А. Венедиктов Алексей Леонидович Кудрин, глава Счетной палаты. Я не знаю, поздравлять Алексея Леонидовича. Счетная палата — это…

А. Кудрин Вполне отличное место для дальнейшей работы.

А. Венедиктов Для чего? Для вас.

А. Кудрин Для работы с правительством. Мониторинг выполнения стратегических целей. Перестройка работы Счетной палаты… анализа, скорее всего, процессов на анализ оценки результата работы как министерств, государственных программ, правительства. В этом смысле я хочу, чтобы общество имело объективную картину о том, как у нас выполняются поставленные задачи.

А.Кудрин: Нам нужно какие-то правила менять и скорость решения ускорять в два-три раза

А. Венедиктов В этой связи, выступая сегодня на завтраке Сбербанка, одной из главных целей, казалось бы, должна быть цель экономическая, экономические реформы. Вы сказали, что, тем не менее, главное, ну не волшебная палочка, не ключик, это реформа государственного управления. И аудитория проголосовала за реформу государственного управления. Почему?

А. Кудрин Потому что, во-первых, государственное управление определяет те вызовы и цели свои…

А. Венедиктов Нет, что не так сначала.

А. Кудрин Строго говоря, у нас отсутствие стратегического управления. В достаточно строгом смысле этого слова. Потому что я назвал это, стратегические задачи предыдущего периода не выполнены. Ни по росту ВВП, ни по росту производительности, ни по доли инновационной экономики. Ни по росту реальных доходов населения. Это главное. За второстепенное отчитались. Вроде они на слуху. Тоже важно, безусловно. Но стратегически не выполнено.

А. Венедиктов И никто не заметил.

А. Кудрин И это никто не заметил. Если я спрошу, знаете ли вы, какие госпрограммы как выполнили каждый из министров, хоть на 30, на 50 или на 70 процентов – это тоже никто не слышит. Это важнейшее качество любого государственного управления – целеполагание, ресурсы на это тратят, деньги налогоплательщиков. То, что сделано министром или правительством. Поэтому это важный блок. И аудит или как мы говорим оценка результатов управления и программ, потраченных государственных ресурсов с точки зрения результата – важнейшая функция Счетной палаты. Прописанная, кстати в законе. В законе о Счетной палате сказано: оценивать реализуемость и результативность выполнения стратегических целей, государственных программ, других стратегических документов. Там есть и другие моменты. Количество регулятивной практики в области разных — финансов, земле, в недвижимости, в управлении госпредприятиями. Во всех сферах, недрами и так далее. Есть регуляторная практика. То есть выдача лицензий, установление определенных правил. Они настолько чрезмерны, настолько перегружены контрольные функции, непрерывная контрольно-надзорная деятельность просто терроризирует эти предприятия. Иногда от государственных ресурсов теперь шарахаются. Потому что знают, что это фактор риска для бизнеса. Поэтому я говорю, что регулятивная практика и контрольно-надзорная деятельность существенно требуют перестройки. Чтобы стать более комфортной, безопасной и ориентированной на профилактику рисков. А не на создание этих рисков для компаний. Кадровая политика, качество чиновника, его неэффективность, перегруженность, нету строгих компетенций, нет в хорошем смысле профессиональной карьеры. То есть она не определена, он все время в неопределенности присутствует. Живет. В этом смысле сегодня есть совершенно четкие модели управления кадровой ситуацией, ростом, переобучением, повышением навыков, чтобы эффективность каждого чиновника стала минимум на 30% лучше, а лучше всего в два раза.

А. Венедиктов А это измеряемая вещь?

А. Кудрин Да. Это измеряемая вещь. Мы можем говорить через целый ряд показателей, начиная от так называемых затрат на государственное управление до опять же результатов, выполнения KPI каждым министерством, каждым чиновником. Каждым подразделением. И поэтому кадровая ситуация тоже требует перестройки. Цифровизация госуправления, которое может в разы ускорить принятие любых решений. Создание единой платформы государственной по управлению. Цифровой платформы. Где каждое министерство друг с другом будет не обмениваться письмами или запросами на какую-то информацию, это будет единая платформа, где каждый чиновник может из нее взять то, что нужно. По специальному протоколу. И скорость принятия решений каждым чиновником любого министерства с использованием платформы информации всего правительства в широком смысле слова просто ускорится в несколько раз. Это не будет перепихивание документов между собой.

А. Венедиктов А вы согласны, что вам так очень аккуратно возразил Сергей Собянин. Который я напомню, возглавлял и аппарат правительства в свое время и администрацию президента. О том, что как раз федеральные чиновники, федеральные решения должны поспешать медленно.

А. Кудрин Здесь я бы перевел его в слова, что да, правила игры должны меняться как-то предсказуемо. Да, действительно и для бизнеса, и для чиновников регионального уровня, прежде всего для бизнеса и граждан, чтобы они все время не приходили каждый день и не требовали какие-то новые подходы, новые требования не выдвигали. В этом смысле скорее больше полномочий нужно передвинуть вот  тех принимаемых решений на уровень субъекта. Это я полностью согласен. И в этом тоже часть перестройки этой регуляторной и контрольно-надзорной и управленческой практики. Согласен. Но, кроме того, все-таки нам нужно какие-то правила менять и скорость решения все равно ускорять в два-три раза. Потому что мы сейчас опаздываем за текущими трендами мировой политики, перестройки экономики, принятия новых правил. Например, вы не успели пересмотреть технические требования к продукции. Всё, у нас не может быть в стране внедрены определенные виды технических совершенных современных компьютеров, правил или алгоритмов. Мы отстали уже от мира. Мы даже не разрешили применять у себя на территории, потому что все новые цифровые технологии требуют новых стандартов. И пользование ими и защита граждан от неправильного использования или кибер так называемых угроз и прочее – это все новые стандарты. Если мы их опоздали, то мы можем на 3-5 лет опоздать и целый пласт новых технологий не успеть внедрить. Это пример как бы…

А. Венедиктов Я заметил, когда вы сказали, что вы на встрече с президентом говорили, и президент сказал: да, надо будет понаблюдать за правительством. Как министры слегка поежились. Можете расшифровать, что имел в виду президент, чтобы было понятно.

А. Кудрин Мы имели в виду, что те наработки ЦСР, которые сегодня сделаны, то они не погибнут, то есть не будут забыты, а мы вернемся к ним шаг за шагом в виде или предложения правительства это будет или предложение ЦСР по-прежнему. Они все равно попадут на стол президенту и еще раз взвесим. То, что не попало сейчас в те указы и…

А. Венедиктов Интересно про указы. Я хотел спросить. Вы сами говорите о том, что майские указы шесть лет назад никто не замерил цифровое их выполнение. А вот этот майский указ – его ожидает та же судьба?

А. Кудрин Нет, сейчас я хочу сказать, что он очень амбициозный. Непростой. Я приоткрою завесу, что были обоснования определенных показателей, президент в некоторых случаях поставил более высокую планку.

А. Венедиктов Увеличить.

А. Кудрин Да. Начиная от продолжительности жизни до доли инновационной экономики и так далее. То есть чуть-чуть где-то везде повышал планку. А мы об одной цифре говорили о снижении бедности, — он ее тоже увеличил. В общем, такой подход. И это создает новые может быть требования более амбициозные, чем даже были разработаны. Это по некоторым позициям произошло. Но вот правительство должно теперь написать план, поэтому я бы сейчас не стал оценивать уже до конца исполнение, я бы послушал, что скажет правительство. Пока то, что говорит правительство здесь еще не позволяет сказать, что все эти амбициозные задачи будут достигнуты. Мы ждем этих решений. Потому что правительство ключевые решения еще свои не объявило. Но это понятно. Потому что правительству две недели, и правительство должно все-таки консолидированные какие-то вещи, решения принять. Даже если они были подготовлены предыдущим правительством, там есть очень чувствительные и очень такие затратные шаги. Которые они между собой должны…

А.Кудрин: Это не будет перепихивание документов между собой

А. Венедиктов Вот по налогам. Поймали Силуанова, вернее поймали аудиторию, которая неправильно трактовала Силуанова. Я тоже услышал, что внутри налогового мешка будет меняться. Вы поняли, что это будет существенно. Потому что вы сразу заострили на этом внимание.

А. Кудрин Да, я знаю, какие идут дискуссии. Действительно, не знаю конечного результата. Я думаю, нынешнее правительство определится. Но я предполагаю, я знаю, какие ведутся дискуссии. Я обещал пока не выносить. Пусть правительство определится. Поэтому я знаю, что может быть налоги будут изменены. Не буду говорить, как. Затем…

А. Венедиктов Это для бизнеса или физических лиц? Это важная развилка.

А. Кудрин Давайте я сейчас не буду на это отвечать.

А. Венедиктов Хорошо, а ваша позиция. Давайте не про них, а про вашу позицию. Если признать, что налоговая система нуждается в настройке, предположим, ваши советы правительству.

А. Кудрин Четко сформулирован во всех документах ЦСР и в моей статье, по-моему, это было то ли в «Коммерсанте», то ли в «Ведомостях». О том, что… В «Коммерсанте» — что ЦСР предлагает не повышать налоги. Остаться на тех же ставках. Но мы действительно предлагали уменьшить определенные льготы по налогам. В ряде сфер, отраслей, где мы не видим, что они существенно сыграют на рост. Все подчинить темпам роста. И тогда ресурсами распорядиться, в том числе налоговыми льготами, это тоже ресурс, иначе. Где-то их увеличить, а где-то уменьшить. Вот собственно, мы говорили: ставки не повышать. Я вчера еще раз зафиксировал в своем выступлении. Если нам не хватает ресурсов, лучше на пять долларов изменить цену отсечения для бюджетного правила, это примерно 450 млрд. рублей в год. Это примерно полпроцента ВВП. И сохранить это на шесть лет.
Это неплохой серьезный ресурс. Который компенсирует неповышение какого-то налога. У нас еще приводились примеры о том, чтобы на полпроцента повысить дефицит бюджета по сравнению с нынешним бюджетным правилом. Это еще полпроцента. Один процент ВВП дает 940-970 млрд. рублей сегодня. Это почти триллион. То есть триллион рублей у нас в кармане без рисков для макроэкономики, притом, что триллион я имею в виду в год…

А. Венедиктов Я понимаю.

А. Кудрин Притом, что вчера сказала Эльвира Сахипзадовна, отвечающая за макростабильность, что это, в общем, допустимые шаги. Это контролируемые риски макроэкономики, но только в обмен на реформы. Если мы все увидим, что реформы проводятся, тогда это не снизит доверие бизнеса к такого рода шагам по ослаблению политики. И не повлияет серьезно ни на инфляцию, ни на что.

А. Венедиктов Последний вопрос, Алексей Леонидович. Сегодня не звучало и в вашем выступлении то, о чем вы говорили раньше. Это судебная реформа. Вы говорили о том, что доверие такое…, в смысле к правительству, что суды должны это корректировать. Не звучало вообще.

А. Кудрин Я сегодня просто себя корю, что я это не поставил в список вопросов. Потому что так получилось, фокус был выбран о полномочиях правительства. Судебная реформа – не полномочия правительства. Но это важнейшая и если говорить о приоритетах, то с этого нужно начинать. Или вот эти три моих приоритета, они на чаше весов, судебная даже важнее. Из всех трех приоритетов, потому что это дает новую свободу бизнесу. Защиту от любых посягательств, от наездов, от госмонополий. От административного ресурса. Если бы она независимая и качественная. И тогда это был бы новый кислород для экономики.

А. Венедиктов А кто ее должен делать?

А. Кудрин В данном случае судебная реформа в руках законодателя и отчасти судебной системы. Хотя она исполнитель, но сегодня так получилось, что судебная система генерирует большинство изменений.

А. Венедиктов Да.

А.Кудрин: Строго говоря, у нас отсутствие стратегического управления

А. Кудрин Но даже в каких-то вещах она тоже ограничена. Там где силовики выстроились и не дают определенные шаги, в том числе в части дополнительной зависимости от судебной системы сделать. ЦСР подготовил свой план работ, реформ. Более того, он обсужден с президентом и судебным сообществом. И  с Верховным судом. Часть этих предложений, треть озвучены сегодня. Но две трети находятся, скажем так, в некоторых разногласиях. Хотя судебное сообщество в большинстве его поддерживает. И я уповаю на то, что мы не завершили этот процесс, что мы находимся в этом процессе дальнейшего продвижения его. Я сегодня об этом повторяю, нужно было сказать. Но это не полномочия правительства.

А. Венедиктов Спасибо большое. Алексей Кудрин был в эфире.

Комментарии

96

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

virtualniy 25 мая 2018 | 18:36

На примере Собянина о том, что Счетная палата не решает проблем.
Зашел заплатить за услуги в Сбербанк. Предложили использовать автоплатеж. Согласился. И после этого с меня дважды взяли плату за жилье. Пошел через 2 дня в МФЦ, чтобы вернули деньги. Оказывается, у них еще не прошли платежки из-за ручного ввода.
Это сфера ответственности Собянина. Поясню, что этого не произошло при оплате за телефон, интернет, электричество.
Собянин любит красоваться на фоне метро. Он собрал деньги, передал их строителям, ничего больше не делал. Красуется на фоне чужой работы, а свою не сделал.
Ничего в стране не будет, если чиновники, проваливая собственный участок работы, красуются по
У м. Алтуфьево отремонтировали в прошлом году переход. Сейчас начали новый ремонт. Это про эффективность расходов у Собянина.
Кудрин сможет как-то на это повлиять? Он будет следить не за эффективностью, а за другим.


sergey306 25 мая 2018 | 18:44

Ну да, за прошедшие 18 лет никакие рефформы не были успешны, а теперь будут. Я верю, а как же...


chapter_2 26 мая 2018 | 06:54

sergey306: В 2014 г. одному проценту наиболее богатых граждан России принадлежало около 43% накопленного богатства. В период с 1995 по 2015 год доля богатства накопленного одним процентом наиболее богатых граждан в России выросла с 22 до 43%. Эти данные взяты из Доклада о неравенстве в мире THE WORLD INEQUALITY LAB.

Цель мероприятий типа ПМЭФ - это увеличение доли накопленного богатства в руках российских богачей и ускорение обнищания народа.


26 мая 2018 | 18:06

sergey306: "Слушайте Путина и верьте ему". (ПЕсков)


doctorsvet 27 мая 2018 | 11:24

srk2658lu: Вера выше фактов !!! Блаженны верующие, ибо их будет царствие небесное, после того , конечно, как радостно подохнут.


messija 25 мая 2018 | 18:55

Урод! Спасибо за Путина!


(комментарий скрыт)

norgemann 25 мая 2018 | 20:21

Леша Кудрин, путинский лакей и подельник, еще пока были вместе у Собчака начали вместе воровать.


igor222 26 мая 2018 | 01:44

norgemann: и сколько таких дуреманов типа этого норгеманов разбросано по свему земному шару! Ну ни в зуб ногой, а ту да же в лидерах рейтинга.


norgemann 27 мая 2018 | 10:30

igor222: А что я не так сказал, даже на Вики об этом пишут. Я так понимаю что либо вы полный дебил, либо получаете деньги на фабрике троллей за поддержку кремлевских воров.


igor222 30 мая 2018 | 21:06

norgemann: Вы конкретно можете сказать когда, сколько где и находится этот воровской общаг? Ваша ссылка на Вики, модерируемом, вероятно господом богом склоняет меня к мысли, что Вы точно не дебил… Скорее всего, судя по высокому рейтингу, просто бесплатный графоман- лайколюбитель.


i_alexeev 25 мая 2018 | 20:56

Господин Кудрин в своем репертуаре. Его конек, констатация свершившихся фактов и озвучивание самоочевидных вещей. Иного видать не дано. Но почему то при этом слывет либералом и интеллектуалом.


egorpypkin 25 мая 2018 | 21:37

Количество ,,РЕГУЛИТИВНОЙ ,, практики .......!?!!!! Как трудно это слово удается произнести автору.....,Я думаю, человек живет не в реальном мире, а вооброжаемом...Ему говорят, не нужно ворвать....., а он повышает эфективность чиновников!.... Обьясните кто нибуть ему, что для начала нужно что то самим призводить, а не только потреблять блага цивилизации....


ex_ex 26 мая 2018 | 01:00

"те наработки ЦСР, которые сегодня сделаны, то они не погибнут, то есть не будут забыты, а мы вернемся к ним шаг за шагом в виде или предложения правительства это будет или предложение ЦСР по-прежнему. Они все равно попадут на стол президенту и еще раз взвесим. То, что не попало сейчас в те указы и…"
Неужели он действительно верит что Путину нужны реформы? И особенно судебная, о которой Кудрин говорит дальше. Чтобы нельзя было по звонку из кремля никого посадить. Как же они руководить будут, запугивать как?


igor222 26 мая 2018 | 03:02

После этого сброда психо-эмоциональных коммов можно ли тут, что либо сказать по существу? Для кого вообще это Эхо?

В чем проблема, если предельно коротко? Что Кудрин, что Греф, что вся эта команда вокруг Путина сидит, оценивает, дает рекомендации с точки зрения макроэкономики. А что такое макроэкономика? Это, прежде всего средство измерения, а цифровая экономика – это инструмент этого средства.

С помощью макроэкономики можно создать условия для реальной экономики, каковой является микроэкономика, буквально производство товара для промышленного и потребительского рынков. Но эти условия носят внешний, виртуальный характер, а не материальный. К примеру, ветер и даже бурю можно вызвать с помощью двух параметров: температуры и давления. Но, если нет материальной основы, каковой в данном случае является воздух, то никакого движения, порыва, создать невозможно. На Луне, несмотря на громадный градиент по температуре ветра нет! Нужен воздух.
Таким воздухом в народном хозяйстве любой страны является производство товара. Производство осуществляется по одному однотипному алгоритму. Геологоразведка, добыча, переработка через ряд стадий, сборка, поставка на промышленный и потребительский рынок и, наконец, продажа-покупка, в результате чего товар становится вещью.

Весь вопрос состоит в том, как организован этот алгоритм. В любом случае этот процесс может быть осуществлен только через кооперацию отдельных субъектов, в виде вертикальной или горизонтальной интеграции отдельных стадий технологического процесса. В России сейчас присутствует весь набор способов производства. Индивидуальный предприниматель, простая кооперация, мануфактура, фабрика, различные виды горизонтальной кооперации и незначительное количество вертикально-интегрированных корпораций (Газпром, Лукойл,..) Задача состоит в том, чтобы определить какой способ производства должен стать доминирующим.
Пока это не произойдет, ни о каком прорыве не может быть и речи.


crocodaill 26 мая 2018 | 08:10

Ув.господа, зная Кудрина лично могу сказать, что он не держит честное слово и может откровенно лгать, когда предполагает, что его ложь не отразится на его жизни.НО, будем смотреть.


all_seeing74 26 мая 2018 | 08:23

Да нет, главное совсем не это! Главное то, что никто и не собирается ничего поднимать, ни ВВП, ни доходы населению, ни управлять государством.))) страну собираются иметь, как имели последние 18 лет, есть еще наивные, которые верят в светлое будущее?!))))


oneoretwo 26 мая 2018 | 10:45

...леша, попробуй проследить, чтобы каждый день страна делала хотя бы один маленький шажок в сторону под названием "нет никого выше Закона" и все будет совсем не так плохо и у ВАС, и у НАС...


trustme 26 мая 2018 | 12:49

чем раньше путинская Россия навернется тем легче ей потом будет жить
такие как Кудрин усугубляют агонию, колют адреналин в мертвое сердце


(комментарий скрыт)

kris1717 26 мая 2018 | 13:52

Эта сволочь приняла должность, а теперь выпендривается! Висеть ей с Винедиктовым на Тверской! На Красной такой мелюзге места не будет. Уверен, что доживу. Недолго ждать остадось.


besmaster 27 мая 2018 | 03:37

kris1717: Тебе нагайкой мало чтоли дали?)


kriv_49 26 мая 2018 | 17:14

Лотман,известный лингвист и философ писал,что средневековое сознание,читай феодальное,устроено так,что если правитель и чиновники нечто сказали,то этого достаточно.Реальность,то есть нечто исполненное соответствует высказанному.Таким же образом поступают чиновники всей вертикали власти.Алексей Кудрин справился бы со
своими задачами Счетной палаты-реально.Но а разумные "фантазии" видимо придется оставить,на время.


26 мая 2018 | 18:03

Как-то всё очень расплывчато и неопределённо.
Всё упрётся в правительство и Димона.
В этой схватке у Кудрина нет никаких перспектив.
Димоном всё будет провалено, потому что в этой мафиозной системе модернизация невозможна.
Это же очевидно!


evgenyi 26 мая 2018 | 18:18

Уважаемый Алексей! В этой стране,правители и население --это "не близнецы-братья",у нас нет общих целей и задач.Экономика и так работает хорошо.ТЕНЕВАЯ,У нас ведь разные цели. Поэтому,если правители не будут совать свой нос не в своё дело.то всё будет только развиваться,ведь рост в россии происходит не по-воле правителей.а ВОПРЕКИ.


dedctolet 26 мая 2018 | 19:05

У ВВП России нет шанса вырасти,пока кремлежулик ВВП насилует Конституцию средь бела дня,а россияне с чувством глубокого удовлетворения наблюдают этот пахабный процесс.


student_ru_ru 26 мая 2018 | 20:26

Как много правильных слов.


starsbo 27 мая 2018 | 16:22

Эхо концентрация интересных людей с особенностями. С особенностями в прямом и переносном смысле. Вот ест паралимпийцы и обычные. Здесь люди с пармозгами. Называть их в силу их учености и профессий- дураками оскорбительно. Поэтому с пармозгами. 
Поразительно с какой настойчивостью они, каким то уродам , приспособленцам хитрожопым упорно рассказывают , как космические корабли бороздят просторы вселенной ( вспомните операцию Ы). С пеной у рта говорят им ( чиновникам) как надо стране , как неправильно те поступают. Отторопь берет , наблюдать . как эти умники стоя перед кирпичной стенкой - учат ее жить. И ведь их не остановишь. Паровые мозги это серьезно. Хотя все просто. У них все замечательно. Им насрать на Вас. У них свои цели и ориентиры, а если и кивают Вам иногда то лишь из сочувствия.
К стати как там поместье на озеро Камю в Италии, помогает справится с постояными поклонами перед солнцеликим?

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире