29 марта 2003
Z Интервью Все выпуски

Программа Справочное бюро Парковка.


Время выхода в эфир: 29 марта 2003, 17:08

29 марта 2003 года
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Виктор Травин.
Эфир ведут Александр Пикуленко и Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН Теперь к нашим автомобильным делам, приветствуем Виктора Травина.
А. ПИКУЛЕНКО Да, добрый вечер.
В. ТРАВИН Добрый вечер.
С. БУНТМАН День, вечер, завтра все понятнее будет, перейдем на летнее время.
А. ПИКУЛЕНКО Да, часы, будем спать больше, работать больше.
С. БУНТМАН Да, это мы знаем, да.
А. ПИКУЛЕНКО Но я хочу начать, можно я уже возьму слово?
С. БУНТМАН Да, пожалуйста.
А. ПИКУЛЕНКО Я бы хотел поблагодарить наших слушателей, которые волей-неволей становятся создателями моих программ автомобильных, Николая Николаевича Ливинцева, Ирину Владимировну, я бы хотел поблагодарить за тот большой подарок, который мне сделали. Мне подарили 5-томную автомобильную энциклопедию, совершенно уникальную, с фантастическими иллюстрациями, Сергею Александровичу еще книгу про Китай.
С. БУНТМАН Да, чудесно, спасибо вам большое.
А. ПИКУЛЕНКО Спасибо большое, Николай Николаевич и Ирина Владимировна, я просто счастлив, если вы услышите знакомые какие-то вещи в моей передаче, вы будете знать, что это с вашей подачи сделано, спасибо. А теперь мы перейдем к Виктору Травину, у нас весна, у нас сейчас на дорогах добавится количество, хотя сейчас мало кто останавливает машины на зиму, но как показывает практика, где-то на 13% увеличивается количество выезжающих на улицы с первыми весенними днями. Т.е. те, которые раньше назывались «подснежники», теперь я уж не знаю, как называются, «весенники».
С. БУНТМАН Почему, «подснежники», все правильно, пробиваются, как только весна, пробиваются из-под снега.
А. ПИКУЛЕНКО Как крокусы такие цветочки.
С. БУНТМАН Наблюдаем, как распускаются, соседняя гнилая «копейка» распускается, никто ее берет.
А. ПИКУЛЕНКО Так вот, сегодня у нас конференция, Виктор Травин, он сейчас тут обозначит темы, а потом все будут задавать вопросы, в том числе эти самые «подснежники», потому что для них на дорогах ждет много нового. Виктор, теперь тебе слово.
В. ТРАВИН Хотя мне никто из наших радиослушателей так ничего и не подарил, в отличие от вас.
С. БУНТМАН Не надо так мелко завидовать.
В. ТРАВИН Я все равно им буду благодарен за вопросы, которые, я надеюсь, сегодня у нас все-таки прозвучат. Значит, прежде, чем начать эту тему, вернее, несколько тем нашей конференции, я бы хотел коснуться нескольких вопросов, которые, возможно, рано или поздно затронут интересы тех, кто сегодня выкопал машину из-под снега. Т.е. важно сейчас понять, правильно ли они сделали, может быть, есть смысл закопать ее обратно. Не так все весело. Значит, смотрите, какая выходит ситуация, сегодня у нас сложилась парадоксальная судебная практика, в частности, первое, на что бы я хотел обратить внимание. Если раньше лишать права управления могли сотрудники ГАИ, командир батальона, начальник окружного отдела ГАИ, то сегодня у нас со вступлением нового кодекса в силу, права управления лишает только суд, неважно, за что, выезд на встречную, превышение скорости более, чем на 60 км в час, пьянка за рулем, отказ от освидетельствования, не суть важно.
А. ПИКУЛЕНКО И ГАИ уже жаловалась, что мало лишают.
В. ТРАВИН Совершенно верно. И вот у нас с июля прошлого года начали лишать всего лишь, насколько я помню, 12 или 14% от числа тех, кого ГАИ лишала раньше, потому что судья, естественно, рассматривает дело.
С. БУНТМАН Т.е. не от общего числа, а от числа тех, кого лишали, да?
В. ТРАВИН Совершенно верно. И суды сейчас рассматривали с 1 июля дела довольно тщательно, с учетом всех обстоятельств дела, учитывая смягчающие обстоятельства. И выносили решения о лишении достаточно маленький процент, как я уже сказал, где-то 12-14%, т.е. на дорогу опять выпускали водителей, которые по идее подпадали под лишение права управления.
А. ПИКУЛЕНКО Пьяные за рулем преступники.
В. ТРАВИН Пьяные за рулем в том числе.
С. БУНТМАН Может, они протрезвеют?
В. ТРАВИН Главный гаишник страны генерал Федоров, теперь уже бывший главный, он перед своим уходом на пенсию в СФ решил устроить маленькую экзекуцию всем, оставить о себе добрую память, он пролоббировал через Верховный суд некие негласные распоряжения всем районным судьям о том, что лишать всех поголовно, не надо быть милосердными, не надо рассматривать дела объективно, полно и всесторонне.
С. БУНТМАН А на кого представили, на того и?
В. ТРАВИН Я был свидетелем того, как в некоторых судах, извините, как баранов заводят по 10-15 человек сразу, и всех скопом, что называется, оскопляют, извините, лишают прав.
А. ПИКУЛЕНКО А как же адвокат, рассмотрение дела по существу?
В. ТРАВИН Рассмотрения нет, причем сам судья с начала самого заседания суда говорит у меня есть указания Мосгорсуда, Верховного суда лишать без рассмотрения дела.
А. ПИКУЛЕНКО Т.е. беззаконие?
В. ТРАВИН Беззаконие, к чему сегодня привело. В Измайловском суде столицы совершенно недавно один из судей, я не буду называть фамилию, он человек подневольный, не будет порочить честь и достоинство судьи, он лишил права управления трех водителей, которые такого права управления отродясь никогда не имели.
А. ПИКУЛЕНКО Т.е. у них даже прав не было?
В. ТРАВИН У них не было прав, они права не имели, но поскольку дела-то не рассматриваются, дела решаются походя, на конвейере, вот гаишники привели и сказали он сидел пьяный за рулем, на суде выносят решение лишить. Я больше, чем уверен, что по остальным судам ситуация такая же лишают поскольку не глядя, без разбору, то лишают всех поголовно, подряд, даже того, у кого такого права управления не было.
А. ПИКУЛЕНКО А как с этим бороться?
В. ТРАВИН Естественно, только обжаловать, но это уже долгая процедура, вообще по-хорошему нужно с собой брать юриста или адвоката в суд, это понятно. Юриста или адвоката слушают хотя бы. Если не будут слушать лицо, в отношении которого возбуждено производство, то хотя бы будут слушать адвоката. Судья Солнечногорского суда пошел еще дальше. Он настолько взял под козырек указания сотрудников ГИБДД, что он даже вынес одно из решений о лишении с таким вердиктом, в самом конце своего решения с последней строчкой решение окончательное, обжалованию не подлежит и стукнул ногой.
А. ПИКУЛЕНКО С пролетарским классовым сознанием, да.
В. ТРАВИН Хотя статья 30.1 нового кодекса об административных нарушениях четко говорит, что решение суда может быть обжаловано в Мосгорсуде, не удовлетворит он потом в Верховном, пожалуйста вам международный суд в Гааге есть в конце концов по правам человека.
С. БУНТМАН Да, есть суд, в Страсбурге, да.
В. ТРАВИН Нет, он сказал все, мое решение окончательно, и хватит, выйдите из зала, я ставлю на этом точку. Вот что бывает, когда под козырек берут по решению, когда суд берет под козырек по решению милицию, да, а не милиция берет под козырек по решению суда.
С. БУНТМАН Все равно лучше, чем это было по произволу.
А. ПИКУЛЕНКО Конечно, все-таки с появлением адвоката тебя еще хотя бы выслушают.
В. ТРАВИН Но мы говорим о перегибах. Теперь, вторая кратенькая тема, которую тоже хотел бы затронуть. Всех нас с вами, не сегодня-завтра ждет наконец-таки отмена, к сожалению большому, отмена доверенности в простой письменной форме. Значит, МВД в лице главного управления уголовного розыска, главного управления ГИБДД, ратует за то, чтобы вернуть на дороги только доверенность, нотариально заверенную. Они считают, что благодаря доверенности в простой письменной форме легко похищать транспортные средства, выписать от руки доверенность, завладеть машиной и уехать в неизвестном направлении.
А. ПИКУЛЕНКО А как же гражданский кодекс?
В. ТРАВИН Вот они пытаются внести поправку в 185 статью УГК, которая позволяет нам, и, Саша, ты помнишь, лет 5 назад очень активно пробивали право водителей выдавать такую доверенность. Сегодня они хотят понятно, что лоббируется не только милицией.
А. ПИКУЛЕНКО Право распоряжаться своим имуществом.
В. ТРАВИН Да, это лоббируется не только милицией, лоббируется нотариатом, потому что деньги они потеряли на этом колоссальные.
А. ПИКУЛЕНКО Конечно.
В. ТРАВИН Сегодня доверенность, нотариально заверенная стоит 400 рублей, представьте, раз в год, хочешь, не хочешь, но одну доверенность все-таки выдаем друзьям, теще и жене и прочее.
С. БУНТМАН Т.е. такая доверенность стоит 400 рублей?
В. ТРАВИН Да.
С. БУНТМАН Это больше ведь, чем многие нотариальные акты, это больше получается, серьезно больше.
В. ТРАВИН Да, это серьезно больше получается, совершенно верно, да.
С. БУНТМАН Да, когда например мы доверяем кому-нибудь собственного ребенка, не достигшего 18 лет, мы здесь платим 150 рублей.
А. ПИКУЛЕНКО Т.е. у нас железо было всегда дороже, чем человек.
С. БУНТМАН Учительница везет его через украинскую машину.
В. ТРАВИН Значит, ваша машина дороже, чем ваш ребенок выходит.
А. ПИКУЛЕНКО Выходит всегда, меня всегда убивало. У нас отношение к автомобилю осталось еще советское, один автомобиль на всю жизнь и это что-то такое, что нельзя распоряжаться.
С. БУНТМАН С другой стороны, понимаете, давайте повернем, с другой стороны, чуть-чуть обернем ситуацию, не то, что я кому-то доверяю, а то, что кто-нибудь может с моим автомобилем по собственноручной, написанной самим себе, на самого себя, доверенности куда-нибудь ездить.
А. ПИКУЛЕНКО Да, для этого ему еще нужно документ как минимум, паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации, вообще много документов.
В. ТРАВИН А во-вторых, собственник заявляет машину в угон, потом, извините, это право гражданина выдать такую доверенность, если он не опасается за свою машину, или такую доверенность не выдавать. Тут вопрос-то в другом, вопрос в том, что нас сегодня обязывают платить по 400 рублей только потому, что ГИБДД не способна справиться со своей прямой обязанностью предотвращать хищение транспортных средств, а также в первые минуты после совершения хищения их обнаруживать. Я думаю, что все-таки у МВД этот вариант пройдет, потому что в 99 г. они предприняли первую попытку, она у них провалилась. Они немножко взяли тайм-аут, набрались опыта и заходят к этому делу с другой стороны. И вот эксперты полагают, что во второй раз уже провала как такового не будет.
А. ПИКУЛЕНКО А утвердить должны депутаты?
В. ТРАВИН Да, совершенно верно.
А. ПИКУЛЕНКО А уже началась избирательная кампания?
С. БУНТМАН Избирательная кампания официальная еще не началась, но как вы понимаете, она уже подспудно идет.
А. ПИКУЛЕНКО Нет, ну вот мы можем перечислить депутатов, которые проголосовали за эту поправку?
В. ТРАВИН Очень здорово.
С. БУНТМАН Ты думаешь, пока нет поправок еще?
А. ПИКУЛЕНКО Да.
С. БУНТМАН Ладно, с поправками мы еще к закону об агитации и избирательной кампании, это мы еще посмотрим, они там только первое чтение прошли, мы посмотрим, как это все еще будет, потому что там много дикого, не домашнего, да.
А. ПИКУЛЕНКО Да, я прочитал, мне стало жутко. Я даже не могу рассказать о том, кому принадлежит автомобиль, на каком автомобиле ездит, допустим, товарищ Зюганов, потому как это будет предвыборная агитация.
С. БУНТМАН Нам бы Ваши проблемы, Александр Александрович, потому что тут в общем рта открыть нельзя.
А. ПИКУЛЕНКО Вот я про это и говорю, нашу неполитическую сторону затронуло.
С. БУНТМАН Да, потому что я понимаю, можно сказать любому телевизионному ведущему вы подмигиваете, а, знаешь, как в начале «Ромео и Джульетты», — не в мой ли адрес вы грызете ноготь? Можно сказать совершенно, это уже повод для драки, абсолютно, да.
В. ТРАВИН Возвращаясь к теме, самое неприятное, что лоббируется сейчас в этот гражданский кодекс, в статью 185, что доверенность, нотариально заверенную, придется выдавать собственником иному лицу только по месту регистрации транспортного средства. Скажем, поехал ты в Питер на своей машине, а там решил поехать своей подруге передать машину. Поедешь в Москву, получишь доверенность, повезешь ей туда в Питер. И эта глупость, скорей всего она будет узаконена.
А. ПИКУЛЕНКО Все для человека.
В. ТРАВИН Потому что силы направлены сейчас колоссальные на внесение этих изменений.
С. БУНТМАН Посмотрим, как это вообще сопрягается в гражданским кодексом, со всякими другими.
В. ТРАВИН Пока никак, но поскольку поправки будут, тогда они уже будут, у нас сопряжется кодекс сам с собой.
С. БУНТМАН Тогда надо будет приводить все в порядок, потому что это, уже к счастью, это стала не такая простая история.
А. ПИКУЛЕНКО Да.
С. БУНТМАН Издал
А. ПИКУЛЕНКО И все побежали выполнять.
С. БУНТМАН И все побежали выполнять, потому что несостыки, которые есть, они естественны, и если уж вы, ребята, эти нестыковки допускаете в разных законах, в разных документах, то извольте не на нашем горбу их просто устранять, не нами затыкать. А извольте сами это затыкать.
В. ТРАВИН Или уж, хотя бы, не за наши деньги.
С. БУНТМАН Да, мы правее. Есть еще, Дана пишет, есть еще аргумент за доверенность, нотариально заверенную: «Ребенок, конечно, дороже машины, но ведь ребенок никого задавить не может, а машина может. Разве несправедливо требовать больше ответственности?»
В. ТРАВИН Дело в том, что доверенность, она не наделяет большими полномочиями в плане ответственности. Не наделяет большей ответственностью. Она наделяет лишь правом распоряжаться, пользоваться и владеть. А ответственность у того, кто сидит за рулем источника повышенной опасности, она одинакова что у собственника, что у водителя, какая разница? Разницы никакой.
С. БУНТМАН Да, ведь любая, например, если любое распространение тех же самых страховых обязательств компании на другого человека за рулем, это только на специально внесенных лиц.
В. ТРАВИН Конечно.
С. БУНТМАН Конечно, то здесь если чело не внесен, то он может быть сколько угодно по доверенности, заверенный 15 печатями и 20 нотариусами, все равно он не будет пользоваться теми правами, т.е. уходом от ответственности никакой человек не будет пользоваться. И потом ему нужно быть водителем с теми же самыми документами, что и любой другой.
А. ПИКУЛЕНКО Конечно. А вопрос с нотариусом, у криминальных структур будет свой нотариус с самой что ни на есть лучшей печатью. Как вы знаете, в фальшивых документах опечаток не бывает.
С. БУНТМАН Это точно.
В. ТРАВИН В общем, будет все то же самое, только для нас немножко дороже.
А. ПИКУЛЕНКО Конечно.
В. ТРАВИН И вот если можно, я коснусь чуть-чуть буквально третьей темы, да, о том, будут какие-то вопросы, можем отвечать, в этом году с 1 января нам государство подложило, не хотел бы сказать, что с пятачком на лице, но тем не менее что-то похожее, это единый транспортный налог. Вы знаете о том, что до 1 июля налоговая инспекция обязана рассчитать, сколько стоит налог с владельца, с собственника транспортных средств, и прислать вам квитанцию с просьбой оплатить до какого-то срока. Самое неприятное здесь вот что государство наше как всегда не предупредило всех заранее о том, что такая инициатива готовится. И сегодня народ бросился искать свои автомобили. Вот честно вам скажу, у меня за всю жизнь было не так много машин, я сегодня нашел не все. И хочу сказать, что это коснется большинства автовладельцев со стажем, у кого было как минимум 2-3 машины, какие-то машины проданы, слава Богу, по договору купли-продажи, какие-то переданы по доверенности, что в простонаречье у народа называется купил-продал, да, хотя это не есть купля-продажа. Вот сегодня народ начинает искать такие доверенности. Это как бы круг вопросов, на которые хотели бы сегодня, может быть, поговорить. Если что-то будет выходить за рамки этих вопросов, ради Бога, я готов ответить.
С. БУНТМАН Естественно, есть и то, что выходит за рамки, но давайте сейчас, соображение Марка: «Автомобиль не хлеб с маслом, поэтому правильно запретить форму простой доверенности», не так все просто, как эта доверенность. И да, конечно, можно и нотариально заверить, но главное, чтобы это не было принудительно, форма простой доверенности это решение самого человека. Это право выбора, и здесь нужно взвесить действительно, оправданность, неоправданность, для чего это делается для того, чтобы исключить хищение автомобиля, можно очень простым способом, вот я не знаю, вообще не ездить и не покупать.
А. ПИКУЛЕНКО И не иметь, тогда и не похитят.
С. БУНТМАН Так всегда говорили, чем вот подход советской власти отличался от более нормальных форм власти, это то, что не по результату пресечение, а исключить саму возможность чего-то нехорошего, и от этого получалось сиди и не дергайся. Это никогда так не бывает. «Если будут пробандитские нотариусы, то и баланда не испортится», — понятно, Алексей, я все понимаю, будут пробандитские нотариусы.
А. ПИКУЛЕНКО Будут обязательно.
С. БУНТМАН Потому что пробандитским может быть любой человек. Вот смотрите, это не гарантия.
А. ПИКУЛЕНКО Да, того, что у вас не украдут автомобиль.
С. БУНТМАН Да. «Вот сейчас в эфире, — Сергей говорит, — защищают всех, кто нарушает за рулем ПДД, о тех, кто не нарушает, разговор не надо вести, вот получается какой» — дальше я не понял, имелся в виду Апокалипсис, я не понял.
А. ПИКУЛЕНКО Почему, мы не защищаем, ничего подобного.
С. БУНТМАН Дело в том, что, я не знаю, может быть, я неправильно понимаю политику партии, мне кажется, человек, который нарушает ПДД, как и все остальные, он пользуется правами для того, чтобы ему доказали, что он нарушает.
А. ПИКУЛЕНКО Конечно. Мы ведем к тому, чтобы было все по закону.
С. БУНТМАН Вот научились же люди не выскакивать из автомобиля при появлении гаишника.
А. ПИКУЛЕНКО Конечно.
С. БУНТМАН Вот не выскакивать, а сидеть и класть руки на руль. И если остановили, ждать, что он будет делать. Между прочим, производит страшное впечатление.
В. ТРАВИН Один сотрудник ГИБДД, на днях остановив меня, сказал: «Выйдите пожалуйста из машины». Я спросил: «На основании какого нормативного акта я обязан выйти?» Он сказал: «Приказ 190». Приказ мне такой неизвестен, я пришел на работу, оказалось, это приказ о прохождении государственного технического осмотра. Вопрос, лишь бы на что-нибудь сослаться, вот более убедительно чтобы звучало. Еще раз повторяю выходить не обязаны.
С. БУНТМАН Да, выходить не обязаны. У нас сейчас уже через минуту будут, но здесь интересует еще тема, будут ли исполняться последние указания ГИБДД не останавливать без повода автовладельцев, будут ли в ближайшее время приняты меры, это следующая тема, по удалению сгнивших машин из дворов Москвы. О тех же «подснежниках», только вид сбоку. Есть такая тема, Алла, есть многие другие, и мы продолжим наш разговор на «Парковке» после кратких новостей, т.е. через 5 минут.
НОВОСТИ
С. БУНТМАН Продолжаем наш разговор на «Парковке». Сегодня у нас с Александром Пикуленко Виктор Травин, президент коллегии правовой защиты автовладельцев. «Скажите отчество Травина», — а Вам зачем, Алина?
А. ПИКУЛЕНКО Бить будут.
С. БУНТМАН Я не знаю, бьют-то ведь не по отчеству, по-моему. Так, вопрос был у нас важный, будут ли исполняться распоряжения без дела не останавливать? Во-первых, как это все формулируется, там ведь не только идет речь о водителях.
В. ТРАВИН Там о паспортном режиме в целом.
С. БУНТМАН Там вообще, да.
А. ПИКУЛЕНКО И ППС, и даже вневедомственной охране запрещено без оснований. Правда, ведь у любого сотрудника, Виктор, я так понимаю, всегда найдется с десяток оснований.
В. ТРАВИН Более того, я хочу сказать, что приказ 329 министра внутренних дел, если я не ошибаюсь, от 99 года.
А. ПИКУЛЕНКО Степашин еще был.
В. ТРАВИН Да, Степашин подписывал, от 1 июля, гласит о том, что останавливать транспортные средства можно для проверки документов только на стационарных постах. Т.е. понятно, что на стационарном и можно для проверки документов. А начальник ГУВД г. Москвы таким образом отменил приказ министра, он сказал вообще нигде нельзя останавливать, если водитель ничего не нарушил. У нас так иногда случается, на моем веку один командир роты с улицы Люсиновской в г. Москве отменил приказ министра внутренних дел, у меня даже где-то бумага лежит. Это у нас нормальное явление, когда нижестоящие отменяют приказы вышестоящего. А то, что у нас исполняться не будет, это однозначно, я имею в виду в части водителей, в отношении водителей. Почему потому что всегда можно найти повод, за что остановить водителя нечитаемые номерные знаки, это на Ваш взгляд они читаемые, но на взгляд они вовсе даже нечитаемые.
А. ПИКУЛЕНКО Тогда выйдите и прочитайте ему эти знаки, может, он неграмотный?
В. ТРАВИН Поэтому исполняться, конечно же, не будет.
С. БУНТМАН Понятно, здесь, во всяком случае, всегда могут найти повод остановить, это понятно, всегда наступает какая-нибудь операция «Вихрь Антитеррор» или еще что-нибудь, какая-нибудь очередная «Буря».
А. ПИКУЛЕНКО Говорят, что 4 раза в день объявляют «Перехват» и ни разу его не отменяют. Т.е. постоянно действующая операция.
С. БУНТМАН Вообще не отменять старые постановления, понятно, что они автоматически отменяются, но это глубоко. Но если посмотреть, когда-то Эдельман писал никто еще не отменял петровского закона доносить о всяком, кто запершись пишет. Его так и не отменили, его вообще не отменяли никогда. Понятно здесь. Второе, было об автомобилях таких, монументы неизвестно чему, совсем заброшенные автомобили. Ведь таких много, куда от них деваться?
А. ПИКУЛЕНКО 130 тыс. ежегодно, как сообщают московские чиновники.
В. ТРАВИН Видите ли, в чем дело с точки зрения целесообразности, я, может быть, даже поддержал бы городские власти, подогнали бульдозер, забрали и увезли, это с точки зрения целесообразности. С точки зрения норм гражданского права, давайте обратимся к главе 31 гражданского кодекса РФ, которая совершенно четко гласит, что вещь может быть признана бесхозяйной, не бесхозной, как иногда говорят чиновники, а бесхозяйной, т.е. без хозяина, только лишь при наличии заявления самого хозяина о том, что он отказывается от своей вещи. И только лишь в том случае, что если инициатор этой экзекуции, в данном случае, будем говорить, это районная управа, префектура, административная инспекция, если она вступила в законные права владения, завладела им, этим имуществом, если скажем, это ракушка спилила замок, поставила туда свою машину. Если это разбитая машина, посадила своего водителя, закрылась кнопками и говорит эта уже машина моя. Вот только в этом случае право собственности переходит через суд, только по решению суда, вступившего в законную силу, кстати говоря, переходит к тому, кто решил этой машиной завладеть при добровольном отказе собственника.
С. БУНТМАН Вот например?
В. ТРАВИН Очень сложная процедура, поэтому проще просто подогнать бульдозер.
С. БУНТМАН Понятно. А если не просто, а поступить по-настоящему? Вообще, в принципе, если какое-то время стоит, гниет, от нее остаются сначала рожки, ножки, снимают с машины, во-первых, у нее есть номерной знак.
А. ПИКУЛЕНКО Да, и есть участковый, который обязан по нему найти.
С. БУНТМАН По нему можно найти владельца машины и запросить этого владельца машины.
В. ТРАВИН Привести его за шкирку к машине своей.
С. БУНТМАН Да, и в общем, сказать, если она совсем не нужна, письменно отказаться от этой машины, это правильная ситуация.
В. ТРАВИН Это по закону. Есть целесообразность, она часто становится главенствующей.
А. ПИКУЛЕНКО Революционное сознание превалирует над законным.
В. ТРАВИН Увы.
С. БУНТМАН Хорошо, возьмем с другой стороны, если кому-то показалось, что мой автомобиль, мне он кажется еще очень хорошим, я хоть человек ленивый, предположим, да, но я какие-то строю планы его отвезти куда-то или разобрать, отдать какому-нибудь дяде, который из него что-нибудь сделает, примус сделает из него. Но все никак не собираюсь, а у меня берут его и увозят.
В. ТРАВИН Правильно, Вы коснулись вопроса критериев, а по каким критериям определять и как определять?
С. БУНТМАН Да, совершенно верно, да. Мне это не понравилось, с точки зрения закона я прав, даже если я такая свинья, что его бросил, если он у меня гниет. Я прав. Недавно на моих глазах была такая ситуация, стоял, стоял очень хороший автомобиль, старых таких героических времен «американец», стоял явно совершенно, неполноценный, с него снимали или было просто снято, стоял и о, чудо, пришел какой-то человек, дунул, плюнул, подогнал и увез, это был его автомобиль, просто у него руки не доходили им заняться. Красавец, замечательный, надеюсь, что вернется на это место в каком-нибудь хорошем виде. Да, так вот, если у меня увели этот автомобиль товарищи?
В. ТРАВИН Заявление в УВД о хищении у меня его похитили, причем там же просим признать меня потерпевшим, причем на крупную сумму, потому что это вы считаете, что этот автомобиль стоит 22 доллара и 67 центов, а для меня это достаточно большой ущерб, это все имущество мое 18 долларов.
С. БУНТМАН Сергей Владимирович спрашивает, мы здесь скачем, «так называемая продажа по доверенности противоречит законодательству, и в правовом государстве должна быть отменена по суду, каждая такая сделка как притворная, согласно гражданскому кодексу. Кроме того, по поводу доверенности, давайте тогда все санкции применять к собственнику, не к тому, который по доверенности, а к тому, который имеет право собственности». В общем-то, так и делается, все это применяется к тому, если ты «продал» по доверенности, все равно тебя настигнет?
А. ПИКУЛЕНКО Владельцем источника повышенной опасности остается все равно он.
С. БУНТМАН От налога тебя до, в общем-то?
В. ТРАВИН Минуточку, давайте разбираться, по поводу налога это отдельная тема, мы ее коснемся, если хотите. Что касается, скажем, участия в ДТП и последующего возмещения ущерба, здесь вопрос очень тонкий, отвечает как владелец источника повышенной опасности, это сказано в гражданском кодексе, верховный суд сказал, что отвечает тот, кто совершил ДТП. Поэтому когда мы приглашаем в суд, скажем, ответчика, совершившего ДТП, и требуем у него в порядке возмещения энную сумму денег по исковому требованию, то мы всегда смотрим, а можно ли с собственника что-нибудь взять? Вещь чаще всего тот, кто совершил ДТП, управляя машиной по доверенности, говорит у меня ничего нет, у меня машина, и та не моя, по доверенности. Тогда мы в качестве третьего лица привлекаем самого собственника. Но с той стороны, если попадается грамотный адвокат, он говорит я хоть и источник повышенной опасности, владелец, я ДТП не совершал, и опять стрелки переводятся на самого водителя. Поэтому вопрос спорный, но потрепать нервишки можно и тому, и другому, и как правило собственник всегда говорит своему брату-свату, которому доверил машину ты там расплатись, чтобы от меня поскорее отстали. Мы можем наложить арест на имущество через суд на эту машину в порядке возмещения, тут целый механизм есть, совершенно верно. Но хочу возвратиться к первой реплике о том, что машина по доверенности продается и должна быть сделка аннулирована. Машины как таковые по доверенности не продаются. Нет такого понятия, как продажа по доверенности, поэтому что ее признавать, эту сделку ничтожной, если сделки как таковой, по сути дела, не было. Если бы у людей хотя бы оставались записки о том, что они получили деньги за машину, что имел место факт купли продажи, но ведь никто чаще всего этого не делает. Деньги отдают из рук в руки.
С. БУНТМАН Единственный документ доверенность на право владения и все.
В. ТРАВИН Естественно, человеку дали, через три года у него машину потребовали назад. Вот к вопросу, опять-таки, о транспортном налоге, вот как быть сегодня и сейчас, кто должен платить транспортный налог, единый, вместо ранее существовавших. Транспортный налог, ситуация вот какая. Значит, если до 30 июля прошлого года, т.е. до вступления в законную силу закона о второй части налогового кодекса, могли потребовать копию доверенности у того, кому вы ее выдали, и отнести ее в налоговую инспекцию, подтверждая тем самым, что машина находится уже не в вашем владении, а владении господина Петрова, то если вы давали такую доверенность после 30 июля, вы ее можете никуда даже уже и не носить. Я поэтому всем рекомендую первое, пройти в родной МРЭУ по месту регистрации, подать заявление с просьбой, выяснить, какие машины сегодня зарегистрированы за вами, вы даже можете не помнить и не знать, люди меняют машины как перчатки порой. И если вы восстанавливаете таким образом энное количество машин, ваше право решить, что с ними делать или платить за них, если хотите, или найти этих собственников, которым вы передавали. А если таковых нет, просто заявить машину в розыск. Потом еще важно понять, что если вы машину отдавали по доверенности, то срок передоверия, срок доверия, равно как и передоверия, не мог превышать трех лет. Поэтому если какие-то машины выбыли уже из вашего законного владения на срок, больше чем 3 года, все равно налог будете платить вы, потому что она уже принадлежит не им. Поэтому еще раз всем, кто сегодня столкнется с транспортным налогом, а это довольно большие деньги будут за большое количество машин, а особенно за иномарки, все в МРЭУ пишем заявление, получаем список машин, собственника не нашли подаем в розыск.
С. БУНТМАН Почему сейчас очень часто не от роскоши такое существует протекание через руки автомобилей несколько, потому что человек автомобиль покупает подержанный, отдает, передает по доверенности коллегам, бывает, это может быть и очень старый автомобиль, причем это у людей не очень богатых и у людей не очень начинающих, там они покупают, потом отдают, бывают коллективные автомобили.
В. ТРАВИН А перегонщики сколько машин перевозят?
С. БУНТМАН Перегонщики, так что все это может быть вполне в естественных условиях. Вопрос такой надо ли иметь страховой полис для прохождения техосмотра, с 1 июля по 31 декабря 2003 года?
В. ТРАВИН Да, к сожалению да. Мы почему пока не будем касаться ни с какого боку, что называется, новый закон страхования гражданской ответственности, потому что к нему сейчас готовится огромное количество поправок. Им недовольны как и страховщики, так и МВД, так и ГАИ, так и автоводители. Поэтому мы ждем, что пакет предложений, который сейчас где-то разрабатывается, он все-таки будет внесен в Думу, и мы ждем довольно серьезных поправок. Нет смысла сейчас этот закон разбирать, он будет видоизменяться.
С. БУНТМАН Да, тем не менее мы разбираем и т.д.
А. ПИКУЛЕНКО В том варианте, в каком он принят, мы уже разбирали.
В. ТРАВИН Да.
С. БУНТМАН Так, еще один, да, Иван, я с Вами согласен, что сейчас покрытые грязью с реагентом, еще с чем-то номерные знаки, они представляют собой, я уже думал, не вернули ли черные знаки.
А. ПИКУЛЕНКО Протирать надо.
С. БУНТМАН Вот это уже, простите меня, друзья, это свинство, даже если у вас нет времени и нет смысла, бывает, мыть машину, потому что через полчаса она станет такая же, то как свои приборы все, фары и прочие фонари, надо протирать. Точно так же и все-таки, извините меня, знаки.
А. ПИКУЛЕНКО Конечно.
С. БУНТМАН Это не по-джентльменски, это безобразие. А вот мой любимый вопрос «сегодня на улице Гарибальди с 12:00, — сообщает нам Юрий, — ГАИ проверяла на алкоголь всех подряд водителей. Насколько правомерны эти действия и как вести себя в этой ситуации?» Любимейшая ситуация.
В. ТРАВИН Я думаю, что есть смысл вообще делать отдельную передачу по пьянке за рулем.
С. БУНТМАН А было, да, мы делали, еще и еще сделаем.
В. ТРАВИН Колоссальное количество вопросов, колоссальная проблема. Значит, совершенно просто и ясно существует 8 инструкций Минздрава, все они признаны сегодня действующими, и практически в каждой из них, как минимум в 4-х, совершенно точно сказано, что проводить медицинское освидетельствование водителя на состояние алкогольного или наркотического опьянения можно только при наличии достаточных оснований. Какие основания мы перечислять не будем, неустойчивая походка, бессвязная речь, покраснение склер, запах изо рта и, что самое интересное, это признание самого водителя о факте употребления алкогольных напитков. Только при наличии достаточных оснований. Вопрос в другом, что инспектор всегда может сказать а у меня такие основания есть, я учуял.
С. БУНТМАН Пожалуйста, составляется протокол.
В. ТРАВИН Значит, протокол не о чем составлять, пока не проведется освидетельствование. Другой вопрос, что если освидетельствование провели прямо на дороге, в машине «Скорой помощи», на посту ДПС, то это только предварительное освидетельствование. И положение о комплексных бригадах гласит, что оно является основанием для направления в стационар, а очень часто в 90% случаев врач на посту ДПС или в машине трубку сунул трубка показала, и он тут же выносит заключение. Вот это неправильно, такие заключения оспариваются в судах очень-очень легко.
С. БУНТМАН Насколько я понимаю Юрия и очень многих слушателей, да и мы с вами были свидетелями таких, иногда даже нас пытались сделать участниками этого действа, когда нечто такое, похожее на какое-то, я не знаю, прибор радиационной разведки ДП 5А, что-то суют тебе под нос через открытое окно, сам сотрудник ГАИ, и говорит, что это прибор для определения того, пьяный ты или нет. Это ерунда.
В. ТРАВИН С 2 июля прошлого года сотрудникам ГАИ запрещено персонально президентом РФ, указано, запрещено проводить медицинское освидетельствование, потому что он не медик. Какое оно может быть медицинское? Вообще не может быть освидетельствования. Могут только врачи. И мы всегда говорим требуйте стационарной экспертизы.
С. БУНТМАН Да, совершенно верно. Вопрос такой, вернее, замечание, мы сейчас веером так идем, по всем темам: «В центре Москвы сейчас сухие дороги, но очень грязные автомобили. Почему власть не занимается владельцами этих грязных автомобилей? Владимир Николаевич».
А. ПИКУЛЕНКО Потому что во дворах еще грязно и на окраинах.
С. БУНТМАН Понимаете, в чем дело, сухо-то сухо, это действительно на больших дорогах, вроде бы сухо, но это все одни иллюзии, потому что как только ночью у нас подмерзает, мы видим эти самые лепестки кокосов, которые появляются на дороге, это реагент замечательный, который производит на свет чудовищную совершенно грязюку, и все это не имеет смысла даже сейчас.
В. ТРАВИН Маленькую реплику по этому поводу, в кодексе административных правонарушений нет, это главный для нас с вами документ, карающий, нет санкций за управление грязным автомобилем. Ибо опять-таки нет критериев что такое грязный? Это когда отваливается уже грязь или когда только слегка покрыто, через стекла ничего не видно? Нет и наказания. Наказание предусмотрено законом о благоустройстве г. Москвы, это постановление правительства Москвы. Так вот, там, значит, составлять протоколы за управление грязной машиной должна административная инспекция, но не сотрудник ГАИ. Вы видели где-нибудь административную инспекцию в полном составе на дорогах Москвы?
С. БУНТМАН Да нет, только когда объявляется «Чистый город чистый автомобиль».
В. ТРАВИН Вот месячник мы ждем. Мы не ждем месячник «Чистый город», это вряд ли будет, а вот «Чистый автомобиль» будет обязательно.
А. ПИКУЛЕНКО Будем возить с собой мыло и выдавать инспектору кусочек.
С. БУНТМАН Все конечно мы прекрасно знаем, что чистый автомобиль ездит быстрее, управлять им легче, это мы всегда знаем, да и просто если, кроме шуток, конечно приятнее. Но здесь у нас такое безумие помоешь машину.
А. ПИКУЛЕНКО Да, и через 5 метров она грязная.
С. БУНТМАН И через 5 метров у тебя появились первые следы, размазанные по физиономии твоей машины, а потом уже все, до свидания. Спрашивают много о коллегии правовой защиты, как с ней связаться, как с ней вообще взаимодействовать.
В. ТРАВИН Взаимодействовать можно в любое время дня и ночи, мы работаем круглосуточно. Единственное просим не беспокоить с вопросом, надо ли пристегиваться ремнем безопасности, почему-то такие вопросы только ночью задают. В основное время консультируем в офисе, на дороге, выезжаем на место ДТП, но самая главная наша задача не столько помочь тем, что выехав на место ДТП, сориентироваться вам, сколько внедрить в вашу голову, вложить какие-то элементарные знания. Вот с этой целью каждую божью среду Большая Филевская, 35, это для жителей Москвы, для жителей Магадана пока не придумали, в 7 часов вечера, 19:00 по московскому, каждую божью среду.
С. БУНТМАН Бесплатно?
В. ТРАВИН Бесплатно абсолютно, собираемся за чашкой чая, 28 тем, цикл у нас начался две недели назад, закончится где-то в середине мая, но поскольку он непрерывный, можно присоединиться с любого дня.
С. БУНТМАН С любого момента?
В. ТРАВИН С любого дня и до любого дня досидеть. Темы самые интересные: вас остановил инспектор, досмотр и обыск, вы попали в ДТП, оценка возмещения ущерба, Интерпол, таможня, розыск, регистрация.
А. ПИКУЛЕНКО Это семинары.
В. ТРАВИН Страхование, «ракушки», защита прав потребителей, судебная практика, 28 тем, перечислять все, это как бы еще одна программа. Каждая среда, мы рассказываем иногда уникальные вещи, уникальные собственные наработки, которые вы не прочитаете, нигде не услышите, из собственного опыта.
А. ПИКУЛЕНКО Можно с семьей, с детьми, даже с родственниками, а если взять любимую девушку и два бокала вина, зажечь свечку на заднем ряду и положить ей руку на коленку, то любая лекция пройдет просто на «ура».
С. БУНТМАН Какое вино? Потом за руль.
А. ПИКУЛЕНКО А нет, зачем, приходить надо без автомобиля, конечно, там Филевский парк рядом, место для прогулок замечательное.
С. БУНТМАН Какие-то у вас странные представления о семинарах, Александр Александрович.
А. ПИКУЛЕНКО Ведь разные подходы к вопросам, можно совместить приятное с полезным.
С. БУНТМАН Это у вас в МАДИ такие сидят? Хорошо, интересно. Юрий Иванович спрашивает, надо ли страховать машину, если ей 23 года?
А. ПИКУЛЕНКО Обязательная страховка обязательна для всех, даже и 123 года.
С. БУНТМАН Да, она уже большая девочка, конечно, надо страховать. Все в порядке.
А. ПИКУЛЕНКО Вот и Вы, Сергей Александрович, про девушек.
С. БУНТМАН С Вашей подачи, меня научили плохому в этой студии, это называется. Ну что же, спасибо большое, спасибо Виктору Травину, мы встречаемся каждый месяц здесь на семинарах, а там на семинарах каждую среду. Александр Пикуленко, Сергей Бунтман, это была программа «Парковка».


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире