2 ноября 2003 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Кравченко — актер, Антон Климов — сын Элема Климова, Герман Климов — режиссер, брат Элема Климова.
Эфир ведут Ксения Ларина и Вита Рамм.

К. ЛАРИНА Сегодня у нас будет передача памяти ушедшего человека, Элема Климова.
В. РАММ Элем Германович Климов родился 9 июля 33 года в Сталинграде, ныне Волгоград. Путь в кино был через Московский Авиационный Институт, который окончил в 57 году, молодежную редакцию всесоюзного радио и центрального телевидения. В 64-м Элем Климов окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Ефима Дзигана. С 64 года работал режиссером на киностудии «Мосфильм». Режиссерский дебют, сатирическую комедию «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» кинематографическое начальство посчитало вредной. Цитирую по воспоминаниям, опубликованным в «Новой газете». Как только картину сдали, на нее сразу навесили два клейма: антисоветская и антихрущевская. Причиной обвинений стал эпизод с воображаемыми похоронами бабушки. Над процессией несут увеличенный портрет. Так вот, при фотоувеличении становятся видны редкие волосы бабушки. Тут строгие цензоры Госкино и поймали нас: «Это они Хрущева хоронят». Конец цитаты.
Думаю, что эти воспоминания самого режиссера прекрасно иллюстрируют, под каким давлением цензуры и системы пришлось жить и творить многим нашим художникам. Система очень пристально следила, чем занимается молодой режиссер, и потому на полке, куда власть складывала многие идеологически неправильные картины, были и «Похождения зубного врача», а 11 лет, с 74-го по 85-й, там находилась и «Агония» Элема Климова. В 70 году на экраны вышла художественно-публицистическая лента «Спорт, спорт, спорт», соединившая в себе хроникальный и игровой материал. Совместная работа братьев Элема и Германа Климовых была высоко оценена на многих фестивалях спортивных фильмов. После трагической гибели своей жены, кинорежиссера Ларисы Шепитько, Элем Германович снял о ней документальный фильм «Лариса» и поставил в 83 году начатый ее фильм «Прощание с Матерой». В 85 году общественный резонанс вызвала киноповесть «Иди и смотри», которую снял по сценарию, созданному им в содружестве с писателем Алесем Адамовичем.
В мае 85 года в жизни Элема Германовича случилось событие, которое он сам определял так: «Я попал под поезд». То есть он неожиданно для себя на V съезде кинематографистов был избран первым секретарем Союза кинематографистов Советского Союза. Четыре года работы над преобразованием киноотрасли остановили собственные творческие планы. Потом добровольная отставка и практически затворническая жизнь. Будучи действительным членом Американской киноакадемии, принимал участие в голосовании по «Оскару». В последнее время Элем Климов вместе с братом Германом работали над художественно-документальным 12-серийным кинопроектом «Спорт и кино».
К. ЛАРИНА Теперь можно представить участников сегодняшней программы. Герман Климов — брат Элема Климова. Старший или младший?
Г. КЛИМОВ Младший. Я на 8 лет младше.
К. ЛАРИНА Антон Климов — младший Климов.
А. КЛИМОВ Самый младший.
К. ЛАРИНА И Алексей Кравченко, актер, который дебютировал у Элема Климова в фильме «Иди и смотри». Сколько Леше было лет тогда?
А. КРАВЧЕНКО 14.
К. ЛАРИНА Я вспоминала интервью, которое Элем Климов давал на «Эхе Москвы». Мы фрагмент этого интервью уже повторяли в нашем эфире. Он там рассказал вещь, которая меня поразила. Матвей стал сравнивать «Иди и смотри» по эмоциональному воздействию на зрителя с фильмом «Список Шиндлера». И Элем Климов сказал ему, что во время работы над фильмом «Список Шиндлера» Спилберг заставлял своих актеров по несколько раз смотреть фильм «Иди и смотри». Это не легенда, это действительно так?
А. КРАВЧЕНКО Это на самом деле так. Когда я увидел картину «Список Шиндлера», это сложно объяснить, но если смотреть на мальчика, который там играет, героя, вдруг возникает обмен какой-то энергетикой. Я понимаю, что он делает то же самое, что я когда-то делал. На самом деле это странно было смотреть. Я понимал, что режиссер работал по картине «Иди и смотри», то есть по тому, что он видел в этой картине, он делал свою картину.
Г. КЛИМОВ Причем он заставлял смотреть всю группу. Он говорил: «Посмотрите «Иди и смотри».
К. ЛАРИНА Странный вопрос. Как вы думаете, почему этот фильм не показывают по телевизору? С чем это связано? Может быть, Вита скажет, что это связано с какими-нибудь авторскими правами. Но мне кажется, что не в этом дело.
В. РАММ Нет, тут авторских прав нет. Его показали весной на канале «Культура». Я была очень благодарна, потому что такой фильм прерывать рекламой просто кощунственно. Я думаю, что другие каналы считают этот фильм сумрачным, мрачным и депрессивно воздействующим на нашего зрителя. Они берегут нашего зрителя, считают, что наш зритель воспротивится этому, не поймет.
К. ЛАРИНА Не могу не вспомнить вчерашний эфир. Вчера у нас была передача, посвященная памяти Леонида Филатова, который в один день с Элемом Климовым ушел из жизни. У нас в гостях была главный редактор программы «Чтобы помнили», которая нам сообщила, что руководство Первого канала не считает нужным продолжать этот цикл, тем более что еще не показана программа с ведущим Филатовым, они сейчас монтируют. Когда она спросила: «Почему?» — «Чтобы не расстраивать народ». Меня совершенно убила эта фраза, которая знакома нам как раз с тех самых советских времен.
А. КЛИМОВ Я думаю, что большие телевизионные начальники сильно пекутся о рейтингах и боятся, что любой острый и жесткий, тем более жестокий фильм, печальная, а тем более трагическая тема отпугнут от экранов людей. А это тоже скажется на рекламе, рейтинге и т.д.
К. ЛАРИНА Давайте вернемся к Элему Германовичу Климову. Безусловно, это совершенно отдельная фигура в нашей культурной политической и общественной жизни. Кстати, это было заметно и на похоронах. Вита там была.
Г. КЛИМОВ Он уникален.
В. РАММ Конечно. Не так уж и много было фильмов, если учесть, что два фильма в середине, когда режиссер полон творческих сил, просто силой изъяты, то есть их нет. Фильм не может состояться, пока его не увидел зритель, пока не идет этот обмен информацией, эмоциями. Все это пережить очень сложно. На панихиде меня как-то удивило, я надеялась, что из 4,5 тыс. тех, которые проголосовали, когда была предложена фигура Элема Германовича, (которая устраивала всех, потому что он был не скандальный, не конфликтный и не суетный режиссер, отлично выбранная Политбюро фигура, это был хороший ход), хотя бы треть из тех, кто согласился с этим выбором, придут попрощаться с великим художником. Но наши кинематографисты очень… Молодых практически никого не было. Этого я тоже не понимаю. Как будто они не смотрели, не учились на этих фильмах, как будто они не знают, а знают только свое внутреннее «Садовое кольцо», в котором они живут, и только с них начинается кино. Это очень неверный путь, ребята, потому что художественная преемственность… Нравится вам или нравится, это ваше личное восприятие, но существует еще объективная категория, что есть такое кино, которое должен знать любой режиссер, по крайней мере тот, который живет здесь, в России.
К. ЛАРИНА Я хочу обратиться к Антону, может быть, Герман Германович тоже подключится, задать такой вопрос, который мне очень интересен. Элем Климов редко давал интервью, не торопился себя светить на экране.
В. РАММ Да, суеты не было.
К. ЛАРИНА Как он это оценивал то, что мы называем новой историей России? Я же знаю, что он интересовался и политикой, был совершенно нормальным, активным и очень ярким человеком. Как он это оценивал? Как он относился к тому, что происходит? В чем были сомнения?
А. КЛИМОВ Если брать историю 90-х годов, то после 91 года, когда у всех, и у отца тоже были большие надежды на то, что сейчас настанет светлое будущее, очень быстро пришло разочарование. Потому что, как мне кажется, в отце в 80-е годы жил здоровый хороший романтический идеализм, что сейчас мы порушим систему, разобьем эти цепи и оковы, все люди станут свободными.
Г. КЛИМОВ Он был идеалист.
А. КЛИМОВ Да, он был идеалист. Но в результате разгул начала 90-х годов, распад, развал и полная анархия, период, когда на авансцену вылезли всяческие «малиновые пиджаки», и это стало символом жизни и в искусстве, и в политики, совершенно тотальная коррупция, тотальное воровство. Это его очень сильно лично задело. Он к этому относился очень резко.
Г. КЛИМОВ От чего он помер? От отравления этой жизнью.
К. ЛАРИНА А почему он не пошел по тому пути, по которому, например, пошел Станислав Сергеевич Говорухин? Я имею в виду не депутатскую его деятельность.
В. РАММ Хотя мог бы.
К. ЛАРИНА Может быть. Тот самый период конца 80-х начала 90-х, когда Говорухин стал снимать документальное кино. У него не было такого желания, документальные фильмы не хотел снимать?
Г. КЛИМОВ Хотел. У нас очень много было планов, в том числе и про спорт. Но странная штука. Он очень хотел. Но эти ребята, которые сидят во главе, почему-то…
В. РАММ Боялись?
Г. КЛИМОВ Да.
В. РАММ Я думаю, боялись, потому что управлять таким художником как Элем Германович невозможно. А потом, я думаю, та деятельность, которая была на посту первого секретаря… Наш кинематограф, уже за то, что он снял с полки множество фильмов, вернул их в жизнь, не только собственные два фильма, но и десятки достойных фильмов, — люди понимали, с кем имеют дело. Если он может так, то он не пойдет на те компромиссы, которые нужны в жизни.
Г. КЛИМОВ Он в любые времена был неудобен, и даже сегодня.
А. КЛИМОВ Отец писал стихи. И у него было несколько стихотворений, написанных в 90-е годы, именно связанных с тем, что происходит. Я могу сейчас кратко прочесть одно, достаточно язвительное и злое, но абсолютно справедливое по сути. Я думаю, что оно написано в начале в первой половине 90-х годов.
«Мошна мощна и танки лакированные быстры.
Идут богатые-пузатые, а с ними девки-однодневки,
идут к дивизии качков, и след простыл от панков и других сморчков.
Сдаются города и веси. Вместо орлов двуглавых скоро над страной отравленной взовьется флаг с двуперстием.
Братва идет, ее черед. И наступает эра круглосуточного братства без выходных. Об этом деды и отцы мечтали.
Осуществляются мечты, с чем и поздравляем».
К. ЛАРИНА Так мечтали, действительно, деды и отцы. За что боролись-то, в конце концов?
А. КЛИМОВ В результате братство и наступило.
К. ЛАРИНА Леш, наверное, стоит к Вам обратиться. Я знаю, что к Вам все эти дни многие обращались, чтобы Вы могли что-то сказать про Элема Климова, Вашего первого режиссера. Вы сейчас востребованный артист, много снимаетесь.
В. РАММ Кумир молодежи.
К. ЛАРИНА Может быть, Вам покажется дурацким начало вопроса, но планка слишком высока была в начале Вашей творческой жизни. Нет такого ощущения, что Вы сейчас смирились с тем, что есть?
А. КРАВЧЕНКО Мне когда-то задали вопрос. Дословно он звучал примерно так: «У тебя был режиссер после Климова такого же уровня?» Я всегда без зазрения говорю: «Нет». Элем Германович для меня всегда останется таким человеком, который помог мне поставить личную планку очень высоко. Что касается работы, которую я сейчас делаю, но не я кино снимаю, может быть, когда-нибудь и я начну снимать кино.
В. РАММ Как продюсер. Голливудские звезды сами организовывают свое участие.
А. КРАВЧЕНКО Не знаю, как продюсер или как режиссер. Наверное, когда-нибудь я дорасту до этого. Наверное, те, кто снимают фильмы сейчас, такой хороший середнячок, думают, что народу это и надо. Я считаю, что это абсолютно неправильно. Надо снимать очень сильное, может быть, жесткое кино. Оно должно быть очень высокого уровня.
В. РАММ Элем Германович снимал каждый фильм как первый и последний.
А. КРАВЧЕНКО Да. Если снимать фильмы, тем самым как бы диктовать зрителю его планку, наверное, это неправильно. Надо требовать от себя, в первую очередь, больше, чем ты можешь, и от зрителя такого же эффекта ждать.
К. ЛАРИНА Как я понимаю, если мы говорим о той планке, которую задал для Вас лично Элем Климов, там же дело не только в уровне профессионализма. Никто не оспаривает качество и уровень его мастерства и таланта. Там еще что-то было. Чего Вам лично не хватает сегодня в общении с режиссерами?
Г. КЛИМОВ Таланта.
А. КРАВЧЕНКО Наверное, тот внутренний мир, которым я хочу поделиться со зрителем. Я готов открыть все свои створки, чтобы передать то, что я чувствую, зрителю. Режиссеры всегда говорят: «А зачем тебе это надо? Это никому сейчас не надо, давай так». Это больно на самом деле
К. ЛАРИНА Та самая максимальная искренность, то, о чем Вита говорит. Как последний это когда действительно раскрываешься полностью. И еще, что меня всегда поражало в малом количестве фильмов Климова, такое ощущение, что он проживает это вместе со всей съемочной группой. По результату видно участие режиссера не только в том, куда пошел, какую картинку сделал, какого артиста на какую роль назначил, а еще что-то, какое-то очень активное участие в этом процессе.
А. КРАВЧЕНКО У меня был случай. Я сижу, готовлюсь к эпизоду, вижу этот эпизод очень сильным, энергичным, слезы. Режиссер мне говорит: «Зачем ты готовишься? Сейчас мы тебе капнем, и все. Слезы, во-первых, видно не будет». И меня это так зацепило!..
Г. КЛИМОВ Он по-настоящему должен был плакать.
А. КРАВЧЕНКО И я просто изрыгнул из себя столько слез, что он потом подошел и сказал: «Да, я не ожидал». Такой режиссер. Я же не могу его переделать, не я же заставлял его выбирать работу. Я работаю всегда так, как Элем Германович меня научил, больше, чем на пределе. Я выжимаю все, что можно. И когда начинают ставить подножки и говорить: «Да не надо это, что ты пыжишься, мы сами все снимем», тут надо найти в себе силы дальше продолжать любить свою профессию.
К. ЛАРИНА Я понимаю, что это прежде всего себе нужно, а не кому-нибудь. Когда вопрос: «А зачем?», это нужно себе. Это к вопросу о том, что такое актерская профессия, в конце концов.
А. КРАВЧЕНКО Я считаю, что это нужно зрителю.
К. ЛАРИНА Может быть, зрителю-то не нужно.
А. КРАВЧЕНКО Нужно! Я верю, что нужно, потому что я встречаюсь со зрителем и всегда знаю, что я прав.
А. КЛИМОВ Если бы не было этого фильма, Леши бы как актера не было вообще. Потому что он его сделал. Он папа твой.
А. КРАВЧЕНКО Да.

К. ЛАРИНА Пока шли новости и реклама, Антон Климов нам читал замечательные стихи своего отца, очень остроумные. Но некоторые из них и по радио прочесть нельзя. Наши слушатели просят рассказать о замысле фильма «Мастер и Маргарита», так и не снятом Элемом. Кто может по этому поводу что-нибудь сказать?
Г. КЛИМОВ Это на самом деле был большой проект. Мы писали три года. Это «Мастер и Маргарита» не по роману Булгакова, это была фантазия на эту тему. Потому что мы придумали практически новый роман. Как ни странно это может прозвучать, на самом деле три года мы писали новый роман. Тогда было такое время, когда мы думали, что мы под этот роман сможем найти деньги, и время ушло. И, как говорится, прошло время. Для Элема это было трагическое время, потому что мы надеялись, что все произойдет. Ничего не произошло.
К. ЛАРИНА А сценарий остался в готовом виде?
Г. КЛИМОВ Конечно.
В. РАММ Может быть, в альманахе киносценариев можно его напечатать? Это было бы очень интересно прочитать потом.
А. КЛИМОВ Мы сейчас будем постепенно готовить к изданию очень много вещей, связанных с отцом.
В. РАММ Существует же серия, когда режиссер о режиссере, допустим, Феллини о Феллини…
Г. КЛИМОВ Неснятые фильмы Элема Климова.
А. КЛИМОВ Разумеется. И сценарии, и какие-то отдельные замыслы, и стихи, само собой. Плюс наверняка сейчас предстоит большая работа по изданию абсолютно всех фильмов отца на DVD, по переизданию на VHS и по реставрации многих вещей, которые он в жизни делал. У отца сохранился огромный архив, где масса размышлений, записей, бесед с людьми, философских мыслей и стихов, которых, как сам отец говорил, у него уже накопилось килограмма три. Мне кажется, намного больше чем три килограмма, то есть на двухтомник хватит с лихвой, причем совершенно замечательных стихов.
В. РАММ Только стихов двухтомник. Плюс еще двухтомник текстов?
А. КЛИМОВ Да, конечно, и сценарии, которые они вместе с Германом писали.
К. ЛАРИНА А что еще есть, кроме «Мастера и Маргариты», из сценариев?
Г. КЛИМОВ «Преображение».
К. ЛАРИНА Это что такое?
Г. КЛИМОВ Это про XVIII век, Екатерину Великую, двухсерийный сценарий. Потом, «Вымыслы». Это тоже двухсерийный сценарий по русскому фольклору. Мы много написали вместе.
К. ЛАРИНА С ума сойти! Это, конечно, ужасно. Я понимаю, когда писатель в стол пишет, но когда сценаристы и режиссеры работают в стол…
Г. КЛИМОВ Причем с каждым сценарием он шел в Госкино, по 7 раз с каждым сценарием, и его заворачивали все время.
В. РАММ Мне кажется, это была легкая месть.
Г. КЛИМОВ Это ужас.
В. РАММ Алексею Кравченко, который заявил в начале нашего эфира о том, что, может быть, он когда-нибудь станет режиссером, я думаю, стоит начать читать и прицеливаться.
А. КРАВЧЕНКО Почему бы нет?
В. РАММ По крайней мере уроки режиссуры брались на самом высоком уровне.
К. ЛАРИНА Здесь спрашивают про фильм «Иди и смотри», почему его нет у нас. Он, вообще, есть на видео?
А. КЛИМОВ Да. Больше того, его совсем недавно издали на DVD. Я буквально вчера пересматривал это DVD. Прекрасно сделано. Единственное, там не широкоэкранная версия, но 4 на 3 сделана совершенно изумительно, потрясающе картинка. Очень хорошее интервью с отцом, с Алексеем тоже замечательное интервью. И смотрится просто изумительно. Пока два фильма издано на DVD, «Иди и смотри» и «Агония», но оба релиза сделаны просто очень удачно.
К. ЛАРИНА Как режиссер сегодня получается неудобный Элем Климов, так и фильм «Иди и смотри» абсолютно не вписывается в сегодняшнюю эстетику, в том числе и фильмов о войне. Опять же обращаюсь к Алексею, поскольку Вы в «Звезде» тоже снимались. Совсем другое кино?
А. КРАВЧЕНКО Другое, но всегда сравнивают. У нас имеют привычку сравнивать «Иди и смотри» еще с каким-то фильмом, хотя это абсолютно…
В. РАММ Отдельный столп такой.
А. КРАВЧЕНКО Да. И я все время стараюсь уйти от ответа, а люди не понимают, почему. Но при этом я долгое время не понимал, когда слышал про себя слухи, что мальчик из «Иди и смотри» сошел с ума.
К. ЛАРИНА То же самое было про актера, который играл роль Олега Кошевого в фильме «Молодая гвардия». Говорили, что он сошел с ума.
В. РАММ И выступал от имени Олега Кошевого. По Советскому Союзу ездил и говорил: «Я Олег Кошевой, я жив».
К. ЛАРИНА Мы шутим, но на самом деле такие слухи тогда ходили.
А. КРАВЧЕНКО Я недавно слышал такой слух. Я в жизни служил три года, а говорили, что я не служил, меня лечили в спецклинике, куда меня устроил Элем Германович, потому что надо было вылечить молодого человека.
А. КЛИМОВ Я слышал, что отец якобы Лешу наркотиками пичкал, чтобы он выдержал всю эту историю со съемками.
А. КРАВЧЕНКО Чего только ни говорили! Я просто не знал, как на это реагировать. Меня спрашивали: «Как Вы себя чувствуете после лечения?» Какого лечения? Я все время говорил: «Не кусаюсь же пока».
К. ЛАРИНА Действительно была такая тонкая граница, когда можно было сойти с ума? Могла крыша уехать во время съемок?
А. КРАВЧЕНКО Не могла крыша уехать.
К. ЛАРИНА Жестокое же кино.
А. КРАВЧЕНКО Была настоящая работа. Воспоминания об этой работе самые светлые. То есть я видел, как ко мне, пацану, относится режиссер Элем Германович, все его окружение, то есть группа. Они относились ко мне как к взрослому человеку. Я не был для них ребенком. «Мы работаем в одной команде, будь любезен, выполняй какие-то общепринятые требования».
Г. КЛИМОВ Никто с ним не сюсюкался.
А. КРАВЧЕНКО Я не был таким ребенком, который ломался и говорил: «Не хочу, не буду». У меня один раз был момент. Я голодал, Элем Германович требовал, чтобы я похудел. Я был готов на все. Не едим? Все, не едим. Но организм борется. И мы украдкой пошли, купили пакет пряников. Залезли в крапиву, которая была выше нас ростом, с парнем, с которым снимались, порвали этот пакет и втихую съели эти пряники всухомятку.
В. РАММ А Климов по запаху учуял, что вы ели.
А. КРАВЧЕНКО Нет, было смешно, когда я подходил к Элему Германовичу и говорил: «Элем Германович, как?» Он: «Щеки румяные. Занимайся собой». Я опять на диету. А тут, когда я пряники съел, он мне говорит: «Прекрасно выглядишь». Я думаю: «Надо больше пряников есть». Это все шутки, но при этом был готов на все. Помимо того, что голодал, я бегал по много километров. Даже водители, которые ездили по этой же дороге на съемочную площадку, спрашивали: «А кто тебя сюда привез?» Я говорю: «Никто, я добежал». «Так тебе же еще обратно бежать» — «Да». Я был абсолютно настроен, потому что я понимал отношение Элема Германовича и группы ко мне. Я готов был на любые отдачи. Я должен был доказать, что я вижу, как вы ко мне относитесь и я хочу так же к вам относиться.
Г. КЛИМОВ А я как тренер между прочим был.
В. РАММ Алексей, а самые сложные эпизоды он объяснял, что это игра, и как выйти из этой игры? Я знаю, что многие актеры, даже профессионалы не всегда умеют это. Что далеко ходить, на канале «Культура» начинается ретроспектива с Вивьен Ли. Она не могла полностью отойти от собственных персонажей и часто жила этой жизнью. Как Элем Германович объяснял эту грань: «Тут персонаж, тут простой мальчик Леша Кравченко, который завтра будет играть уже другой эпизод»?
А. КРАВЧЕНКО Были такие моменты, когда все уже готово на площадке, надо в кадр войти. Он садился рядом со мной и  иногда просто молчал. Это было для меня больше, нежели режиссер объяснял бы, что «ты пойдешь сюда», «как ты не понимаешь». Или говорил: «Я тебе ничего говорить не буду, ты все сделаешь», смотрел мне в глаза своим цепким взглядом. Я ни у кого больше таких глаз не видел. И, поверьте мне, я понимал. Была пара моментов, когда уже мотор, я уже слышу, как пискнула камера, я внутри еще не знаю, как я это буду делать, но эта моя связь с Элемом Германовичем, видимо, как-то помогала. Та сцена сумасшествия на болоте. Я уже писк камеры слышу, а я еще не знаю, как я это делать буду. Я уже голову засунул в болото, мне сейчас надо вылезти, а я не знаю, как. И я просто отпускаю ситуацию, доверяюсь энергетике Климова, и все остальное вы видите на экране.
В. РАММ А после? Как успокоить собственную психику, дрожание нервов и прочее?
А. КРАВЧЕНКО Всегда были такие моменты. Известно, что присутствовал психолог на съемочной площадке, который приходил к моей маме. Я его не видел. Мне надо было придти, какие-то части тела отмыть от грязи или просто лечь спать, потому что спать хотелось так…
К. ЛАРИНА А мама с Вами была на съемках?
А. КРАВЧЕНКО В какой-то определенный период.
В. РАММ Психолог работал с мамой, потому что я представляю, что мама может пережить, глядя на все это.
А. КРАВЧЕНКО Мама рассказала, что приходил психолог, приоткрывал дверь, смотрел на меня долго, закрывал, поворачивался и говорил: «Как он?» А мама у меня железный человек, хотя сама очень переживала. Она отвечала: «Спит, нормально». Я просыпался, если было время, брал у местных велосипед и катался. Гостиница стояла, у Элема Германовича в номере было открыто окно, и я видел жесткий кулак, который он мне высовывал, потому что если я упаду, не дай бог, будут ссадины, значит, что-то не смонтируется. И постоянно я как от родного отца, только бы он меня не увидел. Потому что хочется покататься, по деревьям полазить.
В. РАММ Здоровый ребенок снимался. А тут говорили!..
А. КРАВЧЕНКО Не было никогда никаких. Просто, видимо, из-за того, что очень хорошее внутреннее общение с режиссером.
К. ЛАРИНА Где он нашел Вас?
А. КРАВЧЕНКО Я знаю, что очень много людей, я даже встречал актеров, которые мне говорили, что они пробовались на эту роль.
К. ЛАРИНА Из Вашего поколения?
А. КРАВЧЕНКО Из старшего поколения. На самом деле был обычный школьник, хулиган.
Г. КЛИМОВ Ведь мы этот фильм не сразу… Его как всегда Элем начинал снимать десятилетия назад.
А. КРАВЧЕНКО Обычный школьник, крепкий хулиган, детская комната милиции просто родная, поехал за компанию с одноклассником на «Мосфильм», туда, где теперь ресторан. Там огромное фойе, просто толпа народу. Мы вошли туда. Ходили женщины, которые долго-долго смотрели в глаза всем. И я понимал, что на мне задерживаются. Я раз подошел, потом, с каждым подходом у меня просто спортивный интерес рождается.
В. РАММ А хотелось быть актером?
А. КРАВЧЕНКО Еще нет. Просто азарт. Второй раз, третий. Мы даже с другом поменялись куртками зачем-то, якобы мы неузнаваемые. Меня подвели к окну, сказали: «У него синие глаза». Повесили номерок на грудь, сделали фотографию. Тут же была небольшая проба, достаточно серьезная, когда мне сказали: «У тебя мама умерла, твоя реакция». Не могу объяснить, откуда у меня появились крокодильи слезы, «мама, мамочка», для меня это было открытие. Что-то у меня внутри щелкнуло, и я смог по первой просьбе.
Г. КЛИМОВ Он понял, что он актер.
А. КРАВЧЕНКО Я еще не понял. Потом была встреча с режиссером, просмотр военной хроники из концлагерей. Элем Германович по моему приходу в комнату сказал мне: «Чайку с тортиком?» Понятно, что после того, что я видел на экране, никаких чайков и тортиков не хотелось до следующего дня. И потом начались пробы. Было три пробы, одна другой тяжелее. Первая — легко. Я приехал домой. Мама меня дома ждала и всегда была готова меня успокаивать, говорить: «Леша, ты же понимаешь, актер это надо хотеть. Ты вообще не из этой области». Вторая проба, я опять приезжаю. «Ну, сынок?» Я говорю: «Мама, я прошел». У нее пауза. Третья проба была очень сложная. Видимо, те жернова, которые внутри, энергетические, психологические, надо было уже раскручивать. Я иногда не понимал, что от меня требуют. И когда я что-то сделал в кадре на пробах, я помню, как вся группа — Элем Германович, помощники, помощницы, — начали просто кричать, хлопать в ладоши и прыгать. Я понял, что все случилось.
А. КЛИМОВ Кстати, я хотел добавить, что отец за творческой судьбой Леши следил все это время. И он не пропускал по возможности ни одной серии каких-либо фильмов или сериалов, где Алексей снимался. Кстати, насчет фильма «Звезда». Отцу он очень сильно понравился. Я, к сожалению, тогда не смог быть на премьере, а папа сходил и вернулся в полном восторге. Чтобы ему фильм понравился, это было очень редкое явление. Больше одного фильма в год ему не нравилось вообще.
В. РАММ Когда Элем Германович был членом нашего российского комитета, который выдвигает на Оскар, последний его очень крупный, публичный и принципиальный поступок, когда он в прошлом году единственным проголосовал за фильм «Кукушка». Помните, тогда была полускандальная ситуация и единственный режиссер, который посмел пойти против общего течения, был Элем Германович. Поверьте, мы все это оценили.
А. КЛИМОВ Отцу просто он понравился. Он по-другому поступить не считал для себя возможным.
К. ЛАРИНА Давайте еще стихи прочтем, Антон. Пока они нигде не опубликованы, только здесь их можно услышать.
А. КЛИМОВ У отца было много смешных маленьких коротких стихов. Например: «Он хотел, она хотела, вот и встретились два тела». Или, например: «Поэт в России больше, чем поэт. Раз. Поэт в России больше, чем поэт. Два. Поэт в России больше, чем поэт. Три. Продано».
В. РАММ Я думаю, антологию юмора и сатиры можно набрать.
А. КЛИМОВ Да, и были строчки, которые очень хорошо его характеризовали. Например: «Существовать, вдыхать и выдыхать — себе оставьте».
В заключение я хотел бы прочесть более серьезную вещь. Это достаточно грустное стихотворение, посвящение философу Федорову, который был одним из любимых философов отца. Он выдвигал теорию о том, что умершие в конце существования мира возродятся.
«Кино, кино. Для меня по крайней мере оно закончилось давно.
Вот почему я и открыл на склоне лет себе другие двери.
О чем я сожалею? Что мне рожать природой не дано.
А так мне хочется отца возобновить! Ларису, Пушкина, Васю Шукшина, застреленного зайца на опушке.
Всех возродить, кого-то нового родить.
Но не дано, одно кино».
К. ЛАРИНА В конце нашей программы я хочу сказать огромное спасибо нашим гостям.
В. РАММ За большое мужество спасибо вам огромное.
К. ЛАРИНА По радио это очень трудно. Ни фрагментов ни покажешь, ничего.
В. РАММ Но, по-моему, наши слушатели поняли.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» были: Алексей Кравченко — актер, Антон Климов — сын Элема Климова, Герман Климов — режиссер, брат Элема Климова.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире