'Вопросы к интервью
11 апреля 2014
Z Интервью Все выпуски

Новые возможности интернет-сервиса Сбербанк-онлайн – анализ личных расходов


Время выхода в эфир: 11 апреля 2014, 12:08

А.КНЯЗЕВА – Добрый день, в эфире Анна Князева. Наш эфирный отрезок посвящен очень интересной теме – теме личных расходов и личных финансов. У нас в гостях Святослав Островский — директор управления «Банк ХХI» ОАО «Сбербанка России». Здравствуйте!

С.ОСТРОВСКИЙ – Здравствуйте!

А.КНЯЗЕВА – Еще раз уточню более подробно тему: Новые возможности интернет-сервиса «Сбербанк-онлайн». Анализ личных расходов. Давайте для начала напомним нашей аудитории, что представляет из себя «Сбербанк-онлайн».

С.ОСТРОВСКИЙ – «Сбербанк-онлайн» – это сервис, с помощью которого можно управлять своими финансами через интернет и через мобильное приложение. Клиенты «Сбербанка» могут с помощью карты «Сбербанка» войти в «Сбербанк-онлайн» и делать там различные операции, оплачивать различные услуги, смотреть информацию по картам и делать множество других различных функций.

А.КНЯЗЕВА – Есть ли у вас какая-то статистика, какие-то наблюдения, какие расходы онлайн люди чаще всего совершают?

С.ОСТРОВСКИЙ – В основном клиенты осуществляют платежи через «Сбербанк-онлайн», также просматривают информацию по своим картам, по вкладам. Открывают вклады. Наш новый сервис «Анализ личных финансов» позволяет посмотреть и проверить клиентам, куда уходят их деньги, и как они тратят эти деньги. Интересна статистика, которую мы получили от 700 тысячей пользователей сервиса. Россияне безналично в основном тратят деньги на еду, то есть, супермаркеты и магазины. Вторая статья расходов – это одежда и аксессуары. И коммунальные платежи – это третья статься расходов россиян.

А.КНЯЗЕВА – Скажите, пожалуйста, а в чем, собственно, заключается ваш секрет, и как ваши новые сервисы помогают людям, может быть, ликвидировать собственную финансовую безграмотность, как-то раскладывать по разным безналичным карманам свои расходы, следить за этим?

С.ОСТРОВСКИЙ – Сервис позволяет прежде всего… мы рекомендуем нашим клиентам три простых шага для того, чтобы начать управлять своими финансами. Первое – это понимать, на что люди тратят деньги. Здесь, если люди и клиенты банка пользуются картой или снимают наличные, можно зайти в «Сбербанк-онлайн», в сервис «Мои финансы» и посмотреть, какие категории расходов являются основными для каждого из клиентов. И, понимая, какие категории расходов являются основными, клиент может также поставить себе определенные «напоминалки» или уровень расходов, который, например, если человек хочет тратить на еду какую-то определенную сумму денег, он может поставить на эту сумму и, собственно, смотреть, как в течение месяца он эти деньги тратит. Это первый шаг. Второй шаг: можно также поставить сделать себе бюджет на семью или личный бюджет и посмотреть – если, например, вы тратите деньги на рестораны больше, чем вам хочется, можно поставить себе определенную суму и смотреть. Если сумма уже приближается, ограничить себя в каких-то расходах.

А.КНЯЗЕВА – Скажите, а для какой аудитории создавался этот сервис? Это для среднестатистического гражданина по всей нашей стране или все-таки для технически продвинутого пользователя.

С.ОСТРОВСКИЙ – Когда мы планировали сервис, мы сделали его достаточно простым, чтобы любой гражданин России, любой клиент «Сбербанка» мог им воспользоваться.

А.КНЯЗЕВА – Это значит, не только в Москве действует?

С.ОСТРОВСКИЙ – Это действует не только в Москве, это действует по всей России. Для молодых людей –может быть, им хочется скопить на отпуск либо купить новый мотоцикл, и, соответственно, мы сделали сервис таким образом, что можно создавать свои личные цели и копить на эти цели. Для более старшего населения – возможно, им больше интересно будет сберегать на более долгосрочные какие-то вещи, поэтому сервисом может воспользоваться абсолютно любой.

А.КНЯЗЕВА – То есть, получается, что все платежи по карте буквально автоматически по разным категориями разносятся. А, скажите, пожалуйста, эта услуга платная, бесплатная?

С.ОСТРОВСКИЙ – Это услуга бесплатная. Любой клиент «Сбербанка» может воспользоваться ей в «Сбербанк-онлайн».

А.КНЯЗЕВА – Ну, например, я хочу какие-то детские покупки совершать, то мне нужно, вообще, даже не озабочиваться этой проблемой. Правильно ли я поняла, что ваша машина сама все посчитает.

С.ОСТРОВСКИЙ – Если вы пользуетесь картой для оплаты услуг и сервисов в магазинах, наш сервис позволяет автоматически распознавать ту или иную категорию расходов и определять ее. Но, если, например, мы ошиблись или мы неправильно указали ту или иную категорию, у вас есть всегда возможность исправить в своем личном кабинете эту категорию, и, может быть, переназвать ее по-другому. Если вы, допустим, купите на ремонт, а это отдельная категория для вас, вы можете любой свой расход, любую операцию, которая у вас прошла по карте, просто присвоить ей новую категорию, и, соответственно, в системе это будет отображаться именно так, как вы это установили.

А.КНЯЗЕВА – Я с большим уважением отношусь к техническому оснащению «Сбербанка», знаю, сколько банк вкладывает средств – и физических и моральных – в то, чтобы людям было гораздо удобнее пользоваться банковскими сервисами. И в этой связи я вспоминаю, когда появились первые кэшиновские машины в отделениях или банкоматы, стояли люди – консультанты – они объясняли клиентам, как правильно нажимать на кнопочки, как онлайн-платежи осуществлять. И сейчас, что мне лично приятно тоже, как клиенту «Сбербанка», даже люди в возрасте уже самостоятельно пользуются такими опциями. Я поэтому хотела бы узнать, как вы оповещаете, как вы даете возможность аудитории узнать о ваших новых сервисах, как вы продвигаете эти продукты?

С.ОСТРОВСКИЙ – Вы абсолютно правы, и в первую очередь у нас, конечно, есть консультанты в наших отделениях, и люди, которые приходят в отделения, мы им показываем, обучаем, как пользоваться новыми сервисами и услугами. Но при этом у нас есть также сайт sberbank.ru, где достаточно подробно объяснены все сервисы и услуги, которыми клиенты могут воспользоваться, со шпаргалками и, собственно, с демо-версиями и презентациями тех сервисов и услуг, которые есть сейчас.

А.КНЯЗЕВА – Я, кстати, сейчас держу в руках очень интересные разноцветные страницы – я не знаю, как назвать – похожие на бублики, колбаски разноцветные, где расходы разнесены по разным категориям: мои финансы, мои расходы, доступные средства. А вот, что такое все-таки финансовое планирование? Можно поподробнее об этом?

С.ОСТРОВСКИЙ – Финансовое планирование – это в целом сервис, который позволяет вам понимать, куда вы тратите деньги по карте; соответственно, устанавливать бюджет или лимит по определенным категориям, а также копить на свои цели и мечты.

А.КНЯЗЕВА – То есть, на тот самый отпуск или мотоцикл.

С.ОСТРОВСКИЙ – Тот отпуск, тот самый мотоцикл. И россияне, те пользователи, которые уже пользовались сервисом – у нас их порядка 700 тысяч – часть людей начали копить на цели. Автомобили и отдых – самые популярные категории, самые популярные цели.

А.КНЯЗЕВА – А вот по регионам есть какие-то пристрастия у людей – на что копят в Москве, и на что больше тратят в регионах? Вы сказали, что в Москве в основном на еду стараются люди…

С.ОСТРОВСКИЙ – В целом по России супермаркеты и магазины у дома именно по безналичным расчетам – это самые популярные категории расходов. В больше степени это касается Западного Урала – там, например 39% расходов по карте. Это супермаркеты и магазины у дома. А Северный Кавказ, Ставропольская область, Поволжье – там люди, видимо, больше покупают еду за наличные, поэтому мы это не видим. То есть, по безналичным расчетам – это Западно-Уральский банк. Одежда и аксессуары – Северный Кавказ, Ставрополье тратят больше денег, чем, например, в Поволжье.

А.КНЯЗЕВА – То есть, например, можно в одежде или обуви ужаться – я правильно поняла, что какая-то система оповещения работает в этом сервисе?

С.ОСТРОВСКИЙ – Сейчас система пассивна. То есть, мы просто приучаем наших клиентов начать смотреть на свои расходы, в первую очередь, а потом уже в следующих версиях реализуем дополнительные напоминания и какие-то еще вещи.

А.КНЯЗЕВА – Я напоминаю, что в нашей студии Святослав Островский – директор управления «Банк ХХI» ОАО «Сбербанка России», и мы говорим о новых возможностях интернет-сервиса «Сбербанк-онлайн». И в частности говорим об анализе личных расходов. Скажите, пожалуйста, насколько я понимаю, сейчас у вас действует именно интернет-система «Сбербанк-онлайн». А, что касается разных мобильных приложений? Потому что у нас люди активно пользуются гаджетами для андроида, для системы AOS. Есть это? Работает система?

С.ОСТРОВСКИЙ – У нас есть «Сбербанк-онлайн» для мобильных приложений, есть версия для iPhone, для iPad, для WindowsPhone и Андродид. Сервисы «Личные финансы» или «Мои финансы», которые мы сейчас реализовали в «Сбербанк-онлайн» в скором времени появятся и в мобильных приложениях. Мы сейчас работаем над этим.

А.КНЯЗЕВА – Работаете. И, что по времени, по срокам?

С.ОСТРОВСКИЙ – По срокам ожидаем, что во 2-м квартале уже приложение для iPhone такой сервис уже будет реализован.

А.КНЯЗЕВА – Читаю, что на одной из страниц вашего сервиса можно посмотреть структуру денежных средств на вкладах, картах и других продуктах. Также с помощью финансового планирования можно подобрать наиболее подходящий для вас продукт. О чем здесь идет речь?

С.ОСТРОВСКИЙ – Речь идет, прежде всего, о том, что в одном месте вы можете на все свои продукты, вклады, карты и посмотреть общий баланс всего вашего – условно мы его называем – портфель, у нас есть сервис личного, персонального планирования, который мы производим в отделениях. То есть, для людей, которые обладают определенным капиталом и сервисом, мы планируем более долгосрочно, чем на год или два и подбираем клиенту те продукты, которые необходимы для того, чтобы достичь своих финансовых целей.

А.КНЯЗЕВА – То есть, вы своего рода делаете подсказки правильные по грамотному финансовому поведению человека. А можно ли, если, например, я выбираю какие-то банковские продукты «Сбербанка», то могу ли через этот сервис подобрать себе вклад какой-нибудь или депозит более выгодный или погрузиться более тщательно в условия ипотечных программ – вот здесь работает система?

С.ОСТРОВСКИЙ – В «Сбербанк-онлайн» вы можете открыть вклад, вы можете подать также заявку на карту дополнительную. Сейчас конкретно этот сервис такую услугу не предлагает, но это все есть в «Сбербанк-онлайн» в соответствующих закладках в системе. То есть, вы можете подобрать любой финансовый продукт, которым мы сейчас предлагаем. В дальнейшем, в следующих версиях сервиса мы будем уже рекомендовать уже в зависимости от целей, сроков, тот или иной продукт, который поможет вам этой финансовой цели достичь.

А.КНЯЗЕВА – Насколько я поняла, у вас сервис с прошлого года работает, с зимы. Есть ли какая-то динамика, вы чувствуете, что люди тянуться к этим возможностям – и время сэкономить…?

С.ОСТРОВСКИЙ – Сервис заработал с конца прошлого года на территории всей России. Мы видим очень позитивный отклик от клиентов. Клиенты ждали таких возможностей от «Сбербанк-онлайн». И буквально за несколько месяцев мы подходим, уже скоро подойдем к миллиону пользователей. Сейчас 700 тысяч активных пользователей и сервис быстро набирает популярность.

А.КНЯЗЕВА – Что касается коммунальных платежей, по моим личным наблюдениям очень популярных и более часто употребляемых расходов, как оплата связи и интернета. Здесь тоже можно по корзинам разбросать свои деньги с вашей помощью?

С.ОСТРОВСКИЙ – Вы можете посмотреть, сколько вы в целом тратите на коммунальные услуги, при этом также есть возможность оплатить большое количество различных поставщиков услуг. Несколько десятков тысяч у нас в «Сбербанк-онлайн» присутствует, соответственно, вы можете оформить любой платеж, а также оформить автоматическую подписку на платеж, который позволит вам, вообще, не задумываться, как вы платите за свои счета. Счета будут оплачиваться автоматически.

А.КНЯЗЕВА – Понятно, а могу ля для себя лично какую-то категорию добавить? Может быть, транспортные расходы или культурные мероприятия.

С.ОСТРОВСКИЙ – Конечно, можете. Более того, система очень простая и удобная в пользовании. Вы можете, в принципе, создать любую категорию, например: семья, дети, жена, и не только присваивать этой категории любую транзакцию, но также можете взять любую наличную операцию. Например, в сняли деньги в банкомате 10 тысяч рублей – вы можете разбить эту сумму на несколько частей. Две тысячи, например, потратил на ребенка, тысячу потратил в кафе, и соответствующим образом система определит ту или иную категорию; и в эту категорию поставит все эти расходы, которые вы сами обозначили, то есть, вы можете вести свой личный дневник расходов в «Сбербанк-онлайн».

А.КНЯЗЕВА – Понятно. Я бы хотела еще обратить внимание нашей аудитории на то, что эти картинки, которые вижу я, они достаточно понятны. По сути, это как в мультяшках такие ходы, подсказки человеку – как надо пользоваться этой системой. И поэтому у меня вопрос следующий: Кто вам помогал такую легкую систему для понимания создавать?

С.ОСТРОВСКИЙ – Мы разрабатывали внутри компании, это наша внутренняя разработка, наше ноу-хау. Мы использовали ряд партнеров, которые помогали нам реализовать этот сервис. Мы также используем обратную связь от наших клиентов. У нас есть, в первую очередь, наши сотрудники, у нас их очень много, и внутри «Сбербанка» есть биржа идей, как мы ее называем, которая позволяет нам лучшие идеи наших сотрудников реализовывать в сервисах для наших клиентов. Также активно пользуемся социальными сетями. Мы получаем обратную связь от клиентов там, модифицируем сервисы, делаем их удобнее и понятнее.

А.КНЯЗЕВА – У нас активизировался центр сообщений. Пишут люди. Ольга из Москвы: «Очень удобная услуга, я пользуюсь. Можно оплатить многие услуги других организаций. Но жаль, что ввели комиссию по платежам за аренду земли. Из-за этого стала больше поглядывать в сторону оплаты наличными через другие ресурсы». Как вы здесь с вашими партнерами взаимоотношения выстраиваете?

С.ОСТРОВСКИЙ – С партнерами мы выстраиваем…. Я конкретно этот платеж не могу прокомментировать, но, в принципе, у нас достаточно прозрачная тарифная политика, и большинство платежей, которые совершаются «Сбербанк-онлайн» они бесплатны для клиентов.

А.КНЯЗЕВА – Понятно. – «Здравствуйте, сервис классный! Очень наглядно. Но иногда с перебоями работает «Сбербанк-онлайн»». Какая-то команда поддержки инженерной существует?

С.ОСТРОВСКИЙ – Конечно, у нас существует онлайн-поддержка. Система пользуется большой популярность. Периодически бывают сбои, мы их очень быстро устраняем, всегда сообщаем об этом клиентам. И сейчас сервис работает достаточно стабильно.

А.КНЯЗЕВА – «Онлайн-платежи не в отделениях, дома через личный кабинет…» — наверное, здесь нужно уточнить, что это для тех пользователей, которые через домашний компьютер осуществляют платежи.

С.ОСТРОВСКИЙ – Да.

А.КНЯЗЕВА – Скажите, пожалуйста, какие шаги нужно предпринять для того, чтобы в вашей системе, в системе «Сбербанк-онлайн» зарегистрироваться?

С.ОСТРОВСКИЙ – Очень просто: нужно просто иметь карту, можно подойти к банкомату, распечатать логин и пароль, с помощью которого можно войти в систему. Система позволит вам сделать собственный логин и пароль после первого входа. И с помощью этого логина и пароля любой клиент «Сбербанка» может либо через «Сбербанк-онлайн» либо через мобильное приложение войти в «Сбербанк».

А.КНЯЗЕВА — Но тут возникает еще вопрос о каких-то потенциальных рисках. Все-таки речь идет о деньгах. Есть ли какая-то система, по которой вы можете обезопасить платежи ваших клиентов, пароли, явки?

С.ОСТРОВСКИЙ – Мы используем современные криптографические средства защиты информации и в особенности для тех клиентов, которые пользуются нашими рекомендациями для безопасности собственных компьютеров или каких-то девайсов, могут воспользоваться системой абсолютно безопасно.

А.КНЯЗЕВА – Вы знаете, наш информационный центр вам какие-то возможностями работы наш ошибками подскажет, потому что один из наших слушателей из Москвы говорит о том, что без шаблонов оплатить ничего невозможно и не всегда можно предусмотреть платеж и создать шаблон. Вот, как вы эту проблему решаете?

С.ОСТРОВСКИЙ – Система «Сбербанк-онлайн» и наше приложение для версии айфон и WindowsPhone позволяет делать платежи без шаблонов. Единственное место, где мы сейчас позволяем делать платежи с шаблонами, это «Сбербанк-онлайн» для платформы Андроид. Мы в целом видим определенные риски с этой платформой и работаем с ней достаточно осторожно. Мы знаем, что она популярна и готовим новый продукт, который позволит совершать такие платежи без шаблонов, и в ближайшее время его сделаем.

А.КНЯЗЕВА – Хотела бы сосредоточится на работе ваших консультантов в «Сбербанке», и, в том числе, в «Банке ХХI». Есть ли какая-то школа, где вы готовите специалистов, может быть, какие-то вопросы психологической помощи решаете, или это вопросы, которые возникают у тех, кто пользуется этой системой «Сбербанк-онлайн» и в частности этой системой «Анализ личных расходов». Все-таки больше вопросы к колл-центру вашему возникают.

С.ОСТРОВСКИЙ – Наши консультанты проходят подготовку, наши внутренние тренинги, где мы их обучаем, как пользоваться системой, как работать с клиентом, а дальше, собственно, они постигают все азы и достигают совершенства, уже работая с клиентом. Мы получаем очень много обратной связи от клиентов в наших отделениях, и наши консультанты проделывают огромную работу, чтобы приобщить население к нашим банковским услугам по всей стране.

А.КНЯЗЕВА – Понятно. А, что касается возможности оплачивать кредиты через ваш новый сервис? Можно ли на этом сосредоточиться подробнее. Мы знаем, что сейчас в России кредитный бум и нехватка времени у людей. Как решается эта опция?

С.ОСТРОВСКИЙ – У нас есть, в принципе, сервис оплаты кредитов. Клиенты могут сделать это в банкоматах, поэтому этот вопрос, в принципе, достаточно просто решается. Вообще, «Сбербанк-онлайн» очень функциональная система и сегодня я не стал останавливаться на всех ее особенностях и том функционале, который есть сейчас.

А.КНЯЗЕВА – Я поняла, что вы хотите сказать, что здесь опций-то много, но у меня родился еще один абсолютно практический вопрос. Если у меня, например, есть несколько счетов в «Сбербанке», и я хочу тот же самый кредит очень быстро погасить, переведя средства с одной карточки в другу. Отражает ли ваш сервис переводы между своими счетами.

С.ОСТРОВСКИЙ – Да, сервис позволяет делать различные виды переводов, переводить деньги в другой банк, оплачивать кредиты другого банка и это сделано в достаточно удобном интерфейсе. Мы сейчас работаем с множеством банков, у нас много партнеров, которые позволяют это делать. Я бы вот хотел еще остановиться на тех вещах, на которых мы сейчас работаем, с точки зрения сервиса «Мои финансы». Сейчас, создавая свои цели, вы можете выбрать то, на что вы хотите копить деньги, и от вас требуется определенная дисциплина для того, чтобы перечислять регулярно, добавлять деньги на эту цель. В ближайшее время мы сделаем такую услугу, которая позволит делать это автоматически. Сейчас мы над этим работаем и надеемся, что к концу года мы такой сервис для наших клиентов тоже запустим.

А.КНЯЗЕВА – А, если я, например, хочу перевод средств по номеру телефона осуществить, я могу это сделать онлайн, через новый сервис ваш?

С.ОСТРОВСКИЙ – Да, в «Сбербанк-онлайн», в наших мобильных приложениях и через sms даже вы можете использовать номер телефона для того, чтобы перевести деньги на карту клиента «Сбербанка». То есть, зачастую клиенты не помнят номер карты другого человека – вполне нормально – но зато та информация, которая всегда под рукой – это номер телефона. Вот мы реализовали такой сервис, который позволяет с помощью номера телефона фактически переводить деньги на карту клиента «Сбербанка». Сервис пользуется огромной популярностью, у нас более 2 миллионов клиентов активно делает, многие из моих знакомых и знакомые моих знакомы пользуются и говорят, что это очень удобно.

А.КНЯЗЕВА – У нас слушательница похвалила как раз систему безопасности: «В «Сбербанке» кроме одноразовых паролей, взятых по карточке через банкомат, действует еще sms на телефон – это очень удобно, большое спасибо!» Скажите, пожалуйста, а как можно переводить средства «Сбербанк-онлайн» между клиентами?

С.ОСТРОВСКИЙ – Между клиентами, как я сказал, можно переводить, используя номер телефона, то есть, деньги поступят на карту того человек, которая есть. Можно использовать номер карты с шаблоном и без шаблона.

А.КНЯЗЕВА – Соответственно, естественно подсказка, естественно шпаргалка в вашей системе «Сбербанк-онлайн». Я хочу напомнить, что сегодня в эфире эха был Святослав Островский — директор управления «Банк ХХI» ОАО «Сбербанка России». Мы говорили о новых возможностях интернет-сервиса «Сбербанк-онлайн», об «Анализе личных расходов». Я хотела бы Святослав, что бы вы еще раз повторили сайт «Сбербанка», куда можно обращаться.

С.ОСТРОВСКИЙ — sberbank.ru. Там можно посмотреть информацию о наших сервисах и услугах.

А.КНЯЗЕВА – Спасибо большое!

С.ОСТРОВСКИЙ – Спасибо!


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире