'Вопросы к интервью

А. Венедиктов Максим, памятуя ваше эстонское прошлое, вы, наверное, следите за тем, что происходит с общественным транспортом в этой стране.

М. Ликсутов Конечно.

А. Венедиктов И в апреле этого года многие уезды в Эстонии и Таллине, было принято решение о том, что общественный транспорт будет бесплатный для резидентов. Вопрос: когда в Москве?

М. Ликсутов Да, это на самом деле было достаточно давно сделано, для жителей Таллина был введен общественный транспорт. В моем понимании это было сделано в канун выборов мэра. Насколько я помню…

А. Венедиктов У нас тоже канун выборов мэра.

М. Ликсутов Да, совпадает. 2014 год. Но ожидание, то есть спрашивали когда коллег транспортных, какие ожидания у вас от этого. То есть планировали, что количество пассажиров городского транспорта, почему, во-первых, это ввели – из-за того, что пробки в городе тоже стали достаточно серьезными. Конечно, масштаб города другой. Там 500 с небольшим тысяч жителей. Что сопоставимо с небольшой управой у нас где-то в городе. Но цель какая этого была задекларирована – что примерно на 30% увеличится количество поездок на городском транспорте. Я могу с цифрой 30 или 25, это не принципиально, но достаточно существенная цифра. В итоге, когда отменили для резидентов, для тех людей, кто прописан в Таллине, количество поездок увеличилось всего лишь на 3%. Почему? – потому что как только транспортные предприятия перестали получать деньги, они перестали обновлять подвижной состав. Перестали покупать новый подвижной состав в ожидании субсидий от федеральных властей. Которых тоже не случилось. И в итоге система по оценке самих же именно тех людей, которые управляют транспортом начала не то что развиваться, а стала деградировать. И эффекта существенного не было достигнуто.

А. Венедиктов То есть мы не будем двигаться в ту сторону.

М. Ликсутов Ну вы знаете, бесплатное это не значит хорошее.

А. Венедиктов Хорошо. Но вопрос сколько в Москве, вы наверное считаете, людей, которые ездят по льготам в процентах, и бесплатно.

М. Ликсутов В метро эта цифра на сегодняшний день составляет чуть-чуть больше, чем 30%…

А. Венедиктов Это бесплатные и льготники.

М. Ликсутов Это люди, у которых есть льготы. Но не беру студентов и школьников. И в наземном транспорте цифра побольше – где-то 35-40%. Это людей, которые имеют льготы на проезд. Но есть еще интересная статистика. У нас есть брать 2010 и 2017 год весь, то количество людей экономически активных мы называем, которые полностью оплачивают свой проезд, их количество, а это самый главный качественный показатель – их количество увеличилось в Москве на 62%.

А. Венедиктов За счет чего?

М. Ликсутов За счет того, что транспорт городской стал комфортнее, лучше, удобнее и эффективнее, чем личная машина.

А. Венедиктов Это количество поездок?

М. Ликсутов Количество поездок.

А. Венедиктов А транспорт не лопнет? В Москве.

М. Ликсутов Нет, наземный транспорт практически не имеет каких-то серьезных ограничений по количеству. Мы можем дополнительно запускать и делать эту систему более эффективной, во-вторых, у нас развивается активно трамвай. Там рост вообще у нас огромный. Количество поездок на трамвае с 2010 года увеличилось более чем на 70%. Это говорит о том, что транспорт востребован и, правильно реализовывая маршрутную сеть, делая, покупая обязательно новый подвижной состав, выделенные полосы – это, конечно, говорит о том, что транспорт можно делать популярнее и популярнее. И еще у нас резерв есть.

А. Венедиктов У нас вопросы, которые пришли к нам с фейсбука, вас называют человеком, который враг частной собственности, имея в виду автомобили.

М. Ликсутов Я люблю автомобили.

А. Венедиктов Я понимаю. Но вы людей высаживаете из автомобилей.

М. Ликсутов Нет.

А. Венедиктов Вот так считают люди.

М. Ликсутов Это неправильно.

А. Венедиктов Ну как неправильно.

М. Ликсутов Моя оценка, конечно…

А. Венедиктов Но ваши действия. Ваша политика.

М. Ликсутов Понятно. Давайте не так. Моя задача как руководителя департамента транспорта в Москве, она все-таки немножко другая. Во-первых, я люблю ездить сам за рулем и считаю, что ни один мегаполис мира без личного транспорта не справится. Это моя искренняя убежденность. Та задача, которую мы решаем в департаменте транспорта и это поручение правительства Москвы – это создать альтернативу. Мы должны создать альтернативу. Когда есть и хорошо работающий городской транспорт, и возможность проехать на личном транспорте. Отсутствие альтернативы, что было к 2010 году все люди пересаживались на личную машину, потому что метро работало нестабильно, городского транспорта наземного практически не было, трамвайные рельсы вырезали, где могли. И пешеходное пространство не создавали. Поэтому моя задача все-таки — создание альтернативы. А человек должен сам принять решение, как он хочет поехать. Сэкономить время и деньги на городском транспорте, либо по каким-то причинам ему нужен личный транспорт. Значит, мы должны создать условия для него.

А. Венедиктов Если говорить о пользовании. Давайте немножко статистики. В Москве автомобили, количество людей общественным транспортом

М. Ликсутов Давайте так. Надо тогда правильнее взять некоторые триггеры мировые. Это рабочий день и утренний час-пик. Так вот, в утренний час-пик основное количество корреспонденции, когда люди едут на работу из дома – почти 70% людей ездят на городском транспорте. И 30% добирается из дома на работу на личной машине.

А. Венедиктов Это 2-3 миллиона.

М. Ликсутов Это побольше. Конечно. То есть так если в среднем у нас в течение дня количество уникальных машин в Москве бывает от 3 до 3,6 миллиона автомобилей.

А. Венедиктов А оптимально для московской сети должно быть.

М. Ликсутов Оптимально это 2,8-3,2 максимум.

А. Венедиктов То есть где-нибудь полмиллиона сжечь.

М.Ликсутов: Транспорт городской стал комфортнее, лучше, удобнее и эффективнее, чем личная машина

М. Ликсутов Нет, полмиллиона ни в коем случае не сжечь.

А. Венедиктов Вытеснить. Но вы цифры называете.

М. Ликсутов Я цифры называю, но не термин, который вы называете. Мое мнение такое, что наша задача – создать для этих людей возможность выбора. И всего лишь это. То есть мы должны работой городской транспортной системы городского транспорта показать, что альтернатива есть. Но это всегда должен быть выбор человека. Как он принимает решение ехать – это его решение, так он должен делать.

А. Венедиктов В этой связи…

М. Ликсутов А навязывать ничего не имеем права.

А. Венедиктов Но вы навязываете систему. Я понимаю. Все-таки. Вот тема «понаехали тут». Проблема Подмосковья, проблема того, что губернатор Воробьев говорил, что огромное число людей едет работать в Москву. Вы их учитываете каким-то образом. Они оплачивают как-то. Подмосковные пенсионеры, которые бесплатно же едут. Или уже не бесплатно. Вот что происходит с этим. Говорили, что вы пойдете губернатором Подмосковья. Вы пойдете на выборы губернатором Подмосковья?

М. Ликсутов В этом слове ни одной буквы правды нет. Никогда не собирался, даже таких мыслей нет. Слышал какие-то разговоры, но это бестолковая история, которая…

А. Венедиктов То есть вы не пойдете.

М. Ликсутов Нет, даже мыслей таких нет. Не то что каких-то планов и намерений. Полная ерунда.

А. Венедиктов И тогда возвращаемся к единому комплексу…

М. Ликсутов Первое — у нас с Министерством транспорта Московской области очень могу сказать даже дружеские и рабочие отношения. У нас нет никаких конфликтов между собой, нерешенных вопросов тоже нет.

А. Венедиктов Конфликт интересов. Подмосковных пенсионеров, электричек. И так далее.

М. Ликсутов Нет, вопрос в чем, это вопрос не конфликтов. Это у нас общее мы считаем транспортное пространство, на самом деле даже есть такое понятие – московский транспортный узел. Если возвращаться приближенно к земле и статистике. Основная часть людей из Подмосковья, приезжают в Москву те, кто работает в Москве или надо кому-то в Москву — приезжает на пригородном железнодорожном транспорте. Каждый день это 1,8 миллиона человек.

А. Венедиктов Миллион 800.

М. Ликсутов Да.

А. Венедиктов Это в одну сторону.

М. Ликсутов Приезжают утром. В одну сторону приезжает. Вторая цифра есть – примерно около 1,5-1,7 миллиона машин приезжает из Московской области в Москву.

А. Венедиктов Ежедневно.

М. Ликсутов Да, это примерно 50, даже где-то 51% машин, которые передвигаются.

А. Венедиктов В Москве.

М. Ликсутов В Москве. Это машины, которые приехали из Московской области. Цифры, мы об этом говорили, цифры собственно часто публикуются в разных источниках. Ну вот, с точки зрения оценки.

М.Ликсутов: (про МЦК)С 0 до 420 тысяч — это суперпоказатель, ни в одной стране мира так не работает система

А. Венедиктов Пенсионеры. Подмосковные.

М. Ликсутов Пенсионеры имеют определенные льготы, если им установлены федеральным правительством, они выполняются. Это федеральный закон и действует, конечно же, в Московской области и Москве. Здесь никаких вопросов нет. Есть нюансы, связанные с подмосковными пенсионерами по передвижению их в Москве.

А. Венедиктов Я это и спросил.

М. Ликсутов Но я тут комментировать не очень уполномочен, это зона ответственности Московской области.

А. Венедиктов Московской области. У нас будет губернатор Воробьев, я его спрошу.

М. Ликсутов Да. Это конечно, за пенсионеров, которые из Московской области в Москве – зона ответственности правительства Московской области. Я здесь даже не уполномочен комментировать это.

А. Венедиктов Я бы хотел сказать, что наши слушатели вас уполномочивают, им интересно знать.

М. Ликсутов Я не настолько в деталях знаю политику в этом вопросе. Правительства Московской области. Поэтому мне просто некорректно это комментировать.

А. Венедиктов Хорошо. Максим, у нас выборы мэра. Поэтому я буду задавать вам популистские вопросы. А вы будете объяснять, почему это можно сделать только после выборов мэра. Вопрос номер один: платный въезд вообще в Москве. Если миллион 700 автомобилей, 50% автомобилей въезжает из других регионов каждый день в Москву…

М. Ликсутов Это, между прочим, не только Московская область, это и другие регионы. Вы совершенно правы.

А. Венедиктов Не стоит ли вводить какие-то тарифы. Дорожные какие-то.

М. Ликсутов Вы знаете, во-первых, они приезжают в Москву по федеральным трассам. Во-вторых, если ответить прямо на ваш вопрос, рассматриваем ли мы вопрос платного въезда – нет, не рассматриваем.

А. Венедиктов Потому что?

М. Ликсутов Потому что есть те меры, которые делаются сейчас в Москве для того, чтобы это давление автомобилей все-таки его сделать более равномерным. И как я еще говорил – создание альтернативы. Поэтому этот процесс идет, это огромная программа строительства улично-дорожной сети. Более 100 километров в год в Москве строится. Различных объектов улично-дорожной сети. Это огромное строительство программы метрополитена. И это один из главных проектов – большая кольцевая линия. И третий, очень серьезный сопоставимый с программой развития метрополитена проект – это проект московских центральных диаметров, который мы реализуем в первую очередь с правительством Московской области и РЖД.

А. Венедиктов Все-таки в этой связи количество, скажем, иногородних автомобилей ежедневном выражении, оно за 5 лет увеличивается, уменьшается.

М. Ликсутов Слава богу, что оно не растет. Тем более что за последние 5-6 лет количество личного транспорта, который жители зарегистрировали, купили новых, увеличилось на один миллион машин.

А. Венедиктов Москвичей.

М. Ликсутов Это Москва и Московская область. Чуть больше одного миллиона машин. На двоих. И наш прогноз такой — что в ближайшие 3-4 года количество машин увеличится еще на 800 тысяч.

А. Венедиктов То есть ваши альтернативы слабенькие.

М.Ликсутов: Без решения жителей ни один шлагбаум не устанавливается

М. Ликсутов Нет, альтернативы у нас очень хорошие. Потому что развитие, например, московских центральных диаметров и возможный запуск по этим диаметрам электричек с частотой движения 5 минут, он даст огромные провозные способности для всего московского транспортного узла. И позволит жителям, которые, во-первых, для Москвы какие плюсы – эта система будет фактически встроена в систему городского транспорта. Это как трамвай или как наземное метро, тем более часть веток метро у нас Филёвская например…

А. Венедиктов Вы фанат этих историй.

М. Ликсутов Мало того, пример МЦК показывает, что вообще супервостребованная инфраструктура.

А. Венедиктов Что МЦК ежедневно.

М. Ликсутов МЦК ежедневно более 420 тысяч поездок. Это фактически уже по величине, наверное, где-то восьмая ветка метрополитена. То есть с нуля до 420 тысяч — это суперпоказатель, ни в одной стране мира так не работает система. С такого низкого старта до таких результатов. И москвичи уже не видят себя без МЦК. И нам удалось сделать крайне важное, почему растет поток – получилось интегрировать МЦК в городскую транспортную систему. Я уверен, что и проект МЦД позволит, у нас есть четкое понимание, как это сделать вместе с РЖД, Московской областью, как интегрировать МЦД в систему городского транспорта. Удобные связки с метро, удобные пересадки на наземный транспорт. И там где надо удобные стоянки такси.

А. Венедиктов Возвращаясь к платности. Вечный вопрос о платном въезде в центр.

М. Ликсутов Я говорил.

А. Венедиктов Вы говорили в Москву, а теперь в центр.

М. Ликсутов Я имею в виду в Москве, мы этот вопрос не рассматриваем, и даже нет у нас как говорят, вот вы, наверное, обсуждаете что-то. Даже не обсуждается. Ни на внутренних совещаниях. Ни на внешних. Ни на каких этот вопрос не обсуждается.

А. Венедиктов А экономически когда-то это считалось?

М. Ликсутов Нет. Мы не считали, мы, конечно, анализировали результаты платного въезда в Лондоне, в Стокгольме, сейчас Нью-Йорк вы знаете, рассматривает…

А. Венедиктов Я поэтому и спрашиваю.

М. Ликсутов И некоторые товарищи говорят, что будет это введено в ближайшие даже, по-моему, в этом году. Но мы здесь хотим, конечно, посмотреть опыт коллег. Конечно, всех интересует – какой результат. Ориентироваться только – а сколько денег получит бюджет Лондона, Стокгольма и Нью-Йорка…

А. Венедиктов Это же тоже важно.

М. Ликсутов Это не очень важно, на мой взгляд, самая главная цель этого всего, если это зарабатывание денег это одна история. Это как платная дорога. Но это не то. Основной эффект должен быть от того, как люди стали передвигаться после введения этих мер, и очень ждем результатов, если это будет сделано в Нью-Йорке, хотелось посмотреть, как это будет работать у них. Знаете, еще что интересно, необычно. Если в Лондоне, например, и Стокгольме городской транспорт такси, автобусы въезжают бесплатно. Нью-Йорк по тем данным, которые у нас есть, хочет ввести плату и для такси, и для автобусов и для городского транспорта. Что на самом деле выглядит достаточно странно. Но посмотрим.

А. Венедиктов Там такой мэр. Странный, я бы сказал. Максим, еще один вопрос, который мне задает наш слушатель Андрей. «Собянин дает деньги на шлагбаумы на въезды во дворы. Вы считаете это правильным, законным?»

М. Ликсутов Первое, правительство Москвы имеет эту программу уже достаточно давно, несколько лет. У нас субсидирование установки шлагбаума. Напомню процедуру установки во дворы. Это решение только жителей. И их большинства. То есть если жители, которые проживают в домах, которые прилегают к конкретному двору, принимают вдруг решение большинством, что нужен шлагбаум, правительство им только помогает это делать. Без решения жителей ни один шлагбаум не устанавливается. Это закон, который с самого начала и то поручение, которое мэр дал нам и соответственно префектурам. Еще раз повторю, ни один шлагбаум не устанавливается в Москве во дворах без решения большинства жителей прилегающей территории.

А. Венедиктов А это правильно с точки зрения развития транспорта и стоянок?

М.Ликсутов: Надо стремиться к нулевой смертности на дорогах и эту задачу, конечно, мы себе тоже ставим

М. Ликсутов Я вам объясню. Есть ряд дворов, которые, где стоят машины и они приняли такое решение, что использовать свой двор для парковки. Это их решение. В некоторых дворах и их тоже немало, где принято решение о том, что серьезно сократить парковку, сделать там детскую площадку. Либо какой-то сквер. Это тоже решение жителей. Мы то поручение, которое нам дал Сергей Семенович, это однозначная поддержка решения большинства жителей конкретного двора, домов и прочее.

А. Венедиктов Любого решения.

М. Ликсутов Любого решения, как они принимают решение, хотим детскую площадку, расширяется зеленая территория. Значит такое решение. Мало того, и деньги от платной идут как раз на эти вещи. Ни одной копейки не остается в бюджете города. Как только они приходят, собираются от автомобилистов, они немедленно даже предоплатой передаются в конкретные места, где эти деньги были получены.

А. Венедиктов Управа или муниципальные советы?

М. Ликсутов Принимают решение муниципальные депутаты, готовят решения либо управа, либо сами муниципальные депутаты.

А. Венедиктов То есть деньги поступают в муниципальные советы.

М. Ликсутов В управы. И дальше ждут решения муниципальных…

А. Венедиктов То есть распоряжаются муниципальные депутаты.

М. Ликсутов Они принимают решение, утверждают его. Какое они утвердили решение – такое и осуществляется.

А. Венедиктов О каких суммах идет речь?

М. Ликсутов Этот год – 4,2 млрд. рублей.

А. Венедиктов 2017 год.

М. Ликсутов — 2018й.

А. Венедиктов За полгода. За несколько месяцев.

М. Ликсутов За платные парковки это примерно годовой план. Плюс-минус.

А. Венедиктов А стоимость возведения платных парковок – они окупили себя?

М. Ликсутов Да, конечно.

А. Венедиктов Были затраты, я помню вы говорили больше 10-ти по-моему…

М. Ликсутов Нет, это совершенно не так. Мы говорим про интеллектуальную транспортную систему, когда говорим про такие деньги. Это система умных светофоров, видеокамер. В части безопасности. Фото и видеофиксации, серверов. Интеллектуальной системы управления всем этим. Платная парковка это дорожные знаки, это система контроля, когда инспектора смотрят, контролируют, это система парконов, которые проезжают и смотрят установку. И программное обеспечение для этого. С точки зрения инвестиций, конечно, это вещь окупаемая. Но мы никогда не смотрим на окупаемость таких проектов. Это совершенно неправильная вещь. И когда даже по фото и видеофиксации нам говорят, что вот, окупается или нет. Вы знаете, я искренне буду счастлив, это моя искренняя позиция, как жителя Москвы и ответственного за фото и видеофиксацию установку камер в Москве, что количество штрафов будет стремиться к нулю.

А. Венедиктов А сейчас увеличивается?

М. Ликсутов Сейчас не увеличивается. Эта цифра примерно постоянная. И мало того, камера на самом деле это устанавливается только там, где есть проблема. Все адреса согласовываются с управлением ГИБДД по Москве. Мы одну камеру не устанавливаем сами. Это решение органов полиции. И мы вместе смотрим, как только очаг этот, а это происходит достаточно быстро. Вот, например, есть точка аварийности. Поставили камеру, в течение месяца количество аварий снижается почти на 25%. А это еще и сохраненные жизни. Тогда про аварии коротко скажу.

А. Венедиктов Да, давайте.

М. Ликсутов С 2010 по 2017 год количество ДТП происшествий в Москве снизилось на 52%. По количеству погибших в ДТП плохая цифра, но она есть, статистику мы обязаны вести. В Москве это 4 к 100 тысячам машин.

А. Венедиктов Погибших.

М. Ликсутов Да, это сопоставимо с крупнейшими городами Германии. В среднем по России показатель 13. Это очень большой показатель. Есть указ президента по этому поводу, который сказал, что надо стремиться к нулевой смертности на дорогах и эту задачу, конечно, мы себе тоже ставим. Мы должны к этому показателю стремиться.

А. Венедиктов Про видео, мы все видим, как стоят машины в неположенных местах. С заклеенными номерами.

М. Ликсутов Крайне мало стало.

А. Венедиктов Я вижу. Почему мало.

М. Ликсутов Их стало существенно меньше. Они есть. Если мы не можем, сотрудник полиции если не может распознать номер машины, у нас есть решение антитеррористической комиссии города, что эти машины признаются потенциально опасными. И требуют дополнительной проверки со стороны правоохранительных органов. Это машина перевозится, перемещается в специальные стоянки. Где сотрудники правоохранительных органов дальше занимаются выяснением целей, причин установки этой машины.

А. Венедиктов Ну как цели и причины. Чтобы не платить.

М. Ликсутов Не всегда. Мало того, часть машин, когда бывают без номеров, например, много автомобилей достаточно существенный процент, не могу по памяти сказать, не готовился. Это машины, которые были в розыске. То есть они были украдены и сняты номера. Чтобы невозможно было понять, чья это машина. Когда эта машина оказывается на специализированной стоянке как потенциально опасная, сотрудники уже проводят обследование. Выясняют вин-номер машины через свои базы данных. Видят, что эта машина в розыске и она возвращается владельцу. То есть это не всегда просто банальная неоплата парковки или что-то еще.

А. Венедиктов Мы в последнее время видим, как ваших любимых или нелюбимых велодорожках паркуются машины на тротуаре, частью закрывая. А здесь что можно с ними сделать? Мы не видим никого, кто их эвакуирует.

М. Ликсутов Вы знаете, конечно, в Москве эвакуируется все равно достаточно большое количество машин.

А. Венедиктов А сколько?

М. Ликсутов К сожалению. Если раньше мы эвакуировали в начале своей деятельности 900 машин в сутки…

А. Венедиктов В день.

М. Ликсутов То сейчас эта цифра упала, она составляет где-то 600, чуть больше может быть, чуть меньше. В выходные дни эта цифра меньше. Но могу сказать, что контроль у нас по-прежнему достаточно серьезный. Если есть нарушители и несколько способов есть у человека, необязательно сотрудника специальной службы, это помощник Москвы. 220 тысяч человек зарегистрировано в этой системе.

М.Ликсутов: Мы намного лучше, чем европейский транспорт, намного лучше, чем даже токийское метро

А. Венедиктов В приложении.

М. Ликсутов Да. 220 тысяч зарегистрировано в этой системе и ежедневно выносят штрафы, используя свой смартфон и помогают нам всем. Это не только правительству Москвы, это и мне, и вам. И огромному количеству людей, вот с этими людьми, которых мы, проходя мимо, возмущаемся их поведением, которые бросили машину в неположенном месте, мешают движению пешеходов. На переходе оставляют машину. И на велодорожках, такое тоже случается. Но это процесс не один город мира, даже взять, к примеру Сингапур, Гонконг, которые считаются примерами…

А. Венедиктов Почти смертная казнь.

М. Ликсутов Да, там все равно есть и нарушители и те, кто машины бросает и есть эвакуация автомобилей. Поэтому нельзя сказать, что Москва здесь является уникальной проблемой. Нет, такие вещи случаются везде.

А. Венедиктов Безопасность в общественном транспорте. Человек в своей машине более-менее чувствует себя безопасно. Может быть это обманчиво, но это так. Человек в местах скопления троллейбуса, метро, понятно, насколько безопасность интересует…

М. Ликсутов По безопасности. Технологии, которые мы на сегодняшний день используем в транспорте – у нас все автобусы оборудованы системой видеонаблюдения. Все.

А. Венедиктов Внутри салона.

М. Ликсутов Да. Все. Крупные транспортные пересадочные узлы снаружи мы все видим, камеры, программа «Безопасный город». Метрополитен – все станции, все входы, подходы, внутри, — все мы видим и все видят сотрудники правоохранительных органов. Количество уголовных дел и административных дел в московском метрополитене за последние пять лет уменьшилось почти на 25%.

А. Венедиктов Это все-таки в основном хулиганство.

М. Ликсутов Это были уголовные преступления тоже. Кража мобильных телефонов. Кража имущества.

А. Венедиктов Понятно.

М. Ликсутов Каких-то существенных нарушений с точки зрения насилия на транспорте – это единичные случаи, которые случаются крайне редко. Могу сказать по этому показателю московский транспорт один из самых безопасных в мире. Мы намного лучше, чем европейский транспорт, намного лучше, чем даже токийское метро. У нас более безопасный метрополитен. С учетом того, что мы и перевозим больше, чем токийское метро. Поэтому могу сказать, что метрополитен московский по безопасности номер один в мире. И благодаря сотрудникам управления внутренних дел на метрополитене, это наши коллеги, мы работаем в тесном контакте и, конечно, служба безопасности метро на сегодняшний день это более 5 тысяч человек. Это уже сопоставимо по размерам с управлением полиции на метрополитене.

А. Венедиктов В связи с чемпионатом мира по футболу. В некоторых городах я сейчас много езжу, от Читы до Тюмени и обратно что называется, там принимаются какие-то абсолютно драконовские меры безопасности. Включая общественный транспорт. И при всем понимании того, что антитеррористическая угроза и так далее, жители жалуются. На что будут жаловаться жители Москвы во время чемпионата мира по футболу? Имея в виду возможные ухудшения возможности пользования транспортом.

М. Ликсутов Вещь понятная. Мы проводили достаточно большое количество тестовых матчей, когда готовились к чемпионату мира. Были вопросы у жителей Хамовников. Которые живут около стадиона Лужники, которых действительно наибольшие, наверное, затронут меры ограничения.

А. Венедиктов Вообще передвижения общего.

М. Ликсутов Про жителей сначала. Я лично сам встречался по поручению мэра Москвы с жителями Хамовников. Это было две или три недели назад. Цель какая была – вместе договориться о максимально комфортных и удобных для жителей регламентах, связанных с временем, когда будут проводиться матчи. Я считаю, что мы с жителями договорились. Они нам сказали ряд требований, которые мы должны выполнить. Первое – широкое информирование. В каждом подъезде будет схема проезда к конкретному дому. И четкое понимание, где можно, где нельзя стоять и как проехать и как нельзя проехать. Где будет работать городской транспорт, и только личный транспорт. Это первое. Второе. Изначально требование организаторов чемпионата мира было таким, что надо было фактически за две недели до начала чемпионата вводить очень жесткие меры ограничения въезда в зоны около стадиона. Мэр Москвы в этот вопрос вмешался. И в итоге с 14 дней это все пришло фактически к одному дню до чемпионата мира. То есть эти меры, связанные с безопасностью будут вводиться фактически за день или может быть за два максимум до проведения чемпионата мира. А так как это уже будет середина июня, школьные занятия и регулярные занятия в школе и в вузах все-таки уже спадают. Поэтому никаких проблем нет. Но как для местных жителей, так и для тех людей, которые работают в районе стадионов в Хамовниках в первую очередь, создана специальная система, которая позволяет получить пропуск специальный на проезд…

А. Венедиктов То есть надо получить пропуск.

М. Ликсутов Это делается в префектуре Центрального административного округа. Поэтому, пожалуйста, обращайтесь туда. На сайте префектуры и на сайте Транспорт.мос.ру есть подробная информация, как это сделать, куда обратиться. Коллеги выдают пропуска, никаких проблем нет.

А. Венедиктов Тем, кто живет и тем, кто работает.

М. Ликсутов Да. И если есть объективная причина для того, чтобы вы туда приезжали. Вы работаете там, вы там учитесь. Вы там служите. Вы там выполняете какие-то задачи, которые требуют вам там находиться. Мы ни в коем случае не хотим никакой парализации работы городских систем в период чемпионата мира. Во-вторых, если мы бы не вводили меры ограничения транспорта, мы это объяснили жителям, и они с нами согласились, тем более на встрече был я лично, поэтому так уверенно говорю. Что если бы не вводить ограничения, огромное количество машин просто бы приехало и заполонило район Хамовники. Что жителям точно было бы в десятки раз некомфортнее. Поэтому я считаю, мы выбрали и договорились с жителями об оптимальной схеме. И со своей стороны гарантирую, что мы выполним все, о чем договорились на этой встрече.

А. Венедиктов А для всех москвичей. Перекрытие улиц…

М.Ликсутов: Я за свои согласен, чтобы возили пенсионеров и скидку давали студентам и школьникам

М. Ликсутов Нет, Алексей.

А. Венедиктов Остановки транспорта.

М. Ликсутов Никаких для жителей Москвы каких-то ограничений в городе вообще не будет. Только 3 точки – стадион «Лужники», стадион «Спартак» и фан-зона на Воробьевых горах. Где вокруг этих территорий вводятся определенные ограничения. Вся информация подробно, электронные карты, что и как – есть на сайте Транспорт.мос.ру. И всю информацию мы передали нашим городским навигационным системам, таким как Яндекс и другим, они все это нанесут на электронные карты. И когда вы будете строить свой маршрут, сидя в машине или используя ваш смартфон, вы увидите все эти ограничения в электронном виде, и система вам подскажет, как правильно добраться.

А. Венедиктов А как будут передвигаться наши буйные друзья – английские болельщики.

М. Ликсутов Как и все остальные болельщики.

А. Венедиктов Не будут специальные автобусы колоннами.

М. Ликсутов Нет, если это организованная группа болельщиков, то есть специальная процедура, как это сделать. Соответственно для них будут предоставлены эти автобусы. Если они не хотят доехать, у них есть возможность доехать в московском метрополитене.

А. Венедиктов То есть там устроить бучу…

М. Ликсутов Мы никому устроить бучу не дадим. У нас сил и средств хватает, чтобы это контролировать. Поверьте мне.

А. Венедиктов И может быть предпоследняя тема. Она будет больше философская. Но, тем не менее, очень важная. Как вы считаете, куда дальше идет развитие транспорта вообще. Я имею в виду общественного транспорта. Дизель, бензин, водород.

М. Ликсутов Очень интересный вопрос. Алексей. Я готов про него говорить еще минут 30. Но не буду.

А. Венедиктов А давайте мы в Москве на это ответим. Но есть направление, над чем вы сейчас думаете, когда заменяете, обновляете парк. То выбираете между чем и чем.

М. Ликсутов Да, выбираем мы, конечно, то, что мировой тренд говорит как самый перспективный вид транспорта. Это конечно, первое – экологически чистый транспорт. Это электрический транспорт и конечно…

А. Венедиктов Отсюда трамваи.

М. Ликсутов Отсюда трамваи, в первую очередь, и электробусы. Правительство Москвы недавно заключило два контракта на поставку уже в этом году основной партии электробусов.

А. Венедиктов Сколько?

М. Ликсутов 200 штук. 100 выиграл ГАЗ, 100 выиграл КАМАЗ. И еще тендер у нас готовится в декабре еще на 100 штук. Как только мы получим первые 300 штук, Москва войдет в топ 10 городов в мире по количеству электрического транспорта в городе.

А. Венедиктов Это какая-то капля в море.

М. Ликсутов У нас всего работает внутри городских маршрутов 6,5 тысяч.

А. Венедиктов Ежедневно.

М. Ликсутов Ежедневно.

А. Венедиктов И вы говорите мне о 200…

М. Ликсутов Алексей, с 21-го года принято постановление правительства Москвы, это решение Сергея Семеновича, мы целиком поддерживаем о том, что с 21-го года правительство Москвы будет закупать только электрические автобусы. Это закупка примерно около 800 единиц в год. От 600 до 800.

А. Венедиктов То есть за 10 лет.

М. Ликсутов Мы обновим парк, и он будет полностью электрическим. Но уже сейчас все наши автобусы евро-5 это с точки зрения экологии, короче говоря, если подводить итог. Тренды какие мировые. Первое – если говорить про автобусы, это конечно, экологически чистые автобусы с возможностью в будущем, будущее я оцениваю в 10-15 лет, может быть немножко больше, оптимисты говорят про 10 лет, пессимисты, наверное, 25-30, я думаю, что 20 лет – это беспилотный транспорт. Это все равно тренд.

А. Венедиктов Мы говорим об общественном транспорте.

М. Ликсутов Мы говорим сейчас о городском общественном транспорте.

А. Венедиктов Беспилотный общественный городской транспорт.

М. Ликсутов Да. Тренд в моем понимании это 10-15 лет, не меньше. Второй тренд есть в городском транспорте – так называемая сквозная логистика. Это такая история, которая примерно следующим образом выглядит. Сейчас уже используя наше мобильное приложение, городские, например, московский метрополитен, можно построить маршрут, используя разные виды транспорта. Вот здесь вы проедете на электричке, вот здесь на метро, а здесь на автобусе. Тренды, которые сейчас обсуждаются в экспертном сообществе, международном в области городского транспорта — это дальше вы можете и должны иметь возможность построить маршрут, используя каршеринг и такси. И оплатить это все в один клик на вашем мобильном телефоне. Вы подъехали на станцию метро «Славянский бульвар», например, дальше у вас уже забронирована и оплачена машина каршеринга, которая вас ждет в конкретном месте. Вы видите, где. Дальше вы подъехали на этой машине и, например, воспользовались автобусом, который идет по выделенной полосе куда-то еще. Так называемый термин – сквозная логистика и мобильные приложения, которые позволяют убрать границы между разными видами транспорта, уже не только городского, но и частного каршеринга, такси, велосипедов прокатов самоката. Этот термин «сквозная логистика» — будущее, что мы видим в городском транспорте. И мы по этому приложению уже работаем. Мы уже занимаемся тем, чтобы это все объединить и консолидировать.

А. Венедиктов Последний вопрос Максиму Ликсутову. Про бабки. Общественный транспорт, мы не считаем, что это дорожное строительство, он Москве приносит деньги. Или он дотируется. В объемах все вместе.

М. Ликсутов Первое, если говорить про капитальное строительство, строительство инфраструктуры как дороги и как инфраструктура метрополитена, железнодорожного транспорта, это вещи, которые окупаются в горизонте больше 50 лет. Это все так. Это не какая-то отдельная история Москвы. Это мировой тренд. В европейских и американских она вообще никогда не окупается. Просто никогда. И это я, исходя из своих знаний в этом вопросе. Уверенно говорю на этот счет. Второй момент – если говорить в общем про совокупные затраты, например, на подвижной состав, какие-то вещи…

А. Венедиктов …операционными…

М. Ликсутов Операционными затратами, либо связано с самим процессом перевозки, то правительство Москвы доплачивает то, что связано с закупкой подвижного состава, обновлением его, и то, что связано с перевозкой льготных категорий пассажиров. Это правительство Москвы дотирует.

А. Венедиктов И эти дотации растут?

М. Ликсутов Как только становится больше поездок на городском транспорте. Они растут. Это взаимосвязано.

А. Венедиктов Какие суммы? Порядки сумм доплат московского правительства.

М. Ликсутов Примерно цифра больше 20 млрд. рублей в год.

А. Венедиктов А это справедливо, что за мои налоги бесплатно кого-то возят?

М. Ликсутов Знаете, мне тяжело об этом говорить, потому что в основном решение…

А. Венедиктов Ну за ваши налоги.

М. Ликсутов Да.

А. Венедиктов Тогда легче.

М. Ликсутов Я за свои согласен, чтобы возили пенсионеров и скидку давали студентам и школьникам. Если говорить про мою личную позицию, мои личные налоги. Но я считаю, что это вполне справедливо. Мало того, есть города, где льгот намного больше, чем у нас. И поэтому здесь мы тоже не находимся в уникальной позиции на этот счет. И еще раз повторю, что льгот много где достаточно. И городской транспорт, например, я могу сказать несколько цифр. В Швейцарии дотируется на 90%, во Франции – более чем на 60%, а если брать Дубай, например, там дотируется почти на 95%.

А. Венедиктов А у нас?

М. Ликсутов В Москве меньше. Намного меньше.

А. Венедиктов Насколько меньше? 10-15.

М. Ликсутов Дотируется насколько?

А. Венедиктов Да.

М. Ликсутов Я думаю, что цифра около 40%.

А. Венедиктов И вернусь, чтобы вы прокомментировали то, с чего мы начали. С Эстонии. Когда ввелся этот бесплатный транспорт для резидентов, две трети граждан Эстонии выступили против введения бесплатного или льготного транспорта. Прокомментируйте.

М. Ликсутов Почему я так думаю?

А. Венедиктов Почему они так считают.

М. Ликсутов По той же причине, что многие люди, которые разбираются в транспорте, также и думали. Наверняка. Сейчас сделают городской транспорт бесплатным, соответственно обновлять его не будут, частота движения сильно не увеличится. Серьезно в качестве не прибавит. Поэтому сейчас краткосрочная отмена платы это сугубо была популистская мера, которая никаких результатов не принесла. И они были правы.

А. Венедиктов И в этой связи про обманку. Меня попросили вас спросить. Вы говорили о том, что платные парковки не выйдут за Третье транспортное кольцо. Сейчас они доползли до МКАДа. Объяснитесь.

М. Ликсутов Объяснюсь. Когда мне такой вопрос задавали, я думал, что действительно что-то сказал и забыл.

А. Венедиктов Меня просили спросить.

М. Ликсутов Я проверил все свои выступления, попросил свою пресс-службу, вы мне скажите. Был момент один, когда мы говорили о том, когда парковки были внутри Садового кольца. Я сказал одно: сейчас у нас, на тот период времени мы занимались Бульварным кольцом и Садовым, у нас сейчас планы работать пока внутри Садового кольца. Мы должны до конца понять, где нужны парковочные места, где не нужны. Какая плата должна быть. Она у нас дифференцированная в разных местах. И мы занимались только этим. На тот период я сказал: пока мы рассматриваем Садовое кольцо. Будут дальнейшие планы – поговорим. Еще раз, мы вводили парковки там, где действительно необходимы. У нас всего платных мест несколько больше 80 тысяч. Из общего количества парковочных мест в Москве более миллиона.

А. Венедиктов Повторите цифры. Не может быть.

М. Ликсутов Еще раз. Платных парковочных мест в Москве несколько больше 80 тысяч. Всего парковочных мест в Москве более миллиона.

А. Венедиктов Есть куда стремиться.

М. Ликсутов Нет. Нет смысла, миллион это, во-первых, у нас не везде и в центре есть платные парковки. Есть социальные места, есть куча мест, где отданы только для инвалидов. Есть большое количество мест, которые существуют. Во-вторых, не во всех улицах за центром плату и стоит вводить и есть смысл. И по некоторым мы даже до сих пор есть просьбы дополнительно ввести некоторые парковочные места. Но они носят совершенно точечный характер. Поэтому ни о каких расширениях, волюнтаристских решениях в этой части…

А. Венедиктов Можете сказать, что массового расширения в ближайшее время мы не увидим. Массового.

М. Ликсутов И в принципе…

А. Венедиктов Удвоение, утроение, учетверение.

М. Ликсутов Даже темы такой нет на повестке правительства Москвы. Можно лишь говорить о каких-то точечных настройках. 2-3-5-7 мест, не тысяч мест – вот о чем говорить. И то это когда жители просят какие-то вещи откорректировать или что-то подвинуть или изменить. Ни о каком существенном изменении в этом вопросе, как и в тарифах, так и самом количестве парковочных мест нет, и даже не обсуждается.

А. Венедиктов Вы сказали: и в тарифах.

М. Ликсутов И в тарифах.

А. Венедиктов Мы услышали. Максим Ликсутов, вице-мэр правительства Москвы по транспорту. Спасибо.

М. Ликсутов Спасибо большое.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире