Время выхода в эфир: 18 июня 2015, 12:41

О.Бычкова Алексей Леонидович, вы сейчас говорили только что на дискуссии на форуме о необходимости реформ, о том, что нужны и экономические реформы и политические и увязали это неким образом с внеочередными президентскими выборами. Можно вас еще раз спросить более подробно, что имелось в виду и какая связь между одним, другим, и почему необходимы именно внеочередные выборы?

А.Кудрин Добрый день, во-первых! Если сегодня поставить некий список и ранжировать проблемы, то главная проблема нашего экономического роста сегодня – это отсутствие или слабые структурные реформы. Проблемы диспропорций накапливаются в экономике, а их разрешение возможно только через структурные реформы. Что имеется в виду – самая глубокая проблема российская структурная – демографическая. У нас очень быстро растет количество пенсионеров, уменьшается количество работающих граждан. У нас растут баснословно расходы бюджета на пенсионную систему. Мы в связи с этим уменьшаем финансирование инфраструктурных проектов. Вторая структурная проблема, например: качество транспортной системы страны. Она просто сегодня не соответствует никаким вызовам новой экономики. И так далее. И если их откладывать, то тогда мы будем жить в условиях низких темпов роста – 1,5-2 процента. Но это отставать от всего мира. Кстати, я могу вам впервые сказать – может это не слушалось еще, не говорилось нигде, и на дискуссии: Россия за всю историю с 92-го года в этом году имеет самую низкую долю в мировой экономике. Мы упали на самый низкий уровень.

О.Бычкова Это какую долю то есть?

А.Кудрин Сейчас это около 2,7%

А.Кудрин: Самая глубокая проблема российская структурная – демографическая

О.Бычкова А было сколько?

А.Кудрин Мы выходили на 3,4 когда-то. Где-то больше 3 было у нас.

О.Бычкова Это в этом году?

А.Кудрин Нет, прошу прощения. В этом году у нас более 3%, а ближайшие 2-3 года мы перейдем к уровню примерно 2,7%. Это через 2-3 года будет самый низкий…

О.Бычкова Это падение, которое неизбежно.

А.Кудрин Да. Это уже неизбежно, потому что мы средние темпы роста будем иметь не больше 1,5% за ближайшие годы.

О.Бычкова И что это значит для страны?

А.Кудрин Это означает, Россия стала еще меньше. Россия может через лет 5-7 перейти в круг экономик второго уровня. То есть когда-то мы были 6-й экономикой мира по величине, а когда-то, может быть, мы станем 20-й экономикой, а может, выйдем за количество первых 20-ти лет через 20, если не будем иметь темпы экономического роста выше 4-5% ежегодно. Вот пример.

И эти структурные проблемы (реформы?), он могут улучшить позиции России в мире и благосостояние граждан, потому что имеется в виду, что рост дает нам всем повышение жизненного уровня, или мы станем второсортной державой. Вот почему я сказал, что решение структурных проблем экономики нельзя откладывать, поскольку я сделал предположение, что любые такие решения – не только вопрос правильности мнения экспертов, групп каких-то ученых, написанной хорошей программы – экономика то вопрос политической воли. И переходить к серьезным мерам нужно имея мандат доверия, окно возможностей. Сегодня этого окна возможностей нет, мы все ожидаем выборы парламентские, потом президентские.

О.Бычкова А почему окна возможностей нет?

А.Кудрин Ну потому что перед выборами серьезные реформы, как правило, не проводятся, постоянно всегда есть во время таких реформ: кто-то теряет, а кто-то приобретает. Обычно реформы проводятся так, чтобы уже через 2-3 года все почувствовали, что это было правильно, что в среднем, несмотря на то, что на первом шаге кто-то потерял, потом все мы выигрываем.

О.Бычкова То есть надо все равно как-то понравиться.

А.Кудрин Все структурные реформы, они ведут к серьезному улучшению качества всей экономики, динамики, зарплат, лучшего доход в бюджет, лучшего финансирования образования. В конечном счете, все структурные реформы ведут к улучшению жизни людей.

А.Кудрин: Россия за всю историю с 92-го года в этом году имеет самую низкую долю в мировой экономике

О.Бычкова Но не через два года, как правило.

А.Кудрин Ну да, через два года это сложновато. Вот почему их делают в начале, после избрания. Все президенты все структурные реформы начинают в первые же месяцы. Не каждый президент в разных странах во время своей предвыборной кампании озвучивает все свои будущие структурные реформы. Он потом что-то доделывает и дообъясняется. Как правило, он объявляет о самых понятных или популистских реформах, которые больше дадут какой то своей группе электората. Но в этом смысле я привел пример с Назарбаевым. Назарбаев на полгода ускорил свои выборы и объявил программу структурных реформ. Она известная, я ее читал.

О.Бычкова Да, но Назарбаев у власти уже огромное количество лет, и Назарбаев же практически, получается, как-то реинкарнировал в другого человека, который понял, что дальше нужно делать какие-то реформы.

А.Кудрин Я здесь не услышал ничего особенного, что влияло бы или изменяло наш подход.

О.Бычкова Нет, ну просто почему один президент, который сейчас не делает реформы, например или делает их недостаточно, или откладывает их на какое-то отдаленное будущее, или опасается чего-то – почему вдруг он же самый должен с нового срока этим заняться?

А.Кудрин Я хочу сказать, что любой лидер, в том числе и у нас в стране, это люди, которые имеют достаточно информации. Все – и я, и другие люди – приносят все эти оценки: структурный дисбаланс, к чему это приведет, что нужно делать в ответ – все это известно более-менее. Была в 11-м году написана программа структурных реформ «Стратегия 2020». Она была отложена в долгий ящик. За нее всех поблагодарили и она никак применяется.

О.Бычкова И больше мы о ней не слышали вообще.

А.Кудрин Я должен сказать, что кто-то берет оттуда наработки. Я уже сказал, примерно на 25% те наработки, которые там были, они сегодня используются министерствами и ведомствами. Там ведь говорилось о тех же самых обычных проблемах, которые в сфере здравоохранения, образования. И частично все это берется. По моей оценке процентов на 25%. Это тоже что-то дает, но очень мало, это не решает проблем в целом в обществе. И я не исключаю, что Путин, как человек, который очень прагматичный, в какой-то момент развернется, найдет эту политическую точку опоры и будет их проводить.

О.Бычкова Президентские выборы у нас в 18-го году, правильно?

А.Кудрин Да.

О.Бычкова А сейчас 15-й.

А.Кудрин Сейчас еще 15-й.

О.Бычкова То есть вы считаете, что, например, в 15-м или 16-м, как можно скорее нужно проводить эти досрочные выборы президента?

А.Кудрин Я считаю, что это одна из идей. Всегда нужно взвешивать. Сейчас Россия находится в сложном геополитическом положении. Всегда нужно взвесить все вещи. С точки зрения экономических проблем, это было бы неплохо.

О.Бычкова А с точки зрения политической ситуации, это было бы, наверное, для многих действующих структур опасно.

А.Кудрин Я не думаю. Мы живем в своей стране, у нас свой цикл, мы сами им управляем. Я имею в виду как в целом общество, представительные органы власти, президент. Здесь нужно выждать, выбрать, не быть всегда в плену только формальных вещей, которые, безусловно, должны соответствовать Конституции, всем этим вопросам. Но всегда нужно быть более гибким, мобильным, ориентированным в будущее.

А.Кудрин: Россия может через лет 5-7 перейти в круг экономик второго уровня

О.Бычкова Можно в завершение еще раз попросить повторить по пунктам самые главные вещи, с точки зрения глубинных процессов и реального состояния экономики и политики, которые необходимо сейчас совершить? Раз-два-три…

А.Кудрин Я сказал, что все наши главные проблемы связаны со структурными проблемами. Их решение не укладывается в трехлетний период, как это сейчас правительство планирует свою деятельность, поэтому нужны более серьезные шаги, о которых я сказал.

С точки зрения второго важнейшего вопроса, о котором я сегодня говорил, это понять, какую модель мы строим, как мы будем взаимодействовать с Западом, принимаем ли мы те международные институты, которые определяют экономические стандарты, социальные во многом смысле стандарты, образовательные и прочие, которые мы раньше исповедовали, соглашались. Шли к вступлению организацию экономического сотрудничества и развития мировую, в ВТО, в МВФ, на рынках капитала. Мы упрощали и увеличивали свою прозрачность, и свое законодательство адаптировали к мировым стандартам. Нужно понять, мы идем дальше этим путем или нет. Потому что сегодня возникла большая неопределенность на этом пути. Это очень серьезно связано и с тем, что я говорил по первому вопросу со структурными реформами.

Безусловно Россия будет идти на Восток тоже, увеличивать объем своей торговли – это нужно. Но, тем не менее, нужно по вопросу институтов объясняться. Я предложил сегодня упростить визовой режим для иностранцев. Поскольку есть только очень узкая сфера, где проблемы могут быть с безопасностью, там нужно всегда быть бдительными, а в целом для международного обмена научного, технологического бизнеса нам нужно существенно упрощать нашу среду. Я еще также сказал, что у нас сегодня иногда есть какие-то источники власти, генерирующие поправки в законодательства, особенно контрольного, силового характера, которые идут в разрез с некоторыми заявлениями президента, правительства. Я не говорю, что все эти решения идут вне их, но получается, есть сначала одни идеи, потом перевешивают почему-то в текущей жизни другие, которые так же согласовываются правительством, президентом, и получается некоторый дисбаланс действий.

О.Бычкова Спасибо вам большое!

А.Кудрин Спасибо!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире