'Вопросы к интервью
27 декабря 2018
Z Интервью Все выпуски

Итоги 2018 года в области робототехники


Время выхода в эфир: 27 декабря 2018, 11:05

Л. Гулько 11 часов 06 минут, еще раз доброе утро, это Лев Гулько. Все подводят итоги, как вы понимаете, все мы не исключение, и не только мы, вот сейчас и подведем в прямом эфире. Итоги 2018 года, в области робототехники вместе с Альбертом Ефимовым, руководителем лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк», доброе утро.

А. Ефимов Доброе утро.

Л. Гулько Доброе утро. Если вы готовы, давайте начнем.

А. Ефимов Готов.

Л. Гулько Подводить итоги. Практически, как пресс-конференция сейчас будет.

А. Ефимов Да.

Л. Гулько Руководители (неразборчиво). А какие собственно итоги 2018 года в области робототехники на международном уровне например вы могли бы отметить?

А. Ефимов Робототехника интеграционная отрасль, поэтому в ней как бы аккумулируются итоги на самом деле очень-очень разных вещей, которые собираются все вместе. И очень часто, когда мы говорим про робототехнику, на самом деле подразумеваем и робототехнику, и искусственный интеллект, и некоторые другие отрасли. Но среди того что важно, это стоит заметить за уходящий 2018 год, я бы прежде всего отметил беспилотное транспортное средство. С этим есть и проблемы, но прежде всего и прорывы, которые у нас наметились сейчас, прежде всего в России. Наконец-то мы долго говорили беспилотники, беспилотники, но несколько компаний начали тестировать беспилотники, ну что называется прямо на открытом воздухе.

Л. Гулько Начиналось по-моему все с «Камаза», если я не ошибаюсь.

А. Ефимов Совершенно верно, да. Первый был «Камаз», (неразборчиво) технологии, которые продолжают активно заниматься этой темой. Сейчас «Яндекс» вышел совершенно вперед, просто начали они тестировать машины… Даже не тестируют, а в пилотном режиме оказывают услуги так сильно на дорогах общего пользования, и они большие молодцы. Но надо говорить о других компаниях, которые этим занимаются. Но сказать хотел не столько даже об итогах самой отрасли беспилотников, потому что если посмотреть на международный уровень, то это уже есть, да? И там есть (неразборчиво) проблема.

Л. Гулько Конечно.

А. Ефимов А в 2018 году случился небольшой поворот может быть не на 180 градусов этой отрасли, но так градусов на 50-45, потому что сейчас в 2018 году всем нам ясно, что автономные транспортные средства, которые ездят по дорогам общего пользования, могут использоваться не только для того, чтобы перевозить нас с вами из точки А в точку Б, в том числе там через снежную Москву, а для того, чтобы перевозить разные товары и услуги. Развозить товары из интернет-магазинов, и выполнять функции доставки так называемой последней мили. То есть, доставка от логистического центра до клиента, ну или там какого-то распределяющего центра. И это очень важно. Сейчас очень-очень… Ну, несколько важных зарубежных стартапов, начали пилотную реализацию этих технологий. Мы им десятки единиц техники, на кампусах самых разнообразных организаций, начиная с (неразборчиво) института, несколько штатов в Соединенных Штатах тестируют это, в Великобритании идут тесты, в некоторых маленьких городах. По доставке чего бы то ни было, начиная от пиццы, кончая посылок из интернет-магазинов, клиентам. И это на самом деле, очень важный тренд. То есть та технология, которую использует там Яндекс, Гугл, (неразборчиво) для беспилотников, используются для совершенно других целей.

Л. Гулько То есть, освобождается место… Люди, которые этим занимались, они уходят.

А. Ефимов Точно, поэтому…

Л. Гулько Будет профессия практически, да? Ну не профессия, а там часть какая-то, сегмент этой профессии.

А. Ефимов Это всегда… Технологическое замещение профессии, вообще всегда с нами. Джон Менорд Кенс говорил об этом, еще там с 30-х годов, что рано или поздно все люди начнут только пить чай в саду, да? И играть на пианино. Больше делать будет нечего, потому что работы не будет. Значит но я сейчас, если технологически очень важно, что появились побочные эффекты. Определенные технологии беспилотники говорили давно, вот они появились. Но так, чтобы использовать беспилотники для чего-то совершенно другого, о чем раньше не сильно задумывались, вот это вот, оно новое как бы 18-го года.

Л. Гулько Альберт, можно вопрос сразу вот тоже по этой части, да?

А. Ефимов Да.

Л. Гулько Вы сказали побочные эффекты, я как-то зацеплюсь за это. Побочные эффекты бывают разные как вы понимаете, да? Бывают положительные, бывают отрицательные. Здесь мы говорили с вами о положительных эффектах. Отрицательные-то есть, или нет?

А. Ефимов Отрицательный эффект конечно всегда будет присутствовать потому что действительно работы будут исчезать, прямо скажем сыну курьера лучше не становиться курьером, сыну дальнобойщика лучше не становиться дальнобойщиком, значит это действительно будет исчезать. Но просто профессии не будут исчезать одномоментно. Хоп, и все дальнобои исчезли, да?

Л. Гулько Конечно.

А. Ефимов Такого не произойдет, это будет происходить очень-очень постепенно, за счет так называемого (неразборчиво) профессии. То есть, требование к какой-то профессии будут все меньше, меньше, меньше, меньше.

Л. Гулько Ну, стираться так постепенно.

А. Ефимов Совершенно верно, соответственно платить людям будет все меньше, меньше и меньше. Заменять на каком-то уровне людей, которые выполняют совсем низкооплачиваемую работу, вообще бессмысленно. Потому что какой смысл, человек дешевле, чем машина. И это дико серьезная проблема.

Л. Гулько Ну, над ней уже работают, насколько я знаю.

А. Ефимов Ну, нет…

Л. Гулько Нет пока еще?

А. Ефимов Честно говоря, я не вижу никакой работы над этим, ну вот как работы.

Л. Гулько (Неразборчиво).

А. Ефимов Наверное надо бы уже, потому что я очень всегда люблю повторять, что если страна не думает о своих роботах, то чужие роботы рано или поздно начинают думать о стране.

Л. Гулько Ну, кстати между прочим, о стране. Вы как оцениваете перспективы российского рынка робототехники?

А. Ефимов Очень интересно, двояко. Значит робототехника состоит их двух больших разделов, это промышленная робототехника и сервисная робототехника. Если просто промышленная, это роботы, которые… Где очень полезные в цехах заводов, на самых разнообразных предприятиях, то в сервисная робототехника – это то, что оказывает нам полезные услуги. Либо нам дома, либо для какой-то коммерческой выгоды. Например беспилотники, которые там такси доставляют, либо там товары какие-то доставляют, это сервисная робототехника, они оказывают сервис.

Л. Гулько А робот-пылесос, это…

А. Ефимов Робот-пылесос, это персональная сервисная робототехника. Ну, все относится к сервисной робототехнике. Значит, в промышленной робототехнике у нас в России конкретно есть очень-очень серьезная проблема, мы находимся практически на предпоследнем месте в мире, по плотности роботизации. Это число промышленных роботов, на 10 000 занятых в отрасли. Такой макроэкономический показатель, значит среднемировой показатель 85, если мне не изменяет память за 2017 год. Лидер Южная Корея, это 670 роботов на 10 000 занятых в отрасли, значит это очень-очень много. То есть, уровень роботизации промышленности необычайно высокий. Значит следом за Южной Кореи идет Германия, идет Япония, такие страны. Значит в России, это вот только главное держитесь не падайте, это 4 робота, на 10 000 занятых в отраслях.

Л. Гулько Я почему-то не удивлен.

А. Ефимов И это стопроцентный рост, по сравнению с 2016 годом. Потому, что в 2016 году было 2 робота на 10 000 занятых в отрасли, это очень мало.

Л. Гулько Этому есть какие-то объяснения?

А. Ефимов Да, наверное объяснение…

Л. Гулько Мы же позже, мы же позже…

А. Ефимов Мы ничего не позже, это неверная оценка, это неверное объяснение. Потому, что значит в конце 70-х, в начале 80-х годов Советский Союз искренне и правильно конкурировал с Японией за первенство в области промышленной робототехники. То есть, число роботов выпускаемых в Советском Союзе и в Японии… Ну, в Советском Союзе было чуть меньше, но оно не было… Не отличалось на порядок, да? В 40 раз, не было такого.

Л. Гулько Ну, видимо тогда это курировала оборонка все-таки.

А. Ефимов Нет, почему?

Л. Гулько Нет?

А. Ефимов Они использовались в том числе и на автомобилестроении, в химическом машиностроении там, и так далее. Нет, это не совсем так. Значит, но ситуация изменилась, когда на самом деле Россия полностью перешла на сервисную экономику. Значит ну, это страна сервисной экономики. Значит 4% ВВП, это финансовые услуги, где собственно говоря, и я тоже работаю, а 16% нашего ВВП, это торговля. Это на самом деле, фундаментально меняет вообще там всю нашу ситуацию, и очень большую долю ВВП занимают полезные ископаемые. Значит, поэтому Россия здорово отстает по внедрению промышленной робототехники. Но (неразборчиво) в отношении робототехники, есть позитивная вещь на мой взгляд, потому что в целом, мы достигли дна. Вот и то, что за 2017 год минимально двукратный рост роботизации в России, минимально, скорее всего даже больше. Это скорее всего, просто начало, просто уже дальнейшего роста, и он дальше будет продолжаться. Почему? Потому, что без роботизации наша экономика не конкурентоспособна вообще, то есть прямо совсем, даже внутри России она (неразборчиво).

Л. Гулько (Неразборчиво).

А. Ефимов Не конкурентоспособна. Поэтому, экономически скажем так, осознанные владельцы бизнеса будут роботизироваться очень быстро, банально в экономике другого выбора нет. И в банке возникла своя собственная лаборатория робототехники. В ПАО «Сбербанк» есть лаборатория робототехники, которая занимается промышленной автоматизации внутрибанковских процессов. Ну к примеру, у нас 80 тысяч тонн наличных денег обрабатывается ежегодно, это очень много.

Л. Гулько Огромное количество.

А. Ефимов Конечно. Потому, что мы обязаны не только своевременно это сделать, но с медицинской надежностью все это сделать. Никто не хочет иметь количество купюр, пачки меньше одну, да? Значит, и вообще, в принципе такой пачки купюр даже быть не должно, да? Потому, что все должно быть медицински точно… То есть, в 4 часа… Начиная с четырех часов по всей стране, во всех часовых поясах выручка собирается, сводится в кассовый инкассационный центр, сортируется, выясняется сколько ее, сортируется, раскладывается по пачкам, которые потом отвозятся на следующее утро во все торговые точки различными (неразборчиво) для того, чтобы мы с вами получали сдачу, да?

Л. Гулько Ну например, да.

А. Ефимов И это невероятно сложная, по сути дела производственная операция. Потому, что все это нужно сделать своевременно, точно, так, чтобы вообще никаких ошибок не было. И в таких вещах, как раз мы используем промышленную автоматизацию довольно активно, потому что там работают много людей, которые выполнят очень много ручных операций. Вот одна из проблем, почему мы это делаем. Но если вернуться назад Россию, про промышленность я сказал, у нас есть какой-то шанс двигаться вперед, потому что в промышленности есть серьезная проблема с роботами. Она заключается в том, что роботы внедрены сейчас в автомобильную промышленность, металлообработка, химия, электроника, вот это типичный драйвер роботизации. Но есть пять отраслей, в которых роботов очень мало, потому что внедрить их туда очень сложно, это по всему миру. И здесь внимание, послушайте какие это отрасли.

Л. Гулько Давайте, давайте.

А. Ефимов Значит первое, это атомная промышленность. Второе, это самолетостроение, третье – судостроение, полезные ископаемые, и сельское хозяйство. Доля ручного труда в этих отраслях, во всех странах мира… Соединенные Штаты, Япония, Германия, где угодно, Россия, она очень высокая, да? Вот ручной труд, потому что сложно очень это сделать. Внимание, внимание, это самая сильная отрасль России.

Л. Гулько То есть, мы в этом так сказать деле, конкурентоспособны.

А. Ефимов Да. Если мы начнем использовать роботизацию этих отраслей для того, чтобы поднять нашу собственную отрасль робототехники, значит все начинают это делать сейчас, то у нас есть шанс вклиниться на мировой здесь рынок. И это очень-очень важное обстоятельство, как бы текущего момента.

Л. Гулько Да.

А. Ефимов Значит, теперь возвращаемся к тому, с чего я начал. Промышленная и сервисная робототехника. О промышленной робототехнике поговорили, сервисная робототехника. Это то новое, что началось. Сервисной робототехники банально не было там 10-15 лет назад, никто об этом серьезно не думал, да? Это просто было уделом университетов, (неразборчиво) где-то. Значит, сейчас продаются (неразборчиво) примерно 20 миллионов роботов-пылесосов. Их никто роботом уже не называет, просто пылесос, да? Который сам ездит. И сервисная робототехника растет намного быстрее, чем промышленная робототехника. Рост промышленной робототехники 10% ежегодно, рост сервисной робототехники по некоторым сегментам 100% ежегодно. То есть, это двукратно вообще растет в своих объемах, потому что это невероятно важно это первое, а второе, рынок еще находится в процессе восстановления, и туда уходит очень много стартапов. Значит вот здесь внимание, сюрприз. Значите единственная карта, на которой Россия находится между Германией и Великобританией, это карта сервисной робототехники. Потому, что по количеству компаний, которые занимаются этим, мы находимся между этими двумя замечательными странами.

Л. Гулько Вот они, конкуренты наши.

А. Ефимов Да. И это, собственно говоря…

Л. Гулько Германия, и Великобритания.

А. Ефимов Германия…

Л. Гулько Приятно.

А. Ефимов Это приятные очень конкуренты, действительно. Потому, что Европа очень сильно развивает свою робототехнику, и для них это очень важно. А для России это тоже очень важно, и у нас есть такие звездочки что ли. Я бы не сказал, что это там такие компании, которые стали уже единорогами миллиард долларов капитализации, но российская компания «Экзо-атлет», которая делает реабилитационные экхо-скелеты, продает свои экзо-скелеты не только в Россию, но и по всему миру. Внимание, внимание, они продают их даже в Южную Карею, и Японию. Помните, я назвал эти страны (неразборчиво).

Л. Гулько Конечно, конечно.

А. Ефимов Наши робототехники, вот их Москвы, продают роботов в Японию. Понятно, да?

Л. Гулько Звучит знаете, как фантастика.

А. Ефимов Но это правда.

Л. Гулько Может быть, для многих наших радиослушателей.

А. Ефимов Но это правда.

Л. Гулько Это правда.

А. Ефимов Это не то, чтобы этих примеров очень много, наверное по пальцам одной руки их можно перечислить, я боюсь, что даже пальцев будет много. Значит но все равно это очень важно, это говорит о том, что компании способны делать такие вещи.

Л. Гулько И это замечательно. Давайте, мы с вами может быть вернемся к ПАО «Сбербанк», собственно (неразборчиво) компании, да? Где вы работаете. Вот основные направления развития в «Сбербанке» робототехники, почему именно они так сказать, развиваются?

А. Ефимов В «Сбербанке» у нас пять направлений, с которыми я работаю. Одно я сказал, это промышленная робототехника. Но здесь еще нужно добавить один вкус так сказать это колборативная робототехника. Мы не занимаемся созданием роботов, и систем управления к этим роботам, которые убирают людей. Мы занимаемся тем, что мы повышаем произвольную длительность труда, делая робота более… Делая человека и робота более эффективным, в связке вместе. То есть, робот и человек работают лучше, чем просто робот или человек по отдельности, это первое направление. Второе направление, это логистическая робототехника. Вообще, логистическая робототехника относится к сервисной робототехнике, и в сервисной робототехнике есть два сегмента. Первое, это логистическая робототехника, второе, все остальное. Потому, что торговля растет. Вы знаете, да? У нас в «Сбербанке» развивается экосистема, включая такую компанию как Яндекс-маркет, для нас это очень важный партнерский проект с Яндексом, и логистическая робототехника для них очень важна. И мы действительно делаем специализированных роботов, которые могут например развозить ценности по складу, либо по офису. То есть, мы уже сделали даже эти прототипы, которые помогают человеку сделать что-то быстрее. Значит третье направление, это беспилотное транспортное средство, я специально это так формулирую. Значит потому, что мы занимаемся как воздушными беспилотниками, так и наземными беспилотниками. Кстати про наземные я уже сказал, но про воздушные я просто отдельно еще скажу, что в России есть проблема, которая отражается тоже и на нашем бизнесе, это проблема дорог и мостов. Проблема одной области заключается в том, что там нет банально моста, да? И нужно… Инкассаторская бригада должна проехать несколько часов для того, чтобы довести свой груз, свои ценности в обход, там сотни километров они должны сделать. Тогда, как по прямой от точки А до точки Б может быть 10, 20, 30 километров. Очевидно совершенно использование беспилотника, экономически будет намного выгоднее. Пока еще это сложно очень сделать в силу технологических причин, в силу регуляторики, но мы делаем это уже, на самом деле уже провели довольно успешные опыты, и мы дальше будем продолжать этим заниматься. Значит четвертое направление, это промышленные скелеты. Мы социально ответственная компания, мы хотим улучшить условия труда людей, особенно которые занимаются физическим трудом как у нас, в тех производствах которые я упомянул, да? так на самом деле и у наших клиентов машиностроительного комплекса. Один из проектов, это умный стул, который позволяет широко стоять, так как на самом деле он сидит, но мы будем работать в 19-м году, в том числе один из наших фокусов на экзо-скелетах верхней части тела. Почему? Потому, что население стареет, квалифицированные рабочие стареют. Мы хотим продлить, помочь им быть более активными на свое работе для того, чтобы они меньше уставали, меньше болели.

Л. Гулько Ну да, разгрузить спину.

А. Ефимов Совершенно верно, совершенно верно. И последнее направление, которым мы занимаемся, это персональные сервисные роботы-ассистенты. Они имеют множество факторов, самых разнообразных факторов, но я просто хочу сказать, что такой сегмент как умные колонки, я вижу, там у вас тоже стоит умная колонка.

Л. Гулько Вон она стоит.

А. Ефимов Да. Значит, он развивается быстрее даже сейчас, чем смартфон. То есть, на самом деле это очень важно, говорит о том, что мы скоро будем иметь дело с окружающим миром, в котором все вещи разговаривают с нами. Помните у Чехова, да?

Л. Гулько Да, конечно.

А. Ефимов 100 с лишним лет назад глубокоуважаемый шкаф. Он даже представить себе не мог, что вещи начнут с ним разговаривать.

Л. Гулько И мы так будем обращаться к нашим вещам.

А. Ефимов Совершенно верно, а сейчас в порядке вообще вещей.

Л. Гулько Что дальше? Надо двигаться вперед, как вы планируете какие-то планы грандиозные?

А. Ефимов Вы знаете, мы…

Л. Гулько Перед новым годом.

А. Ефимов Перед новым годом…

Л. Гулько (Неразборчиво) в эфире.

А. Ефимов Мы все ожидаем чудо, руководство ожидает у нас чудо. Я боюсь, что все-таки мы скромная лаборатория, чудо наверное не случается. Потому, что если чудо и есть, то это только то, что мы работаем последовательно для того, чтобы делать все те вещи. Мы, в отличие от очень многих людей, и очень многих организаций, которые занимаются в том числе робототехникой. Сначала сделаем, потом покажем. Потому, что мы видели, как недавно беспилотники падают в сугробы.

Л. Гулько Видели, видели, да, видели.

А. Ефимов И точно совершенно проблема не в беспилотнике. Проблема не в инженерах, которые сделали этот беспилотник. Проблема в тех, кто попросил их поднять беспилотник, когда он не был еще готов. Вот мы точно так не работаем, и ни при каких условиях так поступать не будем. Потому, что сначала нужно сделать, сначала нужно убедиться, что это хорошо работает, и только потом конечно показывать.

Л. Гулько А скажите, а почему банк, а не например какая-нибудь специализированная лаборатория, или там какой-нибудь стартап технологичный?

А. Ефимов Ну, я не работаю в банке, я не работаю в финансовой организации.

Л. Гулько (Неразборчиво).

А. Ефимов Я работаю кончено в лаборатории, которая находится в технологической компании. «Сбербанк» преобразовывается в технологическую компанию сейчас. На самом деле это преобразование во многом свершилось, и ровно поэтому в ней образуются такие инновационные исследовательские сообщества, как сообщество лаборатории «Сбербанка». Наша лаборатория не единственная, у нас еще есть лаборатория искусственного интеллекта, кибер-безопасности, виртуальной реальности, геймификации, роботизации процессов, и так далее. И все эти лаборатории, образуют часть исследовательского подразделения «Сбербанка», которые занимаются собственными исследованиями и разработками в этих тематиках. И это очень важно. По сути дела, мы конкурируем с Амазоном с Гуглом в этом смысле. И поэтому, мы действительно поддерживать собственные прорывные исследования, разработки. Наверное можно было работать со стартапами, но как крупная технологическая компания мы обязаны для того, чтобы быть на шаг впереди конкурентов, иметь свою собственную разработку, и свои собственные исследования, которые скажут там ну, давайте вот это вот посмотрим повнимательнее.

Л. Гулько Ну, возможностей больше, честно говоря.

А. Ефимов Ну как у лаборатории, конечно у нас громадные возможности. Но это очень важно, мы отличаемся от всех прочих потому, что за нашими плечами огромный рынок самого «Сбербанка». Я всегда знаю внутренний телефон заказчика по всем нашим проектам дл того, чтобы понять, а что нужно заказчику, мы всегда делаем важные вещи для них.

Л. Гулько И несколько слов если можно, о форуме Сколково «Роботикс». Это вот (неразборчиво).

А. Ефимов Седьмой раз…

Л. Гулько Давайте.

А. Ефимов Да, седьмой раз будет проводиться форум Сколково «Роботикс». Я основал этот форум в 2013 году, и в 2019 году пройдет седьмой форум Сколково «Роботикс», он пройдет 16 апреля, на котором мы будем показывать в том числе и наши проекты, но надеемся, что этот форум будет таким просветляющим моментом для всего робототехнического сообщества России. Потому что туда приедут много зарубежных экспертов, много интересных людей, которые будут показывать, рассказывать о том, что там будет. И я думаю, что мы кое-что интересное покажем на этом форуме.

Л. Гулько У нас с вами осталась минута. Это вопрос, который задают всегда, я так понимаю тем более, так сказать в конце года. Что будет через 5 лет в робототехнике? Вы как фантаст сейчас будете, понимаете? Они все время все угадывают.

А. Ефимов Значит все, во что можно будет встроить чип, будет встроен чип. Все, во что можно будет искусственный интеллект, все что может разговаривать из вещей, будет с нами разговаривать.

Л. Гулько А мы?

А. Ефимов И будет понимать.

Л. Гулько У нас уже встраивают чипы?

А. Ефимов Да, я боюсь, что этого совершенно не избежать. Пять лет, наверное такая перспектива.

Л. Гулько Заканчиваем наш сегодняшний эфир. Альберт Ефимов, руководитель лаборатории робототехники «Сбербанка», с наступающим новым годом, и конечно же успехов.

А. Ефимов Всех с новым годом!

Л. Гулько Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире