19 марта 2019
Z Интервью Все выпуски

Кто и почему нарушает права потребителей? Как защитить свои права?


Время выхода в эфир: 19 марта 2019, 14:02

А. Петровская 13 часов 6 минут на часах студии «Эха». У микрофона Александра Петровская. Это программа «Свободный формат». Напротив меня Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России. Анатолий Григорьевич, здравствуйте.

А. Голов Добрый день, дорогие земляки!

А. Петровская Мы сегодня собрались и по случаю, и без, а случай, кстати, есть. На прошлой неделе отмечали Всемирный день защиты прав потребителя. В общем, праздник. Причем праздник такой уже, с историей.

А. Голов Ну да, на самом деле этому празднику больше 50 лет. Еще в 60-х годах прошлого века президент США Кеннеди сформулировал сначала основные четыре права потребителя, потом он расширил его до восьми, и наши с вами права четко сейчас зафиксированы. В частности, в России уже больше 25 лет действует Закон Российской Федерации о защите прав потребителей. На мой взгляд, один из самых работающих законов.

А. Петровская Один из самых работающих по сравнению с другими странами?

А. ГОЛОВ: Вся наша жизнь связана с потреблением. И опросы показывают, что, к сожалению, значительное количество наших потребителей, почти 90%, сталкиваются с нарушениями их прав.

А. Голов Нет, по сравнению с нашими остальными законами, потому что, понимаете, вот наши права потребителей – мы с ними сталкиваемся ежедневно тысячи раз. Утром встали, открыли кран – вы начали потреблять коммунальную услугу «горячая и холодная вода». Вы вышли – лифт. Выходите на улицу, поскользнулись на неубранном снеге – опять же. Понимаете? Зашли в магазин. Вы воспользовались телефоном – воспользовались услугой связи. Поэтому мы, вся наша жизнь связана с потреблением. И опросы показывают, что, к сожалению, значительное количество наших потребителей, почти 90%, сталкиваются с нарушениями их прав. Нарушения бывают мелкие, когда мы проходим мимо, но бывают и серьезные. И поэтому для меня вот этот праздник – это повод лишний раз поговорить о наших с вами правах. Потому что я не единожды убеждался, когда человек знает свои права, четко формулирует претензию и четко показывает, что он готов защищать свои пава до конца, то другая сторона, продавец, производитель, ему проще удовлетворить, чем объяснять, что не хочется.

А. Петровская Анатолий Григорьевич, можно сразу про статистику здесь два момента уточню? Вы сказали, 90% потребителей сталкиваются с нарушением собственных прав. Эта статистика меняется, растет число тех, кто сталкивается? Как она меняется?

А. Голов Как ни странно, она меняется в сторону увеличения. И, на мой взгляд, это связано не столько с ростом количества нарушений, сколько с повышением грамотности и требовательности потребителя. Например, многие заходят в магазин и, если не видят, ценников, то не обращают внимания. А это нарушение права потребителя, потому что ценник – это оферта, это предложение купить этот товар по вот этой цене. Если ценника нет, вы не знаете цену, вы не можете принять решение – нарушено ваше право на информацию. А потом, если вы спрашиваете, это наиболее часто бывает в цветочных всяких ларьках, на рынках, цену, то продавец может одному потребителю назвать одну цену, а другому – другую, в зависимости от его оценки….

А. Петровская Это не его право? Это нарушение?

А. ГОЛОВ: Рублем мы отбираем хорошие товары, хороших производителей и хороших продавцов.

А. Голов Цена, по которой продается товар, должна быть одинакова для всех. Это публичное предложение товара по определенной цене. И очень часто обращаются люди, которые понимают, что, защищая свои права, они защищают не только лично свои, но и права всех остальных. И поэтому я призываю всех защищать всех свои права, потому что мы с вами своим рублем отбираем хороших производителей, хороших продавцов. Понимаете, я знаю место, де уже было несколько магазинов, я спрашивал, почему меняются? Ну, вот это хо обслуживал, к нему перестали ходить. С этим были такие проблемы. Мы – заказчики, деньги – наши. Поэтому рекомендация первая, самая простая. Вы зашли в магазин, видите любое нарушение – торгуют молоком без холодильника или рыбой, или нет ценников, или еще что-то – поворачивайтесь и уходите. Сейчас громадный выбор. Конкуренция – друг потребителя. Повторяю, рублем мы отбираем хорошие товары, хороших производителей и хороших продавцов.

А. Петровская А что касается ответственности этих производителей, продавцов, магазинов? Потому что, то касается нашей ответственности за защиту собственных прав, как это, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, здесь все понятно. И повышение грамотности тоже вещь необходимая, к этому вернемся. Но и, наверное, какое-то совершенствование должно происходить и в сфере ответчика, скажем так?

А. Голов Да, вы абсолютно правы. Более того, законодательство о защите прав потребителя – это не мертвое, застывшее, 27 лет уже назад приняли, и можно не менять. Все время появляются новые формы торговли – торговля по интернету, например. Поэтому были внесены изменения. И, конечно, вопросы, связанные с ответственность тех, кто нас обслуживает, тоже требуют изменений. Вот, в частности, я лично отстаиваю резкое усиление ответственности за производство фальсификата. Что такое фальсификат? Например, если написано «молоко», а это молочный продукт, или там творог – написано, содержит молочный жир, а в реальности там растительный жир, то это не просто введение нас в заблуждение, это недобросовестная конкуренция. Понимаете? Зачем добавляют растительный жир? Он дешевле, чем молочный. Соответственно, получается так, что два товара – один натуральный, один реальный, а второй – фальсификат. Фальсификат будет дешевле. И тот, кто выпускает фальсификат, извлекает серьезную прибыль за счет недобросовестной конкуренции.

А. Петровская Но здесь вопрос в том, что, наверное, добросовестные производители должны объединиться против того, кто конкурирует с ними не на честных условиях.

А. Голов Они должны объединяться, но и государство, на мой взгляд, должно распространить на производство фальсификата так называемые оборотные штрафы, которые есть и в других случаях недобросовестной конкуренции. Сейчас какая ситуация? Роспотребнадзор проводит проверку, определяет фальсификат, и после этого партия снимается с продажи. Но это только партия. А на самом деле понятно, что это такая стандартная ситуация, и люди зарабатывают на этом, незаконно нарушая наши с вами права, большие деньги. Поэтому, на мой взгляд, здесь требуется серьезное усиление. Кстати, сейчас правительством в Государственную Думу внесен законопроект, который, может быть, нам, потребителям, очень полезен – о групповых исках. Сейчас есть только один вид исков такого плана – это иск в защиту неопределенного круга лиц. То есть, если, допустим, мы, по-моему, в 2013 году выиграли такие иски, когда была 13-я квитанция на оплату тепла, неожиданно появилась. Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области вышло с такими исками, и эта квитанция была отменена, с людей перестали брать дополнительную плату. Но эти иски не могут содержать финансовых требований. Поэтому, если в доме нет тепла два дня… каждый отдельный потребитель не пойдет в суд, чтобы взыскать материальный ущерб, потому что пришлось электричество использовать и тому подобное, и моральный вред. А вот групповой иск – здесь иск в защиту неопределенного круга нельзя подать, потому что количество жильцов в доме известно, здесь определенный круг лиц и локальное такое событие. Во многих странах это распространено, и я знаю, что одна из компаний по производству смартфонов, когда она выпустила смартфон с плохим стеклом, которое царапалось, заплатила 200 миллионов долларов. Да, всего там чего-то порядка 10 долларов каждому за это стекло, но, оказалось, очень много потребителей, и групповой иск компании обошелся очень дорого.

А. Петровская Вот недавние новости, когда Алексей Кудрин сказал о переплатах, помните, по ЖКХ. Эта история…

А. Голов Это не Кудрин, извините, это Игорь Артемьев сказал.

А. Петровская Ой, простите. Хорошо, что вы меня поправили.

А. Голов Я прекрасно знаю это выступление. Это наша давняя позиция. С Артемьевым мы плотно сотрудничаем, и я с ним полностью согласен. Вот простой пример. Буквально на прошлой неделе было заседание Общественного совета при вице-губернаторе Бондаренко по ЖКХ как раз. И там рабочая группа по твердым бытовым отходам рассказывала о своих результатах. Мы проанализировали, что было бы, если бы мы сейчас перешли на новую систему вывоза и оплаты мусора, говоря простым языком, используя тот тариф, который установил город, Комитет по тарифам. Выяснилось, что, по нашей оценке, этот тариф завышен минимум в полтора раза. Минимум.

А. Петровская Это является нарушением?

А. Голов Конечно. Послушайте, это получается следующее, что там было в документах, когда они рассчитывали, они пишут, что региональные операторы должны получить шесть миллиардов рублей, а по этому тарифу они соберут, как минимум, девять. За что? если шесть миллиардов – необходимая сумма, чтобы функционировать, для осуществления этой операции, то за что еще три миллиарда с нас-то берут?

А. Петровская Возможно, что недостаточная сумма в итоге.

А. Голов Послушайте, доказывайте это, доказывайте. А здесь получается, что доказана одна сумма, а берут с нас гораздо больше. Почему? к сожалению, таких ситуаций довольно много.

А. Петровская А какой итог у таких ситуаций? Вот, вы посчитали…

А. ГОЛОВ: За последние примерно 10 лет тарифы на воду холодную выросли в полтора раза выше, чем инфляция. Хотя нам всегда говорят – тарифы должны быть: инфляция минус 1%. Но рост гораздо больше.

А. Голов Федеральная антимонопольная служба подготовила проект закона о регулировании тарифов в жилищно-коммунальном комплексе, и они надеются изменить законодательство так, что контроль за установлением тарифов станет намного более жесткий. Я, например, сторонник того, чтобы вообще перевести все это на федеральный уровень. Пример самый простой. Вот вчера был освобожден от своей должности директор «Водоканала». Но мы проанализировали тарифы «Водоканала». К сожалению, у нас нет таких специалистов, чтобы проанализировать, провести аудит. Это дорогое удовольствие. Но мы посмотрели – за последние примерно 10 лет тарифы на воду холодную выросли в полтора раза выше, чем инфляция. Хотя нам всегда говорят – тарифы должны быть: инфляция минус 1%. Но рост гораздо больше. Другое дело, что сама процедура установления тарифов настолько сложная, и настолько трудно доказать нарушения, что в большинстве случаев это сходит властям с рук. А ситуация очень простая. «Водоканал» городской, поэтому как не 9неразборчиво) своему родному «Водоканалу»? а, допустим, электричество – это частные федеральные компании. Газ – это федеральный уровень, и тому подобное. Поэтому четко видно, что значительно повышаются тарифы своим городским компаниям больше, чем остальным.

А. Петровская Ну, вот зафиксирован этот факт вами. Непонятно, как быть дальше. Дальше все продолжают платить?

А. ГОЛОВ: Есть примеры в стране оспаривания коммунальных тарифов, но это требует серьезных затрат, и пока нераспространенная практика.

А. Голов Мы направили, в частности, жалобу Артемьеву. К сожалению, питерский ФАС не имеет никаких полномочий. Только федеральный. Но есть процедура оспаривания тарифов, которая сложна и тяжела и требует довольно-таки серьезных затрат. Поэтому, к сожалению, есть примеры в стране оспаривания коммунальных тарифов, но это требует серьезных затрат, и пока нераспространенная практика.

А. Петровская Вот мы пока с вами заходим в тупик. Фиксируем какие-то нарушения, но констатируем, что сделать что-то очень трудно. Так же, как и с фальсификатом. К чему мы пришли? Снимается партия, но не меняется….

А. Голов С фальсификатом, я надеюсь, что распространение интернета даст нам с вами возможность получать более подробную и хорошую информацию о товарах. Сейчас уже есть целый ряд приложений для смартфонов, я хочу просто сказать, что тема этого года, объявленная Всемирным интернационального потребителя, это безопасные смарт-устройства, когда можно по некоторым товарам, в частности, я знаю такую программу по вину, посмотреть оценку качества товара этого потребителями. Понятно, что, когда одна-две оценки, то это нерепрезентативно. Должно быть много. Но вот четкая там оценка по пятибалльной системе. Если четыре и выше, то можно пользоваться.

А. Петровская Это по аналогии с туристическими такими сервисами.

А. Голов Да, вот я надеюсь, что развитие цифровых технологий, продвижение интернета даст нам оптимальный вариант, чтобы у нас был доступ, получаемый экспертными организациями. Есть «Роскачество» — у них есть свой сайт и своя система. Есть «Росконтроль» — общественная организация, которая входит в Союз потребителей, которая тоже проводит сравнительное тестирование разных товаров. Но вот такого всеобъемлющего интернет-ресурса, на котором можно… по вину там очень просто – наводишь камеру на этикетку, нажимаешь кнопку «сфотографировать», анализируется и выдается. Чтобы вот так же было по любому товару с тем, чтобы мы получали больше информации. Вот это будет серьезным продвижением.

А. Петровская А что касается инициатив, которые тоже звучат периодически, это необходимость и обязательность некой маркировки продуктов, содержащих те или иные компоненты, и так далее – это поможет, как вы считаете?

А. ГОЛОВ: Для государства это в основном борьба именно с неучтенной продукцией. Поэтому оно сейчас ввело для меховых изделий, собирается ввести еще для ряда изделий, но нам с вами на самом деле это мало что даст, потому что мы с вами на акцизную марку или эту специальную маркировку вряд ли будем смотреть.

А. Голов На мой взгляд, нет. Государство очень увлекается этой маркировкой. Но, во-первых, эта маркировка повышает цену товара. Во-вторых, для государства стоят другие задачи. Я напомню, что государство начало это с алкоголя для того, чтобы бороться с контрафактом. Контрафакт – это не фальсификат. Это нелегально произведённая продукция, которая может быть такого же качества. Более того, насколько я знаю, в большинстве случаев, допустим, контрафактная водка делалась на тех же предприятиях, только в другое время, в нерабочее время, в третью смену. Поэтому для государства это в основном борьба именно с неучтенной продукцией. Поэтому оно сейчас ввело для меховых изделий, собирается ввести еще для ряда изделий, но нам с вами на самом деле это мало что даст, потому что мы с вами на акцизную марку или эту специальную маркировку вряд ли будем смотреть.

А. Петровская Ну а если раскрасить продукцию, условно, как светофор? С красным цветом – это продукты, содержащие, может быть, какие-то, как сейчас стало модно, это стало неким маркетинговым инструментом – писать «без ГМО». И вот такого образа вещи.

А. Голов Это, вообще, смешная история, потому что, когда на растительном масле пишется, что не содержит ГМО, то оно, в принципе, не может содержать ГМО.

А. Петровская Или на молоке «без глютена».

А. Голов Не знаю, не буду врать, не настолько разбираюсь в этом. Но правильно вы отметили, что очень часто именно вопросы, связанные с защитой прав потребителей, обеспечение информацией становятся маркетинговыми ходами. Надо сказать, что совсем не так давно в России были приняты определенные нормативные акты по использованию слов «био», «натуральный», «эко» и тому подобные вещи, потому что во всем мире никто на веру не воспринимает. Написано «эко-продукт». Во всем мире в странах есть стандарты на экологическую продукцию и механизмы контроля за тем, что это действительно произведено в соответствии с требованиями этого стандарта. И в России недавно были приняты такие нормативные акты. И я надеюсь, в этой сфере тоже будет наведен порядок.

А. Петровская Хорошо. А что касается такого нововведения, о котором тоже говорили много после Нового года, когда меняется размер упаковки. То есть, там было десять яиц, а стало девять яиц, а цена осталась прежней, но мы все понимаем, что немножко изменился ряд вопросов налогообложения и так далее.

А. Голов Здесь нет никакого нарушения, и этот процесс идет уже очень давно, и уже очень многие крупы – продаются вместо килограмма, уже и до 800 грамм добралось, и так далее. Я, вообще, сторонник того, чтобы на ценнике была указана не только цена за конкретную упаковку, но и цена за единицу измерения, за килограмм, например, в большинстве случаев. И есть целый ряд торговых систем, в которых так и сделано. Но, вообще, правильная стратегия потребителя – это выбор не самого дешевого товара, а выбор товара наилучшего по соотношению цена-качество?

А. Петровская Ну а как уж определить-то? По цене всё понятно.

А. Голов Это зависит от того. Какой товар. Когда вы выбираете овощи в магазине, вы видите качество одних, видите качество других, сравниваете и понимаете, что, если вы возьмете подешевле, но у вас будет больше отходов… ну вот самый простой пример – мытая / немытая картошка. Многие хозяйки говорят «да я руки испорчу, пока буду мыть, и столько воды потрачу на эту картошку, что лучше я куплю мытую картошку». Вот это пример такой стратегии. Есть другие рекомендации. Например, да, если вы очень стеснены в средствах, то некоторые люди покупают самое дешевое. Но есть другие подходы – покупайте в более дешевых магазинах, но не самые дешевые товары. Обычно они выше по качеству. А вообще, лучшие маркетологи у нас в городе – это пенсионеры, потому что они знают, что вот в этом хлеб подешевле, в этом – молоко, в этом – овощи получше, и так далее. Время есть и, зная качество товаров, они формируют свою потребительскую корзину с учетом вот этого соотношения цена-качество.

А. Петровская А что касается несоответствия рекламы. Мы с вами про несоответствие ГОСТам поговорили и про фальсификат. А что с рекламой?

А. Голов Это, вообще, к сожалению, бич. Причем, я бы сказал, это культурный бич. Рекламой занимается, кстати, незаконной, именно Федеральная антимонопольная служба, и при территориальном управлении есть рекламный совет, который рассматривает обращения многие, потому что есть случаи прямого нарушения, когда есть запрет на этот вид рекламы. Но очень часто идут пограничные такие случаи.

А. Петровская Анатолий Григорьевич, мы вынуждены прерваться сейчас на московские новости. Продолжим с этого места.

НОВОСТИ

А. Петровская Мы продолжаем программу «Свободный формат». У нас в гостях Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России. Мы остановились с вами на рекламе.

А. ГОЛОВ: Реклама отражает крайне низкую культуру многих, кто занимается этими вопросами.

А. Голов Да, так вот, незаконная реклама и нарушениями в сфере рекламы занимается Федеральная антимонопольная служба. Поэтому, если вы видите рекламу, которая нарушает законодательство или ваши права, то посылайте, обращайтесь в территориальное управление у нас в городе. На самом деле, к сожалению, реклама отражает крайне низкую культуру многих, кто занимается этими вопросами. В частности, у рекламного совета, о котором я говорил в первой части, есть такая подборка, называется «Рекламная белочка», когда смотришь – ну такие смешные глупости в рекламе появляются. А вообще, мой личный подход – я сторонник информации, а не рекламы. И когда я вижу товары, которые назойливо рекламируются, я думаю… моя вот личная оценка такая – насколько же должен быть плох товар, чтобы он так рекламировался? А в некоторых случаях просто думаешь, компания-монополист, никаких конкурентов у нее нет, другие никто этот товар не поставляет – и вдруг реклама. Ну, это просто удивительно. Поэтому, еще раз повторяю, если вы видите нарушение, обращайтесь в Федеральную антимонопольную службу, и они принимают достаточно серьезные меры к тем, кто нарушает законодательство о рекламе.

А. Петровская Мы с вами еще в первой части заговорили о ЖКХ и инфраструктуре городской, в которой мы тоже являемся потребителями. И эта зима показала, что городская инфраструктура, в общем, представляет собой иногда некую опасность. Речь про гололед и про гололедицу на дорогах, и про крыши, протечки, льдинки, которые оттуда падают, и так далее.

А. ГОЛОВ: Если вы идете мимо этого дома, поскользнулись, упали, очнулись, гипс, то управляющая организация, которая отвечает за уборку этой территории, обязана возместить и материальный ущерб, и моральный вред.

А. Голов Да, город, к сожалению, в очередной раз оказался не готов к зиме, которая пришла неожиданно. И я остановлюсь только на одном аспекте, связанном именно с защитой прав потребителей. В этом году, как никогда, большое число людей пострадало из-за плохо убранных тротуаров, придомовой территории, масса людей получила травмы. Вот здесь на будущее простой совет – есть такая штука, я ее называю потребительской гигиеной. Надо знать, что делать в том или ином случае. Упали, очнулись, вызывайте скорую. Во-первых, не всегда определите тяжесть повреждения и вреда вашему здоровью. И скорая вам может оказать квалифицированную помощь. Во-вторых, скорая фиксирует факт падения и место падения, потому что вот вопрос фиксации факта и места – это для нас с вами. Если вы ушли, через неделю приходите, говорите «вот я там-то упал и получил повреждения», вы должны доказывать, что это произошло там-то, тогда-то, и были получены повреждения. И тогда виновный… а услуги, которые оказываются собственникам квартир в доме, должны быть безопасны и для них самих, для их имущества, и для имущества и здоровья третьих лиц. То есть, если вы идете мимо этого дома, поскользнулись, упали, очнулись, гипс, то управляющая организация, которая отвечает за уборку этой территории, обязана возместить и материальный ущерб, а лечение во многих случаях может составлять десятки и даже сотни рублей, и моральный вред. И такие дела в нашем городе выигрываются постоянно.

А. Петровская Завалены что ли все исками по такому вопросу? Вы говорите, огромное число пострадавших больше, чем когда либо.

А. Голов Число пострадавших, насколько я помню, в этом году исчисляется сотнями, где-то в районе 600-700 человек. Это довольно много. Это на самом деле очень много. И многие из них предъявляли иски. Это зависит от тяжести вреда здоровью, но вы знаете, что есть даже погибшие у нас в городе, к сожалению. А ситуация здесь такая. Если вы стесняетесь, если вы не готовы защищать свои права, то поймите следующее. Если вы получаете некачественную услугу и молчите и платите, то зачем же вам оказывать качественную услугу? Вот если плохо убирали территорию, вы получили там травму и не предъявили претензию, не потребовали возмещения ущерба, то зачем же ее убирать?

А. Петровская Ну, конечно, жалобы приводят к совершенствованию сервиса.

А. Голов Конечно. Это обратная связь. Это наказание того, кто плохо работает. Наказание рублем. И это гораздо важнее любого административного наказания.

А. Петровская А что касается еще вот такого момента о качестве предоставленных услуг. Например, мы с вами сегодня про тепло поговорили. Если уж мы с вами к ЖКХ перешли, когда нет тепла в доме, нет горячей воды – включаешь кран, там пусто. А если не тепло, а вот как-то прохладно.

А. Голов По теплу здесь ситуация следующая. В соответствии с правилами оказания коммунальных услуг температура в комнате должна быть от 18 до 22 градусов. Заменяется она в центре комнаты на высоте один метр от пола. Не нормируется температура батарей. Батареи могут быть прохладными, но, если в комнате +19, все нормально. Ниже – нарушение наших прав, и выше – нарушение наших прав. Ниже – нам с вами холодно, мы с вами можем заболеть. Выше – мы открываем форточку и топим улицу. Это на самом еле залезание к нам в карман. И в том, и в другом случае надо позвонить в аварийно-диспетчерскую службу вашей управляющей организации. На квитанции всегда указан телефон аварийно-диспетчерской службы. Кстати, с 1 марта резко ужесточены правила работы этих аварийно-диспетчерских служб. И более того, некачественная работа этих служб – это основание для лишения этой управляющей организации лицензии на управление вашим домом. Это правильное совершенно действие по ужесточению этой работы. Позвонили, спросили фамилию диспетчера, предъявили претензию и спросили, под каким номером зарегистрировано в журнале ваше обращение. Потому что иначе бывают случаи такие «а никто не обращался, в журнале ничего нет». В течение получаса вам должны сообщить о тех действиях, которые будут предприняты по вашему обращению. Если вам не сообщили, или вы не согласны с этими действиями, пишете жалобу в Жилищную инспекции. Здесь, к сожалению, других путей нет. Но я повторяю, и ниже +18, и ниже +22. Да, извините, забыл сказать, что в угловых комнатах – там норматив чуть другой. +2—24, потому что в угловых комнатах поверхность стен больше, поэтому там немножко повыше. И то, и другое – нарушение. И управляющая организация должна принять меры для устранения этого нарушения. Вот сейчас приближается весна, и пойдут жалобы на перетоп, потому что нашим теплоснабжающим организациям, чем больше они нам тепла с вами дадут, тем им выгоднее, тем им лучше. Поэтому часто, на улице уже тепло, а они начинают шпарить.

А. Петровская Мы с вами начинали с того, что в этом году особое внимание к безопасным смартфонам, безопасным гаджетам. И как раз к новым видам потребления я хочу перейти. Защита данных – очень часто можно услышать, как звонят на городские или мобильные телефоны. Причем обращаются по имени, отчеству, иногда даже с фамилией. При этом с этой организацией, например, ты раньше дела не имел. Вот такая небезопасность собственных персональных данных, такого рода звонки наверняка тоже являются нарушением. Нет?

А. Голов Да, конечно. Это не совсем нарушение наших потребительских прав, но очень часто связано, потому что очень часто….

А. Петровская Предлагают-то они услуги как раз.

А. Голов Предлагают они услуги, идет навязывание услуг. И действительно очень часто бывают такие случаи, что, допустим, ваши данные без вашего согласия будут переданы третьей организации. Например, организациям, которые взыскивают долги, или еще кому-то. Это нарушение наших прав на защиту данных, и оно достаточно строго наказывается. Просто это не напрямую нарушение именно прав потребителей.

А. Петровская А если мои данные как потребителя, которые я оставила в каком-то магазине, например, при получении дисконтной карты магазина, передаются?

А. Голов Когда вы заполняете эту анкету, внимательно смотрите, что там не было пункта о том, что ваши данные могут быть переданы третьим лицам без вашего согласия. К сожалению, некоторые недобросовестные организации включают такой пункт, и тогда претензии не предъявить. Но я повторяю, вы имеете право дать свои данные конкретной организации. Обратите внимание, что даже вы приходите в поликлинику или в больницу и подписываете соглашение об обработке ваших персональных данных, и это совершенно правильно. Но я хочу обратить внимание на еще один аспект, который связан с нашей потребительской гигиеной – это торговля на дому. Сейчас колоссальное количество жалоб на то, что всякого рода коробейники звонят в дверь, предлагают разные товары. Раньше предлагали пылесосы, потом фильтры, потом регулировку окон, БАДы и тому подобное. Это просто бич. Я сторонник полного запрета торговли на дому. Поймите, этот колоссальный риск. Чаще всего организацию, который представляет конкретный человек, вы потом не найдете.

А. Петровская Анатолий Григорьевич, мы на этом вынуждены сегодня закончить. Сопредседатель Союза потребителей России был у нас в гостях, Анатолий Голов. Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире