А.ВЕНЕДИКТОВ – Мы очень признательны, Ваше Святейшество, что вы согласились нас принять. Мы хотим от вас небольшой разговор и рассказ, который полностью будет в московском эфире, полностью, я повторяю. Просто мы сегодня его передадим и все, и вот, как вы скажете, так оно и будет, хорошо? Благодарю вас. И, тогда мой первый вопрос, Ваше Святейшество, будет: вот, во время недавних событий церковь помогла студентам укрыться от полиции в Михайловском соборе, это принципиальная позиция церкви, которая раньше не очень сильно вмешивалась в политику?

ФИЛАРЕТ – Дело в том, что это не политика, а это исполнение христианской заповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя. И, поскольку, эти люди, которые пострадали от милиции и не имели возможности, где укрыться, поэтому, они обратились к нам, в Михайловский монастырь, и монастырь принял их, напоил чаем, то есть, дал им приют. И народ это очень высоко оценил, вспомнил давние времена, когда во время монгольского нашествия гонимые татаро-монголами прятались в храмах, в частности, в Десятинной церкви, которая были разрушена и погибли люди, которые там спасались.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ваше Святейшество, но ведь, милиция, «Беркут» — это не татаро-монголы, это тоже ваши чада. Раньше часто бывало церковь, как институт в стародавние времена выступала посредником между сторонами, в том числе, на древней Руси, на Киевской Руси, пыталась примирить стороны. Сейчас мы ничего не слышим о том, что церковь выступает примирителем, объединителем народа.

ФИЛАРЕТ – Нельзя сказать, что церковь не выступает с народом. Наоборот, в этих событиях церковь выступает на сторону народа. Поэтому я как патриарх сделал заявление, в котором сказал, что церковь в данном случае с народом. Что значит с народом – народ не хочет, чтобы Украина вступила в Европейский союз, и церковь поддерживает это ее благое намерение. Так же, как во время Великой Отечественной войны тоже выступала на стороне народа, который воевал с фашизмом

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ваше Святейшество, все-таки есть две части народа. Есть народ, и в данном случае есть президент, его окружение, которые вступили в конфликт с частью народа. Мой вопрос же в другом: Почему церковь не является посредником между властью: президентом, милицией – неважно и этими студентами, как частью народа здесь.

ФИЛАРЕТ – Если попросят власти быть посредником между протестующими и властью, церковь пойдет на это, но пока ни президент, ни  правительство украинское не просит церковь быть посредником, надеются, что они обойдутся и без помощи церкви.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, предыдущий президент, тоже Виктор, но Ющенко, он как-то более ровно относился к двум частям украинской церкви. Просто в Москве не очень понимаем, а как нынешний президент относится двум частям украинской церкви?

ФИЛАРЕТ – Нынешний президент Виктор Федорович Янукович вначале был против Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, а потом понял, что надо относится одинаково к Украинской Православной Церкви и Киевского патриархата и Московского патриархата, и, вообще, ко всем христианским церквям, и он это делал. Он не один раз встречался с нами, мы обговаривали вопросы церковно-государственных отношений, проблемы морали. Но, прихожанином он является Украинской Православной Церкви Московского патриархата и поэтому в большие праздники посещает Киево-Печерскую Лавру.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но, нельзя сказать, что нынешний президент осуществляет гонения на церковь Украинской Православной Церкви Киевского патриархата.

ФИЛАРЕТ – Не могу сказать, что симпатизирует он больше Церкви Украинской Московского патриархата, но не является гонителем Украинской Церкви Киевского патриархата. Относится нормально.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ваше Святейшество, возвращаясь к двум Украинским Церквам, скажите, пожалуйста, вы чувствуете, что преодолевается пропасть между ними или, наоборот, она расширяется?

ФИЛАРЕТ – Я убежден, что на Украине будет одна поместная Православная Церковь, то есть, мы объединимся в одну церковь: Киевский патриархат и Московский патриархат и будет одна Украинская Православная Церковь. Даже сейчас уже по прошествии двадцати лет мы чувствуем изменения в направлении объединения, и уже многие епископы и священники ставят вопрос о том, почему мы разделены, что мы должны иметь одну в Украине церковь. А, почему одну? А потому что мы имеем независимые государства. Когда мы были в одном государстве или то ли в Российской империи, то ли Советском Союзе, но государство было одно, поэтому и церковь была одна. А когда Украина стала независимым государством, то, как и другие независимые православные государства имели свои автокефальные церкви, так и Украина должна иметь свою автокефальную православную Церковь независимо от других. Это не значит, что мы нарушаем единство Церкви. Мы единство Церкви не нарушаем, мы не раскольники, как нас называют раскольниками, потому что мы не нарушаем канонов ни православного вероучения, то есть, мы ничем не отличаемся от православных верующих и епископов и духовенства других православных церквей. Поэтому мы спокойны, мы на правильном пути, и мы своей цели достигнем так же, как достигла своей цели Русская Церковь, когда объявила свою автокефалию в 1448 году, и 141 года не была признана автокефальной церковью, но как церковь она существовала, и были монастыри, и были святые. Точно так же и Украинская Церковь не признана, как автокефальная церковь, но как церковь она существует. И, поэтому православных украинцев Киевского патриархата больше, чем православных украинцев Московского патриархата.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, официальная статистика другая, Ваше Святейшество.

ФИЛАРЕТ – Статистика в отношении храмов другая, а в отношении верующих такая, как я говорю.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Скажите, пожалуйста, после Советского Союза, атеистического государства, когда люди верили тайно, скажем, как вам кажется, почему сейчас столько много стало верующих?

ФИЛАРЕТ – Надо сказать, что наш народ всегда был верующим, всегда. Во времена социализма, который хотел построить рай на земле, не разрешалось свободно посещать храмы, но вера, как таковая сохранялась в сердцах людей.Поэтому, когда наступила свобода, те, которые скрывались: те же коммунисты, даже и не коммунисты, но верили в бога, но в храм боялись ходить из-за своего положения в обществе, а, когда стала свобода, они стали ходить.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это какое-то лицемерие, Ваше Святейшество? Они скрывали свою веру, они не готовы были на мученичество?

ФИЛАРЕТ – Они не готовы были на мученичество, но в то время были и такие, которые готовы на мученичество и их много было. Я считаю, что промыслительно господь попустил безбожную власть.

А.ВЕНЕДИКТОВ – А, что такое «промыслительно»? Объясните для людей.

ФИЛАРЕТ – Промыслительно – то есть зло направил к добру, на благо. Что произошло? Господь отделил пшеницу от плевел. Христиан, которые формально назывались православными, а фактически были безбожниками. Так вот, господь послал, допустил эту власть, чтобы она отделила праведников от грешников, верующих от неверующих, и это произошло. Народ понял, что значит, быть безбожником, каковы результаты. Результаты падения нравственности, падения духовности. Поэтому, когда появилась возможность, то есть, свобода, тогда люди стали более активно посещать церковь.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ваше Святейшество, на Украине, особенно на Западной Украине активно действовали, как вы знаете униаты и католики. Является ли угроза униатов и католиков для Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, Московского патриархата?

ФИЛАРЕТ – Я считаю, что угрозы нет, и это показали события начала 90-х годов, когда была возможность в Западной Украине верующим избрать Греко-католическую церковь или Православную. И бывшие греко-католики избрали православную. И сейчас мы имеем в Западной Украине, в Галиции 60% греко-католиков, а 40% православных. Так вот, эти 40% — это же бывшие греко-католики, но они избрали православную веру. О возрождении духовности в Украине свидетельствует строительство храмов. Вот, за годы независимости Украины построено только православных храмов больше 3 с половиной тысяч, это не благоприятных экономических условиях. О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что люди последнее отрывают от себя, а храм строят, потому что для них важнее храм божий, чем свое собственное жилище. Кроме того, мы наблюдаем сейчас, что в храмах стало много молодежи, детей, приходят в храм семьями, это свидетельство возрождения. А, что способствовало этому возрождению? Способствовало прошлое: атеизм, безбожие и результаты этого безбожия, и поэтому люди не хотят в тот так званый рай идти, а идут в церковь.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ваше Святейшество, а какова история ваших взаимоотношений с нынешним Патриархом Московским Кириллом? Вы давно знакомы? Давно ли вы знаете, когда встречались последний раз?

ФИЛАРЕТ – Последний раз встречался в 1992 году и с того времени не встречались мы. Ни с ним, ни с другими архиереями. А знать его хорошо знаю. Способный, умный, как журналисты российские его охарактеризовали после его избрания. Дипломат, политический деятель и Патриарх. И Патриарх. То есть, Патриарх – на последнем месте, поэтому я считаю, что он, как администратор хороший, но не духовный.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что это значит? Объясните.

ФИЛАРЕТ – Что значит не духовный? Это значит, что духовность, то есть ценности вечные христианские у него не первом месте, а на последнем.

А.ВЕНЕДИКТОВ – А, вы его давно знаете?

ФИЛАРЕТ – Знаю его еще, когда он был студентом Ленинградской духовной академии, и я тогда принимал участие в миротворческом движении и он, как студент от Русской Православной Церкви выступал на разных миротворческих мероприятиях.

А.ВЕНЕДИКТОВ – В этой связи, должно ли идти сближение Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви? Административно, не административное, какое-то иное, какие должны быть взаимоотношения?

ФИЛАРЕТ – Взаимоотношения должны быть такие. Русская Церковь должны признать Украинскую Церковь автокефальной церковью – это первое. И отношения должны быть братские, такие же, как со всеми другими православными церквами. Мы за это. Признайте Украинскую Церковь автокефальной – это будет благо и для Украинской Церкви и для Русской Церкви тоже.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Последнее время в обществе, не только в российском, но и украинском, западном обществе активно дискутируется роль церкви  — не веры, а церкви – в 21-м веке. Техника, изобретения, убыстрение жизни. Какова роль церкви должна быть в 21-м веке, как института?

ФИЛАРЕТ – Церковь в любых условиях должна оставаться одной и той же, потому что истина дана богом один раз и навсегда, независимо от исторических условий. Поэтому призвание церкви спасать людей от греха и от смерти – вот это. Мы забываем, что человек на земле временное существо. Рано или поздно он должен это оставить, но в то же время это существо вечное, бессмертное, и поэтому он переходит в другую жизнь, но остается личностью. И церковь как раз и готовит людей в условиях земных для вечности. Но она заботится не только о вечном, она заботится и о земном, потому что любить ближнего надо на земле, не только на небесах. И, поэтому это не только проповедь о любви к богу и любви к ближнему надо осуществлять на земле. То есть, на земле происходит выбор людьми своего будущего вечного: или блаженство или страдания.

Бог сделал для человек все. Теперь, человеку остается выбрать, что ты хочешь: блаженство или страдания. Как господь сказал в Библии: «Предложил тебе жизнь и смерть, огонь и воду. Избери, что хочешь». Жизнь или смерть — от тебя зависит. Исторические условия меняются. Был когда-то рабовладельческий строй, феодальный строй, жили мы в социалистическом обществе, сейчас рыночные отношения, капитализм. Меняется все, а истина остается неизменной и человек остается неизменным. Грех, какой был тысячу лет, две тысячи, пять тысяч лет, таким он и остается теперь, так же, как любовь – какой она была, такой она и остается. Вот, это и есть миссия церкви – заботится о вечном.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ваше Святейшество, последний вопрос. Он от моего сына, которому 13 лет. Это вопрос был мне, я не смог ответить. Я его вам переадресую. Ему 13 лет.Ваше Святейшество, как бороться с искушением, с искушениями?

ФИЛАРЕТ – С искушениями? Надо воспитывать не только ум, сердце, а надо воспитывать и волю, поэтому люди, которые грешат, это слабовольные люди, которые не имеют силы воли удержаться. Для чего церковь устанавливает посты? Для того, чтобы воспитывать в человеке волю. Вот, предлагается тебе пища такая и такая. Ты знаешь, что пост, воздерживаешься, а для того, чтобы воздерживаться, надо иметь силу воли. Если есть сила воли, значит, ты не сделаешь, не съешь неположенное. Это только пост. Например, пьянство. Почему пьяницы появляются? Это все люди слабовольные, которые не могут устоять перед этим соблазном. Наркоманы откуда? Отсюда же – не может удержаться. Поэтому для того, чтобы не грешить надо иметь силу воли и божественную помощь.

А.ВЕНЕДИКТОВ – А божественная помощь он нас не зависит, а вот, сила воли зависит. Как воспитать с илу воли, Ваше Святейшество?

ФИЛАРЕТ – Как воспитать? Напрягать свои усилия и не делать того, что не дозволено, спасибо за совет!


Комментарии

216

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

evgeniy81 03 декабря 2013 | 18:50

Какой еще "патриарх киевский"? Отродясь такого не было! Денисенко - это лишенный сана в 1992 г. раскольник.


nymos 03 декабря 2013 | 20:27

Вот что интересно: в повествовании Патриарха

Раздел церкви как следствие размежевания государств

Находятся в прямой логической связи.

После этого иллюзия развода церкви и государства

Исчезает как дым.

Ничто не мешает Папе, сидя в Риме, руководить всеми католиками.

А у нас, что не кочка, то свой автокефальный Патриарх.


03 декабря 2013 | 21:42

Не слишком-ли жёсткие сравнения Патриарха Филарета после того, как бастующие укрылись В Михайловском соборе"... И народ это очень высоко оценил, вспомнил давние времена, когда во время монгольского нашествия гонимые татаро-монголами прятались в храмах...", "...и церковь поддерживает это ее благое намерение. Так же, как во время Великой Отечественной войны тоже выступала на стороне народа, который воевал с фашизмом..."


04 декабря 2013 | 23:42

Вообще-то, церковь на оккупированных территориях отлично сотрудничала и с монголо-татарами, и с фашистами.


rovel 03 декабря 2013 | 21:52

"во время монгольского нашествия гонимые татаро-монголами прятались в храмах, в частности, в Десятинной церкви, которая были разрушена и погибли люди, которые там спасались." Держались бы подальше от церькви глядишь и уцелели бы. А так все правильно во всем татаро-монголы виноваты. Да, еще и жидо-массоны с космополитами.


04 декабря 2013 | 01:07

Папробовыли-бы они укрытся в мичети!!!!!


fendo 04 декабря 2013 | 03:44

Посл. время ругал Венедиктова. Убить прямо хотелось иногда (на самом деле, нет).
За это интервью всё прощаю. Спасибо. :)
Не засиживайтесь, Алексей, на адм. работе. Вам всё равно равных немного осталось. Возраст, кажется, тут в помощь.


sergvol 04 декабря 2013 | 11:44

С. БУНТМАН: Выбор только такой – Папе или Путину?
А. КУРАЕВ: Может быть, есть другие желающие, но тендер не объявлен.

В этом небольшом диалоге((в контексте интервью митрополита Филарета.) сокрыто столько многовековых политико-богословских проблем.

1) Происходит сближение КЦ и РПЦ по исповедованию фундаментальных истин о семье...Об этом же достаточно корректно говорит «почетный маршал» изборского клуба писатель А.Проханов: «...Патриарх был в Польше и предложил стратегический союз двух народов, а, значит, и двух, по существу, церквей и религий. То необходимость вот такой конвергенции, пускай не догматической, вот в этом грозном и страшном гибнущем мире – она очевидна. И, конечно, очень много предубеждений по поводу вот этих контактов православно-католических. И они понятны, потому что история взаимоотношений была ужасная. Но тем не менее, такая тенденция существует и, мне кажется. рано или поздно (скорее рано, чем поздно) такая встреча состоится, что не будет означать там никаких форм слияния...»
2) Когда православные христиане поглубже узнают историю Церкви от событий на Голгофе до наших дней; особенно до великого раскола 1054 г.,что Веленская Церковь не мыслима без папства.В РПЦ отмечают святых Пап ,бывших до раскола.Папа рельно был духовным противовесом императору Византии,который, хотя организовывал вселенские соборы, олицетворял светскую власть.После раскола Церкви в Византии, так называемой симфонии практически никогда не было. Исторический процесс в восточной Ц. пошел по образованию автокефальных поместных церквей. По принципу дальше от Папы ,ближе к Кесарю.В этом плане автокефалия для УПЦ естественна.
3) Учение прав.Ц. зиждется на 7 Вселенских соборах – фундамент православной веры.КЦ проводила свои вселенские соборы, отвечая на вызовы времени, вплоть до 2 ватиканского.Самое удивительное ,что оно полностью соответсвует фундаменту - 7 Всел.соборах. Третейский судья- Выдающийся богослов и епископ англиканской церкви Д. Г. Ньюман - «правильнославной » для англичан, глубого изучил современное учение КЦ и убедился , что совр. учение КЦ полностью соответствует учению тысячалетней Вселенской Церкви и даже перешел в католики , сохранив англиканский обряд .... о Викарии Христа можно прочитать у православного и автокефального свящ.Я.Кротова, принадлежащего к УПА КП ( глубже у фил. В.С.Соловьева , в катехезисе КЦ),который современным языком обьясняет, что если бы даже должности Папы не было ,ее надо было придумать...А Папа – приемник апостола Петра существует вместе с Церковью уже 2000 лет..( 1000 лет Вселенской Церкви).При этом православность и автокефальность у свящ. Я.Кротова не убавилась.
Вывод: когда процесс автокефальности завершится, надо запускать процесс к христианскому единству , к Вселенской Церкви, которой в большей степени соответствует КЦ, но без православных церквей она неполноценна .Тогда будет ,что и Папа наш ,и Патриарх наш.


wladiko 07 декабря 2013 | 03:50

Спаси, Господи, люди Твоя,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианам
на сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство!!


(комментарий скрыт)

p1ty 03 декабря 2013 | 13:26

не было никакого татаро-монгольского ига.. зачем обманывать всех? и во время этого самого так называемого ига, наоборот церквей стала в 10 раз больше.. зачем обманывать?


(комментарий скрыт)

rovel 03 декабря 2013 | 22:23

Это вы великой русской сказочнице Басовской расскажите. Она знает по другому.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире