20 июня 2003
Z Интервью Все выпуски

Тема: «Налоговая реформа».


Время выхода в эфир: 20 июня 2003, 15:35

20 июня 2003 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Кудрин министр финансов РФ.
Эфир ведет Алексей Венедиктов.

А. ВЕНЕДИКТОВ Мы предлагаем вам вопрос, который имеет опосредованное отношение к событиям сегодняшнего дня, но вопрос очень простой. Приходилось ли лично Вам в этом году сталкиваться с т.н. «левыми» деньгами? «Левые» деньги это либо зарплата, «серая» или «черная», либо Вы платили взятки, либо у Вас вымогали взятки, неучтенные деньги, либо Вы не получали квитанции. Если да, Вам приходилось сталкиваться в этом году с «левыми деньгами», звоните 995-81-21. Если нет, не приходилось, звоните 995-81-22.
Алексей Леонидович, а Вам лично как гражданину приходилось в этом году? Вымогали ли у Вас взятки, предлагали ли Вам взятки, платили Вы без квитанций и чеков какие-то деньги?
А. КУДРИН Я как раз хотел бы обратить внимание, что когда вы платите в ларьке, на рынке или где-то в другом месте без чека и квитанции, то это средства, которые уходят из казны, из учета и не облагаются налогом. В этой связи это, можно сказать, тоже часть теневой экономики. Если вы платите чаевые, то это тоже часть теневой экономики. Так или иначе, бывает, мы встречаемся с такими ситуациями.
А. ВЕНЕДИКТОВ Но Вы лично как гражданин?
А. КУДРИН Когда я покупал вчера букет цветов, я не попросил чек. Наверное, я тоже встретился с этой ситуацией.
А. ВЕНЕДИКТОВ Алексей Леонидович, в связи с этим вопрос о вступлении в ФАТФ. Россия вступила в международную организацию, которая борется с отмыванием денег. Прошла очень короткий путь от страны из черного списка до той страны, которая решает. Скажите, пожалуйста, это однозначно хорошо для России или не однозначно?
А. КУДРИН Это однозначно хорошо для России. Я даже думаю, мы не совсем точно понимаем, что дает именно это вступление в ФАТФ. Хочу сказать, что уже год в России существует не только законодательство, но и вся система отслеживания подозрительных сделок, которые могут быть связаны с отмыванием или с финансированием терроризма. С финансированием терроризма это несколько месяцев после изменения законодательства осенью прошлого года. Обязательства мы взяли на себя давно, и мы уже участвуем в международной системе обмена информацией. И мы получаем информацию из других стран о сделках, которые связаны то ли с российскими структурами, то ли наши чиновники или другие госслужащие открывают счета за рубежом, их перепроверяют. Но теперь, вступив в ФАТФ, мы имеем право не только участвовать в этой системе, бороться с отмыванием, но мы теперь имеем право даже законодателей в этой области. То есть мы будем участвовать в разработке правил, в оценке других стран, в принятии решений. Повторяю, обязательства мы на себя взяли давно, когда ввели это законодательство. А это дает нам дополнительные полномочия участия в этой системе, в том числе в разработке нормативных документов по борьбе.
А. ВЕНЕДИКТОВ Требует ли это дополнительного изменения внутри российского законодательства? Помните, буквально год тому назад вводили контроль за крупными покупками, отменяли контроль за крупными покупками и т.д.
А. КУДРИН Больше года назад специально, именно для целей борьбы с отмыванием все кредитные организации страны, то есть все банки, все ломбарды, другие структуры, которые имеют дело с финансами, отчитываются о всех сделках свыше 20 тыс. долларов или 600 тыс. рублей примерно. В этой связи все такие сделки в автоматическом режиме попадают на компьютер этой структуры. Но эта структура не борется с налоговыми преступлениями, «вы неправильно валютные операции провели», только имеет право вскрывать сделку и ею заниматься, если есть подозрения в отмывании или финансировании терроризма. То есть результат этой всей работы, чтобы у нас не было грязных денег и терроризма. Эта борьба с терроризмом, это недопущение того, чтобы кто-то где-то кого-то пытался подорвать, убить или нанести другой ущерб.
А. ВЕНЕДИКТОВ Или профинансировать тех, кто пытается подорвать и убить.
А. КУДРИН Я и говорю, именно не позволить этого на стадии финансирования.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я хочу сказать, что сразу после возвращения из Берлина Ваш первый заместитель господин Зубков, который возглавляет комитет по финансовому мониторингу, будет в нашем эфире. Мы подробно об этом поговорим. Но Вы сказали ключевое слово «налоги», и мы возвращаемся к событиям сегодняшнего дня и к пресс-конференции президента Путина, который сегодня заявил, что планируется ряд осмысленных, хотя и скромных действий. Это цитата. Что из них осмысленно, а что скромно, мы сейчас попытаемся разобраться. Предложение снизить ставку НДС с 20% до 18%, отменить налог с продаж, а дальше президент сказал «скромно», и здесь я попросил бы Вас сказать осмысленно. Речь идет о том, что он сказал, что это будет компенсировано другими системами. Потому что регионы теряют при отмене налога с продаж, отмене НДС, бюджет теряет. Чем вы будете восстанавливать бюджет?
А. КУДРИН Прежде всего, возможность снижения налогов в стране без ущерба для бюджетных отраслей, для здравоохранения, образования, военных можно осуществлять, только если мы обеспечиваем экономический рост. Экономический рост дает больше доходов, больше налогов. Мы должны решить, больше мы тратим тогда или мы идем на снижение налогов. В этой связи мы выбрали путь снижения налогов, чтобы поддержать промышленность, экономику, и потом, на следующей стадии, опять получить рост. Это как выращивание в любом деле. Поэтому мы сегодня взяли приоритет на снижение налогов.
Второе. Конечно, мы территориям, субъектам РФ, которые теряют такой доходный источник, как налог с продаж, поможем, даже компенсируем эти выпадающие доходы. Сейчас идет заседание Думы, на котором рассматривается передача 1% налога на прибыль, который поступал в федеральный бюджет, а теперь будет поступать в бюджет субъектов. Все налоги на малый бизнес передаются в субъекты РФ. 50% поступающего акциза на алкоголь также будет поступать в субъекты РФ. Таким образом, эти три источника в основном уже покрывают практически всю сумму отмененного налога с продаж.
А. ВЕНЕДИКТОВ То есть вы уже посчитали?
А. КУДРИН Да, мы уже посчитали. Это, конечно, не даст такую же полную компенсацию по каждой территории, и каждая территория, которая недополучит деньги через эти механизмы, получит специальную субвенцию из федерального бюджета. Но таких территорий всего несколько будет.
А. ВЕНЕДИКТОВ Президент сказал, что Москва — главный субъект, который теряет.
А. КУДРИН Москва — не самый бедный город. В Москве концентрируется 36% всех торговых операций в стране, которые облагаются налогом с продаж. И, действительно, Москва является тем городом, который в своем бюджете не досчитается этих денег. Москва, во-первых, получит те же самые замещающие, о которых я сказал, и мы ожидаем, что такой разрыв в финансировании будет не столь большим уже, то есть компенсация будет меньше, чем выпадающее, и тогда федеральный бюджет поможет на эту разницу другими источниками, программами на строительство дорог.
А. ВЕНЕДИКТОВ И еще, насколько я понимаю, президент сказал, что будет улучшена структура налога на добычу полезных ископаемых. Сразу возникает слово «рента», как все говорят. Что значит «улучшена структура»?
А. КУДРИН Это имеет самое прямое отношение к ренте. Прежде всего, идет речь о налоге на добычу полезных ископаемых, на газ и на нефть. Могу сказать, что в газовой отрасли мы несколько более запоздало проводим такие реформы, отменяем акциз на газ, замещаем его налогом на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлиной на газ. И это б будет даже с некоторым увеличением нагрузки на газовую отрасль. На 0,5 млрд. долларов эта отрасль начнет платить больше.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я просто напоминаю, что наш акционер «Газпром», мне это интересно.
А. КУДРИН В части нефтяной отрасли тоже будет небольшое увеличение нагрузки. Но за счет того, что отменяется НДС и налог с продаж, нефтяная отрасль практически не потеряет и не усилится. В прошлом году, когда сам этот налог на добычу полезных ископаемых, на нефть был введен, за прошлый год нефтяная отрасль заплатила в бюджет на 5 млрд. долларов больше. И в этом году мы эту базу сохраняем, и мы ее не уменьшаем даже с учетом уменьшения НДС и налога с продаж. То есть нефтяная отрасль не снизит общее бремя. Хотя для перерабатывающей промышленности общее снижение будет. Вот так, достаточно непросто, в структуре всех налогов между перерабатывающими отраслями и сырьевыми, между федеральным центром и регионами мы пытаемся создать модель, которая обеспечит сбалансированность бюджетов, а в то же время мы будем снижать налоги, поддерживая экономику.
А. ВЕНЕДИКТОВ Сегодня президент настаивал на своей задаче удвоить ВВП. При этом он говорил о том, что… может быть, это вопрос не к Вам, а к Герману Оскаровичу, но тем не менее. 4,5%, а в первом полугодии 7,1%. Народ как-то развел руками и не понял. Вы не могли бы пояснить, что это значит?
А. КУДРИН Отношение к тому, как добиться удвоения, и можно ли, уже известна цифра: чтобы в течение 10 лет удвоить ВВП, мы должны расти каждый год на 7,2%. Многие спрашивают, давайте начнем сейчас, сразу, давайте примем какие-то смелые решения. Это смелые решения во всех отраслях: в банковской сфере, в инвестиционном климате, в снижении всякого рода барьеров, улучшение работы судебной системы, улучшение работы естественных монополий, чтобы они были более прозрачными, не затратными были тарифы, и т.д. Это во всех сферах. И в один день, сегодня на завтра все эти решения не принять. Каждая реформа, чтобы она не ударила по бюджетам территорий, по населению, требует большой подготовки соответствующих структур, подготовки кадров. Поэтому каждая такая реформа на 2-3 года растягивается как минимум, если даже она будет самыми быстрыми темпами расти. И, во-вторых, не все такие меры сразу же начинают давать отдачу. Они дают отдачу, когда они делаются в комплексе. Не все удается сделать быстро и в комплексе, поэтому мы всегда с нетерпением ждем, когда это заработает. Это нельзя точно предсказать. Некоторые реформы Рейгана в свое время дали результат через 7 лет. Поэтому когда мы видим экономический рост, это означает, что те меры, которые мы приняли, оказались более эффективными и результативными, чем мы даже, может быть, ожидали.
А. ВЕНЕДИКТОВ Так что означает эти «7,1» в первом полугодии все-таки?
А. КУДРИН Здесь, конечно, еще сыграло роль и то, что у нас сейчас благоприятная конъюнктура по экспортным ценам на наши сырьевые товары. Примерно треть от этого роста связана с этим. Но вместе с тем все-таки сам рост за счет других факторов оказался выше, чем мы ожидали. Один из факторов существенный рост инвестиций, 11% в начале этого года, в то время как в прошлом году было всего 2%. То есть инвестиции являются базой роста, и они, оказалось, выросли существенно. Это означает, что к тем мерам в экономике, которые мы провели, оказалось даже больше доверия, чем мы обещали. И оно быстрее сказалось, люди быстрее поверили в нашу искренность и стабильность.
А. ВЕНЕДИКТОВ Но означает ли это, что запланированный рост ВВП будет превзойден, если на год 4,5, на первое полугодие 7,1, значит ли это, можете ли Вы сказать хотя бы осторожно, что это будет уже 4,8 или 4,9?
А. КУДРИН По данным 5 месяцев можно сказать, что он будет явно не 4,5, а уже примерно 5 или выше. То есть, конечно, рост первого полугодия несколько выше, чем мы ожидаем во втором полугодии. Но уже это будет выше в среднем по году, чем мы ожидали, то есть это больше 5%.
А. ВЕНЕДИКТОВ Сегодня представитель МВФ на пресс-конференции в Москве, первый заместитель директора-распорядителя Энн Крюгер сказала о том, что правительству хорошо бы то, что сейчас получается, вкладывать в стабилизационный фонд, потому что конъюнктура не останется. Не тратить, а вкладывать. Как Вы относитесь к такой рекомендации?
А. КУДРИН Это абсолютно правильная рекомендация. Мы в предыдущие годы эту политику проводили, мы создали финансовый резерв. На начало года он составил 230 млрд. рублей. Вы можете посудить, что это существенные средства, даже если в доллары переводить, несколько миллиардов долларов. Таким образом, мы уже живем этой политикой, и она тоже дает эти результаты. Несмотря на такой приток валюты, на укрепление рубля в корзине валют, мы не допускаем существенного… то, что рубль укрепляется к доллару, это свойство, скорее всего, той политики, которая проводится в США, но не наша недоработка. В этой связи уже важно, что мы не допускаем высокого укрепления рубля и не допускаем высокой инфляции. Этот стабилизационный фонд работает сразу на две этих цели, которые благотворно сказываются на экономике, на самочувствии наших предприятий, особенно экспортно-ориентированных. Или внутренний рынок, значит, меньше придет импорта. Поэтому создание стабилизационного фонда очень важный механизм регулирования макроэкономической ситуации.
А. ВЕНЕДИКТОВ Президент сегодня сказал, что инфляция 10-12%, как ему кажется, в целом будет выдержана. Но он политик. А Вы как специалист?
А. КУДРИН Конечно, мы обеспечим. Никогда нельзя сказать точно, но все те меры, которые мы приняли, и то, что экономическая наука нам позволяет прогнозировать, планировать результативность наших мер, говорит о том, что мы выйдем на 12%.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я все-таки хотел бы напомнить, Алексей Леонидович, мы с Вами говорили ровно полгода назад о том, что год предвыборный. И поэтому, как в любой стране, парламенты накануне выборов принимают популистские решения. Это тоже закон, это политическая наука. Делаете ли вы поправку в своих расчетах, что, возможно, в сентябре, в октябре на последней сессии парламент примет несколько популистских законов, которые могут привести к увеличению инфляции?
А. КУДРИН Эти законы и сейчас пытаются уже провести, на этой сессии. И сейчас по налогам очень много желания дать дополнительные льготы, которые уменьшат доходы, и будут зачастую использоваться неэффективно. Это сплошь и рядом, сегодня у нас это каждый день, мы эти вопросы решаем. Такую поправку мы делаем. Но я уверен, что здравомыслие и консолидация центристских фракций, прежде всего, зачастую при поддержке правых фракций позволяет нам удержать ситуацию, жить по средствам, не превышать расходы, не влезать в долги, а проводить такую политику, которая дает те самые результаты: 7% рост в начале года, 11% роста инвестиций и 14% роста доходов населения.
А. ВЕНЕДИКТОВ Реальных доходов?
А. КУДРИН 14% роста валовых доходов, но в реальном выражении, я думаю, за год будет сверхинфляция, то есть, чтобы доходы не обесценились, даже приросли в реальном выражении. Это 9-10% будет в среднем в год.
А. ВЕНЕДИКТОВ Это повышение для бюджетников, запланированное 1 октября, по-моему, оно пройдет? Здесь нет никаких изменений?
А. КУДРИН Мы на прошлой неделе, в пятницу приняли закон об изменении бюджета этого года. В трех чтениях Дума поддержала этот закон. И этот закон как раз выделяет дополнительные средства территориям для повышения этой заработной платы. Мы абсолютно уверены, что каждый учитель, каждый врач получит своевременно свою зарплату, повышенную на 33%. Это то, что мы можем сделать в этом году. Накопим деньги для следующего повышения, будем проводить следующее повышение.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я, кстати, спрашивал здесь две недели назад у Вашего коллеги, министра труда Александра Починка, есть ли сейчас уже прикидки на бюджет 2004 года: прикидки инфляции и прикидки роста бюджетных зарплат. Они есть?
А. КУДРИН Да, конечно. То повышение, которое мы хотели сделать в 2004 году, мы фактически на 3 месяца раньше проводим, с 1 октября. И, конечно, это главная нагрузка, которая будет, как дополнительная нагрузка, в следующем году. Следующее повышение мы сейчас планируем с 1 января 2005 года. Если все будет складываться хорошо, то уже ближе к середине года мы вернемся к этому вопросу.
А. ВЕНЕДИКТОВ Очень важный вопрос. Еще Вы сказали одну вещь, не хочу пропустить, хотя она политическая. Вы сказали о том, что правительство при поддержке центристских фракций, часто фракций правых. Можно ли сказать, что у нас возникло правительство большинства в ГД, о котором президент говорит только по отношению к следующей Думе? При обсуждении бюджета, конечно.
А. КУДРИН Можно, я прямо приведу слова президента? Он сказал: «Правительство должно быть профессиональным, но опираться на большинство Думы». Мне кажется, нынешнее правительство так и поступает. Это, безусловно, не политическое, а профессиональное правительство, опирающееся на большинство Думы. И зачастую эти слова используют, как некую прокладку к тому, что будет парламентское правительство. Я думаю, что мы еще не стоим на пороге правительства парламентского большинства. Я думаю, что для нашей страны это не было бы еще разумно. Но эту связь между большинством Думы и правительством нужно, действительно, укреплять, и делать этот путь существенно короче, чтобы правительство не приходило в Думу, а там дальше большинство, какое бы оно там ни было, не говорило так: «А теперь мы посмотрим и все порешаем по-своему». Этого, конечно, такой разницы в позициях не должно быть. Нам удается с учетом опыта этих 3 лет все время сближать эти позиции. Я думаю, что сегодня экономический рост, эта проведенная реформа это заслуга этого консенсуса, и правительства, и большинства ГД.
А. ВЕНЕДИКТОВ В начале недели появилась информация о том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко отказывается от всех договоренностей, связанных с переходом на единую валюту. Об этом, в частности, писали наши коллеги из газеты «Известия», ссылаясь на совещание от 18 июня. Что Вы можете сказать по поводу движения к единой валюте?
А. КУДРИН Во-первых, официальные лица Белоруссии не заявляли об отказе. Безусловно, это межправительственное соглашение, подписанное в свое время президентами, о введении этой валюты. Задача наших финансовых органов была найти тот профессиональный механизм работы этого механизма с единым эмиссионным центром в Москве. Мы его нашли, соглашение такое подготовлено. 3 дня назад состоялась встреча Михаила Михайловича Касьянова и председателя правительства Белоруссии Новицкого в СПБ на экономическом форуме. Там они обсудили это соглашение, еще раз подтвердили, что оно устраивает обе страны. Так что я передаю вам самую свежую информацию из двух наших правительств. Никто не сомневается, что мы будем идти этим путем.
А. ВЕНЕДИКТОВ Следующий вопрос связан тоже с курсом рубля, евро и доллара. Я не спрашиваю Ваш прогноз. Я знаю, Вы не любитель давать прогнозы. Но вопрос о политике по отношению к дальнейшему укреплению рубля по отношению к доллару. Не секрет, что значительная часть населения хранит свои сбережения в том числе и в иностранной валюте, евро и долларах. В данном случае какая будет политика ЦБ, как Вы думаете? И будет ли она совместна с Минфином?
А. КУДРИН Как министр финансов, я консерватор в таких отношениях. Я уже неоднократно говорил, что фундаментальные показатели американской и европейской экономики не меняются настолько, чтобы так существенно менялось соотношение курсов валют. Поэтому данный курс не свидетельствует о фундаментальных изменениях, и, скорее всего, он будет скорректирован, он не будет столь быстро или долго различаться, или еще раз этот разрыв увеличиваться, с одной стороны. С другой стороны, уже достаточно продуманная финансовая политика России позволяет рублю быть надежной валютой. В этой связи такая рекомендация. Не нужно сейчас шарахаться от доллара к евро или к другой валюте. Это первое. Правило, что доллар и в Африке доллар, сохраняется и на сегодняшний день. Второе. В отношении рубля. Увеличились вклады населения в рубли. Это абсолютно закономерно, это выгодно сегодня. Банки еще и проценты в связи с этим платят, да еще и рубль чуть-чуть укрепляется, так что это выгодно. Население уже это почувствовало, понесло деньги в банки. Это правильно. У нас сейчас это все абсолютно надежно, прогнозируемо. Слава богу, обжегшись на молоке, дуем на воду. Стабилизационный фонд, о котором я говорил, это серьезная гарантия этой стабильности. Так что и бежать от доллара лишний раз не надо, и в рубли вкладывать можно на сегодняшний день. То есть это такая мягкая консервативная рекомендация.
А. ВЕНЕДИКТОВ И поскольку Вам нужно в ГД, я знаю, Вы сейчас будете выступать, последний короткий комментарий. Итак, нам позвонило 1769 человек. 88%, так же, как министр финансов Кудрин, сталкивалось в этом году с «левыми» деньгами. Ваш короткий комментарий.
А. КУДРИН Если с учетом того, что не выписанный чек или чаевые являются, тогда, конечно, могут и все 100% появиться. А если говорить о том, сталкиваемся ли мы с «грязными» деньгами, с отмыванием, могу сказать, что из 350 тыс. информации по любым сделкам, которую мы в прошлом году получили в комитете по финансовому мониторингу, только 4,8 тыс. мы посчитали подозрительными. Из них дошло до судов на сегодняшний день только несколько десятков таких случаев. Сейчас следующий этап, доказать в судах, что это было действительно отмывание. Так что эти 88%, конечно, не полностью показатель именно «грязных» денег в России. Второй вывод, что в России сейчас идет легализация бизнеса, так что впоследствии все-таки этого будет меньше.
А. ВЕНЕДИКТОВ Алексей едет в ГД защищать налоговые изменения. Счастливой дороги!
А. КУДРИН Всего хорошего!
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был Алексей Кудрин министр финансов РФ.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире