11 мая 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Яна Чурикова -ведущая программы «Объектив» на ОРТ.
Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА И прямиком из телевизора (из какого, это вопрос), к нам пришла сегодня в гости Яна Чурикова. Здравствуйте, Яночка.
Я. ЧУРИКОВА Здравствуйте, несомненно, что из цветного.
К. ЛАРИНА Из цветного, слава тебе, господи, не из прошлого. У кого была программа, у Новоженова, «Старый телевизор»?
Я. ЧУРИКОВА Не дай бог из «Старого телевизора».
К. ЛАРИНА Не дай бог дожить до того времени, когда тебя позовут гостем в программу «Старый телевизор». Яна Чурикова у нас из абсолютно нового телевизора, MTV это все-таки родная земля для Яны. Я просто напомню, что Яна Чурикова, прежде всего, ассоциируется с программой «12 злобных зрителей», которую Яна очень долго вела на канале MTV, потом передала это в большие мужские руки… как зовут, Аполлонов-Григорьев?
Я. ЧУРИКОВА Григорьев-Аполлонов, я попрошу. Андрюша.
К. ЛАРИНА Андрюша, рыженький, но недолго он продержался на этом месте.
Я. ЧУРИКОВА Еще до июня.
К. ЛАРИНА Что-то программе не везет. Зря Вы ее бросили.
Я. ЧУРИКОВА Я ее все равно трогательно люблю, и 2,5 года жизни, которые я провела в этой программе, меня очень многому научили. Поэтому это мой университет своего рода.
К. ЛАРИНА Давайте начнем с творческих планов, поменяем местами начало и конец программы.
Я. ЧУРИКОВА Хороший художественный прием.
К. ЛАРИНА Поскольку мы сегодня заявили, что Вы у нас будете вести новую программу на канале ОРТ под названием «Объектив». Что это такое? Немножечко об этом скажите.
Я. ЧУРИКОВА «Объектив» просто такое название, доступное, короткое, хлесткое, емкое.
К. ЛАРИНА Фотографическое что-то.
Я. ЧУРИКОВА И фотографическое, и логическое, и философское, потому что «объектив» сразу рождает в памяти объективность, объективизм. Хотя понятно, что объективность чистая недостижима, мы просто пытаемся в этой программе взять какое-нибудь событие или явление жизни и рассмотреть его сразу с многих сторон, с многих углов зрения. Самая первая программа будет посвящена такому явлению, как тюнинг.
К. ЛАРИНА Это что такое?
Я. ЧУРИКОВА Слово заимствованное, как, впрочем, и понятие. Потому что тюнинг родился в автомобильной среде, когда, например, человек покупает базовую модель какого-то автомобиля, но ему недостаточно того, что в этом автомобиле есть, она же средняя. И он пытается каким-то образом довести ее до нужной ему кондиции, подстроить под себя.
К. ЛАРИНА Этот процесс называется тюнингом?
Я. ЧУРИКОВА Да. То есть «оттюнинговать», такой неологизм сомнительный, но в принципе правильный, означает просто подгонку какого-то технического средства под свои вкусы.
К. ЛАРИНА То есть каждая программа посвящается какой-то одной теме?
Я. ЧУРИКОВА Да, и мы ее рассматриваем. Тюнинг, например, понятие, которое родилось в автомобильной среде, мы трансформируем. Тем более, что оно и само уже трансформировалось, без нашей помощи. Например, тюнинг самого себя, как можно себя довести до совершенства, апгрейдить (опять же сленг компьютерно-молодежный). Как можно, например, оттюнинговать одежду, что еще можно оттюнинговать. Вот так пытаемся преломить.
К. ЛАРИНА То есть, там разброс тем не ограничен?
Я. ЧУРИКОВА Абсолютно не ограничен ничем. Просто берется явление, абсолютно из любой области, из будущего, прошлого, настоящего, из жизни, из того, что может быть интересным.
К. ЛАРИНА Как часто, и когда премьера?
Я. ЧУРИКОВА 15:40 ОРТ, каждый четверг.
К. ЛАРИНА Сейчас в четверг будет?
Я. ЧУРИКОВА 16-го должно быть.
К. ЛАРИНА Уже премьера?
Я. ЧУРИКОВА Да.
К. ЛАРИНА А что мы будем делать с MTV?
Я. ЧУРИКОВА Поскольку это моя альма-матер все-таки, я считаю, и очень много лет было ему отдано, наверное, это звучит высоко, патетически…
К. ЛАРИНА А сколько лет, Ян?
Я. ЧУРИКОВА Много. С 98 года я на MTV, и при этом я там всегда работала сразу по многим специальностям. Я пришла туда как редактор, потом стала ведущей, не оставляя редакторскую работу на других проектах. Потом редакторская часть моей личности переросла в продюсерскую плавно, и при этом я не переставала быть ведущей. Когда у меня были «12 злобных зрителей», я параллельно продюсировала программы. И, если бы, например, что-то у меня отняли, мне бы этого было недостаточно, для того, чтобы чувствовать себя счастливой. Тем более, что я не думаю, что где-то еще я смогла бы научиться азам профессии, как продюсерской, так и профессии ведущего. На MTV мне это делать позволяли, и на какие-то мои первоначальные ошибки не обращали внимания, как-то так я набиралась опыта очень долгое время и там, и там. И, наверное, уход из «12 злобных зрителей» и тот опыт, который мне был дан в процессе работы над этой программой в качестве ведущей, кому-то понадобился. В данном случае это оказалось ОРТ.
К. ЛАРИНА Скажите, а когда заканчивали свою работу над программой «12 злобных зрителей», это было Ваше решение, или все-таки нет?
Я. ЧУРИКОВА Программа уже 2,5 года существовала на тот момент.
К. ЛАРИНА Это очень мало, по сравнению с «Полем чудес».
Я. ЧУРИКОВА Да, или, например, с «Клубом путешественников» если сравнивать, то это, конечно, секунда. Но, вообще, на молодежном телевидении, на телевидении музыкальном время по-другому идет. Оно спрессовано в какие-то странные куски, и тут 2,5 года это действительно много. Тем более, что программа как-то стала шире, чем нужно каналу. Потому что мы пытаемся воздействовать на какие-то определенные пласты аудитории, а программа «12 злобных зрителей» пытается охватить сразу все. Может быть, как-то и поэтому в июне надо прекратить свое существование.
К. ЛАРИНА Там какие-нибудь Вам проекты предлагаются, на MTV в качестве ведущей, или пока еще неизвестно?
Я. ЧУРИКОВА Нет, я не хотела бы уже появляться в качестве ведущей на MTV, но я определенно хотела бы работать там в качестве продюсера и в качестве начальника… сейчас скажу, как это точно называется. По-английски это называется «дивижн», по-русски «подразделение». Да, подразделение по производству российских программ. Мне выдали подразделение, и мне нужно там «разруливать».
К. ЛАРИНА Закадровая деятельность Вас не пугает?
Я. ЧУРИКОВА Она меня очень привлекает, потому что она включает в себя руководство чужой кадровой деятельностью. А поскольку я была в кадре, я знаю, что нужно от режиссера. Я была редактором, я знаю, что нужно от редактора. И я в принципе знаю, что нужно от режиссера, потому что долгое время делала программу «Большое кино» как режиссер, сама сидела на кнопках и монтировала. Поэтому мне легко понять, что нужно от каждого в процессе производства программы. Поэтому теперь, когда у меня есть мой маленький «дивизиончик», подразделение, мне там ясно, что мне нужно от людей.
К. ЛАРИНА Скажите, а Вы мечтали о журналистской профессии в детстве?
Я. ЧУРИКОВА Конечно. Но в детстве мне сначала хотелось быть сразу всеми. Представители каждой профессии, с которыми я сталкивалась в детстве, безумно меня привлекали. Особенно весь этот антураж, который сопутствует любой профессии. Даже докторская профессия в свое время меня очень привлекла, потому что у них всех белые халаты, они все такие статные, важные, серьезные, с очочками. Мне хотелось быть доктором, правда, недолго, до первого посещения стоматологического кабинета. А потом уже начались другие мечты, например, палеоботаника, зоология, потом какие-то музыкальные амбиции у меня тоже были. И все это как-то накапливалось, кристаллизовывалось, и потом я поняла, что все это я смогу попробовать только в журналистике. И лет в 13 я уже созрела окончательно для того, чтобы выбирать себе журналистскую дорогу.
И выбрала, пошла в газету «Глагол», которой я и сейчас желаю всего самого хорошего. Это была независимая от взрослых газета подростков, такая альтернатива «Пионерской правде», потому что туда приходили те, кто хотел писать, подростки, и их там обучили азам журналистского труда. И поскольку нигде больше мы, дети, не могли этого увидеть, понять и воспринять, «Глагол» стал такой Меккой своего рода для пишущих, ищущих молодых людей и девушек. И, кстати говоря, оттуда, из «Глагола», сейчас я вам могу назвать молодых людей, которые сделали неплохие карьеры уже для своего возраста. Например, это Мария Кувшинова из «Известий». Григорий Пунанов был даже главным редактором «Глагола», сейчас он тоже в «Известиях». Ксения Веретенникова, те же «Известия». И я, когда встречаю их имена на страницах периодической печати, я очень радуюсь, очень рада за них. Мунипов Алексей опять же, неплохой музыкальный журналист.
К. ЛАРИНА Известные имена. Скажите, пожалуйста, Яна, а можно ли канал MTV назвать тоже своего рода тренировочной площадкой для более высокого полета?
Я. ЧУРИКОВА Я не сказала бы, что MTV это низкий полет относительно каких-то общенациональных каналов. Потому что у MTV есть определенная ниша. Конечно, это не общезначимый на национальном уровне канал, потому что люди старшего возраста, которых в стране большинство, по демографическим подсчетам, определенно не будут смотреть MTV.
К. ЛАРИНА Конечно. Возрастные ограничения очень четкие.
Я. ЧУРИКОВА Четкие, 11-34. Это наши люди, наша аудитория, наша ниша, в которой мы работаем. Но поскольку MTV это общемировая сеть, представленная более чем в 18 регионах мира, а регионы еще подразделяются на страны, то есть локальное деление MTV, которое еще подразделяется внутри себя на какие-то более мелкие. И все это, не могу сказать, что управляется из США, это было бы неправильно.
К. ЛАРИНА Из Пентагона.
Я. ЧУРИКОВА Да-да, MTV это зомбирование американцами нашего российского неиспорченного слуха. Нет, ничего подобного. Несмотря на то, что антиглобалисты очень не любят наш канал и считают его, как «Макдональдс» (это не реклама, это всего-навсего понятие), просто форпостом мирового глобализма, с которым нужно бороться, который нужно давить в зародыше, чтобы вернуться опять к первобытнообщинному труду, чтобы все было хорошо у нас, у естественных людей, MTV очень неплохая возможность для того, чтобы влиться в мировое коммуникационное пространство. И для России появление MTV в 98 году, на мой взгляд, как раз и было такой возможностью. И за то небольшое время, которое у нас в стране вещает MTV, наши подростки, которые росли вместе с каналом, стали лучше понимать своих зарубежных сверстников. То, за что боролась пионерская организация годами, мы сделали за 2 года.
К. ЛАРИНА Скажите, а Вы общались (общаетесь) с Вашими коллегами из других стран, каналов MTV?
Я. ЧУРИКОВА Конечно.
К. ЛАРИНА И как, есть какая-то разница в восприятии мира и аудитории?
Я. ЧУРИКОВА Разница, видимо, обусловлена какими-то национальными особенностями. Но я могу сказать, что нас точно объединяет. Когда эмтивишники разных стран общаются друг с другом, видно, что у них глаза горят музыкой, тем, что больше чем национальные различия, музыкой, это то, что близко нам всем. И это люди совершенно сумасшедшие, это определенно. Они работают, они делают программы, и такого остервенелого телевидения я нигде не встречала, потому что здесь структура эта не довлеет, а довлеет идея глобального общения для всех людей, совершенно независимо от цвета кожи, от расовой принадлежности, от религиозной. Это что-то хорошее, безусловно, позитивное. Так я воспринимаю идею MTV, и для меня большая честь работать в такой корпорации, которая ничего, кроме хорошего, не приносит. MTV это некий минимум для общения, на основании которого ты можешь надстраивать что-то свое. Это некое поле, из которого можно черпать, и при этом все равно проявлять свою индивидуальность.
К. ЛАРИНА А что делают ведущие MTV, когда по возрастным причинам вынуждены из кадра уходить? Дальше что происходит? Это как в спорте, да?
Я. ЧУРИКОВА Да, на тренерскую работу, почесывая подагру. Нет. Конечно, вырастают люди из эмтивишного кадра, это определенно. И обусловлено это не только возрастными причинами, но, наверное, еще и внутренними. Взросление, скорее, происходит изнутри.
К. ЛАРИНА И амбициями, в конце концов, какими-то.
Я. ЧУРИКОВА Опять же, да. История мирового MTV, которое, кстати, с 1981 года уже вещает, знает множество примеров ухода ведущих на продюсерскую работу (не могу сказать, что это мой случай, потому что я была параллельно продюсером и ведущей), ухода людей из кадра на редакторскую работу, на какие-то смежные телевизионные профессии, потому что бывшему ведущему легко понять, что нужно ведущему настоящему для того, чтобы комфортно чувствовать себя в кадре. Люди из MTV уходили в какие-то смежные газетный бизнес, радиобизнес, в качестве ведущих эфира или продюсеров эфира. В Америке легче, потому что там у них существует «Вейч 1».
К. ЛАРИНА Я его смотрю, кстати, с удовольствием.
Я. ЧУРИКОВА «Вейч 1» это канал для тех, кто вырос из MTV.
К. ЛАРИНА Кому за 30.
Я. ЧУРИКОВА Для тех, кто сначала вырос с MTV, он так и задумывался, а потом для тех, кто вырос из MTV. И поэтому компания «Виаком», которая владеет обоими каналами, в принципе, охватывает большую аудиторию, чем мы здесь, в России. У нас же нет «Вейч 1».
К. ЛАРИНА Вот Вам задача как продюсеру в перспективе, пожалуйста.
Я. ЧУРИКОВА «Спродюсируйте-ка нам «Вейч 1».
К. ЛАРИНА Да. А то что же это такое, мы живем…
Я. ЧУРИКОВА А Вы знаете, кто у нас будет на «Вейч 1» крутиться?
К. ЛАРИНА Кто?
Я. ЧУРИКОВА Наверное, Людмила Зыкина, например.
К. ЛАРИНА Почему? Нет, это уж совсем. Это «плюсквамперфект» получается. Нет, давайте уж мы выберем что-нибудь поближе к сегодняшнему дню.
Я. ЧУРИКОВА «Зову тебя Россиею» (поет).
К. ЛАРИНА А что сегодня можно на такой канал поместить в России, из российской музыки?
Я. ЧУРИКОВА У нас есть целый пласт исполнителей, которые не охвачены нами, потому что исполнители эти уже не могут работать для молодежной аудитории.
К. ЛАРИНА Конечно.
Я. ЧУРИКОВА Их много, они на нас обижаются постоянно, когда мы говорим: «вы понимаете, наша молодежь вас не слушает» «как же не слушает?»
К. ЛАРИНА Андрея Макаревича все воспринимают, ваша аудитория, как повара из «Смака», это уже старая шутка, потому что никто уже не помнит, что он когда-то пел.
Я. ЧУРИКОВА Да я боюсь, что уже и взрослая аудитория-то не помнит, как он поет.
К. ЛАРИНА Не будем обижать Макаревича, я даже сейчас специально поставлю «Машину времени» в конце нашей встречи.
Я. ЧУРИКОВА А мы ему подпоем.

К. ЛАРИНА Напомню, что в гостях у нас сегодня Яна Чурикова, которая пожаловала к нам с MTV по дороге на ОРТ. Так мы представим нашу гостью. На пейджере народ, конечно же, бросился на защиту Андрея Макаревича.
Я. ЧУРИКОВА У-у-ух, замордовали.
К. ЛАРИНА Естественно. Ну, что там говорить, это «наше все».
Я. ЧУРИКОВА «Наше все» это Пушкин, товарищи, не путайте.
К. ЛАРИНА Продолжаю разговор все-таки о тех, кому за 30. У вас же есть хорошая программа, которая мне очень нравится. Она не так давно появилась, называется «Живаго».
Я. ЧУРИКОВА Это «Муз-ТВ».
К. ЛАРИНА Нет. Как же называется, где концерты показывают?
Я. ЧУРИКОВА А, «Концертный зал»-то?
К. ЛАРИНА Да. Как зовут молодого человека? Такой беленький, ведет передачу? У которого бывают ветераны, которые рассказывают про группу «Queen», про Эрика Клэптона, про Харриса.
Я. ЧУРИКОВА Вася Стрельников, что ли? Нет, у нас были спецпроекты «Итак, 80-е». Может быть, попали на один из них.
К. ЛАРИНА Да, наверное. Здесь, кстати, Вас укоряют: «Почему концерт «Queen» не показать?»
Я. ЧУРИКОВА Концерт «Queen» это то, что я бы смотрела половину своего рабочего дня. Потому что «Queen» это группа, на которой я выросла, на которой меня папочка воспитывал. Одна из групп, вернее. А еще бы «Led Zeppelin», «Uriah Heep», еще бы…
К. ЛАРИНА У нас тут есть слушатель и зритель, которому уже 70, Виктор Иванович. Он спрашивает Вас: «Как Вы относитесь к программам типа «Буравчик», «Тихий час» и «Щит»? Некоторые из этих программ мне лично нравятся. Между прочим, мне уже 70».
Я. ЧУРИКОВА Я рукоплещу, Виктор Иванович, Вам, браво, отлично. Эти программы это развлекательное телевидение, каким его представляем мы. И поскольку это смешно, весело и забавно, я очень рада, что Вам этот юмор тоже близок. Ура!
К. ЛАРИНА «Почему прошлогодний фестиваль MTV в Сочи был похож на большой колхоз?» спрашивает Артем из г. Ижевска.
Я. ЧУРИКОВА Ой, Артем, Вы герой, если Вы из Ижевска туда добрались, потому что там было жутко жарко, (это особенность, скорее, не MTV, а сочинского климата), там было очень много народу, и я думала, что где-то там я и встречу свой последний час, потому что это действительно было физически очень сложно. Еще было очень много артистов, и было это целый день, с 11 утра до глубочайшей ночи. Это был, не скажу что первый, потому что первым опытом «оупен эйра» у нас был фестиваль на Васильевском спуске в Москве, но это был первый большой масштабный выездной «оупен эйр». И с моей бэкстейджевой точки зрения это было очень плотно, нервно и жестко. Я благодарна всем, кто доехал на » MTV без крыши" в прошлом году со всех буквально городов нашей страны.
К. ЛАРИНА Это каждый год происходит?
Я. ЧУРИКОВА В прошлом году был такой первый опыт. Мы надеемся, что в этом году у нас получится также масштабно и тоже где-то на Черноморском побережье, в Краснодарском крае. Пока еще неизвестно точно, какой это город будет, но мы попытаемся и в этом году сделать что-то большое и хорошее, учтем ошибки прошлого года.
К. ЛАРИНА «Яна, Вы супер, Ваша программа «Большое кино» одна из самых лучших на эту тему. Какие программы о кино нравятся Вам?» спрашивает Олег Зиновьев.
Я. ЧУРИКОВА Я смотрю о кино практически все, что у нас есть на телевидении, потому что это моя работа, и мне нужно сравнивать свою деятельность с деятельностью других людей. Мне очень нравится Тодоровский-младший в роли киноведущего. Он же режиссер, он точно знает, как это, каково это, быть внутри индустрии. Я журналист, я могу рассказывать обо всем, будучи над схваткой, без всяких предпочтений. А Тодоровский, поскольку режиссер и профессионал, смотрит на это немножечко по-другому. Этим программа и интересна. Потому что, если уж перед ним сидит кто-то актер, сценарист, режиссер такой же, как и он его разговор с этим человеком не журналистский, а режиссерский, как коллега к коллеге. Поэтому программа имеет определенный свой нерв, и мне интересно.
К. ЛАРИНА «Яна, по какому принципу отбираются клипы для показа на MTV? Почему клипы, занявшие первые места в танцевальных чартах других стран, вообще не показываются на MTV?» спрашивает Катя.
Я. ЧУРИКОВА У нас есть политика деления музыки по нишам. Если Вы говорите сейчас о танцевальном чарте, у нас есть некий кусок времени, который отдан под танцевальную музыку. И, безусловно, внутри него мы показываем и эти клипы. Другое дело, что понятие «ротация», которая занимает собой весь день, это клипы, которые идут 24 часа в сутки…
К. ЛАРИНА Повторяются?
Я. ЧУРИКОВА Да. Они, кроме того, что («ротатио» означает повторение) есть основное наполнение канала. Такой середняк, среднее настроение, средней положительности настроение, которое мы пытаемся транслировать весь день. А специальная музыка имеет свои такие маленькие нишки, и внутри них предлагаю искать все, что интересует вас: танцевальное, что-нибудь независимое, альтернативное, электронное.
К. ЛАРИНА Экстремальное.
Я. ЧУРИКОВА Кстати, экстремальное в последнее время стало просто популярным. Поэтому сейчас можно экстремальную музыку легко встретить в основной ротации канала, нежели в специальных программах. Хотя есть программа «Видеоактив», в которой сама гиперэкстремальная музыка, которая в ротацию не может быть поставлена по причине своей излишней экстремальности. Там такую музыку можно встретить.
К. ЛАРИНА «Вопрос Яне. Какую долю Вашего успеха Вы отдаете маме с папой, а какую долю себе?» спрашивает Вениамин.
Я. ЧУРИКОВА Хороший вопрос, Вениамин. Мама это человек, который, видимо, повлиял на меня очень сильно, скажем так, в моем мироощущении и в отношении к себе как к постоянно неоконченной личности. Мама заложила в меня в детстве манеру надстраивать себя заново каждый день. Мама мне это привила, и без нее я, наверное, этому бы не научилась. Я просто сейчас, ретроспективно анализируя мамины методы воспитания, тот материал, которым она пыталась меня окружить, из которого она хотела бы, чтобы я состояла, я поняла, что она пыталась мне привить и привила, я надеюсь, манеру строить себя. Это основная мамина заслуга, кроме того, что я ее просто очень люблю. Мама, спасибо тебе!
К. ЛАРИНА Вы москвичка?
Я. ЧУРИКОВА Я москвичка.
К. ЛАРИНА Это что-нибудь объясняет в Вашем характере?
Я. ЧУРИКОВА Нет, ничего не объясняет. Я как раз столкнулась с тем, что большинство москвичей, которые меня окружают, и которые именно позиционируют себя как москвичи, гордятся этим, во-первых, это звучит немножко патологически, когда люди бравируют своим происхождением: «Я москвич!» Я встречалась с тем, что люди не из Москвы гораздо более настойчивы в достижении цели, нежели москвичи.
К. ЛАРИНА Вот это правда.
Я. ЧУРИКОВА И это правда, и это обусловлено некоторыми понятными причинами. И это то, чему стоило бы москвичам поучиться. Я не могу сказать, что я не настойчива в достижении цели. Это, видимо, объясняется моим внутренним космополитизмом.
К. ЛАРИНА Пропустите вперед, если будет кто-то рядом активно работать локтями?
Я. ЧУРИКОВА Все ситуативно, все зависит от ситуации. Не знаю.
К. ЛАРИНА Или будете сами отпихивать?
Я. ЧУРИКОВА В зависимости оттого, что мне будет нужно в тот момент.
К. ЛАРИНА Были такие моменты, когда Вам необходимо было решить, отойти в сторону или все-таки «добить до конца»?
Я. ЧУРИКОВА Я не могу сказать, что эти моменты сопровождались каким-то аморальным выбором для меня, чтобы я совершала какой-то поступок, за который бы мне потом было стыдно. Нет, такого не было.
К. ЛАРИНА То есть силы характера хватает, для того чтобы закончить начатое?
Я. ЧУРИКОВА Если не заканчивать начатое, то не стоит, наверное, и начинать.
К. ЛАРИНА Кто же это знает? Когда начинаешь, кажется, что закончишь. А потом вдруг понимаешь, что «эх, черт…»
«Ян, у Вас не было желания поучиться на кинорежиссера?» спрашивает Игорь.
Я. ЧУРИКОВА Игорь, честное слово, когда мне приходилось сидеть на монтаже, у меня было жгучее желание пойти и срочно поучиться на режиссера. Потому что некоторые профессиональные моменты, безусловно, тогда, когда обучают режиссерской профессии, дают. А мне приходилось все вспоминать из фильмов, высматривать из передач, как-то все это собственными глазами видеть, потом пытаться осмыслить и воплотить. Конечно, легче научиться профессии, когда кто-то тебя этому учит, нежели самому, из опыта. Но все равно закреплять это нужно в опыте. Поэтому учиться на режиссера это мысль, которая меня до сих пор не оставляет, кстати.
К. ЛАРИНА Еще вопрос от Людмилы Львовны. «Если я не воспринимаю из Шнитке, я считаю, что я просто плохо музыкально образована. Почему Вы считаете, что молодежь не нужно образовывать, а нужно к ним приспосабливаться?»
Я. ЧУРИКОВА Я не считаю, что нужно приспосабливаться к молодежи. И как раз задачу телевидения я вижу, (может быть, это не позиция MTV, чья-то еще, это моя личная позиция), я считаю, что телевидение не должно ни под кого подстраиваться, даже несмотря на рейтинг, который, не могу сказать, что является показателем успешной приспосабливаемости к чьему бы то ни было вкусу, в данном случае к зрительскому. Я считаю, что нужно искать некий баланс, при котором человеку, который делает телевидение, будет не стыдно за то, что он делает, и чтобы ему самому не казалось, что он идет на поводу у аудитории. Этот баланс всегда было очень сложно найти. И, может быть, программы, которые имеют самый большой рейтинг, отличаются тем, что они не идут на поводу у вкусов, они не работают на потребу телезрителю, они сообщают ему как раз что-то новое, что еще не было ему знакомо, чтобы жизненный мир этого телезрителя как-то расширился. Может быть, это и есть критерий успешной телевизионной работы. Здесь нет такой бинарной оппозиции жесткой: «или я иду на поводу, или я в заоблачных высотах делаю что-то свое, сугубо элитарное». Элитарного на телевидении не получится по определению, потому что это вещь массовая. И некоторые телекритики как раз, видимо, хотят сообщить телевидению эту элитарную конатацию, пытаются заставить его показывать фильмы Антониони в прайм-тайм. Ну, не может себе телевидение этого позволить, тоже. Так что здесь есть масса условий.
К. ЛАРИНА Подождите, это разговор серьезный.
Я. ЧУРИКОВА Да, это совершенно серьезный разговор.
К. ЛАРИНА Потому что здесь все-таки должна быть золотая середина. Тоже до уровня табуретки опускаться нельзя.
Я. ЧУРИКОВА Я к этому и призываю, чтобы была золотая середина.
К. ЛАРИНА Народ что, всегда прав? Скажите. Уж Вы-то не будете говорить, что народ всегда прав.
Я. ЧУРИКОВА Я ж не сказала, что я иду на поводу, и не сказала, что я пытаюсь быть сугубо элитарной. У телевидения есть те же самые 24 часа времени суток, которые нужно грамотно распределить, так, чтобы эфир в целом не казался одноплановым, что ли. Чтобы не было такого впечатления, что канал идет на поводу, или наоборот, что канал совсем сошел с ума и показывает то, что никто смотреть не будет. Можно всегда находить некую не прямую, а очень извилистую линию, которая и будет являться правильной.
К. ЛАРИНА Тем не менее, канал MTV, как мы с вами уже сообщили лишний раз нашим слушателям, это действительно сеть по всему миру. И форма понятная, схема понятная, там можно сажать кого угодно, потому что схема уже разработана, как он строится, его вещание. Если можно сформулировать, в чем особенности именно российского MTV, что здесь необходимо учитывать, когда вы разговариваете с аудиторией, которая живет в России?
Я. ЧУРИКОВА Да, эта проблема как раз заботила высшее эмтивишное руководство, которое как раз и ставит своей задачей в каждом конкретном регионе делать не просто MTV, а MTV для людей, которые живут здесь, и чтобы это MTV было близко в первую очередь им. И совершенно необязательно, чтобы человек, из Америки приехавший, включил «MTV-Россия» и сказал: «Вау!» Поэтому грамотная политика, которая идет из Штатов по поводу адаптации для каждой конкретной аудитории идеи MTV, о которой я говорила, глобально-коммуникативной, но наше MTV это действительно российское MTV. И когда мы запускали канал, задача перед нами стояла как раз такая: сделать MTV для русских, которое делается россиянами для россиян, и этот канал российский. Мне кажется, что нам это удалось, потому что некоторые вещи, которые у нас на канале есть, будут смотреться глупо на «MTV-Индия». И, наоборот, некоторые вещи " MTV-Индия" в нашем контексте смотрелись бы просто, как «Зита и Гита -2002». У них там, кстати, потрясающий канал. Его включаешь… «MTV-Индия» это просто любимейший релиз вообще всех наших сотрудников. Потому что там 24 часа в сутки последователи Раджа Капура, правда, в современном своем варианте. Это просто потрясающе. Индустрия «Болливуда» плюс идея MTV это " MTV-Индия", это просто очень вкусно. «MTV-Бразилия» имеет свои особенности. «MTV-Япония», которое сначала вещало, потом закрылось, потом опять начали вещать, это тоже MTV, но японское.
К. ЛАРИНА Такие пуритане. Для них это, наверное, вообще сложно, такой освоить канал.
Я. ЧУРИКОВА Что Вы, нет. Японцы вообще отличаются тем, что любую европейскую идею трансформируют через свое японское сознание, восточное, созерцательно-образное. Они его превращают в нечто совершенно, может быть, противоположное тому, в каких условиях эта идея зарождалась. Например, рокабилли. Никогда не видели японских рокабильщиков?
К. ЛАРИНА Нет.
Я. ЧУРИКОВА Это совершенно отлично. Это американское рокабилли, возведенное в такую степень, что это некое совершенно отдельно культурное явление. Так, я думаю, произойдет когда-нибудь и с «MTV-Японией».
К. ЛАРИНА А «Бивис и Баттхед»?
Я. ЧУРИКОВА Мы их так давно уже не показываем, а нас все еще ими попрекают.
К. ЛАРИНА Конечно, будут попрекать всю жизнь.
Я. ЧУРИКОВА Хотя я склонна их защищать в данном случае.
К. ЛАРИНА Ну-ка, защитите.
Я. ЧУРИКОВА Мне так часто приходилось это делать.
К. ЛАРИНА Давайте еще разочек.
Я. ЧУРИКОВА Еще раз не лень совершенно. Потому что Бивис и Баттхед это такие иконы тупости. Они совершенно плоские, они даже прорисованы плоско. Сидят такие два одномерных существа, и сложно ожидать от них чего-то выдающегося. Это квинтэссенция дебилизма, которая совершенно в любой момент жизни может нам встретиться, которая есть внутри нас, с которой нам иногда приходится бороться. Все эти словечки, которые засоряют язык, но которые в нем присутствуют. На самом деле, Бивис и Баттхед для миллионов подростков, для которых они стали культовыми персонажами в свое время, не были для них кумирами, на которых они хотели быть похожими. Это были два персонажа, глядя на которых, можно было почувствовать себя лучше их, просто совершенно определенно. «Они же полные дебилы, я же лучше!» И на основании этого почувствовать себя состоявшимся в жизни хоть на сколько-нибудь.
К. ЛАРИНА Даже воспитательное значение?
Я. ЧУРИКОВА Абсолютно, и избавиться от своих комплексов немножко, подростковых. В этом смысле я считаю, «Бивис и Баттхед» это просто панацея такая, через которую обязательно нужно пройти, которая должна быть, и которую можно легко забыть. И потом вспоминать: «Господи, это же нам нравилось! Мама моя, как мы выросли с тех пор!» В этом положительная роль «Бивиса и Баттхеда».
К. ЛАРИНА Ян, очень хочу, чтобы Вы что-нибудь сказали про сегодняшних подростков, поскольку Вы их наверняка уже узнали очень хорошо. Что это, вообще, за народ такой? Причем не только московские. И вообще, насколько отличаются тинэйджеры московские от тех, которые смотрят вас в других городах России?
Я. ЧУРИКОВА Я думаю, мы сильно поспособствовали стиранию этих различий, кстати, за годы нашего вещания. Я с радостью поездила по стране 2 года, у нас были региональные акции, и я очень много где была. От Владивостока до Калининграда, до тех же Сочи, в Новосибирске, в Красноярске, в Екатеринбурге, в городах поменьше. И куда бы я не приезжала, меня не покидало положительное ощущение того, что наша молодежь, как это ни патетически высоко (может быть, отвратительно патетически) звучит, я вижу за ней огромное будущее. Потому что они, по сравнению со мной подростковой, очень сильно акселерированы. Они быстрее, плотнее живут, у них ощущение, восприятие информации другое. Они способны принять больший объем в себя, обработать его, и на основании него сделать какие-то выводы. Тем более, MTV способствует тому, чтобы их информационное поле расширялось, чтобы у них было больше различных выборов, больше ситуаций, в которых им предстоит сделать выбор, чтобы нести за это ответственность. Они, таким образом, взрослеть начинают гораздо раньше. И я считаю, что можно, наверное, говорить о патриотизме здесь. Когда я смотрю на них, когда я смотрю в их глаза, я понимаю, что у нашей страны все замечательно. Потому что у нас потрясающая молодежь, с точки зрения силы какой-то национальной, я считаю, что есть некое общее начало, которое нас объединяет.
К. ЛАРИНА А наркотики?
Я. ЧУРИКОВА Наркотики это какая-то контр-идея, и, наверное, это было более актуально в начале 90-х.
К. ЛАРИНА Сейчас нет?
Я. ЧУРИКОВА Вы знаете, я не сталкивалась с этим. Хотя я знаю, что проблема остра, что она существует. Но я знаю людей, которые прошли через это, сами смогли отказаться от этого. Потому что жизнь им предоставила гораздо больше выбора, нежели просто уйти от реальности посредством употребления наркотика. И чем больше выборов у молодых людей будет сегодня, тем меньше вероятность того, что они обратятся к такому простому тупому способу ухода.
К. ЛАРИНА Есть еще одно качество. Наверное, трудно целиком на все молодое поколение распространять какое-нибудь качество характера, но, тем не менее, можно, наверное, говорить о некой агрессивности. Кстати, сами сказали про экстремальную музыку, которая сейчас стала популярной, стала поп-музыкой. С чем Вы это связываете?
Я. ЧУРИКОВА Я думаю, это некий способ безобидно для общества вылить свою агрессивность, просто выплеснуть ее. Пусть лучше она в музыку выливается. Именно поэтому, наверное, она стала популярной. Таким образом, я думаю, мы как-то пройдем этот этап.
К. ЛАРИНА Но Вы их никогда не боялись? Куда-нибудь приезжаете, идете по улице, Вас обступает толпа подростков. Вам не страшно?
Я. ЧУРИКОВА Вы знаете, я по улице хожу совершенно спокойно. Я езжу в метро, и никогда у меня не было каких-то ситуаций, в которых я должна была бы бояться.
К. ЛАРИНА Я бы их боялась. Мне кажется, они опасные люди.
Я. ЧУРИКОВА Понимаете, это, наверное, просто «отцы и дети».
К. ЛАРИНА Не знаю. Это даже не зависит от жизни, которая изменилась, стала совсем другой, потому что я-то жила все-таки при советской власти, и точно так же переходила на другую сторону улицы, если видела какую-нибудь группу 14-15-летних молодых людей. Мне было не по себе, думаю, перейду-ка я на другую сторону, на всякий пожарный. Собственно говоря, так и осталось до сих пор. Мне хочется разделить Ваш оптимизм, но Вы лучше знаете этот народ.
Я. ЧУРИКОВА Я действительно настроена очень позитивно.
К. ЛАРИНА Потом, этот народ быстро взрослеет.
Я. ЧУРИКОВА Этот народ быстрее взрослеет, чем, например, люди взрослели 10, 20 лет назад. У них время с другой плотностью течет. Интеллектуальные силы, которые велики в стране, я думаю, будут реализованы в ближайшем будущем, и России это пойдет только на пользу.
К. ЛАРИНА А Вы лично переживали какие-нибудь подростковые комплексы в свое время? Каким образом Вы с ними справлялись, если они были?
Я. ЧУРИКОВА Сейчас я уже не помню точно всей остроты и глубины своих переживаний.
К. ЛАРИНА Из дома не убегали никогда?
Я. ЧУРИКОВА Я в детстве из дома убегала пару раз. И то, это было потому, что детство частично прошло в военном городке, в Венгрии. Там самое милое дело было убегать из дома в окоп или, например, к венграм. Но это все жажда приключений и книжки про 15-летних капитанов, видимо, так влияли на неокрепшую детскую психику. А в подростковом возрасте я не помню особенных конфликтов с родителями. Были, конечно, мировоззренческие разногласия, как это обычно бывает, когда взрослеет ребенок, из ребенка превращается во взрослого человека, проходит какие-то социализационные этапы, когда ему нужно приспосабливаться и учиться быть ответственным. Но я не помню, чтобы это было так брутально, с уходом в глубокое подполье, с протестами.
К. ЛАРИНА С депрессиями, да?
Я. ЧУРИКОВА С глубочайшими депрессиями. Нет, как-то, слава богу, это все сублимировалось в литературе, в увлечении музыкой.
К. ЛАРИНА Опять же, спасибо родителям.
Я. ЧУРИКОВА Спасибо родителям. Мама всегда как-то четко отслеживала все переломные этапы в становлении моей личности. Ей удавалось создать вокруг такую атмосфера, которая для меня была бы конструктивной, а не деструктивной. Это мама, мама. Я у нее учусь. Сейчас, когда я анализирую этот опыт ее воспитания меня, я пытаюсь вытащить оттуда какие-то вещи, которые мне потом помогут, может быть.
К. ЛАРИНА Что же, будем заканчивать. Я посмотрю быстренько на телеграммы, которые успели к нам придти, пока мы тут болтали. Ну, про Чурикову уже скажите, невозможно, каждый второй вопрос.
Я. ЧУРИКОВА Как, опять?
К. ЛАРИНА Да, скажите: «Инна Чурикова моя дочь».
Я. ЧУРИКОВА Инна Чурикова моя любимая актриса, я скажу и не совру. Я горда тем, что ношу ее фамилию. Видимо, родство душ у нас определенное имеется.
К. ЛАРИНА А вы знакомы?
Я. ЧУРИКОВА Мы познакомились прошлой осенью, когда закладывали на «Аллее звезд» ее ладошку и ладошку Данелии. Конечно, я туда примчалась снимать для «Большого кино», причем, призрев все свои продюсерские амбиции, как простой корреспондент, потому что там была Чурикова. В конце концов, ну надо же было когда-то осуществить момент нашего знакомства. И наконец-то это совершилось, и это потрясающая женщина с огромными глазами и с широчайшей душой. Мы, наконец, с ней познакомились. Она, оказывается, тоже имела представление о том, что я существую, и как-то все так мило получилось. И хорошо, что, наконец, это все произошло на глазах у всех. Я потом это без зазрения совести показала в «Большом кино», как момент встречи двух Чуриковых. Но маму я больше люблю!
К. ЛАРИНА «Очаровательная Яна читает по бумаге, или это разговорная речь?» спрашивает Борис Николаевич с завистью, наверное.
Я. ЧУРИКОВА Борис Николаевич, Вы неплохо выступали на последней «Нике».
К. ЛАРИНА Да, в прекрасной форме.
Я. ЧУРИКОВА Нет, по каким-то междометиям и паузам можно, наверное, понять, что это разговорная речь, а не письменная.
К. ЛАРИНА Спасибо большое, Яночка, Вам за визит, удачи Вам в Ваших новых проектах.
Я. ЧУРИКОВА Удача мне в попытке усидеть на двух стульях.
К. ЛАРИНА Попробуйте, иногда получается.
Я. ЧУРИКОВА Я очень хочу.
К. ЛАРИНА А сейчас, конечно же, Андрей Макаревич нас всех примирит.
(песня)

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире