К.ЛАРИНА: В гостях у нас издательство «Просвещение». Александр Кондаков так тепло встретился с Любовью Петровной Кезиной, она сказала нам, что Александр занимал должность заместителя министра, сказала, что занимался он очень интересным направлением, но каким так и не расшифровала. Каким же?
А.КОНДАКОВ: Наверно, для многих было удивлением, что заместитель министра, курирующий международную деятельность министерства, становится генеральным директором издательства «Просвещение». И Любовь Петровна, наверно, это и имела, такая маленькая интрига у нас возникла в самом начале. На самом деле, у меня была очень интересная работа, потому что я занимался вопросами взаимодействия с крупными международными организациями, фондами, и, в частности, последнее крупное дело, которое я сделал совместно с министерством, — это завершение работы над займом Всемирного банка по образованию, которое было анонсировано буквально неделю назад, что совет директоров банка его утвердил. Кроме всего прочего это, конечно, взаимодействие с различными странами, это взаимные признания и подтверждения эквивалентности документов образования, очень существенное направление это сотрудничество с государственными участниками СНГ в области образования, об этом можно отдельно говорить очень много, ну и целый ряд других интересных вещей, которыми я занимался.
К.ЛАРИНА: То есть теперь пришли поднимать издательство «Просвещение»?
А.КОНДАКОВ: Я бы не сказал, что пришел поднимать издательство «Просвещение». Просто когда мне предложили, возник вопрос о том, вообще должен ли заместитель министра, который имеет очень интересную работу и курирует интересное направление, менять сферу своей деятельности. Подумав, посоветовавшись со своими учителями, друзьями, родителями, я решил, что в 42 года можно бросить вызов самому себе, попробовать себя на другом поприще. И в течение 2 месяцев мне задают вопрос не пожалел ли ты? Я говорю — нет, я не пожалел.
Р.ВАЛИУЛИН: Можно ли сказать о том, что издательство «Просвещение» является монополистом в том, что касается производства и разработки учебников как для средней школы, так и для высшей?
А.КОНДАКОВ: Я должен сказать, что издательство «Просвещение» прежде всего производит учебники, конечно, для средней школы. Было большое направление для высшей школы, это для педагогических вузов — педагогика, психология, другие издания. Они ушли сейчас в другие издательства, но я думаю, что мы будем возвращать. Говоря о монополизме это воспоминания о годах недавнего прошлого
Р.ВАЛИУЛИН: Как раньше было
А.КОНДАКОВ: Как раньше и было, да, и любой монополизм приводит зачастую к застою, поэтому появились новые
Р.ВАЛИУЛИН: А потом перестройки
А.КОНДАКОВ: Да. Появились новые крупные издательства, которые забрали себе часть рынка. К сожалению, «Просвещение» потеряло достаточно серьезную часть пакета, но и в этом есть интрига теперь и для меня, и для новой команды, которая пришла в «Просвещение» — доказать, что государственное издательство на этом рынке может конкурировать успешно с другими издательствами и занимать то место, которое необходимо. Монополистов на рынке быть не должно, должно быть нормальное конкурентное поле, на котором работают различные издательства. Кто из них окажется более первым или более главным, это покажет наша совместная работа, но то, что монополистов быть не должно — это мое глубочайшее убеждение.
Р.ВАЛИУЛИН: А качество учебников, качество продукции для средней школы кем-то контролируется, кем-то определяется?
К.ЛАРИНА: Ты имеешь в виду содержание?
Р.ВАЛИУЛИН: Да.
А.КОНДАКОВ: Я бы, честно говоря, разделил эту проблему на две части. Первая. Если говорить о качестве, то мы, конечно, лимитированы низкой покупательной способностью населения, низкой покупательной способностью регионов, и поэтому учебники выпускаются в максимально дешевом варианте, хотя на эту тему тоже можно думать, потому что зачастую это ведет к потере качества уже и содержательного. В настоящее время мы подходим к понимаю того, что такое учебник третьего тысячелетия. В издательстве мы создали сейчас Совет по проблемам школьного учебника, куда вошли ведущие ученые и Российской Академии образования, и других учреждений, где будем обсуждать эту тему. Вопрос заключается в том, что одновременно с реформой образования должен реформироваться и школьный учебник, поскольку меняются образовательные технологии, объем информации, которая на детей сваливается, становится неизмеримо больше, чем это было раньше, мы должны переходить на компетентный подход к обучению, поэтому и структура, и содержание школьного учебника соответственно будут меняться. Он должен не просто передавать сумму знаний, как те учебники, по которым мы с вами учились, а он должен помогать детям овладевать навыками самообразования, овладевать теми базовыми компетенциями, которыми должен владеть ученик, вернее выпускник школы, которые в дальнейшем позволят заниматься самообразованием. А тот интенсивный технологический прогресс, который мы наблюдаем последние годы, и нет оснований думать о том, что он замедлится, заставляет людей 2-3 раза в течение жизни менять профессию, я думаю, многие слушатели с этим сталкивались на своем примере.
Р.ВАЛИУЛИН: Какая-то идеология, если вспомнить, опять же, о прошлых временах, существует сейчас или государственность, государственная позиция какая-нибудь существует при выборе того или иного учебника?
А.КОНДАКОВ: Очень важный вопрос. Есть Федеральный экспертный Совет министерства образования, который отбирает учебники и дает им гриф «рекомендовано министерством образования». Но если говорить об идеологии, то я думаю, что в настоящее время речь надо вести не об идеологии, а о тех общечеловеческих демократических ценностях, которые должны в себе нести образование, воспитание и, соответственно, учебники.

К.ЛАРИНА: Давайте немножко поговорим о книгах, которые вы сегодня принесли. Начнем с атласов по истории, географических атласов. Лена, что это за серия?
Е.ЯНЫШЕВА: Это уникальные атласы, подготовленные нашим издательством. Школьный атлас по географии России содержит более 100 карт. И чем уникальны все наши атласы они содержат комментарии к картам.
Р.ВАЛИУЛИН: Мы уже отметили, что это действительно очень ценное обстоятельство, поскольку для меня атлас, скажем, по географии это нечто, существующее отдельно от учебника по географии. Я посмотрел атлас и забыл все, отложил его в сторону А в учебнике тех же карт практически нет. Поэтому когда это все совмещено в одном, то это действительно очень полезно, очень наглядно.
Е.ЯНЫШЕВА: Нужно учесть, что это дополнение к учебнику. Материал, который вошел в карты, не входит в учебники, и помогает учителю организовать более правильно учебный процесс. Потому что работа по контурным картам там только карты, а здесь еще и дополнительный материал, который не вошел в учебники.
К.ЛАРИНА: Давайте обратим внимание, что это литература не для внеклассного чтения, а для изучения на уроках. Вы мне сделали открытие — когда шли новости, сказали, что учитель выбирает учебник, по которому будет учиться ученик в данном классе. То есть если допустим, ребенок принесет ваши атласы в школу, а ему скажут нет, нам эти не нужны, нам нужны атласы такого-то издательства и такого-то года издания. Что делать?
Е.ЯНЫШЕВА: Я думаю, что здесь родители должны повлиять на учителя, потому что учитель должен пользоваться как атласами, так и контурными картами. Это право учителя выбрать тот учебник или то пособие, которое обеспечит полный учебный процесс.
К.ЛАРИНА: А какая-то связь существует у издательства «Просвещение» с учителями напрямую?
Е.ЯНЫШЕВА: Конечно. Мы работаем с Институтом повышения квалификации учителей, мы выходим напрямую к учителям в школы, сообщаем всю информацию о выпускаемых книгах, мы выпускаем каталоги, которые очень красочно показывают, какая литература подготовлена в этом году издательством, и мы всегда открыты для учителя проводим презентации, семинары в издательстве. И всех учителей Москвы и Московской области, которые могут к нам добраться, мы приглашаем, потому что, как правило, у методистов района есть информация о наших семинарах и мероприятиях.
К.ЛАРИНА: Давайте еще поговорим о наполнении. Вопрос, который мы повесили перед новостями, об идеологии заговорили, и у меня в этой связи вопрос к Александру. Меняется ли система наполнения учебника, его конструкция? Ведь есть уже устоявшиеся советские традиции, как должен строиться учебник для такого-то класса средней школы. Здесь какие-то есть перспективы с учетом нового времени?
Р.ВАЛИУЛИН: Я уточню вопрос. Мы с Любовью Петровной Кезиной говорили об учебниках по литературе, и когда мы говорили о патриотическом воспитании на примере произведений о Великой Отечественной войне, она сказала, что практически те же самые произведения сейчас включены в программу по литературе, что и 20 лет назад.
А.КОНДАКОВ: Я думаю, что здесь Любовь Петровна абсолютно права, потому что есть произведения, которые вечны. Тем не менее, если вы возьмете современный учебник литературы, вы увидите и современных авторов, и те произведения, которые в советские учебники просто не входили по идеологическим соображениям. Если говорить о наполнении школьных учебников, я еще раз хочу повторить, что на самом деле содержание школьного учебника в настоящее время будет определяться теми сдвигами, которые происходят в обществе, теми сдвигами, которые происходят в образовательных технологиях, и многими другими факторами. Потому что насыщать учебник огромным объемом информации, как это было свойственно для учебников советского и досоветского времени, сейчас просто нельзя, потому что информация, которую ребенок получает сегодня, уже устарела. И фактически если мы будем проводить такое насыщение, то вспомним о тех перегрузках, которые есть. Сама идеология сейчас министерства образования, которая заложена в программу модернизации, в том числе и содержания образования, направлена именно на то, чтобы максимально обучать, разгрузить ребенка от ненужного запоминания больших объемов информации, а научить его самостоятельно добывать знания. На это сориентированы образовательные технологии, на это сориентированы будут и школьные учебники. Поэтому, по сути дела, мы сегодня говорим о подготовке больших количеств учебников для реализации программы модернизации образования. Издательство «Просвещение» тоже принимает участие в этой работе, мы в настоящее время запускаем уже в печать огромный тираж учебников под эксперимент, они должны поставлены быть в школы, которые начнут работать по эксперименту во всех 89 субъектах федерации к новому учебному году. Но я бы пока назвал эти учебники учебниками переходными, потому что в настоящее время идет отработка и содержания образования, и образовательных технологий, это затронет и колоссальный массив работы по повышению квалификации, по переподготовке и, кстати говоря, подготовке учителей, и, соответственно, работа с учебниками. Любовь Петровна говорила о том, что это процесс не революционный, это сейчас идет эксперимент, он рассчитан на 8 лет, и переход школ России в случае успеха эксперимента на 12-летку планируется только на 2007-2008 годы.
К.ЛАРИНА: А как отучить авторов учебников от привычки оценивать события, оценивать информацию, которую они предоставляют?
А.КОНДАКОВ: Все-таки в течение более чем 70 лет нас приучали к единомыслию, единообразию, и здесь не только задачи авторов, это задачи, конечно, издательства, задачи педагогов в целом давать детям возможность выбора, возможность прийти к правильному выводу, к самостоятельному выводу, естественно, под руководством учителя. Это тоже сейчас будет закладываться и закладывается в новые учебники.
Р.ВАЛИУЛИН: Если говорить о современных писателях, о которых вы говорили, произведения которых сейчас включаются в учебники по литературе — просто хотелось бы услышать имена.
Е.ЯНЫШЕВА: Солженицын, Бродский.
К.ЛАРИНА: Солженицын что?
Е.ЯНЫШЕВА: Честно говоря, я затрудняюсь, потому что я не литератор, но я знаю, что сейчас программа очень сильно по литературе изменена, вошли современные писатели, и даже в нашем издательстве выходит книга «От Мережковского до Бродского».
А.КОНДАКОВ: Я должен сказать, в принципе, если уж мы заговорили о литературе, отсюда я поеду на заседание Российского Книжного союза, и в настоящее время (вы знаете, союз Создан совсем недавно), мы как раз обсуждали на последней встрече, это было неделю назад, возможность начала крупной федеральной программы чтения. К сожалению, наши дети читают не столь много, как читали в свое время мы. Есть объективные факторы, а есть и субъективные. Я думаю, что в принципе издатели должны задуматься над тем, чтобы возродилась та знаменитая серия, которая знакома каждому из нас это «Школьная библиотека», «Библиотека школьника». Над этим надо думать и выпускать дешевые книжки, которые были бы доступны, кстати говоря, не только детям. Я, откровенно говоря, всегда крайне негативно оценивал те книги, которые издавались — условно говоря, ««Война и мир» в 80 страницах» и т.д. Я думаю, что до детей надо донести те произведения, которые на самом деле формируют мировоззрение, которые важны и в ценностном плане, и во многих других отношениях. Вот эту программу сегодня мы будем обсуждать, и, возможно, в ближайшее время уже Российский Книжный союз внесет эту программу на более широкое обсуждение.
М.ПЕШКОВА: Вы говорили о носителях, о книге. А как обстоят дела с другим носителем информации? Будут ли он использованы в ваших планах?
А.КОНДАКОВ: Да, это очень серьезное направление деятельности издательства. Мы сейчас подходим к решению этой задачи, в частности, ведем переговоры с целым рядом наших партнеров о создании крупного образовательного портала, интернет-портала, который позволил бы скомпенсировать тот недостаток поступления оперативной информации, которая ограничивается рамками учебника, и дал бы возможность школьнику, учителю, методисту оперативно общаться вплоть — до авторов наших учебников. Эта наша программа «Просвещение» ложится в параллель с крупными федеральными программами, это программа информатизации сельской школы, которая сейчас реализуется правительством России и министерством образования, это программа информатизации система образования, которая готовится, федеральная целевая программа и программа «Электронная Россия». То есть сейчас правительством и президентом принимаются кардинальные шаги, очень серьезные меры, затратные меры по максимально быстрой информатизации российского общества и системы образования. И мы, конечно, будем вписываться.
К.ЛАРИНА: Есть несколько вопросов от наших слушателей, надо, наверно, воспользоваться моментом и задать их вам. Вопрос от Веры: «Почему так мало литературы по дошкольному воспитанию?»
Е.ЯНЫШЕВА: Хотелось бы отметить, что совсем не мало. Издательство «Просвещение» выпускает очень много литературы по дошкольному воспитанию, и просто, наверно, Вера не знает об этом. Хотелось бы пригласить ее в наш магазин, который находится на улице Октябрьская, дом 89. Вера, приходите, и там вы купите всю эту литературу. А также, если вы не можете купить в Москве, то вы можете заказать по почте.
К.ЛАРИНА: Тоже есть такие вопросы от наших слушателей из других городов.
Е.ЯНЫШЕВА: Конечно. Каталог мы вам вышлем бесплатно, все справки — по телефону 289-50-26. Направляйте свои заявки, и мы удовлетворим ваш спрос.
А.КОНДАКОВ: Я хотел бы еще прокомментировать этот вопрос, который на самом деле очень важен. К сожалению, за последние 10 лет в России практически была разрушена система дошкольного воспитания, в том числе это проблема и литературы для дошкольников. И очень важно отметить то, что в планах правительства России сейчас максимальное возрождение системы дошкольного воспитания, чтобы дать возможность максимально большему числу детей на равном уровне войти в школу, и практически планируется поднять число детей, прошедших через систему дошкольного воспитания, до 60% в ближайшие годы. Это очень важное направление деятельности министерства образования, я думаю, что издательство будет дальше расширять это направление, и мы сейчас расширили редакцию дошкольного воспитания и начальных классов именно с этой целью.
Е.ЯНЫШЕВА: Мне бы хотелось дополнить, что сейчас выпускаются книги по трем программам. Есть комплексная государственная программа «Радуга», новая программа «Преемственность» и еще одна программа «Из детства в отрочество». Например, программа «Преемственность» поможет не только воспитателям, но и родителям подготовить своего ребенка к школе, научить его элементарно писать, считать, поможет подготовить его действительно уже к первому классу. Поэтому просто-напросто приходите к нам.
К.ЛАРИНА: «Будет ли издаваться новая история России? Потому что история, которую мы проходили раньше, является сочинением историков», — пишет нам наш слушатель Иван Семенович.
А.КОНДАКОВ: Конечно, и более того, издательство «Просвещение» сейчас выпускает по несколько книг каждого наименования, обеспечивая вариативность, в том числе готовятся и новые учебники по истории, я надеюсь, что к новому учебному году что-то уже появится.
Е.ЯНЫШЕВА: С Институтом всеобщей истории мы подготовили под редакцией Чабарьяна новую серию. Эта серия уже нами выпущена, часть учебников, просто-напросто, наверно, они еще не поступили в школы. А также подготовлен новый учебник по 6-7 классу автора Сахарова.
М.ПЕШКОВА: Насколько я знаю, на этой неделе издательская Москва, что называется, стояла на ушах: издательство «Просвещение» и издательство «Дрофа» выступили с совместным проектом. Кажется, издательстваантагонисты, издательства, которые никогда вместе рядом не выступали и не стояли.
К.ЛАРИНА: Поменялось руководство, наверно, не только в «Просвещении», но и в «Дрофе».
М.ПЕШКОВА: Что произошло?
А.КОНДАКОВ: Нет, в «Дрофе» руководство, к счастью, осталось на месте, дело заключается в том, я в самом начале сказал, что издательский рынок это рынок все-таки конкурентный, и я даже сказал бы так, это партнерский рынок в том числе. Сложилась парадоксальная ситуация, когда два крупнейших издательства, не будем вдаваться в причины, но тем не менее, контактировали между собой, бодались на рынке, и, как всегда, такие вещи к добру не приводят. Что произошло? К нам обратились авторы учебника по математике под редакцией Дрофеева, с тем, что учебник 5 класса издает издательство «Просвещение», учебник 6 класса издает «Дрофа», а в рамках эксперимента надо готовить учебник 5,6,7 классов, то есть новая линия учебников. И сами авторы предложили, поскольку и у них не было единогласия в том, какому издательству отдать свои авторские права, они предложили может быть, вы договоритесь? И вот в результате двухнедельных переговоров (должен сказать, что переговоры уже велись по техническим деталям) мы пришли к взаимному согласию о выпуске совместной линии учебников 5,6,7 класса. К вопросу о том, что издательская Москва стояла на ушах я это очень хорошо понимал, и Константин Маратович Драган очень хорошо понимал, потому что издательства не контактировали между собой. Но я думаю, что это будет совершенно нормальным явлением, в дальнейшем будем сотрудничать не только с «Дрофой», но и с другими издательствами, кстати, с «Росмэном» мы сейчас заключили соглашение о выпуске аудиокассет, будем с «Винтаной Граф» вести переговоры по направлениям наглядных пособий, возможно, и другим направлениям. Это нормальное взаимодействие издательств на рынке, поэтому надеюсь, что на ушах больше издательская Москве стоять не будет, а будет нормально воспринимать эти процессы.
М.ПЕШКОВА: Александр Михайлович, Вы кандидат географических наук, Вы человек, имеющий прямое отношение к географии. С приходом в это издательство будет ли развиваться эта отрасль знаний, я имею в виду учебники по географии? Не станет ли их больше?
К.ЛАРИНА: Только географию будем изучать.
А.КОНДАКОВ: На самом деле, география мой любимый предмет, и мой учитель Владимир Павлович Максаковский, автор учебника для 9 (теперь уже 10) класса и патриарх российского учебника географии, — я знаю, он сейчас слушает нас, нас автор. Но было бы совсем неверно, если бы издательство «Просвещение» ударилось бы только в географическую литературу. Вопрос заключается в том, что, конечно, сегодня мы готовим детей к жизни в открытом мире. Они должны быть социально мобильны, они должны быть академически мобильны, а это требует от них воспитания определенных качеств личности таких, как толерантность, как коммуникативность и многие другие. А когда я называю даже эти два, понятно, что надо понимать, уважать, ценить другие народы, другие культуры, знать их обычаи, нравы, понимать транспортные потоки, торговые потоки и многое другое, что без географии не узнать. Поэтому география я еще как заместитель министра боролся за то, чтобы она осталась в 10, в 11 классе. Я думаю, что география должна больше преподаваться в школе, должны появляться новые книги, которые в той или иной степени будут относиться к географии. Тем не менее, сам предмет, конечно, очень важен, но должен развиваться не в ущерб издательству и другим книгам.
К.ЛАРИНА: Хрестоматии вы выпускаете?
А.КОНДАКОВ: Да, мы выпускаем хрестоматии по самым разным предметам, но я еще раз хочу сказать, что издательство сейчас думает над расширением выпуска хрестоматий, справочной литературы, другой литературы, которая позволяет ребенку лучше ориентироваться, получать разнообразные знания, а не только то, что написано у него в учебнике. Но мы планируем выпуск литературы типа «Библиотеки школьника», но это пока в наших мыслях, а как они реализуются может быть, мы с вами когда-нибудь вернемся к этому разговору.
К.ЛАРИНА: В конце стоит еще раз назвать адрес магазина.
Р.ВАЛИУЛИН: И я бы уточнил, можно где-нибудь купить книги вашего издательства подешевле, чем в магазине?
Е.ЯНЫШЕВА: Конечно, в магазине издательства «Просвещение». Наш адрес: Октябрьская, дом 89, телефоны 289-60-44, 289-44-44. А также вы можете заказать наши книги по почте, телефон 289-50-26, каталог мы вышлем вам бесплатно.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире