вы рассказывали о Вальдорфской педагогике, кажется, что это очень законченная, знаете, такая вещь в себе. Как-то трудно представить себе ее переход постепенный в цифровую школу, введение цифровых панелей и гаджетов.

И. ХАНУКОВА: В Вальдорфской школе преподают блоками, эпохами, так называемыми

И. Ханукова Вы знаете, я в Вальдорфской педагогике – 27, в Вальдорфской школе – 25 лет, я не могу за все 100 отвечать, но, тем не менее, интересно, что те педагогические труды, которые Штайнер дал для учителей, конечно, за это время уже его последователи развили их и сделали, может быть, более современными, потому что, понятное дело, что идет вперед наше время, больше поток информационный, поэтому детям современным что-то уже даже может быть известно заранее до прихода в школу. Но могу точно сказать, что за эти 100 лет педагогика, может, из такой вот только немецкой, потому что начиналось это все в Германии, в Штутгарте, в 1919 году, она, конечно, стала многонациональной, потому что она в каждой стране. Вальдорфские школы есть во всем мире, в любых, практически во всех странах. И можно сказать, что эта педагогика как раз обрела такую основу национальную в каждой стране, и, наверное, даже в каждом городе в какой-то степени, потому что, ну вот, наш город тоже отличается какой-то своей спецификой.

А. Петровская Какие именно особенности Вальдорфской школы есть в России, и, может быть, даже в Петербурге?

И. ХАНУКОВА: Для развития чувства языка было бы неплохо, если бы мы рассказывали иногда на диалекте каком-нибудь русском

И. Ханукова Можно сказать, что в целом особенности Вальдорфской педагогики таковы, что все-таки мы используем, прежде чем ребенку что-то дать, не гаджеты, конечно, сразу, потому что в Вальдорфской школе мы стараемся, чтобы это было минимально, несмотря на то, что сейчас мы много используем их в жизни. Все-таки очень важно пройти весь путь развития, который прошло человечество, потому что это сейчас и в психологии известно, что каждый человек проходит вот в такой сжатой форме в своей жизни те этапы, которые прошло по пути человечество. Особенностями именно русской педагогики являются, например, вот в первом классе рассказывают обычно волшебные сказки, и понятно, что в Германии будут рассказывать сказки, собранные братьями Гримм. У нас мы будем рассказывать русские сказки. И даже для развития чувства языка было бы неплохо, если бы мы рассказывали иногда на диалекте каком-нибудь русском для того, чтобы развить именно чувство языка, чувство речи. Потом, конечно, есть какие-то культурные ценности, исторические какие-то события, потому что понятно, что к всемирной истории, которая начинается сначала через мифологию такую общую, потому что, конечно, Древняя Греция, Древний Рим – это 5-6 класс, допустим, но при этом, если мы начинаем рассказы по русской истории, то это ведь тоже национальные особенности. Но преподавание истории ведется так, что учитель не просто в хронологию какую-то вводит детей, а, скорее, он выбирает какие-то яркие образы. Такие образы, через какие можно вытащить исторические события, в том числе для того, чтобы ребенок мог прикоснуться к этому переживанию и каким-то образом почувствовать время.

А. Петровская Ирина Ивановна, спасибо.

И. Ханукова Спасибо вам тоже.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире