01 декабря 2000
Z Интервью Все выпуски

повышение зарплаты бюджетным работникам; — рассмотрение в Думе правительственного варианта трудового кодекса РФ


Время выхода в эфир: 01 декабря 2000, 12:15

1 декабря 2000 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Андрей Исаев, заместитель председателя комитета Думы по труду и социальной политике
Эфир ведет Ольга Северская

О. СЕВЕРСКАЯ: Вот, как раз с такого события мы бы хотели начать с Андреем разговор. Рассмотрение в Думе правительственного варианта трудового кодекса или уже альтернативного (сейчас мы узнаем все последние новости), как раз правительственный вариант нового трудового кодекса вызвал волну возмущения у профсоюзных организаций. И с сегодняшнего дня должны были проходить митинги и пикеты, и, вообще, эта волна протестов, по-моему, по всей стране, если я не ошибаюсь, должна прокатиться.
А. ИСАЕВ: Сегодня ряд профсоюзов, не входящих в Федерацию независимых профсоюзов России, проводит свои акции в некоторых городах. Они направлены, главным образом, против правительственного варианта трудового кодекса. Но основная, наиболее мощная акция состоится на неделе с 14 по 19 декабря, ее планирует провести Федерация независимых профсоюзов России. Недавно прошло селекторное совещание, которое вел председатель ФНПР Федор Викторович Шмаков. В этом совещании принимали участие сотни и даже, наверное, тысячи профсоюзных активистов по всей стране. И они выразили решимость провести митинги, демонстрации, акции протеста, пикетирование органов государственной власти с двумя требованиями: они поддерживают депутатский вариант трудового кодекса, который был внесен группой депутатов, нами, 8 человек. Напомню, что трое из них представляют фракцию ОВР, двое компартию, двое группу «Народный депутат» и один СПС.
О. СЕВЕРСКАЯ: Я добавлю еще, что и Андрей Исаев является одним из авторов этого проекта.
А. ИСАЕВ: Да, я являюсь одним из авторов этого проекта. Этот проект поддерживается профсоюзными организациями, которые будут протестовать с 14 по 19 число. И второе требование это требование отклонить правительственный вариант трудового кодекса. Я должен сказать, что комитет по труду и социальной политике, в котором я работаю в Государственной Думе, уже со своей стороны эти требования выполнил. Вчера состоялось заседание комитета, на котором были рассмотрены все четыре внесенных варианта. Я хочу нашим слушателям напомнить, что всего таких вариантов четыре. Одни внесен правительством РФ, один внесен депутатом второй, прошлой Государственной Думы Анатолием Головым, представлявшим фракцию «Яблоко», другой — также депутатом прошлой Госдумы, представлявшим компартию, — Авалиани, и четвертый вариант внесен как раз нами. Вот, три предыдущих правительственный, головский и Авалиани комитет рекомендовал Государственной Думе как не устраивающий, отклонить в первом чтении, а наш принять в первом чтении для дальнейшей работы именно над этим вариантом и внесения в него поправок.
О. СЕВЕРСКАЯ: Андрей, когда мы с Вами встречались в последний раз, мы как раз говорили о двух вариантах нового трудового кодекса. И тогда вы оценивали шансы на прохождение как 50 на 50. Ваш комитет, действительно, принял вариант, альтернативный правительству. Но, к сожалению, это, наверное, не единственный комитет и не единственное депутатское объединение, которое будет участвовать в голосовании.
А. ИСАЕВ:: Не единственное. Я могу сказать, как уже выглядит расклад сил. Скорее всего, я думаю, что комитет по государственному строительству (он является соисполнителем нашим в этом вопросе) также поддержит наш вариант, два члена этого комитета его председатель Анатолий Лукьянов и зам. председателя Валерий Гребенников (один представляет компартию, другой нашу фракцию «Отечество») — являются также соавторами нашего варианта кодекса, и комитет госстроительства считает себя, наряду с комитетом по труду и социальной политике, соавтором депутатского варианта. Я ожидаю, что он также примет решение в пользу нашего варианта. В пользу нашего варианта также примет решение комитет по делам семьи, женщин и молодежи, потому что он считает, что права женщин, молодых специалистов, лиц, совмещающих работу с обучением гораздо лучше защищены в нашем варианте, чем в правительственном. А дальше уже (как вы понимаете, позиция комитетов только рекомендательная для палаты) голосование по фракциям. Уже твердо определились на сегодняшний день две фракции, это фракция ОВР, которая приняла решение голосовать за депутатский вариант (это будет консолидированная позиция фракции) и фракция «Единство», которая будет поддерживать правительственный вариант. Я также ожидаю, что в ближайшие дни будет принято решение компартии поддерживать депутатский вариант, решение агропромышленной депутатской группы она также будет поддерживать депутатский вариант, СПС, видимо, поддержит правительственный вариант (хотя, напоминаю, в числе авторов есть один из депутатов-членов СПС). «Яблоко» колеблется. Я ожидаю, что все-таки большинство «Регионов России» поддержит депутатский вариант и произойдет какой-то раскол в группе «Народный депутат» часть поддержит наш, часть — правительственный. Безусловно, за правительственный вариант будет голосовать (он уже об этом заявил) Жириновский фракция ЛДПР.
О. СЕВЕРСКАЯ: Андрей, я бы еще хотела, чтобы Вы сказали нашим слушателям о преимуществах депутатского проекта нового трудового кодекса. Когда мы говорили об этом в первый раз, мы подчеркнули, что многие права, которыми сейчас обладают трудящиеся, правительственным вариантом как бы отметались. Вот, Вы уже сказали о правах женщин, воспитывающих детей
А. ИСАЕВ: Сейчас женщина имеет право уйти в отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Правительственный вариант сокращает этот отпуск до 1,5 лет, что, как вы понимаете, для многих женщин становится выбором либо карьера, либо семья. Мы можем после этого сколько угодно говорить о равноправии женщин, о демократическом государстве, но это действительно так. Вы знаете, что сейчас каждый учащийся, человек, совмещающий работу с обучением в государственном ВУЗе, имеет право на отпуск для сдачи экзаменов в период экзаменационной сессии. Правительственный вариант это право очень сужает. Во-первых, только человек, первый раз обучающийся среднеспециальному или высшему образованию (то есть, скажем, если он закончил техникум и потом еще и ВУЗ хочет закончить, то на него уже это правило не распространяется) и, во-вторых, обучающийся по данной специальности. Скажем, для грузчиков это право закрыто, потому что я не знаю, какие существуют специальности для грузчиков. Дальше это уже право работодателя давать ему этот отпуск или не давать. Кроме того, правительственный вариант дает право удлинять рабочий день по заявлениям работников до 12 часов и рабочую неделю до 52 часов в неделю. И еще содержит ряд вещей, которые существенно ущемляют права и работников, и расширяют практику применения срочных трудовых договоров. Практически каждого работника можно на этот срочный трудовой договор перевести, а это значит, по истечении срока без всякого объяснения причин можно уволить без всяких выходных пособий и прочих компенсационных выплат, которые положены сейчас по КЗОТу при сокращении штата. Мы в своем варианте эти вещи, разумеется, исключили. Плюс решили использовать современную практику. Например, спорный, очень серьезный на сегодняшний день вопрос это невыплата зарплаты. Вы знаете, это больная тема. В нашем варианте КЗОТа зафиксировано, что, если заработная плата задерживается и не выплачивается в срок, то в этом случае работнику начисляются пени 2300 от ставки рефинансирования Центрального банка на день платежа. Мы считаем, это справедливый подход.
О. СЕВЕРСКАЯ: Раз уж мы заговорили о зарплате, хотелось бы спросить о том решении, которое было принято Думой в среду. Речь идет о повышении тарифных ставок для бюджетников. Дума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект как раз о тарифной ставке первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников и организаций бюджетной сферы. Предполагается, что с 1 января 2001 года эта ставка будет составлять 200 рублей в месяц, а с 1 июля 300 рублей в месяц, то есть определенное повышение зарплаты бюджетникам заложено.
А. ИСАЕВ: Очень существенное повышение заложено, я должен сказать. Что значит первый разряд единой тарифной сетки? Это значит, что вся сетка повышается, повышается заработная плата всем работникам бюджетной сферы. На сегодняшний день первый разряд единой тарифной сетки равен 132 рублям. Если в июле он станет 300 рублей, это, как вы видите, повышение более чем в 2 раза заработной платы всем работникам бюджетной сферы. Мы приняли этот законопроект, действительно, в первом чтении, несмотря противодействие со стороны правительства, несмотря на очень серьезную, существенную полемику, которая велась по этому поводу. Правительство мотивировало это, разумеется, отсутствием денежных средств.
О. СЕВЕРСКАЯ: Бюджетный комитет, насколько я понимаю, тоже.
А. ИСАЕВ: Да, бюджетный комитет также выступал против. Тем не менее, комитет по труду и социальной политике рекомендовал к принятию, ряд фракций, в том числе и фракция «Отечество», к которой я принадлежу, заявила очень жесткую позицию за то, что мы выступаем за принятие этого закона, и он в первом чтении принят. И вот, какие наши мотивы, я бы хотел изложить, почему мы считаем, что так качественно, существенно нужно повысить зарплату бюджетникам. 2001 год, если мы этого не сделаем, станет годом развала бюджетной сферы. Каковы правительственные планы повышения заработной планы? Вы знаете, что у нас повышен минимальный размер оплаты труда (он как раз такой же, как мы предполагаем сделать первый разряд единой тарифной сетки, — 200 рублей с первого января и 300 рублей с первого июля). Правительство рассчитывало только самым нижним разрядам — с 1 января первым трем, с 1 июля первым шести доплачивать разницу между минимальной зарплатой и их ставками, с одной стороны, а с другой стороны провести индексацию остальным бюджетникам всего лишь на 19 %. При том, что состоится инфляция у нас в следующем году (по оптимистическим правительственным прогнозам) в 12 %, мы понимаем, что это вообще не повышение зарплаты, это, в лучшем случае, удержание зарплаты бюджетников, ее покупательной способности на нынешнем уровне. Нынешний уровень катастрофичен, потому что, даже если мы выполняем это правительственное повышение, то мы выходим на то, что 18 разряд единой тарифной сетки, то есть ставка профессоров, директоров школ, руководителей будет равна 1 129 рублям, что составляет величину прожиточного минимума по Российской Федерации, утвержденного сейчас правительством, исходя из второго квартала этого года. Только 18 разряд единой тарифной сетки достигает величины прожиточного минимума. Вся сетка, все ставки бюджетников оказывается ниже. К этому добавляется еще один важный фактор, который мы не можем сбрасывать со счетов. Вы знаете, что со следующего года начинает в полном объеме действовать 113 пенсионный закон, который устанавливает пенсии для неработающих пенсионеров. У них пенсии существенно вырастут. Что получится? На сегодняшний день в бюджетной сфере работают очень много пенсионеров, которым выгодно: да, маленькая зарплата, но плюс еще и пенсия. И они работают, занимают должности, выполняют трудовые обязанности. В 2001 году пенсии для неработающих пенсионеров станут настолько велики, что работать и одновременно получать пенсию станет невыгодно. У нас произойдет массовый отток людей из бюджетной сферы. При том, что на 40 %, как ожидается, вырастет зарплата во внебюджетном секторе, мы ожидаем, что бюджетная сфера просто-напросто развалится, если не предпринять сейчас срочных мер. Вот такими срочными мерами, безусловно, должно быть качественное повышение зарплаты бюджетникам.
О. СЕВЕРСКАЯ: Мы поговорим еще об этом. Насколько реально, все-таки, за счет средств бюджета обеспечить такое повышение зарплаты, насколько реально, при том, что и сейчас существует проблема задолженности бюджетникам по зарплате? И готовы будем ответить на ваши вопросы уже после новостей и рекламы.

О. СЕВЕРСКАЯ: Мы остановились на том, что попытались проанализировать аргументы депутатов, которые приняли в первом чтении законопроект о тарифной ставке первого разряда, которая предусматривает достаточно существенное повышение зарплаты бюджетников с января и потом с июля следующего года, несмотря на сопротивление бюджетного комитета Думы и правительства России. И сразу два вопроса от Ольги Сергеевны и от Ларисы Михайловны (наверняка, к ним присоединятся многие) пришли как раз по этому поводу. Если, действительно, и бюджетный комитет, и правительство против, если они считают, что это потребует значительных расходов из федерального бюджета и из бюджетов субъектов России, не останется ли то, что принято Думой, просто красивыми словами в пользу бюджетников?
А. ИСАЕВ: Мы постараемся, чтобы не осталось. Во-первых, мы настроены достаточно конструктивно. Вчера комитет по труду и социальной политике, учитывая позицию правительства и бюджетного комитета, принял решение о формировании специальной комиссии, рабочей группы, по доработке данного законопроекта ко второму чтению. Мне поручено эту комиссию возглавлять. И мы обратились к правительству с предложением направить своих представителей в состав этой комиссии. Мы готовы вести конструктивный диалог и по суммам, и по срокам ввода в действие этого закона. Но двигаться, повышать зарплату бюджетникам, несомненно, надо, и с этим согласилось большинство Думы. Что касается технического вопроса, о средствах, то, по расчетам авторов этого законопроекта, депутатов Шелища и Шишлова, из федерального бюджета потребуется 26 миллиардов рублей и чуть более 45 миллиардов из бюджета субъектов федерации. Правда, правительство оспаривает эти расчеты. Но есть косвенное подтверждение. Правительство уже запланировало в бюджете на повышение заработной платы бюджетникам 11,5 миллиардов рублей и говорит, что это деньги, которых хватит на повышение до 20 %. 20 % умножаем на пять. Мы получаем как раз около той суммы, около 50 миллиардов, то есть как раз около той суммы, которую и заявили авторы законопроекта для того, чтобы увеличить в 2 раза, как мы, собственно говоря, и планировали. Откуда взять эти средства? Ну, во-первых, мы ожидаем, что на следующей неделе в Государственную Думу будет внесен закон о поправке в бюджет 2000 года о распределении дополнительных доходов на сумму в 180 миллиардов рублей. На 180 миллиардов рублей перевыполнен бюджет 2000 года. Выкроить там деньги на то, чтобы направить их на повышение заработной платы бюджетников, можно. Во-вторых, Государственной Думой уже принято решение о том, что дополнительные доходы бюджета, первые 70 миллиардов, будут распределяться следующим образом. Пополам: 35 миллиардов уйдет на обслуживание внешнего долга, 35 миллиардов на социальные цели и, в первую очередь, на выплату заработной платы бюджетников. Сегодня как раз обсуждается бюджет в третьем чтении и я ожидаю споров по распределению доходов, которые будут сверх этих 70 миллиардов. Правительство предлагало такой вариант: 70 % — на внешний долг, 30 % — на зарплату бюджетникам и военнослужащим. Но есть поправка группы депутатов (я думаю, что она может быть поддержана большинством) там также сохранить принцип 50 на 50: половину из этих сверхдоходов направлять на обслуживание внешнего долга, половину на повышение зарплаты бюджетникам и денежного довольствия военнослужащим. Это дает достаточно серьезный финансовый ресурс, который позволяет достаточно серьезно обсуждать этот законопроект. Но опять-таки я повторяю, что мы готовы к конструктивному диалогу. Для нас было важно принять законопроект в первом чтении, тем самым вынудить власть к этому диалогу, к решению самой проблемы, вопросы сроков и вопросы, может быть, темпов повышения этой заработной платы это, может быть, вопрос дискуссии, которая, разумеется, произойдет в Государственной Думе.
О. СЕВЕРСКАЯ: Андрей, все дополнительные доходы бюджета 2001 года это хотя и очень хорошо рассчитанные, но все-таки виртуальные деньги, виртуальные цифры. Вот, Ирина волнуется, не включат ли печатный станок и не будет ли еще большей инфляции?
А. ИСАЕВ: Вы знаете, ешение было принято при принятии бюджета в первом чтении о том, что у нас бездефицитный бюджет, бюджет 2000 года оказался со значительным профицитом, так что пока оснований для включения печатного станка нет. Пока бюджет очень сильно перевыполняется. У нас, у государства, появляются гораздо большие средства, чем те, на которые оно рассчитывало, и основание для волнений нет. Я думаю, что можно будет решить эту проблему за счет дополнительных источников, которые будут. Вы помните, когда принимался бюджет в первом чтении, был очень серьезный спор. Наша фракция «Отечество» как раз голосовала единодушно против принятия бюджета, потому что мы говорили, что доходная часть занижена, и сейчас, когда мы говорим о дополнительных доходах бюджета, мы практически не сомневаемся в том, что такие дополнительные доходы объемом 150 миллиардов рублей как минимум в следующем году будут.
О. СЕВЕРСКАЯ: Николай спрашивает нас, чем объяснить значительную разницу между зарплатой и пенсией чиновников и, например, профессорско-преподавательского состава? Предполагается ли когда-то сблизить эти показатели?
А. ИСАЕВ: Согласен с Николаем абсолютно. У нас получается такая вещь, что люди, работающие на государство, разделены на две сословные категории: одно сословие простолюдины, условно говоря, это просто работники бюджетной сферы, а другие госслужащие. Вот, для госслужащих зарплата, пенсия устанавливается совершенно по иному принципу, чем для работающих же на государство ученых, врачей, медиков, работников культуры. Считаю данный подход абсолютно неприемлемым и неправомерным. Должен сказать, что комитет по труду и социальной политике активно взаимодействует с Академией труда и социальных отношений. Мы договорились с Академией о том, что она разработает базовый закон об оплате труда в базовой сфере. Мы хотим существующую сейчас разницу, деление на дворянство и недворянство объективно убрать. Система зарплат и система привилегий, предоставляемая всем, работающим на государство, должна быть одинаковой. Это мой подход. Я надеюсь, что нам удастся такой подход провести через Государственную Думу.
О. СЕВЕРСКАЯ: Москвичка Алла нам пишет: «Лучше бы, чем повышать нам зарплату, отдали бы долги. Как обстоит дело с выплатами задолженностей бюджетникам по зарплате?»
А. ИСАЕВ: Есть задолженность работникам бюджетной сферы. Сегодня Государственная Дума приняла постановление о том, что те самые 2180 миллиардов рублей дополнительных доходов, которые мы будем распределять на следующей неделе, должны быть в первую очередь направлены на погашение задолженностей по заработной плате. Эта задолженность гасится, дальше уже решаются остальные вопросы.
О. СЕВЕРСКАЯ: Наконец, пришел вопрос, который касается предстоящего обсуждения нового трудового кодекса. «В проекте своего КЗОТа, — пишет нам Владимир Алексеев, — вы хотите гарантировать работнику определенные социальные льготы. А как вы можете гарантировать работодателю получение стабильных доходов для оплаты этих льгот?»
А. ИСАЕВ: Работодателю гарантировать доходы должен, все-таки, не трудовой кодекс, а налоговый кодекс, законодательство, связанное с обеспечением честной конкуренции на рынке, законодательство, связанное с антимонопольной деятельностью. Такие законы принимаются. Основное назначение трудового кодекса состоит в том, чтобы сохранить нормальный социальный микроклимат на предприятии, защитить права работника (это, несомненно, категория в наибольшей степени защищаемая трудовым кодексом) и дать при этом работодателю возможность нормально управлять коллективом. Нам кажется, что данный наш вариант такие возможности работодателю дает, он сохраняет нормальный социальный микроклимат в коллективе, это тоже в немалой степени будет способствовать успешной работе предприятия. Но обеспечение эффективности вложения капитала — это, поверьте, не задача трудового кодекса и трудового законодательства.
О. СЕВЕРСКАЯ: Андрей, на прощание я бы хотела задать Вам вопросы о датах. Ориентировочно говорили, что новый трудовой кодекс будет обсуждаться в Думе 21 декабря.
А. ИСАЕВ: Сегодня утвержден календарь рассмотрения вопросов на декабрь. 22 декабря состоится рассмотрение всех этих вопросов.
О. СЕВЕРСКАЯ: Все этих? То есть и вопроса о тарифной ставке тоже?
А. ИСАЕВ: Я имел в виду четырех вариантов трудового кодекса.
О. СЕВЕРСКАЯ: А когда можно будет вернуться во втором чтении к законопроекту о тарифной ставке?
А. ИСАЕВ: Я надеюсь, что также в конце декабря мы уже будем готовы что-то сказать по результатам наших переговоров с правительством и с бюджетным комитетом.
О. СЕВЕРСКАЯ: Спасибо.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был Андрей Исаев, заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире