Т.Фельгенгауэр Это радиостанция «Эхо Москвы». Мы добрались до Ижевска. Александр Плющев, Татьяна Фельгенгауэр. И нас встречает здесь глава Удмуртии Александр Соловьев. Здравствуйте, Александр Васильевич!

А.Соловьев Добрый вечер!

А.Плющев Добрый вечер! Начнем с проблем, если вы не против, не с самого, может быть, приятного. Мы прочитали, что госдолг Украины вырос на 9 миллиардов… Украины… Боже мой! – одна Украина…

Т.Фельгенгауэр Все о своем, Саша!

А.Плющев Удмуртия, конечно же, прошу прощения. …Вырос на 9 миллиардов, составил 36 миллиардов сейчас вроде бы, как мы выяснили. И дефицит — больше 20%. Республика входит в число 20 регионов в дефолтном состоянии. Как в этой обстановке вы себя чувствуете как глава региона, и как будете решать эти проблемы?

А.Соловьев Я думаю, что, во-первых, не самая худшая республика. Даже если из 20 этих регионов, то мы, наверное, выше всех…

Т.Фельгенгауэр То есть вы балансируете на грани дефолта или нет?

А.Соловьев Я думаю, что нет. Я не знаю, почему такая информация. Во-первых, у нас дефицита 20% нет. Буквально недавно в июне месяце мы внесли изменения в бюджет Удмуртской республики и сократили расходную часть бюджета на 2,7 миллиарда рублей. Сегодня у нас дефицит порядка 10%.

Т.Фельгенгауэр А долг?

А.Соловьев А долг соответствует высказанному Александром.

Т.Фельгенгауэр То есть почти 40 миллиардов.

А.Соловьев Я думаю, что даже долг сегодня меньше. Почему – потому что в прошлом году мы получили первые 7 миллиардов на погашение кредиторской задолженности перед коммерческими банками. 7 миллиардов мы в прошлом году загасили. Я думаю, что в ближайшее время нам Минфин России еще поможет.

И те обязательства, которые складываются в этом году, — а суммы погашения примерно у нас около 10 миллиардов – это кредиты взятые у банка ВТБ, «Сбербанка». Я думаю, что мы их погасим вместе с Минфином России – помогут. Это складывалось не сегодняшним днем. Это складывалось в 2010, 11-м, 12-м годах, когда ситуация была тяжелая, надо было выживать – брали кредиты. Вкладывали в облигации. И вот все это накапливалось. Все равно, так что, бюджет не мог расплатиться сиюминутно или в течение года. Постоянно перехватывались: гасили там – брали в другом месте.

А.СОЛОВЬЕВ: Если президент подпишет указ о твоем назначении исполняющим обязанности – и сложнее намного идти на выборы
Думаю, что не такая уж и страшная ситуация в республике. Если говорить сегодня об экономике этого года, 2015-го, естественно, конечно, те санкции, которые были наложены на Россию… Тем более, у нас ведь в Удмуртии военно-промышленный комплекс ВПК очень большой, объемный, и, естественно, коснулось и Удмуртии. Это такие как «Калашников», «Ижевский механический завод». «Актион-холдинг», это электромеханический завод. Но, тем не менее, итоги работы полугодия все-таки показали, что мы плюсом. Пусть небольшой этот плюс – 0,4%, но, тем не менее, это плюс.

Т.Фельгенгауэр Вы обратили внимание на оборонно-промышленный комплекс. С одной стороны, идут санкции, и от этого страдает экономика региона, но, с другой стороны, мы знаем, что заказ от федеральных властей существует и он существенный. Не помогает, не спасает, недостаточный этот заказ?

А.СОЛОВЬЕВ: Ответственности хватает, работы тоже хватает. Тот, кто, действительно, живет интересами своих избирателей
А.Соловьев Вы знаете, в экономике любого субъекта есть свои минусы, есть свои плюсы. У нас сегодня самым большим налогоплательщиком является «Удмуртнефть» и «Белкамнефть». Там произошло падение в цене на нефть, и, естественно, мы недополучили бюджет Удмуртской республики по налогу на прибыль примерно около полутора миллиардов рублей – это очень значимая цифра. Поэтому я и хочу подчеркнуть, что нефтяники в основном… Но, тем не менее, да, вы правильно сказали: заказы есть на предприятиях, рост объемов есть на наших предприятиях. Думаю, что итоги 9 месяцев покажут себя, и думаю, что у нас будет ситуация еще лучше.

А.Плющев Удмуртия занимает, опять же по моим не самым точным данным, 43-е место по рейтингу инвест-климата не самое последние тоже – где-то в середине российских регионов, получается, но далеко не самый первое. Как собираетесь привлекать деньги из других регионов, может быть, из-за рубежа? Я слышал, у вас есть какая-то хитрая методика коэффициента полезного действия министров республиканского правительства – там количество привлеченных денег и частных инвестиций.

А.СОЛОВЬЕВ: Миграция кончилась. И вот итоги полугодия 2015 года показывают, что у нас приток порядка 150 человек еще
А.Соловьев Есть у нас такой подсчет. Вот буквально полугодие закончили. Мы поговорили об инвестициях, тех, которые привлекают министерства. Ведь мы говорим не только о промышленности. Мы говорим, что также социальная сфера должна находить инвесторов и тоже заниматься этим делом. Подведя итоги, хочу сказать, в целом инвестиции в республику поступили больше, хоть мы и на 43-м месте. Почему? Потому что, действительно, коль задача поставлена, идет оценка работы министерств, и лично министру, они занимаются.

У нас сегодня существует здесь проект концессионный, это частно-государственное партнерство: мы строим мост через Каму. А там у нас не только один мост, там у нас четыре даже моста. И проект стоит 14 миллиардов рублей.

Очень хорошо пошли наши директора в отношении импортозамещения. Начали искать. Уже не ждут ничего, и работают и очень эффективно. Работает эффективно Ижевский электромеханический завод, Сарапульский радиозавод, Сарапульский конденсаторный завод. Они уже нашли и продолжают эту работу, понимаю, что никто не придет и не поможет, надо заниматься самому.

Также хорошо у нас работает по импортозамещению и село. Мы начали выпускать свои сыры. Мы сегодня делаем очень много продуктов уже новых, перерабатываем молоко. И, если говорить в целом по селу по Удмуртии, мы практически обеспечиваем сами себя продуктами питания на сто процентов. И мы уже сегодня из Удмуртии вывозим в 53 субъекта Российской Федерации наше переработанное молоко. Это и кефир, и сметана, и творог и все прочее.

Поэтому, я считаю, что этот временной фактор… если мы сегодня поймем все без исключения, что нам ждать нечего, надо заниматься самим – у нас есть люди, которые, действительно, импортозамещением занимаются плотно.

А.Плющев А скажите, пожалуйста, насчет рейтинга. Очень интересно, может быть, этот опыт будет как-то перенесен, я имею в виду на федеральный уровень… Не рейтинга – а коэффициента министров. У вас кто самым полезным из министров оказался в привлечении инвестиций?

А.СОЛОВЬЕВ: Мы внесли изменения в бюджет Удмуртской республики и сократили расходную часть бюджета на 2,7 миллиарда руб
А.Соловьев Министр строительства. Это я считал, во-первых, мост. И мы же увеличили объемы строительства жилья даже в этой ситуации на 18% по сравнению с прошлым годом. Я думаю, что следующее у а нас после министерства строительства – министр транспорта и дорожного хозяйства.

Т.Фельгенгауэр Богатая тоже отрасль.

А.Соловьев Богатая, да! Богатство наше в чем – мы очень хорошо и долго не обращали внимания на дороги. А, когда в прошлом году мы сделали так, что ни рубля, ни копейки из дорожного фонда, не связанные в экономике по другим вопросам, не стали забирать, а сказали, полностью и целиком… и стали нашим городам помогать в отношении благоустройства городов. А у нас еще пять городов здесь в Удмуртии. В общем, это очень хорошо получилось.

И, когда мы говорили о социологии, представляете: 2014 год, берем социологию и показываем, что самая больная проблема и самая головная боль – это дороги. Не секрет, все на транспорте практически…

Т.Фельгенгауэр Да мы сами к вам, знаете, в автопробеге, поэтому про дороги можем рассказать. Кстати, они лучше, чем мы думали. Нас многие пугали качеством дорог. Оказалось – лучше.

А.Соловьев Татьяна, мы прошлый год работали очень хорошо.

Т.Фельгенгауэр Саша так и сказал: свежая дорога.

А.Плющев Местные жители, с которыми мы уже успели пообщаться насчет дорог, они сказали, что «да, вы приехали летом, а, если бы вы приехали весной, после зимы – дороги каждый год как после Второй мировой», — говорят они.

А.Соловьев Я с жителями не со всеми согласен, но есть, есть.

А.Плющев Так обычно бывает.

А.Соловьев Отрицать эту проблему нельзя, потому что 7 тысяч километров дорог на балансе, но бюджет все равно немножко слабоват. Это благодаря еще Владимиру Владимировичу Путину – то, что он дал деньги дополнительные. Но у нас одно – удвоение строительства. В этом году мы выходим на отметку — примерно 103 километра будет ввода, то есть удвоение мы сделаем.

А.СОЛОВЬЕВ: Мы построили удмуртский национальный театр, там идут репетиции и спектакли на удмуртском языке
Я вчера, в пятницу был в Набережных Челнах – там проводилось совещание, проводил Бабич. Там были три федеральных министра: был Новак, был Мантуров и был Соколов. Так вот, я ему сказал: «Нам важно еще одну проблему решить. Деньги выделили, но сегодня, может быть, не столько надо строить субъектам, сколько надо ремонтировать старые дороги, сохранить автомобильную сеть». Поэтому, — я говорю, — кроме строительства надо Владимира Владимировича попросить о том, чтобы все-таки ремонт был внесен туда же, в обязательные…

Т.Фельгенгауэр Я напомню, что сегодня мы встречаемся с главой Удмуртии Александром Соловьевым. По поводу транспорта. Не только к вам на машине можно добраться, но и прилететь на самолете. Но у вас монополист в авиаперевозках.

А.Плющев «Ижавиа».

Т.Фельгенгауэр «Ижавива». Планируете как-то обратить внимание на то, что, наверное, нужно расширять эту сферу?

А.Плющев Мне проблема знакома. Отсюда жаловались лет, наверное, семь назад. Я думал, что с тех пор как-то решилось.

А.Соловьев Жаловались на что?

А.Плющев Что только «Ижавива» летает.

А.Соловьев Нет, у нас еще летает «РусЛайн» — есть такая структура. Они тоже один рейс в день делают. У нас сейчас надо проблему решать по «Ижавиа», она стоит и, в общем, огромная: с 2011 года уже мы были в плане по ремонту взлетной полосы, а она федеральная собственность. Поэтому этим вопросом тоже надо заниматься.

К нам приезжают, предлагают услуги. Я уверен, что это, может быть, будет и цена билетов подешевле, но надо отремонтировать. Может скоро – вот еще год-два — и у нас закроют наш аэропорт.

Т.Фельгенгауэр Вам сначала надо сделать аэропорт…

А.Соловьев Совершенно верно.

А.Плющев И это зависит от федеральных властей, потому что они владеют полосой.

А.Соловьев Да, это их.

А.Плющев А как обстоят дела с открытием в аэропорту Ижевска международного терминала? Спрашивали нас тоже жители, несколько прямо людей сказали: «Спроси обязательно про международный терминал».

А.СОЛОВЬЕВ: Закона о языках в Удмуртской республике не было. В 2006г. его приняли. Главные языки – русский и удмуртский
А.Соловьев Мы его начали строить, и он в принципе под крышей. Но он законсервирован сейчас, потому что мы не добились разрешение на строительство этого терминала. Сейчас моя задача – убеждать федеральное руководство, что терминал Удмуртии нужен. Мы постоянно увеличиваем пассажироперевозки. В прошлом году у нас было где-то около 250 тысяч человек, в этом году у нас уже 350 тысяч человек летает. Поэтому нам надо этот терминал делать.

А.Плющев Когда – как вы ощущаете?

А.Соловьев Я готов, у нас все материалы подготовлены, все бумаги. Я уже в Росавиа слетал, мы уже разговаривали с ними, но сейчас все упирается в одно: встреча должна быть моя либо с Медведевым – он принимает решение – либо с Владимиром Владимировичем Путиным. Другой никто не принимает решение.

Т.Фельгенгауэр Про национальную политику еще с вами хотела поговорить, потому что в республике представлены более ста национальностей. Здесь, какие особенности, потому что сохранить какую-то национальную самобытность, чтобы у людей самоидентификация сохранялась? Есть какие-то специальные программы в республике?

А.Соловьев Вас, Татьяна, мне надо было забрать. Буквально только что я встречался с нашей большой общественной организацией, которая называется «Удмурт Кенеш». У нас сегодня было человек 60. Как раз они меня всего… почему я и к вам, наверное, к семи опоздал только из-за того, что они меня там пытали прямо чуть ли не каленым железом.

Т.Фельгенгауэр Что, так все плохо?

А.Соловьев Нет, не все так плохо. Потому что у нас закон о языках был принят еще, по-моему, в 2006 году. А сейчас несколько меняются подходы у удмуртов по одной простой причине. Вот аппетит, говорят, приходит во время еды…

Т.Фельгенгауэр Как было – как стало? Просто, чтобы понимали наши слушатели.

А.Соловьев Во-первых, вообще, закона о языках в Удмуртской республике вообще не было. В 2006 году мы его приняли и сказали, что самые главные языки – это русский и удмуртский – все. И мы начали каким-то образом, потому что все-таки 30% сегодня удмуртов сегодня проживает на территории Удмуртской республики. В основном 60% — это русские, и другие национальности есть: татар 5%. И они начали у нас предлагать, что вот тут школа должна быть удмуртская, здесь должна быть школа удмуртская, здесь…

Т.Фельгенгауэр А языку учат в школе сейчас.

А.Соловьев Я сейчас остановлюсь на этом. Мы сказали: слушайте, мы создали сегодня одну большую Удмуртскую гимназию имени Кузебая Герда. И только там удмуртские языки. Там могут и русские изучать удмуртский язык, и татары могут изучать удмуртский язык. Мы пошли по такому пути, что давайте, вот школа есть – если родители написали, собрали заявления о том, что тут должен быть удмуртский класс – бога ради! У нас ведь нет того, чтобы не хватало учителей удмуртского языка или еще что. Мы такое же предложение сделали и детским дошкольным учреждениям, но к великому сожалению, повторюсь, что родители почему-то не пишут заявления. То ли они решили, что они знают удмуртский язык, а детям необязательно. Но, тем не менее, мы начали увеличивать финансирование этих школ и детских дошкольных учреждений. И кое-где у нас такие классы стали появляться, и в детских дошкольных учреждениях группы детей.

Мы построили удмуртский национальный театр, там, где сегодня идут репетиции на удмуртском языке и спектакли на удмуртском языке. Мы отправили порядка десяти наших… в училище имени Щукина – там они учились, закончили и приехали. Мы создали им условия для жизни, дали квартиры бесплатно. Ну как бесплатно – на определенное время: если они не проплатят, значит, квартира будет не их. Но, тем не менее, это очень большой срок: пять лет дали.

Мы построили музей на улице, «Лудорвай» называется, он тоже удмуртский. Поэтому сейчас они мне говорят: «А нам бы еще что-то удмуртское». Будем думать, будем что-то решать. Ведь сегодня мы не говорим, что нет, и у нас нет каких-то притязаний… Нам говорят, что «извините, Александр Васильевич, в структуре Государственного совета депутатов мало удмуртов, во власти мало удмуртов». Когда мы подвели, подсчитали – это неправда. Если 90 депутатов мы берем, то практически 28 человек удмуртов. Ну, это разве… это же никакой не прижим…

Т.Фельгенгауэр Заметное представительство.

А.Соловьев Тем более, если мы говорим о членах правительства, то их четыре человек удмуртов из 12-ти. У нас сегодня депутат в Госдуме Мусалимов Николай Николаевич – удмурт.

Т.Фельгенгауэр Удмуртов не притесняют.

А.Соловьев Ни в коем случае!

А.Плющев Вообще, люди из республики уезжают? Есть отток населения в соседние регионы, в Москву?

А.Соловьев Вот впервые мы в 2014 году получили приток наоборот. Вроде и количество небольшое – 295 человек всего, но для нас это был великий праздник. Миграция кончилась. И вот итоги полугодия 2015 года показывают, что у нас приток порядка 150 человек еще. Я думаю, что в этом году у нас будет рост.

Я думаю, что первое: повлияли те программы, которые мы приняли на республиканском уровне. Это, прежде всего, жилье молодым семьям. Мы еще сделали большие движения… Владимир Владимирович поставил задачу, чтобы детишки с 3-х до 7 лет были все устроены. Я считаю, что эта программа тоже актуальна, и мы сделали все…

Но самое главное, я думаю, что те вузы, которые есть у нас в Удмуртской республике – а их у нас 5, — они в общем, тоже оказывают свое действие, и после окончания вузов наши дети остаются жить и работать здесь, в Удмуртии.

А.Плющев Буквально перед выходом у меня просили: «Обязательно задай вопрос: в Увинском районе у нас нет горячей воды три недели». Но мы можем шире поставить вопрос: о проблемах ЖКХ. Тут же очевидно, видимо, авария или что— что там у вас произошло?

А.Соловьев Я думаю, что там никакая не авария. Традиционно – и в прошлом году было тоже так же: в городе Воткинске не было воды горячей – ну, знаете, что – основная причина – это неуплата за газ.

А.Плющев За газ – понятно!

А.Соловьев Совершенно верно.

А.Плющев То есть греть нечем.

А.Соловьев Есть, чем платить, но есть же желание не платить. Особенно люди, которые… вот балуются этим, а оно как снежный ком: начинает по республике тут, там…

А.Плющев Насколько широко у вас эта проблема, вообще, стоит?

А.Соловьев Да она широко стоит во всех субъектах, по-моему, эта неуплата. Но, тем не менее, в этом году мы до 200 миллионов снизили, но, по крайней мере, видимо, по Уве эта ситуация… Я сегодня впервые услышал о том, что там нет воды горячей. Я думаю, что это основная причина.

Т.Фельгенгауэр Еще одна тема, которую мы всегда обсуждаем с главами регионов – это то, как люди занимают свою посты: назначают их или их избирают. Вы, я так понимаю, можете похвастаться практически путинскими показателями, процентами довольно внушительными по выборам?

А.Соловьев Нет. Я, Татьяна, с вашим мнением не соглашусь, потому что выше президента Российской Федерации рейтинг не должен быть – это первое…

Т.Фельгенгауэр Вам пришлось ходить и отговаривать людей: «Не голосуйте за меня!»

А.Соловьев Нет-нет. Просто-напросто, если мы говорим и сравниваем рейтинг президента Российской Федерации по Удмуртской республике, то он был на момент, когда за меня народ голосовал, у него был за 90, у меня всего – 85.

Т.Фельгенгауэр Недоработка, Александр Васильевич!

А.Плющев Дипломатично! Очень дипломатично. Вы прошли через горнило выборов, можно сказать, набрали очень высокий процент, но, тем не менее, какая форма более приемлема: назначение или выборы главы субъектов?

А.Соловьев Легче, конечно, назначение.

А.Плющев Это понятно, что легче.

Т.Фельгенгауэр Ответственность?

А.Соловьев Ответственность? В каком смысле ответственность, перед кем?

Т.Фельгенгауэр Как главы региона.

А.Соловьев Ответственности хватает, работы тоже хватает. Я думаю, что это у всех. Тот, кто, действительно, живет интересами, прежде всего, своих избирателей, конечно… Может быть, как-то подумаете, отвечаю неправильно, но, тем не менее, я считаю ответственности предостаточно: сегодня глава республики за все отвечает, и губернатор. Но бояться ее… а какой смысл тогда ходить на работу, если ее бояться?

Т.Фельгенгауэр Ну, то есть, нет принципиальной разницы между выборами и назначением?

А.Соловьев Есть. Потому что — еще раз хочу сказать – проще. Если президент подпишет указ о твоем назначении исполняющим обязанности – и сложнее намного идти на выборы. Потому что это же надо встречаться. Я не помню сейчас – как бы не наврать, — но у меня, по-моему, 350 встреч было до сентября месяца. И я серьезно хочу сказать, что вроде казалось, что где-то народ улыбается, а где-то народ и злился – там, где были какие-то обещания, и они не выполнены. Поэтому, я считаю, на выборах – сложнее.

Т.Фельгенгауэр Спасибо большое! Александр Соловьев, глава Удмуртии. Татьяна Фельгенгауэр, Александр Плющев. «Эхо Москвы» пока еще в Ижевске, но мы продолжаем свое путешествие!

А.Плющев Спасибо! Мы-то улетаем от вас. А коллеги в Нижний Тагил едут, наш экипаж

А.Соловьев Успехов вам!

А.Плющев Спасибо вам большое!

Комментарии

7

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

vlad.zavoyskikh 23 июля 2015 | 10:11

Насчёт молочки Соловьёв всё правильно сказал - у нас и мясная продукция, и молочная в основном вся местная, удмуртская. По дорогам, тоже лучше стало, но в основном в республике, в самом Ижевске ещё есть проблемы. Но ведь делают потихоньку :)


23 июля 2015 | 15:13

Удмуртия - российская Греция.
Та ни черта не производит, но при этом жирует и сидит на шее Евросоюза, эта - на шее России.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

23 июля 2015 | 14:22

Боже какое убожество!


kraft 23 июля 2015 | 17:02

И эти люди запрещают нам ковыряться в носу!!


(комментарий скрыт)

m_anuchin 24 июля 2015 | 12:18

Бедные удмурты, многие не помнят этот язык, неужто учить придется!?..


nemo1984 24 июля 2015 | 14:24

Россия как была тюрьмой народов , так ею и осталась...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире