28 августа 2001
Z Интервью Все выпуски

Ситуация на валютном рынке России. Проект реформы банковской системы России. Введение с 2002 года евро и возможный обвал американской валюты


Время выхода в эфир: 28 августа 2001, 15:08

Эфир 28 августа 2001 года.
В прямом эфире «Эха Москвы» Алексей Улюкаев, заместитель министра финансов РФ.
Ведущая эфира Нателла Болтянская.


Н. БОЛТЯНСКАЯ — Добрый день!
А. УЛЮКАЕВ Здравствуйте!
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Думаю, что стоит начать с ситуации с нашими финансами, в частности, с ситуацией на валютном рынке России.
А. УЛЮКАЕВ Тогда с не нашими финансами. Я думаю, что ситуация предсказуемая, нормальная. И вообще пора нам всем отвыкать, и в новостные заголовки, в информационные поводы ставить, что происходит в отношениях рубля с долларом, потому что это скучная история. Думаю, что от нынешнего уровня мы каждый месяц будем 10-15-20 копеек отсчитывать и выйдем к концу года на 30 рублей за доллар. Среднегодовой курс следующего года у нас 31,5. Ситуация абсолютно подконтрольна, а какой же она еще может быть, если у Центробанка резервы на 38 практически млрд. долларов сейчас, что заметно перекрывает любые возможности любой игры, как на понижение, так и на повышение. Значит, ситуация, когда резервы прирастают за неполные восемь месяцев на 10 млрд. долларов, по этому показателю мы уже вошли в 10-ку мировую. В общем, абсолютно стабильная и предсказуемая ситуация.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Еще одно наименование денежное, которое все чаще упоминается евро. Есть информация о том, что нобелевский лауреат, экономист Милтон Фридман считает ошибкой введение евро.
А. УЛЮКАЕВ Вы хотите сказать, чтобы я опроверг или подтвердил? Ну, кто я такой, чтобы опровергать или подтверждать Фридмана? Ему и карты в руки. Я думаю, что это выбор государств, это один из шагов по работе по европейской интеграции. Начиная с какого-то момента, уже серьезно осложнялась ситуация в Европе и в инвестиционной сфере, и в торговле при наличии такого большого количества валют. Попытки выстроить их «валютную змею», они не всегда бывали успешны. Мне кажется, это объективный процесс. Другое дело, он быстрый. Переход, скажем, к наличному евро с января следующего года, насколько он хорошо подготовлен, сам факт того, что приведение евро, соотношение было 1,2 доллара к евро, а несколько месяцев назад упад до 0,8, в 1,5 раза, говорит о том, что конечно, не все было хорошо продумано с точки зрения работы Центробанков, и отдельных, и единого европейского. Но сейчас понемногу евро укрепляется к доллару, сейчас мы имеем 0,91-0,92. Вероятнее всего, тенденция к повышению будет сохраняться, где-нибудь, до паритета, наверное, 1 к 1 примерно. Такое вот естественное соотношение отражает то, что сейчас экономика Европы развивается чуть быстрее экономики США. Опять-таки не думаю, что здесь возможны какие-то очень резкие, революционные какие-то изменения.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Как вы полагаете, все-таки невозможно резкое изменение курсов валют?
А. УЛЮКАЕВ Думаю, что резкое изменение практически невозможно сейчас. Очень много разных стабилизаторов встроено, и резких потрясений здесь не будет.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — У наших соотечественников уже выработался безусловный рефлекс тревоги по поводу августа и денег.
А. УЛЮКАЕВ Наверное, да. Но я думаю, что любой другой месяц в этом смысле ничуть не хуже августа. О деньгах надо всегда беспокоиться, продумывать вложение, разделение между сбережением и накоплением. У нас в этом году, между прочим, очень интересный феномен наши граждане решили потреблять гораздо больше, чем накоплять, начиная с этого года. У нас была очень сильная склонность к потреблению, темпы потребления, розничного товарооборота были гораздо выше, чем рост реальных доходов населения. Это имело свои положительные и отрицательные стороны. Положительные то, что это способствовало экономическому росту. У нас экономический рост в этом году больше, чем мы предполагали, и тем более, чем предвещали некоторые критики правительства. А с другой стороны, инфляция оказалась несколько быстрее больше наличных денег в обороте, больше инфляция.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Как вы считаете, можете ли вы с уверенностью подтвердить, что не ожидаем мы обвала доллара?
А. УЛЮКАЕВ Нет, не ожидаем. Могу с уверенностью подтвердить, что не ожидаем.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Теперь что касается бюджета-2002, ваши впечатления?
А. УЛЮКАЕВ Я заинтересованное лицо, поэтому могу быть необъективен. Тем не менее, скажу, что мне бюджет нравится. Это результат очень большой работы, сделанной в очень сжатые сроки в сложных условиях. Я думаю, что по оценке доходов, по основным параметрам, это реалистичный и качественный документ, который отражает и поступательное развитие нашей экономики. Очень важный показатель в бюджете это уровень собираемости налогов. Еще совсем недавно, вот мы мало об этом задумываемся, у нас уровень собираемости был 70%. В 1999 году 76%, по-моему. Это означает, что мы собирали только ¾ того, что начисляли. Сейчас мы снижаем налоговые ставки снизили по подоходному налогу с граждан, социальный налог снизили, отменили налоги с оборота почти все. В этом году снизили еще налог на прибыль с 35% до 24%. Рассматриваются вопросы дальнейшие по налогу с продаж, по дальнейшему снижению социального налога. Снижаются налоги, а собираемость растет, и в бюджете мы сейчас собираем денег серьезно больше, чем 1,5 года назад. 16% ВВП на фоне 11% 1998 года это огромный рост. Это, конечно, дает большие возможности, но и требует больше ответственности. Мы должны быть очень аккуратны в расходовании средств. Мы помним, что уровень где-то 12-12,5% от ВВП непроцентных расходов это уровень такой, как красная черта, каждый шаг за которую может вызвать неприятные последствия в виде ускорения инфляции. Мы уже немного с этим столкнулись в весенние месяцы, в первой половине текущего года, июль и август у нас с этим очень неплохо, мы вышли как бы на ноль, как и предсказывалось. Но вот это, как это люди, будьте бдительны! Не тратьте слишком много денег!
НОВОСТИ.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Вопрос на пейджер: «Кто конкретно в государстве отвечает за инфляцию?»
А. УЛЮКАЕВ Минфин, т.е. ваш покорный слуга, например, и Центробанк. И Минфин с точки зрения бюджетной политики, политики расходования. Политика расходования должна быть следующим образом устроена не слишком много трат, а главное, траты равномерные. Помните, как у Булгакова было проблема не в том, что человек смертен, а в том, что внезапно смертен. Вот так и с расходами бюджетными не допускать скачков. Мы допустили скачек очень серьезный в декабре прошлого года, когда мы допдоходы, с ГД все соревновались, кто из нас сильнее и умнее, и этим вызвали очень серьезные инфляционные ожидания. Это большая проблема. Теперь мы стараемся обеспечить равномерное расходование и равномерное выполнение бюджетных обязательств. И мы считаем, что это постепенно приводит к результату. То, что мы в июле снизили до 0,5, а в августе у нас будет ноль это результат нормальной бюджетной политики. И, конечно, Центробанк, который контролирует эмиссию и должен применять сдерживающие механизмы.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Но ведь известно, что лето, когда многие существуют на продукции собственных огородов, это как-то связано с инфляцией?
А. УЛЮКАЕВ Конечно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Каковы ваши прогнозы в плане инфляции на ближайшее время?
А. УЛЮКАЕВ У нас остается 4 месяца. Думаю, что к 1 сентября мы выйдем с той же накопленной инфляцией, как и 1 августа 13,2%. Остается 4 месяца. Я думаю, что аккумулятивно за 4 месяца будет меньше 4%, на этом уровне. Т.е. в целом к концу года мы примерно выйдем на 17% уровня инфляции. Это несколько выше, чем было в бюджетных проектировках, но это уже будет означать, что второе полугодие у нас будет больше, чем в 2 раза, понижение относительно первого полугодия, и все-таки это будет существенно меньше, чем было в прошлом году, когда было 20,2%. Я надеюсь, что здесь мы совершаем шаг вперед. Это очень важно, потому что это же как бы мы сохраняем или нет доходы граждан. Выше инфляция значит, это порча денег, на самом деле, от каждого рубля отрывается кусочек. Ниже инфляция, контролируемая мы не допускаем порчу денег, это полноценный товар.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Сообщение на пейджер: «Прокомментируйте информацию СМИ о финансировании Олимпийского комитета России и льготах, которые предоставлены спортивным организациям. Владимир Николаевич»
А. УЛЮКАЕВ Финансирование олимпийского комитета это подготовки к олимпийским играм 2002-2004 годов. Это нормальная практика, она предусмотрена в бюджете. И с точки зрения самого олимпийского комитета, и с точки зрения приобретения прав на показы, телетрансляции, это не такие большие расходы и, в общем, такая рутинная вещь здесь. Я не вижу, что комментировать особенно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Ну, была ведь уже ситуация с предоставлением
А. УЛЮКАЕВ Нет, это вы другое имеете в виду. Была ситуация с предоставлением льгот некоторым организациям, которые, прикрываясь тем, что это организации спортсменов, инвалидов и т.д., занимались на самом деле куплей-продажей, товарными операциями, ввозом. Национальный фонд спорта небезызвестный. Ввоз алкоголя, подакцизных товаров и т.д. Сейчас всех этих льгот по подакцизным товарам не будет никому. Более того, мы шаг за шагом искореняем льготы. Вот смотрите, мы снизили ставку по налогу на прибыль, при этом мы отменили практически все льготы по этому налогу. Мы сокращаем льготирование по НДС, по другим направлениям, конечно, прежде всего, в области таможенной политики. Здесь администрирование повысилось очень сильно, и я думаю, что здесь таких проблем у нас не будет.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Вопрос на пейджер: «Во сколько раз можно увеличить бюджет, если ввести госмонополию на алкоголь?»
А. УЛЮКАЕВ Можно увеличить, можно уменьшить, ведь проблема состоит не в том, есть госмонополия или нет. Сейчас, например, есть система складов акцизных. Например, ликероводочная продукция, которая продается на территории той или иной области, должна обязательно проходить через этот склад. Производство (непонятное слово или два) из других регонов. Это механизм контроля. В нем есть что-то от этой госмонополии, потому что определенные операции, связанные с реализацией этой продукции подакцизной осуществляются только через определенные товаропроводящие сети, которые находятся под госконтролем. Но введение полной госмонополии, когда я, государство, являюсь производителем и продавцом полностью этого товара, это механизм, который совсем не обязательно увеличивает серьезно наши доходы. Надо избегать вот этих экзотических мер. У нас есть много неиспользованный возможностей в плане простого, четкого администрирования, отслеживания товарных потоков, ведение работы со счетами-фактуры, работы по регистрации юридических лиц, которые занимаются торговлей подакцизными товарами, недопущение здесь создания однодневок, увода доходов в тень и т.д. Это более рутинное, но поверьте, приносящее гораздо больше результата, и такая стабильная деятельность.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Возвращаясь к вопросу о долларе. Вопрос с пейджера: «Открыли в «Сбербанке» счет в евро. Как вы считаете, сохранять его в таком виде или переводить обратно в доллары?»
А. УЛЮКАЕВ Мне кажется, хуже всего суетиться. На всяких переводах клиент всегда теряет, а банк всегда выигрывает. Мне кажется, что если эти деньги не последние в семье, то надо встать в долгую валютную позицию. Открыли счет в евро держите его, открыли долларовый держите его. А все остальное это просто увеличение прибыли национальной банковской системы. Это, конечно, очень важная вещь, но думаю, что граждане не должны быть этим больше всего озабочены.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — То, что иномарки подорожали из-за поднятых пошлин, об этом хоть предупредили. А с какой стати подорожала аппаратура магнитофоны, телевизоры и т.д.? Александр спрашивает.
А. УЛЮКАЕВ Да, относительно иномарок это известная вещь, связанная с таможенными пошлинами на подержанные иномарки. Здесь просто происходит приравнивание. Раньше была очень льготная таможенная пошлина для иномарок для 7-летнего возраста, гораздо более льготная, чем для новых. Сейчас это отменяется. А относительно товаров длительного пользования скорее всего, имеется в виду то, что было в начале года, первый-второй кварталы, когда Государственный таможенный комитет стал бороться более активно с разными серыми схемами, которые позволяли уводить из под таможенных пошлин значительные объемы товаров, в том числе и названных. Они просто под видом других товаров подавались и т.д. Это означает, что просто в цену этого товара не включалась таможенная пошлина вообще. Сейчас большая часть этих товаров, это серьезный успех в области таможенного администрирования, их процент таможенного обложения, собираемость таможенных пошлин относительно того объема товаров, который перетекает нашу таможенную границу, увеличился. Поэтому несколько увеличивается и розничная цена этих товаров.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Скажите, как мы будем продолжать выплачивать внешний долг?
А. УЛЮКАЕВ Мы будем продолжать оплачивать внешний долг в полном соответствии с оригинальным графиком платежей. У нас с вами на следующий год почти 7,5 млрд. долларов обслуживания долга, 6,8 млрд. долларов погашение долга. Значит, бюджет предусматривает соответствующие суммы, процентные платежи на обслуживание, и внешнего, и внутреннего 290 млрд. рублей в полном объеме. И предусмотрены меры двоякого характера. С одной стороны, это бюджетный профицит в сумме 126,5 млрд. рублей, который будет формироваться на цели погашения, не обслуживания, обслуживание с помощью текущих доходов, а на счет погашения внешнего долга, и меры по привлечению соответствующих источников. Источники это некоторый объем заимствования на международных финансовых рынках. Мы попытаемся разместить соответствующие ценные бумаги на сумму до 2 млрд. долларов на рынках, если, конечно, будет подходящая для этого конъюнктура. Занимать дорого не нужно, но если удастся занять по подходящей эффективной ставке, это можно будет сделать. У нас предполагается по приватизационной программе получение 30,5 млрд. рублей, есть меры по сальдо госзапасов примерно 11 млрд. рублей и т.д., что позволяет в полном объеме обеспечить погашение долга. Я думаю, что это обеспечит и увеличение рейтинга России как надежного заемщика. И думаю, что уже в этом году будет очередной тур увеличения рейтинга, и, наверное, в следующий год еще. Это соответственно улучшает позиции для заемщиков негосударственных, для наших компаний, которые могут более дешевые деньги получать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Какова перспектива того, что сейчас называют стабилизационным фондом?
А. УЛЮКАЕВ Долгий разговор о том, что такое стабилизационный фонд и каким он должен быть. Мы как-нибудь отдельно на эту тему поговорим. Сейчас в рамках бюджета-2002 предусмотрен резервный фонд, который выполняет функции стабилизационного фонда в части накапливания резервов для обслуживания долга на пиковый период. Ближайший пиковый период и самый высокий 2003 год, 19 млрд. долларов обязательств по погашению и обслуживанию. Соответственно, предполагается уже в этом году накопить определенный резерв, 58 млрд. рублей порядка 2 млрд. долларов за счет, прежде всего, профицита нашего бюджета, которые мы сможем потратить на то, чтобы снять эту проблему 2003 года, чтобы она не отразилась катастрофическим образом на непроцентных, наши рядовых расходах.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — С вашей точки зрения, какая позиция является квинтэссенцией социальной ориентированности бюджета-2002?
А. УЛЮКАЕВ Думаю, что это действительно социально ориентированный бюджет. Давайте посмотрим: самый большой рост по социальным статьям, по образованию 60% расходы на образование растут относительно текущего года, культура почти столько же, 59%, здравоохранение 39%. Это очень серьезный рост, это гораздо выше, чем в среднем рост расходов. Если посмотреть, из чего это складывается, то конечно, очень большой прирост достигается по зарплате бюджетников. У нас первая ставка тарифного разряда будет 450 рублей, и от него будет присчитываться. Еще совсем недавно это было 132 рубля. И от нее будут присчитываться все остальные ставки. Это значит, что тарифная часть в зарплатах учителей возрастет почти в 2 раза. Там есть еще, правда, нетарифная часть, поэтому в конечном счете рост будет чуть меньше порядка 1,4-1,5 раза. Но полуторный рост я считаю, это уникальное достижение. То же самое касается выплаты базовых пенсий через бюджет, это очень важно. Базовая пенсия на том же уровне 450 рублей, которую будут получать все граждане, вне зависимости от величины трудового стажа и т.д
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Но у нас ведь как происходит? Как только что-то увеличат, тут же увеличивается инфляция.
А. УЛЮКАЕВ Вот это есть профессиональная обязанность работников Минфина сделать так и т.о., что при увеличении бюджетных расходов инфляция бы не увеличивалась. Еще раз говорю: здесь самый главный принцип равномерное расходование денег. Вот есть та планка, сейчас мы установили 12,5% от ВВП это непроцентные расходы федерального бюджета, значит, через нее не перешагивать. И второе четко распределили лимиты бюджетных значений, нужно сделать так, чтобы все распределители бюджетных кредитов это министерства и ведомства чтобы они равномерно доводили до своих получателей, а те чтобы равномерно тратили. Сейчас есть вещь, которая нас немного беспокоит это то, что на счетах у бюджетополучателей скапливаются довольно большие остатки, 60-65-70 млрд. рублей. И беспокойство вызывает то, что если они вдруг почему-либо решат все вместе одновременно с этими остатками растаться, это спровоцирует всплеск инфляции. Вот, равномерность важна.
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Последний вопрос, с ножом к горлу, буквально: какой счет посоветуете открыть, в долларах или евро? Татьяна спрашивает.
А. УЛЮКАЕВ Думаю, что не имею право отвечать на такие вопросы. И тот, и другой будут относительно неплохи. Думаю, что евро, скорее всего, будет немного укрепляться относительно доллара. В этом смысле может дополнительный доход инвестиционный возникать. С другой стороны, как и всем нам, привычнее наш зеленый друг. И в этом смысле, я бы сказал так, что консервативно настроенным гражданам лучше всякие новации
Н. БОЛТЯНСКАЯ — Не пробовать на себе! Спасибо! " Алексей Улюкаев, заместите министра финансов РФ.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире