15 сентября 2001
Z Интервью Все выпуски

Представление своей новой книги.


Время выхода в эфир: 15 сентября 2001, 13:10

15 Сентября 2001 г.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Наталья Бестемьянова, известная фигуристка.
Эфир ведет Ксения Ларина, в беседе принимает Ринат Валиулин.

К. ЛАРИНА Представляем вам нашу сегодняшнюю гостью Наталья Бестемьянова, личность легендарная. Здравствуйте, Наташа.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Здравствуйте.
К. ЛАРИНА Наталья Бестемьянова, известная фигуристка. Я думаю, как же назвать, раньше говорили заслуженный мастер спорта, что-то еще. Но как странно, нету у фигуристов, спортсменов такого звания как народный артист Советского Союза, или там Герой России. К сожалению, не придумали.
Р. ВАЛИУЛИН И то, и другое подходит.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА На самом деле собираются документы и представляются на звание Заслуженный артист России. Но так как мы много ездим, то никак не напишем достаточное, нужное количество бумаг, которые должны пройти оформление.
Р. ВАЛИУЛИН И здесь бюрократия тоже заедает.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Ну, на самом деле, это нормально, просто это уже наша вина, что мы не написали эти все письма. Но вот в филармонии мы работаем в МКО «Эстрада» и они представляют нас к этому званию.
К. ЛАРИНА То есть, вы работаете на российском предприятии, в штате, на зарплате?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да. Нет, мы как бы относимся к МКО «Эстрада», как я уже сказала, но у нас хозрасчетное предприятие, что сами заработали, то сами и потратили. Наш театр как бы сам себя обеспечивает.
Р. ВАЛИУЛИН Интересно, а в других странах относятся к кому люди вашей профессии? Неужели тоже Нью-Йорк Эстрада, например.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА На самом деле, я думаю, что в других странах вся та же процедура. Люди также зарабатывают деньги, тратят на себя их, платят налоги, и этот круговорот воды в природе так и осуществляется. Также абсолютно, как и мы работаем. То есть, с приходом перестройки создался наш театр, раньше это было просто невозможно. И с этого времени мы работаем, занимаясь тем, что зарабатываем сами себе на жизнь и так существуем.
К. ЛАРИНА Вы знаете, ощущение на самом деле, от вас, говорим во множественном числе, поскольку говорим Наталья Бестемьянова, но подразумеваем еще и Игорь Бобрина, как партнера, товарища и супруга.
Р. ВАЛИУЛИН Я тут выяснил, что Наташа просто пожалела Игоря, не взяла его.
К. ЛАРИНА Но ощущение такое, что вас здесь нету, в стране, почему?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Мы действительно бываем здесь редко, выступаем в Москве не больше одного раза в году, потому что это финансово невыгодно. Последний раз, когда мы выступали в марте, то было сложно организовать рекламу, у нас никогда не бывает спонсоров, мы все делаем сами. Если искать спонсоров, то на это надо потратить такое количество времени и сил, что тогда не придется заниматься другими гастролями, что в общем, неправильно. Поэтому мы делаем обычно из идей, что мы должны показать свои новые спектакли москвичам, делаем 1-2 спектакля в Москве для того, чтобы просто показаться друзьям, знакомым, людям, которые нас любят. Мы мало выступаем в России, но стали выступать последние года 3, благодаря «Независимой антрепризе» во главе с Юрием Малакянцем, который занялся тем, что понемногу, по чуть-чуть начал организовывать гастроли театра и в России, и в близлежащих государствах, таких как Украина, Латвия, Литва. Также мы раз в году приезжаем туда.
Р. ВАЛИУЛИН Если говорить о географии ваших поездок. Можно ее как-то определить, говорить не только о близлежащих государствах, какие это страны прежде всего?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Прежде всего это Франция и страны Шенгена, куда мы ездим каждый декабрь, это Южная Корея, Сеул, где мы выступаем раз в два года, и откуда буквально позавчера мы прилетели, это Италия, где на протяжении нескольких лет выступало наше небольшое шоу и иногда Америка, не очень часто. Но мы прорываемся на этот рынок, потому что все фигуристы, которые существуют в мире, практически все хорошие фигуристы с именами, уехали в Америку, и там огромное количество
К. ЛАРИНА А почему вы не уехали?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Ну, так сложилась жизнь. Дело в том, что если бы мы уехали туда, то мы бы уже не катались, потому что шоу-бизнес там сложен так, что пока у тебя свежее имя, то ты можешь 2-3 года выступать в шоу, потом ты больше не нужен. Мы сделали театр здесь, мы до сих пор на льду, и мы счастливы этим, потому что мы сами диктуем и сами строим свою жизнь и свою судьбу. Там ее строят более высокие и большие монстры, очень крупные корпорации, с которыми мы просто не смогли бы соперничать. Поэтому мы растим наш маленький театр, приглашаем молодых спортсменов, ездим с именитыми звездами, если это бывает нужно, и, мне кажется, заработали уже хорошее имя на мировой арене, потому что когда неизвестные спортсмены, приходящие к нам в театр, проработали у нас 2-3 года, они стали очень востребованными в других шоу. Это как визитная карточка: они катались в театре Бобрина. И их нарасхват берут во всех других шоу как хорошо подготовленных артистов.
Р. ВАЛИУЛИН Вы сказали, что в страны Шенгена вы ездите обычно в декабре. Чем-то объясняется этот сезон, этот месяц?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Christmas.
Р. ВАЛИУЛИН То есть, под Рождество?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, и обычно мы везем туда более детскую такую программу. Первое отделение какой-то детский спектакль, второе отделение дивертисмент, и вот на протяжении уже 12-ти лет у нас постоянный партнер француз, который живет в Лионе, и он организовывает наше турне, большую часть по Франции.
Р. ВАЛИУЛИН А что, там какой-то аналог наших елок существует?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, это аналог наших елок. И трудность только в том, что в прошлом году мы выступали в Санкт-Петербурге, именно елки, это было со 2-го по 12-го января. Мы выступали в новом Дворце спорта, который был построен для чемпионата мира по хоккею. Это были дневные представления, рассчитанные на детей. И было очень комфортно, мы жили в одной гостинице, и ездили в этот роскошный Дворец спорта, и было все очень хорошо организовано. А по Франции мы каждый день переезжаем из города в город, и это очень тяжело. У нас автобус, на который мы садимся, Франция достаточно большая страна, иногда бывают очень длинные переезды, прям с автобуса выходим на лед, быстро ставится аппаратура, вывешивается свет, и вперед.
К. ЛАРИНА Напоминаю, это Наталья Бестемьянова, но мы не сказали о поводе для нашей встречи сегодняшней. Почему хотелось, чтобы вдвоем пришли Игорь и Наташа, поскольку в понедельник, скажите, Наташа.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, в понедельник будет презентация книги, которая выходит в издательстве «Вагриус», которая называется «Пара, в которой трое». Эта книга состоит из 2-х частей: первая часть была написана 12 лет назад. Записана Меликом-Карамовым Виталием со слов моих и моего партнера постоянного Андрея Букина. И книга эта не вышла в издательствах ни в каких, не была востребована тогда. Ну, смена всех этих политических ситуаций, обстановок, и все издательства тоже меняли свой статус, поэтому она оказалась невостребованной. Но вот полтора года назад Виталий Мелик-Карамов пришел к нам на выступление в Москве, и сказал, ребята, ну что ж такое, лежит книга, первая часть написана, давайте доделаем. И это его идея такого названия, мне кажется, оно немножко интригующее такое название.
К. ЛАРИНА Фривольное.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да. Но мы согласились на него, потому что это интересно, мне кажется, для читателей. И вторая часть книги написана мною и Игорем, о сегодняшней жизни нашей и о жизни театра. Конечно, мы в ней рассказываем о жизни Андрея, который работает в нашем театре, но она уже написана мною и Игорем.
Р. ВАЛИУЛИН Давайте еще раз назовем книгу, и в каком издательстве она вышла.
К. ЛАРИНА «Пара, в которой трое».
Р. ВАЛИУЛИН Издательство «Вагриус»?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА — Да.
К. ЛАРИНА Поскольку программа у нас «Инородное тело», говорим мы о том, как человек привыкает к иным условиям жизни, к непонятным для него, к чужим. Учитывая, что жизнь у нашей гостью кочевая, с каких лет-то, Наташ?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА С 9-ти, наверное.
К. ЛАРИНА Ужас! То есть, это для вас нормальное состояние, нигде долго не сидеть. Но для женщины это же ненормально. А как же гнездо?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Ну, гнездо есть у нас.
Р. ВАЛИУЛИН Гнездо с собой возите, наверное.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Ну, вообще, конечно, мы устраиваем свой уют в любой гостинице, куда мы приезжаем. Но, конечно, все наши мечты и помыслы к нашему дому, который находится под Москвой и о котором мы мечтаем, когда мы долго за рубежом и долго на гастролях, мы просто мечтаем, как мы вернемся, будем целовать нашу собаку Что сейчас и произошло. Мы позавчера только вернулись, и конечно, Игоря я не смогла вытащить вместе со мной на это интервью, потому что он остался там, на даче.
Р. ВАЛИУЛИН Вот вы вспомнили те времена, когда вам было 9 лет, когда вы начали путешествовать по миру. Я могу, наверное, представить ваши впечатления отчасти, потому что, ну, наверняка вы, приезжая в какую-то цивилизованную страну, каковой мы, может быть, не очень-то и являлись, это были все-таки советские времена. Я вот видел в одном из ваших интервью о том, как вы получили от кого-то, от своей старшей подруги более приличные коньки для выступления. Наверняка у вас какие-то комплексы у вас существовали. И когда вы видели иностранных фигуристок, которые катались в замечательной экипировке, и вы все-таки, тогда еще не могли позволить себе ни хороших коньков
К. ЛАРИНА Костюмов, макияжа.
Р. ВАЛИУЛИН Как вы выкручивались из такой ситуации? Вам все-таки, необходимо было выглядеть на уровне.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Вы знаете, да, комплексы какие-то были, у меня были всю жизнь комплексы по поводу своей внешности, по поводу того, что я плохо одета. Я росла не в богатой семье, как мы все, наверное. И комплексы существовали. Но, вы знаете, у меня никогда не было комплекса на льду, что я не на каких-то тех ботинках или у меня некрасивые костюмы. Как-то, если ты уже приехал на соревнования, то ты уже заранее к ним подготовился. И, когда я начала ездить на соревнования, то достаточно приличные были и коньки и ботинки, потому что тогда государство нас этим обеспечивало, и уже помогали с тем, чтобы сшить костюмы, ателье спортивной одежды у нас всегда работали исправно, с чудесными дизайнерами, с чудесными мастерами. Поэтому, в этом плане мы были достаточно обеспеченные люди.
К. ЛАРИНА Насколько искренне чувства гордости за свою страну, когда вы поднимаетесь на пьедестал?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Мне очень сложно судить, какова была гордость за мою страну, потому что я, наверное, человек очень индивидуальный в этом плане. И, когда я поднималась на пьедестал, я уже безумно уставала от соревнований, от всего, я никогда не испытывала радости, потому что я тратила, по-моему, все силы, уже на радость сил не оставалось. И чувство удовлетворения было всегда, но мне никогда не приходило в голову, что я должна гордиться тем, что я вот
К. ЛАРИНА Я гражданин великой державы.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, это было так нормально, было так со мной всегда, что Да, флаг поднимался, я гордилась, что играет гимн, но это было если бы это не было внутри меня всегда, возможно, приходила бы такая мысль. Но мы с этим выезжали, это было нормально, естественно. Была радость, что ты взошел, что ты преодолел себя, что ты не зря работал, не зря старался. Я рада была, что моя родня будет за меня рада, родители, брат. Что тренер доволен, вот такие какие-то более обыденные, мелкие вещи
К. ЛАРИНА Более близкие.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Более близкие вещи меня радовали.
Р. ВАЛИУЛИН К вопросу о гимне. Где-то около года назад, когда мы его принимали, когда он был принят, одним из главных аргументов людей, которые выступали за то, чтобы мы вернули музыку старого гимна советского, были те люди, которые говорили, что вспомните наших спортсменов
К. ЛАРИНА Они с этим гимном побеждали.
Р. ВАЛИУЛИН Они побеждали Вы как относитесь, что поменяли этот гимн
К. ЛАРИНА Вернули.
Р. ВАЛИУЛИН Вы такие же чувства у вас были бы такие же ощущения, когда бы вы стояли под российским гимном на музыку Глинки, либо под гимном Александрова? Или это неважно для вас?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Я выступала в Советском Союзе, поэтому я с российским гимном уже
Р. ВАЛИУЛИН Понятно, но как вы для себя воспринимаете?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Мне очень нравился тот гимн, но я не сторонница того, что его оставили сейчас. Потому, что это было старое, другое время, и я не верю в то, что не нашлось мелодии, достойной олицетворять нашу новую жизнь. И я не знаю спортсменов, которые с гимном бежали. Мне кажется, это громкие слова. Мне кажется, можно хорошо бежать и хорошо делать свое дело с более чем-то личным, чем с гимном твоей страны.
К. ЛАРИНА Если будет позволена такая аналогия, то же самое можно сказать о солдатах Великой отечественной войны, которые шли в бой за Сталина.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Никто не умирал за Сталина. Умирали за своих родных людей, за ту жизнь, которую олицетворялось этим, за те какие-то очень близкие и родные вещи, которые олицетворяют жизнь каждого человека.
К. ЛАРИНА Наташ, а вот то, что вы были советским человеком, и приезжали на соревнования как бы с советской стороны, это чувствовалось в отношении не только к вам лично, а к советским спортсменам. Насколько там вы были свободны просто как граждане, как люди? Гэбуха ходила за вами?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, всегда с нами ездил кто-то. Человек абсолютно нам неизвестный в команде появлялся, он всегда с нами ехал, иногда он с нами дружил, иногда он просто жил рядом, это тоже отличное качество человека. И у нас с Игорем была потрясающая история, когда уже осуществился этот переход из Советского Союза в Россию, или перестройка началась, я точно не помню. Уже я не выступала в большом спорте, я уже была в театре, и мы поехали посмотреть чемпионат мира в Париже. И тогда еще как-то Спорткомитет занимался нашим оформлением, и получилось так, что руководителем поездки стала я. И мы вдвоем с Игорем, первый раз в жизни, оказались вдвоем, без никого заграницей. Мы вместе летели, без третьего, как говорится. Мы просто прилетели в Париж, взяли такси и приехали в гостиницу, сами расселились, ну, была готова аккредитация
Р. ВАЛИУЛИН А вам там не дали заранее чин полковника?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Нет! Нет! И это было так забавно, так потрясающе свободно, как нам казалось. Потом очень быстро к этому привыкли, но первое ощущение я очень хорошо запомнила: солнечный Париж, и мы вдвоем выходим из самолета.
Р. ВАЛИУЛИН А вот ощущение себя, советского человека, заграницей, и ощущение себя, сегодняшнего россиянина заграницей разные ощущения? Вот, тогда и сейчас.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Разные, потому что раньше, когда, например, мы приезжали соревнования это другое дело, ты готовишься к соревнованиям, ты выступаешь, и ты занят только своими проблемами, но потом существовали большие туры, в которые мы ездили. И в этих турах все иностранцы чувствовали себя свободно именно финансово. А мы, естественно, нам не платили никакие гонорары, которые, видимо, уходили напрямую в Спорткомитет, потому что, наверняка, эти гонорары были очень большими, нам платили суточные. И вот на эти суточные надо было умудриться и купить подарки родным, и как-то одеться, потому что другого ничего не было, и вообще, ну, как-то себя чувствовать людьми. В этом плане ущербность такая была. Но, если возвращаться назад, то вся экипировка была куплена, за лед мы не платили. То есть, сейчас жизнь спортсмена намного труднее, потому что если у тебя нет спонсора или богатых родителей, ты просто не можешь заниматься фигурным катанием, это достаточно дорогой вид спорта, поэтому все очень относительно.
К. ЛАРИНА А вот, коли уж мы говорим перед премьерой книжки «Пара, в которой трое», когда у вас роман начался с Игорем? Все уже знают эту историю, тем более, что про нее в книжке написано наверняка, что он был женат в то время, когда все это начиналось. Это вас не останавливало? Тогда, в ту пору это было тяжело, могли вообще от всего отлучить, оставить здесь вот.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, мы это понимали и, честно говоря, свадьба наша произошла под нажимом общественности, я бы так сказала, потому что роман проистекал не один год, прежде чем мы поженились. И Игорь уже не жил дома, уже произошло его объяснение с его женой, и мы все равно не собирались оформлять, печать вот эту ставить, потому что мы любили друг друга и нам было все равно, стоит эта печать или нет. Но все друзья вокруг нас и все официальные лица, все время нам намекали, что в нашей стране нельзя быть неженатыми. То есть, мы понимали, если у нас нет штампа в паспорте, нас не расселят в гостинице в одном номере, то есть было много всяких препятствий таких вот бытовых, которые подтолкнули нас к оформлению отношений. Но сейчас, по-моему, 50% семей во всем мире живет в гражданском браке, это абсолютно нормально. Я думаю, что если бы мы тогда жили не в СССР, а вот в сегодняшней России, мы до сих пор бы жили бы себе гражданским браком и это для нас не было бы основным и главным.
К. ЛАРИНА Но моральный облик ваш не обсуждался нигде, на собраниях?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Нет, такого не было.
К. ЛАРИНА До этого не дошло.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Нет, такого не было. Я всегда очень комфортно себя чувствовала в сборной, ко мне всегда хорошо относились, никто не мог сказать про меня, что у меня плохой моральный облик, все видели, что это настоящее большое чувство. Это не могло быть незаметно.
Р. ВАЛИУЛИН А вот тренерская работа почему вас не привлекла в свое время? Чем вы это объясняете? Наверняка же были предложения какие-то там работать.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да не было таких предложений. Обычно люди уезжают работать тренерами, они занимаются этим. Если бы я сейчас захотела поехать заграницу работать тренером, я бы вплотную занялась бы этим и поехала бы. Я не скажу, что нас не привлекает тренерская работа, мы тренируем. Мы тренируем во Франции, в Италии, в Америке.
Р. ВАЛИУЛИН То есть, у вас есть мастер-классы.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, мы это делаем. Мы не тренируем в России, потому что все предложения, что поступают в России, ничем не оканчиваются. Но Игорь очень успешно работает хореографом. Вот он поставил в прошлом году программу Бережной-Сихарулидзе, чаплинская программа, которая, мне кажется, очень удалась. И в этом году он ставил им произвольную программу, короткую программу как балетмейстер и, я думаю, что он поедет с ними на Олимпийские игры как хореограф.
К. ЛАРИНА Еще вопрос такой. Вы, Наташ, все-таки, сейчас работаете на льду, вам, конечно, повезло, что там скрывать. Но уход из большого спорта, переход на другую жизнь спортсмена, который был звездой не знаю, для меня это кажется сродни человеку, который всю жизнь прослужил в армии, дослужился до самых высоких чинов, а потом ушел на гражданку, одел костюм и все. И он не может с этой жизнью уже справиться. Почему так болезненно всегда происходит этот перелом у спортсменов? Ведь не часто бывают счастливые судьбы после ухода из большого спорта.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Ну, я не знаю, часто это или не часто, но я сторонница того, что человек сам свою жизнь должен организовывать. Я верю, что есть какие-то проведение свыше, я в это верю. Но знаете, как в хорошем том анекдоте, когда человек долго молился и знал, что господь бог должен его спасти от всех несчастий, и, когда наступило наводнение, и он сидел на крыше дома, и когда приплыла лодка, прилетел самолет, и еще что-то там было, он сказал: «нет, я на этом всем не полечу и не поплыву, потому что господь бог должен меня спасти». И, когда он погиб и взлетел на верх, то господь ему сказал: «я же тебе посылал столько раз эти лодки, самолеты, почему же ты не воспользовался?» Вот я считаю, что мы в своей жизни должны пользоваться теми возможностями, которые у нас есть в жизни. И очень легко, закончив спортивную карьеру сказать, что мне тяжело, и я больше не знаю, как жить и что делать дальше. Это самый легкий выход. И я считаю, что сильные личности, те, которые действительно хотят добиться большего в жизни, чем они добились в спорте, находят какие-то дорожки-тропинки, по которым они дальше идут. Да, мы счастливые, наш вид спорта востребован и потом. Но, в любом случае, мы выступаем сейчас на льду, и занимаемся любимым делом. Это не вечно, человеческий организм не вечен, и когда-то нам надо будет сесть за бортик, в любом случае. И вот, создание этого театра это то, что мы сделали в жизни, чем воспользовались в этой жизни, чтобы продолжить свою творческую жизнь, творческую судьбу. Поэтому нельзя так говорить, что не складывается жизнь, потому что вот такая жизнь тяжелая или еще что-то. Если ты хочешь добиться каких-то результатов, то ты должен этим просто заниматься и пользоваться возможностями, отпущенными тебе жизнью.
Р. ВАЛИУЛИН А вот на Западе, как складывается судьба большого спортсмена вашего уровня? Она сходна с судьбой российских спортсменов?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Мне кажется, в разных каких-то проявлениях, но она очень похожа. Есть большие спортсмены, которые становятся великими тренерами, есть большие спортсмены, которые становятся хорошими специалистами в других профессиях. Например, Дебби Томас стала врачом, будучи чемпионкой мира, темнокожая девушка выучилась на врача, и у нее сейчас своя клиника. То есть, если ты хочешь, можешь, то ты занимаешься этим.
Р. ВАЛИУЛИН Это я к тому, что, может, там существует некие социальные, общественные подпорки, помогающие человеку, добившемуся какого-то уровня в определенной области все-таки как-то переориентировать себя?
К. ЛАРИНА Во-первых, деньги, извини меня, наверное, там есть
Р. ВАЛИУЛИН У нас же, все-таки, вы сами об этом говорите, нужно пробивать дорогу самому и начинать практически с нуля в другой области, в другой сфере. Мне почему-то кажется, что там существуют какие-то более тепличные условия для людей, добившихся чего-то в жизни.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Там нет тепличных условий, это точно. Если человек не трудится и не работает, он ничего не добьется, но там есть финансовые опоры, которые, конечно же, помогают, выстроенная система, по которой ты можешь двигаться.
Р. ВАЛИУЛИН Каких-то выплат, вы имеете ввиду?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Нет, система обучения, система вообще, жизненных каких-то ступеней. Например, человек, который занимается спортом там, он обязательно учится. Вот мы учились, ну, так, постольку поскольку.
К. ЛАРИНА Институт физкультуры обычно.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Закончили институт физкультуры. Мне, к сожалению, было неинтересно учиться в институте физкультуры, я закончила, и написала диплом, как бы я все это сделала, но мне не было интересно. Я потом пошла в ГИТИС, и с удовольствием училась в ГИТИСе, вот это было мое, но во время спортивной карьеры было невозможно заниматься чем-то другим. Просто институт физкультуры давал свободный график, и давал возможность учиться.
Р. ВАЛИУЛИН Ну, и потом, все-таки, другие гонорары, конечно, там спортсмены высокого уровня получают совершенно другие деньги, чем те, которые получали наши спортсмены.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, обычно спортсмены высокого уровня, если не получают больших денег, то их берут бесплатно в колледжи и в университеты, за которые они выступают, и таким образом они получают образование. Прямая выгода в этом, во всяком случае в Америке. Потому что молодые люди не имеют возможности учиться, потому что у них нет средств или какие-то непосильные лоны нужно брать в банках, которые тяжело потом вернуть. А если хороший спортсмен, любой колледж берет для обучения, предоставляя ему возможность учиться бесплатно.
К. ЛАРИНА Ну, вот смотрите, несмотря ни на что, советское катание, будем говорить именно советское, поскольку говорим о советской школе, оно отстояло себя в этой
Р. ВАЛИУЛИН В отличие от других видов спорта.
К. ЛАРИНА — ломке. Почему, как вы думаете, почему? За все это время великих перемен этой рубки, ломки, именно фигурное катание себя сохранило.
Р. ВАЛИУЛИН Да, хоккей провалился наш, согласитесь. Футбол тоже пониже уровнем стал.
К. ЛАРИНА Футбол, хоккей, все это улетело.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Мне тяжело делать таки выводы, я считаю, что наши тренеры делают чудеса. И вот этот выход на международную арену, он очень большой стимул для тренеров, спортсменов. Я не знаю, что будет через несколько лет, потому что, мне кажется, произошел провал в наборе детей. Вот с этой перестройкой произошел провал.
К. ЛАРИНА Да, многие про это говорили.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, произошел провал. Откуда будут брать кадры через несколько лет, я не знаю. Нам сейчас уже стало тяжелее в театре, потому что, если раньше было огромное количество людей, которые занимались фигурным катанием, и на какой-то момент они не востребованы в большом спорте, это именно контингент театра. Или люди, которые не достигли каких-то больших высот в спорте, но артистически очень способные, талантливые, бывают безумно талантливые люди, которые просто на соревнованиях просто не могут собраться, или существуют какие-то психологические проблемы, вот они востребованы в театре и прекрасно работают. С каждым годом становится все меньше и меньше таких талантов, вот мы на себе это ощущаем. Я не знаю, ощущает ли это большой спорт.
К. ЛАРИНА Ощущает, да. После Олимпийских игр последних, зимних, как раз про это очень многие говорили, что не обольщайтесь, дальше уже ничего нет.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Если раньше один был выбран из тысячи, то теперь этот один будет выбираться из нескольких десятков, и будет просто тяжелее.
Р. ВАЛИУЛИН Да, но при этом все очень зависит от самого спортсмена, самого человека. Вы, я в одном из интервью ваших прочитал, что вы начинали далеко не успешно кататься.
К. ЛАРИНА Трудный путь, тернистый.
Р. ВАЛИУЛИН Вот как вы преодолели себя. Вот эти самые первые шаги ваши на льду. Как вы преодолели поначалу даже эту неспособность и отсутствие таланта, может быть?
К. ЛАРИНА Нет, талант все-таки, был, иначе бы он не прорвался.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Нет, всегда это отмечали, что девочка очень талантлива, но минус старт. Вот это такое стояло на мне клеймо, вот я на тренировках делала все, и даже больше того, что могла. Но, когда я выходила на старт, то существовала какая-то психологическая проблема, что я падала, я не делала нужных элементов, и в общем это была трагедия. Моя мама один раз пришла на соревнования, когда я выступала еще одна, я так много падала, и разбила ноги в кровь, и вообще это был такой кошмар, что мама
Р. ВАЛИУЛИН Вам сказали, поучитесь кататься сначала?
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Нет, мама ушла в истерике, больше не ходила на мои соревнования никогда. Пришла потом в следующий раз с папой, когда я выступала в танцах с Андреем, и она, наконец, успокоилась, что она отдала меня в такой вид спорта, потому что это была такая нервотрепка ужасная. Так что существовали психологические проблемы. И, я думаю, именно из-за нашей системы. У нас очень сложно выбиться молодому спортсмену, потому что тренеры очень быстро ставят на тебе клеймо: у тебя плохие ноги, у тебя плохие руки, и
К. ЛАРИНА А это, кстати, во всех сферах, и в музыке, чем бы ребенок не увлекался, везде.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, да. Не ценится индивидуальность. Не знаю, как сегодня работают тренеры, но я в своей тренерской работе, когда я работаю со спортсменами, с разными уровнями приходится работать, для меня это основное не уничтожать веру человека в себя.
К. ЛАРИНА Наташ, вот в конце, вспомните замечательного канадского фигуриста, Тойлер Кренстон, который никогда не брал никаких призовых мест, ни на каких соревнованиях.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, бронзовая медаль у него была.
К. ЛАРИНА Но как его обожала публика! Вот что такое личность, индивидуальность. Ведь с ума все сходили!
Р. ВАЛИУЛИН Который танцевал там испанский танец какой-то
К. ЛАРИНА — У него было много номеров. Ему, по-моему, единственному, позволяли выступать на показательных выступлениях, даже если он занимал там 6-е или 7-е место. Вот что такое личность.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА — Да, кстати, та же история произошла в свое время
К. ЛАРИНА С Овчинниковым.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Произошла в свое время с Игорем.
К. ЛАРИНА И с Игорем Бобриным.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Он занял, по-моему, в чемпионате мира 7-е место, что считалось абсолютным провалом, и мы уже были вместе, мы с ним прощались, потому что я ехала в длительное турне, он должен был вернуться в Москву, и вдруг нам приходит известие, что организаторы тура приглашают Бобрина поехать в турне по Европе, потому что у него очень интересные показательные номера, и без него тур будет бедным.
К. ЛАРИНА Ну, что, у нас тогда тост получается в конце? За личность в искусстве и в спорте!
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Да, это очень
Р. ВАЛИУЛИН За личность тренера тоже.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Я думаю, что личность нужно беречь в любой деятельности, это самое главное.
К. ЛАРИНА Спасибо большое, Наташ. Напомним, что книга Наташи, Игоря и Андрея в обработке Мелика-Карамова выходит в понедельник в издательстве «Вагриус». Приглашаем вас посетить книжные магазины и купить эту книжку. Спасибо.
Н. БЕСТЕМЬЯНОВА Спасибо.




Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире