27 марта 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» представители «Аэрофлота» Лев Кошляков и Татьяна Зотова.
Эфир ведет Антон Орех

А.ОРЕХ Для начала разговора давайте с вами обсудим так называемую «шумную» проблему. Евросоюз с 1 апреля не будет разрешать нашим самолетам, оснащенным слишком шумными двигателями, садиться в своих аэропортах. Однако, появилась информация, что ведутся переговоры, которые могут позволить решить эту проблему с отдельными его членами, какими-то отдельными странами. Есть такая возможность, слышал я. Вот расскажите мне и нашим слушателям.
Л.КОШЛЯКОВ Да, проблему, действительно, можно назвать шумной, потому что очень много о ней пишут, говорят, действительно, она заслуживает внимания. В основном, она касается тех, кто планирует свои каникулы в Европе. Для регулярных рейсов большинства авиакомпаний, и, прежде всего, «Аэрофлота» 1 апреля не явилось неожиданностью и регулярные перевозчики таким образом составили расписание и подготовили флот, что мы можем летать в Европу. Более того, «Аэрофлот» увеличивает частоту своих рейсов на основных направлениях, прежде всего, на Германию, ряд стран Восточной Европы, Ниццу, Лондон, Барселону. Мы обладаем самолетами, которые либо дооборудованы, это отечественные самолеты ТУ-154, либо иностранные самолеты Боинг и Эйрбас, которые соответствуют тем требованиям, которые Европейский Союз выдвигает. Тем не менее, мы вместе со всеми авиаперевозчиками переживаем за ту ситуацию, которая сложилась, под угрозой, так скажем, чартерные программы, в которых «Аэрофлот» в меньшей степени участвует, но для многих компаний это серьезный бизнес, и для многих, главное, россиян, которые имели возможность за дешевые деньги летать в Европу. Мы также это воспринимаем, как достаточно серьезный политический сигнал, свидетельствующий, к сожалению, о серьезном отставании нашей авиапромышленности, которая за 10 лет не смогла создать двигателя, который мог бы удовлетворять тем требованиям, которые выдвигает Европейский Союз, поэтому сегодня положение российских авиаперевозчиков можно считать достаточно сложным. Что касается возможности договориться ну, вы знаете, русская надежда на авось, она всегда присутствует, в данном случае она основывается на таких надеждах, которые пока не оправдываются, хотя разговор о том, что власти отдельных стран могут разрешить отдельные аэропорты для использования шумными самолетами, прежде всего там, где они не находятся вблизи городов, она существует.
А.ОРЕХ Но насколько велика эта вероятность, что удастся договориться и о каких странах идет речь?
Л.КОШЛЯКОВ Ну, «Аэрофлот» не ведет никаких переговоров
А.ОРЕХ Ну, все-таки, вы как-то в курсе
Л.КОШЛЯКОВ — ведет руководство государственной службы гражданской авиации, Минтранса. Пока сообщения мы не можем назвать утешительными.
А.ОРЕХ Но все-таки скорее мертв, чем жив? Хорошо, вы сказали, что можно каким-то образом переоборудовать наши самолеты. Вообще, можно ли на старые советские машины, ну они практически, я думаю, что все советского еще периода выпуска, в основном, большая, наверное, часть, можно ли на них поставить иностранные малошумные двигатели и таким образом переоборудовать, насколько это реально? Или проще уже купить новый самолет и все это выкинуть, старенькое?
Л.КОШЛЯКОВ Ну, мы имеем ТУ-154М, самолет российский, который дооборудован, дооборудование стоит порядка 120-140 тысяч долларов, который позволяет использовать этот самолет в Европе, и он является нашим основным, из российских самолетов, нашей основной «рабочей лошадкой», которую используют многие авиакомпании. Речь идет о самолетах очень популярных и, в принципе, очень хороших. ИЛ-76 это основной грузовой самолет, его видят, как он летает с гуманитарными грузами, прежде всего, и самый любимый россиянами, просторный, большой, широкофюзеляжный самолет ИЛ-86.
А.ОРЕХ Меня вообще удивило его присутствие в списке, потому что я еще помню, что он как флагман советской гражданской авиации, казалось, что он такой идеальный
Л.КОШЛЯКОВ Но, тем не менее, эти самолеты не проходят по ограничениям. Вы знаете, была возможность и есть инженерные решения доработки двигателей или подвески к ним других двигателей, «Аэрофлот» выступал инициатором с соответствующими конструкторскими бюро и нас заверяли, что есть технические решения, но, к сожалению, за 8-5 лет реальных шагов в этом плане не было сделано. Вы знаете, что российский авиапром в трудном финансовом положении, другая проблема это то, что у нас слишком много амбициозных и, к сожалению, неконкурентных планов, каждое КБ продвигает свой собственный самолет, под который все хотят получить государственные, прежде всего, деньги, и, видимо, вот эта ориентация на то, что государство даст денег на то, чтобы сделать то, что мы умеем, а не то, что нужно рынку, она тоже, к сожалению, оказала нам недобрую услугу.
А.ОРЕХ Давайте мы поговорим о безопасности полетов, в том смысле, что насколько рейсы «Аэрофлота» застрахованы от всяких неприятных вещей, которые происходили в Америке в прошлом сентябре, потому что мы считаем, что, вроде бы, это может быть только в Америке и в каких-то таких странах, которые сталкиваются с арабским терроризмом Насколько у нас мы можем сказать, что такого не произойдет на борту, что кто-нибудь не захватит аэрофлотовский самолет, не направит его в какой-нибудь небоскреб или, не приведи господь, еще чего-нибудь такое не сделает?
Л.КОШЛЯКОВ Вы знаете, от летчиков я научился проявлять крайнюю осторожность в обсуждении вопросов безопасности. Открою секрет, что летчики имеют такое табу на произнесение вслух, говорить вслух о возможных, потенциальных каких-то инцидентах или угрозах, хотя технически эти вопросы постоянно обсуждаются, постоянно разбираются, обсуждаются технологические проблемы. Любые, так скажем, даже не инциденты, а любые осложнения в работе тех или иных систем сразу же становятся объектом внимания специальных комиссий, которые это отрабатывают, это очень сложная и отработанная уже годами технология, которая принята в авиации, обеспечивающая летную безопасность, летную годность. Против терроризма, наверное, очень трудно сказать, что можно закрыть все шлагбаумы, все пути, мы понимаем, что это комплексная проблема, что ее нельзя решить отдельно в авиации, не решив, так скажем, глобально. Можно ли ее решить глобально сейчас над этим думают многие, видимо, тоже есть сомнения. Со своей стороны, конечно, мы, как авиакомпания, понимаем, что безопасность это основа, одна из составных нашей деятельности. Мы были, наверное, в большей степени готовы, мы уже говорили об этом, чем западный мир, к проявлению таких форм терроризма, мы все-таки живем в стране, которая привыкла испытывать угрозы, в большей степени, не хочется говорить, военизированы, но мы привыкли жить в атмосфере достаточно жесткого прессинга со стороны окружения, окружающей среды, поэтому у нас уже в «Аэрофлоте» достаточно давно введены те меры, которые западные компании только вот опомнились и вводят закрытая дверь пилотов, повышенные меры проверки пассажиров на въезде, проверка документов более тщательная, чем где-либо в мире, поэтому сегодня у нас есть очень серьезная комплексная программа, на этот год мы заложили большие средства в бюджете для приобретения дополнительных технических средств, поэтому мы это выполняем. Хотелось обратить внимание, что полеты это ведь не только безопасность, это еще и услуга, мы сервисная компания
А.ОРЕХ Вот об услугах, я просто перебью вас сейчас, потому что у нас новости, а об услугах мы как раз поговорим через 5 минут, после кратких новостей и рекламы, тем более, что у нас еще Татьяна Зотова здесь в студии, она, как я понимаю, большой специалист в этом вопросе.
НОВОСТИ
А.ОРЕХ Продолжаем мы говорить с представителями «Аэрофлота», Лев Кошляков и Татьяна Зотова. Ну давайте теперь об услугах и о сервисе, уж коль скоро, так или иначе, мы сядем в самолет, не шумный, а даже совсем наоборот, тихий, и полетим в нем, сразу к вам несколько вопросов. Вот у меня личный вопрос, хотя мы с вами до эфира успели немножко обсудить эту проблему, вы мне посоветовали приобретать билеты в бизнес-классе и сидеть в просторном кресле, но, тем не менее, человек я длинный и в наши самолеты, советские, даже если у них будут замечательные бесшумные двигатели, я влезаю, конечно, но мучаюсь. И у меня создалось такое впечатление, что в зарубежных, импортных, как раньше говорили, самолетах, Боингах или А-300, А-310 я как-то чувствовал себя попросторнее. Вот это мое обманчивое впечатление? Преклонение перед Западом? Или все-таки так оно и есть? Наши такие тесные и маленькие, а их такие большие и просторные? Татьяна, скажите мне, пожалуйста.
Т.ЗОТОВА Откровенно говоря, конечно, это обманчивое несколько впечатление, потому что существуют стандарты на экономический класс, на бизнес и на первый по шагу кресел. Мы надеемся, что в будущем вы этого не увидите, потому что это затмится какими-то другими наблюдениями вашими на борту
А.ОРЕХ Надеюсь.
Т.ЗОТОВА Да, сервисом красивым, там, нашими красивыми бортпроводниками и так далее. Мы хотели бы, наверное, начать наш рассказ по сервису с того, что мы с 31 марта становимся некурящей авиакомпанией.
А.ОРЕХ Замечательно, это я обеими руками за. Я не курю потому что, поэтому я рад.
Т.ЗОТОВА Замечательно. Тогда просто такая маленькая информация, более подробно, наверное, Лев Сергеевич если хотел бы остановиться, потому что для нас это очень серьезный шаг. Мы летали в том году, летнее и зимнее расписание, уже не курили на многих наших рейсах, наверное, наши пассажиры заметили, и с 31 марта мы становимся полностью не курящей авиакомпанией, то есть на всех рейсах «Аэрофлота» курение будет неразрешено.
А.ОРЕХ Вот один вопрос я просто хочу задать от тех людей, которые курят. В отличие от меня, ведущего в этой части здоровый образ жизни, есть люди, которые курят и их немало. Потерпеть час-два в полете, ну три, наверное, без сигареты можно. А вот совсем длительный перелет, ну я не знаю, куда-нибудь там в Америку, в Испанию, вобщем, тоже довольно долго лететь, им, беднягам, как быть?
Т.ЗОТОВА Мы рекомендуем в данном конкретном случае, если, действительно, человек затруднительно себя чувствует, чувствует дискомфорт, такой, который невозможно терпеть, обратиться к бортпроводникам, потому что мы предусмотрели так называемые субституты, то есть заменители никотина, которые будут помогать человеку в этой ситуации.
А.ОРЕХ Что-нибудь жевательное?
Т.ЗОТОВА Это жевательная резинка, да, «Никоретте». Поэтому, если вы чувствуете себя очень плохо, и если вы не можете по ряду причин, со здоровьем связанных и так далее, обходиться без сигареты, пожалуйста, обратитесь к бортпроводникам, они вам помогут. На длительных полетах.
А.ОРЕХ Хорошо. Теперь, что у нас с питанием? Вообще, я был, в основном, доволен.
Т.ЗОТОВА Я надеюсь, что вы останетесь довольны и в будущем.
А.ОРЕХ Было так вкусно все, особенно хорошо, когда так все в красивой упаковочке тебе подают, ну наверное, там внутри что-то такое вкусное. Но обычно это рыба, курица
Т.ЗОТОВА Рыба, курица, мясо.
А.ОРЕХ Будет меню расширяться, увкусняться
Т.ЗОТОВА Оно будет увкусняться какое красивое слово увкусняться. Откровенно говоря, не вижу каких-то других, кроме рыбы, курицы, мяса в лексиконе объяснений горячему питанию, потому что та же курица, она может быть разная
А.ОРЕХ Ну, там, котлета, может, какая-нибудь
Т.ЗОТОВА В том то и суть, она опять-таки либо из рыбы, либо из курицы, либо из мяса. Разнообразнее оно будет, безусловно, увкусняться оно будет безусловно, более того, я надеюсь, в апреле все родители увидят новое в детском рационе питание, потому что мы разрабатываем новое меню для детей, которое будет не только вкусным, оно будет подаваться в красивой такой упаковке, которая будет одновременно и игрушкой, и внутри будет игрушка. Мы считаем, что дети это самые главные наши пассажиры, поэтому мы разрабатываем сейчас комплексную программу для детей, и мы начинаем с детского рациона питания.
Л.КОШЛЯКОВ Я хотел бы добавить, и связать эти две проблемы курение и питание это проявление единого стремления «Аэрофлота», и не только стремления, но и конкретных планов реализации программы по улучшению нашего сервиса. Мы поставили определенную цель выйти в десятку лучших компаний мира по уровню сервиса, это амбициозная и трудновыполнимая программа, но реальная для нас, для этого мы привлекли очень серьезных специалистов, есть ресурсы, и мы считаем, что и проявление здорового образа жизни, и интересное питание, и изменение в интерьере наших самолетов, и, самое главное, в мотивации, в общении сотрудников и бортпроводников, наземного персонала все это единый комплекс, который создаст среду, где пассажир должен чувствовать себя безопасно, комфортно, приятно. Путешествие самолетом это не только передвижение
А.ОРЕХ Но и какой-то элемент роскоши тоже должен быть. Тем более, что, конечно, самолет, это один из самыхну, я думаю, что это самый дорогой, если конечно не разовьется в ближайшее время космический туризм, это будет самое дорогое средство перемещения из одного конца в другой. Теперь несколько вопросов от наших слушателей. Госпожа Копытко: «Я мать ребенка-инвалида до 18 лет. Для проезда на отдых райсобес дает мне проездной талон на бесплатный проезд. Ни в одной кассе «Аэрофлота» мне не дают билет по этой льготе. Почему?» — интересуется она.
Л.КОШЛЯКОВ Мы действуем в соответствии с теми законами, которые существуют, естественно, и, видимо, здесь есть проблемы неурегулированности межбюджетных, так скажем, отношений с отдельными ведомствами, поскольку «Аэрофлот» — это коммерческая компания и предоставление любой льготы людям, которые обращаются напрямую, мы такие программы имеем, занимаемся благотворительностью, обеспечиваем перевоз больных людей, и больных детей особенно, на операции заграницу, но, естественно, что мы можем реализовывать какие-либо федеральные программы только в том случае, когда они подкреплены бюджетными средствами. Но в индивидуальном порядке мы эти вопросы решаем, когда речь идет о больных детях, перевоз которых требуется для лечения, мы всегда помогаем.
А.ОРЕХ Дмитрий спрашивает вас: «Скажите, почему отменили льготу, которой раньше инвалиды по зрению при перелетах пользовались, хотя сейчас в летних билетах указаны полцены» — вот такой вопрос. Я не знаю, для инвалидов по зрению у вас какие-то есть льготы и, соответственно, есть ли какие-то проблемы в реализации этих льгот?
Л.КОШЛЯКОВ Для инвалидов специальных льгот в «Аэрофлоте» нет. Есть льготы для детей, есть льготы по групповым перевозкам. К сожалению, такого рода льгот нет пока ни в одной компании мира. И я еще раз говорю, что мы оказываем поддержку в разных формах и инвалидам, и другого рода людям, которым требуется, но такой единой политики нет.
А.ОРЕХ Андрей спрашивает, почему на борту самолетов «Аэрофлота» нечего читать. Нет, ну чего-то почитать, конечно, есть. Речь идет о том, что хотелось бы человеку, так, поразнообразнее, побольше
Т.ЗОТОВА Я думаю, откровенно говоря, что вы, все-таки, летали давненько или, там, месяц назад, поскольку в данный конкретный промежуток времени мы начали как раз программу с газетами и журналами на борту и мы столкнулись, наоборот, с тем, что у нас очень много того, что мы решили оставить на борту, а мы хотели оставить самое читаемое там, «Коммерсант-daily», «Известия», «Комсомолку» и так далее сейчас у нас до 19 наименований газет и до 14 наименований журналов на борту. Что мы хотим сделать в дальнейшем мы хотим, чтобы наш пассажир уже на регистрации мог взять газету, почитать, если он будет ожидать самолет. В дальнейшем это будут также стеллажи в накопителях и, безусловно, пресса на борту. Мы пробуем сейчас, и это будет в этом месяце, чтобы в кресло-карманах экономического класса находились сканворды это наша попытка посмотреть, насколько интересна, скажем так, эта часть изданий для нашего пассажира. Если она будет интересна, то мы ее оставим. У нас есть библиотека на борту в бизнес и первом классе. Библиотека это те газеты и журналы, которые мы просим не забирать с борта, в основном, это журналы толстые, такие, как «Офисьель», «Харперсс Базар», «Эгоист» и другие издания, которые пользуются большим спросом, вот мы создаем библиотеку. Это первая, так сказать, попытка «Аэрофлота» создать на борту как бы читальный зал.
А.ОРЕХ Ну что ж, я желаю вам всяческих успехов в работе, поздравляю вас еще раз с юбилеем бренда «Аэрофлота».
Л.КОШЛЯКОВ Я хотел бы в заключение сказать, что у нас есть телефон, по которому всегда можно получить справку, сделать жалобу 753-55-55. Это телефон колл-центра «Аэрофлота», принимающий все ваши звонки по любому вопросу.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире