Время выхода в эфир: 21 июня 2013, 17:12

А. ПЛЮЩЕВ: Президент «МТС» Андрей Дубовсков у нас сегодня в эфире. Я — Александр Плющев. Уже неоднократно на форуме говорилось, что высокотехнологические отрасли у нас все более и более высокие показатели дают, высокие проценты в ВВП страны. Сегодня говорили о том, что, например, интернет-отрасль 4% дает. Что в этом смысле телекоммуникации? Являются ли они каким-то драйвером роста, как принято говорить, нашей экономики?

А. ДУБОВСКОВ: Я бы не стал сепарировать интернет от телекоммуникации. Суть телекоммуникаций – это суть интернет. Разница только в том, как наши пользователи потребляют этот сервис в мобильном варианте или фиксированном. Если говорить о темпах роста потребления, то, например, в мобильном бизнесе, который является основной составляющей нашего бизнеса, бизнеса группы компании мобильной телесистемы. В мобильном бизнесе темп роста так называемых дата доходов, т.е. потребление интернета во всех его видах очень высоко. Это двузначные темпы роста. Например, в первом квартале текущего года этот темп роста был 37%, что является самым высоким показателем среди всех российских операторов. Все уже знают о том, что у нас голосовые доходы не растут. Они, конечно, не стагнируют, как в западных странах, где год от года показатели уменьшаются, но и не растут такими темпами, какими это было раньше, на десятки процентов. Таким образом, можно говорить о том, что темп роста доходов в телекоммуникационном секторе, в мобильном телекоммуникационном секторе, он практически полностью описывается темпом роста дата доходов, темпом роста доходов мобильных операторов от потребления абонентами интернета.

А. ПЛЮЩЕВ: Каковы здесь могут быть еще перспективы роста? На сколько еще лет может рассчитывать такими темпами расти рынок?

А. ДУБОВСКОВ: Рынок будет расти такими темпами еще довольно долго. Это действительно будет осуществляться еще годами, потому что темп ростов дата доходов зависит от нескольких основных драйверов, одним из которых является, например, темп роста покрытия и емкости сетей передачи данных, сетей третьего поколения, четвертого поколения. Если сети третьего поколения в основном более или менее достроены, их строительство близится к финалу, то сети четвертого поколения находятся только в зачаточном состоянии. В частности, у компании «МТС» сейчас сети четвертого поколения есть только в Москве. Это сеть стандарта LTE и TDD. Недавно запущена в эксплуатацию сеть стандарта и LTE FDD. Покрытие еще LTE FDD недостаточное. Мы очень быстрыми темпами наращиваем его. Что касается других регионов, то летом текущего года мы в соответствии с нашей лицензией на стандарт четвертого поколения сдадим в эксплуатацию первые семь сетей. И дальше везде. Второй драйвер формирования темпов роста в этой области – это уровень проникновения смартфонов и дата -генерирующих устройств. По сравнению с другими странами, европейскими, американскими, у нас уровень проникновения относительно не высок. Сейчас это порядка 23-25%. Примерно четверть абонентской базы у нас, например, использует дата — генерирующие устройства. В то же время отмечу, что мы прилагаем все усилия, чтобы эта сатурация нарастала как можно быстрее. Есть еще ряд факторов, которые влияют на то, какими темпы будут в ближайшее время, в среднесрочной перспективе. С точки зрения того, продолжится ли рост высокий в течение ближайших нескольких лет, то да, вы правы. 2013,2014, и 2015 – они явно ознаменуются высокими темпами роста дата — доходов.

А. ПЛЮЩЕВ: Вы в СМИ заговорили о сетях четвертого поколения. С какими трудностями вы столкнулись? Может быть, неожиданно, которые вы не просчитывали. С тех пор, как начали реализовывать этот проект.

А. ДУБОВСКОВ: Я не могу сказать, что есть какие-то фатальные трудности, которые развитие этого проекта затормозили бы. Есть нормальный, естественный процесс инвестирования, строительства, привлечение абонентской базы. Отмечу, что определенные трудности, связанные с тем, что нам приходится входить в сегменты рынка, где стоимость смартфона должна быть очень низкой. Многим мировым операторам такая проблема не свойственна. Но для России, например, очень актуально предложить абонентам смартфон дешевле ста долларов, что, собственно, сейчас и делаем. Брендированный смартфон МТС примерно в этом ценовом диапазоне и продается в нашей монобрендовой сети.

А. ПЛЮЩЕВ: Вы частично датируете, получается?

А. ДУБОВСКОВ: Нет, мы ничего не датируем. Мы принципиально отказались от идеи датирования, как своих собственных смартфонов, так и смартфонов ведущих мировых вендеров. Мы делали определенные пилоты, но посчитали это неправильным.

А. ПЛЮЩЕВ: Т.е. он сам по себе дешевый.

А. ДУБОВСКОВ: Да, дело в том, что торговля абонентским оборудованием ( НРЗБЧ) низко маржинальный. Мы, как операторы, на этом виде бизнеса зарабатываем очень немного. Основной доход, конечно, мы получаем от того, что абонент, купив смартфон, начинает пользоваться мобильным интернетом и приносит нам доходы от этого вида сервиса. Чем больше смартфонов будет у наших абонентов, тем большие возможности коммуникационные они приобретут. Соответственно, при этом мы рассчитываем на то, что доходы от мобильного интернета будут увеличиваться, в то время как доходы от голосовой связи, как я уже говорил, либо стагнируют, либо растут очень невысокими темпами. Это нормально. Это естественный мировой тренд, когда происходит замещение голосовых доходов доходами от дата. Например, я могу сказать, что на американском рынке летом текущего года — это нормально явление, когда у мобильного оператора 50% его доходов формируются за счет голоса, а 50% доходов за счет дата. У нас пока соотношение еще 75 к 25.

А. ПЛЮЩЕВ: Я думаю, что даже наши многие московские слушатели были удивлены, когда вы сказали, что у вас есть в Москве сеть 4G, потому что в рекламе ее не слышно. Мы знаем о другом операторе, который активно рекламирует свои 4G услуги. Она уже в коммерческой эксплуатации?

А. ДУБОВСКОВ: Да, конечно. У нас в Москве более двух тысяч базовых станции уже в этой сети. В любом салоне — магазине «МТС» вы сможете купить планшет, модем, воспользоваться сетью стандарт LTE TDD. Оценить качество, скорость. Проблем особых нет. Что касается упоминаемой мной сети LTE FDD, пока этот сервис доступен на определенных московских территориях. Но сеть официально сдана в эксплуатацию. Можно оценить скорость загрузки данных в этой сети. Повторюсь, мы опережающими темпами продолжаем строительство.

А. ПЛЮЩЕВ: Спросом вы довольны? Клиентской базой? Как покупают, что называется.

А. ДУБОВСКОВ: Не совсем довольны. Мы считаем, что спрос мог бы быть более сильным. Но повторюсь, здесь комплекс факторов, в том числе и стоимость входа в эту услугу. Стоимость смартфона, планшета, модема. Поскольку мы не датируем эти устройства, спрос таков, каков он есть. Но дотировать не планируем. Это неправильный подход.

А. ПЛЮЩЕВ: Вообще, складывалось впечатление в прошедшие годы, я бы так сказал, что «МТС» несколько отстает по темпам развития мобильного интернета. Сейчас, я думаю, что наши слушатели и телезрители по тому же объему рекламы, который есть . И последний ролик с «Квартетом И» например, они могут сказать, что «МТС» за это активно взялось. Действительно, для вас сейчас мобильный интернет получает некоторый приоритет?

А. ДУБОВСКОВ: Это приоритет для всей телекоммуникационной отрасли во всем мире. Для нас, естественно, тоже. Я соглашусь с вашими постулатами. Отмечу, что количество базовых станций сетей третьего поколения у ведущих российских операторов практически сравнялось, у нас в том числе. Кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше их имеет. Мы действительно прилагаем очень большие усилия к тому, чтобы расти опережающими темпами в доходах. Я уже говорил о том, что темп роста дохода от дата в нашей компании самый высокий на всем российском рынке. Например, по последнему отчетному периоду по итогам первого квартала текущего года.

А. ПЛЮЩЕВ: Вы сами упомянули о том, что данные растут, голос падает. Но у нас же есть еще такая штука, что в интернете есть некоторое замещение вот этих услуг голосовых— смс, допустим. Те, которые мы привыкли получать без интернета. Это скайп, это другие сервисы. Это разные сервисы передачи мгновенных сообщений и т.д. Одно время даже был такой скандал, что сотовые операторы требуют запретить скайп, условно, в обывательской среде это говорят. Какова сейчас ваша позиция по этому вопросу? По сервисам, которые оказывают услуги, сходные с вашими не интернетными.

А. ДУБОВСКОВ: Позиция очень простая. Любое государство все услуги в этой области лицензирует. Нам не совсем понятно, почему один сервис должен лицензироваться, другой – нет, если это один и тот же сервис. Поэтому, пожалуйста, мы никого не призываем запрещать, но это должно быть лицензировано. Такие же требования должны предъявляться к компаниям, которые подобные сервисы используют, какие предъявляются к нам. Если говорить по существу, то наш уровень капитальных вложений ежегодно в течение многих последних лет оценивается в два с половиной – три миллиарда долларов. Это как раз те средства, которые мы вкладываем, чтобы не только обеспечить нашим существующим клиентам те сервисы, к которым они привыкли. Но в том числе для того, чтобы пользователи могли пользоваться такими сервисами, которые вы упомянули. Потому что все равно сигнал по этим сервисам проходит через наши сети, мы их строим. Понятно, что мы хотим, если кто-то на наших сетях таким образом работает, чтобы он разделял с нами не только возможность получения доходов от абонентов, но и брал на себя ответствеенность и за инвестиции, и за качество связи, и за услуги. Ну и выполнял все лицензионные требования. Здесь все очень просто.

А. ПЛЮЩЕВ: Немного о законодательной деятельности. Известны два таких нашумевших законопроекта, один из которых принят, а другой еще нет, которые касаются работы и сотовых операторов. Нас, потребителей, они касаются в первую очередь. Один – это о сохранении номера. Решение принято, закон принят, но он до сих пор не вступил в силу. Сотовые операторы всегда говорят о больших издержках в связи с этим. Ведется ли работа в этом направлении? Я понимаю, что это с обеих сторон движение. Когда мы можем ожидать, что мы будем сохранять номер при переходе от одного оператора к другому.

А. ДУБОВСКОВ: Есть закон, есть срок, установленный законом. Мы прилагаем максимальные усилия для того, чтобы в этот срок уложиться.

А. ПЛЮЩЕВ: Во сколько вы оцениваете затраты «МТС» в связи с переходом на этот новый порядок?

А. ДУБОВСКОВ: Эта сумма весьма серьезная. Это больше ста миллионов долларов.

А.ПЛЮЩЕВ: Больше ста миллионов долларов на то, чтобы обеспечить переход. Наверно, у других операторов цифры соотносимые.

А. ДУБОВСКОВ: Возможно.

А. ПЛЮЩЕВ: Как вы думаете, увеличиться ли стоимость связи из-за этого? Стоимость подключения?

А. ДУБОВСКОВ: Мы приложим все усилия для того чтобы это никак не сказалось на тарифах для абонентов.

А. ПЛЮЩЕВ: Второй вопрос — это внутрисетевой роуминг при путешествиях внутри России. Насколько я понимаю, не принят еще законопроект по этому поводу. Удалось ли найти общие позиции? Как будет развиваться в этом направлении?

А. ДУБОВСКОВ: По части вопросов удалось, по части пока нет. Мы работаем, надеемся, что рано или поздно удастся найти общие позиции.

А. ПЛЮЩЕВ: А в чем главная трудность? Почему не удается договориться?

А. ДУБОВСКОВ: Там достаточно большой набор как прецедентов, по которым договориться удалось, так и достаточно большой набор прецедентов, по которым договориться не удалось. Например, я могу назвать некоторые из них. К примеру, отраслевое законодательство в Российской Федерации, оно предписывает нам, это законодательная база из огромного количества подзаконных актов родилась не вчера и не сегодня. Это наследие и 90-х годов. Оно предписывает нам дальний трафик, предписывает через операторов магистральных сетей. Условно говоря, мой собственный сигнал от абонента из Москвы во Владивосток и обратно. Я должен передавать через в том числе и сторонних операторов. Я, как оператор. Соответственно я несу какие-то затраты для того, чтобы этот сигнал передавался. Соответственно, роумер, уехав из Москвы во Владивосток, он имеет какую-то себестоимость для меня, как для оператора. Я в данной ситуации лишен возможности оптимизировать эти расходы с использованием своих собственных возможностей. Пожалуй, это не самый главный фактор. Есть и еще другие факторы, может быть, более существенные по степени влияния. Например, ситуация со справедливостью такого распределения. Не секрет, что у нас во многих регионах РФ разные цены, уровень цен, уровень жизни людей у всех разный. Отмена внутрисетевого роуминга в том радикальном варианте, когда абонент из сельской местности, где тариф чрезвычайно низок, находится в постоянном роуминге в Москве, означает, что завтра у нас в Москве будет десять миллионов роумеров, притом, что арендовать помещение под базовые станции в Москве — это одна цена. Арендовать помещение под базовую станцию в деревне – это другая цена. Получается, что мы, как операторы, несем затраты, которые не могут быть оправданы при таком радикальном варианте внедрения этой инициативы. Есть огромное количество моментов, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя здесь рубить с плеча. Есть отраслевая экономика, есть и социальные мотивы, и социальные проблемы, есть и общее законодательство. Это очень сложный процесс. Попытка рубануть разбалансирует рынок и экономику, и тарифы, и налоги. Все, что можно разбалансировать, будет разбалансировано.

А. ПЛЮЩЕВ: Мне сам по себе этот процесс казался очень полезным. ( НРЗБЧ)С моей точки зрения, он привел к тому, что операторы нашли собственное решение, когда человек путешествует, это различные пакеты и т.д. У вас наверняка есть такие решения?

А. ДУБОВСКОВ: Да, конечно. Например, в роуминге с прошлого года у нас отменена плата за входящие, в том числе и в дальнем роуминге. За 19 рублей в день абонент бесконечно возможное количество звонков входящих на свой мобильный телефон в роуминге может получать бесплатно. Первые десять минут любого звонка, хоть 20 минут абонент получает звонки с родины, первые десять мнут каждого звонка для него бесплатны. Платят абонентскую плату 19 рублей в день. Эта услуга чрезвычайно востребована. Ей пользуются миллионы наших абонентов. Это такой правильный баланс между желанием, требованием, необходимостью уменьшить расходы на роуминг. С другой стороны, не просадить доходы операторов, которые являются очень крупными налогоплательщиками. Т.е. компромисс всегда возможен. Надо его упорно искать. Решение будет найдено взаимоприемлемое для всех.

А. ПЛЮЩЕВ: Когда путешествуешь, я сейчас не про международный роуминг, приятно, если ты прилетаешь в аэропорт и видишь большой рекламный плакат оператора твоей страны, где-то за рубежом. У вас тоже есть зарубежные проекты, расскажите, что на нынешний момент является вашей гордостью в этом смысле? Над чем вы работаете сейчас? Какие страны захватываете?

А. ДУБОВСКОВ: Вы сейчас про роуминг или не про роуминг?

А. ПЛЮЩЕВ: Нет, когда вы покупаете местных операторов.

А. ДУБОВСКОВ: Вы знаете, мы местных операторов не покупаем. Т.е. мы ведем сейчас свои операции в пяти странах. Это Россия, Украина, Армения и Туркменистан. Мы являемся соучредителями компании « МТС» Беларусь с 49% пакетом. К сожалению, мы потеряли в прошлом году свой бизнес в Узбекистане. До этого у нас в портфеле было шесть стран. Какой-то агрессивной экспансии в другие регионы, в другие страны мы не ведем. Так, чтобы у нас на столе уже были какие-то конкретные сделки. Мы считаем, что очень правильная политика концентрироваться на своих домашних рынках. Это позволяет достаточным образом инвестировать свои домашние рынки. Мы могли бы такую экспансию совершать, но надо понимать, что большое количество стран присутствия абсолютно не означает успех бизнеса. Ведь одно дело, когда ты номер один или номер два на рынке. Другое дело, когда три, четыре, пять, шесть. Это означает, что ты должен этот рынок постоянно и очень сильно инвестировать. Соответственно, ты уменьшаешь свои возможности для выплаты дивидендов акционерам, ты уменьшаешь свои возможности для инвестиции в собственные рынки своего присутствия. Тогда ты начинаешь проигрывать свой материнский рынок. Это не наш путь. Мы очень консервативно, оппортунистически относимся к возможности экспансии за рубежом. Хотя она не исключена.

А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Успехов вам.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире