08 ноября 2002
Z Интервью Все выпуски

Премьера телесериала «Неудача Пуаро» на ТВС


Время выхода в эфир: 08 ноября 2002, 16:08

8 ноября 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Урсуляк кинорежиссер, автор программы «Пёстрая лента».
Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА Кино идет по телевизору на канале ТВС. Кино называется «Неудача Пуаро». Первые две серии вы, уважаемые слушатели, уже наверняка посмотрели. И в течение нашей небольшой встречи я призываю вас на наш пейджер присылать не столько вопросы, сколько ваши мнения о фильме. Просто мне даже интересно, что можно сказать по первым двум сериям, ваши ощущения от этого детектива «Неудача Пуаро». В роли Пуаро Константин Райкин, в роли доктора Шеппарда Сергей Маковецкий. Про остальных актеров мы сегодня еще успеем поговорить. Для начала о первоисточнике. Почему этот роман Агаты Кристи называют самым скандальным романом? И действительно ли за этот роман ее выгнали из общества детективщиков?
С. УРСУЛЯК Действительно, есть такая легенда или такой случай, реально происшедший. Тут беда в одном. Фильм не закончился, и если я начну рассказывать, за что ее выгнали…
К. ЛАРИНА Она нарушила там какие-то правила.
С. УРСУЛЯК Правила нарушила.
К. ЛАРИНА Какие?
С. УРСУЛЯК Какие, не могу сказать, потому что как только я скажу, какие правила она нарушила, тут же выяснится, кто убийца. Несмотря на то, что, конечно же, многие читали роман, и, слава богу, родной канал ТВС очень мне помог в смысле того, что дал анонс с объявлением, кто убийца, я сохраняю такую идиотскую уверенность, надежду на то, что не все читают анонсы, и не все читают Агату Кристи, и какая-то часть людей смотрит и не понимает, кто же убийца. Так что, если вы меня позовете когда-нибудь еще, я вам раскрою все тайны, для тех, кто недосмотрел, не посмотрел или не прочитал.
К. ЛАРИНА Вот первый отзыв пришел. Валентина Александра пишет: «Фильм «Неудача Пуаро» мне кажется неудачным. Это крупная неудача Константина Райкина».
С. УРСУЛЯК Даже не знаю, как комментировать. На самом деле, честно говоря, мне кажется, что мой приход сюда с мнениями моими или с мнениями людей, которые смотрят кино, не очень вовремя. Потому что нельзя по двум сериям смотреть. А уж про Константина Райкина просто нельзя…
К. ЛАРИНА Его еще практически не было.
С. УРСУЛЯК Совершенно верно. Он появился во второй серии.
К. ЛАРИНА Ты не расстраивайся, у нас абсолютно прямой эфир. «Картина очень изысканная, спасибо художнику и оператору. Но есть определенная затянутость сюжета и вялость», — считает Филипп.
С. УРСУЛЯК Спасибо за добрые слова, и за художника Григория Широкова, и оператора Михаила Суслова. Что касается вялости и некой размеренности, это действительно есть. Я это признаю и принимаю, но при этом считаю, что это вещь неслучайная, а намеренная. Мне хотелось попытаться сделать нечто в том ритме, в котором написан роман. Конечно же, его, наверное, можно было бы уложить и в три серии, но что-то было бы потеряно. И мне хотелось такой эксперимент поставить. Насколько он удачен или неудачен, мы поймем позже.
К. ЛАРИНА Спрашивают многие наши слушатели, не все читают интервью Сергея Урсуляка, которые уже были опубликованы во многих газетах перед тем, как фильм появился на наших телеэкранах, по поводу радиопостановки, фрагменты из которой звучат в начале фильма. Несколько слов об этом скажи.
С. УРСУЛЯК Это радиопостановка конца 20-х начала 30-х годов. Режиссером этой постановки являлся Орсон Уэллс. Вот, кстати говоря, о скорости. Вся постановка, насколько я знаю, шла всего полчаса. Разница между мной и Уэллсом: огромный роман Уэллс уложил в полчаса. Я просил Диму Назарова, который отвечал в картине за звук, попытаться найти мне что-то. Я сказал, что не может быть такого, что это не было поставлено в каком-то виде. И он нашел мне эту самую радиопостановку, потому что мне нужно было как бы сделать некое начало и финал каждой серии, предварять тем, что это как бы не прямое кино, а некое отражение чего-то.
К. ЛАРИНА Но здесь есть некая стилизация?
С. УРСУЛЯК Конечно, есть. Как только ты в начале XXI века делаешь что-то, произошедшее в начале прошлого, то это сразу становится стилизацией.
К. ЛАРИНА Безусловно, будет очень много аналогий и сравнений после того, как фильм пройдет, окончательно все 5 серий пройдут на наших экранах. Естественно, сразу вспоминается классическая история с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, кино, которое стало безусловной удачей, нашей, российской. Хотя давай вспомним, что там, если бы не эта ирония удивительная, режиссерская и актерская, то ничего бы и не получилось. Каким образом, как ты считаешь, попала эта экранизация в список бесспорных удач российского кинематографа?
С. УРСУЛЯК Там замечательный режиссер, замечательные актеры и замечательная литературная основа.
К. ЛАРИНА А здесь тоже литературная основа.
С. УРСУЛЯК Я имею в виду сценарий. В сценарии уже была заложена некая интонация. И я должен сказать, что я не хотел иронизировать, я не хотел «давайте вместе улыбнемся старой доброй Англии». Я не хотел этого. Я хотел, чтобы это было сделано честно. Так честно, как я читаю Агату Кристи, не умиляясь, не ассоциируя с тем же взглядом Масленникова, допустим. Я считаю Агату Кристи как Агату Кристи. Долго? Я ее читаю долго. Подробно? Я ее читаю подробно. Неожиданно? Я хочу, чтобы было неожиданно. Я видел классическую экранизацию. Посмотрим, насколько она стала классической.
К. ЛАРИНА Зачем тебе настоящая Англия?
С. УРСУЛЯК Для того чтобы я верил сам себе.
К. ЛАРИНА Но артисты все равно наши.
С. УРСУЛЯК Правильно.
К. ЛАРИНА Им что Англия, что не Англия.
С. УРСУЛЯК Совершенно верно. Но когда артист выходит на настоящую… у нас Англии-то настоящей на самом деле очень мало. Но то, что монтируется с настоящей Англией, бросает отблеск на все остальное. Другая степень доверия сразу у людей, которые смотрят. Если она, в принципе, существует. Мне было крайне важно на короткий срок, на очень напряженный график вывезти часть артистов и снять их в настоящем экстерьере, в парке, у дома и т.д.
К. ЛАРИНА Вообще, огромное тебе спасибо уже сейчас говорю, после второй серии, за этот фильм, поскольку сварились уже заживо во всех этих сериалах, бандитских, ментовских и криминальных, и появление такого фильма кажется странным на наших экранах, чем-то таким родным и близким повеяло. Встреча с близким, называется.
С. УРСУЛЯК Должен сказать, что это было еще одним.
К. ЛАРИНА Это принципиальное?
С. УРСУЛЯК Абсолютно, да. Потому что меня самого в какой-то момент стало поташнивать от количества немотивированной крови, от количества «страшности» мира, который со всех каналов на нас смотрит. Я понимаю, что детектив на то и детектив, чтобы там кого-то лишали жизни, совершали какие-то неблаговидные поступки. Но все же можно делать по-другому, мне кажется. И при таком количестве этого в жизни, мне казалось, что хорошо бы дать возможность заняться чем-то другим людям, посмотреть на что-то другое, прожить небольшой кусочек жизни в другом ритме, ощущении и отношении к тому, что происходит на экране, в смысле того, что это преступление, как бы чуть-чуть отстраниться. Потому что это так натурально сейчас у нас делается, эта вся история про бандитов бригады капиталистического труда и т.д., что мне просто становится страшно. И я внутренне не согласен с тем, что должно быть так и в таком количестве. И от этого тоже у меня родилось желание сделать именно Агату Кристи.
К. ЛАРИНА Ты знаешь, когда появились все эти сериалы на наших экранах, я тебе скажу честно, я вместе со всеми, наоборот, испытывала некую эйфорию от того, что для наших артистов, и в первую очередь для представителей нашего с тобой поколения наконец-то нашлась работа, потому что мы в такой клинч попали, когда кино, вообще, никакого не было.
С. УРСУЛЯК Да.
К. ЛАРИНА Поэтому все обрадовались. Но в итоге я сегодня в интернете прочитала замечательный новый термин, что в российских сериалах снимаются серийные артисты. Очень точное определение.
С. УРСУЛЯК Я тоже рад. На самом деле то, что снимается такое количество сериалов, это для отрасли очень хорошо. Потому что люди работают, получают профессию, зарабатывают деньги, учатся и научаются. И как бы на глаз видно, что сериалы, можно их любить или не любить, можно так или иначе к ним относиться, но то, что они становятся лучше, умелее, если мы говорим о лучших сериалах, это так.
К. ЛАРИНА А серийные артисты?
С. УРСУЛЯК Это беда другая. У меня есть ощущение, что подбор актеров на одном канале совершается без учета того, что на этом же канале снимается. Я уже в каком-то интервью говорил, я не могу сказать, что я смотрю все подряд, но включен телевизор, я смотрю, и вижу, как Сережа Гармаш, мой любимый артист, выясняет, как им поймать какого-то преступника. Я ухожу на кухню пить чай, возвращаюсь, и вижу того же Сережу в усах, убивающего. А как, почему он так себя ведет? Мне кажется, что это уже другой сериал.
К. ЛАРИНА Ему еще повезло, он все-таки разные роли играет. Это, наоборот, хороший пример ты привел. А вот Андрея Панина посмотришь, он везде у нас…
С. УРСУЛЯК При этом Андрей Панин замечательный артист.
К. ЛАРИНА Великолепный. Серийных артистов в твоем фильме нет. Это тоже принципиально?
С. УРСУЛЯК На самом деле есть артисты.
К. ЛАРИНА Хотя нет, Сережа Степанченко.
С. УРСУЛЯК Сережа Степанченко любит сняться во всем, что снимается. Просто Сережа очень колоритный, обаятельный и талантливый артист. Я подумал, что хорошо и правильно, если он будет у меня. Но это, скорее, исключение, чем правило. Потому что остальные артисты у меня, не снимавшиеся в сериалах. А некоторые просто начинающие артисты, как, например, Константин Райкин.
К. ЛАРИНА Я прочитала, действительно, он 12 лет не снимался?
С. УРСУЛЯК Он не снимался с «Русского регтайма».
К. ЛАРИНА Да ты что?
С. УРСУЛЯК Последний раз он снимался в «Русском регтайме». Это не 12, а 11, но неважно.
К. ЛАРИНА Давай посмотрим, что пишут.
С. УРСУЛЯК Ой, боюсь, боюсь.
К. ЛАРИНА «Господин Урсуляк, посмотрев начало Вашей экранизации и вспомнив фильм по экранизации Горького, (наверное, «Летние люди» вспоминает наш слушатель), я считаю, Вам надо экранизировать «Егора Булычева».
С. УРСУЛЯК «Егора Булычева» замечательно экранизировал Сергей Соловьев. Одна из лучших картин просто.
К. ЛАРИНА «Фильм неудачен, прежде всего, потому что это детектив, тысячный по счету на телевидении. Ими перекормили сверх меры. Пока не поснимают руководство всех каналов, они не остановятся лить кровь и заваливать зрителей трупами». Жора не прав насчет фильма «Неудача Пуаро». Видимо, Вы, Жора, его еще не посмотрели.
С. УРСУЛЯК Там трупов-то нет.
К. ЛАРИНА И крови там практически нет. «Фильм «Неудача Пуаро» смотрится с большим удовольствием и интересом, замедленное действие создает определенный настрой. Пуаро на самом деле я всегда представляла таким, каким его играет Райкин. Тамара Николаевна». «Маковецкий бесподобен, как всегда. Пуаро не был клоуном, и поэтому Райкин в этой роли просто не смотрится. И еще у вас что-то со звуком. Он то очень тихий, то очень громкий. Юля из Новосибирска».
С. УРСУЛЯК Я не знаю, Юль, я не уверен, что там со звуком. Может быть, он просто чуть тише, чем принято на телевидении, поэтому я у себя тоже выставляю чуть более громкую громкость. За добрые слова спасибо, а за недобрые ничего.
К. ЛАРИНА Вот и другое мнение о Пуаро. «Предыдущие роли Райкина, конечно, откладывают отпечаток на его работу в этой картине, и сильно влияет работа Питера Устинова и Дэвида Суше. По-моему, Пуаро мог быть таким, как его показывает Райкин. Георгий».
С. УРСУЛЯК На самом деле, Пуаро мог быть практически любым. Очень трудно преодолеть стереотип, в первую очередь, конечно, Дэвида Суше. Пуаро должен быть инакосуществующим человеком. Он человек, вываливающийся из общего ряда.
К. ЛАРИНА Он реальный персонаж, человек, он из этого мира человек?
С. УРСУЛЯК Конечно, нет. Конечно, из совершенно другого. Поэтому он может позволить себе быть одетым не в стилистике этого времени, а на 15-20 лет раньше. Он старомоден. У него иная пластика, другое лицо, другие рефлексы. Константин Райкин в силу своей остроты, эксцентричности, естественно, делал его более эксцентричным, чем к этому привыкли. Это мое право. Если бы я хотел, чтобы это было иначе, я бы взял какого-то другого артиста. Или не артиста вовсе.
К. ЛАРИНА Несколько вопросов. «Что означает трансляция по радио во второй серии радиостанции из Москвы с утренней зарядкой и песней о Москве?» спрашивает Илья. Это радио «Коминтерн».
С. УРСУЛЯК Совершенно верно. Там же все время появляются какие-то радийные звуки. Я подумал, что почему бы ни напомнить о том, что все-таки, помимо французского, английского и другого радио было еще радио Москвы. Почему оно не могло вдруг услышаться, почему не протянуть какую-то ниточку к тому, что нам знакомо и привычно?
К. ЛАРИНА Вопрос, который мы обсуждали с Сергеем до эфира, здесь наши слушатели тоже помнят нашу встречу с тобой, по-моему, одну из последних по времени, когда фильм только выпускался, ты как раз говорил, что, скорее всего, на канале ТВЦ появится это кино, поскольку правительство Москвы финансировало этот фильм. Почему получилось так, что он вышел на канале ТВС?
С. УРСУЛЯК Потому что, видимо, так договорилось руководство канала ТВС с правительством Москвы и каналом ТВЦ. Вероятно, были предложены некие условия, которые давали возможность показать в первую очередь на канале ТВС, а на ТВЦ сохраняется право последующего показа, насколько я знаю, любого.
К. ЛАРИНА «Бывает ли в Англии, чтобы входить в дом при проливном дожде, а через 15-20 минут выходить из дома в сухом плаще и идти по сухой дороге?»
С. УРСУЛЯК На самом деле, в Англии бывает все, что угодно. Не очень понимаю, про какой кусок Вы говорите. Но я вам должен сказать, что в Англии мы сталкивались с тем, что часть группы стояла на лужайке под проливным дождем, а другая часть стояла в 100 м от них и была абсолютно сухая. В Англии могло быть все, что угодно. Но то, что Вы спрашиваете, я не знаю, про какой кусок…
К. ЛАРИНА Посмотрите, режиссер. А вдруг? Ну, это наши слушатели блох ловят уже. Есть огромное количество мнений, и таких, и сяких. Я потом тебе все это распечатаю и отдам на память, учитывая, что сегодня будет только третья серия. Мы начали уже обсуждать фильм, который еще идет. Как тебе, вообще, работать с таким жанром? Я имею в виду не детектив, а сериал. Или ты как сериал эту работу не воспринимаешь?
С. УРСУЛЯК Я его не снимал, как сериал. Я его снимал абсолютно в режиме нормального кино. Конечно, это было поинтенсивнее, чем нормальное кино. Потому что, во-первых, объем огромный. Мы сняли 3,5 полнометражных фильма. Но по способам работы это ничем не отличалось. Меня никто не заставлял гнать так, чтобы покрываться кровавыми мозолями.
К. ЛАРИНА То есть по-английски неторопливо?
С. УРСУЛЯК Не могу сказать, что неторопливо. Нет, мы не были неторопливы, потому что у нас же бюджет тоже не резиновый был. Для того, чтобы поехать в Англию на неделю, мы сняли за неделю то, что могли здесь снимать три недели. Естественно, что это была турпоездка, а мы там с 6 утра, часто с захлестом в ночь, потому что там есть ночные кадры, снимали. Бедные артисты, которые находились в 50 км от Лондона, в Лондон сумели съездить только перед самолетом, у них было два часа. И кто-то особо отважный вставал в 4 утра с тем, чтобы первым автобусом приехать туда, посмотреть Лондон и через час вернуться назад.
К. ЛАРИНА Правда, что ты собираешься экранизировать «Турецкий гамбит»?
С. УРСУЛЯК Нет, «Турецкий гамбит» Джаник Файзиев собирается на ОРТ, а мне предложили экранизировать «Пелагию».
К. ЛАРИНА Уже можно сказать, что ты будешь это делать?
С. УРСУЛЯК Сказать можно, но «будешь делать» это когда я сейчас от тебя уйду и пойду делать. А когда между этими позициями есть некий временной лаг, то можно сказать, что мне предложено и я дал согласие. Но до этого я еще сделаю, сейчас я делаю фильм по Юрию Валентиновичу Трифонову, который называется «Долгое прощание», по его повести. Это художественный фильм. А как изменится ситуация за то время, пока я это делаю, изменится ли она или не изменится, трудно сказать. На сегодняшний день принципиальная договоренность есть о том, что «Пелагию» буду делать я.
К. ЛАРИНА Тебе это интересно?
С. УРСУЛЯК Мне это интересно в том смысле, что это может быть поперек того, что происходит на других каналах.
К. ЛАРИНА Еще одну блоху нашла Юля из Новосибирска. Хочешь?
С. УРСУЛЯК Давай.
К. ЛАРИНА «Пуаро в присутствии дамы предложил бы ей сесть первым делом. Поэтому в фильме такие огрехи сильно видны после всех предыдущих фильмов, сделанных очень добротно. А вообще, спасибо большое за сериал».
С. УРСУЛЯК Вообще, пожалуйста. Но должен Вам сказать, что меня немножко пугает в нашей стране такое знание этикета, ни на чем не отражающееся, кроме радиопередач. У меня есть свои представления о том, что бы мог предложить Пуаро, что бы нет. Пока Райкин предложит сесть, пока его визави сядет, пройдет полсерии. И так выглядит неторопливой историей, а уж тут-то… кому-то он предложит сесть.
К. ЛАРИНА И последний вопрос к тебе, как к автору этого произведения. Ты доволен? Получилось то, что ты хотел?
С. УРСУЛЯК Во многом получилось то, что я хотел. Получилось в главном. Понимаешь, я хотел снять Агату Кристи, и я ее снял. Я прекрасно понимаю, что мнения по этому поводу, как по любому поводу, будут самые разные. Возьми ту картину, возьми предыдущую картину, возьми абсолютно безобидную программу «Пестрая лента».
К. ЛАРИНА Хорошая передача.
С. УРСУЛЯК Спасибо тебе огромное, говоришь ты. Но сейчас к тебе на пейджер придет 18 плевков мне в душу. И, казалось бы, что уж там. По любому поводу есть разные мнения. Слава богу, в свободной стране живем.
К. ЛАРИНА Майя пишет: «Спасибо за подробный, комфортный, неторопливый фильм». Слово «комфортный» мне особенно здесь приятно.
С. УРСУЛЯК Майя, спасибо Вам огромное за труд.
К. ЛАРИНА Я хочу еще в финале, мы сегодня про Сергея Маковецкого практически не говорили, но мне кажется, что это одна из этапных ролей для Сергея, потому что она очень подробная и очень крупноплановая. Это очень тяжело. Те, кто не знают, уважаемые друзья, что такое работа на съемочной площадке, там прыгнул, стрельнул, замахнулся, это все понятно, это можно сделать все красиво и красочно. А поиграть крупным планом, монологи такие внутренние это очень трудная работа, и только большому артисту это под силу.
С. УРСУЛЯК Это правда, но если я начну говорить о Сереже, мы разойдемся к ночи. Потому что это один из самых любимых моих артистов, если не любимейший.
К. ЛАРИНА Это чувствуется. Он отвечает тебе взаимностью, судя по всему.
С. УРСУЛЯК Надеюсь.
К. ЛАРИНА Напомню, что мы говорили о фильме «Неудача Пуаро», для критиков название просто подарок. Так что все впереди, будешь читать.
С. УРСУЛЯК Конечно.
К. ЛАРИНА И это слово еще будет не раз обыгрываться в разных критических статьях…
С. УРСУЛЯК Это тест для критиков.
К. ЛАРИНА И для зрителей.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире