16 марта 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Тадеуш Кондрусевич — Апостольский администратор для католиков Латинского обряда европейской части России, архиепископ, Игорь Баранов — директор издательства Францисканцев, Алексей Юдин — ответственный секретарь проекта Российская Католическая Энциклопедия, отец Григорий Церох — главный редактор издательства Францисканцев.
Эфир ведут Ксения Ларина и Майя Пешкова.

К. ЛАРИНА В гостях у нас сегодня издательство Францисканцев. Главный повод, с удовольствием говорю об этом, выход в свет первого тома Католической Энциклопедии. Я думаю, что об этом мы подробнее будем говорить в течение нашей встречи. Гостей у нас сегодня много. Первый вопрос к Тадеушу Кондрусевичу, которого мы сегодня представляем, прежде всего, как председателя попечительского совета проекта «Российская Католическая Энциклопедия». Впервые выходит Российская Католическая Энциклопедия на русском языке, или уже были попытки такую книгу представить на нашем рынке?
Т. КОНДРУСЕВИЧ Прежде чем ответить на Ваш вопрос, я хотел бы поблагодарить за очередную возможность нам, католикам, общаться со слушателями радио «Эхо Москвы», поблагодарить вас за ту объективную информацию, которую «Эхо» все время дает о католической церкви, и предоставляла, особенно в последний месяц. Спасибо большое вам, потому что было необходимо обществу. Это даже связано с сегодняшней тематикой. Энциклопедия это энциклопедический материал, который дает возможность читателю, человеку заинтересованному каким-то предметом, какой-то областью знаний, науки и т.д. быстро почерпнуть сведения. И поэтому возникла такая необходимость издания Энциклопедии. Энциклопедия до этого не издавалась. Это первое издание. И идея эта появилась в начале 90-х годов. К реализации ее приступили только в 96 году, когда я своим декретом основал редакционный издательский совет, во главе которого стал отец Церох и многие другие российские интеллектуалы, присутствующие здесь, и весь состав этого совета. Работа была огромная. И я сегодня благодарю их, отца Цероха, присутствующих здесь людей, а также всех тех, кто принимал участие. Это огромнейший труд, это не так просто подготовить.
Российское общество, особенно сегодня, во время становления демократии, во время возрождения духовной жизни нуждается, прежде всего, в информации из первых рук. И все те проблемы, которые мы часто переживаем, и свидетелями которых мы были в последнее время, в основном, из-за недостатка информации, из-за невежества. Не все люди знают или превратно толкуют. Я далеко не буду ходить, не буду называть имя, но один из руководителей Калининградской области несколько лет тому назад, когда я с ним встретился, задал мне вопрос: «Почему вы так прославляете святого Адальберта, всегда говорите о нем?» Действительно, в Калининградской области очень много говорится, Войцех и Адальберт. Я говорю: «Потому что это первый человек, который принес сюда Евангелие». Это был конец Х века. Он мне говорит: «А если я докажу, что святой Владимир принес первый сюда Евангелие?» Я ответил: «Я буду очень рад» «Потому что я не понимаю, что вы все время прославляете этого иезуита». Я говорю: «Какого иезуита?» «Адальберта». «Слушайте, еще иезуитов не было вообще» «Как можно быть католиком, не будучи иезуитом?»
Как раз на эти вопросы поможет нам ответить Энциклопедия, простому человеку, который хочет знать как можно больше, для того чтобы познать церковь, узнать ее лучше. И, конечно же, это одна из основных задач моего служения здесь, консолидация нашего общества, установление дружеских отношений со всеми христианскими конфессиями, прежде всего с Русской православной церковью, а также с другими религиями.
К. ЛАРИНА Тадеуш, я все равно задам Вам такой вопрос, раз уж Вы с этого начали. В чем все-таки Вы видите причины такого странного противостояния?
Т. КОНДРУСЕВИЧ Мне очень трудно ответить на этот вопрос. Но с нашей стороны мы не видим никаких причин для этого. Католическая церковь в России в современных границах РФ существует уже с XII века. Уже в XII веке были первые приходы. Возьмем Смоленск, Новгород. Уже в XIV веке были епархии на юге России. До революции 17 года были две епископские кафедры. Это СПБ и Саратов. Была митрополия с конца XVIII века, и на кафедре митрополитшей сидело 27 прелатов за все время существования, пока советская власть все это не уничтожила. Для меня непонятно утверждение о том, что создана какая-то параллельная структура специально для России.
Каноническое право четко и ясно объясняет, что если есть 2, 3, 4 епархии вместе, в какой-то стране находятся, они объединяются в церковную провинцию. Если бы в России было на сегодняшний день шесть епархий, было бы две таких провинции. Если было бы десять, было бы три таких провинции. Возьмем Литву, там две провинции. Возьмем Польшу, там около тринадцати провинций. А в Италии 50-70, очень много. То есть этих провинций в мире сегодня (или митрополий, это одно и то же) существует, я думаю, 700-800. Поэтому здесь ничего нового нет, и сегодняшний статус это только новый статус, то есть переход от администратур к нормальным епархиям это только нормализация деятельности этих структур католической церкви в России. Потому что апостольская администратора создается в условиях, когда непонятно политическое положение, ситуация. Они были созданы в 91 году, как начало, может быть. Но это только временное. До 11 февраля во всем мире было 13 апостольских администратур против 2,5 тыс. епархий.
К. ЛАРИНА А сколько сейчас в Москве католических храмов?
Т. КОНДРУСЕВИЧ К сожалению, только два. Хотя есть третий, но нам еще на сегодняшний день не передан.
К. ЛАРИНА А католиков?
Т. КОНДРУСЕВИЧ 65 тыс. в Москве.
К. ЛАРИНА Это много?
Т. КОНДРУСЕВИЧ В процентном отношении это, конечно, очень мало. Но 65 тыс. это 65 тыс.
К. ЛАРИНА А в России?
Т. КОНДРУСЕВИЧ В России 600 тыс. тех, которых мы знаем. Но проводимые социологические исследования говорят о возможности 1%, то есть около 1,5 млн.
К. ЛАРИНА Хорошо, давайте вернемся к книгам. Я думаю, что пришла пора уже выступить остальным участникам нашего круглого стола, (может быть, главному редактору), как-то немножечко поподробнее представить именно первый том, который сегодня мы будем дарить нашим слушателям.
М. ПЕШКОВА Я прошу прощения. Позвольте мне сказать, что это презентация Католической Энциклопедии. И те экземпляры, которые представлены сегодня, сделаны вручную. Книга еще не продается.
К. ЛАРИНА А сколько у нас экземпляров сегодня?
М. ПЕШКОВА Один экземпляр в суперлоте, и есть еще один экземпляр в качестве поощрительного приза, который, видимо, присуждать будут наши гости.
К. ЛАРИНА То это эксклюзив.
М. ПЕШКОВА Они решат, за что.
К. ЛАРИНА Понятно, хорошо.
Т. КОНДРУСЕВИЧ Но уже с понедельника, надеемся, будет достаточно.
К. ЛАРИНА Григорий Церох, пожалуйста, скажите несколько слов именно об этом томе.
Г. ЦЕРОХ Первый том это объем материала от буквы «А» до буквы «Z». В этот первый том включено более 1,5 тыс. статей, они посвящены разным проблемам, разной тематике. Том включает более 800 черно-белых иллюстраций, более 100 цветных иллюстраций. Это огромный материал, который может быть интересен для читателя, как католика, так и православного, и протестанта, или вообще человека, который не относится ни к какой религии.
К. ЛАРИНА А сколько авторов работало над этой Энциклопедией?
Г. ЦЕРОХ Более 150 авторов из России и из других стран.
М. ПЕШКОВА С момента зарождения идеи и до сегодняшнего дня, когда мы уже держим это издание в руках, сколько прошло времени?
Г. ЦЕРОХ Прошло почти 6 лет. К сожалению, у нас не больше опыта в доработке методологии, прошло около 3 лет. Но сейчас я думаю, что будем работать быстрее.
М. ПЕШКОВА На каких языках существуют католические энциклопедии?
Г. ЦЕРОХ На английском, итальянском, немецком, польском.
М. ПЕШКОВА Принцип построения тех энциклопедий был взят за основу того, что издаете вы?
Г. ЦЕРОХ Не понял вопроса.
М. ПЕШКОВА Каков принцип построения Католической Энциклопедии?
Г. ЦЕРОХ Можете, Алексей Викторович?
А. ЮДИН Да, я думаю, что я отвечу на этот вопрос. Потому что на самом деле для нас это была проблема. Мы, например, открываем немецкую энциклопедию «АТ-лексикон», и первое впечатление великолепного издания. Это некая исчерпывающая информация. Мы начинаем с ней работать. Предположим, переводим на русский язык. Полное недоумение. Очень строгие факты, очень сжатая компактная подача, но отсутствует как бы нарративная часть. Это не объясняется. Берем французскую энциклопедию, великолепную совершенно. Статьи, немереные по своему объему. Очень много, очень красиво, звучит, просто залюбуешься. Но слишком много. Нам надо было выработать какую-то свою собственную форму адресации текста к читателю. Причем читателю иногда непонятному, неизвестному нам, то есть современному российскому читателю. Кто он такой, тоже еще один вопрос, адресат нашей Энциклопедии. Поэтому очень много усилий было потрачено на то, чтобы выработать эту оптимальную форму презентации материала по направлению к читателю.
М. ПЕШКОВА И каким, Вы считаете, должен быть читатель вашей Энциклопедии? Насколько он должен быть эрудированным человеком?
А. ЮДИН На самом деле это некий эксперимент. И сейчас мы вступаем уже в финальную фазу этого эксперимента. И мы хотим это услышать от наших читателей. Пока нам трудно представить, но, конечно, это человек, который испытывает некий интерес, который, на самом деле, даже с трудом программируем. Но он его выведет на материалы нашей Энциклопедии. И в этом как раз смысл очень многих наших статей. Мы освещаем привычные персоналии, события с несколько необычной точки зрения. Иногда просто восстанавливая их первоначальный смысл. Например, творчество многих художников, писателей, которое трактовалось на протяжении всех коммунистических лет исключительно в каком-то социологическом ключе. При этом абсолютно нивелируются истинные причины создания того или иного произведения или его идейное звучание. Как раз это мы хотели подчеркнуть. Поэтому кто будет наш читатель, во многом для нас загадка. Но думаем и надеемся, что это будет человек с искренним интересом и поисковым азартом, во многом и человек, направленный и нацеленный по отношению к нашей Энциклопедии с симпатии, что все-таки это будет человек заинтересованный.
К. ЛАРИНА Человек, который, так или иначе, интересуется историей человечества, прежде всего, мне кажется. Я листаю эту Энциклопедию, и о чем говорил отец Григорий Церох, что необязательно для этого быть католиком либо православным, либо мусульманином, можно вообще не принадлежать ни к какой религии. Важно интересоваться тем, что было до тебя в этом мире.
А. ЮДИН Именно интересоваться тем обществом, той ситуации, в которой ты сегодня находишься. Это не только величайшее наследие культурное, но это и сегодняшний день. Потому что иногда получается так, что христиане пытаются восстановить какие-то свои фольклорные формы жизни, залезть в такой уютный уголок пространства, где им хорошо, их никто не беспокоит, они там хорошо существуют, в своем ритуале. Что происходит вне этих стен, их уже не волнует. Поэтому нужно формировать осмысленную позицию современных христиан по отношению к сегодняшнему дню, к общественным процессам, социальным процессам, к массе проблем, которые волнуют современное общество. Это то, что называется христианская политика. Именно так это называл когда-то Владимир Соловьев.
К. ЛАРИНА Все-таки, когда мы говорим об истории как о науке, мы всегда, так или иначе, упираемся в то, что любая история, написанная рукой человека, субъективна. В любое время, будь то советская власть, которую вы упоминали, будь то власть любая другая. Применительно к истории религии можно ли такую же аналогию провести? Насколько субъективна история религии, той или иной? Может быть, Тадеуш Кондрусевич на этот вопрос попробует ответить?
Т. КОНДРУСЕВИЧ Вообще, церковь это божественно-человеческий организм. И каждому человеку свойственно ошибаться. Мы знаем, что во время великого юбилея, 2000 год, Папа приносил покаяние, мы тоже в своих церквах приносили покаяние, и т.д. Поэтому это не исключено, каждый человек ошибается. Другой вопрос, что надо потом эту ошибку исправлять. Возьмите даже самые точные науки математика, физика, я сам окончил Политехнический институт, для меня это близко, и т.д. Каждый автор представляет по-своему. Хотя, в конце концов, формула остается той же самой. Потому что это закон природы, никуда мы не денемся здесь от него. Но само представление может быть одним и другим, и тоже какая-то субъективность. Поэтому, конечно, это присуще, и к этому надо подходить достаточно снисходительно. Так всегда было, так всегда есть. Главное, чтобы не было тенденции.
Потому что мы совсем недавно жили, в не столь отдаленные времена, как говорится, вот здесь. И конечно, наука великолепно развита, и первый человек в космос полетел, и сегодня о спорте очень много говорится в связи с Олимпийскими играми, но мы еще помним время, когда второе место Советской Сборной на Олимпиаде, на Чемпионате мира это была чуть ли ни национальная трагедия. Все это попадало под какую-то идеологию. Этого чтобы не было. Тогда можно говорить о какой-то определенной объективности, а не субъективности.
Я хотел бы еще добавить к тому, что говорил Алексей. История сегодняшний день. Но на этой истории, на этом сегодняшнем дне мы строим будущее, поэтому это тоже выход в будущее. Это не то, что прошлое, которое лежит на полках и т.д. Это динамизм, динамика церкви, динамика жизни каждого человека. И в этой динамике, я думаю, что эта книга очень и очень во всех странах помогает, во всех обществах, но нам она, после 70 лет застоя, после того, как мы после трех поколений преследования веры получили здесь духовный вакуум, просто необходима.

К. ЛАРИНА Наверное, вопрос теперь к Игорю Баранову, директору издательства, немножечко рассказать о самом издательстве, как давно оно существует, и вообще, насколько полно представлена католическая литература у нас в России. Есть ли не конкуренты, а именно ваши коллеги по изданию таких книг?
И. БАРАНОВ Да, конечно, коллеги есть. Хотя этих издательств не так много в России, их шесть. И когда 8 лет назад мы начинали свою деятельность, в этой сфере был, конечно, полный вакуум. К сожалению, зачастую приходилось объяснять, что католики это тоже христиане, что православие и католичество это просто две ветви единой христианской традиции. И, кстати, если даже говорить о крещении Руси, то оно произошло именно в тот момент, когда никакого разделения церквей не было. То есть Русь приняла христианство до раздела церквей в 1054 году.
К. ЛАРИНА Подождите, я все-таки хочу остановиться на этом. Я не понимаю, как это происходит. В православных храмах говорят, что католики это не христиане. Откуда это невежество? Ведь кто-то это говорит. Где это говорят? Кто это говорит?
Т. КОНДРУСЕВИЧ Вы сами ответили.
И. БАРАНОВ И поэтому, если говорить о начале нашей деятельности, то…
К. ЛАРИНА Игорь сделал вид, что не слышал моей реплики.
И. БАРАНОВ Мне показалось, что это риторический вопрос. Поэтому, если говорить о начале нашей деятельности, то она была целиком просветительской, и первые книги были просто популярные, для тех католиков, которые здесь исторически находились и еще до начала перестройки существовали. К сожалению, об этом тоже приходится говорить. Просто, к сожалению, жизнь была не настолько активная, как сейчас. Изначально мы издавали книги широкого профиля, вообще, в целом, о западной католической традиции. Но в дальнейшем сформировались несколько направлений деятельности нашего издательства. Первое это, собственно, книги, посвященные францисканской традиции. Само название издательства говорит о том, что оно связано с Францисканским орденом, который имеет богатейшую традицию. Второе направление, которое у нас сформировалось, — это документы Святого престола. Нами были изданы несколько энциклик Иоанна Павла II. То есть то, о чем уже говорилось сегодня, когда читатели могут получить из первых рук информацию о католической церкви, как об этом говорит сам Святой престол.
К. ЛАРИНА А где вы продаете или распространяете эти книги?
И. БАРАНОВ Вообще говоря, круг распространения не слишком широк, потому что не все магазины интересуются в целом религиозной тематикой, не только католической. То есть это проблема даже для православных книг.
К. ЛАРИНА Только в больших магазинах это может быть, где есть отдел религиозной литературы.
И. БАРАНОВ Поэтому для нас было большим подспорьем, когда в Москве было основано издательство «Паулина», при котором возник магазин на ул. Большая Никитская, 26, где как раз и можно будет приобрести Католическую Энциклопедию уже со следующей недели, с понедельника.
К. ЛАРИНА Сколько она стоит?
И. БАРАНОВ Она будет стоить в продаже где-то около 800 рублей. Но, тем не менее, по более низкой цене, 500 рублей, ее можно будет приобрести на рекламной распродаже этой книги в начале следующей недели в магазине «Паулина».
К. ЛАРИНА Игорь, скажите, а Вы католик?
И. БАРАНОВ Да.
К. ЛАРИНА А каким образом это в Вашей жизни произошло, если это не секрет?
И. БАРАНОВ Вообще, мне неоднократно задавали этот вопрос. Я принял католичество сознательно. Это было еще даже до начала перестройки, когда мало кто вообще знал о том, что в Москве есть католические храмы. Но, тем не менее, действовал один, Святого Людовика, на ул. Малая Лубянка. Можно сказать, так же, как одному человеку больше нравится органная музыка, а другому хоровая, знаменный распев, или одному больше нравятся иконы, а другому больше нравится живопись Эпохи Возрождения, а думаю, что во многом здесь трудно просто предсказать, каким образом откровение Божье действует в каждом из нас. И точно таким же образом, как моя сестра стала православной, тоже в зрелом возрасте, я принял католичество. И это притом, что наши родители, отец крещенный в православии, а мать в католичестве, она чистокровная полька, поэтому мы с моей сестрой фактически наполовину русские, наполовину поляки. Поэтому, мне кажется, это некий символ, что эти два крыла христианской традиции, православие и католичество, должны развиваться вместе, в едином духовном пространстве.
К. ЛАРИНА Алексей, а Вы?
А. ЮДИН По известному штампу, укоренившемуся в советской традиции, я имею в виду ксендзов, которые охмурили Козлевича, у меня было все наоборот: я приехал за ксендзами и просил их меня охмурить. То есть это была ситуация совершенно свободного выбора. Этот выбор основывался на очень важном для меня критерии видения церкви. Для меня с самого начала была очень ощутима реально видимая единая церковь. И в этом смысле я не хочу сказать ничего, не то чтобы оскорбить, скажем…
К. ЛАРИНА Обидного.
А. ЮДИН Именно обидного для православия. Но у меня было вот так. Поэтому для меня всегда очень важна была человеческая свобода, именно в этом акте, изъявлении. И естественно, от христианства свободы неотъемлемы. Истинные корни свободы находятся именно в христианстве, именно в благой вести. У меня реализовалось это так. я почувствовал, что это мое призвание, это тот дом, в который меня привел Бог. И я в этом доме живу.
К. ЛАРИНА Это было в сознательном возрасте?
А. ЮДИН Да. Это были годы, конечно, довольно глухие. Год 83-84, для меня это был уже абсолютно сознательный возраст.
К. ЛАРИНА Вас не крестили в детстве в православной церкви?
А. ЮДИН Нет, такого не было. То есть в этом смысле я не отношусь к тем прозелитам, о которых так много кричат сегодня.
М. ПЕШКОВА Мне хотелось спросить о ваших книгах, которые вы выпускаете. И есть ли среди тех книг, которые вы издаете, какая-либо светская литература?
И. БАРАНОВ Вы знаете, я хочу с радостью сказать, что уже 5 лет назад мы заочно присутствовали на «Эхо Москвы». Вами была замечена наша книга, которую мы выпустили к 850-летию Москвы, называлась «Легенды и мифы Москвы». И она носит чисто светский характер, она просто рассказывает об истории, причем с фольклорным акцентом. В ней много пословиц, поговорок, касающихся Москвы. И написали ее два автора-филолога из МГУ. Кроме того, хочется сказать о книге Джироламо Савонароллы, которая тоже вышла года 3 назад и тоже имела широкий успех. Книга «Отцы-пустынники смеются», которая получила приз на выставке христианской книги в СПБ. Хочется также отметить литургические книги, которые мы издаем. В частности, сейчас подготовлен к печати «Римский Миссал». Это фактически главная богослужебная книга католической церкви. То есть это тоже был огромный труд, который фактически сейчас завершается. Требник и литургический календарь ежегодно мы готовим к печати.
Конечно, кульминацией издательской деятельности является Католическая Энциклопедия. И я считаю, то, что этот проект получил свое воплощение, свидетельствует об огромном интеллектуальном потенциале России. Потому что далеко не каждая страна, в которой католическая церковь является доминирующей, где существуют институты, университеты католические, огромная традиция богословской, философской мысли, — далеко не все они могут похвастаться тем, что у них существует национальная Католическая Энциклопедия. И хочется подчеркнуть, что из 180 авторов первого тома фактически 80% — это российские авторы, которые представляют и Московскую консерваторию, и Московский Государственный Университет, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Институт Всеобщей Истории и многие другие научные институты, без помощи которых мы бы не смогли осуществить этот проект. Хочется также сказать о том, что 21 марта в центральной аудитории РГГУ состоится презентация первого тома Энциклопедии в 16:00, на которой также будут присутствовать представители науки и церковные иерархи из Рима. Приедет ректор Григорианского университета и многие другие гости. Также хочется сказать о том, что Энциклопедия действительно охватывает очень большой круг общекультурных проблем.
К. ЛАРИНА Культурологических, да?
И. БАРАНОВ Культурологических. То есть это не Энциклопедия только о церкви. То есть она освещает широкий круг. Это и Возрождение, и барокко, и готика. То есть у нас богатейший материал, связанный с этими темами.
К. ЛАРИНА Я хочу все-таки вспомнить, что сейчас православные отмечают Масленицу в России. И мне кажется, было бы правильно и уместно предложить нашим гостям поздравить всех православных с тем праздником, который сейчас отмечают за стенами нашей редакции. Давайте попробуем это сделать.
Т. КОНДРУСЕВИЧ Мы включаемся в духовную жизнь наших братьев православных. Несмотря на все трудности, которые мы переживаем сегодня в нашем диалоге с нашими братьями православными, я с огромным уважением отношусь к Русской православной церкви, к ее традициям, и даже к ее календарю, хотя у нас календари разные. И в этом году получается так, что Пасха более чем на целый месяц позднее. У нас 31 марта, а у наших братьев православных 5 мая. То есть очень эти даты разнесены, если в прошлом году, год назад, это было в начале нового века, тысячелетия, в тот же самый день. Но это свои традиции.
Такая уж традиция в России, что к этому периоду подготовки к Пасхе, к Великому Посту и к Прощеному Воскресенью, которое наступает, люди особым образом готовятся. Несколько дней назад газета «Известия» праздновала свой юбилей в Большом театре, потом на фуршете, на приеме. Были блины, все говорили, потому что масленица. Я хотел бы поздравить наших братьев православных, и чтобы и Прощеное Воскресенье, и тот период, который они начинают, был периодом духовного возрождения. Потому что истинное Воскресение Господне это не только воспоминания и не столько воспоминания того, что произошло 2000 лет тому назад. Это основа нашей веры, фундамент и т.п. Но на сегодняшний день, на нынешнем этапе спасение человека это наше духовное возрождение, возрождение своей души, своего сердца, чтобы я вернулся опять на ту стезю, которую дал нам Господь Бог. Это, прежде всего, таинство покаяния, и то, что начинается Прощеным Воскресеньем, мне очень приятно. У нас даже в Католической церкви такого нет, и мне немножко завидно. Может быть, как-то благодаря Энциклопедии, потому что это будет тоже объяснено где-то, в каких-то томах, потом, может быть, мы ближе приблизимся к этому и каким-то образом начнем тоже с этого. Потому что в принципе к тому же самому призывает Католическая церковь: к прощению, к примирению с Богом, с Церковью, с ближним. Пусть это примирение, этот период станет новым этапом в жизни каждого православного христианина. Дабы радостная «аллилуйя», которую вы будете петь 5 мая, исходила не только из уст, но, прежде всего, из души, радости Воскресения, и это троекратное воззвание «Христос Воскресе» было истинным воскресением каждого человека и всей Церкви.
К. ЛАРИНА Что ж, я с радостью сообщаю вам имя нашей победительницы. Зовут ее Ирина, она из СПБ. Она первая написала нам на пейджер правильный ответ на вопрос: «Который из Римских Пап впервые в истории направил послание к народам России?». Папа Пий XII, совершенно верно. И я бы все-таки попросила бы, поскольку это было в 1952 году, рассказать, как это было тогда, как это происходило.
А. ЮДИН Это послание называлось «Сакре виргинте анно», когда Святой год близился к концу. Интересно, что это послание это первый в современном смысле слова экуменический документ. Впервые Папа обращался к народам России, как к своим собратьям, признаваясь, что все, что произошло, все исторические неурядицы, все эти разделения, расколы и прочее это воля исторических причин. Люди, живущие сейчас в России, даже за «железным занавесом», даже в сталинской России, христиане, и они невиновны в том, что произошло между церквами. Это был очень важный шаг. И отмечу, что принят он был в результате петиции русских католиков. Вспомним тот контекст, который отражен в нашей Энциклопедии. Это была депутация русских католиков, живших тогда в эмиграции. Они прибыли в Рим, участвовали в паломничестве и такой духовной программе. И подали петицию Святому Отцу, тогда это был Папа Пий XII, дабы он опубликовал такого рода обращение. Сталин был очень перепуган. Естественно, в Кремле была реакция моментальная. Все это глушили, замалчивали. Была какая-то односторонняя полемика в «Правде». Поэтому, к сожалению, это послание не получило своего развития по ту сторону «железного занавеса». Но мы помним об этом и очень хотели бы напомнить также и нашим радиослушателям.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» были: Тадеуш Кондрусевич — Апостольский администратор для католиков Латинского обряда европейской части России, архиепископ, Игорь Баранов — директор издательства Францисканцев, Алексей Юдин — ответственный секретарь проекта Российская Католическая Энциклопедия, отец Григорий Церох — главный редактор издательства Францисканцев.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире