9 января 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Юрий Пузырь директор Центра физического воспитания Московского комитета образования.
Эфир ведет Антон Орехъ.

А. ОРЕХЪ — В «Справочном бюро» у нас директор Центра физвоспитания Московского комитета образования Юрий Пузырь. Юрий Павлович, добрый вечер.
Ю. ПУЗЫРЬ — Добрый вечер, уважаемые коллеги, друзья, наши радиослушатели.
А. ОРЕХЪ Давайте мы с вами начнем с того, что хоть у взрослых, слава богу, праздники все закончились, все, что положено отгуляли. Но у детей каникулы еще неделю продолжаются. Вот в этой связи, что еще в эти дни каникулярные, 4 дня, будем так считать, наши детишки успеют совершить, где попрыгать, поскакать активно, отдохнуть и каким-то образом укрепить здоровье перед следующей четвертью, она всегда тяжелая, там переход от зимы к весне, просто физически это было сложно, все-таки школа у меня в памяти еще сохранилась.
Ю. ПУЗЫРЬ Программа у нас очень обширная, всего более 100 мероприятий пройдет по округам столицы. Дети уже участвовали во многих спортивных мероприятиях. К сожалению, погода в Москве нестабильная, так же как и во всем мире, и она вносит свои коррективы. К сожалению, наше центральное мероприятие, Рождество на Воробьевых горах, которое должно было состояться 7-го числа, у нас спортивная часть не состоялась из-за морозов, которые, конечно, внесли коррективы, и мы не смогли провести интенсивную спортивную часть этого праздника, но дети участвовали в культурно-развлекательной части праздника. И, по-моему, получили удовольствие. А вообще, во всех округах у нас есть своя программа насыщенная, где проводятся забавы на снегу. Это мини-слалом, лыжи, лыжные гонки, игры подвижные на снегу. Ну, и, естественно, традиционные виды, такие как единоборства прошли, допустим, чемпионат Москвы среди школьников по каратэ и таэквондо. Сейчас очень популярны различные виды, это шейпинг, аэробика. Вот по всем этим видам, которые популярны у детей, мы в каникулярный период проводим свои массовые спортивные мероприятия и соревнования.
А. ОРЕХЪ Как можно узнать о том, где что происходит? Вот, например, у меня округ Фили-Давыдково. Ну, детей у меня не то что маленьких, вообще пока никаких нет. Но если бы вот я как родитель захотел их куда-нибудь отправить, скажем, в эти выходные? Вот каким образом мне это узнать можно, потому что афиш я не вижу, каких-то там объявлений красочных где-то на заборах или на столбах тоже нет. Каким образом это можно узнать?
Ю. ПУЗЫРЬ В каждой школе у нас есть информация по спортивной программе зимних каникул. Дети это прекрасно знает. Ну, а тот, кто хочет принять в региональных каких-то мероприятиях, может позвонить. В частности, у нас детско-юношеский клуб физической подготовки «Арена», который отвечает за эти вопросы в Западном округе. Там есть программа этих состязаний. Можно узнать весь перечень мероприятий спортивных, которые проводятся в округе Западном среди школьников.
А. ОРЕХЪ А какого-нибудь общего справочного телефона не существует, куда можно было бы позвонить? Что-то типа единой справочной?
Ю. ПУЗЫРЬ Единая справочная 915-72-53. Это Центр физвоспитания комитета образования. Там мы дадим подробную информацию по всем мероприятиям спортивным, которые со школьниками проводит комитет образования.
А. ОРЕХЪ Что-нибудь крупное еще до конца каникул планируется такое масштабное, типа того, что у вас сорвалось из-за мороза на Рождество?
Ю. ПУЗЫРЬ Да, но  очень крупное мероприятие. Мы готовимся к центральному тоже мероприятию, которое венчает зимние каникулы, и венчает ушедший год. Мы 15-го числа в Государственном концертном зале «Россия» подводим итоги нашего спортивного года, у нас состоится рождественский бал юных спортсменов образовательных учреждений Москвы. Проводит это Московский комитет образования. У нас примут участие в этом мероприятии более тысячи наших юных спортсменов, и мы вручим призы лучшим спортсменам года, которые занимаются в учреждениях образования Московского комитета, и после этого игры, конкурсы, аттракционы и дискотека. Выступают ведущие артисты. Те, которые популярны среди молодежи. То есть, мы ожидаем очень интересное спортивно-массовое художественное мероприятие, которое понравится нашим ребятам.
А. ОРЕХЪ Вы сейчас сказали о подведении итогов спортивного года, которое 15-го числа у вас планируется. Вы в рамках своей деятельности, в том числе, и ваш комитет, Центр ваш, в рамках Московского комитета образования, он занимается все-таки больше школьным физвоспитанием или туда входят детско-юношеские спортивные школы, центры олимпийского резерва, и так далее? Это единая система?
Ю. ПУЗЫРЬ Наша основная цель это, конечно, учебный процесс, и система дополнительного образования по физвоспитанию. Но вот составляющая большого спорта в последнее время, поскольку она популярна среди молодежи, все больше и больше места в нашей программе находит. И поэтому вот мы чествуем таких выдающихся наших юных спортсменов, это уровень чемпионы и призеры, победители чемпионатов и первенств мира, Европы, России. То есть, таких у нас в прошлом году около 200 человек ребят мы выявили, и этим направлением будем активно заниматься в дальнейшем. То есть, открывать свои отделения спортивных школ, отделения в детско-юношеских клубах физической подготовки, которые будут работать вот по высшему спортивному мастерству. Это наша перспектива работы. Ну, а главная наша цель, конечно, это здоровье наших детей, это учебный процесс по физическому воспитанию, наша учебная программа, урок физической культуры, и система дополнительного образования. Это кружки, секции в общеобразовательных учреждениях и детско-юношеских клубах физической подготовки, в наших Дворцах творчества, которые занимаются в том числе и спортивной работой.
А. ОРЕХЪ Ну, главное, чтобы тут не было перекоса, потому что детско-юношеские школы, это мы готовим людей уже скорее к профессиональному спорту, хотя не все потом из них становятся олимпийскими чемпионами. Может быть, к сожалению, но это нормально. И чтобы не страдало школьное воспитание.

А. ОРЕХЪ Александр задает грустный вопрос, но я думаю, что это актуально не только для него, но и для многих других, к сожалению: «у меня незрячий сын, ему 5 лет. Хочу, чтобы сын занимался спортом, но не знаю, какие виды спорта приемлемы для незрячих. Где можно узнать об этом подробнее?» Ну, и вообще, от себя я добавлю, где для детей с физическими недостатками, которые хотели бы заниматься спортом, у нас детей-инвалидов вобщем, немало, это не секрет, вот каким образом они могли бы эту свою тягу реализовать? И вобщем, это тоже одна из форм досуга для них очень важная, чтобы чувствовать себя полноценным человеком.
Ю. ПУЗЫРЬ Совершенно верно. Этими детьми мы занимаемся, у нас есть детские дома, школы-интернаты для детей, которые имеют ограниченные возможности различные. И в этих наших образовательных учреждениях активно работают спортивные секции, буквально по всем видам спорта. Вы знаете, что в мире существуют Параолимпийские игры, и система физической подготовки и спортивной подготовки для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и, в частности, на балу юных спортсменов мы чествуем эту категорию наших детей. У нас есть победители олимпиад и для слабослышащих и для слабовидящих детей, то есть, для детей, которые имеют ограниченные возможности дорога в спорт не закрыта. Пожалуйста, позвоните по телефону 915-69-60, и мы вам дадим более подробную информацию относительно вашего мальчика, потому что там есть специфика, и возраст, и ваше местожительство. То есть, мы вам подскажем, куда обратиться для того, чтобы он мог совершенствовать свою физическую подготовку. Мы постараемся вам помочь. Но вообще это направление спортивной деятельности у нас активно формируется и существует в учреждениях специальных, детские дома и школы-интернаты.
А. ОРЕХЪ Давайте мы к школьному непосредственно физвоспитанию обратимся. Сколько у нас сейчас в школе часов? Вот когда я заканчивал учиться в конце 80-х годов, у нас было 2 урока физкультуры в неделю. Что сейчас, больше, меньше, в каком виде это существует?
Ю. ПУЗЫРЬ Да, Антон, к сожалению, это уже печальная традиция, ей более 80-ти лет, еще Совнарком принял решение о введении двух уроков физкультуры. И, в принципе, по программе школьной, по учебному плану, у нас так и остается два урока физвоспитания. Но в последнее время ситуация сдвигается в положительную сторону. Учебные планы, которые формируют регионы, в частности, Москва, они имеют довольно-таки большой диапазон для творчества, и в частности, в базисном учебном плане московском существует школьный компонент, так называемый. И вот в нашем плане, в приказе, который дает комментарий к этому документу, комитет образования рекомендует часы школьного компонента отводить на двигательно-активные формы, в частности, на физическую культуру и спорт, танцы, аэробику, шейпинг, и так далее. И вот по нашей статистике, за последнее время уже более 20% образовательных учреждений имеют 3 и больше часов на физическую подготовку. А это один из основных критериев повышения двигательной активности ребят и, соответственно, улучшения их здоровья. Вот этот временной фактор играет очень большую роль в совершенствовании физического здоровья наших детей.
А. ОРЕХЪ Ну, еще по поводу программы, непосредственно того, чем они занимаются в течение этих двух или даже трех часов, потому что я вспоминаю, как было у нас. Мы приходили, физрук нам говорил, так, ребята, сейчас, значит, прыгаем через козла, потом мы полезли по канату. Я, например, честно скажу, не умел лазить по канату. Зачет по канату я так в итоге и не сдал. Через козла я прыгал тоже плохо. Потом, вторая четверть, помню, это была гимнастика, тоже надо было что-то где-то кувыркаться, причем самой подготовки как таковой не было, надо было приходить, и, если не сдавать, то, по крайней мере, это демонстрировать каким-то образом. Сделать это было кому-то под силу, но кто-то более физически развит от природы, или, может быть, занимается, кто-то нет. И, вобщем, это получалось не физическая культура, а только вот думали какую-нибудь справочку достать, не сходить на нее. Чем сейчас на уроках занимаются, помимо того, что вы сказали? Теперь это более гибко выглядит, но вот по наполнению, что называется?
Ю. ПУЗЫРЬ Антон, спасибо за вопрос. Я вас прекрасно понимаю, к сожалению, жизнь так устроена, что нам приходится заниматься очень часто тем, что нам не нравится. В частности, в образовании есть любимые и не любимые предметы. Вот по нашим данным порядка 30% наших детей, которые обучаются в общеобразовательных учреждениях, они в двигательном плане просто относятся к категории талантливых детей. Естественно, им традиционная физкультура не очень интересна, потому что уровень их подготовки выше. Порядка 50% у нас нормально развитые дети, и вот где-то 20% это дети, которые имеют недостаточную физическую подготовленность, к ним нужен определенный подход. Выявив эти критерии, и имея в руках в качестве инструмента тест-программу мэра Москвы, как мы ее назвали, это система, которая позволяет оценить уровень физической подготовленности каждого ребенка, мы стараемся внедрить личную ориентированную физическую подготовленность. То есть, учителям физической культуры мы рекомендуем в начале года провести тестирование, и давать физические нагрузки, и уделять больше времени на те виды физической подготовки, которые у ребят меньше получаются. И вот так, моделируя учебный процесс, корректировать физическую подготовленность детей. То есть, мы пытаемся выйти из замкнутого круга, который регламентируется программой. А программа в основном построена на отдельных видах спорта, это легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры, спортивные игры. Это элементы единоборств, футбол, баскетбол, волейбол, то есть, традиционная система физической подготовки, принятая в нашей стране. Кстати, она весьма эффективна, если сравнивать с программами физвоспитания других стран, но вот нам не хватает время, конечно, и инвентаря, оборудования, и количества квалифицированных специалистов, которых несколько лет назад мы наблюдали большой отток из системы физического воспитания, наши активные люди уходили в другие виды деятельности, где более привлекательная зарплата, но сейчас более-менее этот процесс стабилизировался. И вот новые технологии и методологии мы уже можем внедрять в наших общеобразовательных школах. Вот мое мнение, что в значительной мере повлияет на этот процесс то, что по программе инвестиционной, которая проходит в городе только в этом учебном году более 200 учреждений наших получит совершенно новые комплекты спортивного оборудования для зала, которое дает педагогам больше возможности реализовать себя как мастеров именно нашего предмета и дать больше и более углубленные знания и навыки по предмету физической культуры.
А. ОРЕХЪ Какие сейчас у детей есть возможности заниматься этим вне класса? То есть, я помню, мы с нашим физруком в школе договорились так, что мы  сделали ключ от зала просто, и мы приходили перед уроками, очень любили играть в баскетбол, мы приходили где-то за час до занятий, правда мы уже к первому уроку такие хорошие были, веселые, и мы просто играли. После уроков он тоже нас пускал, мы тоже там могли играть, что-то делать. Вообще, насколько есть сейчас возможность у детей внеклассно, вне школьной программы чем-то еще в школе заниматься? Вот вы говорили об инвентаре, а есть ли время для этого?
Ю. ПУЗЫРЬ Понятно, спасибо. Ну, это очень прекрасно, что у вас был интересный досуг, но, к сожалению, просто проведение времени в спортивном зале пользы не  дает. Нужен обязательно педагог, и нужно обязательно дозированная нагрузка, то есть, для каждого человека объем и интенсивность выполнения физических упражнений, вот ключ к успеху повышения уровня физической подготовленности.
А. ОРЕХЪ Извините, что я перебью, просто почему я об этом спрашиваю. Во дворах сейчас у нас не осталось ни спортивных площадок практически, все что было, заняли или гаражи, или просто на пустых местах строят дома, там один к другому. И кроме школьного зала детям просто побегать в свое удовольствие, в футбол поиграть, еще там во что-то, у них просто нет этой возможности. Школа, может быть, это единственное то место, где они смогут свою энергию выплеснуть таким образом.
Ю. ПУЗЫРЬ Да, наша идеология вот на этом как раз и построена. Тот комплект оборудования, мы его специально разработали и привязали его к методике преподавания, и он хорош тем, что он способен обеспечить как учебную работу, так и дополнительное образование. Мы рекомендуем нашим школам, нашим учителям и подвижникам предмета во внеучебное время переходить на формы спортивного клуба, то есть, идеология такая: каждая школа после учебного дня должна стать спортивным клубом. И вот перечень этого спортивного инвентаря и оборудования позволяет культивировать около 20-ти направлений физической подготовки. Это от легкой атлетики, спортивных игр, шейпинга, аэробики, то есть, различных видов гимнастики, и так далее. То есть, если есть специалисты и оборудование, спортивный зал вполне может удовлетворить фактически любой интерес наших ребят. Но нужен специалист, необходимо время, и энтузиаст, который бы проводил эту работу. Но также не секрет, мы сейчас упорядочиваем эту систему, у нас более 60% учреждений есть те или иные секции спортивных единоборств. Но пока они развиваются где-то даже бесконтрольно, потому что тренеры играют на популярности восточных особенно единоборств, и взимая плату, проводят эту работу, но мы сейчас эту работу упорядочим, и я думаю, что все-таки дети найдут свои интересы в спортивных залах. И будут заниматься активно во вне учебное время, продолжать свое образование в области физической культуры.
А. ОРЕХЪ Я думаю, что это невозможно будет сделать эффективно без квалифицированных специалистов, которые и нагрузки будут дозировать, и программы будут, может быть, не разрабатывать, но творчески подходить к ним, каким-то образом их корректировать с учетом тех конкретных детей, которые у них есть в классах, в группах. В связи с этим вопрос, сколько сейчас у нас получают учителя физкультуры примерно в среднем, и где и как их готовят?
Ю. ПУЗЫРЬ У нас несколько лет назад открыт при московском педагогическом городском университете Институт физической культуры, мы возлагаем на него большие надежды, у нас есть Российская государственная академия физической культуры, малаховская академия, и ряд факультетов при педагогических вузах. Но, к сожалению, анализ прихода молодых специалистов говорит о том, что только единицы после окончания перечисленных мною вузов, кроме нашего целевого Института физической культуры, приходят в школу в качестве учителей физкультуры. То есть, пока авторитет этой профессии недостаточно высок, а финансовое обеспечение учителей, которые проводят по 6 иногда даже по 8 часов активной физической работы и высокоответственной, она, конечно, не соответствует тем затратам энергетическим даже, которые учителя физкультуры несут. Ну, средняя заработная плата это 2,5-3 тысячи, обычно наши учителя работают на 1,5, а то и на 2 ставки, то есть, работают на износ, и здесь вот вопросы качества имеют очень большое значение, и не всегда выдерживается нашими педагогами в результате того, что они имеют большую педагогическую нагрузку.
А. ОРЕХЪ Ну, видимо, есть и кадровые проблемы серьезные. Зинаида, например, пишет, что у них в школе 518 и в некоторых соседних вообще нет физкультуры. То есть, я просто так понимаю, что там нет учителя просто, иначе как это может быть.
Ю. ПУЗЫРЬ Да, я думаю временное явление, потому что бывает, но это жизненные такие формы. Ушел, заболел учитель физкультуры, бывает. 518-я, я зафиксировал себе, мы посмотрим, кто там замещает.
А. ОРЕХЪ Вы посмотрите Зинаиде, чтобы она не волновалась, все-таки дело серьезное.
Ю. ПУЗЫРЬ Хорошо, спасибо, Зинаида, за подсказку.
А. ОРЕХЪ Хорошо. Спасибо, что пришли к нам.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был Юрий Пузырь директор Центра физического воспитания Московского комитета образования.
















Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире