'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА Ну что, начинаем нашу «Школу злословия», как точно подметил один из наших слушателей, который тоже присутствует в студии. Я представляю наших сегодняшних гостей. Ирина Петровская обозреватель газеты «Известия». Ир, а ты академик же?
И. ПЕТРОВСКАЯ Нет, меня когда-то прокатили. Сказали, что нам чужаков тут не нужно.
К. ЛАРИНА Лена Афанасьева, обозреватель журнала «Политбюро» и Максим Балутенко, обозреватель газеты «Время новостей». Все побывали на вчерашней церемонии, я надеюсь, все были свидетелями и участникам. Кстати, возвращаясь к первому вопросу, а кто-нибудь из телекритиков есть в Академии?
Е. АФАНАСЬЕВА Нет.
К. ЛАРИНА Ни одного?
И. ПЕТРОВСКАЯ Нет, это принципиальное решение Академии. Обсуждался этот вопрос неоднократно, и в результате решили, что чужих там действительно не нужно. И единственный человек, которого туда ввели, это Сергей Александрович Муратов. Он теоретик и в прошлом уже критик, потому что сейчас он больше занимается аналитикой. И на этом ограничились.
К. ЛАРИНА Давайте для начала сделаем общий беглый обзор, впечатлениями поделимся. Я думаю, каждый из вас наверняка скажет какие-то слова о самой церемонии, о том, как она проходила, о том, что творилось в кулуарах. Конечно же, наших слушателей и телезрителей интересует, прежде всего, то, что не показывают, и то, что не напечатают, то, что было после, и, вообще, что происходило между награждениями, как это обсуждалось. Что-то, наверное, можно по этому поводу сказать. Не все же выдавать. Давайте, Лена начнет.
Е. АФАНАСЬЕВА В этот раз церемония действительно была очень телевизионная, потому что почти все мы, вернувшись, успели ее посмотреть потом по телевизору. По телевизору она выглядела очень эффектно, в зале случались некоторые накладки, которые Первому каналу, наверное, стоили ряда проигранных номинаций. Потому что зал очень остро реагировал. Но энергетика зала, которая не передавалась по телевизору, была очень сильная. Главное, что происходило, это, естественно, голосование вживую, но я бы еще назвала это «голосованием назло». Потому что голосование было протестным, и это признали даже конкуренты Первого канала.
К. ЛАРИНА Просто моими словами Лена говорит, потому что я сегодня уже про это говорила. То, что касается номинаций, точно протестное голосование. Это информационная программа, когда «Новостям культуры» дали.
Е. АФАНАСЬЕВА Кстати, что касается «Новостей культуры», я готова спорить. Тут, может быть, надо делить номинации, новости общественно-политические и новости культуры. Возможно, если в дальнейшем Академия будет опять разделять церемонии, как в этом году впервые произошло, эту номинацию разделят. Я убеждена, какой бы уровень ни был у программы один или другой год, у нас есть сейчас три программы, которые в этой номинации должны и обязаны конкурировать. Это программа НТВ «Сегодня», программа «Вести» ВГТРК и «Время». Тогда это будет нормально. Выходят же спортсмены каждый год на забег и тренируются, определяют, кто лучше. А это были какие-то не очень равные номинации.
Что касается протестного, может быть, это был протест против того, что у нас сейчас такое информационное телевидение. Я говорю еще о протесте против Первого канала, потому что в некоторых номинациях он был абсолютно ощутим. В частности, например, при моем огромном уважении к Томску и к Юле Мучник, (в отличие от многих академиков я видела Юлю неоднократно, как замечательно она работает в эфире, это очень талантливый журналист; если в Томске это слышат, лишний раз передаю свои поздравления и большое уважение к Юле), я уверена, что в этот раз голосовали не за Юлю, а против Познера, против Первого канала, против Светы Сорокиной. И именно это «назло» не делало чести академикам, оно очень ощущалось. В этом году церемония была в два этапа, у меня журнал подписывается в пятницу, и я написала заметки после четвергового. И очень благодушно и радостно, потому что мне вдруг впервые показалось, что академики почувствовали себя не конкурентами, не этими «заклятыми друзьями», а нормальными профессионалами, которые умеют друг другу радоваться. Атмосфера в четверг на торжественном заседании Академии, где вручались внеэкранные номинации, была удивительная. Может быть, такое Ира помнит, она больше работает с академиками, я не так давно.
И. ПЕТРОВСКАЯ Да я и постарше.
Е. АФАНАСЬЕВА Ну, не так намного. Ира сейчас расскажет, как ей сказали, что 40 лет из-за нее газету «Известия» выписывают, но это отдельная история. Я не помню такой искренности и теплоты, какая была в четверг. Я об этом успела написать и порадоваться, но вчерашняя энергетика зала меня добила окончательно.
К. ЛАРИНА А что, шипели?
Е. АФАНАСЬЕВА Я, например, пришла выжатая, измочаленная, как будто все эти волны ненависти через меня проходили много раз. Мне кажется, это из льда да в полымя. Очень много лет голосование было корпоративным. Понятно, что телевизионные начальники, у которых на канале работают или с каналом сотрудничают ряд академиков, их, так или иначе, может быть призывали, стимулировали, обязывали голосовать. Когда получаются «тройки», голосами менялись. «Ты отдаешь мне за мою информационную программу своих академиков, я тебе своих за что-то, где у меня нет», поменять легко. Единственный год, когда этого не было, был прошлый год. Они голосовали сразу, без промежуточных «троек». То есть «тройки» объявили, только тех, кто три вошли, чтобы интригу на церемонии поддержать. В этом был большой минус, потому что тогда все академики должны были отсмотреть 400 с чем-то часов эфира присланных заявочных работ. Это невозможно. Но в этом был большой плюс, потому что, согласятся коллеги или нет, не знаю, в прошлом году был единственный раз, когда практически по всем номинациям мое ощущение совпало с тем решением, которое было объявлено.
К. ЛАРИНА А в этот раз?
Е. АФАНАСЬЕВА В этот раз далеко нет. В этот раз снова были «тройки», которые были определены секциями. И были некоторые натяжки и скандалы. Например, все мы, сидящие здесь, входим в такой неформальный клуб телепрессы, мы в этом году вручали приз, Ира о нем в эфире «Эха Москвы» рассказывала. И там был в том числе впервые спецприз Парфенову и Шендеровичу из нордостовские выпуски. Этот выпуск «Бесплатного сыра» сначала вошел в тройку, а потом, после призыва некоторых телеакадемиков к переголосованию, из нее вдруг исчез. Или какие-то такие вещи, натяжки все-таки были. И опять появились «тройки». И результаты тайного голосования за внеэкранные номинации (они тайно проголосовали, Познер открывал конвертики в четверг и зачитывал) оказались совсем другими. Мне кажется, что психологический фактор вчера был очень сильный. Одно дело, ты берешь листик, сидишь и голосуешь по программам. Хорошо, если тебя твои начальники не видят, никто на тебя не давит, никто не заходит, со спины не смотрит, ты голосуешь так: если ты их все видел, слава богу, нет так от фонаря. Другое дело, когда ты видишь, какая ситуация складывается в зале. «Ах, этому каналу уже много! Нажму-ка я», «так, вот голоса пошли». Некоторые академики даже рассказывали, что сидели и смотрели, кто куда, «а, тогда я сюда голосочек добавлю».
К. ЛАРИНА Кстати, простите, наши дотошные слушатели мне уже все утро присылают вопрос, который просят задать вам всем. Почему разное количество голосов всегда было, ни разу не совпало?
Е. АФАНАСЬЕВА А выходили из зала академики. Их пытались держать. Самая главная задача была у организаторов держать академиков в зале.
К. ЛАРИНА Они с собой пульты уносили?
М. БАЛУТЕНКО Нет.
Е. АФАНАСЬЕВА Некоторые оставляли.
К. ЛАРИНА Или как в ГД, что кто-то за них нажимал? Нет?
М. БАЛУТЕНКО Возникало ощущение, что были лишние пульты. Ситуация, когда Николай Фоменко (я думаю, многие телезрители видели этот момент в эфире Первого канала) два раза нажал пульт. Причем один раз взял пульт из зала. Очень странное ощущение возникло оттого, что где-то в зале находится лишний пульт.
К. ЛАРИНА Потом, Саша Любимов тоже оставил якобы пульт.
И. ПЕТРОВСКАЯ Непонятно, где там были шутки, а где реально был пульт. Кстати, в этой истории, когда Любимов нажал два раза, если наши слушатели помнят, возникла ситуация, когда «ОСП-студия» 25 голосов и «Последний герой» 25 голосов. Это была одна из самых главных интриг этого вечера, одинаковое количество голосов. После чего Фоменко побежал, нажал 26-й голос. Я знаю академика, мне признался человек, не буду говорить его имя, который вообще в этой номинации решил не голосовать, потому что он был против всех этих развлекательных программ, и «Последнего героя», и «ОСП-студии» и того, что третье там было. И когда он увидел, что появился 26-й голос, он просто ради спортивного интереса решил нажать, и появился его 26-й, то есть 26:26. Дальше было переголосование. При этом опять же был гул в зале и болели за «ОСП-студию» так, как будто это… Ну, «ОСП-студия» в прошлом была действительно очень неплохая программа, и сейчас неплохая. Но, тем не менее, болели за нее так, как будто это самый большой шедевр, который создан нашим телевидением, только чтобы не «Последний герой».
Е. АФАНАСЬЕВА Болели против «Последнего героя».
И. ПЕТРОВСКАЯ Кстати сказать, это тоже удивительная вещь. «Последний герой», «Фабрика звезд» и многие другие программы, «Как стать миллионером» лицензионные программы. Там можно выдвигать наших операторов. Они очень красиво снимают картинку.
К. ЛАРИНА Как продукцию? Понятно.
И. ПЕТРОВСКАЯ Можно, наверное, даже ведущего, если он хорошо работает. «Фабрика звезд» тоже, наверное, можно ведущего. Но почему нужно лицензионный продукт, сделанный абсолютно, там же ведь условия, делать именно так, а не иначе. Почему его выдвигать, я не понимаю.
Е. АФАНАСЬЕВА Не могу не согласиться, потому что, насколько я знаю, что касается именно «Последнего героя», сама компания, у которой продукт куплен, сейчас очень многие наработки, придумки Первого канала забирает, (не знаю, покупает права или как это оформляется), берет себе. Потому что они очень много придумали сами. Я не большая поклонница «Последнего героя», у меня дети с большим удовольствием смотрят. Может, это на эту аудиторию рассчитано. Но то, что они творчески подошли, это факт. Я не очень согласна. По-моему, они имеют право выдвигаться.
И. ПЕТРОВСКАЯ Хорошо, с «Последним героем» ладно, может быть, согласимся. А что касается «Миллионера», то каждый из нас, кто бывал еще в какой-нибудь другой стране, где идет «Счастливчик», «Миллионер»...
Е. АФАНАСЬЕВА Я видела в арабской стране совершенно замечательного саудовского миллионера. И, как сказал человек, который знает арабский, там все вопросы были с Кораном.
К. ЛАРИНА Максим, Ваше общее ощущение от церемонии и от лауреатов?
М. БАЛУТЕНКО Очень двойственное впечатление. Я целиком и полностью согласен с коллегами в том, что в этот раз ТЭФИ можно назвать «протестное ТЭФИ», протестное как раз против Первого канала.
К. ЛАРИНА Это похоже не на протестное, а на какой-то заговор.
М. БАЛУТЕНКО Это не заговор.
Е. АФАНАСЬЕВА Это просто вчера сказали даже конкуренты Первого канала, выйдя, которые, по идее, должны почивать на лаврах в этот момент. Они сказали, выйдя, что голосование было протестным.
К. ЛАРИНА А что такое, почему? Объясните мне.
Е. АФАНАСЬЕВА Это очень сложная тема, очень интересная.
М. БАЛУТЕНКО Это сложная тема. Если будет время, нужно поговорить об этом. Еще одна особенность этого ТЭФИ это, как я про себя назвал, бенефис канала «Россия» и, вообще, ВГТРК в лице канала «Россия», канала «Культура», и бенефис все-таки канала СТС, получившего три статуэтки.
И. ПЕТРОВСКАЯ Это не просто бенефис. Когда выходили люди из зала, все профессионалы говорили, что произошла революция. СТС забрал три статуэтки. Они были впервые в этом году номинированы, пять у них было.
М. БАЛУТЕНКО И впервые они получили.
И. ПЕТРОВСКАЯ Революция в том, что этот канал начинает отвоевывать зрителя. Он отвоевал в частности уже зрителя у НТВ. Вообще, революция в том, что он начинает выходить на третье место. Это была незыблемая «тройка» лидеров: Первый, «Россия» и НТВ. Казалось, что это надолго, если не навсегда. Все, что происходило, вообще, на телевизионном пространстве, все потрясения, которые испытывало НТВ долгое время, сегодня дали свой результат. У них а) уходит зритель, к огромному сожалению, и он приходит на СТС. И второе, что тоже очень важно, концепция канала СТС оказалась исключительно точной, и она нашла своего потребителя. Это такое качественное развлечение для молодого, зарождающегося среднего класса. Роднянский угадал, что наступает эпоха, когда политика очень многим, во всяким случае молодым людям, обрыдла. И они ищут другое. Он забрал эту самую дорогую аудиторию для всех каналов, самую желанную, вожделенную.
К. ЛАРИНА Давайте напомним, что взял СТС.
Е. АФАНАСЬЕВА «Кресло» и Федор Бондарчук.
М. БАЛУТЕНКО «Ведущий развлекательной программы».
И. ПЕТРОВСКАЯ И «ОСП-студия».
К. ЛАРИНА Почему я спросила, в чем революция? Все-таки был период, когда огромное количество ТЭФИ получал дециметровый же канала «РЕН ТВ».
И. ПЕТРОВСКАЯ Огромного не получал.
К. ЛАРИНА Но много. С другой стороны, вспомнила, что очень многие получали ТЭФИ как канал-производитель, потому что в ту пору очень многие программы производства «РЕН ТВ» шли на больших федеральных каналах. А здесь речь идет именно о прорыве малых каналов, дециметровых. Ира еще не сказала своих общих впечатлений, только подключалась к коллегам.
И. ПЕТРОВСКАЯ Они совпадают, действительно. Я тоже сказала, что раньше это называлось «Ярмарка тщеславия», а вчера это была абсолютная «Школа злословия», когда с радостью воспринимали поражение коллег и не скрывали этого. Раньше хотя бы скрывали. Была, видимо, такая общая негласная договоренность: «мы год собачимся все, но один раз в году у нас праздник, мы всем демонстрируем, что мы едины, мы корпорация, мы телевидение».
К. ЛАРИНА Скажите, а не было этого традиционного подъезда на «Мерседесах»? По телевизору почему-то его не было.
Е. АФАНАСЬЕВА Мы опоздали, мы еще досматривали.
К. ЛАРИНА По телевизору началось с зала.
И. ПЕТРОВСКАЯ Я думаю, что редко кого туда подпускали.
К. ЛАРИНА Никого помидорами там… все нормально, обошлось?
М. БАЛУТЕНКО Таких инцидентов не было.
И. ПЕТРОВСКАЯ Не было того персонажа, в которого в прошлом году кидали помидорами.
М. БАЛУТЕНКО К сожалению, Евгений Алексеевич Киселев отсутствовал.
И. ПЕТРОВСКАЯ И вообще, с ТВС мало было.
Е. АФАНАСЬЕВА Был Саша Левин.
К. ЛАРИНА «Гавань» была.
И. ПЕТРОВСКАЯ Саша Левин уже в прошлом ТВС.
Е. АФАНАСЬЕВА А кто в настоящем-то?
И. ПЕТРОВСКАЯ Я понимаю. Я просто из персонажей пытаюсь понять, кто был со старого ТВС.
К. ЛАРИНА Короче, обнажились все страсти, никто не скрывал своих восторженных чувств по поводу присуждении премии?
Е. АФАНАСЬЕВА Еще интересно поговорить о психологии церемонии, потому что она впервые прошла с этим живым голосованием. Естественно, оно стало намного живее и интереснее. Это очевидно. Но так как все первые ошибки, первые блины комом, мне кажется, что если бы организаторы церемонии, в данном случае Первый канал, подсоединили бы какого-нибудь психолога, который занимается манипуляцией большими аудиториями, они бы могли очень грамотно выстроить эту церемонию, подводить больше к своим победам. Мы уже все обсудили в кулуарах, пока ждали начала эфира. Замечательная Таня Лазарева ведет церемонию. Естественно, она набирает в глазах зрителя очки. А Наташа Мальцева сидит в зале, ведущая «Квартирного вопроса». Федя Бондарчук ведет церемонию, появляется как мачо, смонтировали это. Кстати, в эфире этот ролик не прошел, он только по телевизору прошел. А Максим Галкин или его конкуренты (еще Малахов, по-моему, был) не ведут. Это психологически очень действует. То есть, если эта форма сохранится… Когда возникла идея этого голосования вживую, я как человек, проработавший долго во всех съездах и думах, вспоминала, как это было на начальном этапе на российских съездах. Были блестящие манипуляторы сознанием, типа Руслана Имрановича Хасбулатова. Они умели подвести аудиторию так, чтобы проголосовали, как надо. И это очень возможно, потому что именно психологический фактор вчера играл большую роль.
И. ПЕТРОВСКАЯ Хотя, с другой стороны, именно Таня Лазарева и Федя Бондарчук очень талантливо вели, они купили зал своей манерой, артистизмом. А другие пары, допустим, даже если бы они номинировались…
Е. АФАНАСЬЕВА Кто там был номинантами?
И. ПЕТРОВСКАЯ Например, Елена Ханга и Алексей Лысенков.
Е. АФАНАСЬЕВА Они не были номинантами.
И. ПЕТРОВСКАЯ Я понимаю, но если бы они были, то вряд ли бы они подкупили, потому что они вели очень слабенько, путались, заикались.
Е. АФАНАСЬЕВА Но при этом тот же Первый канал, например, мог поставить только своих. Мы вспоминали церемонию 2001 года или 2000-го, когда НТВ вело и собрало 13 призов. Тогда только звезды старого НТВ вручали призы. Они могли наставить только своих. Они делали, как просили.
К. ЛАРИНА Как хорошо, что не было никакой художественной самодеятельности! Какое счастье!
И. ПЕТРОВСКАЯ Марайя Керри была.
К. ЛАРИНА Все эти песни ужасные, которые обычно поются…
Е. АФАНАСЬЕВА Четыре номера было, «Фабрика звезд».
К. ЛАРИНА Ну, все-таки они специально обученные люди.

К. ЛАРИНА Я сейчас хочу все-таки быстренько вам прочесть список абсолютных победителей. Информационная программа — «Новости культуры». Информационно-аналитическая «Час пик, суббота», Томское телевидение. Ток-шоу «Школа злословия». Худ. фильм «Идиот». Худ. сериал «Бригада». Игра «Своя игра». Развлекательная «ОСП-студия». Информационный ведущий Михаил Антонов. Интервьюер Юлия Мучник, «Час пик», Томск. Развлекательный ведущий Федор Бондарчук. Репортер Андрей Лошак. Журналистское расследование «Дневник беглеца», «РЕН ТВ». Мужская роль Евгений Миронов. Женская роль Инна Чурикова. Документальный фильм — Георгий Жженов, «Русский крест». Публицистическая программа «Что делать», телеканал «Культура». Музыкальная «Фабрика звезд 2». Просветительская «Гении и злодеи», Владимир Набоков. Сценарист — Эдвард Радзинский, программа «Александр II. Жизнь, любовь, смерть». Сценарист художественного документального фильма Евгений Унгард, «Театральный роман». Продюсер Валерий Тодоровский. Спортивный комментатор Владимир Гендлин. Режиссер Владимир Бортко, за вклад получил Евгений Гинзбург, и спецприз телеканалу «Россия» за отечественные сериалы.
Другие слушатели, к вам я обращаюсь с призывом позвонить в прямой эфир, задать вопрос либо высказать свое мнение, поздравить победителя либо поскорбеть о проигравших. В общем, делайте все, что хотите.
СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР Ирина, я хотел бы у Вас узнать в динамике. Вообще, я думал, что Вы будете выступать по этому поводу в «Персонально Ваш». Тем не менее, за все года какие-то существенные годы произошли во взаимоотношениях между академиками?
К. ЛАРИНА Хороший вопрос, Виктор, большое спасибо. Я думаю, что не только Ирина ответит на этот вопрос, но и все остальные участники.
И. ПЕТРОВСКАЯ Разумеется, потому что это 9 лет ТЭФИ. Вначале академиков-то всего было ничего. Начиналось чуть ли ни с 11 человек, потом постепенно 20 и т.д. Я думаю, что у этого старого костяка свои отношения друг с другом. Когда Академия расширилась, то многие из них высказывали такое мнение, что, вообще, непонятно кого уже принимаем. Там, естественно, огромная история взаимоотношений. Изменилось очень многое еще и потому, что были переходы с канала на канал. Соответственно, менялись отношения, менялась система или отношение к голосованию друг за друга. Что еще изменилось? Мы видим, например, как падают, эта церемония очень показательная, как прежние кумиры и фавориты потихонечку становятся аутсайдерами. А есть ситуации, когда кто как был аутсайдером, так и остался, и сколько номинируй, ничего не получается. Хотя, вероятно, это тоже, может быть, некая психология и инерция восприятия. Так уже повелось, что здесь не может быть ничего.
К. ЛАРИНА Лена и Максим, может быть, добавите?
Е. АФАНАСЬЕВА Мне кажется, именно спор о том, какая должна быть академия, клуб избранный или это широкое профессиональное сообщество, основной. Вчера после церемонии в кулуарах об этом много говорили. Для того чтобы, например, избежать этих крайностей, какое голосование, протестное или корпоративное, построенное, не все ли назло. Многие академики говорили, что только очень сильно расширив ее, можно придти к какому-то более объективному результату. Потому что тогда не будет срабатывать эта дружба против друг друга в телевизионных верхах, эта любовь-ненависть. Сегодня это союз руководителей каналов, завтра это страшная вражда. Мы это уже за последние годы наблюдали, каждый раз потрясаясь этим союзом и расхождением. Ведь очень много региональных талантливых людей, которые профессионалы не хуже, а часто и лучше, и выше тех, кто у нас сейчас академики. Очень много людей, которые делают телевидение руками, шеф-редакторы, редакторы. Они чувствуют его лучше звезд иногда. И это та идея, которую отстаивает Владимир Владимирович Познер, что Академия должна расширяться сильно. Думаю, что после вчерашнего или какой-то совет Академии, может быть, учредителей, (не знаю, как правильно называется, есть ли у них «политбюро» собственное), они, вероятно, будут над этим думать. А вообще, взаимоотношения в телевизионном мире меня всегда очень удивляют.
К. ЛАРИНА До сих пор удивляют?
Е. АФАНАСЬЕВА Я только с 98 года о телевидении пишу. До этого и во время этого долго писала о политике, но даже там такой степени взаимной ненависти и ревности я не видела.
К. ЛАРИНА Надо было еще сбегать вовнутрь, как Ира сделала. Ира там немножко засланным казачком поработала.
Е. АФАНАСЬЕВА Если внутрь, там вообще невозможно.
И. ПЕТРОВСКАЯ Да, это добавило неласкового взгляда.
М. БАЛУТЕНКО Я согласен с коллегами, что вчерашняя ТЭФИ все-таки, как ни странно, показала, что до сих пор в телевизионном сообществе идет тихая позиционная война. Во многом здесь, конечно, играли против Первого канала. Сейчас не знаю, что преподнесет нам следующая ТЭФИ. Но мне кажется, что в настоящее время взаимоотношения в телевизионной среде оставляют желать лучшего. И вчерашняя ТЭФИ это показала и подтвердила на все 100%.
И. ПЕТРОВСКАЯ Если разобраться, это ужасно смешно, потому что какая-то возня мышиная. По большому счету, что произойдет? Хорошо, получил ТЭФИ, почет и уважение, причем тоже не всегда. А может, еще будут еще больше шипеть.
Е. АФАНАСЬЕВА А то упадет и разобьет следующий приз.
И. ПЕТРОВСКАЯ Ведь это же каждый год перед присуждением премии, во время, после! Начинаются интриги, злословие. Честное слово, ей-богу, взрослые же люди! Как в анекдоте про мышь, которая идет мимо холодильника.
К. ЛАРИНА Мне кажется, что это в любом творческом сообществе происходит, будь то театр, кино. Мы с вами наблюдаем уж такие вещи…
Е. АФАНАСЬЕВА На телевидении крутятся сейчас большие деньги, поэтому она и более выражена. И там больше сиюминутной славы. Мы говорили недавно с телевизионщиками, она сиюминутна, быстротечна, эта слава. Они этого не понимают. Когда их возносят, кажется, что весь мир тебя любит, знает, ты бог и царь.
К. ЛАРИНА Да, конечно, это не литература, не театр и даже не кино. Хотя, когда здесь соревнуются какие-то коллективы, связанные с производством художественных фильмов… вчера я была очень рада и за Женю Миронова, и за Инну Чурикову. Потому что куда уж тут деваться, что хорошо, то хорошо. И Валера Тодоровский абсолютно заслуженно получил.
И. ПЕТРОВСКАЯ Единственные два момента, когда зал искренне устроил овацию Евгению Миронову, а если бы пришла Инна Чурикова, наверное, и ей бы устроили. Но это была абсолютно очевидная вещь, это заслуженно, все понимали. И плюс еще, это же не корпоративные люди. Поэтому актеру, прекрасно сыгравшему, устроили овацию.
К. ЛАРИНА Татьяна Васильевна Доронина меня просто потрясла. Она так хотела, чтобы Жене дали приз! Когда она принесла все эти свои сувениры, талисманы специально для него… Молодчина, она очень правильно делает, что она выходит в свет.
Е. АФАНАСЬЕВА Кстати, эта номинация впервые была, и она была просто как подгадана под такую великую роль.
К. ЛАРИНА Давайте еще звонок.
СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ Честно говоря, мне не нравится сам принцип присуждения этих премий ТЭФИ, когда есть энное количество номинаций, и каждый год надо энное количество премий обязательно раздать. Это подрывает престиж премии просто.
К. ЛАРИНА То есть Вы считаете, что если как бы нет, то и не надо выдумывать?
СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ Как бывает на международных конкурсах балета…
К. ЛАРИНА То есть приз за эту роль, например, не присуждают.
СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ Есть достойные Гран-при, его присуждают. Нет достойных, его не присуждают.
К. ЛАРИНА Спасибо, Андрей, хорошее предложение.
Е. АФАНАСЬЕВА Мы в этом году нашим скромным телекритическим сообществом так и поступили. У нас третий раз вручается приз, и первый год мы впервые не дали приз программе, потому что предыдущие два года это было подавляющее большинство голосов, а сейчас ни одна программа даже четверти не набрала. Поэтому мы просто решили, раз нет очевидного лидера… Но это наше, нас было всего 16 человек.
К. ЛАРИНА Такого прецедента на ТЭФИ не было, когда не присуждали.
Е. АФАНАСЬЕВА А у них все, номинация есть. Правда, они меняют номинации, пытаются совершенствовать, иногда с большим успехом, иногда с меньшим.
И. ПЕТРОВСКАЯ Было, по-моему, один раз. Сейчас эта номинация исключена, «Событие сезона».
Е. АФАНАСЬЕВА По-моему, они ее просто исключили.
И. ПЕТРОВСКАЯ Нет, была тогда.
Е. АФАНАСЬЕВА Когда с НТВ произошло.
К. ЛАРИНА Да, НТВ.
И. ПЕТРОВСКАЯ Это обозначили, но приз и премию ТЭФИ никому не давали.
К. ЛАРИНА «Уничтожение НТВ» «Событие года», вручить ТЭФИ. Кому только?
Е. АФАНАСЬЕВА Это, кстати, была тогда самая большая шутка.
И. ПЕТРОВСКАЯ А самый скандальный момент вчера был во время голосования по музыкальным программам, «Фабрика звезд», «Оркестровая яма» и «В нашу гавань заходили корабли». И на экранах в зале (я не знаю, что было на экранах, когда показывали уже телетрансляцию) перепутали номинантов. То есть шла надпись «Фабрика звезд», а на этом месте Варгафтик. И пошло голосование, победила в результате «Фабрика звезд». И зал начал скандировать, не очень громко, нам было слышно: «позор», свистеть. То есть выход группы «Фабрики звезд» на сцену сопровождался этими словами.
Е. АФАНАСЬЕВА Резко негативными.
И. ПЕТРОВСКАЯ Причем вышел вручать эту премию Владимир Спиваков, который явно, по внутреннему своему ощущению, вышел вручать ее Варгафтику и «Оркестровой яме», и был, конечно, обескуражен. Да и все были немножечко обескуражены, даже, по-моему, сами создатели программы, потому что они справедливо сказали, Яна Чурикова сказала, что это не музыкальная программа, а человеческая.
Е. АФАНАСЬЕВА Про хороших людей.
И. ПЕТРОВСКАЯ Я думаю и даже знаю, намекали некоторые члены Академии, что, возможно, по этой номинации будет переголосование, потому что много подозрений.
К. ЛАРИНА Это будет совсем некрасиво.
И. ПЕТРОВСКАЯ Действительно, возникли некоторые подозрения, что там произошел технический сбой.
К. ЛАРИНА В любом случае, Артем Варгафтик сделал такой рывок, человек, который телевизор настолько быстро покорил себе, у него две блестящие программы, и «Оркестровая яма», и «Партитуры не горят», и сам факт выдвижения его в номинации на получение ТЭФИ, я думаю, его безусловная победа. Так что молодец, молодчина.
И. ПЕТРОВСКАЯ Там, кстати, тоже была история при предварительном голосовании, потому что он не вошел в «тройку» номинантов и было переголосование, и его включили. Вообще, если говорить о музыкальной программе, мне кажется, что это величайшее достижение, наконец, что о музыке начали говорить не музыковедши, которые предлагали нам в этих звуках услышать рокот волн, а в этих шум леса, стали говорить по-человечески, не популистски, а популярно, доступно, красиво, точно, умно, сделано хорошо. Обидно, честное слово.
Е. АФАНАСЬЕВА Именно разделение на публичную и непубличную часть, вручение, может способствовать тому, что будут более точно составлены номинации.
К. ЛАРИНА Каждый год об этом говорят.
Е. АФАНАСЬЕВА Почему раньше этого не было? Потому что они говорили, что вручить 30 премий, мы сидели по 4 часа в этом зале, это было невыносимо, это очень трудно. Сейчас разделили, оставили часть, которая интересна зрителю. Это нормально. А в тех церемониях, когда они вручают в своем кругу, их может быть не одна, а несколько, и тогда можно вручать разные, можно делать номинации более узкие. Условно говоря, в прошлый сезон, по-моему, была юмористическая программа. Например, «ОСП-студия» пошла на юмористическую, еще отдельно разные соревновались. Может быть, это еще один из путей. Хотя, в общем-то, классификация жанров всегда очень трудна.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА Мне тоже непонятны критерии, по которым подразделяются номинации. Например, «Школа злословия» это ток-шоу, а Сорокина это интервью. Почему? И потом, «Фабрика звезд» это все-таки не музыкальная программа, это шоу. И третье, я хотела бы, чтобы была еще одна номинация, «За пошлость», всякие «Аншлаги» и прочее. Спасибо.
И. ПЕТРОВСКАЯ Интересно, кто придет, и как должно это выглядеть. Была попытка, одна из первых ТЭФИ. «Орфей» ТЭФИ бронзовый, а тогда сделали, по-моему, из гипса, и вручали «антитэфики». Конечно, это выглядело странновато. Согласитесь, во время праздника получить такой плевочек себе никто не хочет.
Е. АФАНАСЬЕВА Представители Академии говорят, что каналы и производители выдвигают. Куда выдвинули, они передвинуть эту номинацию не могут.
К. ЛАРИНА Как попали в том году Швыдкой с Хрюном и Степаном.
Е. АФАНАСЬЕВА А до этого было еще лучше, когда «Женские истории» были публицистической программой. Очевидно, таких огромных ляпов не было. А такие проколы каждый сезон случаются.
К. ЛАРИНА Хочу Максиму дать слово, а то у нас мужской голос практически не слышен, как всегда, забили мужчину. Максим, кого бы Вы хотели искренне поздравить? Что совпало с вашими ощущениями?
М. БАЛУТЕНКО Мои коллеги опять же могут не согласиться со мной. Лично я болел за телеканал «Культура», за «Новости культуры». Они сделали очень большой рывок в лучшую сторону. И все же здесь, я думаю, сыграла роль в том, что они стали победителями, точка зрения, что программа «Время» Первого канала и программа «Страна и мир» НТВ по-разному интерпретируют те же самые новости. С другой стороны, канал «Культура» более нишевой, канал для интеллигенции, и сделал очень хороший рывок не в те новости, которые…
К. ЛАРИНА Мне как-то странно все-таки, говоря о канале «Культура», мне очень жаль, что кроме как сценария, ничего не получил «Театральный роман». Мне казалось, Академия должна была поддержать эту тенденцию возрождения телевизионного театра.
Е. АФАНАСЬЕВА Ему приходилось конкурировать в основном с «Идиотом». Ему не повезло с сезоном.
К. ЛАРИНА Значит, надо заводить уже «Телеспектакль» к следующему ТЭФИ.
М. БАЛУТЕНКО Вообще, все номинации грешат тем, что многие программы просто-напросто нельзя сравнивать в каждой номинации. «Самый умный ребенок» вряд ли с чистым сердцем сравнивал бы с тем же самым «Спокойной ночи, малыши». Или «Оркестровую яму» с злополучной «Фабрикой звезд 2». Это совершенно разные программы, я бы даже не мог выбрать.
К. ЛАРИНА Этот вечный спор, по-моему, не только в России происходит. Здесь никуда не деться, все равно ничего не получится. Это же не кино, в конце концов, где комедия и драма, и больше ничего.
И. ПЕТРОВСКАЯ Можно искренне поздравить?
К. ЛАРИНА Да, давайте искренне поздравлять все-таки.
И. ПЕТРОВСКАЯ Во-первых, действительно. «Идиот» это огромная победа, и заслуженно. И все это оценили, даже этот злобноватый зал устроил овацию. Во-вторых, Андрей Лошак, репортер от бога, как сказал Парфенов. НТВ, программа «Намедни», абсолютно заслуженное, абсолютно правильное решение. Канал СТС — тоже во многом правильная и заслуженная победа.
Е. АФАНАСЬЕВА Из 10 премий «России» 7 забрал «Идиот».
К. ЛАРИНА Абсолютный лидер.
Е. АФАНАСЬЕВА Кстати, «России» даже надо задуматься, что без «Идиота» было бы всего 3.
И. ПЕТРОВСКАЯ Канал «Культура» в 2 раза. В прошлом году получил две премии…
Е. АФАНАСЬЕВА Одна!
И. ПЕТРОВСКАЯ По-моему, две.
Е. АФАНАСЬЕВА Одна!
И. ПЕТРОВСКАЯ Хорошо, тем более, в этот раз 4.
К. ЛАРИНА А что-то ты «Бригаду» не поздравляешь?
И. ПЕТРОВСКАЯ «Бригада»... я бы поздравила продюсеров, которые опять же так точно сработали на аудиторию и так точно взяли эту аудиторию. Но, с другой стороны, это не снимает вопросов об идеологии самого фильма и об ответственности художника.
Е. АФАНАСЬЕВА Кстати, они схитрили. По идее, ведь «Идиота» не надо было представлять в «Фильме». Он многосерийный. Фильм, по идее, должен быть более компактный. А с «Сериалом» они схитрили именно для того, чтобы «Бригада» получила.
И. ПЕТРОВСКАЯ Я еще хочу поздравить Юлю Мучник из Томска. И я, и Лена много ездит по регионам. Мы все знаем, что это одна из лучших программ. И Юля Мучник это суперзвезда. И тут было такое отношение: здесь В.В. Познер, Светлана Сорокина и некая Юлия Мучник. Она не некая, она замечательный журналист, она скоро станет мамой, поэтому ее не было на церемонии. И я думаю, что она заслужила в высшей степени и, вообще, эта томская компания, две премии ТЭФИ, даже если какая-то из них протестная. Неважно, заслужили.
Е. АФАНАСЬЕВА Они свои заслужили. Это уже на совести академиков, протестное голосование.
К. ЛАРИНА Лена, а Вы кого поздравляете?
Е. АФАНАСЬЕВА Я готова искренне всех поздравить. Идет событие безусловное, сериалами «Россия» занимается серьезно, они тоже это заслужили. Мне бы очень хотелось пожелать им всем чуть больше любви друг к другу. Невозможно жить в взаимной ненависти, даже за большую славу и большие деньги.
И. ПЕТРОВСКАЯ Сергею Мирошниченко за фильм «Русский крест» по Георгию Жженову, и его этапы, крутой маршрут по лагерям. Потрясающий фильм, замечательный режиссер, замечательный герой.
К. ЛАРИНА Я хочу поздравить Валерия Тодоровского, я очень уважаю и люблю этого человека. Он очень серьезно относится к тому, что он делает, и это чувствуется по качеству.
Е. АФАНАСЬЕВА Он был такой счастливый 25-го, когда ему на Академии в закрытой части вручали! Он был совершенно счастливый.
К. ЛАРИНА Вы согласитесь, что он все-таки установил планку, для того что мы раньше называли «мылом» и «сериалами», сейчас это как-то неудобно. Сейчас очень сильный рывок сделал Российский канал. Тут можно брать не только «Идиота», но и все фильмы, продюсером которых являлся Валерий Тодоровский. А их было немало, хороших фильмов. И «Дневник убийцы», замечательный фильм, который прошел на Российском канале в том сезоне.
И. ПЕТРОВСКАЯ «Закон».
К. ЛАРИНА И «Закон», и та же «Бригада», если говорить о профессиональном мастерстве, о качестве, про идеологию уж не будем к этому пока возвращаться. И, наверное, хотелось бы мне лично, (я думаю, вы меня поддержите), поздравить Евгения Гинзбурга, который, наконец-то получил эту премию за вклад в телевидение. Молодчина.
М. БАЛУТЕНКО Слава богу, не памятник.
Е. АФАНАСЬЕВА Да, успели при жизни дать.
К. ЛАРИНА Мне бы очень хотелось, чтобы его работы еще появились на телеэкранах. И его старые работы, и, может быть, что-нибудь новое он сделает.
И. ПЕТРОВСКАЯ Это, кстати, огромная проблема очень многих этого возраста и этого класса людей, потому что новые продюсеры предпочитают работать с новыми режиссерами, а такие мастера в простое.
Е. АФАНАСЬЕВА Я еще хотела сказать такую вещь, что любое награждение это всегда вершина, а после вершины неизбежно начинаются какие-то спуски. Очень многие прошлые победители-триумфаторы испытали это на себе. И то, что вчера была супер-сенсация, очень востребовано, если на этом уровне оставаться, то начнется пробуксовка. Да, «Россия» сделала замечательные сериалы, у них сейчас в сетке стоит 7 сериалов одновременно. Так долго жить невозможно. То есть им все равно надо что-то думать, искать какие-то варианты развития канала дальше. Потому что все равно можно перекормить зрителя, и сериалами, даже хорошими. «Идиот» в этом году собрал именно на том, что это была впервые классика, впервые возвращение, впервые так качественно. Условно говоря, даже если они снимут «Анну Каренину», хотя они на следующий год не успеют, даже если это будет так же хорошо снято, столько премий они уже не соберут. Это же очевидно. Потому что это первый раз на таком удивлении, «надо же»...
К. ЛАРИНА Конечно, на поток их поставить невозможно. Кстати, Валера Тодоровский, когда он был у нас в гостях, недели две назад, как раз тоже про это сказал, что понятно, что мы не обольщаемся, это невозможно поставить на конвейер.
Е. АФАНАСЬЕВА Телевидение настолько живое дело! Нельзя жить вчерашней славой ни секунды. Это настолько быстротечно, настолько преходяще. Горький опыт НТВ, который накануне 10-летия взял всего две статуэтки, третью поделил с Первым каналом за «Спортивного комментатора», к сожалению, один из печальных показателей. Дай бог каналам возрождаться, а не опускаться.
К. ЛАРИНА Спасибо большое. Я делаю такой вывод после сегодняшней программы, как ни странно, мне показалось, что телевизионные критики телевизор любят гораздо больше, чем телевизионные создатели.
И. ПЕТРОВСКАЯ К друг другу уж точно больше.
Е. АФАНАСЬЕВА Да, друг друга мы любим намного больше.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» были: Ирина Петровская — журналист, телекритик, Елена Афанасьева — обозреватель журнала «Политбюро», Максим Балутенко — обозреватель газеты «Время новостей».


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире