25 марта 2019
Z Интервью Все выпуски

Для самых больших: Когда и как начинать выбирать школу?


Время выхода в эфир: 25 марта 2019, 15:26

А. Петровская Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Для самых больших». Сегодня мы будем рассуждать на тему того, какие школы и школьные системы существуют, как в этих школьных системах не запутаться, на какой ориентир обращать внимание, и как выбрать школу именно для своего ребенка. Консультировать нас сегодня по этому вопросу будет по телефону Галина Гурова, аналитик Московской школы управления «Сколково». Галина, здравствуйте!

Г. Гурова Здравствуйте, Александра!

А. Петровская Галина, давайте начнем с того, с чего, вообще, надо начинать выбор школы для своего ребенка. Кстати, немаловажный вопрос – когда уже начинать об этом думать?

Школу родителям приходится выбирать несколько раз, потому что в разном возрасте у ребенка разные потребности.

Г. Гурова На мой взгляд, школу родителям приходится выбирать несколько раз, потому что в разном возрасте у ребенка разные потребности. Если у вас ваш малыш только собирается идти в первый класс, наверное, вы уже лет с 5-6 начинаете задумываться о том, куда же он пойдет. Если, скажем, уже подросток, вы понимаете, что ваша начальная школа вас устраивала, но, может быть, средняя, старшая школа вам не нравится, которая рядом с вашим домом, тогда вам приходится задаваться этим вопросом еще раз.

А. Петровская Насколько какие-либо рейтинги или подобные цифры, выражающиеся в медалях, должны играть какую-то роль при выборе учебного заведения, на первом этапе особенно?

Г. Гурова Мне кажется, это очень сильно зависит от приоритета (неразборчиво). Если родители очень сильно ориентированы на то, что непременно, обязательно должны быть высокие результаты, тогда да, наверное, имеет смысл смотреть результаты ЕГЭ этой школы, к которой вы присматриваетесь, смотреть участие в олимпиадах, различных конкурсах. Но нужно понимать, что начальная школа – это все-таки еще не тот этап, где ваш ребенок будет сразу показывать какие-то высоты. У многих родителей такое отношение, что главное, чтобы ребенку, вот маленькому ребенку, который идет в школу, чтобы ему там было хорошо, чтобы ему было комфортно, чтобы ему не отбили интерес к обучению, в лучшем случае – интерес развили. Ну и, конечно, самую важную роль играет учитель. В общем-то, это самый известный принцип, что для начальной школы мы выбираем не школу, а учителя, в первую очередь. Хотя здесь нужно отметить, что существуют школы, которые для «началки» особенно, разрабатывают такие программы как «Школа Монтессори» или Вальфдорские школы – там, где детей учат совсем по-другому, без уроков, без классов.

А. Петровская Давайте, как раз вы уже начали говорить о подходах, какие они бывают? И чем они отличаются? Может быть, какую сравнительную характеристику общую?

Для начальной школы мы выбираем не школу, а учителя, в первую очередь.

Г. Гурова Очень большое значение имеет культура школы или школьный класс. Здесь можно смотреть, например, насколько большой акцент делается в школе на дисциплину, или же, наоборот, считается, что ребенок должен проявлять много самостоятельности. С другой стороны, опять-таки ориентация на освоение академической программы, на освоение большого количества знаний, большого количества предметов? Или же в большей степени акцент на возможности выбора для ребенка, на том, чтобы он мог следовать своим интересам и сам определять, чему он хочет учиться.

А. Петровская Можно ли сказать, что большинство государственных школ, которые у нас сегодня в России существует, особенно, если это школа с высокими как раз показателями по медалям, по ЕГЭ, то это, скорее всего, школы как раз «заточенные» на то, чтобы давать результат в виде оценок, олимпиад, и в меньшей степени уделяющая внимание гармоничному развитию личности? Или не факт, так делить строго нельзя?

Г. Гурова Если смотреть на высокорейтинговые школы, которые попадают в ТОП-500, ТОП-100 и больше всего светятся именно своими победами на олимпиадах, на ЕГЭ, то да, чаще всего это, во-первых, с самого начала уже идет отбор детей в такую школу, и там такой контингент – это семьи, дети, ориентированные на конкуренцию, на достижение и на глубокое освоение именно учебной программы традиционной, академических знаний в углубленном формате – с какой-то специализацией или более широко. Но это, если говорить о некой средней престижной школе, потому что исключения есть, их немало. В общем-то, можно и среди тех школ, которые ориентированы на академическую программу, тоже найти тех, кто очень большой акцент делает на развитии личности, развитии самостоятельности, а можно найти и государственные школы, не обязательно частные, которые, в первую очередь, заботятся о комфортной обстановке для ребенка и о том, чтобы он развивался в том темпе, который ему от природы свойственен. А что касается таких школ как Вальфдорские или демократические школы, в которых акцент на самостоятельность, отсутствие насилия со стороны взрослых и свобода для детей творчества, если посмотреть на историю таких школ в мире, как в Канаде, США, Европе, где их достаточно много, можно увидеть (неразборчиво), как правило, не идут вот с этими стандартными карьерными дорожками. То есть, в среднем они, наверное, выбирают какие-то более творческие профессии или профессии, больше связанные со вкладом в общество. Может быть, какие-то некоммерческие организации они основывают, или в них активно работают. Но с другой стороны, есть случаи, когда дети из таких школ решают стать, например, учеными и могут самостоятельно спланировать собственное развитие и вполне закончить престижный ВУЗ и сделать хорошую научную карьеру.

А. Петровская Если так, коротко, резюмировать, то выходит, что на самом деле практически плохих и хороших школ не существует, а есть школы подходящие вашему ребенку и неподходящие вашему ребенку. Давайте попытаемся очертить круг возможностей необычных школ, в которых существуют программы нестандартные.

В России самые часто встречающиеся, альтернативные школы, это, безусловно, демократические.

Г. Гурова Если говорить про мировую картину, там, наверное, больше спектр необычных школ, помимо демократических, о которых я говорила – там, где ученик самостоятельно выбирает себе учебную программу, формирует ее. А есть еще школы, которые, например, очень сильно основывают обучение на практическом опыте детей. Их очень много возят, например, в поездки, дают им что-то поделать руками на предприятиях, особенно если речь о старших классах, и таким образом их учат. Есть школы, которые пытаются, сейчас особенно это достаточно популярно, перенести вот эту академическую часть обучения на цифровую платформу, ту часть обучения, которая проходит в классе с учителем, с другими детьми, ее посвятить выполнению различных проектов, каких-то собственных исследовательских интересов ребенка. Ну вот, наконец, есть такие «Зеленые» школы, которые ориентированы на развитие в ребенке тех качеств, которые позволят ему потом делать вклад в местное сообщество, заботиться о себе, о своей семье, о природе, и вот об этом небольшом пространстве, в котором он живет. Там акцент на освоение садоводческих навыков или умение готовить, или ухаживать за животными и так далее. В России, наверное, самые часто встречающиеся, такие альтернативные школы, это, безусловно, демократические. Например, у нас было достаточно большое движение парк-школ, после которых многие государственные школы так или иначе эту методику адаптировали. В Петербурге, например, есть школа-парк под названием «Конверт», есть частная школа с названием «Эпи-школы», которая тоже применяет принципы такого демократического ненасильственного образования без оценок и с большой самостоятельностью для ребенка. Но, если говорить о таких вот школах с обучением на основе опыта и проектным обучением, я знаю ряд школ в Москве, которые активно учат детей практическим навыкам. Есть, например, в Алтайском крае Новороссийская школа, которая готовит детей к успешной потом, эффективной работе в сельском хозяйстве путем именно большого включения в практическую деятельность. У нас тоже есть такие школы, поэтому не нужно думать, что все это только где-то, а в России стандартные обычные государственные школы. Посмотрите внимательнее, что есть рядом с вами.

А. Петровская Галина, давайте теперь попытаемся сформулировать те принципы, по которым нужно пытаться подбирать школу для своего ребёнка.

Не нужно забывать, что, кроме школы, есть много других образовательных возможностей и других мест, где ваш ребенок может развивать те качества, которые вы считаете важными.

Г. Гурова В первую очередь, мне кажется, нужно смотреть на самого ребенка – какие у него склонности, интересы. Например, каким-то детям гораздо проще будет учиться в системе хорошо структурированной, с четкими, ясными правилами. И отправить такого ребенка в демократическую школу, где он сам должен будет постоянно выбирать, чему ему сейчас учиться, это просто его мучить. Нужно оценить, насколько именно вашему ребенку подходит именно та программа, на которую вы смотрите. Кроме того, нужно понимать, что очень большое влияние на выбор этого образовательного пути, дальнейшего пути имеют ценности семьи. То есть, вы хотите, чтобы ребенок потом поработал кем-то определенным, может, у вас такая семья с академическими традициями, вы видите, что у него есть научные способности, и вы хотели бы, чтобы он дальше делал научную карьеру. Или, наоборот, у вас очень творческая семья, и для вас важно, чтобы в ребенке не заглушили творческие способности. Организационные какие-то факторы, конечно, всегда очень большое влияние оказывают. Сколько вы можете платить за образование? Насколько далеко вы готовы ребенка возить? И не нужно забывать, что, кроме школы, все-таки есть много других образовательных возможностей и каких-то других мест, где ваш ребенок может развивать те качества, которые вы считаете важными. Я имею в виду кружки или спорт или (неразборчиво) направленность, или те же самые летние лагеря, которые сейчас есть очень интересные и очень развивающие именно такие качества.

А. Петровская Спасибо большое! На этом завершаем. Галина Гурова, аналитик Московской школы управления «Сколково» была с нами на связи по телефону. Спасибо.

Г. Гурова Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире