04 января 2000
Z Интервью Все выпуски

Предстоящее 5 января внеочередное заседание Совета Федерации по вопросу о назначении даты досрочных выборов президента России.


Время выхода в эфир: 04 января 2000, 15:30

4 января 2000 года
В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы Сергей Собянин, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
Эфир ведет Ирина Меркулова.

И.МЕРКУЛОВА: Завтра Совет Федерации собирается на внеочередное заседание, чтобы обсудить один-единственный вопрос: назначение даты досрочных выборов президента России. Скажите, какова будет сама процедура?
С.СОБЯНИН: Процедура будет обычной для принятия постановления. Вначале комитет выработает проект постановления
И.МЕРКУЛОВА: Ваш комитет?
С.СОБЯНИН: Да, наш комитет. Затем мы доложим ситуацию Совету Федерации, Совет Федерации примет соответствующее решение.
И.МЕРКУЛОВА: Наверняка какие-то проекты уже есть. Что написано в проекте постановления?
С.СОБЯНИН: В этом нет никакого секрета, тем более что вариантов не так много. Проект будет говорить о 26 марта, как о дне выборов президента. Дело в том, что, в соответствии с федеральным законом, который, я надеюсь, будет опубликован в ближайшее время, скорее всего завтра, прописано, что выборы проводятся в последнее воскресенье перед истечением трехмесячного срока со дня отставки президента. А это и означает 26 марта.
И.МЕРКУЛОВА: Без закона вы, соответственно, не можете обсуждать этот вопрос? Я напомню, что в связи с новогодними праздниками пресса у нас не выходила. Но российские газеты обещают завтра опубликовать закон.
С.СОБЯНИН: Это не совсем так. Дело в том, что есть закон об основных гарантиях прав избирателей, где тоже прописана ситуация, что происходит в случае досрочных выборов в связи с досрочным прекращением полномочий либо президента, либо губернатора, либо законодательного органа. Там также прописано, что решение должно приниматься в течение 14 дней, и также прописаны сроки, по которым должны проходить эти выборы. Там нет достаточно четкой рекомендации, какая есть в законе о выборах президента. Тем не менее, данный закон позволяет Совету Федерации принять решение о дате выборов президента, даже если закон о выборах президента не будет опубликован.
И.МЕРКУЛОВА: Как настроены сенаторы, как Вы прогнозируете исход завтрашнего голосования?
С.СОБЯНИН: Мне трудно сказать, как настроены сенаторы. Я не занимался социологическими опросами, тем более это сложно делать: мы находимся в послепраздничном периоде. Я думаю, что на самом деле, если идти по логике закона, по логике Конституции, то выбор у нас небольшой.
И.МЕРКУЛОВА: Путин приедет завтра в Совет Федерации?
С.СОБЯНИН: Сложно сказать, хотя есть такие варианты. А приедет он или не приедет это будет уже выражение его воли.
И.МЕРКУЛОВА: Ходят слухи, что может быть просьба к Совету Федерации о том, чтобы назначили выборы раньше.
С.СОБЯНИН: Я слышал, о чем говорил Баглай, председатель Конституционного суда что теоретически есть возможность назначить выборы на более ранний срок и вполне возможно, что Путин попросит Совет Федерации об этом. Мне кажется, здесь есть некая неточность. В соответствии с Конституцией — Баглай прав — в течение трех месяцев проводятся выборы, и в Конституции не написан какой-то более ранний срок вполне теоретически возможно И в той же Конституции есть ссылка на то, что выборы президента проводятся на основании федерального закона. В федеральном законе эта ситуация прописана достаточно четко, поэтому назначить дату выборов на более ранний срок вряд ли представляется возможным.
И.МЕРКУЛОВА: Но зато много неточностей и в законе о порядке То есть его просто нет закона о порядке передачи полномочий.
С.СОБЯНИН: передачи президентских полномочий. Да, такого закона не существует. Есть два варианта, причем один вариант был проработан достаточно сильно. Государственная Дума приняла его в трех чтениях, и Совет Федерации его отклонил. К сожалению, в этом законе речь шла в большей степени об отставке президента в связи с его неспособностью осуществлять полномочия, медицинскими комиссиями и так далее. Сама же процедура передачи там прописана была тоже достаточно слабо. А во-вторых, Конституция Российской Федерации какие-то наиболее важные моменты передачи полномочий определяет, как она определила и то, что в случае досрочной отставки президента исполнение его полномочий осуществляет премьер-министр правительства Российской Федерации, вплоть до избрания и вступления в должность нового президента. Поэтому я не думаю, что есть какая-то трагедия в том, что нет этого закона, и я думаю, что не возникнет каких-то юридических проблем.
И.МЕРКУЛОВА: Но он же, наверно, нужен.
С.СОБЯНИН: Конечно. Но вообще всякий процесс, тем более такой, должен четко регламентировать не только какие-то основные моменты, но и всю технологию. Тем более, что речь идет о национальной безопасности, о ядерной кнопке пресловутой и так далее. Я думаю, что такой закон должен появиться. И он появится. Главное чтобы он не был политизирован и он не должен быть сделан под какую-то личность и под какую-то конкретную ситуацию.
И.МЕРКУЛОВА: В связи с передачей полномочий возникает много вопросов. Записано ведь, что полномочия переходят к председателю правительства, фамилий никаких нет.
С.СОБЯНИН: Абсолютно правильно.
И.МЕРКУЛОВА: Если, не дай бог, что-нибудь происходит, если Путин не председатель правительства, что со страной произойдет?
С.СОБЯНИН: На самом деле это так. В том смысле, что нет указаний на фамилии ни в указе президента. Вы, наверно, заметили, что исполнение обязанностей президента возлагается на председателя правительства Российской Федерации, и стоит точка. Там нет ни фамилии Путина, или чьей-то другой. Потому что, в соответствии с Конституцией, исполняет обязанности председатель правительства. Не человек по фамилии Иванов или Петров, а председатель правительства. И он исполняет обязанности президента до тех пор, пока он является председателем правительства и пока не будет избран новый президент. Это достаточно четко прописано, и я думаю, здесь двух мнений на этот счет быть не может. Я думаю, дай бог, чтобы ничего не случилось в этой ситуации.
И.МЕРКУЛОВА: Давайте немного поговорим о выборах президента. Закон был подписан Ельциным, мы ждем опубликования. Там появилось много нового. Может быть, не так много, но, тем не менее, какие-то новые моменты есть
С.СОБЯНИН: Есть, конечно, новые моменты. Юристы считают закон наиболее проработанным из всех выборных законов, а в Совете Федерации он был принят практически единогласно, и никаких серьезных замечаний по этому закону не возникло. Там прописаны и новые сроки избрания президента, порядок предоставления декларации об имуществе как кандидата в президенты, так и семьи кандидата в президенты, чего не было в прошлом законе. Там прописаны моменты, связанные с предоставлением информации о прежних судимостях, если таковые есть, ряд процедурных опросов, связанных с общением со средствами массовой информации и так далее. То есть там целый комплекс вопросов, который урегулирован более четко, который поставит больший заслон криминалу, даст большие возможности стране, людям, населению знать о том, кого мы избираем, какой у него имущественный ценз и так далее.
И.МЕРКУЛОВА: Сейчас появились разговоры о том, что в связи с тем, что получается такая короткая избирательная кампания, необходим миллион подписей. Этот порог может быть снижен до 500 тысяч. Это реально?
С.СОБЯНИН: Я не думаю, что порог будет снижен. Все должно быть сделано в соответствии с выборным законом, никто в период выборов этот закон менять не может и не должен, сроки выборной кампании будут сокращены, это действительно так. Это прописано в самом законе они на четверть сокращаются в среднем, эти сроки. Но я думаю, они достаточны для того, чтобы собрать эти подписи и определить людей, кандидатов, которые теоретически и практически готовы идти на выборную кампанию.
И.МЕРКУЛОВА: Говорим о завтрашнем заседании Совета Федерации, которое должно назначить дату досрочных выборов президента России. Если вдруг Совет Федерации этого не сделает по каким-либо причинам что будет тогда?
С.СОБЯНИН: Ситуация, как ни странно, достаточно проста. В законе о выборах президента есть специальная статья, посвященная этой ситуации. Тогда Центральная избирательная комиссия сама принимает решение о назначении выборов — если Совет Федерации в течение 14 дней не принимает это решение. И сроки выборов тогда, действительно, будут иными. Сроки назначаются либо на первое, либо на второе воскресенье, следующее за трехмесячным сроком после отставки президента.
И.МЕРКУЛОВА: То есть теоретически они могут быть позже?
С.СОБЯНИН: Да, на неделю или на две, в зависимости от решения Центральной избирательной комиссии, эти сроки могут подвинуть.
И.МЕРКУЛОВА: Но будем надеяться, что сенаторы завтра скажут свое слово.
С.СОБЯНИН: Я практически в этом уверен.
И.МЕРКУЛОВА: Сейчас много говорят о том, что нужно менять Конституцию. И некоторые предлагают даже изменить ее до президентских выборов. Как Вам кажется, возможен такой вариант?
С.СОБЯНИН: Я думаю, что ни теоретически, ни практически такой вариант уже невозможен. Дело в том, что чтобы изменить статьи Конституции, которые меняются не на референдуме, а Конституционным собранием, за исключением 1, 9-й глав, они проходят следующую процедуру: Государственная Дума принимает двумя третями решение, затем двумя третями принимает решение Совет Федерации, и затем в течение года принимают решение субъекты Российской Федерации. И если две трети субъектов одобрят это решение — только тогда президент подписывает и эти изменения вступают в силу. Вы понимаете, что это процесс достаточно длительный. А учитывая то, что Государственная Дума даже того созыва не смогла принять ни одной поправки к Конституции, вряд ли теоретически возможно, что нынешняя Дума, которая по сути дела еще не организовалась, в которой нет ни председателя Думы, ни председателя комитетов, у которой нет ни плана работы вразумительного вдруг она начнет с поправок к Конституции. Я думаю, что это дело длительной перспективы.
И.МЕРКУЛОВА: Но в принципе это необходимо сделать, чтобы уравновесить ветви власти?
С.СОБЯНИН: На самом деле можно, конечно, говорить на эти темы. Но любое из нынешних предложений по тому, как сбалансировать, уравновесить ситуацию власти может как раз ее разбалансировать. Вот предлагается простой вариант, по которому председатель правительства будет освобождаться только с согласия Государственной Думы. Казалось бы: да, мы добиваемся стабильности в структуре правительства. Председатель правительства не может освобождаться раз в две недели, он будет обеспечен решением Государственной Думы, поддержкой Государственной Думы. С другой стороны, у нас есть прекрасный пример, когда Генеральный прокурор освобождается только по решениям Совета Федерации, по предложению президента. Мы не видим ни стабильности, ни улучшения политической ситуации. Мы видим явный политический тупик, в котором мы находимся уже около года. Поэтому при принятии таких поправок нужно взвешивать все нюансы, все какие-то варианты и не строить эти изменения под какого-то конкретного президента и конкретную ситуацию. Мы никогда не угадаем реальность.
И.МЕРКУЛОВА: Дума может сделать что-то такое, чтобы выборы не состоялись? Предположим, объявить вотум недоверия Путину. Он же не может распустить Думу?
С.СОБЯНИН: Да, он не может распустить Думу. На выборных сроках и на сроках выборов это ни коим образом не скажется это во-первых. А во-вторых, это недоверие Дума должна подтвердить в течение трех месяцев. То есть дважды она должна выразить недоверие это второе. И третье решение о роспуске правительства должен принять президент, а в этом случае исполняющий обязанности президента. Исполняющий обязанности президента Путин должен принять решение о роспуске правительства, которое возглавляет Путин. Налицо абсурдная ситуация, которая теоретически возможна, а практически это просто невозможно. А если смотреть на эту ситуацию с правовой стороны, здесь тоже возникают проблемы. Дело в том, что в соответствии с 92-й статьей Конституции исполняющий обязанности президента не имеет права распускать Государственную Думу. В соответствии со 117-й статьей президент должен выбрать одно из двух: либо распустить Думу, либо отправить в отставку правительство. Получается, эта статья в полном объеме не действует. Одна половина этой статьи действует, другая не действует. Тогда можно, проведя юридический анализ, сделать вывод, что и в целом эта статья не может действовать. То есть до выборов президента Государственная Дума в принципе не должна, не может выразить недоверия правительству. И я думаю, что если обратится Конституционный суд к этой проблеме, он именно такое решение и вынесет.
И.МЕРКУЛОВА: Какими Вам видятся отношения Путина и Думы?
С.СОБЯНИН: Я думаю, на сегодняшний день они достаточно благоприятные для премьер-министра и для исполняющего обязанности президента. Я не знаю ни одной фракции, которая бы в какой-то резкой форме выступила бы за выражение недоверия премьер-министру или полное несогласие с политикой, которую он проводит. Наоборот, особенно в преддверии думских выборов большинство из них выражали поддержку правительству Путина.
И.МЕРКУЛОВА: Вопросы на пейджер: Скажите пожалуйста, какова юридическая сила указов Путина о гарантиях Ельцину?
С.СОБЯНИН: В соответствии с решением Конституционного суда президент может издавать нормативно-правовые акты, которые восполняют правовое поле. И если какая-то проблема не прописана федеральным законом, то президент временно может издать указ до принятия соответствующего федерального закона, и он будет действовать и иметь силу закона. Поэтому я думаю, что этот указ будет действовать до принятия соответствующего федерального закона. Но мне кажется, что обязательно нужно, чтобы либо администрация президента, либо министерство юстиции внесло соответствующий проект закона. И Государственная Дума должна принять соответствующий закон.
И.МЕРКУЛОВА: Вопрос на пейджер: Как можно собрать миллион подписей за такой короткий срок? К вопросу о потенциальных кандидатах.
С.СОБЯНИН: Я не помню, в какие сроки были собраны подписи что-то около 2 миллионов собрал СПС в поддержку референдума. Они собрали подписи буквально за месяц.
И.МЕРКУЛОВА: К какому сроку нужно сдать подписи?
С.СОБЯНИН: По этому закону не позднее 20 февраля.
И.МЕРКУЛОВА: То есть почти месяц.
С.СОБЯНИН: Почти месяц. Я думаю, это достаточный срок для того, чтобы собрать подписи. Опыт у нас в России теперь уже огромный, и я думаю, что реальным кандидатам не составит труда собрать эти подписи. Мы же должны понимать, для его эти подписи собираются. Эти подписи собираются для того, чтобы отсечь каких-то выскочек, которые на самом деле не пользуются поддержкой населения, а могут просто выстроиться в огромный список, из-за которого избирателю тяжело будет работать в день выборов.
И.МЕРКУЛОВА: Кстати, по новому закону о выборах президента нельзя вносить денежный залог вместо подписей?
С.СОБЯНИН: Да. Эти сроки сбора подписей и количество подписей как раз и покажут, кто же действительно сегодня готов стать реальным президентом. Если сегодня у Путина есть серьезная социальная база и политическая поддержка, я думаю, никаких проблем не составит собрать миллион подписей. Если у кого-то есть такая же база ради бога.
И.МЕРКУЛОВА: Вопрос на пейджер: Какова дальнейшая судьба Юрия Скуратова?
С.СОБЯНИН: Здесь есть несколько вариантов на самом деле. Дело в том, что президент, который вносил предложение об отставке Скуратова, досрочно прекратил свои полномочия. И теперь возникает несколько вариантов продолжения этой ситуации. Первый вариант это просто ждать окончания уголовного дела, возбужденного в отношении Скуратова, второй вариант что Путин внесет соответствующее предложение в Совет Федерации о досрочном освобождении Скуратова от его должности. И третий вариант думаю, он тоже имеет право на жизнь что мы должны дождаться избрания президента, и новый президент внесет новую кандидатуру Генерального прокурора, хотя это не обязательно по Конституции.
И.МЕРКУЛОВА: Вопрос на пейджер: О каких честных президентских выборах может идти речь, когда все и всё работает на Путина?
С.СОБЯНИН: Вообще у нас ситуация, когда появляется явный кандидат и другого не может быть. Если бы у нас было несколько сильных кандидатов, обладающих потенциальной политической поддержкой, то не все и вся работало бы на Путина. Вы же помните ситуацию, в которой находился президент, премьер-министр, когда политическое отношение к нему было другое. Я просто не хочу этого слова говорить, но они выглядели как мальчики для битья. О них писали плохо все кому не лень. Сегодня изменилась ситуация, есть явная общественная политическая поддержка Путина, и сегодня изменилось отношение прессы к нему. А то, что человек, находящийся у власти, обладает административными ресурсами и любой на его месте обладал бы этими административными ресурсами, с этим ничего не поделаешь.
В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы был Сергей Собянин, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире