18 февраля 2002
Z Интервью Все выпуски

«Ни один мужчина не делается другом женщины, если может стать ее любовником». Бальзак


Время выхода в эфир: 18 февраля 2002, 20:08

18 февраля 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Светлана Крючкова, актриса.
Эфир ведет Матвей Ганапольский

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: В разных толстых книгах, которые у нас существуют, где всякие выражения очень великих людей, разные варианты этих выражений, и поэтому нам приходится это собирать Более того, иногда некоторые выражения вроде бы сказали разные люд, поэтому мы смотрим всего 5 книг, мы выбираем по большинству, и поэтому приблизительно в собирательном виде это выражение приписывается Оноре де Бальзаку и звучит так: «Ни один мужчина не делается, не становится другом женщины, если может стать ее любовником». Человек, сыгравший очень много ролей в театре, прекрасная актриса, которой я стоя аплодировал в «Вишневом» саде в Большом драматическом театре в Санкт-Петербурге, Светлана Крючкова у нас сегодня в гостях, залетная санкт-петербургская птица. Здравствуйте. Еще хочу сказать, что в студии находятся Мария, Алена, Наталья и Лена. Это студентки Независимой школы кино и телевидения, в данном случае они как временно нанятые редактора, им нужно, согласно этой фразе, приготовить доводы как в одну, так и в другую сторону. Мы не знаем, что они там пишут. Мы будем с вами оценивать, и по этому поводу вы будете объяснять мне, как жить. Итак, ни один мужчина не делается другом женщины, если может стать ее любовником. Вот такой мужчина. Но до этого скажите, как Вы сейчас в Москве, что делаете, просто чтобы народ понимал.
С.КРЮЧКОВА: Я нахожусь сейчас в Москве, потому что я репетирую в московском театре имени Гоголя с главным режиссером Сергеем Ивановичем Яшиным очень интересную роль в пьесе, которая называется «Марлени. Стальные прусские девы», это пьеса о Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь, которую как раз именно репетирую я. Вот это такая грандиозная фигура, которую обзывали и подругой Гитлера, и кем только не обзывали. Действие происходит в последний день жизни Марлен Дитрих, так что мы играем старушек. И работаем мы каждый день, и 12-13 марта у нас будет премьера.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: «Мы играем старушек» Вам уже все равно, кого играть.
С.КРЮЧКОВА: А уже не страшно ничего на самом деле. Я так понимаю, что Вы меня как опытную старушку и бывшую любовницу пригласили поговорить именно на эту тему.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Как инженера человеческих душ. Вернее, не инженера, потому что говорят, что вроде как режиссер это инженер человеческих душ или драматург. Вы тогда главный механик.
С.КРЮЧКОВА: На самом деле я всю свою жизнь играла на сцене любовь. А как известно, маска надевается и она прилипает, если она долго носится. Поэтому я играла любовь в разных ее вариантах.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Тогда я считаю, что человек приглашен в студию как раз такой, который нужен. Ваша точка зрения? Согласны ли Вы с этим выражением?
С.КРЮЧКОВА: Не могу сказать «да» и не могу сказать «нет». Я прожила очень длинную и очень интересную жизнь, варианты были у меня различные. У меня есть мужчины, которые никогда не имели со мной вообще никаких близких отношений, они являются моими друзьями. И вообще я больше люблю дружить с мужчинами. Есть люди — когда-то давно, в молодости у нас было некое единение и влечение И тем не менее я считаю, что с честью выйти из такой ситуации, когда кто-то кого-то бросает, а потом сохранять отношения на всю жизнь, — это тоже стоит дорогого, потому что дружба, как и любовь, имеет основой своей доверительность. Человек открывает свою душу навстречу другому, и это есть факт общей биографии, его не вычеркнешь. Поэтому тут надо рассматривать каждый случай индивидуально. Вы помните, как Ахматова писала, когда она писала: «Я не любви твоей прошу, поверь, что я твоей невесте ревнивых писем не пишу» Но у нее есть замечательные строчки: «А этим дурочкам важнее сознанье полное победы, чем дружбы светлые беседы и память первых нежных дней».
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Эти стихи не смутят меня. Я объясню, почему. Мудрец сказал важен не поступок, важна тенденция. Безусловно, нельзя сказать однозначно. Разные бывают случаи, и так бывает, и так. Бывает, что мужчина ищет и дружбу, но можно поставить запятую и сказать если он видит, что секс там не выгорит. Или он ищет секс исходно, просто понимает, что, может, и выгорит. А не выгорит будем дружить. А может быть, потом секс выгорит. Так все-таки, больше да или больше нет?
С.КРЮЧКОВА: Больше, наверно, все-таки да, потому что первичный посыл это все-таки половое влечение, все-таки искра. Потому что для того чтобы все-таки любовь случилась, нужно создать обстоятельства. А если люди имеют возможность только гулять по улицам, то волей-неволей они останутся друзьями. Тут очень много моментов должно совпасть. Но что-то такое должно прозвучать звенящее в воздухе, какая-то такая нота
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Слово «койка». Виртуальная койка.
С.КРЮЧКОВА: Оно должно грезиться. И оно может явиться основанием дружбы без физической близости — душа к душе.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вопрос. На Ваш взгляд, если мужчина первый раз увидел женщину, в кафе познакомился или коллеги говорят — ваша новая коллега Светлана Крючкова. — Добрый день. Вы у нас первый раз? — Да, пришла, вот радиостанция, здесь буду у вас работать
С.КРЮЧКОВА: Это Ваша биография?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это виртуальная. Собирательная крючковско-ганапольская И вот я с Вами разговариваю, такой виртуальный Ганапольский Я рассматриваю Вас как кого в первую секунду?
С.КРЮЧКОВА: Конечно, как женщину.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понятно, что как женщину. Но в каком контексте?
С.КРЮЧКОВА: Я не поняла вопроса.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вопрос понятен очень. Я рассматриваю Вас как коллегу по работе или мне по фигу, что коллега, а для меня важно, в первую же секунду интересно, кину я ее в койку или нет?
С.КРЮЧКОВА: Конечно, не так. Ни в коем случае. Это все случается с первого взгляда. Я встретила Ганапольского — и вдруг У меня так было в жизни, я могу быть откровенно. Я работала в Москве и жила в Москве Я приехала в Ленинград и увидела маленького, рыжего, лопоухого, веснушчатого, он сидел и болтал ножками, потому что не доставал до пола оператора Векслера. Что меня в нем так потрясло, я не могу сказать. И вот от него у меня старший сын. Юры, к сожалению, уже нет на этой земле. И со вторым мужем, с Сашей, с которым я сейчас живу, у меня сын растет, Александр. У меня случилось точно так же: я увидела — и все. А что это такое было? Как это? Есть вещи не называемые Конечно, я иду на работу. Конечно, я хочу увидеть коллегу. Но вдруг что-то такое, как подымается температура: раз и все.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Тут мы с Вами согласились. Во-первых, что поначалу идет этот эротический посыл. Но в конкретном случае при знакомстве с любой женщиной, на ваш взгляд, мужчина прежде всего воспринимает ее как кого?
С.КРЮЧКОВА: На мой взгляд, прежде всего, как женщину. Все-таки не как коллегу, а как женщину.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это во-первых. А во-вторых, как женщину и?
С.КРЮЧКОВА: И потенциальную любовницу, Вы хотите сказать?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Да. Это для меня важно, потому что здесь об этом говорится.
С.КРЮЧКОВА: Естественно, раз он смотрит, конечно, и как потенциальную любовницу.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: «И» или «прежде всего»?
С.КРЮЧКОВА: «И». Это все сидит в нас подсознательно. Потому что даже находясь в таком зрелом возрасте, все равно, когда смотришь на молодых — ах, какой красивый Как я сказала одному артисту вот было бы мне на 25 лет меньше, я бы тебя любила
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Минуточку. Вам 25 лет меньше — это уже совращение малолетних.
С.КРЮЧКОВА: Вижу, что это такой человек, который в определенном возрасте свел меня с ума просто. А сейчас, как Гете писал, дозволено лишь то, что подобает. Сейчас уже не надо этим заниматься, бросаться на молодых
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Во-первых, я Вас люблю. И как актрису я это отметаю: Вы замечательная великая актриса, я по этому поводу ничего не говорю. Я Вас люблю как женщину.
С.КРЮЧКОВА: Спасибо. Но посыл все-таки должен быть обоюдным. Я сейчас репетирую Лени Рифеншталь и погружаюсь в ее биографию. В ее биографии был замечательный такой момент, о котором мало кто знает. Знаменитый Джозеф фон Штернберг, который снял «Голубого ангела», он первоначально подружился и влюбился в Рифеншталь, но она почему-то Он дарил ей сумасшедшие букеты какие-то экзотические, они уезжала в Париж и, не успев войти в комнату, она, уже открывая дверь, видела огромный букет с его записочкой. Штернберг любил Рифеншталь и влюблен был в нее, а Марлен его домогалась, наоборот, и в результате получилось так, что он предлагал уехать Лени, а она не уехала в Америку, осталась в Германии, а уехала с ним Марлен. Вот на чем основывалось? Дружба у нее была со Штернбергом без всякого А с его стороны был посыл. Тут еще нужно, чтобы два человека захотели.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А все совпало. И обычно я очень недоволен, когда все совпадает, но здесь совпало. Я считаю, что мужчина, если он, прежде всего, не воспринимает женщину в коечном аспекте
С.КРЮЧКОВА: то он не мужчина?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Во-первых, он не мужчина, во-вторых, там что-то с психикой либо что-то с физикой.
С.КРЮЧКОВА: Точно, болезнь какая-то присутствует, безусловно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: И вот эти подарки какие-то странные Если уже в третий раз дарят цветочки, значит, цветочки просто уже на его могилу надо класть, фигурально выражаясь. Согласны со мной?
С.КРЮЧКОВА: Нет, не согласна. Хочется поиграть. Женщине всегда хочется поиграть. Вообще любовная игра — это безумно интересно. Это предощущение, предчувствие
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: У меня никогда не получалось, а получалось совсем другое, не было игры.
С.КРЮЧКОВА: «Продлись, продлись очарованье», — продление этого очарования, продление этого момента близости незабываемо, оно ни с чем не сравнимо.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: То есть Вы имеете в виду, что мужчина должен в чем-то останавливать себя, перед тем как кинуть ее в койку?
С.КРЮЧКОВА: Вообще не надо торопиться. «Как драгоценное вино тебя я пью», — тихонечко по глоточку, тихо, наслаждаясь, погружаясь во все в любовь Вообще оргазм общения. Есть такой оргазм.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Не понимаю такого.
С.КРЮЧКОВА: Как?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вернее, понимаю, но конкретно, где?
С.КРЮЧКОВА: Между людьми, между разнополыми людьми
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы имеете в виду разговаривать и ощущать оргазм?
С.КРЮЧКОВА: Конечно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Эта форма мне недоступна.
С.КРЮЧКОВА: Ну что Вы! Если это человек, который понимает тебя с полуслова, с полувзгляда, ты начинаешь слово, а он заканчивает, это такое счастье На самом деле счастье. И редкость большая.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я поймал себя на том, что я открыв рот слушаю Вас. Но это не оргазм.
С.КРЮЧКОВА: Оргазм. Это разновидность оргазма.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но виртуальная тоже. А вот женщины, им нравится чтобы сразу или, как Вы сейчас сказали Это во-первых. И во-вторых, если долго — как говорят, что ты телишься? Если долго дарить цветочки, то, во-первых, она может послать
С.КРЮЧКОВА: Надо чувствовать момент
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А как ощутить?
С.КРЮЧКОВА: Никак. Я была в Испании, и нас повезли на завод шампанских вин. И там был такой момент, который меня совершенно ошарашил, и я тут же перевела это на актерское мастерство, а сейчас это перевожу на любовь. Нам показывали различные стадии приготовления шампанского: вот здесь делается то, вот здесь делается это, вот здесь автомат делает то И вдруг мы заходим в подвальчик, и там бутылочки стоят, и они говорят а вот здесь эти бутылочки стоят, а потом подходит человек, и таких людей у нас всего двое на всем заводе этих шампанских вин, и он в определенный момент бутылочку поворачивает на какой-то там градус. И я говорю на какой-то определенный градус? Он говорит нет, он знает, каждую бутылочку на какой. Я говорю а как он это знает? На что мне сказали через паузу он это чувствует Вот пальцами душой, рукой, нутром, животом он чувствует, какую бутылочку насколько надо поворачивать. Вот вам к дарению цветов, какой момент. А бывает задыхание с первого момента. Раз и в койку. Бывает, ничего в этом страшного нет.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Мы говорим о фразе Оноре де Бальзака: «Ни один мужчина не делается другом женщины, если может стать ее любовником»
С.КРЮЧКОВА: Делается. Бывает такое в жизни.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы встречали?
С.КРЮЧКОВА: Да.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но мы же только что говорили, что эти люди
С.КРЮЧКОВА: Я вам говорила, что разные бывают. Много случаев различных, и слава богу, что мне в жизни разное удалось испытать, и это тоже дружба без каких-либо близких отношений.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но, может быть, Вы не дали шанса.
С.КРЮЧКОВА: Может быть, но в результате это произошло так, как это произошло, это уже можно исчислять десятилетиями, следовательно, подводить какой-то итог.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Мы будем говорить об этом векторе, о мужчине, как он воспринимает женщину. А женщина — мне бы хотелось чуть подробнее. Женщина способна дружить с мужчиной? И кого она видит в мужчине при знакомстве?
С.КРЮЧКОВА: Женщина способна дружить с мужчиной, если у нее нет никаких сексуальных позывов, когда он на него смотрит. Потому что, опять-таки, при первой встрече — все природа, надо следовать природе, все равно самка и самец оценивают, ты самка или ты самец. Они оценивают это по запахам, по внешнему виду и по всяким другим признакам. Безусловно, мы оцениваем друг друга в половом смысле. Нонна Викторовна Мордюкова однажды сказала замечательно: «Я не люблю нынешнее кино, потому что там нет женщин и нет мужчин. Я хочу видеть половые признаки на экране», — не в смысле признаки, порнографию, а чтобы мужчина был мужчиной. В театре это говорили иначе: героя должен хотеть весь зал, все женщины, а мужская часть зала должна хотеть героиню. Вот тогда это точно правильно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: И неважно, что Джульетту играет
С.КРЮЧКОВА: Неважно. Это должна быть такая женственность и такая мужественность, такое очарование и такая притягательность.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А вы, эти, которые сначала с косичками, а потом с амбициями, с желаниями обеспеченной жизни
С.КРЮЧКОВА: Это не про меня.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Косички были?
С.КРЮЧКОВА: Косички были, а желание обеспеченной жизни не про меня.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну, значит, ваш род, ваша порода непостижимая — когда мужчина вдруг вам нравится, а он, вы видите, к вам холоден
С.КРЮЧКОВА: Я ужасная женщина. Я могу подойти и сказать открыто, что он мне нравится.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну, вы сказали. Но вы же не говорите — парень, я тебя хочу. Вы так или иначе
С.КРЮЧКОВА: Слово «хочу» не говорю.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я говорю просто как пример непосредственного предложения половой близости. Я говорю, что вы ему так или иначе, более откровенно или менее откровенно даете понять.
С.КРЮЧКОВА: Это и есть любовные игры.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это любовные игры, о которых мы говорили и которые должны длиться очень долго.
С.КРЮЧКОВА: По-разному.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Напоминаю радиослушателям, что сразу после новостей интерактивное голосование, там все скажете, нечего тут на пейджер объяснять Крючковой, что она понимает, что она не понимает. Она все понимает вообще, и я после этой передачи многое пересмотрю.
С.КРЮЧКОВА: А что я не понимаю, по их мнению?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Они говорят, что Вы, замечательная актриса великая — и чуть подправляют
С.КРЮЧКОВА: Спасибо. А что они подправляют?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А в интерактивном голосовании. Так вот, и этот человек дал вам ясно понять, что на близость рассчитывать нечего. Или не дал понять, а в тот момент, когда вы с ним познакомились, он сказал я Гоша, а вот моя жена Маша. И получился крупный облом. Я знаю, что у женщин в этот момент происходит обида, вдруг приступ злобы на этого человека
С.КРЮЧКОВА: У меня нет этого.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А я не конкретно про Вас. Вы ангел божий, вон крылья
С.КРЮЧКОВА: Нет, я не ангел. Я очень большая грешница. Я всегда повторяю за Вероникой Долиной: «Господи, прости меня молодую» Я очень грешна. Просто дело в том, что я считаю, у меня есть своя точка зрения, и я теперь могу ее вербально просто озвучить: что мое, оно ко мне придет, то, что предназначено. То, что не мое изначально Я фаталистка. Вообще случайных встреч не бывает. Мы встречаем, общаемся и близко общаемся только с теми людьми, которые нам предназначены. И если случается такая ситуация, как Вы сказали, — ну что же, значит, это не мое. Значит, надо как-то уметь более по-философски к этому относиться.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но все равно есть реакция.
С.КРЮЧКОВА: Не обида.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Особенно у женщин. Кстати, они ссорятся потом с этим человеком и мстят ему. Мстят ни за что.
С.КРЮЧКОВА: Не знаю такого.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Есть.
С.КРЮЧКОВА: Нельзя мстить. Во-первых, нельзя делать назло: назло тебе выйду замуж за другого.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: И такое бывает.
С.КРЮЧКОВА: Назло кому-то строить свою жизнь вообще нельзя. Ее надо строить, а не разрушать.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Почему? Мы, например, строим жизнь свою назло общественно-экономическому укладу в этой стране, Вы строите свою жизнь Можно строить жизнь назло.
С.КРЮЧКОВА: Это неправильно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну а что, если бы платили все налоги и если бы выполняли все указания, смогли бы жить?
С.КРЮЧКОВА: Это уже мы пошли в такую социальную сферу, о которой я не люблю говорить. Давайте про любовь.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Видите, вопреки. Все вопреки.
С.КРЮЧКОВА: А Вы знаете, что при знакомстве даже запах человека имеет значение на восприятие собеседника?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Дорогие духи у меня
С.КРЮЧКОВА: Нет, дело не в духах. Каждый человек все равно обладает каким-то своим запахом, ароматом. Опять-таки, мы по природе идем. И в зависимости от того, принимаю я твой аромат, твой запах или не принимаю, от этого тоже есть симпатия или антипатия. Это не обязательно должно плохо пахнуть. Просто что-то другое.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Итак, начинаем интерактивное голосование. Встретившись и пообщавшись с новой женщиной, мужчина ищет в ней прежде всего друга или любовницу? Только без ханжества. Сейчас начнется: «Друга!» Как Вы считаете, как ответят?
С.КРЮЧКОВА: Я думаю, что искренне ответят. Мы же их не видим.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Искренне значит что? Кто больше?
С.КРЮЧКОВА: Значит, конечно, любовницу. Не будем ханжами.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Сейчас увидите. Ну что Вы! Они же у нас все незабудки, горные фиалки. Светлана Крючкова говорит, что вы честные, белые, пушистые и скажете, что любовницу, как оно и есть на самом деле. Но Вы не знаете этих московскую интеллигенцию. Сейчас Вы с ней познакомитесь. Будет «друга» 91 процент.
С.КРЮЧКОВА: Не думаю.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Увидите сейчас. Честно же сказать нельзя, что все смотрят ниже пояса.
С.КРЮЧКОВА: Неважно, что они говорят. Важно, что они думают.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Дело не в этом, они же голосуют.
С.КРЮЧКОВА: Все равно мы приходим к тому, что мужчины и женщины в первую очередь оценивают друг друга как сексуального партнера.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Кстати, скоро к нам присоединится наша семья Кателевских, о которых я вам рассказывал. Там и мама Оля, и папа Игорь.
С.КРЮЧКОВА: Но она может быть товарищем по партии, как Инесса Арманд
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Он может быть товарищ Крупский. Нет, все нормально. Я хочу вам сказать, что мы с великой актрисой Крючковой, тонким знатоком человеческих душ и на сцене эротических моментов, личную жизнь я не затрагиваю, мы считаем, что любовницу ищет, и не надо перед собой кривить душой Какие позорные результаты!
С.КРЮЧКОВА: Пусть те мужчины, которые говорят, что они ищут в женщине друга, пришлют свои фотографии, и мы на них посмотрим.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Там же клиника Будьте один раз искренни.
С.КРЮЧКОВА: Сейчас же все в церковь ходят, крестятся, вот и надо быть искренними.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Одно дело креститься, а другое дело — выпендриваться на пейджер, вы же понимаете, это разные вещи. Вы бы были честны в этом вопросе?
С.КРЮЧКОВА: Думаю, что да. Меня же все равно никто не видит.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ваш прогноз процентов?
С.КРЮЧКОВА: Понятия не имею.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Приблизительно.
С.КРЮЧКОВА: Судя по Вашей реакции что, Вы так возмущены этим ханжеством позорным, тогда 80 и 20.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: То есть 80 друга, а 20 говорят, что любовницу.
С.КРЮЧКОВА: Или 70 и 30.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы их очень на хорошем счету держите. Проголосовало всего 2508 человек, это ой как, это значит, что нас круто слушают сейчас.
С.КРЮЧКОВА: Значит как им интересно, раз они голосуют!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Не знаю, как им интересно. И вот результат. Я Вам говорил, что он будет позорным. Но позорный не в том контексте, который мы представляли, а для нравственности нашей: 16% говорят что друга, а любовницу 84%.
С.КРЮЧКОВА: Молодцы. Большое спасибо. Самое главное — не фальшивить. Искренность — она ценнее всего.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Теперь, после такого позорного голосования мы сейчас услышим живые голоса. Это одна семья времен Владимира Путина. Игорь, Вас приветствует Светлана Крючкова и все, кто собрались в студии. А Вы что считаете?
ИГОРЬ: Я считаю, что, наверно, действительно голосование показало Но не ожидал, что будет перевес таким значительным.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А Ваша точка зрения? Что Вы прежде всего ищете в женщине?
ИГОРЬ: Здесь достаточно сложный вопрос. Дело в том, что
С.КРЮЧКОВА: Рядом жена
ОЛЬГА: Рядом, рядом.
ИГОРЬ: Если сердце мужчины уже занято, то очень трудно найти еще место в сердце.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А Ольга на месте? Ольга, ну их мужчин к черту, давайте поговорим между нами девочками, чего ищет мужчина, прежде всего?
ОЛЬГА: Во-первых, я хотела бы поздороваться со Светланой Крючковой, я ее просто обожаю. Сейчас мы все дружно вспоминали название фильма, где самая любимая моя роль
С.КРЮЧКОВА: «Большая перемена».
ОЛЬГА: И «Большая перемена», конечно, тоже. А вот там, где Вы играете Екатерину П.
С.КРЮЧКОВА: «Царская охота».
ОЛЬГА: Там Вы мне так нравитесь!
С.КРЮЧКОВА: Спасибо
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ольга, не надо уходить от сути вопроса. Короче
ОЛЬГА: Во-первых, я хотела бы послушать сначала мнение мужа
С.КРЮЧКОВА: Они друг друга боятся.
ОЛЬГА: Нет, я бы сказала, что его ответ будет влиять на мой.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Он уже сказал.
ОЛЬГА: Он правильно сказал.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А Ваша точка зрения?
С.КРЮЧКОВА: Не Ваш муж, а любой другой мужчина, кого ищет в женщине в первую очередь любовницу или друга.
ОЛЬГА: Мне кажется, в разных женщинах ищет разное. Есть женщины, которые внушают любовь, а есть женщины, которые
С.КРЮЧКОВА: Которую любить нельзя изначально
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: И лучше с ней дружить.
ОЛЬГА: Внушает какое-то доверие, уважение. С ними можно дружить. Им очень часто не хватает таких женщин-подружек, и очень часто они говорят таким женщинам больше, чем своим друзьям-мужчинам, мне кажется.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Оля, я понимаю, почему Вы говорите. Там все подстроено. Там у вас наш корреспондент Черменский, который делает или сам орет за ребенка.
ОЛЬГА: Просто ребенок так спокойно лежал
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: И вдруг, когда стали говорить о том, что налево, направо, он стал орать.
ОЛЬГА: Да. Его уносит.
С.КРЮЧКОВА: Ребенок — мальчик или девочка?
ОЛЬГА: Мальчик.
С.КРЮЧКОВА: Вот он и проголосовал.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Спасибо вам большое. Теперь идем дальше по жизни нашей. Наши девочки из Школы кино и телевидения мне передали фразу Жванецкого гениальную: «Не умеешь любить сиди дружи». У меня, кстати, вопрос. В первой части передачи Вы сказали, что если не складывается с мужчиной, то не ваше. И вообще, лучше подождать то, что предначертано. Вот есть у Вас в жизни какой-то пример, может быть, у Ваших знакомых, чтобы дружили долгие годы? Это часто бывает сюжетом разных романтических фильмов: и вот они дружили, гордились своей дружбой, дарили друг другу цветочки, гуляния под луной — а после этого вдруг сломались, и обнажились страсти, и получился
С.КРЮЧКОВА: Об этом есть рассказ у Антона Павловича Чехова. Он называется «О любви». Замечательный рассказ. Это трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Вот там как раз рассказано о таких взаимоотношениях, как он был другом семьи, и она была прекрасная мать, и верная жена, и дети, и прожили жизнь бок о бок, и как в последний момент, прощаясь, войдя в вагон — что началось.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Во-первых, вспомним, что вообще такое понятие «друг семьи», например, в русской драматургии 19 века У Вас лично был такой пример?
С.КРЮЧКОВА: У меня такого не было примера. Я еще не так долго живу. Может быть, лет через 20
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, не в собственной жизни
С.КРЮЧКОВА: Я имею в виду, что рядом со мной такого не было.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: У меня был такой пример, это еще в детстве, я это вспоминаю. Во Львове жила некая семья, и вот там муж умер, осталась она одна, и был друг семьи, и долгие годы И после этого, когда я уже оттуда уехал, мама позже оттуда приехала, и она мне рассказала, что еще долго, лет 10 они вот так, а в конце концов оказалась невероятно страстная любовь.
С.КРЮЧКОВА: Но мы коснулись другой темы вообще: ради чего стоит жить, стоит ли жить с тем человеком, которого уже разлюбил, а любишь другого, измена? Это совершенно другая тема.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Почему?
С.КРЮЧКОВА: Я хочу сказать, что есть еще такой тип мужчин, они потрясающе интересны, талантливы, но они не умеют сохранять отношения дружеские после любовных отношений, и если хочешь сохранить такого человека как друга, лучше такой близости не допускать, оставить его просто на всю жизнь
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но это, наверно, и в другую сторону тоже
С.КРЮЧКОВА: Мне кажется, что женщина во многом руководит взаимоотношениями, во многом строит их так, как она хочет, исподволь, аккуратно, незаметно, может быть, для мужчины. Так же, как в семье атмосфера зависит от женщины, так же, мне кажется, и в дружбе, и в любви женщина задает тон, и еще если она обладает великодушием и умением прощать, то совсем замечательно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А кажется иногда, что женщины сами, своим поведением, они, правда, говорят просто, что это природа такая, то есть своим естественным желанием нравиться провоцируют мужчин быть не другом, а именно любовником.
С.КРЮЧКОВА: Безусловно. Кстати, у меня есть пример не старых людей, а молодых. Моему сыну 20 лет. У него есть жена, с которой он живет гражданским браком, она француженка, они живут уже три года. Но у него есть подружки. Причем у него поразительно: до определенного времени были только подружки, а не друзья, не мальчики, а девочки. И есть у него подружка такая Лиза, у которой своя семья и так далее. А вот у него появилась года полтора назад такая подружка, которую он всерьез как человек чистый, честный, открытый воспринимал как подружку. И вдруг я своим опытным глазом старой любовницы вижу, что она-то к нему совершенно неравнодушна и что то, что он принимает за дружбу и понимание душ, имеет под собой совершенно другую основу. Надо сказать, что я приложила все усилия к тому, чтобы ее приходы в дом прекратить.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А француженка осталась?
С.КРЮЧКОВА: Ну, это его жена, я люблю ее, она хорошая девочка очень.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Так я теперь понимаю, почему — чтобы сын не был женат на француженке
С.КРЮЧКОВА: Нет, не поэтому совершенно. Она не богатая совершенно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Сами сказали слово «богатая». Я разве говорил так?
С.КРЮЧКОВА: А потому что как иностранец значит, богатая. Точно так же, как у нас есть богатые, есть с недостатком. Нет, тут дело совсем в другом. Дело в том, что если есть любовь, я считаю, туда не надо вмешиваться никому. Не надо грязными калошами туда лезть. Не ищи от хорошего лучшего.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А у меня такая бумажка, девочки наши приготовили: «нет дружбе» и «да дружбе». И вот я читаю очень интересный тезис из «да дружбе». Говорят, неоконченный роман самый лучший. Дружба между мужчиной и женщиной — роман на всю жизнь, и из-за своей нереализованности там не предполагается финала, который обычно бывает в любовных отношениях.
С.КРЮЧКОВА: Это замечательно, это очень правильно. Я серьезно говорю, что у меня есть два друга, она мужчины, с которыми у меня никогда никаких отношений близких не было. И говорить я с ними могу о том, о чем я не могу говорить, пожалуй, больше ни с кем, и они со мной говорят о том, о чем они больше ни с кем говорить не могут. И это там, в нас, и умирает. Сказал — и все, дальше это никуда не идет.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: То есть это даже большая степень откровенности, чем
С.КРЮЧКОВА: Большая степень откровенности, чем с женщиной даже. Допустим, если мне что-то неясно в отношениях каких-то своих любовных было когда-то, я могла поговорить с одним
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это типичный случай.
С.КРЮЧКОВА: Я разговариваю, и больше того, я то-то точно знаю, что я от него получу ответ более годящийся для ситуации, поскольку он и есть мужчина, и он точнее мне скажет, в чем там дело, и найдет что-то такое
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Еще знаете какой замечательный тезис «да дружбе». Хотя я, конечно, не согласен принципиально, потому что Если мужчина признает в женщине личность, для него возможна и дружба с женщиной.
С.КРЮЧКОВА: Да, можно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Да какая в них личность?
С.КРЮЧКОВА: Это в нас?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Что Вы! Я не о Вас, это выскочило у меня, проговорился случайно.
С.КРЮЧКОВА: А есть мужчина, который просто не умеют дружить с женщиной. Есть мужчина, который считает, что женщина — это существо второго сорта. Как говорят на востоке — благодарю тебя, Господи, что ты создал меня не вором, не убийцей и не женщиной. Женщина — тоже человек. На самом деле, есть такие мужчины, которые женщин не воспринимают как полноценных людей, поэтому дружба уже невозможна.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но с другой стороны мне подают другую бумагу. Видите, у нас тут спор возник. Кстати, я могу согласиться, это продолжение этого тезиса о признании личности. Если в Вас мужчина признает личность, то чаще всего любовь отпадает. Мужчина подспудно боится ярких сильных женщин.
С.КРЮЧКОВА: Это правда.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: И не будем его осуждать, потому что тогда начинается рулеж.
С.КРЮЧКОВА: Ни в коем случае. Каждому дается та ноша, которую он способен нести. Для того чтобы находиться рядом с женщиной личностью, нужно самому иметь очень мощный стержень внутренний. Если человек этого не чувствует и не ощущает в себе, он не сможет общаться на равных.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Тогда получается чемпионат мира. Вот тут, простите, я с Вами не соглашусь. Мы, кстати, обсуждали в одной из давних передач этот вопрос. Мое убеждение такое: либо то, что называется есть такое выражение неакадемичное, но народное: либо баба с яйцами, либо мужик. Здесь не может быть двух мужиков в семье.
С.КРЮЧКОВА: В семье нет.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но мы говорим о семье, мы говорим о любовных отношениях.
С.КРЮЧКОВА: Нет, в семье нет. Но я вам могут сказать, что женщина-личность в семье может вести себя совершенно по-другому. Она личность для тех, кто видит ее за пределами дома. А какая она внутри дома, мы же не видим.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Тогда это другое качество. Это умная личность.
С.КРЮЧКОВА: Да, в общем, в чем-то хитрая.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: В конце концов, это развал.
С.КРЮЧКОВА: Женщина обязательно должна проявлять слабость, которую муж должен видеть. И тогда все уравновешивается.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Мы пересматривали сегодня фильм «Хэллоу, Долли», знаменитый мюзикл с Барбарой Стрейзанд в главной роли. Вот идеал женщины. Как вы помните, у нее супруги иногда даже просят разрешения вот у этого ушедшего супруга, она говорит дай мне право на новую любовь. Но как она хитростью Очередная сваха, известный расхожий сюжет — как она хитростью добивается нового мужа, говорит, что он будет счастлив со мной
С.КРЮЧКОВА: Женщина это качество не называет для себя хитростью.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А как?
С.КРЮЧКОВА: Я не знаю. Тонкостью скорее, чем хитростью.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это тонкость у вас?
С.КРЮЧКОВА: Это наша женская тонкость.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Давайте подводить итог. Согласились, что по половому признаку все оценивается, а дальше уже какой вариант? Как бог на душу положит, это в основном Ваш вариант: мое или не мое
С.КРЮЧКОВА: Но это не как бог на душу положит. Просто если это явно не мое, то не надо. Не надо бороться, не надо вообще ни за что бороться. Я противница того, что я борюсь за любовь, я борюсь за человека. Не надо это делать. Твое он твое. Руками ты никого не удержишь и никого не притянешь. Это неправильно. Здесь действуют гораздо более нежные и тонкие связи, мне кажется, и законы. Не надо бороться ни за кого. Все твои друзья останутся при тебе, и те, кто тебя любят, тоже будут с тобой, кому суждено тебя любить, равно как и твоя любовь, даже, может быть, когда-то ушедшая. Есть же, которые кого-то любили, а потом разошлись и всю жизнь любят, и живут, и детей рожают, а помнят эту любовь Это все факты биографии, это и есть судьба человека.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я хочу сказать вот что в заключение, совсем не о нашем разговоре. Хотя, дорогая Светлана, я Вас люблю и благодарю, что Вы пришли в нашу программу, и хочу Вам сказать, что это было почти 50 минут счастья для меня — общаться с Вами. Вы, безусловно, не личность, и не умна, и это все понятно, это по определению Но кайф же был, был же оргазм разговора, во всяком случае у меня. Я хочу сказать радиослушателям вот что: если такая эта женщина в эфире, то какая она на сцене!
С.КРЮЧКОВА: Я думала, ты скажешь — какая она в постели.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Извините, закон о средствах массовой информации не позволяет мне. Очередное предупреждение от Лесина, от министра печати, и мы закрыты. Я вам хочу сказать, что пойдите в театр, и как только вы увидите фамилию, что Светлана Крючкова играет — идите и смотрите, потому что это будет настоящая феерия.
С.КРЮЧКОВА: Это будет непредсказуемо.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Тем более для мужчин, которые придут. Независимо от того, что они сидят в зале.














































М.ГАНАПОЛЬСКИЙ:

















Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире