'Вопросы к интервью
14 декабря 2015
Z Интервью Все выпуски

Дни Эрмитажа и вокруг


Время выхода в эфир: 14 декабря 2015, 15:25

Дни Эрмитажа отмечают неделю, почти два десятилетия, как самую ожидаемую дату главного музея страны. К Дням готовятся, разве что не шьют дамы-сотрудницы наряды в пол – некогда, да и нынче это удовольствие крепко бьет по карману.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский 7 декабря отчитался перед Святой Екатериной, отметил лучшие выставки года, вспомнил Владимира Юрьевича Матвеева, многолетнего своего заместителя, ушедшего в мир иной в завершающемся году, вручил сотрудникам Эрмитажа Гранты Фонда Потанина,

И как сказал в интервью нашей радиостанции М.Б.Пиотровский «... открыли замечательную выставку Екатерина II и Станислав Август. (Станислав Август Понятовский, последний король

Польши, был другом и фаворитом Екатерины, потом взошел на польский престол, долго был королем, затем принял первую Польскую конституцию, при нем произошли и восстания, и раздел Польши, а далее уже жизнь в изгнании в Петербурге. Похоронен был в соборе Святой Екатерины. Так что у нас и День Святой Екатерины, и Екатерина Вторая, и собор Святой Екатерины. Окончательно похоронен в Польше.

Выставка посвящена эпохе Просвещения. Она так и названа «Эпоха просвещенных монархов». Все сложные политические истории и интриги внутри, а снаружи – эпоха Просвещения, это коллекции, которые собирали и Екатерина, и Станислав. Все монархи собирали тогда одно и тоже. – художники одни и те же, одни и те же дилеры и торговцы, которые подбирали им коллекции. Коллекция Екатерины более-менее сохранилась, коллекция же Станислава частично в России, частично — в других местах и мы ее собирали кусочками

Это, в общем, такая сравнительная биография в контексте классицизма, который и для Польши, и для России, и для Франции, и для Англии тогда был новым, тогда начиналось увлечение классическим искусством. И всё, что

было тогда в Италии, в Греции стало классическим образцом для жизни и вкуса Европы.

Мы делали выставку вместе с польскими коллегами. Сначала это должно было быть частью перекрестного Года Россия — Польша, но потом этот год был торжественно отменен. Но мы ничего не стали отменять – мы, вообще, ничего не отменяем в своих планах по возможности. Сделали сначала выставку сами, а потом наши польские коллеги из музея «Королевские Лазенки» присоединились к нам, также как и директора литовских музеев, так что такое получилось художественно-культурное немного политическое мероприятие, которое в очередной раз показало, как мы наводим мосты.

М.Пешкова: Станет ли День Эрмитажа еще одним праздничным днем в Вашем городе?

М.Пиотровский. Мы только предложили городу, чтобы День 7 декабря, он же День Святой Екатерины, он же День Эрмитажа стал городским праздником. Губернатор подписал распоряжение, предстоит еще юридическая процедура, потом нужно занести в реестр. И главное, что мы предлагаем, в этот день проводить такое трехмерное шоу на Дворцовой площади, как мы делали в прошлом году, которое надо делать вместе с городом, самим это сделать невозможно.

М.Пешкова: В который раз так торжественно отмечают Дни Эрмитажа?

М.Б.Пиотровский: Дело не в торжественности, а а в том, что этот праздник мы придумали потому, что никакого Дня основания Эрмитажа не существует. И лет двадцать тому назад, (надо сказать, что в этом была большая роль Владимира Юрьевича Матвеева), об этом мы подумали и решили, что надо как-то праздновать День Святой Екатерины и надо как-то отмечать День рождения Эрмитажа

Ведь нет никаких указов: когда купили коллекцию, известно, что во второй половине 1764 года. И мы решили. что самое правильное — День Екатерины Небесной, покровительницы музея вполне для этого подходит. В любом случае в музее это надо отмечать.

И так мы начали отмечать День Эрмитажа, это не День рождения Эрмитажа, это Дни Эрмитажа. Они идут все семь дней. 7 декабря — День Эрмитажа, 8 декабря День друзей Эрмитажа, 9 декабря — День Святого Георгия, День Георгиевского зала. Все эти двадцать лет делаем и концентрируем вокруг этих дат самые разные события, такие как доклады, отчеты, подведение итогов, награждения, так и стараемся сделать самые эффектные выставки и завершение разных проектов.

В этом году мы представили после реставрации замечательный Малый Тронный Петровский зал, грандиозную тонкую реставрацию бархатных панелей и узоров на них, длившуюся пять лет.

Мы в этом году представляем экспозиции в нашем Фондохранилище. Мы открываем залы Жака Липшица — великого скульптора ХХ века в Главном штабе, мы провели Большой вечер друзей Эрмитажа. Мы открываем выставку Сергея Левицкого, замечательного фотографа ХIХ века, может быть, лучшего русского фотографа до ХХ века. Мы открываем выставку «Механических диковин» — разных музыкальных автоматов, которые отреставрированы нашими мастерами.

Таков целый набор событий в Георгиевском зале, в том числе и награждение сотрудников Эрмитажа, которые получили благодарности Президента за работу. Вот такой комплекс торжественных и торжественно-художественных мероприятий примерно проходит в течение двадцати лет, это праздник, который всегда с нами. потому что мы его сами себе придумали.

М.Пешкова; Эрмитаж стал глобальным музеем, что под этим следует понимать7

М.Б.Пиотровский: Первый этап завершен. Эрмитаж стал глобальным музеем, который сегодня во многом определяет музейную моду: музейные спутники, открытие принципиально новых фондохранилищ — это все Эрмитажем введено вместе с другими коллегами, но мы были пионерами.

Мы стали глобальным музеем, который реально присутствует во всем мире.

Следующий этап – расширять все это дальше. Мы есть, но нам надо больше быть в Петербурге: работа над экспозицией в Бирже,, мы делаем экспозицию и в Главном штабе, мы делаем экспозицию и в Новой Деревне, мы строим Публичную библиотеку, все это новое, это немного новый этап во всем мире. Это такой Петроградский период, и мы стараемся больше открыться городу, музей в Бирже – музей Геральдики, государственных наград и символики будет общественным местом с большими церемониальными пространствами, в которых будут совершаться разные общественные дела. Главный штаб, его первый этаж – это городской форум. Кроме того, сам Главный штаб используется для самых разного рода мероприятий и музыкальных, и торжественных, общественных и прочих. Сейчас здесь будет проходить Культурный форум, юридический проходит, концерты, прошел вечер Чурлёниса, мы объявили начало года Чурлёниса в Эрмитаже и т.д.

Библиотека будет публичной, т.е. для города и мира, сейчас обратим большее внимание на город. Это следующий этап укрепления Большого Эрмитажа.

М.Пешкова. Как Вы уложитесь в бюджет 2016 г , ведь он невелик?

М,Б.Пиотровский; Ну что значит «невелик», ведь у нас никогда не было такого бюджета, ни в одном музее России – 6 млрд в 2015г, будет 5 млрд в следующем году. Он невелик. Во-первых, мы бьемся, чтобы он был больше, потому что у нас много проектов. Такого бюджета никогда не было, это около 65 миллионов долларов. Такого бюджета не было у Эрмитажа за 250 лет, кроме последних трех лет в связи с 250-летием. Это не значит, что нам хватает, но значит, что для многих наших проектов деньги есть, а для других – будем доставать.

М.Пешкова: Знаю, что Эрмитаж сам зарабатывает деньги. В этом плане что будет?

М.Б. Пиотровский: Эрмитаж зарабатывает 25% своего бюджета. Это довольно стойкая цифра, как и должно быть. Ничего особенного в этом плане не делается: мы зарабатываем это билетами, разного рода услугами, мероприятиями, некоторые стоят достаточно дорого, потому что они эксклюзивные, это и благотворительные взносы, иногда компенсации за выставки – это мало, потому что часть выставок Эрмитажа коммерческая, потому что коммерчествость выставок ставит их под удар всевозможных экономических санкций..

М.Пешкова; Не могу не спросить об охране музея.

.

М.Б.Пиотровский: Когда у нас пытались сократить полицию, мы все-таки правильно подняли большой скандал и шум. И решения были изменены. Мы предложили частичную охрану музеев, и она приняла у нас меньше полиции, но полиция есть, вообще ходят военные патрули по музею, мы усиливаем всю систему безопасности, мы создали новую систему, новые конструкции, никогда не бывает совершенства, я думаю мы движемся в правильном направлении.. Проходят разные учения, мы хорошо координи— руем работу.

М.Пешкова: Вы стали победителем «Музейного Олимпа», что значит эта премия?

М.Пиотровский: Музейный Олимп — петербургская премия, на самом деле это большое признание, мы получили ее за празднование 250-летия, таким образом, оно было высоко оценено самыми суровыми судьями, то есть другими музеями. А они, как известно, относятся сурово друг к другу. Получили премию за «Выставку года». Лучшей выставкой признана выставка Захи Хадид, великого британского архитектора. Действительно хорошо и с большими усилиями, и с преодолением многих препятствий сделана прекрасная выставка, которая, я думаю, стала не просто событием в музейной, но и в культурной, и в архитектурной жизни страны.

«Музейный Олимп» — это уже старая петербургская традиция, каждый год музеи друг у друга выбирают самое лучшее. Надо сказать всегда очень строгие формы. Получив за 250-летие, было бы как-то смешно не дать музею которому исполнилось 250.

М.Пешкова: По поводу переименования Восточного крыла Главного штаба. Будет плебисцит?

М.Пиотровский: Нет, не будет никакого плебисцита. Мы все-таки живем в очень примитивной стране. Я говорю, что мы будем готовы воспринимать всякое предложение по поводу названия, что уже начинается. Это конкурс. Плебисцит – я думаю, у нас слишком много неправильных слов в русском языке. Мы просто готовы выслушать предложения тех, кто хочет, не считая их какими-либо авторскими, потому что тут уже начинается конкурс. Предложений может быть примерно семь, и по каждому из этих семи человек 100 предложений примерно одних и тех же. Нам интересно, может быть кто-то предложит что-то такое, что выходит за пределы этих семи возможных .предложений, . Это у нас по-простому: у кого есть какие-то сведения нам сообщить, мы ждем .

М.Пешкова: Чем завершилась Ваша поездка в Казахстан?

М.Б.Пиотровский: Мы договорились, что регулярно будем проводить Дни Эрмитажа. А Дни Эрмитажа — мы не строим все на примитивном подходе, показать вещь, собрать публику. поставить галочку Мы строим на комплексном подходе: выставка, какие-то лекции, но обязательно какие-то мастер-классы. Сейчвс у нас никаких вещей не было, но был потрясающий мастер-класс у профессионалов со всего Казахстана. Они собрались и слушали, что делают наши реставраторы, и как они это делают.

И мы делаем это в разных городах мира и России.

Здесь мы обмениваемся мнениями, как работает наш

музей, как он работает глобально. Это все и для

музейщиков хорошо, и для непрофессионалов тоже, потому что это рассказ о важнешем явлении культуры, которым является, в частности, музей Эрмитаж.

И мы договорились, что такие встречи будем проводить регулярно, раз в два года, наверно, они будут каждая иметь свою тему. Например, следующая тема будет «Археология кочевнических империй», а последующей темой могут быть военные музеи, рассказ о военной истории через предмет. Вот такие будут теоретическо-практические Дни Эрмитажа, которые возникли у нас. Об этом мы договорились, что было принято казахскими коллегами на ура.

P.S.
И вновь Эрмитаж и его Генеральный директор Михаил Пиотровский уже принимают гостей – участников IV— го Культурного форума. И множество вопросов, о которых шла речь в интервью Михаила Борисовича станут предметом обсуждения на форуме в секции музеев, которую возглавляет Михаил Борисович – это и защита памятников и коллекций, уже пришло сообщение, что Эрмитаж поможет в восстановлении разрушенной Пальмиры, речь также шла о правах культуры, о чем часто и надолго забывают многие. Тема экономики культуры занимает умы музейных работников многих стран, чтобы государство поддерживало культуру, партнерство в этой непростой для экономики эпохе тоже станет предметом обсуждения. Словом, самый крупный музей страны, один из авторитетнейших музеев мира, насчитывающий свыше 3-х миллинов экспонатов, исполняя свои главные функции – собирательскую, научную и просветительскую делится опытом с итальянскими коллегами, вбирая все лучшее, что достигнуто ими в музейном деле. А перед глазами кадры из «Русского ковчега» Александра Сокурова, три века русской истории. Господи, как хочется очутиться в этом музейном пространстве в эти дни!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире