Время выхода в эфир: 29 сентября 2002, 16:10

29 сентября 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Евгений Дога, народный артист СССР, лауреат Государственный премии СССР, обладатель золотой медали «Человек второго тысячелетия», обладатель «Овации» 2002 года в номинации «Живая легенда»
Ведущие эфира Матвей Ганапольский, Николай Тамразов, Елена Кандорицкая.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Добрый день!
Е. ДОГА Здравствуйте!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот сейчас мы с вами услышите музыку, мелодия с абсолютно 100%-ным попаданием. Я даже не знаю, во что, то ли в хорошую музыкальную тему, которая остается навсегда. Это, наверное, как полонез Агинского, который остался, так и здесь. Это простая довольно мелодия вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь», зажил совершенно самостоятельной жизнь, т.к. композитору удалось что-то угадать. Говорят, что композитор проводник между господом и нашими ушами. Вот в этот момент г-н Дога чего-то такое услышал. Давайте послушаем эту удивительную тему.
МУЗЫКА.
Н. ТАМРАЗОВ Удивительно. Я все время бегал за солнцем. Для меня оно было только восходящим. Хотя взор и все надежды были направлены туда, в зенит, но зенита я так и не увидел
МУЗЫКА.
Я как подсолнух вновь поворачиваю свой вожделенный взор туда, где должно вновь появиться солнце, которое вновь принесет новый день, новые надежды и новое тепло, и новую музыку. Надеюсь
МУЗЫКА.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И поклон в конце. Должен сказать, то, что мы сейчас с вами услышали, было как бы 2 составляющие. Первое это музыка Евгения Доги, а второе
Н. ТАМРАЗОВ И слова его.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Тогда третья составляющая исполнение. Это потянуло таким добрым советским концертным стилем.
Н. ТАМРАЗОВ У вас, как только мастерство, художественное начало, так чем-то потянуло! Вы же как колокольчик на одном звуке все время звучите! Как только другие интонации, сразу же уже куда-то
Е. ДОГА Блестяще сказано потянуло, а не отторгло.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ты хотел примазаться к великому, и тебе это не удалось.
Н. ТАМРАЗОВ А вот глядя на эти слова, которые я первый раз вижу перед глазами, мне кажется, он весь музыка. Это не только музыка или Дога, а он весь музыка. Разве это не музыка, слова?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что это ты за компромат держишь на мастера?
Н. ТАМРАЗОВ Я держу удивительный компромат. У него был концерт, выпущен для него такой специальный буклет, и в нем в конце он сам говорит, эссе такое о себе. Это замечательно, это только может человек с иронией так о себе сказать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ В принципе, вы счастливый человек, потому что если бы вы даже просто написали один этот вальс, как товарищ Агинский свой полонез
Е. ДОГА У него 8 симфоний.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Кто при них знает?! Т.е. я говорю, что обессмертили себя уже при жизни, кстати, а как вы его написали? За столом тема пришла, или ехали в машине?
Е. ДОГА Какая машина, если у меня утром запись, а это было в 11 вечера? Вообще я пишу все время за инструментом. Я очень плохо пишу на столе ноты, я привык к вертикальному
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Т.е. было дано партийное задание написать вальс?
Е. ДОГА Завтра запись, послезавтра съемка.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А материала не было?
Е. ДОГА У Лотяну вся музыка для фильма пишется до съемок.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И вы сели за инструмент, тема пришла, или вы ее еще долго мучили?
Е. ДОГА Конечно, ничего подобного не приходит. Надо тянуть крючком, если не удочкой. Это я давно работал, много времени, но как всегда, не хватает именно одной ночи. Вот эта ночь наступила, и одна-единственная, потому что накануне пришел режиссер и сказал, что ему нужна музыка, где вальс? А я сказал, что я буду писать вальс, хотя можно было писать что угодно или вообще ничего не писать, взять что-то из фонотеки, потому что мало ли, под что там танцуют? Но я сказал, что буду писать вальс. Потом я осознал, что Штраус создал эталон, и надо быть очень наглым, чтобы себе это позволить. Тем не менее, уже отступать некуда, завтра запись, оркестр заказан, студия платит деньги, в советское время в это вмешивались не только музыкальные кадры, а в основном другие. И послезавтра первый день съемок этого фильма в Валуеве. Я один вариант, другой, третий, режиссер в ужасе, потому что ни один не подходит, и я знаю это, потому что мне не нравится самому. Последний, что я, эскиз зеленой пастой, я взял его и наиграл, как раз этот первый мотив. От него и пошло. Пока я его не довел до конца, режиссер не отстал от меня. И он ушел. Через полчаса я остался один на один с
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Со своим гениальным произведением. Да здравствуйте режиссер, которому мы выражаем глубокую признательность!
Е. КАНДОРИЦКАЯ По поводу этого вальса. Как вы относитесь к тому, что этот очень красивый вальс очень часто звучит в политической программе Караулова «Момент истины»? Вам это странно, или вы считаете, что это нужно, правильно? У него идет либо фоном, либо в конце, как бы заканчивается на этом вальсе.
Е. ДОГА Я стал возмущаться в начале, я увидел его, когда танки 14-о армии, потом еще какой-то армии, давят все живое, стреляют, и все идет под этот вальс. Я удивился, когда доили коров знатные доярки под этот вальс. Стал возмущаться, потом уже мне осталось только возмущаться, т.к. доили уже не только коров, а все подряд.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Доили всю страну! Что вы трогаете мой вальс?! Ну, музыка гениальная, на все ложиться!
Н. ТАМРАЗОВ На доярок смотреть противно, на коров противно, а как дашь вальс все ложится.
Е. ДОГА Поэтому я сейчас смотрю абсолютно смиренно. Потому что в зависимости, что подразумевать. Можно что угодно, потому что, может быть, на время даже забывается, о чем там идет речь.
Е. КАНДОРИЦКАЯ Т.е. вальс сильнее, чем те материалы, которые
Е. ДОГА Нет, я не хочу противопоставить. Я думаю, что он настолько емкий, этот мир Я могу трактовать в одном плане, другие трактуют по-другому, а третьи идут в ЗАГС под Мендельсона, а под этот вальс выходят.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Наш сегодняшний гость написал не только это произведение, но и ряд других. А вот послушайте это, дорогие друзья. Называется это «Променада», что-то очень национальное в этом слышится.
МУЗЫКА.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Интересную очень фразу сказал композитор, он так смотрел на меня, потом так говорит идем по бабам. Абсолютно атмосферная музыка! Я все время думал, как сформулировать, но точнее, чем сказал композитор, не скажешь. Ты, Коля, под такую пойдешь?
Н. ТАМРАЗОВ Я думаю, да. Такая набережная, окурки в зубах
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Тут четкая география
Н. ТАМРАЗОВ Одесса.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Слушай дальше! Вот так, зайчик мой!
Н. ТАМРАЗОВ Набережная закончилась, все упали в воду.
Е. ДОГА Дальше музыка не нужна.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это вот такой удивительный дар у человека делать музыку-картинку.
Н. ТАМРАЗОВ Он иногда своей музыкой убивает картинку. Он пишет так точно, что точно так не снимают.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ни один режиссер перерезал себе вены!
Е. ДОГА Думаю, не столько режиссеры, сколько их жены.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы продолжаем после новостей.
НОВОСТИ.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы продолжаем нашу программу. Вот вы знаете, что наш гость обладатель премии «Овация» в номинации «Живая легенда»?
Е. КАНДОРИЦКАЯ Да. А ты думаешь, от возраста легенда?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это как бы исправляют свои ошибки господа-устроители «Овации». Нужно же всю молодежь наградить, дать в зубы какой-то приз
Н. ТАМРАЗОВ Правильно, кто заплатил, тот и получил, а мастер получил по заслугам, бесплатно!
Е. КАНДОРИЦКАЯ Я знаю, что в Москве вы живете уже больше 10 лет.
Е. ДОГА Да, 12.
Е. КАНДОРИЦКАЯ А вы бываете в Молдавии?
Е. ДОГА Да, конечно.
Е. КАНДОРИЦКАЯ Скажите, а как живут там театры? Я помню, что был такой замечательный театр «Лучатера», был замечательный фольклорный ансамбль «Флуэраш».
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И я еще помню из детства, эти дни культуры ансамбль «Жок».
Е. ДОГА Блестящий ансамбль был.
Н. ТАМРАЗОВ Курбет руководил.
Е. ДОГА Он продолжает руководить, и «Жок» продолжает танцевать, но мало кто смотрит, т.к. очень тяжело передвигаться сейчас такому огромному ансамблю. В советское время не было проблем, наоборот, чем больше, тем значительнее.
Е. КАНДОРИЦКАЯ А когда бывают ваши концерты, раз в год вы устраиваете, наверное, их?
Е. ДОГА Да, ежегодно.
Е. КАНДОРИЦКАЯ Народа много приходит?
Е. ДОГА Если бы я там неделю был, думаю, и неделю бы заполнили. К великому сожалению, сейчас все дорого очень, и стали считать почему-то деньги, хотя я очень сомневаюсь, что кто-то знает эквивалент культуры. Вот что она конвертируется, в какую валюту, в каком размере? Поэтому это для меня более чем странно, когда начинается шоу-бизнес Дешевый бизнес я знаю.
Н. ТАМРАЗОВ Это цена жадности, это же не цена стоимости искусства.
Е. ДОГА Конечно. Но народ ходит. И я вообще-то не очень склонен Я очень люблю, когда ценит родина, и знает, помнит, чтят, но для меня огромное пространство, которое было, оно для меня осталось. Потом я и в Москве, в Петербурге, в Ростове-на-Дону, в Калининграде мне все равно. Везде ходят люди. Вот сейчас у меня какая-то серия концертов в Калининграде и в Петербурге, и я не сомневаюсь, придут, потому что еще не вымерли те, кто
Е. КАНДОРИЦКАЯ Скажите, а как вы относитесь к музыке в телесериалах? Вы пишете?
Е. ДОГА У меня 2 сериала, первый и последний.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вообще, казалось бы, вы должны бы там разгуляться.
Е. ДОГА Нет-нет, это ужасно. Во-первых, для меня дико все это насилие и эти сплошные Понимаете, получается, что Россия самая сексуальная, самая пивная страна. И самая бандитская. Но не так же все-таки! Мы выходим на улицу, видим, парочками идут, целуются, может быть, чрезмерно публично, но Мне нравится та жизнь, которая есть в реалии. Чего придумывать, зачем соревноваться с плохими?.. Говорят американское кино. Неправда. У американцев есть великолепные фильмы, почему не на те ориентируются?! Все это мне противно. Поэтому я хочу как раз на этот счет потом показать что-то из сериала, что я написал. Потому что, во-первых, там много продюсеров девятого толка, которые считают, что можно не платить, обманывают часто. И не только композиторов, но и актеров, к сожалению. И поэтому я не буду писать. Сейчас у меня в работе очень хорошие, просто 3-4 работы, которыми я очень дорожу, где я буду просто пытаться быть самим собой и опять-таки требовать любовь, я не знаю, где ее уже взять, этой любви, потому что каждый считает, что надо у Доги просить тему любви.
Н. ТАМРАЗОВ Тема любовь6, любовь 8.
Е. ДОГИ Это правда, тема любви 201.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот сейчас мы послушаем тему любви по значению 1. Самый огненный, зажигательный любовный танец какой? Вот страсть, зажигательно, Кармен
Е. ДОГА А я не считаю, что Кармен это любовь. Кармен это предательство. Когда человек убил, он предал. Для меня Кармен несколько по-другому всегда
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Правда. Поэтому танго, которое не предает.
МУЗЫКА.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, ты бы полжизни отдал, чтобы станцевать с какой-то знойной красавицей
Н. ТАМРАЗОВ А мне не надо отдавать. Я просто возьму эту музыку, если она есть на диске, и буду просто танцевать!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А ты умеешь танго танцевать?
Н. ТАМРАЗОВ О, как я умею! Мы учились тогда, когда этому искусству учили. Это сейчас вы танцевать не умеете. А я знаю, что такое полонез, танго, падеграс, и падекатр, и чардаш, и мазурка я все это знаю. Поэтому композитору повезло, он не зря пишет есть, кому танцевать!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы знаете, вам есть, кому посвящать свое творчество!
Е. ДОГА Да-да, я это понял. Я хочу продолжить про сериалы, потому что эта проблема сейчас очень на поверхности у всех у нас. В основном, сериалы все, пиф-паф, ой-ой-ой, вешают, насилуют, страшно, жить не очень хочется. А я вообще-то люблю, когда влюбляются в жизнь, когда восхищаются. Не знаю, на самом деле, когда смотрят на солнце, а не смотрят на тень. Поэтому я записал музыку к одному сериалу, и все, на этом закончилось искушение. Я еще хочу сказать, что вообще-то это не такая уж проблема большая, там требовательность, это не «Мой ласковый и нежный зверь», там зверь есть, а ласки и нежности маловато.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Там киллеры бегают в основном.
Е. ДОГА Да, и в основном компьютерная музыка. Я хочу сказать, что профессиональному человеку можно и компьютерную музыку. Вот я хочу, давайте мы послушаем один кусочек из сериальной музыки.
Е. КАНДОРИЦКАЯ А как называется сериал?
Е. ДОГА Думаете, что это очень существенно?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не стоит говорить об этом, просто тема.
МУЗЫКА.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Минуточку, я слышу там вздохи женские, электронные барабаны и
Е. ДОГА Конечно, все из конверта.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Т.е. композитору не надо сильно напрягаться.
Е. ДОГА Нет, ну, напрягаться все-таки мотивчик надо придумать. Но дальше там все это
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что вы делаете все время? Ездите куда-то, какие-то творческие вечера?
Е. ДОГА У меня концерты все время. Я езжу с программами большими. А это лето особенно было очень много их. Я даже отдыхая в Карловых Варах, выступил с концертом, в Праге выступил с концертом, заработал себе на лечение. Потом дважды ездил в Калининград, сейчас собираюсь еще, потом ездил в Ростов-на-Дону, в Таганрог, очень культурные центры, Каменск, скоро поеду в Санкт-Петербург. А между этими пишу музыку просто.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы такой здравомыслящий человек. И когда вы употребили слово «мотивчик», сразу стало понятно. Т.е. вы соизмеряете затраты и понимаете, существует такое искусство и такое. Они разные, хотя и то, и то искусством называется. Вот нынешняя эстрада, понятно, она есть. Я просто думаю о тенденции. Было такое понятие «советская песня». В этом понятии была тщательность во многом. Придуманность мелодии, т.е. это была такая песня, то, что характеризовало то время. И не важно, это «И вновь продолжается бой» или песни Тухманова, это было очень круто. Вот сейчас, куда идет современная музыка? Она все больше становится такой «world music»?
Е. ДОГА Я думаю, что кто-то очень по-воровски подкрался к рубильнику и отключил все предыдущие поколения. Это очень удобно Караджали, мне очень нравится этот румынский драматург, он сказал как ярко светят звезды, когда заходит солнце! Вот они солнце взяли и затмили, и светят звезды. Мы сейчас только и слышим звезда, звезда. Где она, когда солнце светит? Ничего, хотя бы одну звездочку. Понимаете, они, отрубив это поколение, которые писали песни, которые вы сейчас упомянули, действительно, каждая песня была яркой. Я даже помню на своем примере, когда появилась «Песня о моем городе», ее на следующий день все уже знали. И достаточно было упомянуть. Вот сейчас ничего подобного, яркого. Не потому, что не появляется есть, я знаю своих коллег, которые пишут прекрасные песни, но они не идут, не дают. Кто это делает? Этого я не понимаю. Да, конечно, есть ковры, которые вешают на стену, и есть коврики, о которые, когда заходим в дом, вытираем ноги. Сейчас мы в основном только вытираем ноги, как будто бы у нас только в грязи ноги. У нас же есть все-таки и парадная обувь. Почему их не надевать? Вот те песни, которые вы говорили это парадные одежды, их надо надевать, а они лежат и пылятся.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но получается, что в то время не было мусора? Был же мусор.
Е. ДОГА Да, но все-таки мы смотрели вверх, мы смотрели в глаза, а не смотрели ниже пояса. А сейчас просто согнули нас, сделали нас в басовом ключе, мы смотрим только ниже пояса, выше пояса не можем, на глаза уже не смотрим. Т.е. смотрим только на грязные части тела. Я надеюсь, что этот период пройдет, потому что если сделать аналогию с ландшафтами, есть подъемы, спады, годы, долины. Вот сейчас мы внизу, и роем яму еще. Я думаю, что мы выйдем из этой ямы, поднимемся из низины. Потому что это просто будет противоестественно, так долго сидеть в этой яме.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я мог бы оппонировать, но не та передача.
Е. КАНДОРИЦКАЯ Я хочу спросить о другом. Вы пишете балеты, оперы?
Е. ДОГА Да, у меня 3 балета, симфония, я сейчас заканчиваю оперу «Диалоги любви», у меня масса романсов. Сейчас в Петербурге вышло 3 тетради «Романсы и песни на стихи поэтов серебряного века», а так же других замечательных поэтов России.
Е. КАНДОРИЦКАЯ А кто исполняет?
Е. ДОГА Нет, напечатано. Взяты песни и романсы, которые исполняются уже много лет, просто я собрал воедино. Я не подумал, что их так много, и они поместились не в одну, а в 3 тетради.
Н. ТАМРАЗОВ А вы выступаете в качестве дирижера, когда ваши идут концерты?
Е. ДОГА Да, я иногда это делаю, но очень неохотно. Я заканчивал и как дирижер, когда второй раз композицию проходил в консерватории. Но я дирижером себя не вижу.
Н. ТАМРАЗОВ Я почему спросил? Вы сказали музыку трудно объяснять, музыку надо чувствовать. А когда стоит у пульта человек, который больше всей ее чувствует, то понятно, что она и полетит к исполнителю.
Е. ДОГА Когда я чувствую, что уже безвыходное положение, я тогда отстраняю этого дирижера и становлюсь сам за пульт. Это не значит, что я лучший дирижер, но свою музыку, я имею право трактовать так, как я ее чувствую.
Е. КАНДОРИЦКАЯ А вы выступаете с оркестром молдавским, если в Молдавии, или вы привозите какой-то оркестр?
Е. ДОГА Сейчас никто не едет, смешно даже, чтобы ездить с оркестром. Если я выступают в Петербурге, то там с петербургским оркестром, в Кишиневе с кишиневским. Сейчас я только ноты беру. Единственное, что я сделал сейчас, в отличие от того времени, я обзавелся нотами и голосами. Тяжелый груз бумаги тащить. Взял их в 2 чемодана, и потащил. Вот все, что я делаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот так работают мастера!
Н. ТАМРАЗОВ Это легко, 2 чемодана, и все!
Е. ДОГА Это не очень легко. Легче «фанеру» тащить, маленькие кассетки! Но «фанеру» я не люблю, т.к. живая музыка все-таки есть живая.
Е. КАНДОРИЦКАЯ А к мюзиклам как вы относитесь?
Е. ДОГА Я вам скажу, что жанры ничем не виноваты. И мюзиклы есть прекрасные, и симфонии, и есть и плохие мюзиклы, и плохие симфонии. И песни и плохие, и хорошие. Жанр тут ни при чем. Отношение к жанру. Я отношусь очень спокойно, и считаю, что это одна из прекрасных возможностей. Кстати, раньше мы называли не мюзиклом, а музыкальными комедиями, я их писал уйму. Для меня это нормально, еще одна форма.
Е. КАНДОРИЦКАЯ А вы видели какие-то мюзиклы в Москве?
Е. ДОГА Да, я видел и «Нотр Дам», и «Метро». Нормально. Я считаю, что жанр тут не при чем.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы сейчас будем слушать финальную композицию. В этом суть композитора Доги. Композиция называется «Игра в прятки».


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире