30 августа 2002
Z Интервью Все выпуски

Новый бюджет с точки зрения независимых профсоюзов


Время выхода в эфир: 30 августа 2002, 12:10

30 августа 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Андрей Исаев, депутат Госдумы, зам.председателя Федерации независимых профсоюзов России.
Эфир ведет Татьяна Пелипейко

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Добрый день. Даже не знаю, в каком из ваших двух качеств вы будете в большей степени комментировать бюджет.
А.ИСАЕВ: Я думаю, я постараюсь совместить оба эти качества, как я их и совмещаю в своей деятельности. Я должен сказать, что бюджет, который внесло правительство, это бюджет сложный. Мы все с самого начала понимали, что 2003 год — год тяжелый по целому ряду причин. Во-первых, нам предстоит выплатить, самый грандиозный сделать платеж по внешнему долгу в ближайшее время, 17 млрд. долларов.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но ведь ходят слухи, что там уже многое уладили, почти закулисно.
А.ИСАЕВ: Пока ходят какие-то слухи. Мы вынуждены руководствоваться в данном случае существующими решениями. России предстоит заплатить 17 млрд. внешнего долга, в лучшем для нас случае эта цифра может быть понижена, что не абсолютно решено, до 11 млрд. Все равно это очень большой и очень существенный платеж. Не платить внешнего долга мы не можем. Не только потому, что вообще надо платить по долгам, но и потому что в этом случае мы рискуем загнать страну в постоянную кабалу долгов, когда практически все, что мы произведем, будет отбираться и распределяться как проценты, по процентам за рассрочку по уплате долгов. Некоторые из стран Латинской Америки так живут уже сотню лет, в этом ничего хорошего нет. Поэтому курс президента на то, чтобы побыстрее разделаться с внешним долгом и распоряжаться собственным национальным доходом, — он абсолютно правильный.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Долг проблема. А остальное откуда взялось?
А.ИСАЕВ: Есть еще ряд проблем. Одна из них заключается в том, что наступает 2003 год. Вы помните, наверно, центристы в Государственной Думе предупреждали о том, что 3-й год — это период, на который может прийтись пик техногенных катастроф. Десять лет в нашей стране не происходило обновления основных фондов. Поэтому такие неприятности, как, например, пожар Останкинской телебашни и тому подобное, могут происходить и могут совершаться в 2003 году. В любом случае потребуются большие работы по замене значительной части выходящих их строя механизмов. На эти цели, а также на цели, связанные с преодолением возможных катастроф, запланированы в бюджете достаточно большие и серьезные средства. Вместе с тем, во многом под воздействием центристских фракций Государственной Думы, в бюджете заложено решение целого ряда социальных вопросов, что само по себе хорошо.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: А что там с зарплатой-то?
А.ИСАЕВ: Вот предполагается повышение минимального размера оплаты труда и первого разряда единой тарифной сетки до 600 рублей в месяц. На сегодняшний день и то и другое составляет 450 рублей в месяц. Это и хорошо и плохо
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Плохо, потому что мало?
А.ИСАЕВ: Плохо, потому что мало, безусловно. Хорошо почему? Потому что все-таки мы видим устойчивую тенденцию, направленную на превышение МРОТа. Я напомню, что при прежней Государственной Думе, которая была левой по преимуществу, в течение 3,5 лет минимальный размер оплаты труда вообще не менялся и оставался на уровне 83 рубля 49 копеек. В таком виде мы его получили. За это время мы его повысили сейчас в 5 раз до 450 рублей, предполагается, что он будет повышен в 7 раз, до 600 рублей в следующем году. Это, бесспорно, хорошо. Это одновременно означает, поскольку одновременно с МРОТом повышается первый разряд единой тарифной сетки, что на 33% поднимется заработная плата всех работников бюджетной сферы.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это с какого момента будет?
А.ИСАЕВ: С 1 октября следующего года. Вот тут начинается плохо.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть это вообще будущий год? Не ближайший год, а фактически через год?
А.ИСАЕВ: Вот тут начинается плохо. Что, во-первых, это повышение происходит крайне медленно. Требования профсоюзов в данном случае гораздо более жесткие. Профсоюзы считают, что в течение 2 лет минимальный размер оплаты труда должен быть приведен в соответствие с величиной прожиточного минимума трудоспособного человека. Вот то, что у нас минимальная зарплата должна быть на уровне прожиточного минимума, это, кстати, зафиксировано в новом Трудовом Кодексе, в статье 133. И до сих пор, к сожалению, правительство не выполнило требования этого кодекса, не внесло закон, который предложил бы установить поэтапность повышения минимальной зарплаты до уровня величины прожиточного минимума. Скажем, чем это плохо? Да, зарплата повышается, да, все признают, что ее надо повышать до прожиточного минимума точно. Но до тех пор, пока у нас не существует плана, за какой период времени мы приблизимся к величине прожиточного минимума, — до этого момента повышение зарплаты происходит по остаточному принципу. Осталось денег — сколько мы еще можем добавить на повышение зарплаты?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Позиция вашей фракции, тем не менее, по бюджету какова?
А.ИСАЕВ: Наша фракция будет голосовать за бюджет в первом чтении, повторюсь, потому что удалось добиться решения целого ряда социальных проблем, несмотря на сложность бюджета и выплату большого внешнего долга. Кроме повышения зарплаты, которое предполагается пока с 1 октября, но мы постараемся предложить поднять минимальную зарплату с 1 мая, это была бы хорошая традиция… В этом году с 1 мая повысили. Если каждый 1 мая ко Дню труда будет повышаться минимальный размер оплаты труда, — согласитесь что это не такая плохая традиция для нашей страны. Во-вторых, устанавливается резкое повышение доплат за научные степени, это, с нашей точки зрения, социально оправдано и справедливо. Предполагается в 3,5 раза поднять доплату за ученую степень кандидата наук и в 5 раз за ученую степень доктора наук. Дело в том, что во время последнего повышения заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 декабря прошлого года как раз пострадала именно эта категория. Там был сжат межразрядный коэффициент, то есть разница между верхними и нижними разрядами, и в результате повышение зарплаты, которое произошло у научной элиты нашего общества, оказалось существенно ниже, чем у основной массы бюджетников. Вот мы попытаемся эту ситуацию выправить. Кроме того, предполагаются существенные увеличения денег, то есть в разы будут увеличены расходы на программу работы с ветхим жильем, и начнется нормальная работа по строительству, особенно в тех регионах, где уже чрезвычайно острые проблемы с жильем. Выделено достаточное количество средств на развитие дорожного хозяйства, и все эти выплаты дают основание нам в дальнейшем работать с бюджетом, для того чтобы добиваться того, чтобы он к третьему-четвертому чтению был вполне социально приемлем.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Нас просят уточнить наши слушатели, Андрей в частности, ваш тезка, что там с пособиями для детей.
А.ИСАЕВ: Пособия для детей были повышены в прошлом году. Я хочу вам напомнить, что пособия по уходу за ребенком были повышены в прошлом году в 2 раза, по рождению ребенка в 3 раза.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть пока все? Пока не ожидается?
А.ИСАЕВ: Пока все. По одной простой причине, которая для нас является очень серьезной. Дело в том, что, если вы помните, в 2000-м году у нас был введен единый социальный налог, изменена система финансирования фонда социального страхования. Пособия для детей большей части граждан работающих выплачиваются из фонда социального страхования. Так вот, ведение единого социального налога привело к тому, что средств фонда социального страхования сейчас не хватает.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Объясните, пожалуйста, механизм, каким образом это могло получиться.
А.ИСАЕВ: Очень просто. Раньше работодатель отчислял в качестве обязательного взноса в фонд социального страхования за каждого работника 5,4% от фонда оплаты труда. Этих денег хватало и на больничные листы, и на пособия по детям, и на пионерские лагеря, детские оздоровительные лагеря, и на санаторно-курортное лечение трудящихся (они получали путевки в дома отдыха, в профилактории, что особенно актуально для работников вредных производств), и на детские и юношеские спортивные школы. В 2000 году был введен единый социальный налог, сама по себе ставка сократилась до 4 процентов, и была введена регрессная шкала. То есть после определенного уровня заработной платы сама по себе выплата работодателем не повышается. Это привело Мы с самого начала говорили, что подобный шаг чреват кризисом системы социального страхования, и сегодня это привело к такому кризису. Фонд социального страхования внес в правительство свой бюджет, который будет рассматриваться и приниматься одновременно с большим бюджетом, где предполагается сокращение в 20 раз расходов на пионерские лагеря, сокращение в 6 раз расходов на санаторно-курортное лечение трудящихся. Это означает, что будет оплачиваться только долечивание нуждающихся, инфарктников, после инсульта такого рода заболевания. Полный отказ от финансирования детско-юношеских спортивных школ, 960, которые у нас существуют в стране, и полный отказ от оздоровления ветеранов-участников Великой Отечественной войны.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Чем мотивируют?
А.ИСАЕВ: Нет денег. Тех средств, которые собирает фонд социального страхования, получает, вернее, по единому социальному налогу, просто не хватает фонду, для того чтобы решать все эти проблемы. А в 2004 году может не хватить даже на выплату больничных листов. Поэтому профсоюзы категорически выступают за отмену единого социального налога и восстановления прежней системы социального страхования.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: А, собственно говоря, вопрос-то в самом налоге или в ставке налога, когда вы говорите, что мало денег?
А.ИСАЕВ: Вопрос и в налоге, и в ставке. Почему в ставке понятно, денег не хватает. Почему в налоге? Потому что, в отличие от взноса на страхование, налог есть безвозмездный платеж, это собственность государства. Вот государство захотело, этим столько установило, захотело тем столько. Вот пока была ставка взноса, все было понятно: я плачу, я застраховал своих работников, и я имею полное право на получение соответствующих средств, на оплату больничных листов и так далее. Когда ввели единый социальный налог, началась борьба: давайте уменьшим этот социальный налог для адвокатов, давайте отменим его для малого и среднего бизнеса. Давайте отменим. Отменили. Вот какие мы имеем результаты: за первое полугодие этого года работники малого бизнеса заплатили в фонд социального страхования в 2 раза меньше денег, чем получили оттуда на оплату своих больничных листов. А откуда эти деньги взялись? Их же не напечатали. Это означает, что работники крупных предприятий и работники государственных учреждений из своих средств оплатили больничные листы для работников малого бизнеса. Это социально справедливо? Это несправедливо. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока этот налог безвозмездный платеж. Поэтому профсоюзы настаивают: давайте вернемся к той системе, которая существует во всем мире, — к системе социального страхования. Работодатель страхует своего работника, платит взносы по ставке, про которую между собой договорятся в трехсторонней комиссии правительство, работодатели и профсоюзы, и при этом получает, если ставка выплачивается в полном объеме, право на все виды страхования работника, а если в неполном объеме, то право на ограниченный. Скажем, малый и средний бизнес не хочет платить полный социальный налог, 5% с фонда оплаты труда. Пусть платит 3 %, но при этом претендует не на полную заработную плату в случае потери работы, а на некое фиксированное пособие. Тогда все нормально. Остальное будет доплачивать работодатель или каким-то другим способом будут решать. Это нормальный подход, цивилизованный, на этом настаивают профсоюзы.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это ваша позиция профсоюзная. Хочу вас вернуть к бюджету. Что конкретно уже как представители профсоюзов вы хотите или намерены предлагать или отстаивать при дискуссии по бюджету в парламенте?
А.ИСАЕВ: При дискуссиях по бюджету мы уже сказали о том, что мы будем настаивать на изменении подходов к заработной плате, на более существенном повышении и с более раннего периода, но кроме этого мы будем настаивать на решении данного вопроса. Почему? Представьте себе социальные последствия того, что прекратится финансирование детского отдыха. 10 млн. детей не поедут в пионерские лагеря следующим летом, в том числе дети, живущие в районах Крайнего Севера, которым это физически необходимо. Представьте себе, что прекратится санаторно-курортное лечение трудящихся. Кроме того ущерба, который будет нанесен здоровью людей, мы должны понять, что это будет иметь негативные последствия для регионов, поселков, которые целиком строятся на обслуживании курортной сферы нашей страны. Либо мы возвращаемся к нормальной ставке взноса социальных страхований, либо, если мы этого не делаем, предположим, мы считаем нужным и дальше снижать налоги на работодателя, тогда мы будем требовать одного — принятия дефицитного бюджета фонда социального страхования и выплаты этих средств из большого бюджета.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: За счет чего?
А.ИСАЕВ: За счет перераспределения средств внутри большого бюджета.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Конкретно за счет чего будете предлагать перераспределить средства?
А.ИСАЕВ: Например, в большом бюджете предполагается существенный рост, на 24% увеличиваются расходы на содержание налогово-контрольных органов. Конечно, налогово-контрольные органы это замечательная вещь, они нужны, они очень серьезную работу осуществляют, но, может быть, здесь есть режим экономии определенной? Или в большом бюджете предполагается увеличение более чем на 20% средств, которые будут использованы на возврат НДС по экспорту. Притом что сам экспорт предполагается вырасти только на 3%. То есть если внимательно вглядеться, то можно найти в большом бюджете статьи расходов, которые можно было бы сэкономить, перераспределив при этом средства на вполне очевидные задачи. Правительство говорит давайте искать другой путь. Пусть местные бюджеты возьмут на себя выплату этих вещей: пионерские лагеря, детско-юношеские спортивные школы, санаторно-курортное лечение трудящихся Мы не против, но давайте мы не просто провозгласим, что пусть это берут на себя местные бюджеты, а давайте мы проверим способность местных бюджетов взять это на себя, получим от них соответствующее заверение, и когда мы будем иметь полную картину, тогда мы сможем проголосовать за то, чтобы было так. Но бюджет фонда социального страхования идет в пакете с большим бюджетом. Мы не будем голосовать за бюджет фонда социального страхования до тех пор, пока не будет решена проблема финансирования пионерских лагерей, санаторно-курортного лечения трудящихся и детско-юношеских спортивных школ на следующий год.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Резюмируя то, что вы сейчас сказали, правильно ли я вас понимаю, что вы намерены выступить с предложением за счет перераспределения бюджетных расходов большого бюджета предусмотреть возможное финансирование дефицита бюджета социального фонда?
А.ИСАЕВ: Да, это возможный вариант, и я могу сказать, что у нас на совете фракции «Отечество вся Россия» выступал Алексей Леонидович Кудрин, министр финансов и первый зам. председателя правительства. Мы договорились о том, что группа депутатов, которая занимается социальной политикой в нашей фракции, встретится с ним, с нашими предложениями. Он сказал, что у правительства есть встречные предложения, как решить эту проблему, они не собираются тут прятать голову в песок и говорить, что этой проблемы не существует. Дай бог, мы очень на это надеемся, и мы надеемся, что через конструктивный диалог с правительством удастся решить целый ряд вопросов. Удалось же, например, добиться того, что будут повышены стипендии в следующем году в 2 раза.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Кстати, с какого срока?
А.ИСАЕВ: С начала следующего учебного года.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Следующего или ближайшего?
А.ИСАЕВ: Нет, следующего.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Опять будущей осенью, не этой Просто у нас был на пейджере вопрос, я сейчас потеряла. Елена спрашивала об этом.
А.ИСАЕВ: Двукратное повышение стипендий с будущей осени, насколько мне известно
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Елена, если вы за год не кончите вуз, вам увеличат.
А.ИСАЕВ: Но если Лена будет учиться очень хорошо, то, насколько мне известно, сегодня президент подписал указ о повышении повышенных стипендий, которые выплачиваются исключительно отличникам, студентам и аспирантам.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Давайте это оставим. Это всегда найдется десяток показательных замечательных студентов, которым заплатят повышенную стипендию. Но все-таки мы говорим о студентах как категории.
А.ИСАЕВ: Если говорить о студентах как категории двукратное увеличение ожидается в следующем году. На это будут заложены средства бюджета. И это стоило достаточно большой полемики, потому что правительство не хотело идти на повышение в таком объеме, оно предполагало гораздо более скромный уровень повышения стипендии. Этого удалось добиться во многом по требованию центристских фракций. Нам кажется, что также можно будет продолжить диалог и по вопросу заработной платы, и по вопросу финансирования системы социального страхования в нашей стране.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Очень много еще было вопросов по поводу финансирования закона об инвалидах. Вообще что-то в этом плане будет, какая у нас информация?
А.ИСАЕВ: Сделан вообще очень серьезный шаг вперед. Вы знаете, что, начиная с этого года, действует совершенно другая система. Выплаты по законодательству, по ветеранам, по инвалидам осуществляются не из местных бюджетов, а также детские пособия, а централизованно из так называемого компенсационного фонда, фонда компенсации. Предполагается, что этот фонд будет развиваться, он обеспечит полную бесперебойную выплату всех пособий, которые установлены централизованно, и здесь будет центральная государственная ответственность. Кроме того, мы предполагаем также рассмотреть вопрос об увеличении детских пособий, невыплат на детей до 1,5 лет, то, что я говорил, из фонда социального страхования детских пособий. Но здесь мы стоим перед выбором. На сегодняшний день эти детские пособия мизерны. Они выплачиваются, и они играют значение только для бедных семей. Может быть, нам пойти по дифференцированному пути, оставить эти пособия для тех, кто зарабатывает на себя в прежнем размере, а вот для тех студенческих семей, тех, для кого реально это повышение, сделать более существенным и более рывковое повышение уже в следующем году.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Последние у нас остались 15 секунд, и очень короткий вопрос. Когда вы прогнозируете главные бюджетные баталии в Думе?
А.ИСАЕВ: Я думаю, что главные бюджетные баталии развернутся вокруг второго-третьего чтения, то есть сентябрь-октябрь.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это прогноз Андрея Исаева, депутата Госдумы и заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России. Спасибо.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире