'Вопросы к интервью

О. Журавлева 20 часов и почти 5 минут. Вас приветствует радиостанция «Эхо Москвы». Меня зовут Ольга Журавлева. И у нас в гостях Алексей Уминский, протоиерей. И тема у нас сегодня замечательная – Рождество. Здравствуйте.

А. Уминский Здравствуйте.

О. Журавлева Естественно, с праздниками!

А. Уминский Я поздравляю всех наших радиослушателей.

О. Журавлева Для начала разберемся с самым главным вопросом, который всегда в декабре обсуждается. Католическое и православное рождество. Это то, что говорится просто каждый божий год. На самом деле, в чем принципиальная разница между двумя календарями и кто какому календарю следует?

А. Уминский На самом деле это так нельзя говорить: католическое и православное рождество. Потому что достаточно большое количество православных празднует Рождество по так называемому новому Григорианскому стилю. И лишь небольшое количество православных церквей такие как РПЦ, Грузинская православная церковь, Сербская православная церковь, Иерусалимская, вот сейчас Польская тоже вернулись к старому стилю, по-моему в этом году. И Чешская православная церковь празднует Рождество по так называемому Юлианскому календарю. Он связан с именем Юлия Цезаря, который ввел в Римскую империю лунно-солнечный календарь. Новый стиль называется Григорианский и принадлежит он к Папе Григорию XIII, если я не ошибаюсь. У меня иногда бывают такие заминки в памяти. И этот календарь более точен с точки зрения астрономической. И его придерживается и христиане западного мира, католики, протестанты и большая часть наших православных братьев.

О. Журавлева Но когда я читала об этих новостильных и старостильных расхождениях, и о том, как принимались эти решения, я не поняла одного – понятно, что Россия перешла на Григорианский календарь значительно позже, чем многие другие страны. Но почему это было такое острой проблемой – перевести церковный календарь также на новый календарь.

А. Уминский Это, прежде всего, связано с богослужебным кругом и с той манерой, в которой празднуется религиозные события, праздники. Есть праздники подвижные, а есть неподвижные. Рождество Христово это праздник, который всегда отмечается 25 декабря. По церковному календарю и по новому стилю будет 7 января. Но между собой календарь, имеется в виду есть еще праздники, связанные с празднованием Пасхи. И  это еще связано с Великим Постом. С теми праздниками, которые зависят от Пасхи, такие как вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господня…

О. Журавлева Пальмовое, оно же Вербное воскресенье.

А. Уминский Да. Совершенно верно. И таким образом календарь между собой находится в гармонии, подвижные и неподвижные праздники. И стоит только немножко что-то поменять…

О. Журавлева Пасху надо вычислять по-другому.

А. Уминский А вычисление Пасхи у нас связано все-таки с решением Вселенских соборов. Это очень серьезное правовое поле. И поэтому те православные церкви, которые пользуются новым календарем, он все-таки у них не Григорианский. Он называется новый Юлианский. То есть они Пасху празднуют вместе со всем православным миром по Юлианскому календарю. А вот неподвижные праздники – по Григорианскому. У них получается некоторые проблемы богослужебного характера. Например, Петровский пост…

О. Журавлева Летний.

А. Уминский Да, иногда совершенно выпадает из этого календаря. Он сокращается до меньше чем недели. То есть, в нем нет уже никакого литургического и аскетического смысла. И так далее. Поэтому это, конечно, в общем, проблема дисциплинарная. Это не проблема понятий, не проблема смыслов, не проблема нашего вероучения. Это такая обычная дисциплинарная проблема. Это вопрос удобства, скажем так. И поэтому часть церквей принимает для себя такой способ празднования, другая часть более консервативная остается в старом календарном пространстве. Но это никак не мешает нашему единству, нашему общению в вере и так далее.

О. Журавлева Скажите, пожалуйста, как раз по поводу удобства, совпадение церковного календаря и праздников со светским. Потому что Новый год у нас теперь до Рождества, так получается в России. И довольно часто слышится бытовая проблема, это то, что Новый год это праздник всей семьи, детей, каникулы, елки.

А. Уминский Очень плотно вошел в быт нашего народа, несмотря на его совершенно светский характер.

О. Журавлева И подарки тоже привязаны к Новому году.

А. Уминский Часть рождественской истории перешла на Новый год. И все чудесное и подарочное ожидание праздника…

О. Журавлева И ночная трапеза.

А. Уминский Это все, конечно, были моментами рождества и рождественского торжества и чуда и ожидания детского постоянного, особенно детского праздника на Рождество. Конечно, все это сейчас…

О. Журавлева Перепуталось.

А. Уминский Перепуталось очень сильно. Конечно, в бытовом смысле это довольно странно, когда Новый год так резко врывается в жизнь очень многих христиан…

О. Журавлева Которые еще соблюдают рождественский пост.

А. Уминский Естественно. Которые христианами стали недавно, которые не воспитаны в христианских традициях, которые стали новой нашей церковью за этот период и для них очень многое связано с Новым годом. Как и для меня. Я хоть и служу на Новый год ночную литургию…

О. Журавлева Она какая-то особенная новогодняя.

А.Уминский: Праздник Рождества действительно открывают новую цивилизационную страницу

А. Уминский Да, сейчас она приобрела особый новогодний характер. Я в эту литургию вставляю прошение, которое принято произносить на новогодний молебен. Это молитва благодарения, молитвы благословения. Это очень радостные прекрасные светлые молитвы за мир, за церковь, за каждого человека. Тем не менее, я до этой литургии приезжаю к своему папе, которому 83 года и мы обязательно с ним сидим за новогодним столом и обязательно поздравляем. И вспоминаем всех наших родственников и произносим небольшой тост. Потому что я не могу…

О. Журавлева Лишить родных такого…

А. Уминский Совершенно верно.

О. Журавлева И это правильный христианский подход – не лишать своих не воцерковленных родственников этого праздника.

А. Уминский Конечно. Мы должны всем любовью, там, где есть любовь, где мы эту любовь приносим к нашим близким, там есть исполнение заповеди Христовой, прежде всего.

О. Журавлева А рождественский пост накладывает ограничения на людей, которые за этим столом, за новогодним столом должны свою мисочку оливье иметь специальную…

А. Уминский Потому что это ритуальное блюдо Нового года. Оно имеет свой сакральный смысл, без всякого сомнения это так. Я думаю, что это проблема, которая не самая большая, потому что все-таки понятие поста это не понятие какого-то строгого абсолютного такого жесткого соблюдения каждой буквы и каждого параграфа, что можно, что нельзя. Мы должны понимать, и об этом так много уже сказано, и так много написано в последнее время, что наши уставы поста составлялись в монастырях…

О. Журавлева Для монахов прежде всего.

А. Уминский Которые причем жили тогда в совсем других условиях. Это либо средиземноморье, либо это Египет, совсем другие страны другой культуры, совсем другой пищи в том числе. Без всяких морозов, без того, что… Поэтому мы не можем сейчас перенести эти уставы, составленные в 6 веке на 21-й век в нашу пору. Суровую зимнюю. Поэтому, конечно, рождественский пост, прежде всего, касается нашего отношения к подготовке к празднику Рождества. Как мы себя готовим. Я все время рождественский пост для себя представляю, потому что в Рождество как бы это ни банально звучало, все немного волхвы. Потому что этот путь от начала поста до Рождества Христова это путь каждого из нас…

О. Журавлева Ты должен увидеть звезду и хлев.

А. Уминский Звезду, этот хлев, пещеру и своего младенца. И что-то ему принести. Собственно говоря, рождественский пост имеет именно этот смысл. Это значение моего пути к Христу. Моего принесения ему чего-то такого, что я могу ему дать. И вот это самое главное этим рождественским постом должно осуществиться. Он другой по своему характеру, он не такой как Великий Пост по своему содержанию. Он иначе переживается. Иначе чувствуется. Поэтому здесь какая разница по большому счету, строго я пощусь или нет. Но если я Великим этим постом в Новый год из-за какого-то своего фарисейского отношения не пойду и не поздравлю своих близких, забуду о том, что они сейчас радуются и эту радость не разделю. Зачем тогда этот пост был нужен мне. Совершенно лишается смысла.

О. Журавлева Мы сегодня говорим о Рождестве, и я надеюсь, сейчас перейдем к сути праздника и к сути Рождества. +7-985-970-45-45 это наши sms, твиттер аккаунт @vyzvon, в Ютубе тоже можно писать в чате. Степан нам пишет: «Празднуем от католического Рождества до китайского Нового года». Действительно, ну есть такое отношение светских на самом деле людей к церковным праздникам, как вот в такси садишься, обязательно таксист скажет: а сегодня праздник. И вспомнит какой-то из многочисленных праздников православных христианских. Хотя это никак не отражается на его ежедневной работе духовной и прочей жизни. Но приятно чувствовать, что ты как-то причастен к этому календарю. Но вот что Рождества еще немножко связи с Новым годом. Потому что действительно у нас очень сложная история перехода части рождественской традиции к Новому году. И есть еще один диспут, потому что есть как бы такой элемент детского праздника. Ну Рождество и младенец и потому что еще есть день подарков. Было ли раньше принято именно на Богоявление дарить подарки детям. Как в некоторых странах.

А. Уминский Это на самом деле удивительно, потому что праздник Рождества действительно открывают новую цивилизационную страницу. Потому что благодаря этому празднику вообще появилось детство как таковое. В нашей культуре и нашей цивилизации. Далеко не сразу и не в первые даже века. Потому как Христос пришел в мир ребенком и он открыл это детство и он о детях постоянно говорит в Евангелие, что пустите детей приходить ко мне. Тот, кто не воспримет, должно воспринять царство небесное как дитя, если как дитя не воспримет царство небесное, будет тяжело в него входить.

О. Журавлева То есть мы разделили это детское сознание…

А. Уминский Вдруг детство стало очень важным. Потому что ну кто был такой ребенок в Риме. Да вообще никто. Да вообще до какого-то периода вообще детства вообще не существовало даже в христианской культуре. Не было детства. Ребенок сразу становился маленьким взрослым. Как только он немножко взрослел, он все взрослые обязанности…

О. Журавлева Из младенчества переходил сразу во взрослые…

А. Уминский Во взрослый мир. Его не щадил этот мир никак. И вот именно христианство благодаря Рождеству Христову сформировало понятие детства.

О. Журавлева С детской одеждой, детской традицией.

А. Уминский С этими как раз подарками, которые стали приноситься детям, потому что они приносятся детям как младенцу Христу. Каждый ребенок вдруг стал восприниматься как такой образ самого Христа, родившегося на свете. И этот праздник во многом сформировал очень много и всех движений социальных в том числе. Отношение к сиротам, к беженцам.

О. Журавлева К бедным и убогим.

А. Уминский К бездомным в том числе. Потому что все это оказалось в этой семье, которые беженцы…

О. Журавлева Когда-то рассказывал один, по-моему, был атташе по культуре посольства Польши, который как-то пришел на «Эхо Москвы», это был 1991 год, чтобы рассказать, как празднуется Рождество традиционно. И о том, что кладется солома на стол и что нужно 12 блюд и обязательный борщок.

А. Уминский Это древняя украинская традиция, которая соблюдается во многих украинских селах.

О. Журавлева И свободное место для путника, которому негде встретить Рождество. Одно пустое место за столом, которое тоже нужно обязательно соблюдать.

А. Уминский Это еще в апостольской традиции хранилось, потому что это известно, что после вознесения Христова, после того, как уже апостолы собирались, они всегда оставляли одно место свободное для Христа. И в христианской традиции это зафиксировано.

А.Уминский: Каждый ребенок вдруг стал восприниматься как образ самого Христа, родившегося на свете

О. Журавлева Вот эти бытовые традиции, которые существовали в России празднования Рождества, может быть не аристократические, которые мы можем в книжках прочитать многих, а какие-то другие.

А. Уминский Ну конечно. Они до сих пор живы, прежде всего, конечно, вертепный театр. Совершенно замечательный, где куклами разыгрывалось эта рождественское действо. И история и до сих пор театры возродились, ожидаем такой вертепный театр в нашем приходе для наших детей.

О. Журавлева А вы вертеп устанавливаете в храме?

А. Уминский Рядом с храмом прекрасный вертеп. Приходите, посмотрите. Чудесный вертеп.

О. Журавлева Троицы Животворящей в Хохлах.

А. Уминский Совершенно верно. И колядование, конечно, колядки, песни, это ославление Христа. Которые пришли к нам с Запада, но очень укоренились через Украину, потом пришли на русскую землю, а уж в Украине до сих пор эти традиции вертепные, как и колядование очень сильны. Это самые красивые песни.

О. Журавлева А мне интересно, как во многих странах Европы, мне кажется в России точно также, мы видим на примере той же Масленицы, которая сырная неделя, когда народные еще дохристианские традиции вплетаются в христианский календарь.

А. Уминский Собственно говоря, слово «коляда» это совершенно языческое слово. Но вдруг оно приобрело совершенно характер рождественских песнопений.

О. Журавлева Я в Италии слышала колядки на Бефана. Это вообще ведьма. Это страшная старуха, в которую одеваются. И они идут с тележкой с этой Бефаной и поют у дверей, получают какие-то подарки. Но это делается на 6 января. То есть Богоявление. Тоже какой-то… рождественских праздников…

А. Уминский 6 января в католической традиции это день волхвов. Вот в чем все дело.

О. Журавлева То есть опять подарки.

А. Уминский Евангелие нам рассказывает о двух разных событиях. Это у нас в голове и на иконе и сейчас на вертепе одновременно и волхвы, и пастухи славят Христа. И вот эти овечки в вертепе. Евангелие нам описывает два разных события. В разное время. Совершенно разное время.

О. Журавлева Давайте на всякий случай выстроим.

А. Уминский Давайте. Потому что Евангелие от Луки как раз рассказывает о том, как пастухи ночью пасли стадо, стерегли свое стадо, и вот увидели необычайное явление. Они услышали ангельское пение и сами ангелы возвестили им о том, что наконец-то родился спаситель мира, который есть мессия. Машиах по-гречески. Христос, помазанник. И вот вы найдете младенца, лежащего в яслях. И тут описывается о том, что в яслях лежал, с тех пор слово «ясли» стало…

О. Журавлева Связано с детьми.

А. Уминский Детского сада, понимаете. А ясли это просто кормушка для скота. И вот пошли пастухи, увидели пещеру, где в кормушке для скота лежал младенец и рядом Иосиф, Мария. И их приход поклониться спасителю был в ту самую пещеру, куда пришли престарелый Иосиф, его беременная юная жена. Где она разродилась сыном Божьим. А когда речь идет о волхвах, речь идет о длинном путешествии. Они сначала заходят в Иерусалим, спрашивают у Ирода, где должен родиться новый царь Израиля. Ирод начинает тревожиться, потому что он…

О. Журавлева Избиение младенца.

А. Уминский Совершенно верно. Он знает, по пророчеству вызывает к себе книжников, они говорят, да, говорят, что есть пророчество, что в городе Вифлееме родится мессия. И он говорит волхвам, чтобы они пошли, поклонились. А потом ему рассказали, где это будет место. И волхвы идут и находят младенца в доме.

О. Журавлева Уже переехавшем из пещеры.

А. Уминский Видимо, после переписи освободились какие-то дома, и они смогли вместе с Марией поселиться в каком-то доме. И к нему приходят волхвы. И вполне возможно это случилось через какое-то долгое время, необязательно на следующей же неделе. Потому что неизвестно, когда было. Но известно, что Иосиф продолжал там жить, потому что мы празднуем 13-го, 14-го января как раз Новый год по старому стилю. Праздник обрезания. Это 8-й день от рождения Христа. То есть Вифлеем находится рядом с Иерусалимом. Совсем рядом. И Иосиф с Марией приходят в храм, чтобы совершить положенный обряд, на 8-й день обрезать крайнюю плоть младенца. Они находятся рядом, потом они возвращаются обратно в этот город Вифлеем. И живут там какое-то время и туда к ним приходят волхвы. И вот толкователи…

О. Журавлева А волхвов вела звезда, я правильно помню?

А. Уминский Волхвов вела звезда, эти волхвы по преданию персидские цари, звездочеты, маги, волхв это маг. Это люди, которые занимались астрологией, астрономией, каким-то волхованием. Тайным знанием обладали, совершенно языческие, абсолютно чужие культуре иудейской. И традиции иудейской. Они для них такой народ не церковный сказали бы мы сегодня, не православный были волхвы.

О. Журавлева И они приходят к этому младенцу.

А. Уминский И почему поиск истины, знания, бога приводит их в этот город Вифлеем. Может быть, даже было через год после рождения Христа, может быть даже через два, потому что Евангелие нам указывает о том, что Ирод приказал избить младенцев от рождения до двух лет.

О. Журавлева То есть точная дата вообще непонятна.

А. Уминский Точная дата прихода волхвов неизвестна. Мы сегодня соединяем это в единое событие, но это были разные события. Поэтому волхвы уже приходят позже. То, что после пастухов приходят они это точно совершенно.

О. Журавлева Хорошо. Сначала Рождество 26 декабря, потом Новый год, который мы уже от рождения Христа вроде бы считаем.

А. Уминский Очень сложно. Новый год, который вообще церковный Новый год библейский до Петра праздновался 1 сентября.

О. Журавлева Это мы помним. Урожай.

А. Уминский Поэтому 1 сентября в школу до сих пор ходим, потому что это сохранилось, как ни странно в нашем школьном календаре образовательном. Хотя у нас школа отделена от религии уже давно.

О. Журавлева Но ясли и 1 сентября…

А.Уминский: «Коляда» это совершенно языческое слово. Но вдруг оно приобрело характер рождественских песнопений

А. Уминский Мы свято храним. И Новый год январский это античный римский Новый год, который стала праздновать Европа. И который Петр Первый принес к нам на Русь.

О. Журавлева И он же принес елку.

А. Уминский Да.

О. Журавлева А елка была изначально новогодняя или рождественская?

А. Уминский Нет, я думаю, рождественская была елка.

О. Журавлева Украшать дома елями…

А. Уминский По-французски «de Noël» все-таки она называется. Рождественское дерево.

О. Журавлева Да, по-моему, по-немецки тоже это рождественское дерево. И кстати звезда на макушке. Я очень хорошо помню из своего советского детства, что…

А. Уминский Красную звезду.

О. Журавлева Красная как кремлевская буквально. То, что это звезда, в общем, Вифлеемская, открылось мне гораздо позднее.

А. Уминский Мне тоже.

О. Журавлева Но, тем не менее, это она. То есть рождественская ель, наряженная с ангелами…

А. Уминский Колокольчиками, свечами.

О. Журавлева Да. С какими-то подарками.

А. Уминский С мешком подарков под этой елочкой.

О. Журавлева Кстати, по поводу подарков. Когда детский подарочный день, вот когда они должны обретать подарки. Что называется по-настоящему.

А. Уминский До сих пор у меня все это в семье есть, елка стоит, которую я обычно наряжаю после Нового года перед Рождеством. И мы получаем подарки, возвращаясь после службы рождественской.

О. Журавлева То есть это рождественские подарки под рождественской елкой.

А. Уминский Конечно.

О. Журавлева Скажите, пожалуйста, Санта-Клаус он Святой Николай. Почему Святой Николай дарит детям подарки?

А. Уминский Потому что в жизни Святого Николая…

О. Журавлева Это Мирликийский.

А. Уминский Да. Есть одна совершенно трогательная и замечательная история. Я думаю, что она вполне реальная. Потому что часто в житиях святых очень много таких сказочных и волшебных историй таких мифов, которые к реальности, может, отношения не имеют. Ну скажем, «Чудо Георгия о змие». А здесь, видимо, очень история реальная. Она рассказывает о том, что там, где был Святой Николай в Мирах Ликийских, там была семья, очень бедная, с тремя девицами красавицами, которые просто в нищете погибали и для того чтобы как-то выжить, они должны были идти и торговать собой. И Святой Николай об этом узнал и как-то ночью, проходя мимо их окон, забросил к ним три мешочка с золотыми монетами.

О. Журавлева В качестве преданного.

А. Уминский Спасая их от такого позорного пути. И это был такой его удивительный поступок его доброго сердца. Потому что мы прекрасно знаем, насколько Святой Николай добрый и как он до сих пор всех нас любит и одаривает своими подарками и помощью. И вот с тех пор Святой Николай стал восприниматься таким персонажем, приближенным к Рождеству. Что это именно он. Потом он превратился в Деда Мороза…

О. Журавлева Это, кстати, превращение Святого Николая в Деда Мороза преображение его одежд, это мы обсудим в следующей части программы. У нас в гостях протоиерей Алексей Уминский. Мы говорим о Рождестве. Мы вернемся после новостей.

НОВОСТИ

О. Журавлева 20.35 в Москве. И наш разговор о Рождестве. И мы еще только добрались до Санта-Клауса, Святого Николая и Деда Мороза. Откуда взялся Дед Мороз?

А. Уминский Это такая мифологическая русская фигура. Он вполне такой как бы жестокий персонаж, если мы помним в сказке про Снегурочку.

О. Журавлева Морозко.

А. Уминский Или как Мороз Воевода дозором обходит владения свои. Это вполне дух леса и таким образом.

О. Журавлева Как он превратился в Святого Николая, интересно.

А. Уминский Это же католическая традиция или протестантская, которую Петр привез в Россию. Каким-то сразу трансформировалась.

О. Журавлева Очень много вопросов, которые задают слушатели о сочетании языческих совершенно вроде бы недопустимых каких-то проявлений и христианства. Вот волхвы были язычниками. А как частицы их мощей оказались в РПЦ? – интересуются из Иркутской области. Как же можно одеваться в шкуры животных и гадать во время колядования. Это все грехи страшные?

А. Уминский Я никогда не видел, чтобы наши православные братья и сестры одевались в шкуры животных и…

О. Журавлева В шубы в основном.

А. Уминский Да. И что-то такое из себя изображали.

О. Журавлева Это не положено.

А. Уминский В общем, нет.

О. Журавлева А гадания?

А. Уминский И гадания вещь, конечно, совершенно неприемлемая для нашего сознания. Что касается волхвов, то все-таки люди, которые встретили в своей жизни Христа, и его как Христа приняли, ему как Христу поклонились, уже язычниками не являются с этого момента. И поэтому нет в наших святцах имен волхвов, но западные традиции почитают их как святых. Мельхиора, Вальтасара и Гаспара.

О. Журавлева И имена эти даются.

А. Уминский Да. Совершенно верно. И существует предание о том, что их тела, мощи находились долгое время в Милане, откуда их Фридрих Барбаросса когда захватил…

О. Журавлева Уничтожил.

А.Уминский: Точная дата прихода волхвов неизвестна. Мы соединяем это в единое событие, но это были разные события

А. Уминский Взял их тела и перенес в новый построенный город Колонь. Кельн. Сейчас в Кельнском знаменитом соборе хранится Золотой ковчег с их телами. Насколько эта история имеет отношение к фактическим событиям – неизвестно. Умберто Эко в этом сомневался сильно.

О. Журавлева Ой, прекрасный роман «Баудолино» об этом в подробностях повествует. Может ли быть добрым христианином и православным человек, который не доверяет культуре мощей. Скажем так.

А. Уминский В средние века это была вполне известная коммерческая операция. И существует огромное количество поддельных мощей, не идентифицированных мощей и то, что выдается под видом мощей, часто бывает просто какой-то средневековой или поздней уже фальсификацией. Так действительно и еще древние отцы говорили, даже, по-моему, то ли Григорий Богослов, то ли Василий Великий говорил, что из всех частиц, которые выдаются за древо Христово, за крест Христов можно построить флотилию. Это в те времена уже было так. Поэтому здоровые сомнения могут присутствовать и православного человека в том числе.

О. Журавлева Хорошо. С этим разобрались. Давайте обратимся к самому символизму праздника, и вы как пастырь и как христианин в это понятие вкладываете и как вы это рассказываете своей пастве. Особенно детям.

А. Уминский Как-то и детям и взрослым рассказываю об этом одинаково. Я думаю, что само евангельское повествование обращено ко всем людям. К детям, взрослым и в нем все предельно открыто. Мы можем пользоваться этим текстом и вникать в него очень долго и каждый раз для себя открывать многое новое. Но самое главное для нас в этом празднике – это потрясающее чудо того, что Богу почему-то вдруг было важно стать одним из нас. Это удивительная огромная тайна. Ведь всемогущий Бог может управлять миром, не рождаясь на земле человеком. Он может слышать наши молитвы, исполнять их. Пребывая в своем небесном недоступном для нас мире. Он и видит и слышит нас все равно. Ему подчиняются вселенные и галактики. Он все равно может всё. И вдруг оказывается, что ему почему-то этого недостаточно. Нам, оказывается, от Бога очень надо всегда что-то своего. И когда мы думаем, что нам нужно от Бога, мы вспоминаем о том, что вот этого не хватает, нам здесь тяжело, здесь нужна помощь. Вот здесь у близких проблемы, у кого-то тяжелая болезнь, у кого-то несчастье, проблемы на работе, семейные какие-то проблемы. Масса житейских вещей, которые человек не может решить. При помощи компьютера и службы быта. Ему обязательно нужен здесь Бог, потому что это за пределами человеческих возможностей. И тогда понятно, зачем нужен человеку Бог. А вот зачем Богу человек – это становится непонятным. Он нас зачем-то сотворил и зачем-то даровал нам свой образ и подобие. Сделал нас похожим на себя. И об этом пишет Августин Блаженный удивительно и пронзительно. Начинается исповедь с этих слов: «Ты создал нас для себя и не успокоится наше сердце, пока мы тебя не найдем». А как мы его можем найти, если он где-то высоко, далеко, невидимый, непостижимый. Неизвестный. Как его найти? И вот единственная возможность его найти – когда он сам приходит и становится одним из нас. И вот это самое великое чудо, которое происходит. Он не просто становится одним из нас, он приходит в такой беззащитности, в такой немощи всемогущей. Он приходит связанный по рукам и ногам.

О. Журавлева Спеленатый.

А. Уминский То есть он себя как бы лишает как младенец еще, этот образ спеленатого Бога, который не имеет власти над нами. Который себя этой власти сам лишает, он не вмешивается в нашу жизнь. Он не довлеет над нами. Он ничего нас не заставляет делать. Не заставляет нас даже верить в себя. Он просто приходит в этот мир и ему оказывается очень мало надо места в этом мире. Ему ничего особенно не надо. Он не ищет, вот у апостола Павла в 13-й главе, где он пишет о любви, пишет потрясающие вещи. Любовь не ищет своего. И вот приходит Бог, который не ищет своего. Которому не нужна власть над нами, могущество над нами. Даже не надо, чтобы люди, которые к нему приходят, были какими-то особенными людьми. Приходят пастухи какие-то. Безграмотные. Вонючие в этих овчинах. И сам он среди этой вони, хлева, навоза. Понимаете. Возлежит на соломе. Вот оказывается, какой у нас Бог. Вы понимаете. И тогда понятно, как можно такого Бога полюбить. Почему его можно полюбить. За что его можно полюбить. Потому что когда Христос говорит о главной заповеди, которая в Ветхом Завете среди многих заповедей теряется. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всей крепостью твоей — то понятно, что полюбить можно только того, кого ты хорошо знаешь. Нельзя любить того, кого ты не знаешь. Невозможно полюбить по приказу, по заповеди. А можно полюбить того, кого ты узнал. И оказывается, что его можно узнать.

О. Журавлева То есть это был акт любви и поиска ответной любви.

А. Уминский Именно так. Потому что наша любовь к Богу, прежде всего это он показывает, что он нас любит. Более того, он становится человеком для того, чтобы мы с ним породнились. Вот чтобы мы с ним стали родными людьми. С ним. Не зря же главным таинством у нас христиан является таинство тела и крови Христовых. Таинство причастия. У меня был случай, когда я с прихожанами беседовал о таинстве причастия. Почему мы причащаемся. Что это значит для нас. Причащение тела и крови Христовых. Там сидела женщина молодая с ребенком на руках почти как Мария с младенцем. Так держала его. Мне в голову пришло спросить: «Скажите, вот ваш ребенок, кто он для вас». «Как, это же моя кровь и плоть», — сказала она. Говорю: «Вот, хорошо очень объяснили, что такое причащение». Вы понимаете. Это ваша плоть и кровь. А мы с ним соединяемся и становимся с ним единой плотью. И единой кровью. Мы с ним одной крови. «Мы с тобой одной крови», — можем сказать Христу. И потому что Рождество, потому что он родился одним из нас. И он стал нам родным. Вот и всё. В этом смысл этого праздника.

О. Журавлева То есть смысл Рождества в том, как человечество породнилось с Господом.

А. Уминский Как Господь породнился с человечеством.

О. Журавлева Тут пошли практические вопросы. Считаете, что гаджеты признак прихода Антихриста? — Михаил.

А. Уминский Я думаю, что Святейший патриарх очень ясно высказался по этому поводу.

О. Журавлева Но вы же можете пользоваться гаджетами.

А. Уминский Я пользуюсь постоянно, вот у меня в кармане…

О. Журавлева Всё есть. Нормально. В этом смысле все в порядке.

А. Уминский Я думаю, Святейший патриарх тоже пользуется гаджетами, просто он говорит о том, как это может человека увести от реальности и часто уводит от реальности, и это человек должен пользоваться гаджетом, а не гаджет человеком. Мне кажется, мысль у святейшего была именно об этом.

О. Журавлева Есть еще вопрос насчет того, действительно в Рождество нельзя садиться за стол до первой звезды. Соблюдается обычай первой звезды?

А. Уминский Раньше соблюдался. Но дело в том, что первая звезда на богослужении она символизируется той свечой, которая выносится перед иконой Рождества Христова. Это служба сейчас служится днем. В воскресный день в Сочельник. И первая звезда появилась, раньше эта служба служилась поздно вечером и до нее не вкушались. Это был день строгого поста. Теперь эта служба служится в другое время…

А.Уминский: В средние века это была известная коммерческая операция. И существует огромное количество поддельных мощей

О. Журавлева А это…

А. Уминский Это монашеские уставы.

О. Журавлева То есть для того чтобы обычным людям было проще и легче.

А. Уминский Конечно.

О. Журавлева Здесь еще по поводу всех строгостей почему-то очень много вопросов касается соблюдения невероятных сложных формальностей. С чем это связано?

А. Уминский Так людям проще, понимаете. Что можно, что нельзя. Очень многими людьми религиозная жизнь воспринимается в двух категориях: что можно и что нельзя. Что правильно, что неправильно. Не интересуют смыслы. Что значит для тебя что Христос родился. Что значит для тебя, что ты можешь со своим Богом так близко соединиться, так его хорошо узнать, что тебе уже бы все равно, что можно, что нельзя. Потому что Блаженный Августин говорил прекрасные слова: «Люби Бога и делай что хочешь».

О. Журавлева Вы сейчас, Алексей Анатольевич, внесли смуту в некоторые ряды.

А. Уминский Почему.

О. Журавлева Не все читали Блаженного Августина.

А. Уминский К сожалению.

О. Журавлева А вообще отношение к другим церквам тоже…

А. Уминский Блаженный Августин православный святой. В таких Святцах есть.

О. Журавлева Понятно, но просто не все помнят, что было до 1054, что было после. Поэтому трудно иногда ориентироваться. Более того, иногда на бытовом уровне кажется, что все остальные вообще не христиане.

А. Уминский Да, к сожалению.

О. Журавлева Ни протестанты, ни католики. Мы их всех за людей вроде как не считаем.

А. Уминский Мне кажется, сейчас стало с этим гораздо проще. Когда все-таки Советский Союз рухнул и границы перестали сильно разделять. И многие наши соотечественники стали выезжать за рубеж. И многие наши паломники православные стали посещать, в том числе католические храмы. Где хранятся святыни.

О. Журавлева Общие.

А. Уминский И видеть, как наши братья западные христиане благоговейно молятся. Как по воскресным дням в Баварии в Южной Германии храмы битком в этом бездуховном Западе набиты, что не всегда можно сказать о наших храмах. И видят, что это разделение во многом обусловлено историческими, политическими причинами. А сегодня мы, христиане как никогда нуждаемся в единстве между собой. Потому что мы отвечаем за этот мир, христиане отвечают за этот мир, который…

О. Журавлева А почему христиане отвечают за  этот мир…

А. Уминский Я думаю, что все люди отвечают за этот мир. Каждый человек отвечает за этот мир в каком-то смысле, за свой маленький мир. За мир своей семьи, за мир своего дома, своего двора. За мир своей родины в том числе. Но мы особенно отвечаем за этот мир, потому что Господь в этот мир пришел. Он в этом мире родился. Он пришел сюда для того, чтобы нас спасти в этом мире от злобы. От разделения. Он агрессии. Он пришел даровать нам любовь и поэтому мы должны как-то думать о любви. Особенно сейчас в эти дни рождественские. Не о том, что нас разделяет, а о том, что может нас соединить.

О. Журавлева А, кстати, есть еще большие религии, конфессии, с которыми тоже мы все время как будто в каком-то противоречии. С одной стороны иудеи, которые вообще дали нам все, первоначальный старт. То есть там много общего. И никуда от этого не денешься.

А. Уминский Мы восприняли огромные просто пласты культуры …

О. Журавлева Лунный календарь откуда взялся.

А. Уминский Он у нас все-таки лунно-солнечный. Тем не менее, даже Пасху мы православную отмечаем, мы ссылаемся на иудейский календарь. От нее отсчитываем…

О. Журавлева Я пытаюсь понять, как за эти века христианства существовали именно конфликты между, я уж не говорю между христианами, когда протестанты…

А. Уминский Оля, мы сейчас говорим о таких вещах, которые понятно, всегда были…

О. Журавлева Почему любви не научились. Вот что.

А. Уминский Это вопрос большой. Особенно сейчас, когда мы видим это страшное разделение между нами, просто уже православными в этом мире, когда патриархаты друг на друга смотрят с таким…

О. Журавлева Это разве важно? Я имею в виду, для прихожанина это может быть важно?

А. Уминский Важно только одно – те слова, которые Христос нам оставил. По тому, зная, что вы мои ученики, что вы будете иметь любовь между собою. Все остальное не имеет никакого значения. А это очень важно. Но это так тяжело дается. Любить. Так легко все время найти повод не любить. Причем такой повод законный, канонический. Благочестивый повод. Не любить.

О. Журавлева Мне кажется, благочестивый повод не любить самый страшный.

А. Уминский Ужасный. Хуже не придумаешь ничего. Но потому что любить очень тяжело. А оправдать нелюбовь оказывается гораздо проще.

О. Журавлева Пишут: «Был уверен, что понятие первой звезды пришло из иудаизма. Я не прав?» – спрашивает Михаил.

А. Уминский Нет, наверное. Не думаю.

О. Журавлева У них тоже есть традиция и зажигания свечей…

А. Уминский Конечно.

О. Журавлева И ожидания вечерней трапезы. И звезда тоже, наверное, есть.

А. Уминский Я думаю, что та звезда, все-таки имеется в виду именно рождественской звезды.

О. Журавлева Вифлеемская.

А. Уминский Конечно.

А.Уминский: Святейший патриарх тоже пользуется гаджетами, просто он говорит о том, как это может увести от реальности

О. Журавлева И за это тоже отдельный совершенно поклон иудеям. Тут тоже никуда не денешься. Как же возлюби ближнего как самого себя. Ну, вот именно так, наверное, и в этом наверное главный драматизм и есть, что и себя наверное очень тяжело полюбить.

А. Уминский Для этого надо понять – кто ты. Это мне кажется самое главное. Пока ты не знаешь, кто ты на самом деле есть, ты все время будешь в некой иллюзии по отношению к самому себе. В некой ошибке. Это очень распространенная ошибка. Человек ошибается на свой собственный счет, когда он не очень понимает, кто он есть. И вообще не очень этим интересуется. Поэтому вопрос о любви здесь сразу становится таким очень проблемным. Потому что, конечно, человек может полюбить свой придуманный образ. Но от себя настоящего будет отворачиваться. Потому что там будет видеть такие вещи, которые он в себе любить не может. Которые в себе очень не нравятся. И он себя не может принять плохим, но настоящим.

О. Журавлева А надо?

А. Уминский Мы-то Богу нужны именно настоящими, какими бы плохими мы ни были. Поэтому Евангелие нам все время описывает, что Христос находится среди блудниц, среди мытарей, среди каких-то непотребных людей, почему-то ему с ними неплохо.

О. Журавлева Разве это не снимает все запреты. И тогда я тоже могу себе позволить…

А. Уминский Дело в том, что когда человек начинает понимать, кто он такой, а рядом с ним и Христос его все-таки любит, то ему не хочется быть плохим. Ему хочется поменять себя. В этом все и дело. Что все люди, к которым он приходил, которых потом описывали, они стали другими. Мытарь стал евангелистом, блудница стала мироносицей. Даже наш князь Владимир, когда встретился с Христом из такого жуткого убийцы, развратника и совершенно мерзкого человека превратился в Красно Солнышко. Все-таки стал другим. Вот встретил человек Христа, вот такая уродина как князь Владимир в своей прошлой… И вдруг что-то с ним произошло.

О. Журавлева Знаете, я один раз вдруг обратила внимание очень явственно, есть, на мой взгляд, одна книга в художественной литературе, которая что-то действительно объясняет про христианство. Я не знаю, согласитесь ли вы со мной, но мне кажется это «Камо грядеши».

А. Уминский А мне кажется, что это книга «Сила и слава».

О. Журавлева И «Сила и слава» тоже. Да. Соглашусь. И вот что бы вы пожелали людям, которые еще пытаются найти себя и понять, какие они христиане. Хорошие ли они православные.

А. Уминский Для этого надо не так много. Прежде всего надо взять в руки Евангелие и с вниманием эту книгу прочитать. Прочитать ее, не торопясь, таким образом, чтобы понять, что эта книга написана лично для тебя. И все, что в этой книге говорится, говорится специально для тебя.

О. Журавлева Поправку делать на то, что она старая.

А. Уминский Нет, нет. И через эту книгу человек, внимательно ее читающий, обязательно почувствует, как с ним начинает говорить Христос.

О. Журавлева А это произойдет.

А. Уминский А это обязательно произойдет, когда он к этой книге будет относиться как, это же завет, завещание. Это то, что тебе написал твой отец. Твой отец тебе написал это послание. И ты прочти, потому что это написано твоим отцом для тебя. И ты обязательно поймешь, кто ты и что дальше делать.

О. Журавлева А тем, кто уже прочел, можно почитать «Силу и славу» и «Камо грядеши».

А. Уминский Им надо подумать о том, что пришел Христос и сам Господь послал своего сына не для того чтобы нас заковать в какие-то рамки можно/нельзя, ешь это или ешь это, поступай так или так. Носи такую-то одежду или другую. Пришел даровать нам свободу, прежде всего. Он пришел, чтобы в каждом нашем сердце вдруг стал раздаваться такой голос: Авва, Отче. Чтобы наконец-то мы поняли, что у нас есть не просто владыка, не просто господин, не просто тот, кто исполняет наши молитвы, а есть настоящий отец.

О. Журавлева Спасибо большое. Протоирей Алексей Уминский был у нас в гостях. Меня зовут Ольга Журавлева. Всем спасибо. Всего доброго.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире