4 июня 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Анатолий Голубовский, постоянный автор «Еженедельного журнала», Сергей Пехлецкий, продюсер программ «Своя игра», «Сто к одному», «Два рояля», «Устами младенца», Дмитрий Хитаров, обозреватель «Еженедельного журнала», Сергей Пархоменко, главный редактор «Еженедельного журнала».
Ведущий эфира Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН Добрый вечер! Мы начинаем нашу программу совместно с «Еженедельным журналом». Еще мы с «Еженедельным журналом» проводим Большую фандоринскую игру. И сейчас я должен сказать, что в том номере, который лежит передо мной, Большая фандоринская игра, первая ее неделя, вопросы вы слышите у нас, ответы на следующий день у нас, очки вы получаете тоже у нас, а вот условия, промежуточные итоги, всякие штучки, связанные с игрой вы получаете из «Еженедельного журнала» каждый вторник. Дима, скажи, что ты хочешь сказать?
Д. ХИТАРОВ Добрый вечер! Я хочу сказать, что вообще читатели «Еженедельного журнала» получают фору, т.к. если слушатели «Эха Москвы» узнают вопрос в эфире, то читатели могут узнать, какие вопросы на неделе будут задаваться, плюс один вопрос следующего понедельника, следующего тура уже во вторник. Т.о., скажем, человек может подготовиться на неделю вперед. Кроме того, у нас и призы приготовлены. Мы повышаем ставку «Эха Москвы» и дополнительно свои призы предоставляем.
С. БУНТМАН Замечательно! Сергей Пархоменко, главный редактор «Еженедельного журнала» может ли мне сказать или хотя бы пообещать выяснить, в электронной версии вашего журнала есть ли, будут ли условия фандоринской игры?
С. ПАРХОМЕНКО Нет. Сегодня это обсуждалось, в электронной версии мы фандоринскую игру вывешивать не будем. В этом смысле электронной версией игры является «Эхо Москвы», и хватит. Эта штука для бумажного, печатного журнала. И только те исключительно, которые озаботятся тем, что его где-нибудь добыть бумажный «Еженедельный журнал», тот получит действительно эту весьма существенную фору, т.к., по-моему, зная вопрос наперед, играть легче.
С. БУНТМАН Хорошо! Вы получили сведения из первых рук. Ну, а теперь к теме сегодняшней передачи и обложке «Еженедельного журнала». Речь идет о телеиграх, телеигроках и телевыигрышах. Вот с чего это вы, Сергей, вы эту тему на обложку вынесли?
С. ПАРХОМЕНКО Потому что журнал наш про жизнь, окружающую нас. Журнал про то, что действительно происходит вокруг и для тех, кто хочет что-то понять в том, что происходит. Понятно, что там происходит не один только чемпионат мира по футболу, не одна только политическая склока, не одна только Большая фандоринская игра, а еще и телевидение. Уже непонятно, кто для кого существует оно для нас или мы для него. Но телевидение, во всяком случае, твердо убеждено, что это зрители существуют для него. И реализует оно эту свою амбицию в значительной степени с помощью телеигр, которые с нами уже почти каждый день, а может, и каждый день. Вот мы этим и занялись.
С. БУНТМАН Теперь представим наших гостей это Анатолий Голубовский, постоянный автор «Еженедельного журнала» и Сергей Пехлецкий, продюсер программ «Своя игра», «Сто к одному», «Два рояля», «Устами младенца».
А. ГОЛУБОВСКИЙ Добрый вечер!
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Здравствуйте!
С. БУНТМАН Вы так, со стороны странно, недоуменно, когда мы обсуждали нашу самодеятельную без красоты и сверкания экранных штучек нашу амбициозно названную Большую фандоринскую игру, вы же знакомы с играми, которые занимают огромное время и внимание на телевидении.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Изнутри, в основном. И снаружи, и внутри.
С. БУНТМАН На самом деле, это может привести к каким-то последствиям, когда человек и изнутри, и снаружи. Раздвоение личности.
А. ГОЛУБОВСКИЙ Вообще телеигра, по-моему, как раз и существует доля того, чтобы зритель одновременно почувствовал себя и снаружи, и изнутри. Его представитель, телезрителя, находится по другую сторону экрана, и поэтому он в такой маргинальной ситуации.
С. БУНТМАН Ну, понятно. Для чего же все-таки игры? С какого времени они начали так плодиться и распространяться? Кто-нибудь помнит, когда была первая игра на ТВ?
С. ПЕХЛЕЦКИЙ За рубежом очень давно. Есть такая легенда, что во время еще прямого эфира на ТВ вот эти жуткие паузы, которые невозможно было тогда вчистую заполнить, их заполнил Марк Бутсон, придумав некоторые викторины. Ну, а потом это уже трансформировалось в прорву игр, которые он родил.
С. БУНТМАН Паузы из-за чего возникали?
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Понимаете, 2 передачи, это же как делалось одну пленку остановить, другую пустить, отмотаться, прямой эфир, тогда еще не было этих электронных штучек. И вот Марк Бутсон начал делать эти игры-викторины, просто перебивка, потом он спрашивает и т.д. В Англии. А потом он уже делал полноформатные передачи, единственный такой фантастический человек, я не знаю, правда, может, он работал с большой командой подмастерьев, но, по крайней мере, игр 30, им придуманных, шли по всей Европе и до сих пор с успехом идут. Вот это как бы у них. У нас, наверняка, наверное, Ворошилов.
С. БУНТМАН Подождите, а до Ворошилова ничего не было?
А. ГОЛУБОВСКИЙ Было, до Ворошилова была программа на питерском ТВ «Турнир СК», но она больше напоминала интеллектуализированный такой КВН. Или игру «Умники и умницы», которая есть и по сей день. Это было довольно достойная игра. Она шла, эта программа, ретранслировалась на всю Россию, это был интеллектуальный турнир.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ У Ворошилова тоже не «Что? Где? Когда?», у него же и до этого были игры-проекты. У него был «Аукцион», впервые там разыграли холодильник, и из-за чего была жуткая склока как это так, советский человек, ответив на какой-то вопрос, без труда, и реклама шла прямая, и без очереди выиграл холодильник, за которым все записываются?! Там не все просто было.
А. ГОЛУБОВСКИЙ Но там самая примочка игры «Аукцион» заключалась в том, что люди не отвечали на вопросы. Я помню, самый большой скандал разразился тогда, когда соревновались барды и пели свои песни. И собственно, участием в аукционе являлось исполнение собственной песни. Песни были, прямо скажем, разные. Кроме того, это была первая коммерческая игра, потому что впервые разыгрывалось то, что рекламировалось. Там, холодильный завод рекламировал свою продукцию. И вот его продукция и была призом. И это произвело сногсшибательное впечатление, в том числе на теленачальство игра шла несколько месяцев и потом закрылась на веки вечные.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Это были все свои придуманные проекты. И другая эра началась уже с «Поля чудес», т.е. это началась эра ассимилирования здесь иностранных продуктов.
С. БУНТМАН Т.е. до  «Поля чудес» все проекты были оригинальными?
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Их не так много было КВН
С. БУНТМАН Да, в какой-то степени. Кстати, вот это участие, которое происходит, ведь отбор даже самого классического КВН, он происходит в какой-то степени за кадром, а потом по олимпийской системе, уже собственно на ТВ. Если я не ошибаюсь, мы следили за массой отборочных соревнований, а потом уже это был финал.
А. ГОЛУБОВСКИЙ Ну, это раньше. Сейчас уже надо достичь огромных высот, чтобы быть удостоенным чести появиться на 
С. БУНТМАН Да, и теперь вот после этого, эра КВН и «Что? Где? Когда?». И потом уже ассимилированные проекты.
А. ГОЛУБОВСКИЙ Хотя, извините, со «Что? Где? Когда?», боюсь соврать, конечно, но мне ребята из окружения Ворошилова, которые начинали с ним, рассказывали, что он придумал эту игру, побывав в Финляндии и увидев там какое-то соревнование училищ, которым выдавали набор каких-то деталей, им надо было собрать. Они должны были сначала понять, что это, как это собрать, и там они вместе сделали какую-то табуретку. Ну, это был все равно коллективный мозговой штурм. И вот поняв, что не обязательно собирать табуретку как бы 
С. БУНТМАН Но нужен мозговой штурм. И самое интересное это обдумывание, минута, да. Но это не означает, что проект не оригинальный. Мало ли на что человек смотрит.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Вы знаете, это до сих пор один из оригинальнейших проектов, где процесс важнее результата. Многие не вспомнят, кто выиграл, знатоки или
С. БУНТМАН Давайте запомним. Мне кажется, что это нормальный процесс любого телешоу-игры, да?
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Ну, не всегда.
А. ГОЛУБОВСКИЙ Мне кажется, что вообще вся эта история с играми как с таким значимым явлением для ТВ и для жителей, о чем говорил Сергей Пархоменко, можно говорить об этом тогда, когда начинается индустрия. И тогда, когда люди начинают придумывать форматы. Вот Ворошилов, мы говорили, что-то такое увидел, а потом облек это все в такую телеисторию, которая называется формат, где зафиксирована масса всяких деталей и мелочей: волчок, то, как этот мозговой штурм снимается, живой камерой, снизу. Начали снимать игроков это была целая сенсация. Действительно, великий оператор Фукс снимал
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Да, который с плечевой камерой Это же тоже идеология была.
А. ГОЛУБОВСКИЙ Ключевые фразы ведущего, которые вошли в живой русский язык навеки вечные  — внимание, вопрос
С. БУНТМАН Да, это такие вещи, которые мы запоминаем. Вот, внимание, вопрос и мы этой фразой пользуемся. Но это же то, что составляет формат
А. ГОЛУБОВСКИЙ Да, все вместе это называется форматом.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Включая смокинги, бабочки
А. ГОЛУБОВСКИЙ Одежде, лексика ведущего, свет, декорация, масса всего. В западных играх, не даром ведь формат, описанный в толстой книге, называется по-английски «Байбл», т.е. библия.
С. БУНТМАН По поводу игр мы еще поговорил. Есть фокус такой, природу которого, я хотел бы, чтобы мы постарались выяснить. Есть вопрос, которым задаются все зрители без исключения, мне кажется: насколько эти игры играются по-честному?
А. ГОЛУБОВСКИЙ Это к продюсеру.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Я могу ответить только за те игры, которые мы производим, «100 к 1», «Своя игра», сейчас приостановлен проект «Я знаю все», «2 рояля», раньше были «Устами младенца». Абсолютно все по-честному, за исключением, не знаю, каких-то деталей. Может быть так, чтобы потом снять все без стопа, мы заранее договариваемся о какой-то совершенно пустяковой вещи, что, ребята, третий вопрос тема будет, не знаю, биология, как бы чтобы тему знали. Это ничего не меняет, это просто чтоб технически потом снять без стопа. Это я что-то сымпровизировал, на самом деле ничего такого нет. Но что касается честности, а какой смысл нам быть нечестными? В чем можно быть нечестным? Продавать ответы на вопросы?
С. БУНТМАН Нет, я сейчас скажу. Вот любимая политкорректность и т.д. У нас почему-то одни мужчины выигрывают последние 58 лет. Хорошо бы, у нас выиграла бы женщина. Я сейчас все штампы перечислю. У нас выигрывают одни москвичи, неплохо было бы, чтобы одинокая женщина из небольшого городка, вот такой советский принцип разнарядки.
А. ГОЛУБОВСКИЙ По возможности, зоотехник.
С. БУНТМАН Да, потому что это некая отстающая отрасль нашего народного хозяйства.
С. ПАРХОМЕНКО На самом деле, понятно, зачем можно жухать и зачем, может быть, стоит жухать организаторам программы, как мне кажется для увлекательности. Чтобы не выигрывали слишком быстро или наоборот медленно, чтоб не играли слишком долго, чтобы сохранялось напряжение, чтобы выиграл самый симпатичный и т.д. Грубо говоря, речь идет о том, до какой степени шоу, которым является игра, подчинено собственно логике самой игры, которая более-менее случайна. Или она подчинена замыслу режиссера, продюсера и т.д.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Но это не жухать. Правильно, если я буду делать такую игру, в которой все будут выигрывать, она помрет. Согласитесь, в каждой игре, это же очень просто сделать. Какой формы был колобок, 3 варианта ответа круглой, квадратной, пирамидкой. Все!
С. ПАРХОМЕНКО Есть упорно циркулирующая в советском народе легенда про то, что когда «О, счастливчик!» перешел с одного канала на другой и ведущим стал Галкин, в первой же программе человек выиграл миллион, и пришлось этого человека закатать в бетон или что-то вроде этого, чтобы никто никогда его не увидел, а то не интересно будет.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ В принципе, я не думаю, что даже если кто-то ему продал вопросы, ведь можно это отрегулировать совсем другим способом найти очень умного человека, выяснить, в чем он разбирается
С. ПАРХОМЕНКО Речь о том, что кто-то, к сожалению, выиграл слишком быстро.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Ну, почему быстро? Вот там долго не выигрывали, а  у нас выиграли.
С. БУНТМАН Я хочу знать сейчас, живет ли это действительно, как ты сказал, в советском народе. Как вы считаете, все мы, зрители, даже те, кто работает внутри кинескопа, иногда задумываемся, честная это игра или это шоу, это по сценарию, скорее
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Все зависит от того, что прописано в сценарии.
С. БУНТМАН Давайте зададим этот вопрос и потом будет рассуждать. Итак, если вы считаете, что в телеиграх все по-честному, это все игра, а вы свидетели этой игры, может, потом смонтированной, тогда вы набираете номер 995-81-21, если все по сценарию 995-81-22. Я думаю, что уже можно начинать голосование. Анатолий, пожалуйста!
А. ГОЛУБОВСКИЙ Я, скорее, склонен согласиться с Сергеем Пехлецким, потому что действительно это очень трудно придумать мотив для нечестной игры, для какого-то сценарного построения и вывода какого-то игрока на выигрыш. Хотя американцы, которые придумали массу игр, они ужасно тоже по этому поводу нервничают. Один фильм не так давно вышел, не помню, как называется, где играет Джон Туртурро, и он игрок, он играет в какую-то такую игру, отвечает на вопросы. И он отвечает гениально, не один месяц уже держится в эфире. И продюсеры решают, что надо бы его убрать из эфира, потому что он зрителю просто надоел, рейтинг падает. И подстраивают действительно такую сложную ситуацию, когда другому игроку сообщают ответы на вопросы, и он Но разражается грандиозный скандал, все разоряются, ужасы и кошмар. Тем более, что в американских форматах, в этих играх участники обычно дают подписку о том, что их родственники до 8-го поколения ни в коем случае не знакомы ни с одним из создателей игры, членов творческой группы. И если что-то выяснится вдруг, что не выиграл даже, но нарушил это соглашение, то штрафы безумные.
С. БУНТМАН Просто никак не связаны с организаторами игры. Напомню вопрос: как вы считаете, в телеиграх все идет по-честному? Если вы так считаете 995-81-21, если вы считаете, что есть все-таки сценарий, по которому как-то призы организуются 995-81-22.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ 2 года назад на итальянском ТВ, вообще-то это был всемирный скандал, потому что это формат, который действительно в то время завоевывал популярность, вот как у нас «О, счастливчик!», идет итальянская программа. Задается вопрос, и игрок отвечает, возникает пауза, сначала ведущая говорит, а они в прямом эфире играют, она произносит фразу, что неправильно. Потом после микропаузы стоп, я сказала, что неправильно, тем не менее, это правильный ответ. Но вот в чем штука вы дали абсолютно правильный ответ, но ответ на следующий вопрос, который я еще не задавала! И как это произошло, я надеюсь, мы разберемся. В это время срочно операторы врубают рекламу, и это был обалденный скандал, это пошло в эфир. Там действительно кто-то что-то продал. Это был для игр очень сильный удар.
С. БУНТМАН Да, но они в прямом эфире сказали мы разберемся?
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Да, это сказала сама ведущая, которая так вот спасала программу. Нам же тоже часто звонят вот, вы там кого-то зажали, неправильно присудили, все понятно, вы не хотите расставаться с деньгами. Это основной повод, почему не честно с деньгами не хотят расставаться. Я говорю ребята, это не мои деньги, это спонсор. Я вот их сейчас все проиграю, игрок выиграет, а завтра новый спонсор принесет точно такой же рюкзак с деньгами и будет счастлив его презентовать следующему. Поэтому нам смысла с этой точки зрения придерживать приз нет. Он все равно нам не достанется.
С. БУНТМАН Мы продолжим после новостей.
НОВОСТИ.
С. БУНТМАН Мы проводили электронный опрос: считаете ли вы, что в телеиграх все по-честному или все по сценарию? Нам позвонило 765 человек, все по честному считают 28%, 72% считают, что все по сценарию. Есть кое-какие объяснения на пейджере, мы их прочтем. Ну, а пока спасибо всем тем, кто позвонил нам. Считают так еще, в разных играх по разному, некоторые по сценарию, некоторые нет. «Любая игра, любое телешоу это хорошо продуманный коммерческий проект, напичканный рекламными вставками, а уж потом игра. Петр». «Видимо, смотря какая игра. «Что? Где? Когда?», «Своя игра» — тут наверняка все по-честному. Но и в других играх, если все по-честному, сценарий все равно должен быть. Марина».
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Нет противоречия между сценарием, но, тем не менее, по честному. Сценарий-то тоже может быть честным. Думаю, что такая раскладка ответов связана вообще с тем, что люди думают как в стране-то, все по-честному? Или не все? В этом смысле, это может быть такой социологический срез не только по отношению к игре.
С. БУНТМАН Понятно, мы даже когда смотрим футбол в прямом эфире, мы не верим, что это все по-честному. Обязательно, этот купленный, а матч договорной. Это когда нам не нравится.
С. ПАРХОМЕНКО На самом деле, я хотел бы напомнить одну вещь для того, чтобы наш разговор не закольцовывался на уровне сладких воспоминаний о прошлых чудесных игровых временах, о том, что за всем этим есть, между прочим, еще и какой-то большой философско-психологический смысл. Потому что за любой игрой, во что бы не играли, в умную «Свою игру» или в довольно простую вроде «Поля чудес», за всем этим есть другая игра, гораздо большая это игра телезрителя против телевидения. Это всегда такое какое-то внутреннее противостояние, вечный бой между великим гигантом ТВ и великим карликом телезрителем. Я один выхожу на бой с этим огромным, я тоже могу, я залезаю внутрь ТВ и я его побеждаю. И в этом, наверное, успех любой успешной игры, что всякий телезритель может себя отождествить с играющим, почувствовать себя умнее, смелее, выдержаннее и т.д.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Хорошей игры, я бы только добавил. Т.е. если я, сидя у ТВ, могу себя ассоциировать с одним из игроков, встать на его место, я отвечаю чуть быстрее, где-то промахиваюсь, это же здорово. Точно так же как футбол смотрят куда он, справа? Слева было двое!
С. БУНТМАН А теперь всем понятно, что и в половину не можешь сделать, нормальный человек.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Нам всегда известно, что у экрана играть проще. Нам люди звонят я вчера смотрел вашу «Свою игру», ответил на 98%. Мы говорим отлично, мы счастливы, нам нужны такие игроки, приезжайте. Он приезжает ну, я, видимо, сегодня был не в форме. Но у телевизора я на 98% ответил.
С. БУНТМАН Но с другой стороны, вот, Сергей, который даже дал свой телефон, пишет так: «Я участвовал в «Слабом звене» и выиграл крупную сумму. Все не только по-честному, но намного труднее и сложнее, чем это видно на экране»
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Конечно! Там софиты, нервное напряжение, соперники. Конечно, это гораздо сложнее. А в «Русской рулетке»? Там что-то все время крутится, открываются люки, серьезное испытание.
А. ГОЛУБОВСКИЙ Но все равно вот эта идентификация, которая совершенно необходима, она лучше всего происходит именно в этих «квест-шоу», по-разному оформленных, потому что значительно труднее себя идентифицировать с героем, который на каких-то островах и кушает ящериц, чем с человеком, который отвечает на вопросы. Это предельно жизненная ситуация. Каждый день каждый человек отвечает на какие-то вопросы. И именно поэтому эти «квест-шоу», они стабильнее любых других игровых форматов, они никогда не исчезнут. И  они создают такой игровой фон, который существует на ТВ, а на этом фоне можно уже и «За стеклом», или «Форт Байярд» какой-то взять приступом.
С. БУНТМАН А вот Стас считает, что настоящие игры это игры формата «Форт Байярд»: «Современные «слабые звенья» и «миллионеры» — это слабая версия школьных тестов»
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Это разные просто игры. Есть шахматы, есть футбол и то, и другое игра. И здесь точно так же.
А. ГОЛУБОВСКИЙ Да, но только быстро очень издыхают все эти игры-приключения.
С. БУНТМАН Почему так?
А. ГОЛУБОВСКИЙ «Форт Байярд» довольно долго, но не сравнить по срокам с разными вариантами «квест-шоу», вопросов и ответов.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Черт его знает. Просто «квест-шоу», наверное, все-таки полегче делать. Все-таки всем известно, что один дурак может задать столько вопросов, что 100 умных не ответят. И разнообразнее будут вопросы, чем даже огромный форт Байярд, в котором все равно вот сегодня будет лестница, завтра подвал, а послезавтра канат. В этом смысле им сложнее.
С. БУНТМАН Я правильно понял, что вот эти «квест-шоу», как слушатель сказал, форма школьных тестов, они разные, и при простоте можно придумать что угодно. А чем сложнее игра в организации, как «Форт Байярд», тем сложнее ее продержать и изменить каким-то образом.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Игра должна быть простой. Чем больше наворочена, тем сложнее человеку ее воспринимать. Ведь эти игры достаточно простые. Я бы еще про одну разновидность сказал. У нас, например, было 2 программы, мы с них начинали, поэтому они ни на что непохожи. Помните, «Устами младенца» было? Что это? Ну, как бы игра, формально. Но мы же начинали играть чуть ли не на бананы и ананасы. Потому что ну, что там играть? Ну, тебе повезло чуть больше, у тебя ребенок проговорился, что-то намекнул, мне повезло чуть меньше, у меня ребенок вообще такую чушь плел, в полной уверенности, что он рассказывает именно про секретаршу, а он ее с кем-то перепутал. Просто это такая форма игры, просто способ показать детей. Другая, «100 к 1» — это тоже, тут уж точно не надо быть очень умным, тут надо наоборот, потому что очень смешно: как только попадают умные люди, еще и без чувства юмора, фантастические вещи произносят. Вопрос: самая распространенная болезнь? Ну, мы же честно опрашиваем людей на улицах. Ну, ясно, на первом месте грипп, на втором ОРЗ, на третьем там Случайно этот вопрос, что мы никогда не делаем, всегда проверяем, тут кто-то просмотрел попадает медикам, и они полчаса возмущаются совершенно искренне что это у вас на табло нет ишемической болезни сердца, которая по данным здравоохранения за предыдущий год входит в пятерку самых распространенных на планете! А у вас ее нет! Понимаете?
С. БУНТМАН Ну, да, попасть на профессионала. А по каким критериям, по каким источникам эта самая распространенная болезнь?
С. ПЕХЛЕЦКИЙ 100 человек опрашивают, они сказали.
С. БУНТМАН Но напороться на профессионала, у которого свои источники, опросы, статистика, все научно. Это другая игра. Здесь есть несколько вопросов. Очень много вопросов куда делась игра Диброва «Народ против».
А. ГОЛУБОВСКИЙ Это к Диброву вопрос.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Ничего не случилось с этой игрой. Просто, насколько мне известно, шлифуется формат, как говорят телевизионщики, выбирается, может быть, другое место в сетке. И она, как уверяют в дирекции детского и развлекательного вещания ОРТ, должна вернуться. Думаю, что это произойдет в новом телесезоне, т.е. осенью.
С. БУНТМАН Семья Гриневичей пишет, что им показалось, что вы собираетесь закрыть «Свою игру» — самую интересную игру, собирающую такой культурный потенциал: «Наша семья не пропустила ни одной!»
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Бедные! Сколько же времени они у ТВ провели! Нет, ну, что значит — собираемся? Нет, мы не собираемся закрывать. Другое дело, что мы действительно думаем, а что дальше? Ну, выиграют этот 21 кг денег, это рано или поздно случится. Раскрою секрет это обязательно случится, просто мы чуть-чуть изменим правила. Если вот эта семерка, которая сейчас начинает, не выиграет, то в следующей семерке точно разыграем этот 21 кг денег. Правда, кому он достанется, это большой вопрос. И действительно надо думать, что дальше, за что будут играть, по какой формуле? Потому что у нас тоже не всегда играли так вот, семерка гроссмейстеров и т.д. Это просто как бы, не меняя игру, мы меняем чуть-чуть, оживляем подход к ней. То каждый за себя, то командой играют.
А. ГОЛУБОВСКИЙ И владельцы прав на эту игру допускают?
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Да, вот тут они нам разрешили, пошли на встречу. Мы им как бы доказали, что саму игру мы не тронули ни пальцем, все осталось, просто мы чуть сменили антураж.
С. БУНТМАН Таня из Екатеринбурга: «Любимое воспоминание из «100 к 1» — это ответ про самого знаменитого украинца. Большой процент ответивших был — Лукашенко»
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Это еще не самое. Мне обалденно нравится, например, самый знаменитый путешественник. Ну, ясно, на первом месте, там, Магеллан, Колумб, на втором, Кук, не знаю, а где-то на четвертом месте Робинзон Крузо. Путешественник, просидел всю жизнь на одном острове!
С. БУНТМАН Между прочим, это значит, что люди внимательно читали! А как он ехал потом через Россию? извините, всю Евразию проехал.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Хорошо, тогда вот это вот. Самое известное произведение Достоевского, ну, тоже там, тра-та-та «Вишневый сад». И совсем уже замечательно известный английский писатель. Ну, понятно, тут не обошлось Джек Лондон. Раз Лондон, значит, английский! Ну, так люди отвечают, поэтому мы оставляем этот ответ, если он вошел в шестерку самых
С. БУНТМАН Даже эти курьезы и нонсенсы здесь нормальны, потому что существует очень четкая рамка, четкий источник всего этого угадать, что говорят. «Каков критерий первичного отбора игроков? Может ли попасть в качестве игрока сотрудник другого канала в игру? Дарья»
С. ПЕХЛЕЦКИЙ В наши игры пожалуйста! У нас нет по полу, вероисповеданью и т.д. никаких препон. Единственное, что перед тем, как попасть, например, на «Свою игру», конечно, поиграете несколько раз без телесъемки. За теми же самыми столами, с такими же вопросами. Если и вы, и мы поймем, что действительно вы достойны со своим багажом знаний занять место, милости просим. Конечно, на «100 к 1» никто интеллектуально не проверяет, тут просто надо, чтобы
Д. ХИТАРОВ Вот Александр Гуревич честно и откровенно назвал «100 к 1» обормотским зрелищем.
С. БУНТМАН Но она имеет право на существование.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ — Абсолютно! Она не только имеет право, но и существует.
С. БУНТМАН Есть вещи, которые существуют, но не имеют полного права, может быть, на существование А «100 к 1» имеет, я так думаю.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Ну, спасибо, разрешили, хорошо! Будем продолжать.
С. БУНТМАН Изумительный вопрос: «Умоляю, скажите, 21 кг денег это сколько в денежном содержании в рублях или долларах? Сергей»
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Мы бы не стали придумывать этот приз, если бы все было так просто. Раз, и сказал. Никто не знает. Вот есть весы, на них лежат деньги, принесенные спонсором.
С. ПАРХОМЕНКО А в каких купюрах-то?
С. ПЕХЛЕЦКИЙ В разных, что самое интересное. И не только в отечественных. А вот когда выиграют, тогда спросим у тех, кто выиграл, сколько им там на брата досталось. Опять-таки, все честно.
С. БУНТМАН Михаил из Питера: «Не планируется ли возвращение блудного Вассермана?»
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Ну, как вам сказать? Я уже начал вроде бы тайны приоткрывать. Но это опять-таки проекты. Вот если не выиграет эта семерка, очень сильная семерка, которая сейчас играет, то потом мы, возможно, сделаем некую сборную всех времен и народов, которую будут и по Интернету голосовать, и сами игроки будут выбирать. И туда открыта дорога любому, в принципе, из тех, кто уже сыграл. Так что, возможно, он там окажется. Но это опять только проекты. Во-первых, этой команде еще играть и играть, это явно. Может быть, они выиграют, и на это просто все закончится? Вассерман у нас и до этого ведь играл. Просто вот эта удачная серия подряд
С. БУНТМАН Был вопрос, не было ли искушение продлить как можно дольше выигрышную серию Вассермана, потому что вроде бы рейтинг был хороший? Во всяком случае, все запоминали.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ А как? Поставлять ему игроков, у которых будет ноль в конце игры? Ну, игры не будет. Ни ему эта победа не доставит удовольствие, ни телезрителям. И они же тоже поймут, что подставили, ну, человек не ответил ни один вопрос, а у Вассермана, там, 22 тыс. Нет, этого не делалось. Просто, конечно, никто не знал, сколько он продержится, потому что опять таки, могу открыть секрет, съемки не 1-2 раза в неделю, и приходится снимать несколько игр, и соответственно, играть несколько игр подряд. Конечно, мы даем возможность отдышаться, поесть шоколад ему, без которого он не играет, но, в общем, конечно, это страшно сложно, например, 4 игры подряд в день отыграть. Потому что игра такая, где надо напрягаться каждую секунду. Надо за секунду принять решение, нажимать — не нажимать, отвечать не отвечать. Я, например, не могу играть в эту игру, зная ответ. Я проиграю Вассерману, даже зная все ответы!
С. БУНТМАН Тут не только знания, потому что есть какие-то, я бы сказал, свойства игрока. Это к тому же, что потенциально мы все у экранов ТВ спокойно в нашей обстановке с кофе гораздо все умнее, чем те, кто находится в состоянии стресса. Последний, может быть, вопрос. Очень часто говорят об играх, что они кого-то чему-то учат или наоборот, не учат. Т.е. о морально-воспитательном значении той или иной передачи, в том числе и игр. Слушатель пишет: «Игры типа «Форт Байярд» помогают людям научиться работать в команде, а игры типа «Слабое звено» настраивают людей друг против друга». Что вы об этом думаете?
А. ГОЛУБОВСКИЙ По моему глубокому убеждению, конечно же, игры, которые присутствуют на ТВ, ничему не учат. Другое дело, что они создают некоторую атмосферу вокруг чего-нибудь. Например, кстати, это связано, это в основном российское явление, и связано в основном с тем, как эти игры появились в России. Потому что «Что? Где? Когда?», вот эта самая большая гордость нашей игровой индустрии, появилась не как коммерческий инструмент, а все-таки это была такая зона некоторой свободы. Свободы высказывания, чистый жанр, азарт. И абсолютно не политическая, ничем не ангажированная кроме книжек игра. И в ней был определенный, вот говорили тогда, кстати, что главная аудитория этой игры это мамы девушек на выданье, которые смотрят на этих умных юношей и говорят, что посмотри, какой умный парень, а твой, что это такое?! И в этом смысле, да, безусловно. И кстати, Александр Гуревич говорил о том, что это резко подняло рамку вопросов в «Что? Где? Когда?», т.к. это был такой воспитательный момент. Это иным образом и формировало эту игровую культуру на российском ТВ. Но теперь это как бы совершенно коммерческая история, и например, в «Русской рулетке», главной гордости нашего игрового продюсирования, премьера мировая этой игры была именно, вот, и там можно выиграть миллион, даже не ответив на финальный вопрос. Если тебе повезло, и под тобой не открылся, ты неправильно ответил на вопрос, но под тобой не открылся этот люк, то тогда ты выигрываешь миллион и со своим незнанием обогащаешься. А в американском варианте, кстати, это невозможно, потому что там обязательно надо ответить на 6 последних вопросов. И если ты успеваешь сделать это до того, как к тебе подкрался этот люк, тогда ты выигрываешь миллион. Так что там этот номер не проходит. Но продюсеры ссылаются на то, что вот такой вот у нас менталитет, и вот эти правила больше подходят к нашей ситуации. Удача, везение, они должны помочь русскому человеку.
С. БУНТМАН Понятно, т.е. менталитет учитывается, а не воспитывают все равно ничему.
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Каждый из каждого берет что-то свое. Бокс, два человека молотят друг друга, один практически убивает, а потом получает золотую медаль. И никто этому не удивляется он же лучший, он олимпийский! А почему-то в «Слабом звене», буду защищать конкурентов как бы, это раздражает всех вот, он всех утопил и стал лучшим! Ребята, это смоделирована такая система, понимаете, и в ней можно стать очень плохим. Она жесткая, да, тебя там все время оскорбляют. Можно обидеться на всех, и уйти, и 90% так и делают. Но вчера, пожалуйста, игра явно самый сильный игрок, ну, в последнем раунде сыграл плохо, большой такой человек с бородой, и он очень корректно сказал, что да, видимо, они достойны друг друга, те, кто вышел, они были лучше меня. Еще одна ситуация, которая мне запомнилась, и запомнилось именно это, потому что гадости, которые говорят, они уйдут когда в спорной ситуации выбирает человек, у которого наибольший рейтинг. И вот он написал, скажем, Алексей должен уйти, и у него решается, последний раунд, ему играть. И ясно, что Алексея он высаживает, потому что он написал, что тот сильнее, чем женщина, которая остается. И когда у него спрашивают, он, держа эту табличку, говорит знаете, я смалодушничал, я действительно написал потому, что мне захотелось выиграть. Мне очень стыдно за этот поступок. И поэтому все-таки я изменяю свое решение, он имеет право это делать, и буду играть с сильным. И он играл именно с сильным и проиграл!
С. БУНТМАН Здорово!
С. ПЕХЛЕЦКИЙ И вот смотрите, в такой ситуации игра, которую все топчут ногами, как же так, вот они унижают, а что запоминается? Запоминается, что даже в такой ситуации можно остаться чистым, во фраке, благородным, добрым и хорошим. Поэтому не надо валить на обстоятельства. Да, ребята, вас в этой игре в такие обстоятельства пихают умышленно, но это от вас зависит, принять условия и быть таким как все, или остаться благородным. И ситуация во многих играх такая.
С. БУНТМАН Учить не учит, а выводы делают. Петр спрашивает: «Почему наше ТВ заимствует игры из других стран? Неужели своего ума не хватает?»
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Почему отвечаю быстро, потому что миллион таких звонков. Ситуация такова. Решение о том, выйдет программа в эфир или нет принимает некий теленачальник на каком-то канале. Очень часто это человек, который сам, ну, он не играми занимается, удивительно, если бы у него специализация была игры. Он за политику канала отвечает. Тем не менее, решение принимает он. И вот к нему прибегают 2 человека. Один такой сумасшедший с папочкой, говорит я придумал гениальную, во всем мире такого нет! Великолепно, это вас озолотит! А другой вынимает из портфеля кассету и говорит вот, посмотрите, это замечательная игра, она идет на Западе. Она уже вот с таким рейтингом, над ней уже поработали. Мало того, что этак кассета это лучшее из того, что за год прошло, там уже построены и декорации, и вышколены ведущие, и замечательные игроки. И после этого надо быть ненормальным подставить канал и понять, сказать я думаю, что мы все-таки рискнем и возьмем этого сумасшедшего с листочками бумаги.
С. БУНТМАН А может, стоит рискнуть?
С. ПЕХЛЕЦКИЙ Найдите мне такого начальника, я к нему прибегу, запишусь в очередь первый. Потому что вот такой толщины папка со сценариями лежит, и видимо, по гроб жизни, к сожалению, будет лежать, может быть. Потому что всегда есть разница между человеком
А. ГОЛУБОВСКИЙ Нет, опыты были ведь, и ваша компания пыталась запустить игры, которые были совершенно оригинальными. Например, «Добро пожаловать». И когда российская семья соревновалась с иностранной, «Большой вопрос». Иногда объясняют неудачи этих игр тем, что нет ни времени, ни денег, чтобы отшлифовать формат. Потому что все время во время игры возникают какие-то ситуации, из которых непонятно, как выйти. А там опыт, там любая ситуация игровая прописана в «библии».
С. БУНТМАН Но зато как бы было интересно, хоть и рисково! Безумно присутствовать при рождении формата. Как это было при рождении «Что? Где? Когда?». Сейчас я задам вопрос и скажу, какие призы вас ждут. 2 пары билетов на Первый московский международный фестиваль этнической музыки в Саду «Эрмитаж» 8 июня. И эти билеты предоставил продюсерский центр «Артфест». Это получат москвичи. А иногородние победители получат книги от издательства «Амфора», тоже 2 победителя. Итак, скажите, мировая премьера какой игры, придуманной и созданной в США, прошла в России? если вы внимательно читали и слушали, в с легкостью отправите это на 974-22-22 для «Эха Москвы». И через 5 минут я скажу победителей. Пожалуйста, Сережа!
С. ПАРХОМЕНКО Т.к. все это время я заглядываю через плечо Сергею Бунтману и вижу, что по пейджеру приходят вопросы, связанные с фандоринской игрой, скажу, что в 21-ом номере, в номере этой недели игра началась. И там опубликованы вопросы первого тура, первой недели. В следующем номере уже наконец будут первые ответы. А что касается довольно большого количества вопросов, которые я здесь вижу из разных городов, как организовать продажу «Еженедельного журнала» в вашем городе, то ответ тут простой. К сожалению, мы не можем организовать эту продажу, только вы можете ее сами организовать простейшим способом подойти к киоску и спросить журнал. Один раз его не будет, спросите второй, третий раз он там появится. Не существует такого киоскера, который не добился бы у себя появления журнала, если на него есть спрос. Или подписка, обычным способом в любом отделении связи.
С. БУНТМАН Спасибо! Сегодня нашими гостями были Анатолий Голубовский, постоянный автор «Еженедельного журнала», Сергей Пехлецкий, продюсер программ «Своя игра», «Сто к одному», «Два рояля», «Устами младенца»,

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире