15 февраля 2003
Z Интервью Все выпуски

Программа «Справочное бюро»-"Парковка". Тема: «Нужны ли нам автошколы?»


Время выхода в эфир: 15 февраля 2003, 17:10

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» — Виктор Травин — президент коллегии правовой защиты автовладельцев, Александр Жуков — исполнительный директор ассоциации столичных автошкол.
Эфир ведут Сергей Бунтман и Сергей Асланян.

С. БУНТМАН Сергей Бунтман и Сергей Асланян, добрый день.
С. АСЛАНЯН Здравствуйте.
С. БУНТМАН Виктор Травин, добрый день.
В. ТРАВИН Добрый.
С. БУНТМАН И у нас в гостях Александр Жуков, исполнительный директор ассоциации столичных автошкол. Здравствуйте, добрый вечер.
А. ЖУКОВ Здравствуйте.
С. АСЛАНЯН Кстати, Виктор Травин тоже в гостях.
С. БУНТМАН Почему в гостях?
С. АСЛАНЯН Уже свой, да.
С. БУНТМАН Уже который раз-то, когда периодичность раз в месяц, уже какой там гость.
С. АСЛАНЯН Когда в последний раз документы на входе спрашивали, уже в лицо охрана узнает.
С. БУНТМАН И все.
В. ТРАВИН Ой, как приятно слышать, спасибо.
С. БУНТМАН Правильно.
С. АСЛАНЯН Хоть где-то за своего.
С. БУНТМАН Да. Сегодня мы будем говорить об автошколах. Мы все больше об угонах, похищениях или документах говорим, последний раз мы говорили, а в промежутках между этим мы, я думаю, и слушатели наши тоже стараются соответствовать. Но у меня был случай посоответствовать в учении Травина и Асланяна и не поддаться на провокацию.
С. АСЛАНЯН Дело Травина и Асланяна крепнет.
С. БУНТМАН Да, сотрудников ГАИ, которые мне пытались некий прибор сунуть в окно автомобиля. Я напомнил о освященном и напечатанном в «Российской газете» постановлении от 26 декабря.
С. АСЛАНЯН Пару эфиром тому назад это называется.
С. БУНТМАН Да, инспектор поразился знанием глубоким и широким. И уже спрятав в карман прибор, стал выяснять обстоятельство известности этого документа, откуда же я его знаю. «Из газет», — сказал я, — чего и вам желаю". Он сказал: «Я знаю», но я почему-то не поверил, о чем ее сообщил. Состоялся чудесный совершенно разговор, и учение непобедимо, потому что верно.
С. АСЛАНЯН Наш человек.
С. БУНТМАН Ссылайтесь на документы. Я исправляюсь, я раньше как-то так не очень.
С. АСЛАНЯН Одним грамотным милиционером стало больше.
С. БУНТМАН Уверенно вел в этом отношении, но т.к. я чувствовал невиновность полную за собой, о чем всегда предупреждали, я ехал просто с работы, ни с какого праздника, и вот поэтому я предлагал пойти по сложной и замысловатой процедуре. Не состоялось. Но были права, были защищены.
С. АСЛАНЯН Один ноль в нашу пользу.
С. БУНТМАН Да, это просто так, о проделанной работе. Теперь же мы обращаемся действительно к автошколам. В чем проблема? Виктор Травин.
В. ТРАВИН Да, я по традиции попробую немножко тему обозначить и даже чуть-чуть растревожить. Могу констатировать печальный, наверное, факт, на сегодня сложилась такая социально-экономическая обстановка с автошколами, в которой встает самый главный и насущный вопрос будут ли автошколы жить, выживут ли в этих условиях, которые нам сегодня подготовило, к сожалению, наше государство. Я сразу предвосхищаю вопрос наших радиослушателей, хотел бы попросить не задавать вопросов о том, какие документы нужны для поступления в автошколу.
С. БУНТМАН А почему, а если вдруг?
В. ТРАВИН Ради Бога, но у нас сегодня главный вопрос нам, наверное, придется решать вопрос, выживут ли автошколы вообще вот в той сложившейся сегодня ситуации. Если они не выживут, на руку ли это кандидатам в водители? А может быть, и хорошо. Может быть, так сказать, их преждевременная кончина сейчас удобна.
С. БУНТМАН А как же тогда?
В. ТРАВИН Я думаю, что сейчас к этой теме плавненько перейдем, может быть, их органичная, бесславная кончина, может быть, это и есть тот процесс, который просто необходим на сегодня, ибо есть процесс самоподготовки, человек может сам, самостоятельно подготовиться и сдать на получение водительского удостоверения экзамены. Значит, вопрос, выживут ли автошколы или не выживут, и самое главное нужны ли нам сегодня автошколы вот это вопрос самый животрепещущий. И важно понять, не придется ли нам в конце этого часа объявлять минуту молчания по автошколам.
С. АСЛАНЯН Что случилось-то, скажи, не таись?
В. ТРАВИН Я думаю, что на этот вопрос о том, что случилось и почему так произошло, какие условия поставлены сегодня, автошколы, борясь за выживание, я думаю, это вопрос уже к Александру Викторовичу.
С. БУНТМАН Понятно, Александр Викторович сейчас ответит. Итак, Александр Жуков, в чем же состоит проблема сейчас?
А. ЖУКОВ Спасибо. Значит, проблема, она сейчас обозначилась достаточно резко, но нарастала она постепенно, где-то с середины 90-х гг., даже ближе к началу, была активно развита система сдачи на водительское удостоверение после самостоятельной подготовки. Есть отдельные документы государственные, которые это обозначают, тот же стандарт об образовании и закон о безопасности. Но если детально рассмотреть даже эти документы, то можно прийти к выводу, что эта самостоятельная подготовка, в общем, юридического основания не имеет. Но она развилась и продолжается до сих пор. В некоторых регионах России ее приостановили, в Москве с прошлого года практически в каждом отделении, принимающем экзамены, можно прийти, написать заявление, что подготовился самостоятельно, и сдавать. Трудности, конечно, там определенные есть, технического плана, но, проанализировав документы, можно сказать, что все-таки это юридически неправомерно. Рассмотрим стандарт сам стандарт что гласит, разберем ситуацию с категорией Б, я думаю, она будет более для нас интересна, потому что все остальные категории, специализированы они менее массово, и по ним, в общем, проблема закрывается.
С. АСЛАНЯН А трактор и трамвай сегодня обсуждать не будем.
С. БУНТМАН Ну да, категорию А тоже.
С. АСЛАНЯН Мимо.
А. ЖУКОВ Категория А, тоже она малопроблемная.
С. БУНТМАН Скажите, а хотя Виктор Травин предупредил, чтобы не задавали вопросов не по теме, все равно спрошу, вообще на категорию А где-то обучают?
А. ЖУКОВ Да, обучают.
С. БУНТМАН С какого возраста?
А. ЖУКОВ Обучаться управлению мотоциклом можно с 14 лет, а сдавать на права все равно с 18.
С. БУНТМАН Все равно с 18 все, понятно. Владимир из Зеленограда, на Ваш вопрос ответили, идем дальше.
А. ЖУКОВ Значит, стандарт, начальное профессиональное образование, это водитель транспортного средства категории Б, звучит так: начальное профессиональное образование. Открываем закон об образовании, он гласит, что начальное профессиональное образование можно получать только в образовательном учреждении. И в стандарте, дальше если прочитать, есть пункт можно готовиться на категорию Б самостоятельно, т.е. этот документ уже сам противоречит другому основному документу по образованию, это закону об образовании. И эти моменты, они и порождают сейчас ситуацию, когда автошколы традиционного формирования, получающие лицензию, имеющие соответствующую учебно-материальную базу, они теряют свою клиентуру, если так выразиться.
С. АСЛАНЯН И проблема только в этом? То, что вдруг стали терять клиентуру?
С. БУНТМАН Нет, подожди. Да, наверняка не только.
С. АСЛАНЯН Учатся, не учатся, а проблема-то в чем? Что случилось конкретно такого, что сегодня?
В. ТРАВИН Видимо, альтернатива, достойная автошколам появилась.
С. БУНТМАН Вот смотрите, хорошо, значит, школа теряет клиентуру. Сейчас мы в этом сначала разберемся. Насколько резко, в каких это цифрах выражается, школы теряют клиентуру? Может быть, их слишком много?
А. ЖУКОВ По городу, может быть, их порядка до трети сейчас, статистику эту может выдать только ГИБДД. Но получить оттуда точные данные достаточно сложно. Те цифры, которые проходят через автошколы, они есть. Но то, что готовиться самостоятельное, то направление, оно идет непосредственно в ГАИ, и цифры для нас, например, для ассоциации, они достаточно условны. Мы можем только по анализу такому визуальному, по разговорному. Данные эти официально пока не публиковались. На конференции, прошедшей, по безопасности движения, прошедшей в декабре прошлого года, там достаточно жестко было оценено нынешнее состояние подготовки водителей.
С. АСЛАНЯН И правильно.
А. ЖУКОВ Критиковались программы, критиковалась работа автошкол, но те организации, которые в основном выступали, это министерство транспорта и главное управление ГИБДД почему-то ни словом не обмолвились об этом виде подготовки самостоятельной. Я не к тому, что самостоятельная подготовка не нужна, она, по всей видимости, когда закладывалось в руководящие документы, планировалось то, что в отдаленных регионах, где нет возможности учиться, это отдаленность от культурных каких-то, так скажем, промышленных центров, у нас страна огромная, Сибирь, Дальний Восток, инвалиды, т.е. этот механизм мог на них работать благополучно. Но в Москве, когда говорят, что такое, зачем так много школ, 300? Много, если пересчитать на количество водителей, их определенный жизненный цикл, своевременное обновление кадров, эта цифра, может быть, она и не совсем большая. Средних школ, например, сейчас порядка уже 2 000, по нумерации перевалило, школ автомобильных, практически какая-то часть сейчас.
С. БУНТМАН Нет, ну как-то изобилия, уж сверхизобилие автошкол, нет. Вопрос состоит в том, как это оценить, вот что такое самостоятельная подготовка, полная самостоятельная подготовка? Понятно, что человек может пройти школу хоть раз 15 и не получить ничего, при одном радении, при одних способностях и прочее. А может и сам, предположим, подготовиться все равно не сам, все равно с каким-то опытным человеком.
С. АСЛАНЯН От отца к сыну, посадил рядом и поехали.
С. БУНТМАН Да, все равно он изучает правила точно так же, как он изучает их автошколе, сам по себе, хотя я не знаю, здесь у меня есть очень много сомнений. Вообще, честно говоря, и программу можно среднеобразовательной школы, даже университета, можно самостоятельно каким-то образом освоить и сдать. Другое дело, как у тебя будут принимать. И вот есть определенный буфер, внутренний экзамен в школе. Сейчас мы разбираем только ясную, честную ситуацию. О покупке прав или результата внутреннего или внешнего экзамена мы сейчас не говорим.
С. АСЛАНЯН О правде жизни говорить не будем.
С. БУНТМАН Нет, мы говорим о том, о системе, действительно о подготовке, которая может быть получена в школе и какой-то частью не может быть получена самостоятельно, если об этом идет речь.
С. АСЛАНЯН Вопрос еще такой, автошколы никто не закрывает на сегодня?
А. ЖУКОВ Фактически нет.
С. АСЛАНЯН Т.е. они как были, так и остаются?
А. ЖУКОВ Да.
С. АСЛАНЯН Произошло что то, что те люди, которые самоподготовкой занимаются, их стало больше? Или в отношении их вышло какое-то нормативное постановление, которое открыло им вообще зеленую улицу? Или на самом деле день сегодняшний не отличается от ситуации полгода назад, год назад?
В. ТРАВИН Да нет, на самом деле, можно я отвечу на этот вопрос, хотя это прерогатива Александра Викторовича, но тем не менее. Понятно, что самоподготовка создала более, чем достойную альтернативу автошколам. В автошколу нужно ходить полтора месяца, в автошколе нужно платить до повышения аренды, это второй вопрос, к которому мы сейчас перейдем, до повышения арендной платы автошколам все равно нужно было платить приличные деньги, это в среднем где-то 4 000 рублей за обучение. Нужно было сдавать, выпускной у вас экзамен он называется, да, выпускной экзамен, т.е. процедура была.
С. БУНТМАН Ну да, то, что внутренним я называл.
В. ТРАВИН Что такое самоподготовка, или внутренний, да, самоподготовка с тестем пьяным посидел в машине, покатался, прочитал, проштудировал ПДД на всякий случай, кодекс административных правонарушений. Пришел, написал заявление, два варианта сдал или не сдал. Поэтому появилась достойнешая альтернатива, естественно, поскольку люди стали жить, наверное, все-таки лучше, машину во дворе поставить уже некуда, кругом машины стоят. Люди покупают машины, потом только вспоминают о том, что у них нет водительского удостоверения. Необходимость получить его возникает, как правило, после покупки машины, особенно у новичков. Подвернулись «Жигули» за 300$, встал вопрос, где за 300$ найти водительское. Естественно, самоподготовка это самая достойная альтернатива автошколе. Это первое, что подкосило автошколы, совершенно прав Александр Викторович. Противоречит закону, не противоречит это второй вопрос. Вопрос в том, что достойная альтернатива практически убила автошколы. Второй смертельный выпад в адрес автошкол случился у нас, когда, если не ошибаюсь, по-моему, в конце прошлого года, когда автошколы вывели из категории организаций, пользующихся или имеющих льготы на оплату нежилых помещений, т.е. на аренду классов. Аренда возросла в гигантское количество раз, а соответственно, значит, вынуждены автошколы поднимать стоимость обучения.
С. БУНТМАН Во сколько возросла аренда?
А. ЖУКОВ В среднем по городу получается где-то в 4 раза, это в среднем. А соответственно, во сколько теперь должна возрасти у вас стоимость обучения, давайте за стартовую возьмем 4 000 рублей в среднем по Москве. 4 000, это если перевести в валюту, это получается порядка 130$. А вот до дефолта 98 года, в принципе, средняя величина оплаты была 300$, и это было вполне реально. И школы на эти деньги нормально существовали.
В. ТРАВИН Это было до дефолта, извините, а вот сейчас уже, когда арендная ставка увеличена?
С. АСЛАНЯН К чему готовиться?
В. ТРАВИН Вот к чему готовиться мне, я плохо учился в автошколе, я хочу учиться заново, вот мне с какой суммой придется расстаться, скорей всего?
А. ЖУКОВ В ассоциации этот вопрос когда анализируется, цифры называются, это не меньше 7-8 000.
С. БУНТМАН В два раза.
В. ТРАВИН Вот мы ответили на вопрос, да, первое, есть самоподготовка, есть автошкола. Если раньше еще был баланс между самоподготовкой и школой, там 50 на 50, половина людей готовы были заплатить 3 000 рублей или 4 000, да, и идти учиться, а половина готова была отучиться дома, то теперь понятно, что при наличии самоподготовки и, на другой чаше весов, наличие платной услуги за 7-8, а некоторые будут задирать наверняка и больше, это вынужденная мера, и до 9 тыс. рублей, понятно, что никто не пойдет, не пойдет учиться в школу, все пойдут самоподготовкой. Характерный эпизод, я на днях разговаривал с зам. начальника МРЭО г. Москвы, спросил, а сколько же стоит допуск к экзамену после самоподготовки. Он улыбнулся и сказал 500 рублей, все для вас.
С. БУНТМАН 500 рублей?
В. ТРАВИН 500 рублей. И добавил все для вас. О чем тут можно говорить? Конечно, все для нас.
С. АСЛАНЯН Возвращаясь к истокам этой проблемы, я бы все-таки сказал, что автошколу подкосила не возможность людей пойти альтернативным путем, а из года в год падающее качество обучения. То, как учат в автошколах на сегодняшний день, — это катастрофа. И когда человек выбирает перед возможностью потратить 100 долларов и неизвестно чему научиться или поучиться, например, у своего надежного, предположим, родственника, который 20 лет за рулем, то на эту чашу весов люди склоняют свое желание и уходят в альтернативный вариант именно потому, что нет гарантии, что тебя научат именно водить машину нормально. Ведь у нас на сегодняшний день человек, который получил права, это человек, который только смог сдать экзамен, но который не научился вести себя в потоке, не научился водить машину. И не зря у нас каждый новичок обклеивает свою машину восклицательными знаками и буковками «У», потому что он боится и он предупреждает: «Бойтесь меня, я ничего не умею».
С. БУНТМАН Что Вы можете сказать, Александр Викторович, о качестве подготовки и как ассоциация, в общем, это проверяет? Вот меня здесь спрашивают «есть ли рейтинг автошкол?» — спрашивает Вера, есть ли оценки, которые именно уровня обучения, может давать и кто это может давать?
А. ЖУКОВ Оценка уровня обучения в школах, она идет достаточно конкретно, постоянно, во всех экзаменационных подразделениях висит сводная таблица с анализом сдачи экзаменов с первого раза, это есть такая величина, которая характеризует уровень подготовки. То, что в школах сейчас уровень обучения упал, это безусловно. Но вот составляющие причины, которые привели к такому положению, мы оговаривали сейчас один из вариантов, это пресловутая самоподготовка. Но есть еще ряд причин, это фактически ведь посмотрите, с прошлых времен, когда это было практически на государственном уровне, редко какие были курсы, ВДОА, БОА, которые за деньги учеников, а остальное все практически оплачивалось государством, то сейчас государство, это единичные случаи, это клубы детские, юношеские автомобильные, оплачивает, т.е. они бюджетные, а остальное все это на деньги учеников. И вот суммы, те, которые сейчас реально могут ученики принести в школу, они не позволяют в нормальных условиях оплачивать, достойно оплачивать работу профессионалов, преподавателей, мастеров, содержать в хорошем состоянии учебные автомобили, совершенствовать своевременно учебно-материальную базу, внедрять какие-то новейшие технологии в обучении, компьютерные и прочие тренажеры, все это ограничивается деньгами, к сожалению, деньги здесь сыграли здесь фактически решающую роль. И привести к той же цифре оплаты в 7-8 тыс., могла бы эта цифра поддержать школы, это будет проблемно.
С. БУНТМАН Но это может сократить количество учащихся, хотя, честно говоря, может быть, по сравнению, если есть возможность и нормальное желание освоить автомобиль и сделать это или перед покупкой, во всяком случае, автомобиля, а не так вот в пожарном порядке, он у тебя за 300, да, приобретенный, да? Да, за 300 приобретенный, стоит у тебя и бьет копытом, во дворе, и тебе очень хочется на нем куда-нибудь уехать. Что в общем-то делают и до получения прав, я так думаю, удостоверения, а параллельно его где-то добывают. Вот это очень серьезная ситуация, как мне кажется. Мы продолжим разговор об автошколах после кратких новостей, потому что тут очень много вопросов, очень много проблем с самим институтом автошкол. И чем он может стать или не стать. На «Парковке» встретимся.
НОВОСТИ
С. БУНТМАН Продолжаем разговор на «Парковке», Сергей Асланян, Виктор Травин, и у нас в гостях исполнительный директор ассоциации столичных автошкол Александр Жуков. Мы продолжаем разговор об автомобильных школах, вот из Ижевска письмо ко мне пришло, Александр: «У нас в Ижевске обучение в автошколе составляет от полутора тысяч рублей, приезжайте». Спасибо большое, конечно, за приглашение.
С. АСЛАНЯН Нельзя, к сожалению, поскольку по месту регистрации. Где родился, там и пригодился.
С. БУНТМАН Нет, почему обучаться можно.
С. АСЛАНЯН Обучаться да, экзамен придется сдавать.
В. ТРАВИН Открепиться там, получить документ.
С. АСЛАНЯН Съездить в Ижевск всей страной.
С. БУНТМАН Да, только надо два раза в неделю ездить в Ижевск на занятия, скажем, да еще на «покатушке» в Ижевск, так что прибавьте, Александр, здесь стоимость проезда, 4 раза в неделю, туда-сюда, получится то же самое, что и в Москве.
С. АСЛАНЯН Все, не поехали, сидим дальше.
С. БУНТМАН Да, пока не поехали.
С. АСЛАНЯН У Виктора Травина вопрос.
С. БУНТМАН Да, пожалуйста, возвращаемся.
В. ТРАВИН У меня какой вопрос, возвращаясь к теме. Вы в принципе за что за то, чтобы создать более благоприятные условия для работы автошкол и ликвидировать институты самоподготовки как класс?
А. ЖУКОВ Эти вопросы должны все решаться в комплексе. Самоподготовка юридически невозможна на сегодняшний день, правила дорожного движения требуют, обучаться надо вождению. Теорию да, там еще можно каким-то образом набрать литературу, в компьютер диск поставить, это все возможно, хотя тоже, мне кажется, как профессионалу, лучше все-таки послушать то, что будет говорить человек опытный. Хотя не во всех школах может быть достаточно подготовленных преподавателей, но основная масса это все-таки профессионалы, которые патриоты, они, обучая, одновременно еще и пытаются каким-то образом воспитать или передать свой жизненный багаж, который в книжках нигде не описать и не почерпнуть.
С. БУНТМАН Почему, у меня очень хорошие воспоминания о человеке, который ПДД в автошколе нам рассказывал, потому что между прочим, там интересный нюанс, он одновременно был и преподавателем ПТУ, которое готовило, так что у него было сразу несколько уровней методических доступности, как это рассказать.
С. АСЛАНЯН Повезло просто.
С. БУНТМАН И он же с опытом, он очень интересно это все для меня всегда важно, как это приведено в систему и какие мне дают ходы для запоминания. И это было очень здорово, это было действительно очень здорово. Я бы так не запомнил просто из книжки.
В. ТРАВИН Это теория. Именно он научил Вас не попадать в ДТП, Сергей Александрович.
С. БУНТМАН Значит, плохо учил, потому что я в них попадаю, и никто не застрахован. Это тогда уже к батюшке надо обращаться тогда.
С. АСЛАНЯН Удар сзади не считается.
С. БУНТМАН Ну ладно.
А. ЖУКОВ Это теория, а практика, это практическое вождение, должна проходить на специально оборудованном автомобиле, имеющем соответствующий документ, те же самые ГИБДД, свидетельства об изменении конструкции, дополнительное управление педалей. И у обучающего должны быть документы о том, что он имеет право учить, что он профессиональный инструктор. Спрашивается, каким образом можно самостоятельно подготовиться, когда надо вождение проходить в таких условиях? Т.е. это получается вариант, который обозначен законом об образовании. Второе, это у специалиста, имеющего соответствующую лицензию и прочее. Т.е. самостоятельная подготовка, она нонсенс по нормативным документам. И почему до сих пор ГИБДД можно на бланке написать заявление о том, что подготовился самостоятельно, и они принимают этот документ к сведению, вопрос для меня.
С. БУНТМАН Пожалуйста, Виктор.
В. ТРАВИН Бог с ней, с правовой стороной дела, это пусть занимаются правоведы, давайте какой вопрос попробуем разрешить.
С. БУНТМАН Странно слышать от президента коллегии правовой защиты пусть занимаются правоведы.
С. АСЛАНЯН Это он оставил себе на потом.
В. ТРАВИН Я пытаюсь оппонировать, так сказать, Александру Юрьевичу, чтобы была некая коллизия.
С. АСЛАНЯН Голос из народа.
В. ТРАВИН И мы-таки пришли к конкретному решению по нашей проблеме. А скажите, правда ли Вы считаете, что подготовившийся самостоятельно, давайте будем их самоучками называть, они по дорогам страны, городов и весей ездят хуже, чем те, кто прошел автошколу?
С. БУНТМАН Т.е. обязательно для обучения обучаться с инструктором на специально переоборудованном автомобиле?
А. ЖУКОВ Мое личное мнение, что да, что невозможно самостоятельно. Бывают вундеркинды, есть везде исключения, но в массе, когда у нас сейчас идет резкий всплеск автомобилизации, мы идем к среднемировому, наверное, показателю, где-то 300-400 на 1000 населения.
С. АСЛАНЯН Наконец-то.
А. ЖУКОВ По городу вы сами видите, когда людям припарковаться негде, то это рассматривать тогда, что кто-то при хороших технических условиях в семье, родственники, старшее поколение все это позволило развить, и он без каких-то там инструкторов, автошкол, плат, он все это дело поднял и может показать нормальный результат. Да, все это так. Но мы о массе говорим.
С. АСЛАНЯН А масса не справится?
А. ЖУКОВ Масса нет.
В. ТРАВИН Позвольте Вам возразить, видимо правильно Сергей Бунтман сказал в начале эфира о том, что ведь есть буфер, но я называю его неким фильтром, да, межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение, МРЭО, которое как раз и отфильтровывает тех, кто научился или не научился.
С. АСЛАНЯН Кому дано и кому не дано.
В. ТРАВИН Мы будем говорить об идеальном варианте, конечно проходят за взятки, по блату, многие, но мы говорим об идеале, о строгом соответствии закону. Значит, понятно, что если есть такой фильтр, то ему все равно, кого фильтровать, прошедших самоподготовку самоучек или закончивших автошколу. Его задача отфильтровать. Тому, кто отучился самостоятельно, хуже в том смысле, как я представляю, что он может ходит 25 раз сдавать, а после школы только 5. И это как бы не наша с вами проблема.
А. ЖУКОВ Почему 5, что за цифра 5, откуда она?
В. ТРАВИН Ну хорошо, давайте на 7 и 24 цифры поменяем. Но ведь уровень сдачи после автошколы, он несколько выше, я правильно понимаю, да, чем уровень сдачи после самоподготовки?
А. ЖУКОВ Цифры примерно такие.
В. ТРАВИН Цифры примерно такие. Но нас почему это должно волновать, кто сколько раз ходил? Это личное дело каждого ходящего и сдающего.
С. БУНТМАН Скажем так пусть имеем право.
В. ТРАВИН Конечно, пусть имеет право, им пользуется. Наша задача, да, чтобы обеспечить работу МРЭО, проконтролировать, организовать как налогоплательщикам для того, чтобы на дорогу не выпустили болваном, грубо говоря. Поэтому ну и что от того, что он будет не учиться в автошколе, а пойдем самоучкой, хуже-то ему, а не нам с вами. Ведь фильтр все равно отфильтрует тех, кто достоин.
С. БУНТМАН Наверное, все-таки если посмотреть так, с общественной точки зрения и с точки зрения каждого человека, мне кажется, что здесь, наверное, не в этом путь сохранения автошкол. Я абсолютно убежден, что автошколы должны быть сохранены, потому что автошкола такой институт, который должен быть, это все равно, что перевести, дать возможность сдачи экстерном за университет, опять же, и при этом уменьшать университеты. Нет, почему-то люди получают регулярное образование. И здесь тоже должны получать регулярное образование. Наверное, какая-то должна быть и другое дело, что автошколы должны пользоваться определенными арендными льготами. Другой путь школа как школа, отделенная от всего, как только школа автомобильная, может быть, и частной, которая самоокупается, может быть, ей трудно существовать, она может быть с чем-то совмещена, с какими-то другими предприятиями, и частными тоже. Т.е. надо искать какие-то и экономические, и общественные рычаги для того, чтобы понимать, как могут развиваться школы. Так что мне кажется, что здесь не запретом самоподготовки, а с другой стороны, гарантия инструкторов, вы знаете, когда Вы сказали только в специально оборудованном автомобиле. Разбирали мы в прошлом году на «Парковке» очень характерный случай, и об этом писали довольно много, недоподготовки особенно женщин-водителей. Инструкторы, которые, чтобы сделать себе жизнь полегче при обучении, берут многое на себя. И как оказывалось, многие люди не знают, что такое, например, экстренное торможение, что надо педаль тормоза дожимать до конца в определенных случаях. Они считают, что прикоснулся к ней, а за нее дотормозил инструктор и не предупредил, чтобы сделать себе жизнь получше. Вот такие вот вещи, может быть. У нас реплика есть от коллеги нашего, Матвея Ганапольского, можно он два слова скажет, наденьте наушники пожалуйста. Алло, Матвей Юрьевич.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Алло, добрый вечер.
С. БУНТМАН Да, Матвей Юрьевич, не могу молчать, Лев Толстой, все понятно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, не могу молчать, добрый вечер всем, кто в студии. Я, к сожалению, только к середине передачи врубился, я не очень знаю, кто там, поэтому прошу прощения.
С. БУНТМАН Александр Жуков, исполнительный директор ассоциации столичных автошкол.
С. АСЛАНЯН Остальные свои.
С. БУНТМАН Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Как водитель с 25-летним стажем, не очень много, слава Богу, побывавший в авариях, хотел бы противнику автошколы, вернее, человеку, допускающему, что практическое вождение может быть без инструктора, задать.
С. БУНТМАН Это государство допускает.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну тогда, вы же понимаете.
С. БУНТМАН Задай в воздух.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, задаю в воздух, один простой вопрос. Да, теорию можем освоить сами, более того, вождение можем освоить сами там во дворах, но обращаю ваше внимание, вот что происходит с водителем, когда он в первую минуту выезжает уже на трассу? Что, если он находится не в этом специально оборудованном автомобиле, где мой ужасный инструктор, я вспоминаю, когда меня учили, в ужасных «Жигулях», там схождение и развал были плохие, машину тянуло влево-вправо, но когда я испугался пролетающей мимо меня машины и дернулся не туда, он нажал на свои дублированные педали, остановил машину. Кто поможет молодому или старому, аматеру в любом случае, человеку, который в первый раз выезжает на дорогу, если не инструктор с дублированными педалями? Как можно представить себе, ведь Пикуленко, сидящий там
С. БУНТМАН Он не сидит там, он с нами незримо присутствует.
С. АСЛАНЯН За него Асланян.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, понятно, Асланян вместе с Пикуленко все время кричат, что автомобиль это средство чего, вернее, повышенной опасности.
С. АСЛАНЯН Никуда не денешься от этого.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Значит, вопрос мой понятен, вот я задаю своему незримому оппоненту, который там сидит и который предполагает, что такое может быть, что на трассу, подчеркиваю, на во дворах, а даже во дворах, что может человек обучаться практическому вождению без опытного, сидящего рядом человека.
С. БУНТМАН Т.е. Матвей Юрьевич, насколько я понял, ты делаешь акцент на том, что представляет сомнительность, сам процесс обучения, что он может быть даже и опасен на не оборудованном, при всех недостатках, скажем так, автошкол, инструкторов и т.д., что сам процесс такого неорганизованного обучения может представлять опасность? А не выехав на улицу, обучиться нельзя?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я даже более тебе скажу, я считаю, что водитель, вернее, человек, севший, не имеющий прав, но севший за машину, не дублированную педалями, без инструктора, уже является преступником, он нарушает закон. У него нет прав, но он садится в машину не учебную, а настоящую, он уже преступник.
С. БУНТМАН Жуть. Спасибо, Матвей, понятно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо вам, что выслушали мое мнение.
С. БУНТМАН Спасибо, Матвей Ганапольский был по телефону. Так, ну что, мощная и эмоциональная поддержка.
С. АСЛАНЯН От себя скажу, я начинал водить машину в монгольской степи, в возрасте лет наверное 12, и ничего. Правда, я по возрасту еще не подходил под уголовную ответственность за то, что сел за руль настоящего автомобиля.
С. БУНТМАН Хотя бы знать, что об этом скажет местный тушканчик, который там пробегал.
С. АСЛАНЯН Тушканчики разбежались все.
С. БУНТМАН Хорошо, пожалуйста, Виктор Травин.
В. ТРАВИН Давайте я попробую под занавес опровергнуть мысль, продвигавшуюся здесь о том, что автошколы это хорошо. Хотя я душой и сердцем за автошколы, но тем не менее, коль я взял на себя роль оппонента, я попробую это сделать. У нас автошколы сегодня готовят для чего в основном для того, чтобы сдать экзамен в МРЭО, иной задачи нет. У МРЭО есть свои представления о том, как должны сдаваться экзамены. МРЭО тоже не фильтрует людей только для того, чтобы они умело выехали на дорогу, лавируя в потоке, предотвращая экстренные ситуации, умея вести себя на дороге свободно. Но у МРЭО есть сегодня установка вам нужно задом при сдаче экзамена заехать в гараж. Извините, это не самое основное, я еще не встречал в своей практике автокатастрофы с семью трупами при заезде задом, извините, в гараж. Но я встречал гигантское количество катастроф на трассе. А вот на трассу у нас ни в автошколе, ни в МРЭО не выгоняют. Нас засунули на маленькую улочку, перечень которых, вы знаете, утвержден, да, улицы, на которых разрешена учебная езда, и дальше нас не пускают. Нас выпускают что после самоподготовки, мы выходим сырые, что после автошколы. Так вот, у нас сегодня, мое четкое убеждение, твердое убеждение, что автошколы сегодня у нас готовят исключительно под требования МРЭО, не под дорогу, а у МРЭО свои требования, совершенно мне непонятные, которые дорожным условиям совершенно не соответствуют. Мы и так дурака-чайника выпускаем.
С. БУНТМАН Повысив требования к МРЭО?
В. ТРАВИН Изменив требования, не повысив, изменив коренным образом.
С. БУНТМАН Изменив коренным образом, скажем так, требования для того, чтобы получить водительское удостоверение, для того, чтобы сдать, мы тем самым укрепляем саму идею автошкол, потому что тут уже без автошколы не вылезешь никуда. Как Вам кажется, Александр Юрьевич, потому что мы забыли гостя?
А. ЖУКОВ Я внимательно слушаю, я с Вами абсолютно согласен. Вопрос взаимоотношения школы и ГАИ, действительно, он так и обстоит, школы вынуждены готовить к тому, что необходимо для сдачи экзамена в ГАИ. Другого варианта у них нет.
С. АСЛАНЯН За редким исключением. Не так давно, в течение всего практически прошлого года мне пришлось заниматься подбором автошкол для родственников и друзей, они как раз вышли на ту планку материального удовлетворения себя, когда можно было купить автомобиль. Пошли люди сдавать на права, я им эти автошколы искал. Из порядка 15 московских автошкол, ведь мы только что слышали, что все они бедные, их практически загубило отсутствие финансирования государственного, и возможность выживать у них свелась к тому, что они плохо учат, потому что у них нет денег, я нашел одну автошколу, которая официально декларировала всем, и эту декларацию выполнила, они сказали мы готовим людей не для сдачи экзамена в ГАИ, а для того, чтобы потом вместе со своими учениками нам было не страшно ездить по одним улицам. Они реально учили людей водить машину. При тех же самых минимальных материальных средствах, у них обучение стоило ровно столько же, но профессионализм этих людей держался на чем-то другом, не на деньгах. И вот это была одна школа из порядка, наверное, 15. А зато сейчас в Москве появилась новая профессия инструктор, который доучивает человека после того, как он сдал экзамены и получил права. Вот это одно удовольствие сдать, а потом научиться это другое. Новый бизнес такой.
С. БУНТМАН Это, кстати, распространяется, кстати это очень интересно. И это, по-моему, не так плохо.
А. ЖУКОВ Ничего противозаконного здесь нет, если он получил свидетельство о регистрации ПБОЮЛ и работает, индивидуальная педагогическая деятельность не лицензируется, тут тоже можно найти противоречие в руководящих документах, потому что в законе о безопасности написано, что можно пройти подготовку у специалиста, имеющего, получившего лицензию.
С. АСЛАНЯН Перебью Вас, ведь в этот момент за рулем сидят два человека с правами. Один учит другого, потому что школа не научила, ГАИ не отфильтровало. Права получил, ездить не научился.
С. БУНТМАН Вообще пределов нет, вот я согласен с Виктором, и я думаю, что действительно, вот изменения требований, как это ни было бы прискорбно для тех, кто хочет получить достаточно быстро возможность законно ездить на своем автомобиле или на автомобиле друзей и родственников, как бы это ни было прискорбно, мне кажется, что в этой жесткости будет смысл, когда мы находимся, и мы прекрасно знаем, многие из нас, что получали, и после школы, даже при все хорошем, просто объективно не хватало ни опыта, ни умения, объективно все равно это накапливается потом. Как чуть-чуть повышается планка сдачи экзаменов, уже прибавляется какой-то опыт и умение, и уверенность, все равно, естественно, человек набирает достаточно долго потом. Но мне кажется, что именно то, о чем Виктор говорил, это могло бы повысить роль настоящих школ и поставить их в совершенно другое статусное положение.
С. АСЛАНЯН Их мало, к сожалению, настоящих школ.
С. БУНТМАН В комплексе надо решать, только, понимаете, пусть будет хуже тому, кто подготовится сам, и при повышенных требованиях этого всего дела не сдаст, а не при пониженном достатке. Еще самое главное, чтобы не покупались эти права.
С. АСЛАНЯН Это опять-таки к ГАИ.
С. БУНТМАН Это самое главное, мы упираемся туда, здесь никакая автошкола не поможет. И не дай Бог, автошколы будут способствовать безобразному формальному обучению и выдаче документов за небольшую плату, и тем самым, не дай Бог, автошколам повышать за счет этого свое благосостояние. Я думаю, что ассоциация должна с этим бороться просто.
А. ЖУКОВ Вы абсолютно правы.
В. ТРАВИН В порядке ремарки, в одну из автошкол недавно позвонил клиент и спросил, сколько стоит обучение, как долго нужно учиться, потом узнал, а можно ли права купить. Это была шутка, которую он не понял, ему сказали обращайтесь в отдел сбыта ГАИ. Вы не поверите, но он спросил телефончик.
С. БУНТМАН Да? Отдел сбыта, да. Ну понятно. Давайте подведем итог. Школы, быстро, я не спрашиваю Александра Викторовича, потому что нормальная школа при измененных требованиях как?
В. ТРАВИН Я отказываюсь от ранее данных показаний, школы нужны.
С. БУНТМАН Сережа?
С. АСЛАНЯН Все, что хорошо то хорошо.
С. БУНТМАН Хорошее люблю, плохое не люблю, да?
С. АСЛАНЯН Да.
С. БУНТМАН Все равно, что спрашивать, нужна ли средняя школа, нужны ли нам университеты, нужны ли нам магазины, нужны ли нам автоинспекции и т.д. Нужно, только в нормальных условиях. Давайте напомним, как самые главные проблемы, вот кроме все-таки свободной сдачи, которая должна быть проблемой гражданина и тех, кто принимает. Какие основные сейчас сложности школы, если тезисно повторить? Аренда, мы это помним, да.
А. ЖУКОВ Совершенствование нормативно-правовой базы, все документы, которые касаются деятельности автошкол, должны быть приведены в единое русло, и самое, так скажем, удивительное, может быть, для вас, то, что на сегодняшний день нет государственного документа, единого по России, который определял бы, какими должны быть автошколы, как они должны работать. Есть отдельные, разрозненные московские документы, какие-то инструкции, ведомственные и т.д.
С. БУНТМАН А интересно, т.е. документы, юридическая основа и единые для всех требования нормативные должны быть.
А. ЖУКОВ Да, и это позволит ужесточить требования и исключить возможность двойного понимания или даже тройного понимания отдельных моментов деятельности автошкол.
С. БУНТМАН Интересно, кто бы мог такой документ издать, кто обязан был бы издать и вообще как это делается?
А. ЖУКОВ Есть комиссия по безопасности.
В. ТРАВИН Я думаю, что и комиссия по безопасности, и ГИБДД, и министерство образования совместно.
С. АСЛАНЯН Постановление правительства на эту тему.
В. ТРАВИН И если они изменят дополнения в закон о безопасности дорожного движения.
С. БУНТМАН Может быть.
В. ТРАВИН И еще, на мой взгляд, я прошу прощения, на мой взгляд нужно ужесточать требования к самоподготовщикам, потому что если это войдет в обширнейшую практику, завтра у нас после самоподготовки будут готовиться капитаны дальнего плавания, капитаны подводных лодок
С. БУНТМАН Не надо так уж, не надо нагнетать, Виктор.
С. АСЛАНЯН Права на самолет пока не продаются.
С. БУНТМАН Они должны быть жесткими и едиными.
В. ТРАВИН Жестче, чем к выпускникам автошкол.
С. АСЛАНЯН Почему, люди равны.
В. ТРАВИН Условия подготовки не равны.
С. АСЛАНЯН Ну и что, ведь гаишный фильтр должен будет поставить все на свои места. Если ты талант и под забором научился хорошо водить машину, выезжай на дорогу.
С. БУНТМАН Вообще, честно говоря, самое последнее можно сказать, наверное, какие-то ведь требуются часы вождения, количество часов вождения в автошколах, хотя бы документально зафиксированы для тех, кто сами готовятся, часы вождения, потому что можно натренироваться заезжать задом в бокс, как Вы справедливо заметили.
С. АСЛАНЯН И будет 7 трупов.
С. БУНТМАН Да, извините, мы слушаем высокопрофессионального водителя Пикуленко, его продолжение рассказа. Спасибо большое, Виктор Травин, Александр Жуков, Сергей Асланян на «Парковке» были.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире