17 апреля 2018
Z Интервью Все выпуски

Трансформация из медиа в венчур — легко ли далась?


Время выхода в эфир: 17 апреля 2018, 06:42

Евгений Лозинский взял интервью у сооснователя и директора по инвестициям TMT Investments Артема Инютина.

Евгений Лозинский Почему вы решили заняться именно венчурным инвестированием после создания успешного медиапроекта?

Артем Инютин Бурный рост медиахолдинга РБК, в котором я был сооснователем, обуславливался двумя основными факторами: запуском большого количества собственных проектов и покупкой компаний. Сам холдинг в то время работал в 7-ми разных сегментах бизнеса: информационное агентство, деловые сайты, развлекательные сайты, телеканал, 2 издательских дома (один из них был куплен), крупнейший в России хостинг (покупка) и регистратор доменных имен (покупка). Зачастую новые проекты запускались каждые 2 недели: начиная с мелких типа «Консенсус прогноз» по цене акций и заканчивая крупными типа запуска газеты или журнала. Холдинг был большой инновационной структурой, своеобразным инкубатором, в котором существовало множество стартапов: какие-то умирали, какие-то агрессивно развивались. Именно в это время я и получил большой опыт как запуска стартапов, так и заключения сделок по слиянию и поглощению. Поэтому, когда мы с партнерами решили уйти из РБК, у нас было главное желание – работать с IT— проектами и не хотелось ограничивать себя только медийной тематикой стартапов, так как фонд имеет возможность работать с проектами любой тематики и любой географии. Поэтому можно рассматривать проекты в самых инновационных трендах, которые невозможно развивать в рамках медиа и которые гораздо прибыльнее медийных.

Е.Лозинский Какой тип проектов вы сейчас рассматриваете для себя как основной объект для инвестиций?

А.Инютин Мы рассматриваем следующие сегменты: SaaS, маркетплейсы и подписка, связанная с e-commerce. В новом фонде будем инвестировать в блокчейн-технологии. Основные регионы, в которых мы рассматриваем проекты: Силиконовая Долина, Восточная Европа, Израиль, Россия.

Е.Лозинский Какими правилами вы руководствуетесь, когда решаете инвестировать в какой-то проект?

А.Инютин Мы сначала смотрим на перспективность того сегмента, в котором работает стартап. Если сегмент будет бумировать ближайшие 10 лет, то начинаем пристально смотреть на финансовые показатели проекта, его технологии, маркетинговую стратегию, предыдущий track record. Очень важна для нас встреча с командой и плотное общение по бизнесу. Важно понять, насколько талантлива и работоспособна команда, сможет ли она осуществить заявленные планы, что члены команды делали в предыдущей жизни. Обязательно смотрим, можем ли мы усилить текущий бизнес и привнести в компанию новые связи. Стадия инвестирования, в которой мы себя комфортно чувствуем – pre A и A.

Е.Лозинский Какие проекты сейчас входят в ваш инвестиционный портфель?

А.Инютин В нашем портфеле очень много известных международных стартапов, в которых мы являемся ранними инвесторами, открывшими эти проекты, для того, чтобы на более поздних стадиях в них вошли такие крупнейшие фонды как Bessemer venture partners, Bain Capital, ЕБРР, Andreessen Horowitz и многие др. Назову несколько знаковых наших проектов. Taxify – сервис заказа такси, европейская компания, работающая в Африке, Европе, Австралии, динамично развивающаяся и сумевшая бросить вызов самому UBER. Американская Wrike – одна из 10 самых популярных в мире систем project management с российскими корнями. Европейский проект Pipedrive – также входящий в десятку самых популярных в мире систем CRM. Американский сервис подписки на предметы одежды и аксессуары Le Tote начинает развиваться теперь и за пределами США. Американская компания Scentbird – популярный сервис подписки на парфюмерию и косметику – также имеет российские корни. Популярный американо-украинский сервис Depositphotos является фотобанком, фотографии и видео которого мы зачастую видим в интернете.

Е.Лозинский Российские проекты часто оказываются в вашем поле зрения?

А.Инютин За последние пару лет, к сожалению, очень уменьшилось количество хороших российских проектов. Это, в первую очередь, связано с очень плохим инвестклиматом в России и кризисными явлениями в экономике. Я надеюсь, что в ближайшие 5 лет наступит стабилизация и рост экономики, наладится партнерство с Западными странами, инвестиции пойдут в IT-проекты, а специалисты высокого уровня прекратят в таком количестве уезжать из страны. Утечка мозгов России абсолютно мешает развиваться. Тем более, что геополитические соперники России продолжают конкурировать между собой и привлекать к себе лучшие мозги: Штаты занимаются этим очень планомерно более 100 лет, Китай старается переманивать целые коллективы, в том числе и из России, занимающиеся фундаментальной наукой. Германия ввела новую льготную программу обучения талантливых иностранных студентов в своих университетах. Причем, их всячески мотивируют на то, чтобы после обучения они остались жить и работать в Германии.
Сейчас в нашем портфеле 3 чисто российских проекта и несколько проектов с российскими корнями. Мы, безусловно, и дальше будем пристально смотреть на компании из России, Украины, Беларуси.

Е.Лозинский Какой процент проектов, в которые вы инвестируете, обычно оказывается прибыльным?

А.Инютин Из 45 проектов, в которые мы проинвестировали, начиная с 2011г, мы имеем уже 7 полных и 4 частичных выхода. Наши проекты купили такие мировые гиганты как Yahoo, Monsanto и AOL.
Мы вошли в 2% самых высокодоходных фондов мира, а наш портфель вырос за 6 лет в 4 раза. Это отличный результат. Еще одно наше важное достижение – наш фонд котируется на Лондонской фондовой бирже LSE и, подчиняясь строгому английскому законодательству, является одним из самых открытых и прозрачных венчурных фондов в мире. Сверхзадача, которую мы перед собой ставили, запуская фонд, — сделать каждый второй проект прибыльным в портфеле. Надеюсь, что ее мы выполним.

Е.Лозинский В какой тип проектов вы точно никогда не будете инвестировать?

А.Инютин Абсолютно точно не будем инвестировать в те сегменты, где у нас нет экспертизы, например, искусственный интеллект, роботы, кибербезопасность. Чтобы выбрать эффективный проект, нужно досконально понимать этот бизнес и тот рынок, на котором он работает, чтобы помогать проекту не только деньгами, но и экспертизой, технологиями и, в конечном счете, сделкой с покупателем.

Е.Лозинский Каким должен быть проект, чтобы любой венчурный фонд вложился в него без раздумий?

А.Инютин На мой взгляд, для того, чтобы фонд мгновенно принял решении о вхождении проект, необходимо иметь быстрорастущий бизнес с потрясающей командой. На одной из наших встреч в Калифорнии мы с моим партнером и другом Германом Каплуном встретили проект, у которого не только был отличный продукт и динамика роста, но и фаундер показал невероятную компетентность и знание своего рынка. Нас сложно чем-то удивить, но тут в течение 2-часовой встречи человек не только фантастически профессионально ответил на все вопросы, но и сам нарисовал несколько вариантов будущего развития бизнеса в разных условиях. То есть у него уже в голове был и Plan B и несколько вариантов экспансии бизнеса в новые продукты и регионы, и хорошее понимание будущих стратегов-покупателей. В результате мы прямо на этой встрече ударили по рукам. Но такие случаи, конечно, крайняя редкость. По нашей собственной статистике мы делаем примерно 1 сделку на 200 изученных проектов.

Е.Лозинский С тех пор, как вы занялись венчурным инвестированием, не возникало ли желание пройти снова по пути, который уже однажды был пройден – создать новый медиапроект?

А.Инютин Конечно, такой соблазн возникал. Именно поэтому в нашем портфеле и появились 2 российских медиа-проекта: Anews.com и Fishki.net. Новостной портал Anews, публикующий самую интересную информацию по всему миру из СМИ и соцсетей, а также развлекательный портал Fishki.net. Оба проекта растут и по аудитории, и по доходам гораздо выше рынка и это не может нас не радовать. А недавно Anews запустил новый алгоритм, который выдает читателю те статьи и новости, на выбранную им тематику, которые набирают популярность в соцсетях и блогах. Читатель же экономит время, так как за него уже выбрали самые профессиональные и популярные материалы сотни тысяч пользователей сети.
На примере этих проектов видно, как медиа становятся высокотехнологичными и многоканальными: они распространяют свою информацию по всем известным соцсетям и мессенджерам на миллионы читателей.

Е.Лозинский Венчурное финансирование в прошлом году начало уступать ICO – это мода, которая скоро пройдет, или реально вид инвестирования проектов, который станет абсолютно лидирующим?

А.Инютин ICO это, конечно, не мода, а новый интересный механизм инвестирования, это развитие технологии краудфандинга. 2017 г был годом надутия и сдутия пузыря ICO. Он еще не лопнул до конца, но скоро это произойдет. Рынок очистится от скам-проектов (проект, прекративший по какой-либо причине выплачивать инвесторам), которые предлагают не всегда даже готовый продукт, а тем более не готовый бизнес. В венчуре, если это не посевные инвестиции, наоборот, проект всегда предлагает работающий продукт и даже зарабатывающий бизнес. Чтобы собирать деньги на ICO от уже разочаровавшихся инвесторов, проекты должны будут показать принципиально другое качество продукта. Плюс венчурные фонды постепенно придут на рынок блокчейна. Таким образом, эти 2 вида инвестирования – венчурное и ICO – будут не конфликтовать, а дополнять друг друга последовательно или даже в рамках одного раунда финансирования. И как пример таких интересных и масштабных проектов, которые могут выходить на ICO, — TON от создателей Telegram.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире