24 декабря 1999
Z Интервью Все выпуски

проблемы платных парковок и штрафных стоянок в Москве; повышение абонентной платы за телефон в Москве


Время выхода в эфир: 24 декабря 1999, 19:15

С.БУНТМАН: Давайте начнем с самой животрепещущей темы. Всех нас ждет повышение на 20% абонентской платы за телефон.
В.ВАСИЛЬЕВ: Вот Вы сразу так, да? Сегодня животрепещущие приехали из Думы, принимая самый главный закон Москвы, бюджет, и сразу нападаем
С.БУНТМАН: Я понимаю, что московский бюджет — он и наш тоже, но плата за телефон это, прежде всего, наш бюджет. Давайте сейчас несколько слов об этой теме скажем, потому что много о ней говорят.
В.ВАСИЛЬЕВ: Тема эта давнишняя. Еще года два назад МГТС пыталась поднять тарифы, ввести почасовую оплату, и тогда, в частности, московским депутатам удалось отстоять позиции и не дать возможности повысить. Чем мы тогда аргументировали свои решения? Мы пригласили к себе руководство телефонной сети и попросили выложить нам цифры как они живут и так ли они плохо живут, как говорят. И эти цифры нам показали, что, действительно, живут они не так плохо, как на словах высказываются, что их предприятие рентабельно и что повышение тарифов, как они объясняли, необходимо только для модернизации их сетей, которая уже закладывается на будущее развитие, для того, чтобы нам улучшить связь, чтобы мы ее слышали четче, чище, выходили в Интернет чаще и так далее. На сегодняшний день практически такое решение уже принято — что будет повышена тарифная оплата, успокоили тех людей, которые работают с системами связи через Интернет, что у них там будут льготные тарифы.
С.БУНТМАН: Но это как раз не те, кто в Интернете работают
В.ВАСИЛЬЕВ: Их успокоили: Вы не так много будете платить Меня, конечно, как депутата Мосгордумы, больше волнует кошелек и благосостояние людей пенсионеров, инвалидов, которые живут сегодня или на пенсию, или на пособие по инвалидности, да и вообще работников бюджетной сферы, у которых, действительно, каждые десять рублей могут быть на счету.
С.БУНТМАН: Конечно, 20 рублей это, например, для пенсионера 5 процентов вообще всего, что он получает за месяц.
В.ВАСИЛЬЕВ: Я думаю, что развитие событий будет следующее: мы обязательно будем встречаться с руководством МГТС, опять посмотрим те цифры, которые нам выложат, и объяснение того, почему происходит именно настолько. А в дальнейшем, наверно, будем вести речь и, может быть, готовить какие-то законодательные акты по вопросу адресной защиты нашего населения, чтобы мы знали, что если человек имеет нормальный достаток, нормальную зарплату, по крайней мере ту, которая сопоставима с прожиточным минимумом у нас в Москве, то он, может быть, и будет платить полный тариф. А те, кто у нас должны быть социально защищены: пенсионеры, инвалиды они должны, я так думаю, платить совершенно по другому тарифу.
С.БУНТМАН: Плюс я думаю, что часть бюджетников, которые получают строго фиксированную плату и у них тяжело с повышением и с приработками я имею в виду учителей, которым, конечно, Москва давала больше, чем в других местах России
В.ВАСИЛЬЕВ: Я думаю, что она еще и будет давать им. Потому что этот вопрос тоже у нас на контроле. И я после Нового года собираюсь поработать над вопросом повышения заработной платы учителям, то есть над возможностями ее повышения. И думаю, что здесь мы все-таки будем идти по пути повышения заработной платы, а не льготирования этой категории населения по телефонным тарифам.
С.БУНТМАН: Не льготирования Вы сказали, судя по всему, ключевую фразу. Именно адресная помощь, потому что Ну ладно, я заработаю, коллеги мои заработают, люди могут и приработать — на телефон-то заработаем. А вот действительно те, кто не имеет возможности
В.ВАСИЛЬЕВ: Вообще я хотел бы отметить, что, в принципе, это становится основой политики московского правительства и Московской Городской Думы чтобы адресно просматривать, кому мы даем, не окольно Мы рассматривали недавно вопрос о детских пособиях. 35 рублей всем. И потом разыграли, кстати, эту карту соперники мэра, Юрия Михайловича Лужкова, и сказали: Как это так? Добавили пенсию пожилым людям за счет детских пособий! Действительно, взяли те деньги, которые не использованы, и многие люди не приходят за этой мизерной платой и не получают их. И деньги скопились на этом счете, и их потом использовали, добавив пенсионерам. Значит, это нормально.
С.БУНТМАН: Да, это нормально в таких условиях, в одной системе. Но все-таки надо совершенствовать и детские пособия пусть лучше будет больше, но, действительно, тем, кто нуждается.
В.ВАСИЛЬЕВ: А логичнее, конечно, так, чтобы получали те, кто в них нуждается, а те, кто не нуждается, не тратили время на хождение в организации, где можно получить эту помощь.
С.БУНТМАН: Вы говорили о бюджете. Мы не можем сейчас разворачивать бюджет, это вообще неблагодарное занятие на радио говорить: здесь то, здесь се Самое главное: что его отличает? Какой вектор, какое направление развития бюджета на 2000 год? Что здесь главное?
В.ВАСИЛЬЕВ: Во-первых, сегодня разгорелась большая полемика у депутатов в таком векторе, как Вы говорите… Депутаты считают, что московское правительство, представлявшее бюджет в Московской Городской Думе, недостаточно внимания уделило содержанию жилищного фонда в Москве. Несмотря на то, что в этом году выделено значительно больше, чем в прошлом, и в целом, вместе с поправками депутатов, почти 3,5 миллиарда рублей идет на содержание жилого фонда, проблема заключается в следующем: депутаты говорили, что нужно увеличить, по крайней мере, до 6-10 млрд. Потому что потребность содержания жилищного фонда вообще 30 млрд. рублей. Минимально необходимо на сегодняшний день 10. И если мы каждый год будем недоплачивать и недоделывать или делать косметику вместо капитального ремонта, то мы, в конце концов, придем к тому, что процесс может стать необратимым.
С.БУНТМАН: То есть, накапливаем как зарастание пруда
В.ВАСИЛЬЕВ: Да. Сегодня мы бросаем большие суммы на ликвидацию пятиэтажного фонда. Но ведь пройдет не больше 10 лет, и нам нужно будет менять уже и 9-этажный фонд.
С.БУНТМАН: Те, которые построены в конце 60-х?
В.ВАСИЛЬЕВ: Конечно. Ну, может быть, они покрепче немножко
С.БУНТМАН: То, что в Беляево застраивалось в свое время
В.ВАСИЛЬЕВ: И если сегодня нам нужно перестроить 6 млн. кв. м., то через 10 лет это будет 60 млн. И сможем ли, постоянно, недоплачивая, недобирая, недоремонтируя, потом все это сразу сделать? Очень боюсь, что мы можем оставить своему будущему поколению, нашей смене в третьем тысячелетии очень тяжелое наследство.
С.БУНТМАН: Дороги… Ну, латают, делают, стало очень хорошее покрытие. Но все время проваливается, как язвы на больном теле.
В.ВАСИЛЬЕВ: Дороги во всем мире строились на косточках человеческих и с большими затратами. Но я думаю, что у нас на сегодняшний день основные магистрали будут решать глобальные вопросы движения по Москве я имею в виду строительство начала кольцевой дороги, теперь третьего кольца. Но там строительство идет за счет дорожного фонда, который сейчас внесен в бюджет Москвы в соответствии с новым налоговым кодексом. Я должен сказать, что наполняемость его нормальная. И, в общем, в этом году фонд рассчитан примерно в 13 млрд. рублей. Из них мы только часть по договоренности с правительством Москвы передаем на содержание метро. Хотя это не московская должна быть проблема это проблема федеральная. И метро должно финансироваться из федерального бюджета. Но мы в этом году не поучили ни копейки от них, и поэтому решили метро поддержать своими силами, а все остальные деньги идут на строительство третьего кольца. И за счет наших фондов, финансовых ресурсов округов, которые стали сейчас уже бюджетными раньше они были внебюджетные, — будем заниматься ремонтом дорог в округах. Хотя проблем, я знаю, очень много и особенно во дворах. Как правило, делаются центральные магистрали более или менее Мы сегодня делаем огромную работу по расширению того же проспекта Мира, Ярославского шоссе
С.БУНТМАН: Масловка уже расширена
В.ВАСИЛЬЕВ: Да, по крайней мере, это видная часть работы. Но бывает так, что ко мне обращаются мои избиратели, которые говорят: Ну вот, сделали центральную улицу, и все вроде красиво. А вот зайдите во двор: ни развернуться, ни пройти, ни проехать с детской коляской. Ну что, приходится принимать меры по конкретным заявкам, обращаться в дорожные службы. Чаще всего они выполняют наши требования, как депутатов, по нашим запросам.
С.БУНТМАН: Насколько с московским бюджетом связаны наши местные органы самоуправления всевозможные управы
В.ВАСИЛЬЕВ: Это очень сложный вопрос. Дело в том, что у нас, действительно, органы самоуправления уже есть сегодня де факто и де юре. У них нет своего бюджета. И в связи с введением нового налогового кодекса мы сейчас попадаем в очень трудное положение. Во-первых, нам приходится убирать многие сборы, которые раньше помогали выживать районным управам, тем самым сохранив самоуправления. Торговые сборы, например: за каждую палатку они получали деньги фактически к себе, конкретно в свой фонд, и уже распоряжались ими непосредственно на той территории, на которой эта палаточка стоит. То есть они работали на конкретных жителей. Сейчас это все сконцентрировано в бюджете города. И я думаю, что, конечно, все равно будет такое целенаправленное финансирование, но определенные сложности с этим возникнут.
С.БУНТМАН: Интересный вопрос на пейджер: Подмосковные номера перевели на межгород?
В.ВАСИЛЬЕВ: Я пока не готов ответить на этот вопрос.
С.БУНТМАН: Мы остановились в бюджете только на содержании жилого фонда и немного поговорили о содержании дорог, особенно мелких улиц и их покрытия. Еще какие основные вещи в новом бюджете на 2000-й год?
В.ВАСИЛЬЕВ: Московский бюджет всегда отличался своей социальной направленностью. И если сравнивать бюджет 1998-99 года, то сразу был заметен рост расходов на социальную сферу в 1999 году. Но так как и всем москвичам, наверно, это известно в этом году у нас предстоят большие выплаты по долговым обязательствам, то в первом варианте, в первом чтении нам поступил проект бюджета, когда на социальную сферу планировалось только 32% вместо 42% 1999 года. Но по настоянию депутатов и по решению трехсторонней комиссии, куда входят профсоюзы, правительству Москвы все-таки удалось достичь цифры 40% затрат на социальную сферу. Это значит, что у нас также будет планироваться повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. Мы, по крайней мере, постоянно стремимся к тому, чтобы пенсия москвичей все приближалась к прожиточному минимуму. Сегодня это действительно не так, и очень часто говорится о том, что в Москве пенсионеры получают минимум 570 рублей это низшая пенсионная шкала, но прожиточный минимум на сегодняшний день, или даже не минимум, а корзина потребительская, равняется примерно 900 рублям. Прожиточный минимум еще выше И вот направленность бюджета именно такая — социальная. Это нужно отметить, хотя сказать, что мы решим все проблемы, нельзя.
С.БУНТМАН: Даже 300 рублей нельзя доплатить единовременно, это очень большое повышение. А она, корзина, еще вырастет.
В.ВАСИЛЬЕВ: Или затраты. К сожалению, это так. Но, тем не менее, надо говорить, и мы, действительно открыто это говорим: что жить надо по средствам, по тому, что мы заработали. Что мы имеем то мы и расходуем. Несмотря на это, в социальной сфере планируется с 1 января установить доплату в размере 70% к первому разряду ЕТС — известная единая тарифная сетка а с 1 апреля 2000 года увеличить в полтора раза тарифную ставку первого разряда, то есть при сохранении всей той абсолютной суммы надбавок. Поэтому определенный рост заработной платы в бюджетной сфере в течение 2000 года, я думаю, будет существенным. А как будет развиваться инфляционный процесс это мы посмотрим.
С.БУНТМАН: Но это зависит не от Москвы и не от Московской Думы как будет развиваться инфляционный процесс
В.ВАСИЛЬЕВ: Не всегда от Москвы.
С.БУНТМАН: Москва, все-таки, город достаточно дорогой, и поэтому нужно Социальная сфера 40% — Вы сказали, все-таки хоть и не 42%, но и не 30%.
В.ВАСИЛЬЕВ: Но, к сожалению, нам придется почти 26% нашего бюджета отдать по долгам. Это достаточно приличные суммы и я думаю, что теперь московское правительство прежде, чем какой-либо инвестиционный или заемный проект производить в Москве, должно будет обязательно посоветоваться с Московской Городской Думой, а мы, соответственно, будем советоваться со своими избирателями. И если этот объект будет утвержден Московской Думой, то есть будет принято коллегиальное решение, только тогда под него будут привлекаться заемные средства. То есть Дума настояла на том, что она должна обязательно принимать решение в этих вопросах.
С.БУНТМАН: Но московское правительство не всегда любит проходить все инстанции и в том числе и московские представительные органы, а любит делать быстро и так, как хочет.
В.ВАСИЛЬЕВ: Да, и вот сейчас постепенно ситуация меняется в пользу того, что Московская Городская Дума имеет свои позиции по данному вопросу, и с ней в принципе согласен и Юрий Михайлович Лужков о том, что все городские программы прежде, чем попадают под финансирование, должны быть утверждены в московской Думе, в том числе и те, которые касаются налоговых льгот. У нас есть 19-й закон, который дает за счет льготы по налогу на прибыль инвестировать деньги в отдельные отрасли в частности, в строительство спортивных сооружений, школьных зданий И вот недавно была принята новая версия закона по этим льготам, по которой не просто каждое отдельное предприятие, решившее построить у себя теннисный корт получает эту льготу, а только то, которое попадет в московскую программу спортивного строительства и только по определенной квоте, которая будет установлена московской городской Думой.
С.БУНТМАН: А остальные пускай, если хотят, то полностью на свои деньги
В.ВАСИЛЬЕВ: На свои деньги да, пожалуйста, стройте.
С.БУНТМАН: Взаимоотношения Москвы и области каким образом должны быть налажены? На уровне представительных органов и исполнительной власти Один пример для иллюстрации. Наша слушательница, которая всю жизнь работала в Москве, а живет в ближнем Подмосковье — когда она вышла на пенсию, она не получает в области тех льгот и тех надбавок, она не объект той социальной программы, которая существует в Москве.
В.ВАСИЛЬЕВ: Это вопрос тоже интересный. Потому что пока у нас пенсия выплачивается по территориальному принципу: где человек зарегистрирован, или, как раньше говорили, где он прописан там он и будет получать. Если там есть какие-то льготы для данной категории работников, значит, они будут распространяться и на него. Но вот недавно проходили слушания в Московской Городской Думе по развитию форм пенсионного обеспечения, отличных от государственных. Это когда сами предприятия или какая-то отрасль создают свои пенсионные фонды. И вот тогда по признаку: где работал человек — он может получать пенсию. Например, я работаю педагогом в Москве, живу в Подмосковье. Но так как существует специальный педагогический пенсионный фонд, то где бы я не был после выхода на пенсию, меня все равно находят и доплачивают.
С.БУНТМАН: Это уже по месту работы. А те, у кого уже это случилось?
В.ВАСИЛЬЕВ: К сожалению, обратной силы закон не имеет. Мы не можем поднять все, что было до него. Дай бог, чтобы мы сделали такой закон, который заработает в ближайшее время или хотя бы через год, и мы развили такие формы пенсионного обеспечения.
С.БУНТМАН: Все-таки какая-то гармонизация взаимоотношений экономических устремлений Москвы и области, я думаю, в перспективе должна быть. Потому что это неразделимо. Это такая условная граница МКАД.
В.ВАСИЛЬЕВ: Обязательно. Мы даже сегодня сталкиваемся с ситуаций, когда в Москве был введен с 1 июля налог с продаж в 2%, а в Подмосковье он не был введен в определенный момент. И мы просто понимали, что это даже экономически безграмотно. Конечно любой человек — предприниматель, торговец — выйдет за Кольцевую дорогу и там будет продавать товар, который идет без этой наценки и, соответственно, он будет иметь большего потребителя. Да и москвичу не так уже сложно выехать за Кольцевую и приобрести там что-либо, причем в массовом порядке.
С.БУНТМАН: Получается оффшор московский.
В.ВАСИЛЬЕВ: Я думаю, что на сегодняшний день, конечно, есть сотрудничество между Московской Городской Думой и подмосковной Думой, но как депутат я бы сказал, что, наверно, оно еще недостаточно плотное, недостаточно проработанное в мелочах. И поэтому у нас такие ситуации иногда возникают.
С.БУНТМАН: Кстати, о налоге с продаж. С этим возникла коллизия по платным парковкам. В каком направлении сейчас движется Мосгордума?
В.ВАСИЛЬЕВ: По платным парковкам вопрос муссировался очень долго, особенно в предвыборной кампании. Противники нынешнего мэра говорили о том, что это поток черного нала, что это совершенно неучтенные деньги. И действительно, те исследования, те слушания, которые проводились у нас, привели к определенным результатам. Мы увидели, что нет определенной системы в организации этих парковок, а та центральная организация, которая призвана была всю эту системность провести и организовать поток денег в бюджет, а не в карман каких-либо частных дельцов, — она со своей задачей, как мы считаем, не справилась. Результатом стало снятие руководителя данного государственного унитарного предприятия. Но вопрос этот еще не окончен, потому что в Москве по последним подсчетам требуется еще порядка 100 тысяч мест для стоянок. Но думаю, что в течение этого года этот вопрос будет проработан и мы все-таки его упорядочим. Он должен работать и на тех, кто организовывает стоянки все-таки это вид бизнеса, а не простоИ на тех, кто ими пользуется. И в тот же момент, это, в конце концов, московская земля, это не чья-то частная собственность, поэтому доходы должны идти в московский бюджет, а потом на реализацию те же социальных программ.
С.БУНТМАН: Это будет оформлено в форме закона?
В.ВАСИЛЬЕВ: Пока, я думаю, что это будет оформлено вообще в виде какой-то структурной системы. Мы должны понять, кто должен стоять во главе всего этого, кто возьмет на себя ответственность за то, чтобы там, на всех этих стоянках были или кассовые аппараты или какие-то формы учета, когда мы знаем, что деньги пошли не в карман, а они прокрутились через кассу, через налоговую инспекцию, через все наши контролирующие органы и каждый получил то, что ему положено.
В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы был Владимир Васильев, депутат Мосгордумы.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире