04 июля 2002
Z Интервью Все выпуски

Ваххабизм и ислам


Время выхода в эфир: 04 июля 2002, 17:08

4 июля 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Ахмад Хаджи Абдуллаев муфтий Дагестана.
Эфир ведет Татьяна Пелипейко.

Т. ПЕЛИПЕЙКО В нашей программе «Справочное бюро» на ваши вопросы отвечает сегодня муфтий Дагестана Ахмад Хаджи Абдуллаев. Здравствуйте, Ахмад Хаджи.
А. АБДУЛЛАЕВ Здравствуйте.
Т. ПЕЛИПЕЙКО И спасибо большое за то, что вы сегодня здесь, в нашей студии, поскольку я только что узнала, что Ахмад Хаджи специально отложил свой отъезд в Дагестан для того, чтобы встретиться здесь, в прямом эфире со слушателями «Эхо Москвы». И некоторые вопросы, на самом деле, уже поступили, поэтому, говоря о том, что есть ваххабизм, каково его место, его соотношение с исламом, наверное, нам придется начать, ну, если не от пророка Мухаммеда, то все-таки начать с истории. Откуда пошел сам термин «ваххабизм»?
А. АБДУЛЛАЕВ (молится). Я, конечно, во-первых, прошу Аллаха, чтобы наш разговор был полезным для слушателей и он послужил как бы их наставляющим на правильный путь, на путь истинный. Во-первых, само название ваххабизм это исходит, вот основоположником ваххабизма является Мухаммад ибн Абдуллагап. Он тоже был, как можно сказать, продолжателем идей ибн Тамед. Ибн Тамед был где-то в 600-м году после пророка Алаисава Давасавам.Мухаммад ибн Абдуллагап родился в 1111 году. И, в общем, где-то 310-320 лет назад он родился, и оттуда идет название ваххабизм.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Что это тогда означало, вот его учение, его течение, как правильно вообще назвать вот тот вклад, наверное, в ислам, который внес этот человек, именно исторически, 300 лет назад?
А. АБДУЛЛАЕВ Как вообще вышло это течение? Люди все время думали, как воевать против ислама. Все время люди думали. И они поняли, что мечом, оружием уничтожить ислам невозможно, поскольку ислам религия, идет от всевышнего. И потом решили враги ислама воевать против ислама как и обучать людей, внедрить их в ислам и портить ислам изнутри. Вот таким человеком оказался и Мухаммад ибн Абдуллагап, его вербовал, как можно сказать, английский шпион в то время. В общем, когда искали более подходящего человека, чем Мухаммад ибн Абдуллагап, в то время не нашли, у которого есть и смелость, и образование исламское. И чуть-чуть, конечно, чтобы люди поняли умственно-отсталые. И он продался этому.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Что, с точки зрения исламских богословов, неверно, не правильно, или просто является каким-то чуждым влиянием в ваххабизме? Коль скоро вы дали такое определение ваххабизму сразу, вот изначально.
А. АБДУЛЛАЕВ Они с первых же дней, когда у них появилась сила, начали убивать алимов черных людей-богословов, с первых же дней, как у них появилась сила. Даже были случаи, когда они резали детей на груди матери, были такие случаи. Они считают тех людей, которые посещают могилу пророка, идолопоклонниками. Не только могилу пророка, даже могилы святых людей. В общем, они стараются отрицать все, что приветствует ислам. Ну, имеется ввиду основные моменты.
Т. ПЕЛИПЕЙКО С точки зрения богословской ваххабизм — это течение внутри ислама или вне его?
А. АБДУЛЛАЕВ В данное время, поскольку они себя называют мусульманами, если людям сказать, что они вне ислама, они не поймут. А так, фактически если подумать, я их не могу вот таких людей называть истинными мусульманами, раз ислам запрещает убивать, оскорблять, унижать человека, не только святых, даже обычных людей. Они когда называют святых людей идолами, не знаю, как их оценить.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Вопрос о ситуации сегодняшней тогда. Ваххабизм как течение, насколько это распространено?
А. АБДУЛЛАЕВ На сегодняшний день сказать, что ваххабизм сильно распространен и от этого есть такая какая-то большая угроза, я не могу сказать. И в то же время не могу сказать, что ваххабизма нету вообще и нечего беспокоиться, тоже не могу сказать, потому что они есть, существуют, действуют по мере возможности.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Можно ли говорить, что именно для Дагестана ваххабизм воспринимается как проблема? Кстати говоря, я бы попросила вас также пояснить ситуацию с законодательством Дагестана. Ваххабизм — это легальное религиозное течение там, или нет?
А. АБДУЛЛАЕВ В данное время сказать, что в Дагестане особая такая проблема есть от ваххабистов, я не могу сказать, но в то же время, если где-то совершают какое-то преступление, говорят, что это совершил ваххабист, или же взрыв, или же что-то. Но сказать, что он именно ваххабист или другой человек, конечно, я, например, так не могу сказать.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Но в психологии, скажем так, широких масс, есть некое соединение между террористом и сторонником ваххабизма?
А. АБДУЛЛАЕВ Да, так говорят, говорят, что взрывы, которые у нас, в Дагестане, совершились, говорят, что это рук ваххабистов дело. Но я особо не могу, конечно, сказать, я не знаю.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Разумеется, сказать может суд. Но все-таки, возвращаясь к законодательству, каково законодательство Дагестана в отношении религии? Что можно, чего нельзя? Если есть вообще специальное законодательство.
А. АБДУЛЛАЕВ Такого, особое, что разрешают, что не разрешают, я по пунктам не могу сказать. Я в общем скажу. Не выходя из рамок закона Российской Федерации, человек имеет право исповедовать ту или иную религию, не выходя из рамок закона Российской Федерации.
Т. ПЕЛИПЕЙКО То есть, он может исповедовать и религию в форме ваххабизма?
А. АБДУЛЛАЕВ Только вот в форме ваххабизма нет.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Это именно запрещено законом?
А. АБДУЛЛАЕВ Ваххабизм запрещен.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Речь идет о законе республики Дагестан?
А. АБДУЛЛАЕВ Вот вообще экстремизм запрещается всегда. То, что в Дагестане было принято, просто туда добавили слово «ваххабизм». Экстремизм и ваххабизм, ну, вроде как одно и то же понимают же.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Еще один тогда вопрос. Я понимаю, что уже вопросы будут на светскую тему, но тем не менее. Какова нынешняя ситуация в Дагестане? Дагестан часто был в центре внимания, как место драматических событий. Может быть, именно последний год, чуть больше, можно радоваться, что нет таких известий о событиях столь же драматичных. Какова ситуация сегодня в республике?
А. АБДУЛЛАЕВ В данное время обстановка в республике, я считаю, очень спокойная обстановка, очень нормальная, хорошо люди живут. Ну, не бывает же, чтобы все спокойно было. Ну, бывают иногда взрывы. Конечно, это же без внимания нельзя оставить. А так, в общем, обстановка по сравнению с соседними республиками в Дагестане спокойная.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Какое-то негативное влияние со стороны соседних республик сейчас отсутствует, или все-таки сохраняется? Вы  пограничная территория с теми территориями, которые по-прежнему находятся в статусе «горячих» точек.
А. АБДУЛЛАЕВ Да, но в соседних такого нет.
Т. ПЕЛИПЕЙКО То есть, влияния негативного на Дагестан вы сейчас не замечаете?
А. АБДУЛЛАЕВ Нет, нет. Ну, конечно, когда у соседей плохо, нельзя сказать, что у нас спокойно, хорошо, ну, сравнительно имеется ввиду.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Спасибо. И вопросы у нас уже пошли не только связанные с политикой, но совершенно практические вопросы. В частности, Зинаида спрашивает, как вы относитесь, ну, очевидно, именно как богослов, как муфтий, как вы относитесь к смешанным бракам? То есть, к бракам людей, исповедующих ислам, с людьми, которые либо никакой религии не исповедуют, либо исповедуют иную?
А. АБДУЛЛАЕВ Я, конечно, буду отвечать только с точки зрения шариата, потому что я занимаю должность
Т. ПЕЛИПЕЙКО Ну, с точки зрения ЗАГСа, понятно, что этот вопрос не задается.
А. АБДУЛЛАЕВ Вот, по шариату мусульманин не имеет права заключить брак с неверующим человеком. То есть, если человек признает, что бог един, и Мохаммад его посланник, единственный, вот это если человек признает, по шариату, по исламу, этот человек считается мусульманином. Хотя он не молится, хотя пост Уразан не держит, хотя не совершает паломничество, человек считается мусульманином, а мусульманин имеет право заключить брак с мусульманином.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Значит ли это, правильно ли я вас понимаю, что человек, исповедующий любую другую религию, которая предполагает веру в единого бога
А. АБДУЛЛАЕВ И признает, что Мохаммад пророк его и посланник, считается человек мусульманином.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Понятно. Ну, то есть, в любом случае, если уж люди очень друг друга любят, они могут найти способ для того, чтобы их брак воспринимался и окружающими, не только ЗАГСом, как брак вполне законный.
А. АБДУЛЛАЕВ Да, по шариату.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Даже если нет формальной принадлежности к исламу. Хорошо. Зинаида, вы получили ответ на ваш вопрос. Вот вопрос от Александра, я, прежде всего, попрошу вас уточнить, имело ли место событие, о котором он говорит. Вопрос звучит так: «почему на территории Дагестана были сожжены два человека живьем за то, что приняли христианство?» Было ли когда-нибудь такое? К сожалению, конкретной ссылки у Александра нет.
А. АБДУЛЛАЕВ Такого случая не было в Дагестане.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Тогда вопрос снимается сам по себе. Далее, вопрос, который уже связан с книгой, появившейся на русском языке. Ирина Петровна просит ответить, если вы знакомы с книгой Веры Пановой «Жизнь Мухаммеда», то как вы к этой книге относитесь?
А. АБДУЛЛАЕВ С книгой не знаком.
Т. ПЕЛИПЕЙКО С этой книгой не знакомы. Ирина Петровна, таким образом, ответа на ваш вопрос не будет. Вопрос от Наталии, вот я немного этот вопрос трансформирую, но, обращаясь к Усаме бен Ладену, она пишет, что он предпочел прятаться в горах, подставляя других людей под бомбы, это позиция человека, исповедующего ислам? Или нет? Вот это в рамках религии или нет?
А. АБДУЛЛАЕВ Ну, по шариату, если человек совершил какое-то преступление, ну, конечно, должен нести ответственность за это. Но сказать, что бен Ладен прячется и подставляет других людей, я как могу сказать?
Т. ПЕЛИПЕЙКО Скорее, по-человечески уже, чем по-богословски. Наталья спрашивает, суфизм и ваххабизм как эти термины соотносятся? Что такое суфизм, наверное, надо будет уточнить.
А. АБДУЛЛАЕВ Суфизм, как вот паретат, тасаоф, это разные названия, но это как объяснить это было со времен пророка, и одобряется шариатом, то есть, тарихат, можно сказать, то есть, ареат, тасаоф, суфизм это одно и то же, одно целое, одно пополняет другое. То есть, тарихат служит как бы усовершенствованием шариата. Шариат сравнивается как квартира, а тарихат обставляет квартиру мебелью, вот другим.
Т. ПЕЛИПЕЙКО То есть, это уже, скорее, богословское течение, суфизм?
А. АБДУЛЛАЕВ Да, да.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Форма богословия. Спасибо. Наталья, это был ваш вопрос. Гюльнора просит уточнить в отношении девушки-мусульманки, брак с представителем иной религии воспринимается также? То есть, та позиция, которую вы высказали, относится в равной степени к мужчине-мусульманину и к женщине-мусульманке?
А. АБДУЛЛАЕВ Да. Шариат, прежде всего, смотрит, чтобы они друг друга любили, уважали, в первую очередь, а после этого, конечно, должно быть обязательно то, что я говорил.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Гюльнора, как видите, можете быть спокойны, и любите того, кого любите. Далее, вопросы, которые связаны вновь с ситуацией в Дагестане нынешней. Как вы прогнозируете, скажем, ближайшее развитие Дагестана?
А. АБДУЛЛАЕВ Я так считаю, будет с каждым днем лучше, я считаю так. И не для показухи я это говорю, я свое видение. И почему? Потому что я считаю, до появления Махды имама будет имам Нишаллала. До этого будет все лучше и лучше. Мы это видим, смотря на президента России, вот, лучше же становится, чем раньше.
Т. ПЕЛИПЕЙКО То есть, возвращаясь к нашей первой заявленной теме ваххабизма, на данном этапе все-таки нельзя уже так, идентифицировать людей, которые осуществляют некие экстремистские действия с людьми, которые исповедуют конкретное течение, пусть даже оно несколько отличается от канонического ислама?
А. АБДУЛЛАЕВ Имеется ввиду их?..
Т. ПЕЛИПЕЙКО Ну, собственно говоря, ваххабиты сейчас в Дагестане это просто религия уже, форма религии, или это все-таки политика, и иногда экстремизм?
А. АБДУЛЛАЕВ Скорее всего, политика и экстремизм, религией не могу назвать.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Спасибо. Владимир просит еще уточнить, в чем принципиальная разница между шиитами и суннитами?
А. АБДУЛЛАЕВ Среди шиитов есть люди, которые отошли от ислама, отошли, но не все, очень мало их, несколько процентов, можно сказать. А основные шииты мы считаем мусульманами, и особо таких разногласий нету. Я с их представителями очень много общался, обсудили вопросы, особо таких больших разногласий нет. Но в то же время хочется сказать, есть люди, которые отошли от веры, в общем, делали то, что противоречит исламу.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Сунниты с этой точки зрения, это что?
А. АБДУЛЛАЕВ И среди суннитов есть такие же люди. А разницы особо такой, имеется ввиду, они не противоречат основным вопросам ислама, то есть, они уважают пророка как это следует. В общем, другого что сказать?
Т. ПЕЛИПЕЙКО Наверное, уточнить для несведущих, опять же, какое течение в России более распространено, в исламе на территории России.
А. АБДУЛЛАЕВ Сунниты, конечно, разговора нет.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Шииты присутствуют в России, или это в основном другие страны?
А. АБДУЛЛАЕВ Да, присутствуют, очень мало. В основном они живут в Иране, Ираке.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Иран и Ирак, в основном, это шииты.
А. АБДУЛЛАЕВ Да.
Т. ПЕЛИПЕЙКО А чего ислам, собственно говоря, не  признает в шиизме? Это вопрос от Марии. Ну, ислам, наверное, шиизм это тоже форма ислама, все-таки. Наверное, вопрос не совсем верно сформулирован. Но все-таки, с вашей, богословской точки зрения, шииты в той форме, какая существует в Иране, Ираке, что не признается богословием, в том числе исламским богословием в России?
А. АБДУЛЛАЕВ Ну, особо я не изучил
Т. ПЕЛИПЕЙКО Я понимаю, что есть тонкости
А. АБДУЛЛАЕВ Я не могу отвечать на этот вопрос.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Итак, сунниты это основная форма ислама, которая существует в России. Вот, собственно говоря, Мария, это ответ на ваш вопрос. Ну, велика ли разница, все-таки просит уточнить Владимир, между шиитами и суннитами? Это богословская разница, в основном, или это разница, в том числе, в стиле жизни повседневной для людей, исповедующих религию эту?
А. АБДУЛЛАЕВ Я в данное время, не отличал бы их, я просто предложил бы людям и шиитам, и суннитам, чтобы они как следует изучали, имеется ввиду, чтобы шииты шиизм изучали, и потом бы задали вопрос.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Кстати говоря, для того, чтобы изучать ислам, что нужно? Необходимо знать обязательно арабский язык?
А. АБДУЛЛАЕВ Нет. Надо подходить к учителю. От того, что арабский язык знает человек, он может быть неграмотным в исламской области.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Тем не менее, существуют вот различные текст Корана, изданные по-русски, полностью или во фрагментах, какие из этих текстов, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют исламу тексту? Вы интересовались этим вопросом?
А. АБДУЛЛАЕВ Я опять-таки, с точки зрения шариата, вот шариатом не одобряются никакие переводы.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Ну, что ж делать, все-таки, любопытствующим?
А. АБДУЛЛАЕВ Ну, я не могу им что-то сказать, я разрешаю, запрещаю, но шариат не одобряется.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Там достаточно тяжело это, я думаю, потому что кроме как по-русски, все-таки, или на иных языках, пожалуй, большинство наших слушателей выяснить, что написано в Коране не сможет. Я думаю, это будет простительно, если они прочтут это по-русски?
А. АБДУЛЛАЕВ На такие вопросы тогда будем отвечать на следующих передачах.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Замечательно. Тогда я вас ловлю на слове, и будем ждать вас в нашем эфире для ответов, в том числе на вопросы наших радиослушателей. Благодарю вас за визит в нашу студию.
А. АБДУЛЛАЕВ Спасибо.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире