17 августа 2001
Z Интервью Все выпуски

Третья годовщина дефолта в России; проект федерального бюджета на 2002 год; перспективы развития валютного рынка в мире и в России.


Время выхода в эфир: 17 августа 2001, 13:08

17 августа 2001 года.
В прямом эфире «Эха Москвы» Алексей Кудрин, министр финансов РФ, вице-премьер правительства РФ.
Ведущий эфира Алексей Венедиктов.


А. ВЕНЕДИКТОВ — Добрый день!
А. КУДРИН Здравствуйте!
А. ВЕНЕДИКТОВ — Третья годовщина дефолта сегодня, все отмечают ее очень бодро. И на этом фоне разговоры о том, что вот-вот упадет доллар, связанные с докладом МВФ от 14 числа, я уже сегодня видел очереди в обменные пункты. Вы сегодня еще не меняли доллары на рубли?
А. КУДРИН Дело в том, что, конечно, сегодняшнее мое выступление это чистое совпадение с такой датой. Но раз уж этот вопрос встал и он беспокоит слушателей, жителей страны, могу сказать, что политика правительства и принятие основных параметров финансовой политики, бюджета, сегодня как бы исходят из необходимости определенного иммунитета к таким ситуациям, которые возникли в 1998 году. Т.е. я бы сказал, что мы выработали уже сегодня иммунитет, он уже в нас как естественная воля к действию. Имеется в виду — мы второй год живем с расходами, которые ниже доходов, т.е. доходы превышают расходы бюджета, и это ключевое звено финансовой политики. Т.е. мы не строим пирамид, поэтому у нас дефолтов не должно быть, ни в ту, ни в другую сторону. И бюджет 2002 года, который мы внесли в правительство на этой неделе, а во вторник он будет обсуждаться на заседании правительства, исходит из того, что мы при всех вариантах не должны никогда, ни при каких обстоятельствах допустить какого-то дефолта или резкой девальвации.
А. ВЕНЕДИКТОВ — А говорят, тучи сгущаются Аргентина, Япония, над российской экономикой.
А. КУДРИН Сегодня на краткосрочном отрезке, периоде, проблемы у Аргентины и Турции вызывают наоборот улучшение показателей кредитоспособности России, потому что ценные бумаги, которые курсируют в мире, это бумаги и России, и Аргентины, и Турции, из ценных бумаг тех стран выходят, ну, а в какие-то надо вкладываться, вкладываются в наши. И получается, что наши подрастают. И показатели показывают, что независимо от тех кризисов динамика наших ценных бумаг сейчас позитивная, т.е. это значит, что как бы рыночные индикаторы показывают, что в России сейчас неплохо. И последние все аналитические статьи западных журналов говорят, что в России сегодня одна из самых устойчивых валют среди стран с поднимающимися рынками. Т.о. в данном случае и по мнению аналитиков Запада мы не в худшем положении. Вы сказали о докладе МВФ. Конечно, во-первых, доклад МВФ это аналитики фонда. Они не оракулы, а просто предсказатели. Они могут говорить о некоторых тенденциях, возникших, которые их беспокоят. Никакого резкого падения доллара не произойдет. Мировая система, т.н. бреттон-вудские институты, это означает, что в 40-х годах была создана мировая система поддержки валют и платежных балансов всех ведущих стран. Собственно, когда мы берем кредиты МВФ, мы тоже поддерживаем свой платежный баланс для сохранения курса. Но должен сказать, что эта система имеет достаточно инструментов, чтобы высказанные опасения и проявившиеся тенденции каким-то образом смягчить или нейтрализовать. В отношении России сегодня это никакого значения в ближайшее время не имеет. В России сохранится та стабильная курсовая политика, что сложилась. В номинальном выражении с начала года у нас курс рубля несколько смягчался, т.е. слегка девальвировался. В реальном выражении он с учетом инфляции, других обстоятельство даже немного он укрепился. В настоящее время до конца года никаких серьезных изменений в курсовой политике не будет. Поэтому те экономисты, которые решили сделать в последние дни себе имя и на основе этого доклада горячо выступить Мы, кстати, некоторых этих людей уже 10 лет не видели на экранах. Но вот они высказали некие жесткие оценки, и вдруг на экранах появились. Я должен сказать, что таких беспокойств серьезных сейчас нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Вы затронули тему инфляции. Какова реальная инфляция в этом году и к концу года вы все-таки ожидаете в России?
А. КУДРИН Вы знаете, что удивительно, сейчас многие говорят об очень высокой инфляции. Но я напомню, что в 1999 году инфляция была 36% в год, в прошлом 20,2%. А в этом году мы прогнозировали примерно 14%, если цены на нефть будут значительно ниже, чем те, которые сегодня реально есть. Инфляция несколько превышает параметры, но будет ниже, чем в прошлом году.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Т.е. ниже 20%? Или ниже 20,2%?
А. КУДРИН Наш прогноз сейчас, который сделало Минэкономиразвития, прогноз инфляции делает не Минфин, а Минэкономразвития с учетом платежного баланса страны, всех денежных агрегатов, и последний прогноз, по которому мы пересчитали себе и ожидаемую оценку исполнения этого года, и будущий от 16% до 18%. Я уверен, что инфляция будет ниже, чем в прошлом году, поэтому никаких беспокойств, неимоверных переживаний или того, что не было в прошлом году, не произойдет.
А. ВЕНЕДИКТОВ — А если говорить о курсе рубля, то порядка 30 рублей за доллар к концу года?
А. КУДРИН У нас не принято комментировать денежную политику ЦБ. Тем более, что это не в моей компетенции, а в компетенции ЦБ. Если говорить, то на следующий год мы закладываем то, что дают нам прогнозисты-аналитики, включая Минэкономразвития. Мы заложили средний курс 31,5, средний на год. Исходя из этого, вы можете чувствовать, что в номинальном выражении чуть-чуть курс будет опять смягчаться, девальвироваться. Но не катастрофически, не серьезно, в пределах 1-2% в год.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Президент где-то поставил задачу, чтобы бюджет не привязывался к ценам на нефть, в общем говоря, чтобы следующий бюджет, если я правильно интерпретирую то, что сказал Путин. Следующий бюджет, который вы представили, насколько эта связка сильна, не сильна?
А. КУДРИН Когда я стал говорить, что мы себя страхуем от какой-то чрезвычайной зависимости от цен на нефть, от внешнеэкономической конъюнктуры, и это нам посоветовал сделать и президент в своем бюджетном послании, мы как раз строго выполнили эти рекомендации и веление времени. Т.е. сделали сначала пессимистический прогноз, как будто бы был самый худший вариант, и цены на нефть снизились до 18,5, контрактные цены мы 17 берем даже, и посчитали всю макроэкономику при этих низких ценах. Не только доходы от нефти, а всю макроэкономику. И получили объем доходов, который мы можем получить. И мы дали себе задание не выходить за рамки этого объема доходов, мы всегда должны уложиться в доходы. Это значит, что даже при самом пессимистическом прогнозе и таких низких ценах на нефть бюджет бездефицитный. Это гарантия. Если цены будут выше, то мы, кроме того, будем успешно обслуживать долг. Если, вот, сегодня «Коммерсантъ» пишет, если цены на нефть упадут, может, они слишком высоко запланированы. Мы берем, что запланированы для расходов минимальные цены, но мы сами ожидаем, что они будут в 23,5 в среднем за год. Вот сейчас за полгода они в среднем 24,5. Т.е. даже выше, чем мы закладываем на будущий год. То эти деньги мы потратим на погашение долга. Они говорят а если не будет этих средств? Т.е. они будут не в таком объеме. На этот счет есть инструменты, которыми пользуется правительства при погашении основного, как правило, это тратиться на погашение долга внутреннего и внешнего. Погашение долга это за рамками расходной части бюджета.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Почему?
А. КУДРИН Это не значит, что это не расходы. По бюджетной классификации бездефицитный бюджет означает, что мы не берем кредиты для расходов на свои зарплаты и текущие нужды. Бездефицитный бюджет означает, что погашение долга может осуществляться так же за счет привлечение кредитов, но только на эти цели. Т.е. насколько погасили, настолько и привлекли. Государственный долг не увеличивается. А мы на следующий год планируем бюджет с профицитом, когда мы погашать будем за счет доходов бюджета. Значит, нам привлечь кредитов надо значительно меньше. Идет абсолютное уменьшение государственного долга. Так вот, если цены на нефть будут низкими, то мы проведем приватизацию, продадим часть госзапасов, займем на внутреннем и внешнем рынке, но не больше объема погашения долгов в следующем году. Т.о., бюджет в любом случае останется бездефицитным, мы не будем брать кредиты на проедание, тем самым мы не возвращаемся к политике проедания кредитов или строительства пирамид. Это значит, что мы просто в следующем году не уменьшим госдолг.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Т.е. в худшем случае он останется таким же?
А. КУДРИН Да. Но на сумму средств, которую получим от приватизации, продажи госзапасов, все равно уменьшим. Так что теперь я могу сказать окончательно в любом случае, даже при самом пессимистическом прогнозе мы уменьшим госдолг, но чуть больше позаимствуем. Мы будем выбирать финансовые инструменты, какие будем применять.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Там цифра 14 млрд. Действительно, вот это цифра, в следующем оду долги гасить?
А. КУДРИН Нет, 14 млрд. это означает погашение процентов и погашение основного долга. Около половины этой суммы является погашением основного долга. То, что проценты они сидят в расходной части бюджета, и есть строчка обслуживания, это расходы бюджета. А вот погашение долга, основной части, там около 7 млрд., с учетом того, что курсовая политика будет меняться, я говорю около, и вот на эту сумму мы должны собрать средства от приватизации, от продажи запасов, от заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Но сегодня из этих 7 млрд. мы около 4 млрд. планируем получить за счет благоприятной ситуации на рынке, за счет этого профицита и погасить. Но если будет так, что у нас будет меньше доходов от такой благоприятной деятельности, то мы увеличим другие источники или увеличим заимствование. Но среди инструментов заимствования у нас всегда в запасе кредиты МВФ, которые дешевы и не вызывают повышения процентных ставок при том, чтобы Россия вдруг ринулась на мировые рынки заимствовать. Т.е. у нас инструменты для нашей политики на следующий год абсолютно все в наличии и имеются для самых даже пессимистических сценариев.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Я думаю, что все думают не о следующем годе, а о третьем годе, если говорить о внешнем долге. Когда вы верстали проект бюджета-2002, вы наверняка туда уже что-то зацепили, на третий год. Там сумма безумная 19 млрд.?
А. КУДРИН Да, около 19 млрд. Но я могу сказать, что и с начала этого года, т.е. та политика, которую мы начали в этом году, начиналась с того, мы политические заверения западный стран и «большой восьмерки» о том, что часть долгов будет реструктурирована, мы все-таки на них надеялись. Но когда и политически нас не захотели поддержать, мы в феврале пересмотрели политику, и фактически с февраля мы проводим новую политику, означающую не прибегать к такого рода просьбам, когда Россия, скажем, висит на крючке и ждет, когда же ей дадут вот эти реструктуризации. Это бы сдержало повышение рейтинга России, инвестиционные возможности. Поэтому мы сейчас спланировали нашу политику так, что мы не будем обращаться к реструктуризации кредитов. Это значит, что та политика, которая проводится уже в этом году, она еще в большей степени зависит от исполнения бюджета конца второго полугодия этого года и следующего, определяет фактически судьбу 2003 года. Поэтому сегодня ежемесячно, ежеквартально мы готовим плацдарм для решения проблемы 2003 года. Весь спектр мер, которые мы можем применить, практически уже подготовлен, написан, бюджет 2002 года является его исполнением. И тем самым от строгости исполнения вот этих основных параметров зависит судьба и спокойного прохождения 2003 года. Это значит, что мы не допустим дефолта, у нас не изменится ни в какую сторону серьезно курсовая политика, инфляция будет прогнозировано снижаться, экономический рост у нас от 3% до 4,5% будет осуществляться. Это значит, что реальные доходы населения, т.е. зарплата, будет превышать инфляцию, реальный рост доходов населения будет от 3% до 5% в год будет. Т.е. Россия будет идти в гору. Это означает, что реализация финансовых замыслов конца этого года и 2002 года приведет Россию впервые на такой срок, будь то на 3-4 года, приведет Россию в ранг цивилизованных стран. Я бы сказал так: строгость прохождения этих параметров это билет в цивилизованный мир. И дальше, я дума, если мы сумеем показать, что мы не просто хотим этого, но и умеем, у России очень хорошие перспективы.
А. ВЕНЕДИКТОВ — А вот идея конвертации части российский предприятий в акции, в долг, помните, это обсуждалось и с Шредером, и с Шираком, видимо, она отложена, или она присутствует в ваших планах и в ваших переговорах?
А. КУДРИН В наших переговорах она присутствует. Мы хотим это сделать выгодным для России, кто-то хочет это сделать выгодным для себя. Нам надо найти золотую середину, чтобы интересы России не пострадали. Поэтому, когда мы говорили о том, что доги Парижского клуба, т.е. долги СССР, мы хотим конвертировать в такого рода инвестиции, причем не во все, а в отдельно подобранные предприятия, проекты. Проекты в основном с Германией такие отобраны. Но германская сторона говорит о том, что долги — не Парижского клуба, а давайте другие долги. Там, сальдо наших взаиморасчетов по переводным рублям с бывшей ГДР, которые не входят в задолженность на сегодня РФ, в свое время была включена в структуру долгов Парижского клуба. Давайте вот эти. Вот по этому поводу мы сейчас ведем Германия предлагает давайте, вы тогда сальдо, а мы говорим нет, давайте это распространим и на долги бывшего СССР.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Но идея по-прежнему в переговорах?
А. КУДРИН Допустим, Испания, с ней мы заключили соглашение о том, что часть таких долгов будет инвестировано в наши какие-то проекты в России. Просто предприниматели Испании проведут инвестиции в России.
А. ВЕНЕДИКТОВ — По поводу инвестиций. Я нашел такую цифру, что в 2000 году объем инвестиций, может, увеличился иностранных прямых, но на душу населения он составил 53 доллара в США, в то время как в Венгрии 1900 иностранные инвестиции. Т.е. просто разрыв маленькая Венгрия, большая России с ее возможностями. Что с вашей точки зрения сдерживает инвесторов сейчас?
А. КУДРИН Сдерживают 2-3 обстоятельства, если сказать по-крупному. Первое сделала наша неразумная политика финансовая, когда у нас расходы всегда превышали наши доходы. И мы жили в долг, накапливали долги и пирамиды. И долг наш внешний и внутренний превысил разумную величину объем ВВП года значительно. Это с одной стороны. Тем самым, все понимали, что я вложил свои деньги в Россию, потом я должен выйти и по прогнозируемому курсу обменять валюту и вывести обратно, допустим, в США, Германию. Но т.к. курс не прогнозируется, какая реальная отдача моих денег в Россию будет, я не знаю. Поэтому такая финансовая политика не вызывала приток инвестиций. Сейчас мы второй год, и всем показываем на 2002-2003 год, мы проводим прогнозируемую политику. Мы живем не в долг, а сокращаем долги. Поэтому мы накапливаем в том числе и золотовалютные резервы, они накопились сейчас до 37 млрд. долларов в этом году. Это значит, что у нас есть достаточно инструментов, чтобы обеспечить стабильную политику. Второе это инвестиционный климат внутри России высокие налоги, высокая теневая экономика, уход от налогов. Эту задачу мы с новым налоговым кодексом тоже начали решать. И кроме всего прочего к концу 2003 года страна и наши предприятия, банки перейдут на международную систему бухгалтерского учета. Т.е. тогда в России не будет двойной системы бухгалтерского учета, для внешнего мира и для внутреннего потребления. Безусловно, кроме всего прочего, эта политика в России с точки зрения барьеров в экономики, чрезмерного лицензирования, сертифицирования. Мне недавно рассказали в наших переговорах в ВТО такой случай. Мы ведем переговоры о необходимости сертификации швейцарских часов. И чиновник из нашего соответствующего ведомства рассказывает швейцарам, какие требования надо предъявлять к часам, чтобы они продавались на российском рынке. В этом смысле мы должны уйти от этой чрезмерной, ненужной регламентации, базироваться наши системы, стандарты должны соответствовать международным. Т.о. сокращение барьеров, облегчение работы на наших рынках, возможность репатриации выручки приведет к тому, что на нас не будут смотреть косо или вообще не будут смотреть, а сюда пойдут капиталы. Чем больше доверие к экономике, что я смогу здесь заработать и спокойно вывести свою прибыль, тем больше прибыли будет оставаться здесь, в России. Это показали все страны, в том числе Венгрия, о который вы говорите. И первые результаты этой политики мы можем увидеть в этом же году. Если в прошлом году в Россию инвестировалось около 4,5 млрд. долларов, то в этом году мы ожидаем инвестиций где-то на уровне 6,5-6,7 млрд. долларов.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Т.е. увеличение есть, но цифра все равно маловата будет.
А. КУДРИН Ну, не все сразу, наверное. Все ждут 2003 года, как мы сумеем. И, кстати, утверждение бюджета 2002 года в основных параметрах правительства резко улучшит возможности 2002 года.
А. ВЕНЕДИКТОВ — До новостей минута. Конечно, мы до новостей не успеем, но перейдем после. Сегодня переговоры с ВТО кажется застопорились. Я слышал, что некоторые переговорщики с российской стороны говорят, что ВТО выдвигает все время новые и новые требования. С другой стороны, западные переговорщики говорят, что ничего нового не выдвигают, просто требуют и к Монголии, и к России одинаковые стандарты. Какова с вашей точки зрения реальность переговоров?
А. КУДРИН Была такая информация, и было ощущение, что переговоры застопорились из-за новых условий. Последние консультации, которые мы провели и в «семерке», и с приездом министра финансов, министра торговли США, и в наших разговорах с экономическими группами ЕС мы пришли к выводу, что здесь мы неправильно оценили ситуацию, что может быть, рабочая группа тоже несколько переусердствовала в каких-то мерах контроля за нашей подготовкой к вступлению в ВТО. Думаю, что сегодня таких проблем для дальнейших переговоров нет. Мы идем по плану. Мы собираемся в следующем году приступить к обсуждению протокола о присоединении, что является ключевым, комплексным документом, кроме секторальных вопросов. И безусловно, вопросы будут. Они чувствительными остаются для России. Не все из них сняты нашими партнерами. Но это вопросы рабочего порядка.
НОВОСТИ.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Я хотел бы вернуться к некоторым позициям проекта бюджета на 2002 года. Понятно, что еще будут вноситься коррективы, но при этом наблюдатели, коллеги-журналисты, просмотрев бюджет, обнаружили, что самыми увеличенными в процентном отношении статьями являются расходы на обслуживание президента и Счетной палаты. Можно как-то это мотивировать?
А. КУДРИН Я поспорю с вами. У нас самые большие расходы, и, кстати, в консолидированном бюджете, бюджеты всех уровней, на первом месте всегда стоит образование. На втором месте социальная политика, только на третьем-четвертом стоят национальная оборона и ЖКХ. Если брать все бюджетные ресурсы страны, это консолидированный бюджет. Для федерального бюджета на первом месте всегда будет стоять большая часть расходов, связанная с национальной обороной. И сегодня тоже необходимо учитывать необходимость дооснащения армии, повышение денежного довольствия при одновременном сокращении численности, количество соединений, их перебазирования. Т.о. мы проводим реальную реформу и армии, чтобы жизнь армейцев была достойной. Я бы сказал об образовании в федеральном бюджете эта статья тоже растет, около 50-60%. Причем это и зарплата, прежде всего, на 60-80% повышается. По некоторым ставкам в 2-3 раза свей единой тарифной сетке, а в среднем на 60-80%. Это и 3 федеральных целевых программы для образования, связанных с интеграцией науки и образования, развития образования, оснащение оборудованием вузов. И третье это компьютеризация и вузов, и техникумов, и ПТУ, и школ. Президент взял ее под свой контроль. Т.о. средства вкладываются в  развитие, в будущее. И в обороноспособность, как я стал говорить, страны. Конечно, нас уважают в мире пока еще не за экономические показатели, не за уровень жизни населения, не за объем рынка, который сегодня есть или доминирование на мировом рынке, а за то, что Россия это пока внятная страна, которая имеет достаточно сильный в том числе военный потенциал. И мы являемся определенным фактором геополитической стабильности в мировом пространстве. Мы видим, как только эти возможности ослабевают, как сразу же расширяются и военные блоки. Поэтому обо всем этом надо думать. Но как я сказал, что даже по сравнению с этими расходами образование растет в бюджете темпами более высокими, чем даже оборона. Но кроме того, растет и здравоохранение, и культура. Мы теперь в рамках новой пенсионной реформы будем и платить часть пенсий из бюджета. Но кроме того, проводим реформу судебную
А. ВЕНЕДИКТОВ — Там немного денег на суды, не быстро растет.
А. КУДРИН Дело в том, что это, прежде всего, увеличение количество судей для того, чтобы все эти многомесячные очереди в судах быстро проходили. Это продолжение введения института мировых судей, чтобы бытовые вопросы или средние, не требующие общегражданского суда, быстро решались. Это улучшение материальных возможностей судов. Это повышение ответственности в законах судов и подотчетности судей. Т.е. целый комплекс мер. Конечно, на это тоже требуются средства. Среди вопросов, которые я сказал, это и новые подходы к форме финансирования. Мы теперь в этом году, и в следующем прежде всего, в этом только задумались об этом, а в следующем уже в рамках программы правительства будем реализовывать новые подходы по финансированию социальных учреждений, расширению возможностей, например, отраслей культуры. И по зарабатыванию внебюджетных средств, и по как бы работе на заказ. Не просто на смету вот, есть количество артистов, вот количество театров, в зависимости от того, как они работают, они получают нормативные расходы. А идет речь о выстраивании под результат. Мы будем говорить о госзаказе на образование, здравоохранение, на услуги, будь то культура или другие.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Вы позавчера встречались с президентом вместе с Лесиным, был указ президента о создании федерального унитарного государственногоТ.е. здесь мои коллеги с телевидения Наверное, интересно, будет ли увеличено в проекте бюджета, договорились ли вы о том, что телеканалы с государственным участием, прежде всего, будут получать нормально государственные деньги бюджетные не как сейчас?
А. КУДРИН В этой связи мы увеличили финансирование государственного телевидения, заметно, примерно от 5 с небольшим млрд. до 8,7. Это на 3 млрд. рублей. Дело в том, что это пойдет и на погашение части долгов, и на улучшение программ для показа населению. Кроме того, мы обсуждали проблему доступа всех общероссийских государственных каналов во все регионы РФ. И вот здесь каналы попросили поддержку, и президент в своем указе это отметил, что мы здесь должны помогать в виде некой дотации, будь то государственный, или даже негосударственный канал. В основном это, конечно, всероссийские государственные каналы. Средств мало, и мы, наверное, будем поэтапно расширять такую деятельность. Не везде у нас принимаются все каналы, тем более даже бывает, что первый канал не принимается. Поэтому охват территории страны информационными услугами, что является непосредственным атрибутом демократии, я считаю, это важнейшая функция федерального бюджета. Об этом мы говорили с президентом.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Чечня, финансирование того, что там происходит, все вместе и контртеррористическая операция, и восстановление, и социальные программы. Насколько увеличено? Или это разбросано по бюджету? Но может, вы скажите пропорции: насколько вложения в Чечню увеличены?
А. КУДРИН С точки зрения восстановления Чечни это осталось на том же уровне, 4,5 млрд. рублей как в 2001, так и в 2002 году. Безусловно, есть внебюджетные источники таких компаний как «Газпром», РАО «ЕЭС», МПС, которые строят свои учреждения за свет своих средств. Но что будет новое с конца этого года, в начале следующего это формирование дохода, бюджета Чечни, уже не просто как бы такой дотации, на которой сидит Чечня, а формирование бюджета со своей доходной частью. От нефти, проданной с помощью федеральных властей, мы помогаем сейчас гасить факелы, добывать эту нефть, вывозить ее, продавать по хорошим ценам, чтобы эти средства возвращались в Чечню. Чечня должна почувствовать, что у нее есть свой бюджет, а это является одним из важнейших конституционных прав чеченского народа иметь свой бюджет, который будет, конечно, исполняться через счета федерального казначейства, как на высокодотационных территориях в других субъектах РФ, но тем самым это повысит возможность решения социальных задач. Сегодня мы зачастую, наши решения пол финансированию зарплат в школах, пенсий осуществляем через военные комендатуры, где зачастую военных комендант на своих бронетранспортерах со своими порученцами помогают местным властям. Там всегда присутствует сотрудник местных властей и сотрудник или комендатуры, или наших федеральных властей, которые помогают под список выплат этих зарплат, пенсий. Но постепенно все равно власть будет переходить к местным администрациям по мере стабилизации. И создание бюджета республики, мне кажется, — серьезный шаг в восстановлении полномочий республики и возможности решения социальных вопросов. Но уже не за счет федерального бюджета, а за счет того, что сами там заработают.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Что касается контртеррористической операции?
А. КУДРИН Она, как вы знаете, проходит свои закономерные этапы. И то, что с нами связано количество т.н. боевых. Боевые выплаты тем, кто сегодня там служит. Количество таких боевых выплат на людей, которые находятся в непосредственном боевом контакте, количество таких военнослужащих сейчас резко сократилось. Поэтому теперь это значительно меньшая численность. Зато тем, кто там служит, они получают более постоянные надбавки к командировочным, просто надбавки к окладу, ну, они все равно находятся в достаточно беспокойной зоне. В этом смысле, расходы сокращаются. Кроме того, что президент принял решение о сокращении численности, и часть численности выводится, продолжается вывод, и потому что мы на какую-то численность сохраняем выплату боевых. Для тех, кто находится в боевом контакте, и на тех, кто просто охраняет и находится в частях, гарнизонах, сохраняются определенные дополнительные выплаты это теперь меньше, чем было раньше.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Вопрос, связанный с обратными долгами, с возвращением нам долгов. Каким-то образом это отражено в бюджете? Надеетесь ли вы на то, что какие-то страны начнут возвращать деньгами?
А. КУДРИН Мы не только надеемся. Это вообще никогда не прекращалось.
А. ВЕНЕДИКТОВ — По-моему, струйка все меньше, меньше?
А. КУДРИН Нет, как раз струйка сейчас все больше и больше. Я поясню. Когда страна вошла в Парижский клуб как кредитор, то многие страны, которые не платили нам, как правило, ведь мы помогали раньше странам Африки, беднейшим странам. Уникальная ситуация Россия является одним из самых крупных кредиторов беднейших стран в мире! Это соответствовало той политике бывшего СССР о влияние на страны третьего мира. И сегодня мы оказались одним из крупнейших кредиторов этих стран.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Не помните общую?
А. КУДРИН Дело в том, что пока она закрыта, может быть, ее откроят. Я объясню, почему закрыта. Часть кредитов предоставлялись военных, часть экономических в виде помощи населению, гуманитарной помощи, продовольствием, товарами. И вопрос о том, что считать военным кредитом, что гуманитарным, гражданским, экономическим, это всегда и наш спор со странами Парижского клуба, потому что те кредиты в мировой практике, которые имеют военный характер, они должны в таких ситуациях для беднейших стран вообще как бы прощаться. Поэтому мы по каждой стране очень скрупулезно поднимаем все данные, выясняем, все-таки какой это был кредит и как теперь эта страна будет платить нам долги. Но по мере прохождения этой работы, она идет с 1997 года, должен сказать, что мы заключили новые соглашения о реструктуризации с теми странами, которые просто не платили и ждали каких-то решений. Теперь при поддержке Парижского клуба у нас каждый год увеличиваются на десятки-сотни млн. долларов платежи от этих стран. Депутаты получат исчерпывающую информацию в комитетах по данному вопросу.
А. ВЕНЕДИКТОВ — И в конце беседы один частный, может быть, вопрос. Недавно разгорелся скандал в подведомственном вам учреждении Монетный двор со снятием директора. Сейчас директор восстановился по суду. Такая история, т.е. Монетный двор очень важный кусок «Гознака», есть ли позиция у Минфина по купированию этого скандала? Об этом тоже сегодня пишет «Коммерсантъ».
А. КУДРИН Я в курсе этого конфликта. Это подведомственное мне учреждение. Могу сказать, что по результатам проверки Минфина по контрактам, заключенным на производство соответствующей продукции мы выявили, что контракты заключались в убыток, а точнее, это не показывалось на бумаге, это по факту исполнения осуществлялось. Очевидна преднамеренность таких действий. Очевидно, что и ряд материалов для производства продукции закупалось по завышенным ценам. Есть и другие нарушения валютного характера, которые вкупе говорят о том, что надо наводить порядок. И я санкционировал, чтобы директор ушел, но он, видимо, будет судиться. Это, наверное, установим в законном порядке, все-таки мы будем принимать решение.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Еще вопрос, который пришел на пейджер: «Скажите, вы не собираетесь просить о выпуске 5000-рублевой купюры? Не пришло ли время?»
А. КУДРИН Нет, не пришло сейчас время. Данные планы в основном ЦБ осуществляет, поэтому я в его планы здесь даже не вмешиваюсь.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Но вы можете просить или давать рекомендации. Еще вопрос по поводу приватизации. Очень много говорится о реструктуризации естественных монополий МПС, РАО «ЕЭС», «Газпром». Говоря о необходимости привлекать в случае с нефтью, выплат долгов, не планируется частичная приватизация естественных монополий, продажи кусков естественных монополий в этих планах приватизации?
А. КУДРИН Допустим, если говорить о МПС, план реструктуризации по которому утвержден, о РАО «ЕСЭ», план по которому утвержден, по ним сегодня более очевидно. По «Газпрому» сейчас готовится концепция реформы, и рынка газа, и самой компании. Это небыстрый процесс, это серьезная компания. Ну, все нам сразу одновременно не выдержать, и все реформы не провести в момент. Но такая реформа сейчас ведется. И как вы знаете, главная цель этих работ то, что наоборот, из ныне приватизированного РАО «ЕЭС», где собственником является не только государство, государство должно в виде полностью 100%-государственной компании забрать те инфраструктурные объекты, сети в первую очередь, которые должны оставаться под государственным контролем. Другие части, такие, как генерация электроэнергии, вот, вы берете, вкладываете деньги в электростанцию, в маленькую или большую, которая микрорайон освещает, и вы считаете, что это более эффективно, чем тянуть большие какие-то сети откуда-то. И теперь у вас такие возможности будут. Это расширяет возможности для этого рынка, для инвестиций в этот рынок. То же самое и в МПС. Но т.к. там железные дороги будут находиться в госсобственности, но операторов и частных компаний, имеющих свои вагоны, составы, выполняющие свои заказы, т.е. доступ к этим сетям может этапно приватизироваться
А. ВЕНЕДИКТОВ — Меня как потребителя не сильно беспокоит принадлежность рельс, шпал и электростанций. Меня интересуют тарифы. Я думаю, что наших слушателей это. Ожидается ли как-то, или прогнозируется ли, т.к. это государственное, рывок тарифов естественных монополий в 2002 году в соответствии с бюджетом?
А. КУДРИН Сразу могу сказать, что рывков не планируется.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Но есть ли потолок, на который скажут туда нельзя? Есть ли потолок к концу 2002 года через бюджет, за который тарифы не зашкалят? В соотнесении с инфляцией, с ростом зарплаты?
А. КУДРИН Да, Минэкономразвития во вторник на заседании правительства обнародует некие тенденции в этой области.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Но есть какая-то у Минфина позиция не должно превышать того?
А. КУДРИН Минфин не планирует тарифы. Мы берем прогноз этих показателей в Минэкономразвитии, которые связаны с анализом соответствующих отраслей, их технологической базы, роста цен на энергоносители и прочее. Поэтому должен сказать, что никаких серьезных, чрезмерно чувствительных для населения решений не будет.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Потому что как бы не съели тарифы те повышение, которые вы запланировали в бюджете, вот о чем речь.
А. КУДРИН Когда я говорю о росте реальных доходов населения, это означает, что доходы населения всегда будут опережать инфляцию, включая инфляцию, которая определяется и тарифами. Поэтому планируя, скажем, 5% реальный рост доходов населения, это значит, что доходы населения будут всегда опережать рост цен, включая тарифы.
А. ВЕНЕДИКТОВ — Спасибо, большое! Напоминаю, у нас в гостях был Алексей Кудрин, министр финансов РФ.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире