09 июля 2003
Z Интервью Все выпуски

проблема бедности в мире; проблема процесса глобализации


Время выхода в эфир: 09 июля 2003, 12:10

9 июля 2003 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Мишель Серр, историк, философ, член Французской академии.
Эфир ведет Ольга Бычкова.

О. БЫЧКОВА 12:11 в Москве, у микрофона Ольга Бычкова, добрый день. И я хочу представить нашим слушателям нашего гостя сегодня это Мишель Серр, знаменитый французский философ и писатель. Добрый день, господин Серр, большая честь для нас приветствовать Вас на «Эхе».
М. СЕРР Здравствуйте, я очень рад, что я на вашей радиостанции и спасибо за ваше приглашение.
О. БЫЧКОВА Вы в первый раз в Москве?
М. СЕРР Да, я впервые приехал в Москву. И меня поразила и очень приятно удивила красота города и большая любезность ее жителей.
О. БЫЧКОВА Какова цель вашего приезда сюда?
М. СЕРР Есть три цели. Первая, я представляю город Бордо, поскольку вино из Бордо знаменито по всему миру, и у нас существуют отношения и связи между потребителями и людьми, которые занимаются торговлей вином. Но это не главная цель моего визита. Главная цель моего визита обмен мнениями с моими российскими коллегами в области науки и общественных наук.
О. БЫЧКОВА Я хотела бы задать вам вопрос, извините, если это будет не слишком вежливо, но я хотела вас спросить о том, что волнует нас сегодня здесь. Несколько дней назад в Москве был совершен очередной теракт, погибли люди, и к сожалению это уже не первый случай ни в Москве, ни в других частях света. Люди говорят о том, что происходит, куда мы пришли и куда мы в конечном счете катимся. Можно ли говорить, если это формулировать как вопрос, обращенный к философу, можно ли говорить о том, что мы наблюдаем некий кризис цивилизации, в которой мы сейчас находимся?
М. СЕРР Я не большой специалист по этим вопросам. Но я могу ответить, действительно, что сегодня это вопрос, который касается всех, потому что теракты уже совершались и в США, и во Франции, Великобритании, в Израиле и в России. И следовательно, это на самом деле общая проблема, но необходимо помнить, что теракты начались уже в 19 веке, было в 19 веке во Франции, они совершались во Франции и также в России. Это не абсолютно новое явление, это всеобщее явление, но практически это не новое явление.
О. БЫЧКОВА Французский философ и писатель Мишель Серр в прямом эфире на «Эхе Москвы». Я хотела бы продолжить эту тему, которую я начала, как вы думаете, при сегодняшнем состоянии общества в разных странах, при сегодняшнем состоянии?
М. СЕРР Необходимо четко разделять два понятия, прежде всего, причины этих терактов и во втором случае это то, каким образом можно эти причины излечить или устранить. Я думаю, что лекарством или способом устранения терактов, я думаю, что это нужно рассматривать, как проблемы полиции, в большей степени, как проблемы армии, потому что война не является решением проблемы терактов, но полицейские акции должны принести большую пользу в устранении этого зла, потому что теракты всегда совершаются людьми невидимыми. А война всегда явление видимое. Война это проблема правовая, т.е. существует объявление войны, есть право ведения боевых действий, в то время как теракты это проблема, которая касается не правовой территории. Например во Франции у нас были совершены теракты, и полиции удавалось находить ответственных за эти акты. Т.е. я думаю, что это скорее вопрос, который относится к ведению полиции, чем к ведению армии. Т.е. тогда можно говорить о причинах, причины различны, их много, в основном теракты это всегда люди, которые имеют меньше вооружения, и вероятно это также оружие слабых и оружие бедных.
О. БЫЧКОВА Но вот после 11 сентября как раз очень много говорили о том, что это проблема богатых стран и бедных стран, богатые страны должны подумать о том, как попытаться предотвратить подобного рода преступления и вообще подобного рода направления мысли в странах бедных. Сейчас этих разговоров, кажется, что стало меньше. Как вы думаете, при сегодняшнем состоянии общественного мнения в западных странах, готовы ли они каким-то образом приблизиться к решению этой проблемы?
М. СЕРР Вы правы. Т.е. я только что говорил о тех способах излечения этого зла, краткосрочных. Но единственное долгосрочное лечение это восстановление равновесия в распределении богатства во всем мире. Например, необходимо списать долги бедных стран было бы хорошим решением. И я действительно думаю, что это вопрос экономического плана, который богатые страны должны в первую очередь решать.
О. БЫЧКОВА И вот вопрос, который пришел нам на наш эфирный пейджер от нашей слушательницы Татьяны как вы считаете, отвечает ли идеология общества потребления реальным целям человечества?
М. СЕРР Вопрос общества потребления это вопрос всеобщего распространения, можно ли по всему миру распространить эту модель, т.е. такой уверенности нет, уверенности в том, что это может распространяться по всему миру, нет. К примеру, нельзя например сделать всеобщим туризм или чрезмерное потребление нефти. Т.е. очевидно, что необходимо, нужно создавать новую модель цивилизации, чтобы восстановить было равновесие между бедными и богатыми странами. Т.е. в политической философии здесь у нас наблюдается отставание.
О. БЫЧКОВА Насколько возможным кажется вам создание такой модели цивилизации, которая бы уравновешивала разные виды цивилизаций? Западную и восточную, северную и южную, как мы сейчас видим.
М. СЕРР Сегодня все проблемы, которые ставит глобализация, т.е. весь вопрос глобализации в этом и состоит, и у нас сегодня нет глубокого анализа данной ситуации. И я думаю, что сегодня мы вынуждены принимать какие-то местные очаговые решения, т.е. именно поэтому я говорил только что о например списании долгов бедных стран.
О. БЫЧКОВА Вы говорите, что нет глубокого анализа этой ситуации. Его нет, потому что его просто еще не сделали, потому что время его еще не пришло? Или почему?
М. СЕРР Возможно, действительно, что экономические вопросы, которыми мы занимаемся, в первую очередь, покрывают или закрывают собой более глубинные вопросы. Но я думаю, что уже давно человечество двигалось и движется к глобализации.
О. БЫЧКОВА Можно ли говорить о том, как будет выглядеть эта картина, какое будет человечество, каким будет мир, предположим, в конце нынешнего века? Можно ли сегодня строить какие-то предположения на этот счет?
М. СЕРР Я не могу ответить на этот вопрос по двум причинам. Первая причина я не являюсь пророком, я всего лишь философ. И вторая причина, всякий раз, как кто-то пытался делать какие-то прогнозы, будущее постоянно опровергало эти прогнозы. Т.е. очень сложно какие-то прогнозы делать, потому что будущее невозможно предугадать.
О. БЫЧКОВА Наш слушатель Александр задает вам такой вопрос как господин Серр решает проблему бога и его существования? Вопрос для философа.
М. СЕРР Да, я не философ религии. И моя идея, касающаяся религии, она проста, заключается в следующем, чтобы говорить о религии, необходимо, чтобы я знал, примерно обладал знанием о всем накопленном человечеством знании, т.е. чтобы я знал социологию, историю, психологию, точные науки. И вопрос бога находится на самом краю этого знания, оно не внутри. И следовательно я предпочитаю в качестве ответа следующее каждый имеет право, он свободен в принятии своего решения, но у меня ничего такого решительного и окончательного ответа нет. Я сам ищу ответ на этот вопрос, скорее, чем я могу вам предложить готовое решение.
О. БЫЧКОВА Но вам приходилось отказываться или пересматривать какие-то взгляды, которые, скажем, были привиты вам в детстве или в начале жизни?
М. СЕРР Да, безусловно. Философия заключается как раз в том, чтобы находиться на определенной дистанции в отношении того, чему нас учили, т.е. таким образом я дистанцировался, я был воспитан в религиозных понятиях, я дистанцировался от этого, и теперь я смотрю на эти вопросы с большим уважением и очень внимательно к ним отношусь.
О. БЫЧКОВА Но как часто вам приходилось пересматривать ваши взгляды? И как вообще вы относитесь к этой проблеме? Постоянство убеждений или изменения?
М. СЕРР Я очень много мнений поменял, потому что я занимаюсь философией науки, в области науки мы постоянно обязаны менять мнение, даже в математике, будь то в физике или в биологии. Я всю свою жизнь участвовал и наблюдал значительную революцию в области математики или биологии. Т.е. я часто был вынужден менять свои мнения о знании. И следовательно, поскольку я получил образование в области точных наук, у меня скорее есть сомнения и колебания, нежели чем твердая уверенность. И следовательно в области религии я нахожусь в аналогичном состоянии, я постоянно открыт, и я постоянно готов поменять свое мнение, идеи или проанализировать, найдя новый подход к старой проблеме. Что касается вопроса религии, очевидно, я всегда открыт и скорее я отношусь с симпатией.
О. БЫЧКОВА Это значит, например, что в детстве вы ходили в церковь, а теперь этого не делаете? Или продолжаете это делать всю жизнь?
М. СЕРР Личный вопрос, я думаю, что представляет мало интереса по отношению к глобальным, всеобщим вопросам религии, мое мнение не будет иметь особой ценности.
О. БЫЧКОВА Хорошо, тогда, тем не менее, еще один личный вопрос, который мы обязательно задаем нашим гостям, потому что всегда получаем интересные ответы. Вторая мировая война, есть ли у вас какая-то история, которую вы могли бы рассказать нашим слушателям, история из вашей собственной жизни, как война оказала влияние на вашу жизнь, события, свидетелями которых вы могли быть?
М. СЕРР Спасибо за то, что вы задаете мне этот вопрос, у меня очень четкие воспоминания, потому что я уже пожилой человек. Мое первое воспоминание это война испанская, 1936 год, второе воспоминание это Вторая мировая война, с 39 по 45 гг., и для меня это было очень важное время, потому что я очень интенсивно пережил то, что случилось в Хиросиме и Нагасаки. И для меня ученого, я был в то время ученым, для меня это был кризис сознания. Кризис сознания действительно очень серьезный, когда я понял, что результатом науки явился взрыв ядерной бомбы. И именно из-за этого взрыва я стал философом науки, потому что именно вопросы научные, которые развиваются в вопросы военные, они заставляют задавать основные вопросы в области сознания. Т.е. я стал философом из-за Второй мировой войны.
О. БЫЧКОВА Но человечество извлекло уроки такого рода, о которых вы говорите, с тех пор, кажется, что нет?
М. СЕРР Да, человечество частично извлекло уроки, потому что с момента взрыва в Хиросиме и Нагасаки мало-помалу пришли к всемирному соглашению по вопросу ядерной бомбы. И некоторым способом из этого я извлекаю урок оптимизма.
О. БЫЧКОВА Наверное, последний вопрос, это тоже вопрос от наших слушателей с нашего эфирного пейджера, у нас остается буквально полторы минуты эфира, поэтому позвольте вопрос несколько легкомысленный, поскольку взаимоотношения российских и французских продавцов и производителей вина, это один из сюжетов вашего визита. Лариса спрашивает не огорчает ли вашего гостя, что французские вина в России стоят дороже, чем в Европе, и далеко не каждый может позволить себе купить бутылочку вина?
М. СЕРР Я совсем не занимаюсь торговлей вином, я просто французский философ, любитель вина, и в отношении вина у меня отношение скорее эстетическое, чем коммерческое. И в некотором смысле я считаю вино произведением искусства, как может быть я рассматривал картину или слушал симфонию. Я не очень хорошо знаю, не очень хорошо разбираюсь в вопросах торговли. Для меня вино это некоторый шедевр, как например подобный красивому собору или музыка в исполнении красивого квартета. Т.е. я не очень хорошо знаю вопросы, касающиеся коммерции, я не очень много потребляю алкоголя.
О. БЫЧКОВА У вас есть названия самых ваших любимых шедевров?
М. СЕРР Я родился в Бордо, я предпочитаю вина из Бордо, но я знаю, что на юге в России очень хорошие производятся тоже вина. И я восхищаюсь, мне очень нравятся вина, производимые на юге России.
О. БЫЧКОВА Я благодарю вас, к сожалению наше время в эфире закончено, французский философ и писатель Мишель Серр отвечал на наши с вами вопросы. Спасибо.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире