30 ноября 2001
Z Интервью Все выпуски

Обсуждение в третьем чтении проекта бюджета-2002.


Время выхода в эфир: 30 ноября 2001, 15:08

30 ноября 2001 года
В прямом эфире «Эха Москвы» Николай Харитонов, руководитель Агропромышленной депутатской группы Госдумы РФ.
Ведущий эфира Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН — Добрый день! У нас в гостях Николай Харитонов, руководитель Агропромышленной депутатской группы Госдумы РФ.
Н. ХАРИТОНОВ — Добрый день!
С. БУНТМАН — Сегодня вы выдвинули предложение о том, чтобы не рассматривать в третьем чтении проект бюджета. Предложение было отклонено, там вышел скандал. Что вы такого сказали Морозову-то, что вас слова лишили? За что это? Что это такое вообще?
Н. ХАРИТОНОВ — Ну, я, во-первых, то, что я сказал Морозову, на одной встрече я президенту России Путину сказал Владимир Владимирович, во все времена Россию губило лизоблюдство и угодничество, уйдите от этого, покажите с первый шагов своей работы в качестве президента РФ, что всевозможное лизоблюдство и угодничество для вас не существуют, вы живете только интересами страны, для вас страна это каждый регион, частичка необъятной нашей РФ. И сегодня я вынужден был сказать, вот тогда, когда на мое предложение сегодня не рассматривать эту финансовую конституцию для РФ, закон о бюджете на 2002 год, снять его и доработать, спустя несколько дней вынести на рассмотрение. Вы знаете из опыта работы парламента прошлых лет, мы ее принимали и в феврале, и в марте, и в апреле. И страна жила и работала. По одной той причине, что изначально, вы знаете, я думаю, что Америки не открою, вот под политический вальс Мендельсона на наших глазах сыграна политическая свадьба, и по сути дела, разные по политическим взглядам, на предвыборной агитации, вы помните, 1999 года, избирательные кампании «Отечество», «Единство» и примкнувшие к ним «Народный депутат» и «Российские регионы», и, безусловно, ЛДПР, изначально рассматривая бюджет 2002 года, правительство сделало упор именно на эти 4 фракции с условием того, что 260 голосов эти 4 фракции контролируют, т.е. любое законодательное пожелание, любую законодательную инициативу, по сути, через Госдуму можно провести. И тогда, когда мы увидели подготовленные поправки в третьему чтению, а это учет мнений и пожеланий депутатов, избранных от той или иной территории, мы просто пришли в ужас.
С. БУНТМАН А в чем состоят эти поправки? В чем по сути? Вот, понятно, правительство может рассчитывать на свое большинство в парламенте, это форма, скажем так. А вот по сути? Что вы не хотели, чтобы прошло в бюджете?
Н. ХАРИТОНОВ — У нас в ГД 450, плюс-минус 10 выходит-выбывает депутатов. Мы представлены независимо от нашего политического окраса, мы представляем территории. В данном случае, я представляю 124-тый избирательный округ, это Барабинск Новосибирской области. И например меня шокировало то, что около 50 поправок, которые несут на себе финансовые инвестиции, вот, Саратовская область, например, всего предполагается 27 новых школ начать строительство, то 6 школ начинают строится в Саратовской области
С. БУНТМАН — Сколько всего
Н. ХАРИТОНОВ — Всего 27 школ, 6 из них в Саратовской области. Я вообще удивлен. На сегодняшний день, мы знаем, что в абсолютно либеральной экономике Саратовской области принят закон о купле-продаже земли, и вдруг такая нужда в бюджетных деньгах.
С. БУНТМАН — Это именно имеются в виду те школы, которые строятся из федерального бюджета?
Н. ХАРИТОНОВ — Да, из федерального бюджета напрямую. И многое другое.
С. БУНТМАН — Т.е. в основном у вас замечания по тому, что социальные программы неравномерно распределены?
Н. ХАРИТОНОВ — Абсолютно неравномерны. Потому что и моя территория, которую я представляю, и территории других депутатов левого толка, КПРФ, аграриев и ряд независимых, работает население, платит налоги, т.е. доходообразующая часть бюджета просчитывается в масштабах всей России, а возврат ущербно. Ну, и плюс неудовлетворение строкой, что касается раздела «Сельское хозяйство, рыболовство». Я пытался, хотел задать председателю правительства вопрос: почему, 11 месяцев прошло, а на лизинг, приобретения техники в рассрочку, 5 млрд., вдумайтесь, из бюджета 2001 года еще не отправлены? Прошло уже 11 месяцев!
С. БУНТМАН — Это на приобретения техники для
Н. ХАРИТОНОВ — В рассрочку, в лизинг. Для сельских товаропроизводителей.
С. БУНТМАН — Для сельского хозяйства соответственную технику?
Н. ХАРИТОНОВ — Да. И в добавок ко всему нам раздали по сути предложение по переносу финансирования на более поздний срок. А это называют как предварительное секвестирование бюджета, где предполагается в сумме почти 69 млрд. рублей унести на поздний срок. Так вот, там по разделу «Сельское хозяйство, рыболовство» 4,5 млрд. тоже предполагается в 4 квартале только отдать.
С. БУНТМАН — Какого года, 2002?
Н. ХАРИТОНОВ — Да, 2002 года. Национальная оборона, дорожное строительство, финансовая помощь бюджетам других уровней ветвей. Но сельское хозяйство, 4,5 млрд. от строки раздела «Сельское хозяйство, рыболовства» составляет 25%, четвертая часть, самое большое. Вот поэтому я был возмущен и от имени Агропромышленной группы заявил, что необходимо все-таки сегодня не рассматривать. Но все остальное, наверное, вы слышали, видели.
С. БУНТМАН — Ну, да. Кроме того, что там вышел скандал, можно так сказать, и вас лишили слова.
Н. ХАРИТОНОВ — Ну, это на усмотрение. Лизоблюдство и угодничество, можно посмотреть словарь Даля, там ничего оскорбительного в адрес Морозова не было сказано. Ну, 12 млрд. для Татарстана, в свое время именно Татарстан был освобожден от налогов в федеральный центр, и сегодня 12 млрд. для выравнивания бюджетов, наверное, многовато.
С. БУНТМАН — Мы продолжим после новостей. Николай Харитонов, руководитель Агропромышленной депутатской группы Госдумы РФ, наш гость.
НОВОСТИ.
С. БУНТМАН — У нас в гостях Николай Харитонов, руководитель Агропромышленной депутатской группы Госдумы РФ. Николай Михайлович, я просто напомню, что вы говорили, что ваша группа и вы как депутат ГД, представитель своего региона, вы как раз в числе замечаний, претензий к бюджету это неравномерное распределение и социальных расходов в бюджете по регионам.
Н. ХАРИТОНОВ — Председатель правительства Касьянов, практически не скрывая, в своем выступлении дословно сказал кто больше голосует за правительственные законопроекты, тот больше получает из бюджета. поэтому это цинично. Ну, по статусу о депутате, по законам мы практически все равны, в том числе, и при работе над бюджетом. Я считаю, что тот государственный подкуп, который произошел за счет бюджета депутатов ГД, в определенном направлении они оказались обласканными правительством за свою, так сказать, будем говорить, соглашательскую позицию, и практически голосуя без всякого обсуждения порой в правительственных законопроектах, они сегодня обласканы. А я думаю, что это предельно некорректно. Вот, например, левые, имея в предыдущей Думе 106 голосов, мы себе никогда не позволяли подобного. Мы считали и считаем, что Россия, независимо, кого она делегировала в российский парламент, территория для депутатов, она везде одинакова со своими проблемами.
С. БУНТМАН — Скажите, а как по-вашему, если не за верность правительству или за верность тому-то или чему-то, это не критерий, это мы уже договорились, а по каким критериям должно распределяться в регионы федеральное? Как вы говорите, вот есть ведь регионы, где и рыночная экономика, и есть свои способы зарабатывать. Вот как должна распределяться, как должно рассматриваться распределение расходов по регионам?
Н. ХАРИТОНОВ — Мне думается, а я наверняка убежден, что все территории абсолютно представили свои расчеты. На сегодняшний момент абсолютно правы, что отдельные регионы, а не просто 89 регионов РФ, они абсолютно друг на друга не похожи. Различен уровень экономических отношений, в целом состояние народно-хозяйственного комплекса, в том числе и агропромышленного. Поэтому здесь требуется индивидуальный подход. Поэтому удивляет, когда мы видим в поправках в правительстве РФ, например, 4 территории, вот, более 20 объектов, начала новых объектов. Башкортостан 27 на 150 млн., Московская область 44 на 544 млн., Москва 48 объектов на 814 млн., Саратовская область под 40 объектов на страшные суммы. Поэтому мы считали, что нельзя так относиться к территориям, даже независимо, что черезчур, сверхлояльные депутаты той или иной политической группы. Мы же говорим, что независимо где проживает гражданин России, он честно работает, платит налоги, поэтому отношение должно быть, исходя из состояния социальных показателей, народно-хозяйственного комплекса на текущий момент в той или иной территории. Поэтому мы же видим, что отдельные территории сегодня даже вот те задачи, особенно добавка зарплаты в бюджетной сфере, отдельные территории прямо просят федеральной поддержки. Прямо криком кричат, потому что может повториться ситуация 1995-1997 годах, когда месяцами задерживали зарплату, особенно в бюджетной сфере. Поэтому намерения правительства, президент увеличить зарплату в 1,9, в 1,8 раза
С. БУНТМАН — А зависимости от категории.
Н. ХАРИТОНОВ — Это похвально. А вытянут ли этот груз субъекты РФ? Ну, некоторые вытянут, а другие могут и не вытянуть. Значит, это будет создана социальная напряженность.
С. БУНТМАН — Да. С другой стороны, как вы считаете, нужно ли поощрять регионы, и каким-то образом подталкивать для того, чтобы они могли сами зарабатывать и сводить свой бюджет на плюс, а даже не на ноль?
Н. ХАРИТОНОВ — Вы абсолютно правы. Ну, нам как законодателям необходимо создавать законодательную базу. И в то же время правительство абсолютно вот дозировать должно финансовую нагрузку тем или иным регионам, исходя из той ситуации, которая сегодня происходит в регионе. Если по каким-то политическим склонностям губернатора, законодательного собрания будет правительство исходить, только это лишние очаги социальной напряженности, гражданской напряженности. А так нельзя. Бюджет РФ, закон о бюджете, он должен случить всей России, а не отдельным избранным группировкам, политическим группам, фракциям ГД.
С. БУНТМАН — Хорошо. Как вы себе представляете, вот если бы, например, прошло бы ваше предложение сегодня, как вы себе представляли процедуру и Я понимаю, что в говорите о прошлых годах, когда бюджет принимался Бог знает когда. Не знаю, согласимся все-таки, что это не очень хорошо. Но вот как можно было бы динамично достаточно, оперативно пересмотреть бюджет с точки зрения вашей и вашей группы?
Н. ХАРИТОНОВ — Ну, во-первых, сегодня в правительстве имеются заявки с территорий, абсолютно реальные, что они просят и что они доказывают и требуют. И не случайно вчера на встрече с Кудриным 2 фракции и группы это КПРФ и аграрники, мы просили подготовить к сегодняшнему заседанию, к утру подготовить конкретно, в разрезе каждого депутата и каждой территории те бюджетные ассигнования, которые полагаются, исходя после принятия в третьем чтении закона о бюджете. К сожалению, этой информации у нас нет. Мы уже добровольно, в общем-то представляете, какие фолианты бумажные нам выдали
С. БУНТМАН — Да, естественно.
Н. ХАРИТОНОВ — Мы, в общем-то, по отдельным территориям выбрали для себя. И я вам скажу, что просто ужас. Вот, например, я по Новосибирской области просил рабочий поселок Коченево, это Новосибирская область, недалеко от города, родильный дом Кстати говоря, в первом послании президента именно демографическая ситуация жестко прозвучала из уст президента Путина. Но, к сожалению, на этот роддом никаких капвложений нет. А вот новое строительство, кстати, этот объект уже строится около 10 лет, а вот по каким-то политическим соображениям в какой-то другой территории мы вот в знак благодарности открываем новое строительство. Это абсолютно не по-хозяйски, вкладывать там деньги. Тем более, что мы прекрасно понимаем, что президент Путин принял в общем-то Россию с разбитым экономическим, будем говорить, и народно-хозяйственным комплексом, и нет сегодня денег, мы все прекрасно понимаем. И сегодня пытаться вот таким путем заигрывать с депутатами. Я прекрасно понимаю, что этих депутатов, может быть, готовят под выборы 2003 года. Но такой путь, он ведет в никуда.
С. БУНТМАН — Напоминаю, что Николай Харитонов, руководитель Агропромышленной депутатской группы Госдумы РФ, у нас в гостях. Тоже вот по деятельности Думы здесь есть несколько вопросов. Вот, ряд вопросов по амнистии. Очень часто амнистия вызывает реакцию такую вот, как в этом послании: «Страну накрыл девятый вал преступности, а народные депутаты принимают очередную, 5-ю или 6-ю амнистию». Объясните, пожалуйста. Вы голосовали за амнистию?
Н. ХАРИТОНОВ — Там в общем, за амнистию, там порядка 20 тыс. женщин, матерей, молодых девушек, которые сегодня находятся в местах лишения свободы. Мы считаем, я вот частенько бывают и в своем округе, и в масштабах России в колониях. Поверьте мне, сегодня когда заходишь в места лишения свободы, в основном присутствует молодежь, и ребята, и девчата. И вот каждый день пребывания в местах лишения свободы это не плюс этому человеку в душу, в сердце, в мозги. Мы посчитали, что на этом этапе все-таки необходимо со стороны государства проявить гуманность. Проявить гуманность, несмотря ни на что. Не от того, что там мест не хватает, хотя я вам скажу, что в камерах, там, где может быть 8-10 заключенных должно находиться, особенно в камерах предварительного содержания, по 15-20, двухъярусные нары, по очереди спят. Это все я видел воочию. Поэтому я считаю, что вот, у нас сегодня находится чуть более миллиона в местах лишения свободы, вот, чуть более 20 тыс. сегодня амнистия коснется. Она коснется лиц, вот, женщин, девушек. Мы считаем, что государство должно время от времени протягивать гуманную руку в надежде, что человек опомнится и больше не будет совершать правонарушений.
С. БУНТМАН — У меня еще вопрос. Вы, насколько я понял из сообщений наших коллег и информационных сообщений, 21 числа вы тоже предлагали не рассматривать, например, такой, на мой взгляд, важный закон как о военном положении. Причем закон важнейший. И тоже пока не будет бюджет рассмотрен. Ведь почему вы связываете одно с другим? И вот важнейшие законы сейчас
Н. ХАРИТОНОВ — Ну, вы правильно говорите, о военном положении, судебно-правовая реформа это законы, которые требуют не 226 голосов, которые практически гарантируют, я назвал «Отечество», «Единство», «Народный депутат», «Регионы России», а конституционный закон это 300 голосов. Прекрасно понимая, как разворачивается работа вокруг поправок, вокруг закона о бюджете, это не торг. Это попытка привлечь внимание к себе правительства, потому что и судебно-правовая реформа, и закон о военном положении, о введении военного положения в стране это очень нужные законы. И мы хотели через этот шаг, по сути, привлечь внимание правительства. О военном положении мы отклонили закон, тем самым дав понять, что без нас, без левых 300 голосов не наберется. Но все-таки прекрасно понимая, что судебно-правовая реформа просто необходима, как раз вот то, о чем говорил слушатель как-то бороться надо с преступностью, делать суды независимыми и многое другое там прописано в законе.
С. БУНТМАН — Систему исправительную надо тоже
Н. ХАРИТОНОВ — Да. Мы все-таки пошли по принципу умный первый подает руку. Мы не стали срывать принятие этих законов. Вот, сделали первый звоночек правительству, что обратите внимание на проблемы, на нужды депутатов слева. Мы судебно-правовую реформу, это инициатива президента, мы приняли, проголосовали. В том числе и я голосовал «за». Но к сожалению, сегодня то, что мы услышали, увидели, и когда сам председатель правительства сказал, что те депутаты, которые голосуют за правительственные законы, значит, больше получат по бюджету, это прямой торг, что недопустимо абсолютно на государственном уровне. Правительство должно отстаивать интересы в масштабах всей России.
С. БУНТМАН — Скажите еще, пожалуйста, вот как вы намереваетесь действовать в дальнейшем? Вот у нас все-таки парламент, а не демократический централизм, когда подчиняются воле большинства, кто проголосовал. Как будет ваша группа, как ваши союзники левых фракций, как вы считаете, вести себя по отношению к бюджету? Какую вы политику будете вести?
Н. ХАРИТОНОВ — Я думаю, что в конце сегодняшнего заседания, левые, не исключено, что и наша в целом Агропромышленная группа, будем голосовать против. Это будет форма нашего отторжения той политики, которую проводит правительство по отношению ко всей Госдуме, а точнее, к избранным депутатам. Безусловно, у нас остается единственное оружие это трибуна Госдумы, это встреча с избирателями, это дальнейшая законотворческая деятельность. Я думаю, что мы всеми законными доступными мерами будем все-таки доказывать, что таким путем, так поступать нельзя.
С. БУНТМАН — Одна символическая вещь сегодня произошла сегодня награжден был первый президент России Борис Ельцин орденом «За заслуги перед Отечеством» первой степени. Как вы относитесь? Уже человек переизбран, сейчас находится фактически на пенсии. Как вы относитесь к награждению? Потому что я думаю, что и у вашей фракции, и у многих граждан России есть много вопросов, что называется, к Борису Николаевичу.
Н. ХАРИТОНОВ — Я думаю, что если прямо поставить вопрос, вот за развал СССР в Беловежской Пуще, этот развал принес стране, всем странам сегодня бывшего СССР, много бед, огорчений, и по сегодняшний день мы заливаемся кровью. Я считаю, что в этой ситуации можно было бы обойтись и без ордена.
С. БУНТМАН — Понятно! Спасибо большое! Что же, будем следить за тем, как происходят события в Госдуме. Какой первоочередной все-таки, за который бы обеими руками проголосовала бы, закон, ваша депутатская группа? Скажем, по непосредственной вашей деятельности?
Н. ХАРИТОНОВ — Я бы хотел проще, ну, наверное, подошло время принимать какой-то один-единственный закон, который бы правительство было бы в какой-то степени обязано исполнять. Те законопроекты, которые были приняты, это не я придумал, это ученые, 2200 законопроектов, подсчитали ученые, необходимо, чтобы Россия вошла в нормальную рыночную экономику. Сегодня 1500 мы где-то приняли. Поэтому напрашивается принятие одного единственного закона, чтобы все те законы принимались.
С. БУНТМАН — Закон об исполнении законов, да?
Н. ХАРИТОНОВ — Вот, а я вам скажу, в советское время после принятия любого закона выходило постановление правительства «О развитии исполнения» того законопроекта, который был принят. А на сегодняшний день, если вам говорить об агропромышленном комплексе, один бы закон сегодня о государственном регулировании агропромышленного комплекса сегодня бы исполнялся, и больше бы почти законов никаких не надо!
С. БУНТМАН — Спасибо! Николай Харитонов, руководитель Агропромышленной депутатской группы Госдумы РФ, был у нас в гостях.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире